Содержание
Содержание
ВВЕДЕНИЕ4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ10
1.1. Общие характеристики и основные принципы организации местного самоуправления10
1.2. Основные системы местного самоуправления19
1.3. Функции и структура местного самоуправления24
Выводы к главе 1:37
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.АПРЕЛЕВКА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ42
2.1 Общая характеристика управленческой деятельности Администрации городского поселения Апрелевка Наро-Фоминского муниципального района42
2.2. Анализ результатов деятельности Администрации МО Апрелевка Наро-Фоминского района Московской области60
2.3. Административная реформа как фактор повышения эффективности управленческой деятельности органов местного самоуправления80
Выводы к главе 2:85
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ АПРЕЛЕВКА88
3.1. Направления совершенствования управленческой деятельности Администрации городского поселения Апрелевка88
3.2. Предложения по совершенствованию системы управления деятельностью Администрации91
Выводы к главе 3:94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ100
ПРИЛОЖЕНИЕ 104
Выдержка из текста работы
Актуальность исследования. В условиях осуществления реформ различных сфер общественной и государственной жизни местное самоуправление играет особую роль в реализации публичной власти. Становление местного самоуправления и системы органов государственного управления является определяющим в процессах формирования в России правового государства и демократического общества. Являясь двумя сторонами одного и того же процесса, становление правовой государственности и гражданского общества напрямую связаны с развитием местного самоуправления, являющегося как составляющей становления правового государства, так и гражданского общества. Местное самоуправление представляет собой процесс реализации муниципальной власти, являющейся нижним и наиболее приближенным непосредственно к населению уровнем публичной власти, которая обеспечивает более полный учет интересов местного сообщества.
В связи с этим проблемы регулирования общественных отношений в сфере осуществления местного самоуправления всегда были и остаются приоритетными для отечественной и зарубежной правовой теории. Интерес к ним в России обусловлен не сколько ведущей ролью в них органов государственной власти, регулирующих общественные отношения в сфере развития местного самоуправления, а столько постепенным становлением новых моделей местного самоуправления, учитывающих российские условия и специфику.
Необходимость изучения общественных отношений в сфере осуществления местного самоуправления вызвана также и тем, что в условиях реализации норм и положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. процесс осуществления муниципальной власти в России вступил в новую фазу, характеризующейся новой ролью органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, которые призваны не только осуществить взаимодействие с органами государственной власти, но и обеспечить сотрудничество между собой в сфере собственной компетенции с целью решения вопросов местного значения.
Процессы функционирования новых моделей реализации муниципальной власти во многом связаны с формированием органов местного самоуправления, организацией их деятельности, взаимодействием в сфере собственной компетенции. Функционирование моделей реализации муниципальной власти зависит от уровня осуществления контроля местным сообществом над деятельностью органов муниципальной власти, их взаимодействия с целью решения вопросов местного значения.
Актуальность темы исследования обусловлена еще и тем, что органы муниципальной власти взаимодействуют не только между собой и с органами государственной власти, но также и с органами местного самоуправления другого уровня и иных муниципальных образований, гражданами, учреждениями, предприятиями и организациями различных форм собственности. В данных многосторонних общественных отношениях ведущую роль играют правовые основы взаимодействия органов местного самоуправления, определяющие основы новых моделей местного самоуправления, что является важнейшим фактором, обусловливающим актуальность темы исследования.
Степень разработанности проблемы. В настоящее время вопросами органов местного управления занимается большое количество ученых – не только экономистов, но и политологов, социологов, историков. Общими вопросами государственного регулирования экономики занимаются как отечественные, так и зарубежные ученые: А. Абалкин, Г. Алимурзаев, С. Алексеев, В. Афанасьев, Г. Ахинов, А. Бабашкина, Г. Беккер, В Боровиков, В. Васильев, Е. Ведута, П. Вельфенс, А. Гржбин, С. Глазьев, Н. Горелов, Х. Зиберт, В. Куликов, А. Кульман, В. Котилко, Д. Львов, В. Мау, В. Мищенко, Ю. Осипов, В. Ойкен, М. Пронина, А. Савченко, О. Семенюта, Я. Тинберген, А. Френкель, Л. Якобсон, Ю. Яременко и другие.
