Содержание
Введение3
Глава 1. Теоретические основы вопросов текучести и стабильности кадров ОВД7
1.1. Кадровый состав Министерства внутренних дел Российской Федерации7
1.2 Анализ современных процессов реформирования Министерства внутренних дел Российской Федерации14
1.3 Современное состояние текучести кадров Министерства внутренних дел Российской Федерации27
Глава 2. Анализ текучести кадров в условиях реформирования структуры МВД РФ и совершенствование деятельности по снижению её показателей на примере ГИБДД УВД Новгородской области39
2.1 Причины текучести кадров и способы ее минимизации на примере ГИБДД УВД Новгородской области39
2.2 Проблемы и перспективы минимизации текучести кадров ГИБДД УВД Новгородской области43
2.3. Рекомендации по снижению показателей текучести кадров в ОВД47
Заключение58
Список литературы и источников60
Выдержка из текста работы
Связи с общественностью в Российской Федерации все чаще привлекают внимание, как исследователей, так и практиков управления в политической, экономической, социальной и других сферах общественной жизни. С переходом страны к демократии и рыночным отношениям интерес к данному социальному феномену непрерывно растет.
Не остались в стороне и органы внутренних дел. С середины восьмидесятых годов прошлого века методы, способы, формы, технологии организации связей с общественностью активно внедряются в их деятельность. За это время в РФ принят комплекс нормативных актов Закон РФ от 27.12.1991г. «О средствах массовой информации».// СЗ РФ. 1992. №9. Ст.1132; Закон РФ от 21.07.1993г. «О государственной тайне».// СЗ РФ. 1993. №30. Ст. 3124; Федеральный закон РФ от 11.08.1994г. «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации».// СЗ РФ. 1994. №32. Ст.3456; Федеральный закон РФ от 25.01.1995г. «Об информации, информатизации и защите информации».// СЗ РФ. 1995. №3. Ст.1230; Федеральный закон РФ от 18.10.1995г. «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации».// СЗ РФ. 1995. №48. Ст.5128; Федеральный закон РФ от 5.06.1996г. «Об участии в международном информационном обмене».// СЗ РФ. 1996. №25. Ст.2135., регулирующих указанный вид деятельности, создана система специализированных подразделений, в Академии управления МВД России организована и проводится подготовка и переподготовка специалистов в данной сфере.
Пресс-служба органов внутренних дел постоянно развивается и совершенствуется. Вместе с тем, это развитие носит сложный и противоречивый характер и связано с целым рядом проблем как теоретического, так и практического характера.
На сегодняшний день теоретическая разработка проблематики связей с общественностью органов внутренних дел, несмотря на всю её актуальность, к сожалению, находится на начальном этапе. Недостаточный уровень разработки концепции связей с общественностью органов внутренних дел в теории оказывает негативное влияние на эффективность деятельности всех служб и подразделений органов внутренних дел на практике.
Потенциал связей с общественностью используется недостаточно, что влечет за собой невозможность решения целого ряда задач, стоящих перед органами внутренних дел, в том числе отмеченной Министром внутренних дел Российской федерации Р.Г. Нургалиевым задачи «стать предельно открытыми для общества, повысить результативность социально-правового обслуживания населения. Добиться, чтобы действия полиции были прозрачны, понятны людям и получали их поддержку» Послание Президента Российской Федерации Путина В.В. Федеральному Собранию Российской Федерации от 25.04.2005 г. «О важнейших общенациональных задачах» // Российская газета. — 2005. — 26 апреля..
Эти обстоятельства, в первую очередь, обусловливают значимость и актуальность данной работы.
Объектом исследования курсовой работы является работа пресс-службы ГУ МВД по Самарской области.
Предметом же исследования обозначены особенности структуры пресс-службы силовых ведомств и основные направления совершенствования деятельности этого подразделения.
Цель работы — рассмотреть основные аспекты деятельности пресс-службы ГУВД города и предложить ряд мер по усовершенствованию этой деятельности.
Исходя из цели курсовой работы, поставлены следующие задачи:
1. Изучить общие принципы организации работы пресс-служб в органах государственной власти;
2. Определить основные принципы работы органов внутренних дел с общественностью;
3. Рассмотреть структуру и основные функции работников пресс-службы ГУВД города Самары;
4. Выделить основные направления работы пресс-службы ГУВД по Самарской области
5. Разработать рекомендации по реализации основных направлений оптимизации деятельности пресс-служб органов внутренних дел.
1. Деятельность пресс-службы в органах государственной власти
1.1 Общие принципы организации работы пресс-служб в органах государственной власти
Пресс-служба — постоянно действующая служба работы со средствами массовой информации при органах власти, крупных предприятиях, международных компаниях и др.
Пресс — служба является одним из системообразующих элементов, в полном объеме выполняющим все функции Public Relations и рассматривающимся в качестве одного из механизмов управления деятельностью органа власти.
Эффективную работу пресс-службы характеризуют следующие особенности:
1. Пресс-секретарь или руководитель пресс-службы должен иметь прямой выход на руководителя, обладать полной информацией о текущей деятельности.
