Содержание
ВВЕДЕНИЕ4
Глава 1. Теоретические основы ипотечного кредитования8
1.1. Ипотека как источник финансирования инвестиций8
1.2. Рынок ипотечного кредитования15
1.3. Нормативно-правовые аспекты ипотечного кредитования25
Глава 2. Анализ ипотечного кредитования на примере ОАО «Банк Москвы»29
2.1 Общая характеристика банка29
2.2 Особенности системы ипотечного кредитования в банке34
2.3 Анализ эффективности ипотечного кредитования41
Глава 3. Совершенствование системы ипотечного кредитования в ОАО «Банк Москвы»51
3.1 Совершенствование оценки платежеспособности заемщика при решении о выдаче ипотечного кредита51
3.2 Совершенствование ипотечного кредитования за счет использования механизма секьюритизации69
3.2 Оценка экономического эффекта от предлагаемых мероприятий72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ78
ПРИЛОЖЕНИЯ82
Выдержка из текста работы
Дипломный проект выполнен на кафедре «Экономики и управления на предприятии» СКГМИ (ГТУ) (г. Владикавказ), на основе данных предприятия ОАО «Электроцинк» под руководством Шелкуновой Т. Г. посвящена рассмотрению формированию и использованию источников финансирования инвестиций, состоит из текстовой и графических частей. Текстовая часть состоит из 126 страниц, 15 рисунков и 28 таблиц.
Графическая часть дипломного проекта выполнена на 6 листах чертежной бумаги А1 и содержит различные графики и таблицы, диаграммы, которые отражают результаты анализа, проектные разработки и предложения.
В состав пояснительной записки входят: титульный лист, содержание, введение, теоретическая часть, технологическая часть, аналитическая часть, проектная часть, часть по безопасности жизнедеятельности, заключение, список используемых источников, приложения.
Во введении обосновывается выбор моей темы, ее актуальность, состояние изучаемого вопроса, состоит из 4 страниц напечатанного текста.
В первом теоретическом разделе освещается на основании данных отечественной и зарубежной литературы состояние вопроса и теоретические положения. Объем раздела 27 страниц.
Второй раздел — технологическая часть содержит характеристику организации. Объем раздела 20 страниц.
В третьем — производиться анализ формирования и использования источников финансирования инвестиционной деятельности и основных финансово-экономических показателей предприятия. Объем – 25 страниц.
В четвертом раздел – предложения, проект, по теме диплома, объем — 14 страниц.
В пятом разделе рассмотрены вопросы техники безопасности на предприятии, проведен расчет, объем – 15 листов. И в заключении подводятся итоги, выводы и результаты проведенной работы.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 7
1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ 10
1.1. Формирование источников инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов 10
1.2. Использование источников инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов 19
1.3. Нормативно – правовое регулирование инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов 32
2. ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ПРЕДПРЯТИИ ОАО «ЭЛЕКТРОЦИНК» 38
2.1. Характеристика предприятия ОАО «Электроцинк» 38
2.2. Краткая характеристика выпускаемой продукции 39
2.3. Описание технологического процесса 41
2.4. Предложения улучшения технологических процессов на предприятии 52
3. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРЯТИИ ОАО «ЭЛЕКТРОЦИНК» 58
3.1. Анализ основных финансово-экономических показателей 58
3.2. Анализ источников формирования капитала 67
3.3. Анализ использования источников финансирования 77
4. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «ЭЛЕКТРОЦИНК» 84
4.1. Характеристика проектного решения 84
4.2. Финансово-экономическая оценка проекта 87
4.2.1. Инвестиционные затраты 87
4.2.2. Расчет экономического эффекта реконструкции 88
4.2.3. Кредит, как одна из форм осуществления инвестиционного проекта 90
4.2.4. Оценка эффективности инвестиций 91
5. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 98
5.1. Генеральный план 98
5.2. Анализ вредных и опасных факторов 100
5.3. Создание безопасных и безвредных условий труда 103
5.4. Производственная санитария 106
5.5. Пожарная и взрывопожарная безопасность 108
5.6. Мероприятия по охране окружающей среды 109
5.7. Расчет вентиляции по удалению вредных выделений в производственном помещении электролитного цеха 111
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 113
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС 2006-2008 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. АППАРАТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ЦИНКОВОГО ПРОИЗВОДСТВА
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СХЕМА ПЛАВИЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОЛИТНОГО ЦЕХА
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. СТРУКТУРА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. ДЕБИТОРСКАЯ И КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СОСТАВА ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. ОТЧЕТ О ПРИБЫЛИ И ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Исследование проблем инвестирования экономики всегда находилось в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. В современных условиях они выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода из сложившегося экономического кризиса, структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности. Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований.
