Содержание
Введение3
Глава 1. Психолого-педагогические подходы к использованию групповых форм работы в школе6
1.1 Понятие и сущность групповой работы6
1.2 Групповая работа как педагогическая технология14
1.3. Функции педагога при использовании групповых форм работы на уроках29
Глава 2. Анализ использования опыта групповых форм работы на уроках географии в основной школе40
2.1 Описание форм работы учителей географии40
2.2 Рекомендации учителю по использованию групповой формы работы в основной школе45
Заключение51
Список использованных источников54
Приложения56
Выдержка из текста работы
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования исследовательских умений младших школьников в процессе обучения…………………………………………………8
1.1 Сущность понятия «исследовательские умения» в современной литературе ………………………………………………………………….8
1.2 Особенности формирования исследовательских умений у детей младшего школьного возраста ……………………………………………14
1.3 Организация групповой работы младших школьников с целью формирования и развития исследовательских умений ………………….20
Выводы по первой главе……………………………………………………28
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная деятельность по формированию исследовательских умений у младших школьников на уроках русского языка……………………………………………………………………….…….30
2.1 Характеристика базы и методов исследования…………………….30
2.2 Определение уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников…………………………………………………….33
2.3 Апробирование комплекса уроков по формированию исследовательских умений у младших школьников на уроках русского языка…………………………………………………………………….….40
2.4 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию исследовательских умений у младших школьников…42
Выводы по второй главе……………………………………………………45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………..50
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования поставило проблему развития исследовательских умений у учащихся. В связи с этим возрастает интерес к личности, имеющей основы и навыки исследовательского характера, способной реализоваться, создавать что-то новое или преобразовывать.
Значимость творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивали В.И. Андреев, И.А. Зимняя; психологические основы организации учебной исследовательской деятельности описаны А.Н. Поддьяковым, А.И. Савенковым; теоретические, методические, дидактические аспекты исследовательской деятельности учащихся представлены в трудах Л.А. Казанцевой, Т.А. Камышниковой, Г.В. Макотровой, А.В. Леонтовича; вопросы развития исследовательских умений рассматривались А.Г. Иодко, О.И. Миторош, В.П. Ушачевым.
Общие аспекты формирования различных приемов исследовательской работы учащихся на уроках русского языка затронуты в трудах Н.Б. Шумаковой, Н.И Авдеевой, Е.В. Климановой, Н.Б. Соловьевой.
Многие ученые отмечают эффективность использования коллективного способа обучения (в том числе и групповую работу) в формировании исследовательских умений школьников. В.К. Дьяченко, А.Г. Ривин посвятили свои работы проблеме включения в традиционную систему обучения методик технологии «Коллективный способ обучения», позволяющих изменить систему взаимоотношений учителя с обучаемыми, организацию взаимодействия между учащимися. К сожалению, методических рекомендаций и материалов по реализации методик данной технологии недостаточно. Количество методического материала, включающего задания, направленные на формирование исследовательских умений и навыков у младших школьников, также очень мало. Учителя начальных классов испытывают затруднения при организации групповой работы в учебном процессе, в частности, с целью формирования исследовательских умений.
Отсюда возникает противоречия:
? между необходимостью формирования исследовательских умений при организации учебного процесса в начальной школе и недостаточной разработанностью данной проблемы в методической литературе;
? между возможностью формирования исследовательских умений при организации групповой работы с обучающимися начальной школы (в том числе и на уроках русского языка) и недостаточной разработанностью условий для их формирования.
Это и обусловило выбор темы исследования: «Формирование исследовательских умений младших школьников при организации групповой работы на уроках русского языка».
Выявленные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в разработке способов их разрешения.
Объектом исследования выступает процесс формирования исследовательских умений на уроках русского языка.
Предмет исследования: групповая работа как средство формирования исследовательских умений на уроках русского языка в начальной школе.
Цель исследования: разработать методические рекомендации для студентов, учителей по формированию исследовательских умений на основании апробирования составленного комплекса уроков по формированию исследовательских умений у младших школьников на уроках русского языка при организации групповой работы.
Задачи исследования:
1) раскрыть сущность понятия «исследовательские умения» в современной науке;
2) охарактеризовать особенности формирования исследовательских умений у младших школьников;
3) выявить особенности построения урока-исследования в начальной школе;
4) выявить уровень сформированности исследовательских умений школьников на уроках русского языка;
5) выявить уровень сформированности у младших школьников умения работать в группе;
6) разработать и апробировать комплекс уроков по формированию исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка при организации групповой работы;
7) разработать методические рекомендации по формированию исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка при организации групповой работы.
