Содержание
Оглавление
Введение…3
Глава 1. Общие положения об исполнении обязательств…6
1.1. Понятие, значение и субъекты исполнения обязательств6
1.2. Общие требования к исполнению обязательств..11
Глава 2. Механизм исполнения обязательств…..14
2.1. Предмет и способы исполнения обязательств.14
2.2. Срок исполнения обязательств…..17
2.3. Место исполнения обязательств…21
2.4. Способы обеспечения исполнения обязательств….24
Заключение.27
Список литературы….29
Выдержка из текста работы
"Любовь и понимание" музыки во всем богатстве ее форм и жанров… это в сущности музыкальная культура. Способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное. …Творческое развитие учащихся, то есть… стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление сделать что-то свое, новое, лучшее".
На этой основе определяются следующие ведущие задачи музыкального восприятия в музыкальной школе: формирование интереса к жизни через увлеченность музыкой, творческого художественно — образного мышления, вкуса.
Решение каждой из этих задач ведет к формированию у ребенка личностного нравственно-эстетического отношения к жизни через музыку, развитию его базовых способностей (мотивационной сферы, творческого мышления, речи как фундаментальной способности в формировании интеллекта, навыков общения), то есть таких качеств личности, которые позволяют успешно развиваться на их основе любым другим специальным способностям.
"Человек должен родиться дважды, — писал Гегель, — один раз естественно, а затем духовно".
Формирование музыкальной духовности ребенка — основа урока, его содержание, которое всегда будет иметь бесконечное разнообразие в искусстве и в жизни.
Формирование духовности личности, ее "нравственного стержня", в основе которого лежит стремление к красоте, добру, к тому, что возвышает человека. Поэтому вся музыкально — педагогическая деятельность подчинена воспитанию человека.
Вопросам развития творческих способностей учащихся посвящено не мало исследований, в которых подчеркивается активная природа творческой деятельности и определяются 4 ее компонента: действующее лицо (созидатель), процесс действия (творчество), продукт действия (произведение) и контекст, в рамках которого происходит действие.
Большое значение имеет умение действовать творчески, поэтому развитие такого умения — важная музыкально-педагогическая задача.
Пение — одна из самых активных и доступных форм коллективного музицирования, оно вызывает живой интерес у детей и доставляет им эстетическое удовольствие. Являясь эффективным средством развития музыкальных способностей ребенка, пение в хоре несет в себе и колоссальный воспитательный потенциал. Специфика работы учителя хорового пения в классе музыкального развития заключается в том, что все ученики независимо от уровня их индивидуальных музыкальных и вокальных способностей приобщаются к хоровому пению — искусству коллективного вокального музицирования.
Поэтому главная задача педагога-хоровика состоит в том, чтобы научить ребят правильно и красиво петь, развить их музыкальный и вокальный слух, привить им эстетичный и художественный вкус.
Применяется разработанная методика, согласно которой урок хора включает в себя следующие компоненты:
а) Дыхательная гимнастика . Чтобы освоить ее, прежде всего необходимо научиться правильно дышать. Свободное носовое дыхание нормализует работу не только органов дыхания, но голосового и артикуляционного аппарата.
На уроке можно использовать дыхательную гимнастику Э.М. Чарели, доцента Уральской консерватории, автора 40 печатных работ в области исследований развития дыхания, дикции и постановки речевого голоса.
б) Приемы формирования навыка певческого дыхания (три группы приемов)
Первая группа приемов — специальные физиологические упражнения:
"Крепкий выдох";
"Шипящий выдох";
"Йога";
"Качаем носом";
"Чередование вдоха и выдоха с поворотом головы";
"Вдыхаем цветочный аромат"
Вторая группа приемов — технические приемы, способствующие выработке навыков дыхания: "Музыкальная цепочка"
Третья группа приемов — приемы, употребляемые в процессе работы над песней: "Дыхание + Жест"
Главное назначение дыхательных упражнений — улучшить дыхание во время пения, совершенствовать дыхательный аппарат и поддерживать на высоком уровне его работоспособность, вырабатывать умение дышать всегда правильно.
Распевание. Представляет собой одну из важнейших частей работы по воспитанию певческих навыков.