Активация инвестиционной деятельности российских предприятий становиться особо значимой на современной этапе рыночных преобразований рыночной экономики. Определяя масштабы, темпы роста и уровень конкурентоспособности предприятий, она способствует макроэкономической стабилизации хозяйственной системы общества и ускорению ее перехода к качественно новой ступени развития.
В современных условиях инвестиции становятся важнейшим стратегическим ресурсом развития промышленного производства, что обуславливается их особой ролью в экономике и противоречиями, складывающимися между необходимостью развития промышленного комплекса и существующими условиями и возможностями привлечения инвестиционных ресурсов для этих целей.
Проблема инвестиционной активности является одной из ключевых при выработке политики, направленной на обеспечение стабильности экономического роста. Объём реальных ресурсов для инвестиций на каждом конкретном периоде развития государства в решающей степени зависит от того, какие приоритеты заложены в распределение валового национального продукта – потребление или накопление.
Дефицит инвестиционных ресурсов ограничивает возможности активизации деятельности промышленных предприятий, приводит к деградации имеющегося производственного и научно-инновационного потенциала.
В последнее время особую актуальность приобретает привлечение прямых иностранных инвестиций в промышленный комплекс регионов, эффективность которых уже проявилась в ряде субъектов федерации.
В то же время, при имеющихся тенденциях роста инвестиций в основной капитал отраслей реального сектора экономики, роста деловой активности во многих отраслях, позитивной динамики финансовых результатов деятельности промышленных предприятий, на развитие инвестиционных процессов негативно влияют: высокая стоимость кредитов, высокие риски инвестирования как отечественными, так и иностранными инвесторами, недостаточная правовая защита инвесторов при реализации проектов и др.
Инвестиционная сфера отечественной экономики сохраняет явно выраженный кризисный характер. Следствием резкого падения капиталовложений (в 1992-1996 гг. более чем на 70%) стала деградация производства во многих отраслях, в том числе и высокотехнологических. По оценке специалистов, износ основных фондов в промышленности превысила 60%. Фактически снижение объемов выпуска продукции на 1% сопряжено со значительным уменьшением вложений в производство. В этом состоит актуальность и обоснованность выбранной мною темы «Формирование и использования финансирования инвестиций». Оживление экономики, постепенный выход из кризиса, создание производства, и способного предотвратить подобные явления требуют осуществление комплекса мер. Реальный выход из кризиса, реальная структурная перестройка, а затем и движение к более высоким рубежам требует реконструкции предприятий, технического их перевооружения, расширение их профиля, создание высокоэффективного производства, способного быстро осваивать новую продукцию. Все этот означает необходимость инвестиций политики. Это единственный процесс, цель которого — создать предприятия, занимающие твердую нишу на рынке, обеспечивающие конкурентоспособность своего производства и продукции, ее более высокое качество, широкий и постоянно обновляющийся ассортимент и низкие издержки производства. Показать, в чем состоят необходимость, условия и предпосылки инвестирования в Российскую промышленность.