Гипотеза: если учитель начальных классов целенаправленно использует групповую работу, соблюдая условия организации коллективного способа обучения и организации урока-исследования, то это будет способствовать формированию исследовательских умений у младших школьников.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений гипотезы применялись следующие методы исследования:
теоретические: анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования; классификация; моделирование;
эмпирические: опросный метод, наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической обработки результатов исследования.
Методологической основой исследования являлись:
• деятельностный подход (труды В.В. Давыдова, Г.П. Щедровицкого, Э.Г. Юдина, работы Е.С. Антоновой);
• коммуникативный подход (работы М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, М.Р. Львова, Ю.Н. Караулова).
Теоретическую базу исследования составляют разработки, теории следующих авторов по вопросам использования проблемно-исследовательского метода при обучении младших школьников: Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова; по проблеме организации групповой работы на уроках русского языка в начальной школе: В.К. Дьяченко, А.Г. Ривин
База исследования: ……………. 2 класс
Достоверность данных, полученных в работе, обеспечивалась научно-методологической обоснованностью программы исследования, использованием комплекса методов, адекватных его предмету, задачам и гипотезам; корректным применением современных методов математической статистики для обработки эмпирических данных; апробацией результатов исследования.
Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка используемых источников и приложений. Работа изложена на 87 страницах, содержит 3 таблицы и 6 рисунков. Список используемых источников включает 30 наименований.
………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеев, Н. Г., Леонтович, А. В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М., 2001. – С. 64-68.
2. Алексеев, Н. Г., Леонтович, А. В., Обухов, А. С., Фомина, Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – №1. – С 24 – 33.
3. Богоявленская, Д. Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей / Д.Б. Богоявленская // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. статей – М., 2006. – С. 40 – 50.
4. БОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» Сведения об образовательной организации //
5. Брыкова, Е. С. Самостоятельная исследовательская деятельность школьников / Е. Брыкова // Народное образование. — 2000. № 9. — с. 190.
6. Ванциян, А. Г., Нечаева, Н. В. реализация нового образовательного стандарта. – Самара: «Федоров», 2010. – 224с.
7. Вестник образования Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М. : Просвещение. – № 3, 2009.
8. Виноградова, Л. П. Приобщение младших школьников к учебно-исследовательской деятельности в процессе развивающего обучения: Автореф. дис. канд.пед.наук.- Комсомольск-на-Амуре, 2004. -21 с.
9. Виноградова, М. Д. , Первин, И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. — М. : Просвещение, 1977.
10. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.– С.214.
11. Дьяченко, В. К. Коллективный способ обучения: дидактика в диалогах / В. К. Дьяченко. — Москва: Народное образование, 2004. — 348, [3] с. — (Профессиональная библиотека учителя).
12. Зимняя, И. А. Научно-исследовательская работа: методология, теория, практика, организация, проведение/ Серия «Экспериментальные образовательные программы/ -М. :ИЦПКПС, 2000. 28 с.
13. Ивашова, О. А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект / О. А. Ивашова. – СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2008. – 385с.
14. Леонтович, А. В. Моделирование исследовательской деятельности учащихся: практические аспекты / А.В. Леонтович // Школьные технологии. 2006. — № 6. — 90 с.
15. Леонтович, А. В. Организационно-содержательные проблемы развития исследовательской деятельности учащихся / А. В. Леонтович // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / Под общей редакцией А. С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – С. 112-116.
16. Матюшкин, А. М. Мышление, обучение, творчество / А. М. Матюшкин. – М.: Изд-во МПСИ, 2003. – 174с.
17. Мухина, В. С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. С. Мухина // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / под редакцией А. С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.
18. Обухов, А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения / А. С. Обухов // Народное образование. – №10. – С. 158 – 161.
19. Обухов, А. С. Исследовательская позиция по отношению к миру, другим, себе / А. С. Обухов // Исследовательская деятельность в современном образовательном пространстве: сб. статей – М., 2006. – С. 66 – 77.
20. Примерные программы начального общего образования: в 2 ч. Ч. 1. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 317с. – (Стандарты второго поколения).
21. Развитие исследовательских умений младших школьников / под ред. Н. Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2011. – 157 с.
22. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А. И. Савенков. – Самара; Издательский дом «Фёдоров», 2010. – 192 с.
23. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А. И. Савенков. – М.: «Ось-89», 2006. – 164 с.
24. Савенков, А. И. Учебные исследования в начальной школе. // Нач. шк. – №12. – 2000. – С. 101-108.
25. Семенова, Н. А. Иссле