2. Деятельность пресс-службы строится в строгом соответствии с целями и задачами органов власти на кратко-, средне- и долгосрочный периоды.
3. Пресс-секретарь или руководитель пресс-службы должен оперативно получать от других подразделений всю информацию, необходимую для реализации поставленных руководством задач.
4. Пресс-секретарь должен принимать участие в планировании мероприятии с участием руководства, которым необходимо придать общественный резонанс.
5. Пресс-секретарь или руководитель пресс-службы должен пользоваться доверием, быть профессионалом в своей области и иметь хорошие контакты в журналистской среде. Бондаренко Т.А. О формах связи органов внутренних дел с общественностью / Бондаренко Т.А.-Хабаровск: Изд-во Дальневост. юрид. ин-та МВД РФ. 2005 г.
1.1.1 Основные направления деятельности пресс-служб
Основными направлениями деятельности пресс-служб являются:
1. Производство информации для целевой аудитории и распространение ее по каналам СМИ: изготовление информационной продукции, подготовка собственных печатных, теле- и радиоматериалов, организация работы с представителями СМИ на постоянной основе. Сюда входит распространение пресс-релизов, проведение пресс-конференций, брифингов, организация «круглых столов» и иных мероприятий.
2. Производство информации для специалистов и организаций, непосредственно связанных с данным ведомством в своей повседневной деятельности: издание информационных сборников, выпуск малотиражных, рассчитанных на узко специальную аудиторию газет и журналов.
3. Подготовка внутриведомственной информации, в том числе отслеживание в СМИ оценочных и других данных о деятельности организации с целью поддержания благоприятного имиджа.
Ключевым моментом деятельности пресс-службы ГУВД является полноценная работа с населением. Для поддержания обратной связи с населением управление внутренних дел взяло на вооружение принципы работы общественной приемной. Еженедельно на оперативных сообщениях анализируются письма граждан, их обращения в приемную, происходит ознакомление с контент — анализом прессы и последующая корректировка рабочих планов службы PR.
Также для улучшения взаимодействия с населением в дежурной части ГУВД установлен «телефон доверия», прием обращений граждан по которому осуществляется круглосуточно.
Органы внутренних дел взаимодействуют со следующими целевыми аудиториями:
· Население
· Выборные должностные лица
· Служащие
· Средства массовой информации.
Необходимо уделять особое внимание к построению отношений со СМИ, потому что именно они играют ключевую роль в формировании фона отношений с другими целевыми аудиториями.
Наиболее эффективное взаимодействие с населением обеспечивают СМИ. Органы внутренних дел могут использовать несколько методов содействия СМИ в процессе распространения информации о данной структуре.
Представители СМИ должны быть обеспечены календарем мероприятий, реализуемых государственной организацией. Календарь полезен в связи с тем, что позволяет редакторам и репортерам распределить работу по освещению деятельности данной организации. Календарь менее информативен, чем новостной релиз или анонс события, которые при запросе журналистами раскрывают сущность и проблему каждого из мероприятий.
Следующий способ — распространение программы собрания или встречи директоров (повестки дня), на которые приглашаются журналисты в качестве пассивных или активных участников. Журналисты, анализируя повестку дня, решают на каких встречах или собраниях они будут присутствовать и информируют об этом ответственного за мероприятие.
За несколько дней до встречи им высылаются материалы по истории вопроса, что позволяет репортерам изучить проблематику вопросу и сформулировать тезисы, которые будут озвучены на встрече. Представитель пресс-службы ГУВД по возможности должен распространить как можно больше точной, полноценной и всеобъемлющей информации населению о проблеме.
Новостной релиз или анонс события должен быть составлен в формате, соответствующем определенному типу СМИ и направлен сотруднику, ответственному за данную группу новостей.
Газеты. Штат ежедневной газеты больше и носит специализированный характер, поэтому приходится контактировать с несколькими редакторами и репортерами. Еженедельная газета ориентирована на широкую аудиторию, оказывает большее влияние на мнение населения, характер статей лояльнее.
Организация способов контактов различается от типа газеты: федеральная, региональная или городская. В городские или региональные газеты достаточно рассылать сообщение одному редактору. В федеральные газеты рекомендуется осуществлять рассылку в различные отделы.
Радио. Контакты с новостными радио — каналами будут более обширными и многоплановыми, чем, например, со станциями, транслирующими популярную музыку, которым требуются короткие и точные сообщения без комментариев экспертов. Необходимо рассылать два типа новостных релизов: «важные политические новости» и «новости для перерыва». Радио — репортеры используют новостные релизы в качестве бэкграунда и обычно зачитывают их, например, перед прямым эфиром с конференции. В связи с этим новостной релиз должен легко усваиваться на слух.
Телевидение. Пресс-служба ГУВД должна постоянно поддерживать контакт с редактором отдела новостей и репортерами, отражающими новости данного сектора государственной жизни. В отличие от радио и прессы, телевидение требует наличия в мероприятие визуального эффекта. Если таковой отсутствует, вероятность трансляции события по телевидению невелика. Пресс-конференции и другие события, происходящие в первой половине дня, имеют больше шансов быть освещенными в телепрограммах, чем вечерние встречи руководителей отдела, так как вечером количество телеоператоров и камер уменьшается. Эффективнее приглашать телевидение в пресс-центр и сообщать предпринятые действия за определенный период, где не требуется визуальная поддержка. Необходимо организовывать участие представителей ГУВД в ток-шоу, в аналитических программах.