Реально это осуществить лишь при наличии инвестиций. Традиционным средством сращивания и функционирования связей промышленности с банками являются кредитные отношения, их значение обусловлено расширение масштабов производства, увеличением капитальных и текущих затрат предприятий, которые испытывают естественные, все возрастающую потребность в заемных ресурсах банков.
В настоящее время предприятиям России очень тяжело оставаться «на плаву» и производить продукцию, которая будет конкурентно способной. Предприятиям не хватает средств, чтобы усовершенствовать технологию производства, приобрести новое оборудование и т.д. Тогда им на помощь приходят инвесторы, которые вкладывают свой капитал, но при условии получения конкретной прибыли.
Актуальной задачей становится изучение и обоснование новых инструментов и направлений государственного регулирования инвестиционной деятельности, соответствующих улучшению конкурентной позиции страны на мировых рынках. Высокий объем капиталовложений позволяет осуществить непрерывность воспроизводства, разработку и реализацию производственных, инновационных и социальных программ и проектов, что делает возможным увеличение объемов производства, и в итоге, проведение структурной перестройке промышленности. Увеличение же капиталовложений в свою очередь весьма проблематично осуществить в условиях неуверенности инвесторов в получении доходов от вложений или хотя бы возврата инвестированных средств.
Задачи данной работы – изучить и рассмотреть основные теоретические понятия «инвестиции» и «инвестиционная деятельность», формирование источников финансирования инвестиций, использование источников инвестиций, изучить вопросы государственного регулирования инвестиционной деятельности, а также методические аспекты инвестиционной деятельности предприятия.
Поставленная цель предполагает решение комплекса взаимосвязанных задач: изучить и рассмотреть теоретические основы инвестиционной деятельности хозяйствующего субъекта; изучить нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности хозяйствующего субъекта в РФ; провести анализ формирования и использования источников финансирования инвестиционной деятельности хозяйствующего субъекта; обосновать инвестиционную привлекательность реконструкции плавильного отделения электролитного цеха; оценить экономическую эффективность инвестиционного проекта.
Методы исследования: технико-экономический анализ, статистические методы обработки информации.
Объектом исследования является предприятие ОАО «Электроцинк».
Предметом исследования являются теоретические, методические и практические вопросы управления инвестиционным обеспечением развития хозяйствующего субъекта.
Информационно нормативно-правовая база исследования представлена содержанием научных статей российских и зарубежных ученых по проблемам использования и формирования источников финансирования инвестиционной деятельности предприятий; законодательными и нормативными актами РФ, регламентирующими сферу инвестиционного процесса.
1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ
1.1. Формирование источников инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов
Одна из важнейших проблем в инвестиционной деятельности — организация ее финансирования. Формирование инвестиционных ресурсов является основным исходным условием осуществления инвестиционного процесса.
Источники финансирования инвестиций — это денежные cpедства, которые могут быть использованы в качестве инвестиционных ресурсов. От подбора источников финансирования зависит не только жизнеспособность инвестиционной деятельности, но и распределение конечных доходов от нее, эффективность использования авансированного капитала, финансовая устойчивость предприятия, осуществляющего инвестиции. Состав и структура источников финансирования инвестиций зависят от действующего в обществе механизма хозяйствования.
В зависимости от отно¬шения к собственности, источники финансирования делятся на три вида:
— собственные;
— привлеченные;
— заемные.
Собственные финансовые ресурсы организации выступают в виде прибыли, амортизационных отчислений, уставного капитала, средств, выплачиваемых органами страхования, поступлений от штрафов, пени, неустоек и др. Собственные источники инвестиций характеризуют общую стоимость средств предприятия, обеспечивающих его инвестиционную деятельность и принадлежащую ему на правах собственности.
Собственные средства предприятия с точки зрения способа их при влечения могут быть как внутренними (например, прибыль, амортизация), так и внешними (например, дополнительное размещение акций). Суммы, привлеченные предприятием по этим источникам извне, не подлежат возврату. Субъекты, предоставившие по этим кана¬лам средства, как правило, участвуют в доходах от реализации инве¬стиций на правах долевой собственности.