На распевание нельзя смотреть лишь как на разминку голосовых связок перед исполнением репертуара: это путь к овладению техническими основами вокального искусства. Работа строиться на специальных упражнениях, которые подбираются соответственно возрасту, педагогическим задачам и уровню музыкального развития детей.
Возможно использование системы Емельянова В.В. "Фонопедический метод развития голоса".
Фонопедический подход, имеющий, прежде всего, технологическую направленность, основан на критериях физиологической целесообразности, энергетической экономической и акустической эффективности голосового аппарата в пении.
Фонопедические упражнения являются вспомогательными по отношению к вокальной работе, они стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании.
"Голосовой аппарат — саморегулирующаяся система, в которой можно управлять только артикуляционной мускулатурой, а на все остальные компоненты можно воздействовать только косвенно, через создание оптимальных условий для действия механизма саморегуляции" — утверждает сам В. Емельянов в одной из своих методических работ.
Упражнения делятся на несколько групп, в зависимости от поставленных задач:
голосовые сигналы доречевой коммуникации: шип, сип, скрип, хрип, свист и т.д.;
управление артикуляционной мускулатурой;
произвольное управление регистрами;
выработка певческого вибрато;
интенсификация и регуляция фонационного выдоха;
формирование механизма прикрытия.
Эти фонопедические упражнения помогают расширить диапазон, значительно увеличить силу звучания хора, яркости. Усилить насыщенность звука, полетность, проявить большую певучесть звука.
Заметнее освободить, раскрепостить певческое звучание и певческий процесс в целом.
Разучивание вокально-хорового произведения ставит перед учителем задачу подбора интересного, высокохудожественного и доступного в исполнительском плане репертуара. На начальном этапе обучения могут исполняться несложные одноголосные произведения с фортепианным сопровождением, народные песни, детские песни современных композиторов. По мере развития вокально-хоровых навыков в репертуар включаются произведения без сопровождения, каноны, в том числе на народном и национальном материале, произведения двухголосные и с элементами трехголосия, сочинения зарубежных и русских композиторов — классиков, музыка современных композиторов.
О факторе доступности хорового произведения
При выборе хорового репертуара учитывают ряд факторов. Произведение должно быть, прежде всего, доступным для исполнения. Подразумевается доступность диапазона, чисто вокальные возможности исполнения.
Правильный выбор репертуара в сочетании с распеваниями, может по-настоящему помочь развитию голоса ребенка.
Доступность репертуара предполагает также восприятие детьми образного строя произведений. Очень важно, чтобы детям было понятно и интересно то, о чем они поют.
Еще один аспект доступности: доступность исполнительско-техническая. Речь идет о том, насколько дети подготовлены в техническом отношении для исполнения того или иного произведения.
Условно путь развития в исполнительско-техническом отношении делится на 3 этапа:
1. Одноголосие.
2. Одноголосие, двухголосие.
3. Развитое двухголосие, трехголосие в самых разных проявлениях: гомофонных, полифонических.
Вокальное воспитание в хоре — важнейшая часть всей хоровой работы в коллективе. В связи с этим выделяют следующие задачи:
1. Элементарные навыки первичного вдоха и выдоха. Правильное формирование гласных.
2. Развитие протяжности дыхания, работа над кантиленой и дикцией.
3. Выработка подвижности голоса.
4. Элементарные навыки многоголосного пения.
Вся вокальная работа в хоре подчинена задаче развития певческого голоса и слуха у детей.
Основные вокально-технические требования при разучивании и использовании произведений:
эмоциональный вдох;
активная артикуляция;
ощущение зевка;
энергичная атака звука;
прикрытие гласных;
ощущение опоры дыхания;
связное исполнение мелодической линии, особенно скачков;
ровное вибрато;
сохранение микста на всем диапазоне;
твердое, быстрое произношение согласных; утрированное "Р".
Следует подробно остановиться на работе каждого хорового коллектива.
Подготовительная группа
Состоит из учащихся 1го класса. Характеризуется ограниченным голосовым диапазоном. Главная задача — добиться унисонного звучания хора.
