Содержание
Введение3
1 Теоретические аспекты проблемы развития личности в дошкольном возрасте6
1.1 Общее представление о развитии личности в дошкольном возрасте6
1.2 Особенности развития мотивационной сферы дошкольника12
1.3 Учебная мотивация как частный вид мотивации у детей дошкольного возраста20
2 Практическое исследование мотивационных особенностей детей дошкольного возраста24
2.1 Обзор диагностических методик, используемых в работе24
2.2 Анализ результатов диагностики29
2.3 Выводы и рекомендации49
Заключение52
Глоссарий55
Список использованных источников57
Приложение А Экспериментальная беседа по выявлению «внутренней позиции школьника» Н. И. Гуткиной61
Приложение Б Беседа об отношении к школе и учению Т. А. Нежновой62
Приложение В Методика «Представь себе» для оценки направленности на процесс обучения в школе63
Приложение Г Корреляционные взаимосвязи результатов64
Выдержка из текста работы
Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками. Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка – начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность. Ученые, педагоги и родители прилагают максимум усилий к тому, чтобы сделать школьное обучение не только эффективным, но и полезным, приятным, желанным как для детей, так и для заботящихся о них взрослых. Между тем, за последнее время в школе произошли серьезные преобразования, и к детям, идущим в первый класс, предъявляются все более высокие требования. Многие дети испытывают большие трудности в учении из-за того то, что еще не готовы к школьному типу обучения.
Готовность ребенка к современному школьному образованию выступает как совокупный результат системы воспитания, направленной на полноценное личностное развитие каждого дошкольника. Выражением готовности к школе является ряд новообразований развития, которые начинают «заявлять» о себе в конце дошкольного детства и проявляются в качественно новых чертах и возможностях деятельности, поведения, отношения ребенка к социальному и предметному миру. Именно в готовности к школе получают свое воплощение важные новообразования и достижения развития, создающие ребенку благоприятный старт для начала учебной деятельности и вхождения в ситуацию школьного образа жизни.
Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности игры, познания, общения, предметно – трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности (Т.И. Бабаева, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова и др.).
Изучением проблемы готовности детей к школьному обучению занимались Л.А. Венгер, Г. Гетцер, Р.Я. Гузман, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Я. Йирасек, А. Керн, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др. Созданы различные отечественные и зарубежные теории психологической готовности к школе. Однако, несмотря на значительное число психологических, педагогических и медицинских исследований, посвященных проблеме готовности детей к обучению в школе, данная проблема до конца не изучена. Поэтому изучение проблемы готовности детей к обучению в школе является актуальным и значимым для современной педагогики и психологии.
Цель исследования – теоретически доказать необходимость формирования готовности к школе у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования готовности к школе у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: развивающие игры, как условие формирования психологической готовности к школе у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: формирование готовности к школе у детей дошкольного возраста будет эффективнее, если в практике ДОУ организовывать развивающие игры.
Задачи:
1. Рассмотреть готовность детей к школе как проблему преемственности дошкольного и школьного образования.
2. Изучить понятия педагогической и психологической готовности к обучению в школе
3. Рассмотреть компоненты психологической готовности к обучению в школе (личностная, мотивационная, интеллектуальная готовность).
Методом исследования является теоретический анализ научной и методической психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
1. Теоретическое обоснование проблемы формирования готовности к школе детей дошкольного возраста
1.1 Состояние проблемы готовности к школе детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
В настоящее время в психологии и педагогике понятие «готовность к школе» широко распространено и активно используется самыми различными специалистами: воспитателями детских садов, школьными учителями, практическими психологами образования, социальными педагогами и др.
Готовность к школе – это особый феномен, поскольку с ним связан не один возраст человеческой жизни, а сразу несколько: он знаменует собой конец дошкольного и одновременно начало младшего школьного возраста. Исследования готовности детей к обучению в школе показали, что она (готовность) должна рассматриваться как комплексное образование, включающее в себя физическую (физиологическую), педагогическую и психологическую готовность [23, c. 6].
Физиологическая готовность, т.е. функциональная зрелость, подразумевает созревание различных систем организма, необходимых для усвоения знаний. Например, примерно к 7 годам у ребенка завершается формирование коры головного мозга, повышается общая выносливость организма, продолжается окостенение хрящей кисти руки, необходимых для способности удерживать длительное время ручку или карандаш.
Педагогическая готовность подразумевает наличие навыков чтения и счета, письмо печатными буквами и пр.