К заемным финансовым средствам относятся кредиты, национальные и иностранные инвестиции. В иностранном инвестировании принимают участие зарубежные страны, международные финансовые институты, отдельные организации, институциональные инвесторы, банки, а также кредитные учреждения.
Заемные источники инвестиций характеризуют привлекаемый предприятием капитал во всех его формах на возвратной основе. Все формы заемного капитала, используемые предприятием в инвестиционной деятельности, представляют собой его финансовые обязательства, подлежащие погашению на определенных заранее условиях (сроки, проценты). Субъекты, предоставившие средства на этих условиях, в доходах от инвестиционной деятельности, как правило, не участвуют. Финансовые ресурсы привлекаются в результате эмиссии акций, поступления паевых и иных взносов членов трудового коллектива, физических и юридических лиц.
Денежные средства привлекаются также за счет облигационных займов, банковских и бюджетных кредитов.
Одним из важных источников финансирования проектов и программ, реализуемых на уровне регионов и городов, являются средства государственного бюджета и внебюджетных фондов. Средства государственного бюджета направляются, в основном, на финансирование федеральных целевых комплексных программ.
Процесс определения источников и выделения (привлечения займа) денежных средств для инвестиций называется финансированием.
Процесс применения денежных средств в качестве долгосрочных вложений означает инвестирование, т.е. финансирование предшествует инвестированию.
После поиска источников финансирования и определения структуры, оформления договоров финансирования (кредитного договора) начинается процесс инвестирования, т.е. превращение денежной формы капитала в производительную. Затем капитал в процессе оборота начинает приносить доход в виде денежных потоков (прибыли и амортизации) и частично высвобождаться (через ликвидность), пополняя тем самым собственные источники финансирования.
Одна из возможных классификаций основных источников формирования инвестиционных ресурсов предприятия представлена на рис.1.1.
Основные методы финансирования базируются на таких принципах, как временная ценность денежных ресурсов, анализ денежных потоков, предпринимательских и финансовых рисков, поиск эффективных рынков инвестиционных ресурсов. Важными экономическими категориями инвестиционного процесса являются частная собственность, рыночное ценообразование, рынок труда и капитала, государственное нормативно-правовое регулирование инвестиций. Основными методами финансирования могут быть:
— государственное финансирование;
— внебюджетное финансирование;
— самофинансирование;
— банковское кредитование;
— лизинг;
— инвестиционный налоговый кредит.
Государственное финансирование проектов осуществляется чаще всего в рамках государственных программ поддержки предпринимательства на федеральном и региональном уровнях. Выделяют четыре основных вида государственного финансирования инвестиций: дотации и гранты, долевое участие, прямое (целевое) кредитование, предоставление гарантий по кредитам. Данные проекты фи¬нансируются Правительством РФ за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Рис. 1.1. Основные источники формирования инвестиционных ресурсов предприятия
При финансировании путем предоставлении грантов и дотаций денежные средства обычно выделяются под конкретный проект на безвозмездной основе.
Долевое участие государства предполагает, что оно через свои структуры выступает в качестве долевого вкладчика, остальная часть необходимых инвестиционных вложений осуществляется коммерческими структурами.
Прямые (целевые) кредиты предоставляются, как правило, конкретному предприятию (или под определенный инвестиционный проект) на льготной основе. Вместе с тем государство устанавливает величину процентных ставок, срок и порядок возврата кредита.
При предоставлении гарантий по кредитам предприятие получает кредит от коммерческой структуры, а правительство через определенные институты выступает гарантом возврата данного кредита, выплачивая сумму кредита в случае невыполнения своих обязательств предприятием.
Государство в лице правительства, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления финансируют стройки и объекты, заказчиками-застройщиками которых являются негосударственные коммерческие организации, при условии реализации таких важных общегосударственных задач, как поддержка приоритетных направлений развития экономики страны, экономическое развитие территорий, создание рабочих мест и т. д.