Однако нельзя не отметить положительные стороны Интернет — источников, такие как высокая скорость подачи информации, доступность не только в пределах страны, но и за рубежом, а также сохранение архива новостей. Бакунина Н. Пресс-служба в законодательных органах власти субъектов Российской федерации/Н.Бакунина//Человек и закон.-2008.-№5.С39-42.
Не случайно УВД всех регионов страны активно обновляют официальные сайты и интернет — страницы, в том числе и ГУВД Самарской области.
1.1.2 Менеджмент новостей в пресс-службе органов государственной власти
Управление новостью в ОВД зачастую становится единственно доступным инструментом, не ассоциирующимся с манипулятивными технологиями. В правовом государстве неприемлемо давление на общественное мнение, оно должно быть объективным и независимым.
Менеджмент новостей особо значим в кризисных ситуациях: будь то забастовка, или неправильно истолкованное выступление первого лица. Целью является принятие правильной линии работы с масс-медиа. Освещение неблагоприятным образом того или иного события телевизионными каналами или его умолчание — типичная ситуация нашей современной истории.
Поскольку новости являются отражением внимания общественного мнения к тому или иному вопросу, то менеджмент новостей и стал тем инструментом, который дает возможность вводить элементы управления в сферу, казалось бы неподдающуюся управлению. Михеева В.В. Необходимость развития имиджа Пр—служб в муниципальных органах власти на современном этапе //Соц.-гуманит. знания.- 2007.- Ю 5. — 337с.
В качестве характеристик формирования новостного пространства выступают отбор событий и придание значимости новостям. Можно заменить или не заметить событие. Можно занизить или усилить его. В новостной плоскости происшедшее событие может тормозиться, а может ускоряться. В качестве инструмента торможения выступают: замена новой ситуацией, смещение акцентов. Инструментами ускорения являются акцент на важности, присоединение к другому яркому событию, использование комментариев.
Говоря о торможении, необходимо отметить, что негативное (как и позитивное) событие имеет определенный срок жизни, то за срок 7-10 дней оно полностью «выветривается» из массового сознания. Поэтому в ряде случаев нет необходимости в опровержениях, поскольку «негатив» умрет и сам.
Возможна такая форма управления, как отбор событий. То есть составление списка мероприятий, в которых необходимо участие главы УВД. Управляя новостью, можно организовать утечку информации, призванной привлечь внимание к нужной проблеме.
Существует большое количество способов менеджмента новостей, которые обычно являются «секретными технологиями». Лаврова Л.Е. Средства массовой информации и органы внутренних дел.- М., «Феникс». 1997г. С. 67-69
1.2 Органы внутренних дел и общественность
Взаимодействие органов внутренних дел с общественностью представляет собой социально-проектную работу. Она предполагает:
-тематическое планирование распространяемой информации;
-проектирование системы связей с субъектами, участвующими в информационном процессе.
Цель тематического планирования — фиксация обязательно освещаемого в процессе информирования круга проблем. В информационном процессе рекомендуется охватить ряд тематических направлений, среди которых:
— распространение правовой информации в целях повышения правосознания населения;
— информирование населения о криминогенной ситуации и прогноз возможного ее развития;
— информирование о деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка, о состоянии и результатах отдельных направлений правоохранительной деятельности;
— освещение технической оснащенности, профессиональной подготовки личного состава, уровня мобильности и оперативности в работе сотрудников органов внутренних дел;
— информирование населения о конкретных правонарушениях и преступлениях, совершенных сотрудниками органов внутренних дел, о мерах, принятых в отношении данных сотрудников;
— распространение информации в интересах оперативно-розыскной работы;
— освещение состояния взаимоотношений органов внутренних дел с населением;
— освещение взаимоотношений силовых структур со СМИ и общественными организациями;
— морально-ценностная и правовая оценка деятельности СМИ при освещении деятельности органов внутренних дел.
Распространение указанной информации может осуществляться в форме:
— официального информирования; оперативного реагирования на конкретные ситуации;
— систематического распространения важной для населения информации.
Проектирование внешних связей предполагает:
— выявление точек напряжения в системе взаимодействия органов внутренних дел с субъектами, которые участвуют в информационный процесс;
— выявление возможных направлений совершенствования указанной системы;
— построение оптимальной модели взаимоотношений органов внутренних дел с субъектами информационной системы;
— уточнение способов взаимодействия с данными субъектами.
Выбор субъектов взаимодействия осуществляется исходя из их возможностей в информационном процессе и с точки зрения их функциональности (полезности и пригодности) в процессе формирования общественного мнения о деятельности органов внутренних дел.