Психологическая готовность подразумевает необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка, которая определяется тем, чего он может достичь в сотрудничестве с взрослым [12, с. 98]. Если зона ближайшего развития ребенка ниже требуемой для освоения учебной программы в школе, то он психологически не готов к школьному обучению, т.к. он не сможет усваивать программный материал.
Л.А. Венгер и B.C. Мухина подчеркивают, что у ребенка дошкольного возраста не может быть «школьных» качеств в их чистом виде, т.е. психологических черт, свойственных школьнику, поскольку они, как и любые психические образования, складываются в ходе той деятельности, для которой они необходимы, т.е. учебной. Исходя из этого, Л.А. Венгер считает, что психологическая готовность к школьному обучению состоит не в том, что у ребенка оказываются сформированными «школьные» качества, а в том, что он овладевает предпосылками к последующему их усвоению [6, c. 67].
Обсуждая проблему готовности к школе, Д.Б. Эльконин выделяет необходимые предпосылки учебной деятельности [27, с. 173]. К наиболее …..
Литература
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Ось-89, 2001. – 272 с.
2. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.: МГУ, 1992. – 98 с.
3. Божович Л.И. Этапы формирования личности. – М.; Воронеж, 2005. – 164 с.
4. Бородина Г.В. Еще раз о готовности к школе // Начальная школа: плюс до и после. – 2002. № 10. – С. 19-25
5. Борозинец Н.М. К вопросу психологической готовности к школе детей с трудностями в обучении // Вопросы психологии. 1998, №2. – С. 56–61.
6. Венгер А.Л. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М., МГУ, 2001. – 196 с.
7. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, – 2005. – №8. – С. 66–74.
8. Венгер П.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? – М., 1994.
9. Витилах Г. Принципы разработки и применения психодиагностических методов в школьной практике // Психодиагностика: теория и практика. – М., МГУ, 1996. – 126 с.
10. Волкова Е.Т. Готов ли ребенок к школе // Дошкольное воспитание. 2001. №12. – С. 17-20.
11. Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – М.: Академический проект, 2005. – 187 с.
12. Выготский Л.С. Собрание сочинений: т. 3. – М.: Речь, 2005.
13. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. – №6.
14. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Под ред. Слободчикова В.И. –М.: Изд-во МПГУ, 1992. – 48 с.
15. Гуткина Н. Психологическая готовность к школе. – СПб.: Питер, 2007.
16. Гуцалюк Л.Б. Занятия по подготовке детей к школе // Начальная школа, 2001, №4. – С. 11-13.
17. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей // под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Наука, 1991. – 87 с.
18. Дмитриевская Л.А. Проверка общей готовности ребенка к школе // Начальная школа. 2000. №12. – С. 17-20.
19. Дубова В.П., Милашевич Е.П. Педагогическая практика в детском саду. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.
20. Ительсон Л.Б. Учебная деятельность. Ее источники, структура и условия // Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1994. – С. 152-158.
21. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М.: Наука, 2002. – 96 с.
22. Копылева И.Н. Дошкольное детство: подготовка к школе или этап в жизни? // Начальная школа. 2002. №1. – С. 96-100.
23. Кравцов Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе // Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М., МГУ, 2005. – 84 с.
24. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., МГУ, 2001. – 94 с.
25. Мажарова М.А. Готов ли мой ребенок к школе? // Бюллетень клуба конфликтологов. – 1999. – В. 4.
26. Малер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 80 с.
27. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., изд-во «Наука», 2006. – 82 с.
28. Методика подготовки детей к школе (психологические тесты, основные требования, упражнения) / сост. Н.Г. Куватова, Е.В. Нестерова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 140 с.
29. Миллер С. Психология игры. – СПб.: Университетская книга, 1999. – 320 с.
30. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста // под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., МГУ, 2000. – 126 с.
31. Практическая психология образования // под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2006. – 248 с.
32. Рыбина Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? // Дошкольное воспитание, 2001, № 8. – С. 25-28.
33. Смирнов В., Собкин В.С. Особенности игры современных дошкольников // Бюллетень клуба конфликтологов. – 1997. – В. 2.
34. Смирнова Б.О. О коммуникативной готовности шестилетних детей к школьному обучению // Результаты психологических исследований – в практику обучения и воспитания. – М., МГУ, 2000. – 97 с.
35. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., МГУ, 2000. – 286 с.
36. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., МГУ, 2006. – 128 с.
37. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. / Психология личности. Тексты. – М.: Издательство Московского университета, 1982. – 286 с.
38. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 360 с.