Принципиальное отличие государственного финансирования инвестиционных проектов на возвратной основе от банковского кредитования состоит в льготном получении выделяемых средств. Процентная ставка за пользование государственным кредитом существенно ниже процентной ставки за пользование банковским кредитом.
Финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых за счет общих средств федерального, территориальных и местных бюджетов, производится через уполномоченные государственные органы управления соответствующих уровней. Со стороны федерального бюджета таким органом выступает Министерство финансов РФ, которое в соответствии с бюджетными распределениями выделяет уполномоченным Правительством РФ органам государственного управления соответствующие финансовые средства, подлежащие расходованию через федеральные территориальные казначейства.
Государственное участие в финансировании инвестиционных проектов, осуществляемых акционерными обществами да правах совладения создаваемой собственностью, направлено на поддержку проектов, имеющих важное значение для экономики, а также на сохранение государственного контроля над соответствующими секторами экономики. Указанное участие осуществляется в пределах государственных бюджетных ассигнований на инвестиционные цели и в рамках государственных инвестиционных программ.
На безвозвратной основе осуществляется финансирова¬ние капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Правительством РФ утверждается перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд. При этом финансирование осуществляется как в полном объеме в соответствии со сметной стоимостью строительства, так и частично при максимальном привлечении собственных и заемных средств унитарными предприятиями федерального, территориального, муниципального уровня либо негосударственными коммерческими организациями.
Смешанное финансирование осуществляется на возвратной и безвозвратной основе. Такое финансирование может производиться за счет средств федерального бюджета и собственных средств организации. Капитальные вложения вносятся инвесторами на счета банков по договоренности сторон. Финансирование инвестиционной деятельности организации может осуществляться через целевые комплексные программы (ЦКП). Программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационных и других мероприятий, направленных на решение проблем в области экономического, экологического, социального и оборонного развития страны.
Внебюджетные источники финансирования, при¬влекаемые для реализации инвестиционных проектов и целевых комплексных программ, могут быть получены за счет:
— фондов по поддержке малого предпринимательства;
— пенсионных фондов, в том числе негосударственных;
— страховых фондов;
— других фондов;
— отчислений от прибыли организаций;
— целевых кредитов банков под государственные гарантии;
— средств инвестиционных компаний;
— иностранных инвестиций.
Внебюджетные источники финансирования имеют определенные особенности.
Самофинансирование – наиболее надежный метод финансирования инвестиций, однако он трудно прогнозируем в долгосрочном плане и ограничен в объемах. Такая схема финансирования присуща лишь первому этапу жизненного цикла предприятия, когда его доступ к заемным источникам капитала затруднен, или для осуществления небольших реальных инвестиционных проектов.
Формирование системы самофинансирования осуществляется, в основном, за счет прибыли и амортизационных отчислений. Собственные накопления организации дополня¬ются кредитными источниками и эмиссией ценных бумаг.
Для стран с развитой рыночной экономикой уровень самофинансирования фирм считается высоким, если удельный вес собственных финансовых ресурсов составляет не менее 60% общего объема финансирования инвестиционной деятельности. Увеличение государственного финансирования частных компаний рассматривается в деловых кругах как падение имиджа фирмы и начало движения к банкротству. В связи с этим компании стремятся использовать государственные средства временно. В США, Канаде, странах ЕС стимулирование инвестиций методами финансовой и денежно-кредитной политики позволяет ускорить кругооборот вложенных в основной и оборотный капиталы средств и повысить конкурентоспособность экономики в целом.
В условиях российской экономики государство в целях концентрации и централизации финансовых ресурсов проводит политику изъятия значительной части накоплений инвестора. Такой подход в большой степени сдерживает развитие горизонтальных связей между организациями и снижает их инвестиционные возможности в части самофинансирования.