Взаимодействия в зависимости от особенностей субъекта носят форму постоянных или кратковременных контактов и выражаются в непосредственной совместной деятельности либо в обмене информацией. При наличии такой возможности выбор основных и постоянных каналов распространения информации следует осуществлять на основе показателей рейтинга СМИ среди населения данной территории. Лаврова Л.Е. Средства массовой информации и органы внутренних дел.- М., «Феникс». 1997г. с. 89-91
2. Организация работы пресс-службы органов внутренних дел г. Самары
2.1 Структура и основные функции работников пресс-службы ГУВД города Самары
Пресс-служба главного управления МВД России по Самарской области является структурным подразделением главного управления МВД России по федеральному округу и создана в целях информационного обеспечения и пропаганды оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел в средствах массовой информации. Пресс-служба в своей работе руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России. Структура пресс-службы определяется в приказе МВД № 888 от 12 октября 2007 года по вопросам деятельности подразделений информации и общественных связей органов внутренних дел РФ.
Она состоит из отделов, отделений, групп информации и ответственных по связям со СМИ. Иерархичное управление подразумевает управление сверху вниз и получение информации снизу вверх. Все указания МВД сначала поступают в ГУВД (области), затем ГУВД создает на их основе свои распоряжения и приказы и направляет их в УВД, ОВД (города) и те в свою очередь точно так же направляют в районные управления. Отчеты о деятельности поступающие из районных управлений должны обрабатываться в УВД, ОВД и направляться выше и так далее. Чем выше структура, тем больше в ее штате находится сотрудников, необходимых для работы с большими объемами полученной информации. Структура пресс-службы МВД до конца не сформирована. Ежегодно из Министерства Внутренних Дел России поступает более ста приказов и распоряжений касающихся структуры пресс-службы, отчетных документов и деятельности пресс-служб МВД. Работа пресс-службы организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника за выполнение своих функциональных обязанностей и отдельных поручений.
Структура пресс-службы ГУВД г. Самара выглядит следующим образом:
Рис.
Каждый из сотрудников выполняет строго свою работу, определенную должностными обязанностями. Далее описываются должностные обязанности сотрудников пресс-службы ГУВД Самарской области.
1. Старший инспектор по особым поручениям. Группа по взаимодействию с электронными СМИ.
-способствует расширению на общероссйиских и региональных телеканалах постоянных информационно-тематических программ и рубрик.
-содействует выпуску хроникальных и художественных кино-видеофильмов, отражающих положительные примеры действий сотрудников ОВД и граждан в охране общественного порядка.
-готовит и передает информационные и видеоматериалы в СМИ
-осуществляет прием представителей телекомпаний
-организует выступления в электронных СМИ руководителей ОВД
-Обеспечивает подготовку передачи ГУВД «За строкой закона»
-Оказывает содействие пресс-центру и редакции газеты ГУВД области «Право» в сборе криминальной информации.
2. Старший референт. Группа по взаимодействию с электронными СМИ.
-оказывает содействие пресс-центру и редакции газеты ГУВД области «Право» в сборе информации
-обеспечивает взаимодействие с районными телекомпаниями, организует выход в их эфире информационных, публицистических материалов, авторских телепередач и сюжетов
-организует в течении суток направление из ОВД в Отдел видеоматериалов о совершенных преступлениях, имеющих общественный резонанс.
-обеспечивает информационное сопровождение на телеканалах встреч руководства Главка с населением.
-готовит телесюжеты в программу «За строкой закона»
3. Референт. Группа по взаимодействию с электронными СМИ:
-обеспечивает видеосъемку проведения ОВД оперативно-профилактических мероприятий, рейдов, операций, выезжает для проведения видеосъемки на места преступлений и происшествий.
— оказывает содействие видеооператорам телекомпаний в получении материалов телегруппы.
-ведет мониторинг телеэфира, обеспечивает видеозапись сюжетов правоохранительной тематики и их учет.
4. Старший референт. Группа по взаимодействию с печатными СМИ.
-взаимодействует с ОВД по вопросам освещения их деятельности в СМИ.
-осуществляет аккредитацию журналистов при отделе.
-обеспечивает поздравление редакций СМИ, их рук-лей и аккредитованных журналистов.
-ведет обновление информация на сайте ГУВД по СО
-ведет накопление информация для СМИ
-обеспечивает непосредственное взаимодействие Отдела с пресс-службами органов исполнительной власти, правоохранительных органов, собственными корреспондентами центральных СМИ по области и по Приволжскому Федеральному округу, информационными структурами общественных организаций.
-обеспечивает связи ГУВД области с областными, городскими и районными СМИ, информационными агентствами.
-обеспечивает распространение в СМИ официальной информации о решениях руководства ГУВД Самарской области, затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций, происходящих событиях, участии сотрудников ОВД в обеспечении правопорядка и общественной безопасности.
-содействует выпуску публикаций в печати, распространению среди населения листовок, брошюр, буклетов, отражающих положительные примеры действий сотрудников ОВД и граждан в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и борьбе с преступностью.
-организует для журналистов встречи, пресс-конференции, брифинги, круглые столы, прямые линии с участием руководителей ГУВД области и ОВД.
-осуществляет прием представителей СМИ
-организует выступления в печатных СМИ руководителей ОВД.