Ряд авторов исследуют особенности государственного управления в условиях глобализации. Изучению проблем глобализации, в том числе и проблем государственного регулирования экономики в современных условиях посвящены работы В. Адрианова, А. Бельчука, Р. Гринберга, М. Делягина, С. Долгова, В. Иноземцева, Э. Кочетова, В. Маевского, Н. Никулина, А. Некипелова, Ю. Ольсевича, М. Осьмовой, В. Перской, С. Серегиной, Сорокина Д.Е., Дж. Стиглица, А. Субботина, У. Шумана, А. Уткина, И. Фаминского, Ю. Яковца, Е. Ясина и других.
Однако, несмотря на столь значительный интерес как зарубежных, так и российских ученых к вопросам местного самоуправления, до сих пор недостаточно четко определены объективные основы местного самоуправления в современных условиях. Нет четкого ответа на вопрос, каким образом в эпоху информатизации, а также усиления открытости национальных хозяйств должны меняться технологии управления.
Недостаточная научная разработанность указанных вопросов, необходимость теоретического обобщения уже накопленного опыта, определили выбор цели, задач, объекта и предмета исследования.
Цель исследования: разработка рекомендаций по совершенствованию управленческой деятельности органов местного самоуправления.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы организации системы местного самоуправления.
2. Провести исследование организации управленческой деятельности объекта исследования.
3. Разработать предложения по совершенствованию управленческой деятельности Администрации городского поселения Апрелевка Наро-Фоминского района Московской области.
Объект исследования: Администрация г.Апрелевки Наро-Фоминского района Московской области.
Предмет исследования: организация управленческой деятельности органов местного самоуправления.
Методы исследования: анализ, синтез, системный подход, структурно-функциональный подход, сравнительно-правовой и др.
Теоретической и методологической основой исследования явились научные труды классиков экономической теории, менеджмента, политологии и социологии, а также работы ведущих российских и зарубежных ученых по вопросам государственного управления. Авторская исследовательская программа базировалась, прежде всего, на достижениях менеджмента, экономической теории и институциональной экономической теории.
Информационную базу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных авторов по теории государственного и муниципального управления, конституционному, муниципальному, информационному и другим отраслям права и другим отраслям знаний. В качестве фактического материала использовались положения Конституции Российской Федерации, законов и иных нормативно-правовых актов, материалы периодической печати.
Маслов, Д. Система ЭПУС как механизм повышения эффективности государственного и муниципального управления / Д. Маслов, Короленко А., Смирнов В. // Государственная служба. — 2007. — №6. — дек. — С.70-61. Даны структура ключевых индикаторов ЭПУС, методика оценки системы, этапы проведения оценки эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, принципы формирования экспертного совета и баз данных, организационное обеспечение системы.
Широков, А. Основные задачи и направления современного этапа муниципальной реформы / А. Широков // Муниципальная власть. — 2007.-№6-нояб.-дек.-С.70-73. Этой статьей открывается публикация материалов Российского форума содействия муниципальной реформе, состоявшегося осенью 2007 г. В данном номере представлены доклады федеральных экспертов-представителей Минэкономразвития России.
Разъяснения Комитета Государственной Думы по местному самоуправлению к Федеральному закону от 6 окт.2003 г. №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (5-7гл.) // Государственная власть и местное самоуправление. — 2007. — №11. — нояб.- С.29-38 .
Бухвальд, Е. Проблемы переходного периода муниципальной реформы и пути их решения / Е. Бухвальд // Федерализм . — 2007.-№3-сент.-С.95-110. Аналитический материал, представляющий основные направления реформы местного самоуправления, изменения финансово-бюджетной ситуации, направления корректировки реформы.
Кулькова, В. Анализ состояния бюджетов муниципальных образований в республике Татарстан в условиях муниципальной реформы и разграничения доходных и расходных полномочий / В. Кулькова // Региональная экономика. — 2008. — №1. — янв. — С.47- 57.
Львутина, Е. Программы поддержки муниципалитетов / Е. Львутина // Практика муниципального управления. – 2007. — №11. — нояб. — С.18-23. Речь идет о деятельности Фонда «Содействие устойчивому развитию территорий и местных сообществ», приводятся примеры проектов поддержки муниципалитетов. Представлен материал, содержащий анализ структурных преобразований в ходе муниципальной реформы, коллизии новой муниципальной российской и зарубежной реструктуризации, сделаны выводы и предложения.