Одним из направлений самофинансирования является эмиссия ценных бумаг в акционерных обществах – акционерное финансирование. Это направление предусматривает замену инвестиционного кредита рыночными долговыми обязательствами.
Акционирование как метод финансирования используется обычно для реализации крупномасштабных инвестиционных проектов при отраслевой или региональной диверсификации инвестиционной деятельности. Он состоит в объявлении открытой подписки на акции создаваемого предприятия для физических и юридических лиц.
Акционерное финансирование включает в себя следующие действия организации:
— эмиссию ценных бумаг под определенный инвестиционный проект;
— эмиссию акций для их размещения среди отечественных и иностранных хозяйствующих субъектов;
— организацию специализированных инвестиционных фондов, в том числе паевых.
Банковский кредит представляет собой ссуду в денежной или товарной форме на условиях возврата с уплатой процентов по предварительной договоренности.
Лизинг можно рассматривать как особую форму, имеющую признаки и производственного инвестирования, и кредита. Двойственная природа лизинга заключается в том, что, с одной стороны, он является своеобразной инвестицией капитала, поскольку предполагает вложение средств в материальное имущество с целью получения дохода, а с другой, сохраняет черты кредита (предоставляется на началах платности, срочности, возвратности). Развитие лизинговых услуг способствует укреплению производственной сферы экономики, создавая условия для ускоренного развития стратегически важных отраслей. Кроме того, как альтернативная форма кредитования лизинг усиливает конкуренцию между банками и лизинговыми компаниями, что стимулирует снижение ставки ссудного процента и приток капиталов в производственный сектор.
Таким образом, предприятие, использующее заемный капитал, имеет более высокий финансовый потенциал своего развития (за счет формирования дополнительного объема активов) и возможности прироста финансовой рентабельности деятельности, однако в большей доле генерирует финансовый риск и угрозу банкротства (возрастающие по мере увеличения удельного веса заемных средств в общей сумме используемого капитала).
При выборе источника финансирования инвестиций предприятие должно учитывать как свои возможности, так и преимущества и недостатки каждого из источников получения инвестиционных средств.
1.2. Использование источников инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов
Значение инвестиций в экономике российских предприятий растет из-за воздействия как внутренних, так и внешних факторов. Для современных российских предприятий характерны, с одной стороны, высокие темпы износа основных фондов, с другой – постоянно растущая капиталоемкость производства за счет неполной загрузки мощностей. Кроме того, растет значение долгосрочных внешних факторов, связанных с необходимостью обеспечить конкурентоспособность предприятий, что также требует инвестиционных вложений. Поэтому тщательная разработка инвестиционной стратегии и постоянное ее совершенствование – непременное условие достижения инвестиционных целей.
Рис. 1.2. Индексы физического объема инвестиций в основной капитал
(2000 г. = 100)
Определяющим для современного этапа реформирования экономики России является решение проблемы стабильного экономического роста, прежде всего в отраслях промышленного комплекса. Это обусловлено тем, что отрасли промышленного комплекса определяют социально-экономический уровень развития страны и ее место в мировом экономическом пространстве. Рост промышленного производства невозможен без восстановления разрушенного за период реформирования материально-технической базы, условием чего является преодоление тенденции старения производственного аппарата, в частности обновления и повышения эффективности использования основных фондов.
Особую значимость при этом приобретает активизация инвестиционной деятельности, поскольку именно инвестиции предопределяют направленность и интенсивность процесса экономического развития. Для современного этапа развития российской экономики характерен процесс относительной политической и макроэкономической стабилизации. Экономическая ситуация в России в результате происходившего в 2000-е годы спада производства, образования хронического бюджетного дефицита, острого платежного кризиса в значительной мере предопределили постоянный недостаток инвестиционных ресурсов, так необходимых для развития промышленности. Одной из наиболее характерных черт системного кризиса, охватившего экономику России в 2000-е годы, явилось резкое сокращение инвестиций в реальный сектор экономики (рис. 1.2.).