5. Референт группы по взаимодействию с органами государственной и общественными объединениями.
-обеспечивает подписку на печатные издания, их получение на почте и ежедневный мониторинг.
-информирует начальника Отдела об освещении в СМИ деятельности ГУВД.
-готовит ежедневно для доклада СО справки, обзоры, пресс-дайджесты по материалам центральных и региональных СМИ.
-осуществляет сбор, анализ, обобщение и распространение информации о развитии общественно-политической, социально-экономической, межнациональной ситуации, межконфессиональных отношений в регионе, их влияние на состояние общественного порядка.
-изучает деятельность общественных и религиозных объединений, их влияние на криминальную обстановку в регионе, готовит справочные материалы о них руководству.
-участвует в исследовании общественного мнения.
-готовит аннотации к критическим публикациям с предложениями по решению затрагиваемых в нем проблем.
-осуществляет накопление, систематизацию и анализ материалов СМИ о деятельности ОВД и о предвыборных ситуациях.
-готовит по запросам аналитические справки об освещении в СМИ направлений деятельности ОВД.
-изучает по СМИ, анализирует и прогнозирует развитие обстановки в регионах со сложной оперативной обстановкой.
-участвует в проведении социологических исследований, анализе, изучении общественного мнения.
6. Зам.начальника отдела:
-координирует работу сотрудников
-готовит сводные данные о выступлениях руководящего состава ОВД в СМИ.
-ведет учет служебных проверок ОВД по линии взаимодействия со СМИ, устраняет выявленные недостатки.
-не допускает необоснованного отказа в предоставлении информации представителям СМИ со стороны сотрудников ОВД.
7. Начальник канцелярии
-организует учет и своевременную регистрацию поступающих в отдел жалоб
-ведение в полном объеме делопроизводства в отделе
8. Старший референт ОИОС ГУВД Самарской области
-рассматривает совместно с заинтересованными подразделениями ОВД критические выступления в СМИ.
-организует проведение совещаний, семинаров с руководителями и сотрудниками подразделений информации и общественных связей горрайорганов внутренних дел
-ведет учет сотрудников ОВД, назначенных на должности инспекторов по связям со СМИ.
-изучает и распространяет отечественный и зарубежный опыт информационного обеспечения деятельности ОВД, взаимодействию со СМИ и общественностью.
ГУВД также контролирует работу по изучению мнения населения о правоохранительных органах. В ГУВД отсылаются из УВД города справки и обзоры, связанные с этой проблемой. Также в УВД предоставляется информация в виде отчетов, справок и обзоров о количестве упоминаний в СМИ УВД города и информация о том, были эти материалы положительными, отрицательными или критическими.
Кроме этого ГУВД осуществляет контроль за проведением встреч сотрудников пресс-службы УВД города с лидерами различных общественных объединений, политических партий, религиозных организаций и т. д. Инспектор пресс-службы УВД регулярно проводит встречи с лидерами данных объединений, сообщает им их права и обязанности и отвечает на интересующие их вопросы.
Начальник и заместитель начальника информационно-аналитического отдела УВД города также следит за своевременностью, правильностью составления и сдачи справок, отчетов, обзоров.
Начальник штаба УВД города контролирует организацию пресс-службой всех мероприятий с участием как УВД города в целом, так и его представителей (профессиональные праздники, брифинги, пресс-конференции, прямые линии на радио), ответы на письма граждан, посылаемые в УВД. Также каждое утро старший инспектор по СМИ после прочтения свежей прессы относит данные материалы с пометками сначала начальнику штаба, а затем особенно важные публикации начальнику УВД города.
Такая сложная система подчинения приносит определенные сложности работникам пресс-службы. Но ее преимуществом является открытость дверей всех начальников для инспекторов по СМИ в любое время, что особенно необходимо в критических ситуациях. То есть, чтобы срочно добиться личной встречи с начальником ГУВД, когда необходимы комментарии для СМИ по какому-либо вопросу, работнику пресс-службы не надо предварительно идти к руководителю информационно-аналитического отдела или к начальнику штаба.
2.2 Основные направления работы пресс-службы ГУВД по Самарской области
Анализ Положения о пресс-службе показал, что к государственным служащим данного структурного подразделения предъявляются следующие требования:
1. уровень образования: работником пресс-службы может быть лицо, имеющее высшее журналистское образование и стаж работы по профессии не менее 5 лет;
2. иметь творческие наклонности: уметь на практике применять полученные знания и умения, творчески подходит к данному труду;
3. иметь соответствующий уровень компетенции.
Сфера деятельности руководителя пресс-службы заключается в:
1. Создании условий для оперативного распространения официальной информации о деятельности пресс-службы ГУВД г. Самары.
2. Совершенствовании взаимодействия с представителями местных, региональных, российских и зарубежных средств массовой информации.
3. Организации и проведении информационных мероприятий.
4. Оказании содействия российским и зарубежным журналистам в их профессиональной деятельности.
5. Развитии деловых связей с пресс-службами органов власти субъектов Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
6. Осуществлении подбора и расстановки кадров.
7. Контролировании исполнения поставленных задач.