Перед хором ставят задачи усвоения правильной посадки, усвоения дирижерских жестов и выработки хорошей реакции на них (внимание, дыхание, вступление, снятие).
На хоре у каждого свое место.
Принцип посадки: самые слабые — в первый ряд, сильные — в последний. Поют на занятии не все и не все время. Вначале должно звучать чистое пение, затем подключаются постепенно другие группы. Первый ряд (обычно "гудошники") большую часть времени слушают других, поют "про себя"; накапливая музыкально-интонационный багаж. Те из "гудошников", которые поют неточно из-за нарушения координации между слухом и воспроизведением, обычно очень скоро начинают правильно интонировать. Хочется остановиться на проблеме неточного интонирования у детей, ведь, не зная причину, невозможно устранить следствие.
Перечислю ряд таких причин.
Острые и хронические заболевания уха, горла и носа. Психические и психологические изменения личности. Любые нарушения координации нервных и физиологических процессов, двигательной деятельности.
Нарушение координации между слухом и голосом, как правило, связано с неквалифицированным обучением пению; подражанию взрослым в манере вокализировать; нарушение функции мягкого неба. Иногда ребенок воспринимает пение "в отрыве" от двигательной деятельности. Но пение — это движение мышц, действие, отсюда вытекает необходимость прибегать к помощи других нервных анализаторов, поэтому помогает на первых порах обучения метод "свободного" дирижирования.
"Дирижирование" вообще очень помогает детям. Они показывают фразу рукой, показывают характер звука, манеру звукоизвлечения (legato, staccato), помогают себе рукой в начале пения (ауфтакт), показывают окончание фразы.
На занятиях подготовительного хора важное место занимает дыхательная гимнастика, распевание длиться от трех до пяти минут. Произведения часто меняются.
Хоровой урок должен походить стремительно и эмоционально.
Все занятия хора на подготовительном этапе должны быть подчинены главной цели: увлечь детей хоровым пением, коллективным творчеством, самой музыкой.
Для достижения этой цели особенно важна творческая атмосфера. Очень важно вызвать интерес к разучиваемой песне, воспитать у детей любовь к самому процессу совместного пения.
В конце года подготовительный хор будет участвовать в отчетном концерте, и ученики перейдут в младший хор.
Младшая группа хора
Состоит их учеников 2-4 классов. Продолжается работа над певческим дыханием. Большое значение придается приемам звукообразования, а именно атаке звука.
Репертуар младшего хора немного усложняется: вводится простейшее двухголосие, каноны, песни с подголосками, народные песни без сопровождения.
При исполнении классической части репертуара по сути дела и формируется качество звука. Освоив классику, хор обычно легко справляется с любым репертуаром, и с современным в том числе.
Используя классическую музыку, очень важно следить за соотношением партии хора и аккомпанемента: воспитание ансамблевских исполнительских качеств у хористов — важный элемент культуры хорового пения.
Появляются и новые задачи: исполнение произведений крупной формы. Сначала на смену крупным песням приходят развернутые двух — и трехчастные формы, рондо ("Форель" Шуберта, "Мой садик" Чайковского).
Можно попробовать учить и небольшие вокальные циклы, фрагменты из них: "Песни в стиле разных народов" Р. Бойко, "Планета детства" Журбина.
Ощущение формы — очень важный исполнительский навык, его очень важно постепенно воспитывать у хора.
Выбрать для хора современную музыку довольно сложно: то очень трудно, то не соответствует учебным задачам, а наиболее распространенный недостаток — "не вокально". Исполнение многих произведений детского репертуара требует совершенного владения вокалом, а мы еще только учимся, и нам нужен репертуар обучающий, научающий нас!
хоровое пение голос музыка
В младшем хоре серьезное внимание должно уделяться работе над различными способами звуковедения, осваиваться прием цепного дыхания, работать над расширением диапазона.
Соответственно возрастает роль вокальных упражнений.
Распеванию уделяется 10-15 минут используя фонопедические упражнения В. Емельянова.
За год хор должен выступить 5-6 раз. Надо помнить о том, что каждое выступление должно быть тщательно подготовлено. Особое внимание надо уделить построению, умению выйти на сцену, и уйти с нее, вести себя на сцене. С младшим хором эти навыки надо отрабатывать.