В условиях современной России потребность в притоке новых инвестиции обусловлена необходимость решения как текущих задач, связанных с поддержанием экономического роста, так и носящих чрезвычайный характер, возникших, в частности, из-за неотвратимой необходимости ликвидации угрозы возникновения острого кризиса, связанного с массовым выходом из строя российского парка машин и оборудования, давно отслуживших эксплуатационный срок, но продолжающих работу практически в аварийном режиме (в среднем износ основных производственных фондов в промышленности составил в 2008 г. – 50,6%).
Средний возраст производственного оборудования в промышленности составлявший в 1995г. менее 11 лет, достиг в 2008г. 21,2 лет, т.е. увеличился почти вдвое (табл. 1.1.). Сейчас преобладает оборудование, выпущенное 11-20 и более лет назад, тогда как в 1995 преобладало оборудование в «возрасте» от 5 до 10 лет. Иными словами, наиболее активная часть основных фондов — машины и оборудование – все более устаревает, а производственный аппарат существенно теряет свою конкурентоспособность, что во многом определяет и низкую конкурентоспособность промышленных предприятий.
Таблица 1.1.
Возрастная структура производственного оборудования в металлургическую промышленность (%)
1995 2000 2004 2005 2006 2007 2008
Все оборудование 100 100 100 100 100 100 100
из него в возрасте: до 5 лет 29 10 5 6 6,7 7,8 8,6
6-10 лет 28 30 11 8 5,8 4,9 5,1
11-15 лет 17 22 26 23 20,0 16,4 12,3
16-20 лет 11 15 21 22 22,6 22,7 22,5
более 20 лет 15 23 38 41,5 44,9 48,2 51,5
Средний возраст, лет 11 14 19 19 20,1 20,7 21,2
В условиях перехода к рыночной экономике экономическое пространство государства и каждого из его регионов оказывается системой взаимосвязанных рынков, и это в полной мере касается инвестиционной сферы. Систему инвестиционных рынков правомерно рассматривать в качестве важнейшей институциональной формы инвестиционной деятельности в регионе.
Региональная политика формируется с одной стороны требованиями и ограничениями, включающими социально-экономическое развитие региона, региональный бюджет, региональную конкуренцию, экологию, техническую и технологическую базу, человеческие ресурсы, финансовые ограничения, а с другой — формируется с учетом инвестиционной политики региона, которая является и источником формирования и основным направлением региональной поддержки реализации промышленной политики. Помимо этого, инвестиционная политика через коррекцию промышленной политики влияет на разработку кадровой, экспортной, социальной, бюджетной и других видов политики.
Инвестиции являются главным инструментом реализации стратегии развития предприятия. Инвестиционная же стратегия промышленного предприятия представляет собой деятельность по обоснованию и реализации наиболее эффективных форм вложения капитала, направленных на расширение его экономического и производственного потенциала. В свою очередь, для реализации инвестиционной политики хозяйствующими субъектами разрабатывается инвестиционная программа, представляющая собой совокупность реальных инвестиционных проектов, сгруппированных по отраслевым, региональным и привлекательным для инвестиций признакам.
Социально-экономическое положение Республики Северная Осетия-Алания отражает специфические условия, сложившиеся на данный момент на Северном Кавказе, поскольку продолжительность и направленность тенденций, сформировавших эти условия, были схожими во всех его регионах.
Глубокий промышленный спад на Северном Кавказе нельзя, на наш взгляд, объяснить исключительно воздействием политических факторов, хотя, безусловно, присутствие этих факторов весьма ощутимо.
Одним из важнейших факторов спада является сложившаяся в прошлые годы структура промышленности, изначально ориентированная преимущественно на добычу сырья и производство промежуточного продукта.
Нерациональность структуры выражалась также и в том, что наибольшее развитие получили отрасли, работающие преимущественно на привозном сырье, топливе, металле, комплектующих и формирующих товарные ресурсы за счет этого ввоза из других регионов. К тому же эти отрасли ориентировались на вывоз готовой продукции из региона. Развитие производственных мощностей, работающих на внутренний потребительский рынок, значительно отставало.