Структура работы: состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность исследования, степень разработанности проблемы, определены цель, объект, предмет, задачи и методы исследования.
В первой главе изучены теоретические основы организации органов местного самоуправления. Даны общие характеристики и основные принципы местного самоуправления, определены основные системы местного самоуправления, а также его функции и структура.
Во второй главе проведено исследование управленческой деятельности органов местного самоуправления на примере МО городского поселения Апрелевка Наро-Фоминского района Московской области. Определены цель, основные направления и задачи местного самоуправления МО, проанализирована роль административной реформы в повышении эффективности управленческой деятельности.
В третьей главе определены направления и пути совершенствования системы местного самоуправления МО Апрелевка Наро-Фоминского района Московской области.
В заключении даются основные выводы по работе.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1. Общие характеристики и основные принципы организации местного самоуправления
Потребности государственного управления делают необходимым разделение территории государства на внутренние территориальные подразделения, которые служат сферой деятельности определенных местных властей . Административно-территориальное деление конкретной, отдельно взятой страны обусловлено множеством факторов, важнейшими из которых являются географические, демографические, исторические, экономические и социально-политические. В зависимости от государственного устройства административно-территориальное деление устанавливается центральными органами власти в унитарных государствах или субъектами федераций в федеративных государствах. Система административно-территориального деления состоит обычно из нескольких звеньев, которые служат территориальной базой и материальной основой для органов управления на местах. Системы местного управления строятся в соответствии с административно-территориальным делением и принципами, на которых основаны взаимоотношения местных и центральных или региональных органов власти.
Местное управление осуществляется посредством назначаемых государством органов, либо через выборные местные органы, составляющие сердцевину местного самоуправления населения данной административно-территориальной единицы, выступающего в качестве местного сообщества.
В случае прямого государственного правления на местах руководство местными делами сосредотачивается в руках назначаемого представителя центральной власти (или властных структур субъекта федерации). Он и возглавляемый им аппарат образуют местную государственную администрацию. Представитель правительства направляет работу всех административных служб в данной административно-территориальной единице. Такая организация местного управления основана на бюрократическом централизме и строгой иерархии. Она, как правило, свидетельствует о недостаточном развитии демократических начал в жизни общества.
Органы местного самоуправления избираются населением и пользуются определенной самостоятельностью по отношению к центральной власти, не находясь в прямой иерархической подчиненности ей или высшим уровням управления. Система местного самоуправления включает в себя как выборные органы, так и административные службы, находящиеся в ведении мест. Содержание этой администрации оплачивается из местного бюджета .
Специфика местного самоуправления определяется характером взаимоотношений центральных или региональных и местных органов управления, их структурой и функциям .
Необходимо подчеркнуть, что для многих государств характерно наличие смешанной системы, соединяющей в себе местное государственное управление и самоуправление, однако в развитых демократических государствах основная тяжесть в решении вопросов ложится именно на органы местного самоуправления.
Итак, местное самоуправление — в РФ — форма осуществления народом своей власти, вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций. Как подчеркивается в Европейской хартии о местном самоуправления, под ним понимается «право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения» ………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Источники.
1. Административный кодекс Российской Федерации. М, 2001.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. М, 2001.
3. Конституция Российской Федерации. М.: Юрист, 1997.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ с изм. от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ, от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ, от 24 июля 2002 г. № 97-ФЗ, от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. №1 (Ч. 1). Ст. 3; 2002. №30. СТ. 3014, 3033; 2003. №27 (Ч. 1). Ст. 2700; 2004. №35. Ст. 3607.
5. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. №31. Ст. 3215.
6. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. №22. Ст. 2063; №46 (Ч. 1). Ст. 4437.
7. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2000. — № 22. — Ст. 2031.
8. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2000. — № 32. — Ст. 3336.
9. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. №40. Ст. 3822.
Учебники и учебные пособия.
1. Амирбеков К. Местное самоуправление в системе публичной власти. Гарантии прав и проблема ответственности // Право и жизнь. – 2004. — №30.
2. Андрианов В. Административная реформа: мировой исторический опыт и российские реалии // Маркетинг. — 2004. — N 4.
3. Аюпов Р.С. История государственного управления в России: Учебник для вузов по специальности «Государственное и муниципальное управление» -Уфа, 2001.
4. Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник. М., БЕК. 2007.
5. Биктимирова З. Государственное управление и качество жизни населения // Общество и экономика. — 2003. — N 3.
6. Борисенко А. Обновление системы государственного управления экономикой / А.Борисенко, Н.Борисенко // Экономист. — 2003. — N 9.
7. Бухвальд, Е. Проблемы переходного периода муниципальной реформы и пути их решения / Е. Бухвальд // Федерализм . — 2007.-№3-сент.-С.95-110.
8. Бялкина Т.М. Муниципальное право Российской Федерации: Учебно-методическое пособие. Воронеж, 2005.
9. Васильев А.А. Муниципальное управление: Конспект лекций. — Н.Н.; ИП Гладкова О.В., 2000.-156с.
10. Выдрин И.В. Муниципальное право России: учебник для вузов.- М.:Норма, 2005г.
11. Государственное управление в России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2002.
12. Государственное управление: основы теории и организации. Учебник. В 2т./Под ред. В.А. Козбаненко. Изд. 2-е, с изм. и доп. — М.: «Статут». 2002.
13. Дубровский А.Ю. Основы государственного управления инновационной деятельностью // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). — 2008. — N 4.
14. Зайцева Л.В. и др. Юридическая ответственность органов местного самоуправления, их должностных лиц. (Практ. рекомендации). – Сургут. — Сург. Гос. ун-т. — 2005.
15. Зеркин Д.П. Основы теории государственного управления: Курс лекций-М.: Тесса; Ростов-на-Дону: МарТ, 2000.
16. Калугин Е. Создание электронного государства России // Пробл. теории и практики управл. — 2007. — N 1.
17. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. – М.: Издательство «НОРМА», 2002.
18. Кокотов, А.С. Саломаткин. Муниципальное право России. -М.:Юристъ, 2005г.
19. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации – М.: Юристъ. – 2006.
20. Лугвин С. Переход к новой модели государственного управления в постиндустриальном обществе // Пробл. теории и практ. управл. — 2004. — N 4.
21. Львутина, Е.Программы поддержки муниципалитетов / Е. Львутина // Практика муниципального управления. – 2007. — №11. — нояб. — С.18-23.
22. Макаревич Л. Государство в России должно научиться управлять рыночными реформами // Общество и экономика. — 2003. — N 9.
23. Маслов, Д. Система ЭПУС как механизм повышения эффективности государственного и муниципального управления / Д. Маслов, Короленко А., Смирнов В.// Государственная служба. — 2007. — №6. — дек. — С.70-61.
24. Модин Н. Ответственность органов местного самоуправления за неправомерные действия // Российская юстиция. – 2000. — №1.
25. Никитина. Муниципальное право России.- М.:Юнити, 2004г.
26. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики (в вопросах и ответах): Учеб. пособие. -М.:ИНФРА-М, 2000.
27. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2000.
28. Райзберг Б. Государственное управление инновационными процессами / Б.Райзберг, Н.Морозов // Экономист. — 2008. — N 1.
29. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «ЭКМОС», 2001.
30. Фомина В.П. Система государственного управления: Учеб. пособие. — М.: Изд-во МГОУ, 2000.
31. Черкаев Д.И. Как оспорить в суде правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления // Российский налоговый курьер. — №12. — декабрь 2001 г.
32. Черногор Н.Н. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих // Государство и право. – 2000. — №4.
33. Чиркин В.Е. Государственное управление. Элементарный курс. — М.: Юристъ, 2001.
34. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика. Основы взаимодействия: Учеб. пособие для студентов вузов по специальности «Менеджмент». — М.: Экономика, 2000.
35. Широков А.Н. Основы местного самоуправления в РФ (введение в муниципальное управление): Учеб. пособие для студентов вузов по экономическим специальностям и направлениям. -М.: Муниципальная власть, 2000.
36. Шумянкова Н.В. Муниципальное управление: Учеб. пособие /Н.В.Шумянкова – М.: Экзамен. 2002.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Структура Администрации Городского поселения Апрелевка Наро-Фоминского муниципального района
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ЦИКОГРАММА РАБОТЫ АДМИНИСТРАЦИИ
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Блок-схема управления административной реформой в
Наро-Фоминском районе Московской области