8. Знании нормативно-правовых актов, касающихся деятельности средств массовой информации.
Основные виды деятельности, которые осуществляет пресс-служба ГУВД по Самарской области:
1. Мониторинг печатных изданий, материалов, вышедших на радио и телевидении. Работа с критическими материалами. Доклад руководству. Проведение служебной проверки по указанным материалам силами УВД города. Подготовка ответа в СМИ.
Ежедневно работа инспектора по СМИ в УВД города начинается с изучения материалов газет, распространяемых для широкой аудитории в данный день, а также с просмотра видеозаписей телевизионных новостей и аналитических передач. Все материалы, где хоть как-то упоминаются ОВД города, инспектору необходимо разделить на следующие группы: положительный отзыв, негатив, критика, скрытая критика. Такие материалы затем необходимо отнести на просмотр к начальнику штаба УВД города и к начальнику УВД города. Если материал в СМИ не является положительным отзывом, то инспектор по СМИ пишет рапорт о проверке подразделения ОВД, которое упоминается в негативном свете. После проведения проверки в пресс-службу из РОВД приходит отчет о проверке. По данному отчету УВД готовит и отсылает в СМИ ответ, в котором сообщает о проведении служебной проверки и наказании работников ОВД.
2. Изучение оперативной обстановки в городе, сложившейся за прошедшие сутки (сводка УВД г. Самары, сведения о совершенных преступлениях с разбивкой на виды преступлений). Выборка событий, отраженных в сводке, которые могут иметь широкий общественный резонанс, отражают оперативность полиции в раскрытии преступлений, с учетом сохранения служебной и государственной, частной тайны. Доведение оперативной сводки до представителей СМИ в телефонном режиме.
Ежедневно в первой половине дня представители СМИ звонят в пресс-службу УВД и просят предоставить информацию по оперативной сводке за прошедшие сутки. До этого предварительно производится выборка преступлений по следующим параметрам: преступление должно быть раскрытым и представлять определенный интерес для журналистов. Затем при предоставлении информации для СМИ необходимо сообщать данные таким образом, чтобы не раскрыть личность участников преступления. В последнее время, распространение такой информации для СМИ происходит за счет публикаций на сайте ГУ МВД по Самарской области.
Раскрытие личности участников преступления грозит инспекторам по взаимодействию со СМИ строгим наказанием вплоть до выговора, так как разглашение подобной информации может сильно помешать следствию, а также принести потерпевшему моральный ущерб (как правило, потерпевшие не желают, чтобы их имя фигурировала в новостях СМИ).
3. Подготовка и проведение пресс — конференций, брифингов, круглых столов.
Доведение до журналистов информации в телефонном режиме о том, где, когда и по какому поводу состоится брифинг. Подготовка вопросов для обсуждения на брифинге.
4. Обобщение отчетных сведений о работе со СМИ РУВД и строевых подразделений УВД.
Написание подобных справок готовится раз в квартал.
5. Подготовка прямых линий с начальниками УВД города на радио.
Составление вопросов, поиск людей для того, чтобы они задали данные вопросы в прямом радиоэфире. Подготовка ответов на вопросы.
6. Проведение опроса общественного мнения о деятельности ОВД. Подсчет результатов опроса. Подготовка справки и сравнительного обзора по поводу данного опроса.
Основной задачей сотрудников пресс-службы является формирование объективного мнения о деятельности ГУВД и положительного образа сотрудника полиции в целом.
7. Подготовка ответов на письма граждан, присылаемых в органы внутренних дел.
8. Участие в организации работы с религиозными организациями и политическими партиями, общественными организациями и т. д.
В пресс- службе ГУВД хранятся архивы, где есть самые полные данные об этих структурах (адреса штаб-квартир, подробная информация о руководителях, даты и время проведения собраний и митингов). Раз в квартал инспектор по СМИ ГУВД города обязан проводить разъяснительную работу с гражданами, состоящими в религиозной, либо в политической организации. Инспектор доносит до граждан их права и обязанности в связи с Законом Российской Федерации, принятым по поводу данной организации.
Важным направлением в работе информационно-аналитического отдела ГУВД является взаимодействие с религиозными объединениями. Так как в соответствии со ст. 6 Федерального Закона от 25.06.1998 №125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» запрещено создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях, а также запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.
Как сказано в ст. 17 указанного закона, религиозные организации вправе производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения, религиозные организации пользуются исключительным правом учреждения организаций, издающих богослужебную литературу и производящих предметы культового назначения, но литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые религиозными организациями, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации.
На основании ст.16 закона существует строгий перечень мест, где могут совершаться религиозные обряды и церемонии, в иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.
В соответствии со ст. 18 настоящего Закона государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий. Федеральный Закон от 26.09.1997 №125-ФЗ (ред. от 29.06.2004) «О свободе совести и религиозных объединениях».
Пресс-служба ГУВД города активно следит за деятельностью общественных объединений г. Самары, так как на основании ст. 15 Федерального Закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах — общедоступной.
В соответствии со ст. 16 указанного закона запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.
Как сказано в ст. 19 Федерального Закона, органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений.