Средняя группа
Состоит из учащихся 5 классов.
Основные задачи хора: добиться развитого двухголосия с самыми разнообразными сочетаниями, навыков пения простых трехголосных произведений — гармонических и простейших имитационных (например, трехголосные каноны), народных песен без сопровождения.
Укрепление самостоятельности каждой хоровой партии.
Большая работа над чистотой строя и ансамблем.
Единая вокальная манера формирования гласных и согласных звуков, чуткая реакция на указания дирижерского жеста.
Старшая группа
Состоит из учащихся 6-7 классов и имеет две разновидности.
Однородный. В хоре поют девочки и мальчики (до мутации).
Смешанный. Девочки и мальчики (после мутации).
Из мальчиков, поющих на октаву ниже, формируется отдельная хоровая партия — мужская. Это еще не тенора и басы, но уже определенная краска в тембровом отношении. Для такого хора необходимо аранжировать произведения специально, учитывая еще очень небольшие в диапазонном отношении возможности мальчиков — подростков.
Старший хор продолжает серьезную работу в области развития музыкальных способностей, в области освоения вокала, расширения навыков многоголосного пения, совершенствования исполнительских навыков.
Каждое занятие начинается с распевания. Оно длиться 15-20 минут. Есть постоянные вокальные упражнения, которые поются в течение всех лет обучения.
Вся работа в хоре ведется только по партитурам.
На репетиции работают в основном всем коллективом, но так как хор состоит из детей разного степени одаренности и разного уровня развития музыкальных способностей, то необходимо работать и отдельно по партиям.
Обучение игре на музыкальном инструменте
Обучение игре на музыкальном инструменте — один из путей развития музыкально — творческих способностей.
Многие дети, занимающиеся в хоре, обучаются игре на музыкальном инструменте.
Учащиеся получают более широкое музыкальное воспитание, поскольку кроме обучения пению, музыкальной грамоте и сольфеджио, они овладевают основами игре на инструменте.
Цель занятия в классе музыкального инструмента направлена на то, чтобы познакомить детей с основами фортепианной игры, подготовить к чтению с листа то есть к самостоятельному домашнему музицированию, умению разобраться в интересующем их нотном материале.
Игра на музыкальном инструменте так же, как и хоровое пение, пробуждает и укрепляет любовь к музыке, развивает музыкальные способности и исполнительские навыки детей, расширяет кругозор, воспитывает эстетический вкус.
Практика показала, что дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте, проявляют себя в хоре гораздо ярче, их восприятие музыки становится более осознанным. В связи с большим развитием музыкального слуха облегчается усвоение хоровых партий, возрастает творческая активность.
Учащиеся, добиваются успехов в обучении игре на музыкальном инструменте, участвуют в концертной деятельности.
На протяжении всех лет обучения проводится систематическая и планомерная работа над развитием техники игры, двигательного аппарата учащихся.
В основном эти задачи класса музыкального инструмента тесно переплетаются с задачами, которые ставятся перед занятиями хоровым пением: приобщить детей к пониманию прекрасного и помочь им пронести это чувство через всю жизнь.
Все знания и умения, все то новое, что открывает школа детскому уму, должны приходить к детям в живом виде, таким, каким все это приходит к нам в жизни. Надо, чтобы, вникая в эти незнакомые еще уму вещи, чувство детей раскрылось для жизни как можно полнее, чтобы широкий многозвучный мир вскрывался перед ними и чтобы они, через эти новые знания, входили в него всем своим жизненным существом, радуясь жизни. И этому может сильнее помочь музыка.
Поскольку задачей общего образования является, главным образом, развитие человека, постольку, говоря о музыкальной его стороне, нужно понимать под музыкальным развитием учащегося, конечно, не техническую умелость, а близость к самому искусству, навык воспринимать его и полно усваивать настолько, чтобы искусство вошло большой и важной частью во всю жизнь человека, заняло бы значительное место в его духовном обиходе.
Литература
1. Емельянов В.В. "Фонопедический метод развития голоса".
2. Чарели Э.М. "Дыхательную гимнастика".