В соответствии со ст. 42 закона деятельность общественного объединения может быть также приостановлена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным Законом «О противодействии экстремистской деятельности». Федеральный Закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 02.11.2004) «Об общественных объединениях».
Выполняя свою работу, сотрудники пресс-службы ГУВД в некоторой степени также ориентируются и на Федеральный Закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях».
Как сказано в ст. 8 указанного закона, деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации и политические партии действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.
На основании ст. 9 закона запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности и не допускается создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях.
В соответствии со ст. 10 закона вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается.
Как сказано в ст. 27 закона, политические партии обязаны ежегодно представлять в уполномоченные органы информацию о численности членов политической партии в каждом из региональных отделений, о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения постоянно действующего руководящего органа и допускать представителей уполномоченных органов на открытые мероприятия (в том числе на съезды, конференции или общие собрания), проводимые политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями.
В соответствии со ст. 38 закона органы вправе не чаще одного раза в год знакомиться с документами политических партий и их региональных отделений, подтверждающими наличие региональных отделений, число членов политической партии и число членов каждого регионального отделения политической партии. Федеральный Закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 28.12.2004) «О политических партиях».
9. Помощь в организации подготовки сюжетов для телевидения.
В основном, это сюжеты для специальных передач, посвященных криминальной тематике, таких как «За строкой закона», а также новостных передач.
10. Обеспечение координации действий служб ГУВД при разработке нормативных и иных документов по проблемам управления, аналитических и справочных материалов для руководства ГУВД.
11. Контроль за работой телефона доверия.
12. Осуществление контроля за сбором, анализом, обобщением и распространением информации о развитии общественно- политической, межнациональной ситуации, межконфессиональных отношений, их влияния на состояние общественного порядка в городе (осуществление организации встреч, проведение совещания, семинаров руководства РУВД, УВД с руководителями органов государственной власти, лидерами политических партий и движений, изучение их деятельности).
13. Изучение, оценка, анализ и обобщение информации о состоянии правопорядка и борьбы с преступностью, организация и подготовка материалов в городские, краевые и общероссийские СМИ о деятельности ГУВД города.
14. Также важной функцией пресс-службы ГУВД является обобщение отчетов РУВД и контроль над ними.
Отчеты, как правило, посвящены опросам общественного мнения о деятельности полиции, а также количеству и направленности (положительные, отрицательные, критические) материалов в СМИ о деятельности того или иного РУВД.
Кроме того, инспекторы по взаимодействию со СМИ ГУВД оказывают помощь в подготовке репортажей для СМИ города, если съемка должна проходить непосредственно в самом ГУВД.
Чтобы деятельность пресс-службы была плодотворной, она должна иметь соответствующее материально-техническое, информационно-технологическое и транспортное обеспечение.
Можно сказать, что пресс-служба ГУВД г. Самары этим обеспечена.
Оснащенность этой структуры системами связи и коммуникации, позволяет оперативно связываться со средствами массовой информации для передачи соответствующей информации и наоборот.
Для качественной подготовки материалов, направляемых в средства массовой информации, специалисты пресс-службы могут обращаться за необходимой информацией в подразделения ГУВД.
Анализ деятельности пресс-службы ГУВД г. Самары позволяет отметить в ее работе как положительные стороны, так и определенные моменты, характеризующиеся недостаточным использованием имеющегося в распоряжении пресс-службы потенциала.
В работе со средствами массовой информации, а именно: ведение списков журналистов, индивидуальная работа с ними, отслеживание выходящих в СМИ материалов, их систематизация, анализ, доведение этой информации до начальника пресс-службы, (а потом и до начальства ГУВД города), проведение пресс-конференций, создание пресс-релизов и собственных телевизионных программ, наличие в областных и городских изданиях полос, подготавливаемых пресс-службой, и другая деятельность пресс-службы может быть признана хорошей, если принять во внимание ряд замечаний и рекомендаций:
1. Несмотря на упоминание в качестве одной из задач деятельности пресс-службы ГУВД г. Самары формирования через СМИ общественного мнения о деятельности правоохранительных структур, приходится признать, что данная работа не имеет целенаправленного характера, не преследуется четкая цель сформировать у населения тот или иной конкретный образ, обладающий какими-либо положительными социально-значимыми характеристиками;
2. Не осуществляется и мониторинг общественного мнения, не выявляются общественно-важные вопросы, считающиеся населением первоочередными для решения их пресс-службой в рамках своей компетенции;
3. Не производится анализ эффективности производства выпускаемых телепередач, газетных полос. В связи с немалой себестоимостью производства телепрограмм, осуществляемых ГУВД г. Самары и ограниченностью ее бюджета, предлагается периодически выяснять рейтинги этих программ, определять, является ли время их выхода в эфир наиболее удобным для телезрителей, являются ли рассматриваемые в программах проблемы действительно актуальными среди широкой общественности, так как это позволит своевременно реагировать на проблемы населения, вовремя изменять тематику программ в целях освещения «нужных» обществу и руководству пресс-службы ГУВД г. Самары и повышения общего уровня популярности и доверия органам внутренних дел, росту их престижа в обществе. Данные рекомендации применимы и к материалам, выходящим в печатных СМИ;
4. Возможно было бы пресс-службе, совместно с руководством ГУВД г. Самары, выработать общую концепцию информационного освещения деятельности ГУВД в СМИ с тем, чтобы выходящие в них материалы не представляли собой разрозненные элементы лишь информативного характера, а являлись стройными звеньями единой и четкой стратегии освещения деятельности органов внутренних дел и формирования у широкой общественности имиджа силовых структур как государственно-властного органа, радеющего за закон и порядок в области, стоящего на защите их интересов.
Заключение
Возникновение пресс-служб, пресс-центров и PR — отделов в органах государственного управления стало возможным из-за потребности проводить активную информационную политику.
Органы внутренних дел осуществляют свою деятельность, тесно опираясь на общественность. Эффективность выполнения задач, возложенных на ГУВД, во многом зависит от правильного понимания населением усилий полиции и всех других служб ГУВД по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Такого взаимопонимания возможно добиться в результате широкого своевременного информирования о действиях и о результатах работы ГУВД по всем направлениям деятельности.
В данной курсовой работе, исходя из поставленных задач, мы изучили общие принципы организации работы пресс-служб в органах государственной власти и определили основные принципы работы органов внутренних дел с общественностью.
Также мы рассмотрели структуру и основные функции работников пресс-службы ГУВД города Самары и выделили основные направления работы пресс-службы ГУВД по Самарской области. Анализ структуры пресс-службы ГУВД г. Самары показал, что представляя власть и будучи ее орудием, вместе с тем, это подразделение является своего рода посредником, коммуникатором во взаимоотношениях между властями, средствами массовой информации и населением.
Пресс-служба ГУВД г. Самары выполняет различные функции.
Главной функцией, как это определено Положением «О пресс-службы ГУВД г. Самары» является информирование общественности о деятельности правоохранительных органов через средства массовой информации.
Пресс-служба в настоящее время взаимодействует с различными представителями региональных средств массовой информации, используя самые разнообразные формы.
В задачах данной работы было заявлено о разработке рекомендаций по реализации основных направлений оптимизации деятельности пресс-служб органов внутренних дел. Таким образом, мы пришли к выводам, что для улучшения деятельности пресс-службы ГУВД г. Самары можно дать ряд рекомендаций:
1. Работа по формированию общественного мнения о деятельности силовых структур через СМИ должна носить более целенаправленный характер.
2. Целесообразно проводить мониторинг общественного мнения.
3. Целесообразно проведение анализов эффективности производства выпускаемых пресс-службой телепередач, газетных полос.
4. Целесообразно было бы выработать пресс-службе совместно с руководством ГУВД общую концепцию информационного освещения деятельности силовиков в средствах массовой информации.
Тема данной курсовой работы будет использована и рассмотрена автором более подробно в дипломной работе.
Список литературы
1.Закон РФ от 27.12.1991г. «О средствах массовой информации».// СЗ РФ. 1992. №9. Ст.1132;
2.Закон РФ от 21.07.1993г. «О государственной тайне».// СЗ РФ. 1993. №30. Ст. 3124;
3.Федеральный закон РФ от 11.08.1994г. «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации».// СЗ РФ. 1994. №32. Ст.3456;
4.Федеральный закон РФ от 25.01.1995г. «Об информации, информатизации и защите информации».// СЗ РФ. 1995. №3. Ст.1230;
5.Федеральный закон РФ от 18.10.1995г. «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации».// СЗ РФ. 1995. №48. Ст.5128; Федеральный закон РФ от 5.06.1996г. «Об участии в международном информационном обмене».// СЗ РФ. 1996. №25. Ст.2135.
2.Послание Президента Российской Федерации Путина В.В. Федеральному Собранию Российской Федерации от 25.04.2005 г. «О важнейших общенациональных задачах» // Российская газета. — 2005. — 26 апреля.
3.Федеральный Закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 02.11.2004) «Об общественных объединениях».
4.Федеральный Закон от 26.09.1997 №125-ФЗ (ред. от 29.06.2004) «О свободе совести и религиозных объединениях».
5.Федеральный Закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 28.12.2004) «О политических партиях».
6.Бондаренко Т.А. О формах связи органов внутренних дел с общественностью / Бондаренко Т.А.-Хабаровск: Изд-во Дальневост. юрид. ин-та МВД РФ. 2005 г.
7.Иванова Е.В. Роль средств массовой информации в освещении властных отношений современного российского общества. Автореф. дис. канд. полит. наук. М., 2001, с. 22
8.Лаврова Л.Е. Средства массовой информации и органы внутренних дел.- М., «Феникс». 1997г.
9.Михеева В.В. Необходимость развития имиджа Пр—служб в муниципальных органах власти на современном этапе //Соц.-гуманит. знания.- 2007.- Ю 5. — 337с.
10.Бакунина Н. Пресс-служба в законодательных органах власти субъектов Российской федерации/Н.Бакунина//Человек и закон.-2008.-№5.С39-42.
пресс служба внутренний дело
Размещено на