Состояние базовых отраслей регионов определило и состояние бюджетной обеспеченности. Доля поступлений из федерального бюджета в доходах республик колеблется в пределах от 45 до 80%. В целом социально-экономическое положение Северного Кавказа весьма неустойчивое, более всего оно неблагополучно в национальных республиках.
Среди республик Северного Кавказа Северная Осетия — Алания традиционно является «промышленным гигантом». В отличие от соседей основу ее экономики еще с советских времен составляет промышленность. Северная Осетия-Алания — республика с развитой промышленностью и многоотраслевым сельским хозяйством (табл. 1.2.).
Таблица 1.2.
Структурная характеристика промышленности региона и производимой продукции
Отрасль Основные виды продукции
Цветная металлургия свинец, цинк, серная кислота, медный купорос, карбиды вольфрамовые, твердые и тяжелые сплавы
Химическая промышленность пленки полимерные, резинотехническая продукция, материалы литьевые, фоторезисторы пленочные и жидкие, бутилацетат, лакокрасочные материалы, растворители, изделия из пластмасс
Машиностроение и металлообработка резисторы, спецтехоборудование, электронно-оптические преобразователи для приборов ночного видения, продукция для оборонной промышленности, плиты газовые бытовые
Промышленность строительных материалов доломит, щебень, гравий, песок
Пищевая промышленность водка, спирт этиловый, крахмал маисовый, патока, глюкоза, декстрин, масло кукурузное
Республику Северная Осетия-Алания отличают компактность территории, развитость промышленной и сырьевой базы, наличие профессиональных кадров. Однако приток инвестиций в экономику региона определяется не только этими, но другими общеэкономическими, а также политическими факторами. Близость Северной Осетии к нестабильным регионам Кавказа снижает этот показатель. Для компенсации повышенных рисков и повышения уровня инвестиционной привлекательности должна идти целенаправленная работа по улучшению существующего инвестиционного климата. Однако при отсутствии программы, которая могла бы четко отразить механизм реализации намеченных целей, невозможна слаженная работа всех властных структур, а привлечение инвестиций в должных объемах невозможно и нецелесообразно.
Состояние инвестиционной сферы экономики страны свидетельствует о том, что инвестиционная деятельность сегодня является недостаточно привлекательной для потенциальных инвесторов. В основе этого лежит ряд причин, ухудшающих инвестиционный климат в России, в том числе: 1) политическая нестабильность; 2) неотработанные, противоречивые и постоянно меняющиеся законодательная база и налоговая система; 3) высокий уровень инвестиционных и кредитных рисков; 4)отсутствие механизмов защиты инвестиций, раздела продукции; 5) несовершенная банковская система (недостаток на внутренних рынках денежных ресурсов, их краткосрочная структура, неотлаженность платежей и расчетов, отсутствие практического опыта и квалификации банковских работников для оценки и принятия инвестиционных и кредитных рисков и др.); 6) низкий уровень инфраструктуры (аудит, страхование, консалтинг, оценка, правовая поддержка, телекоммуникации, транспортный и гостиничный сервис, обеспечение личной безопасности); 7) несовершенство фондового рынка в отношении регистрации прав акционеров, депозитарного обслуживания, информационной прозрачности рынка, низкая ликвидность фондовых ценностей; 8) усложненность процедур согласования инвестиционных проектов.
Недостаточная привлекательность инвестиций в российскую экономику обусловливает значительные масштабы оттока российского капитала за рубеж. По мнению западных экспертов, это отражает наличие в российской экономике определенного избытка собственного инвестиционного капитала, который при известных условиях может быть вложен в ее развитие, а также отсутствие механизма трансформации сбережений в инвестиции.
В сложившихся условиях привлечение иностранных инвестиций в реальный сектор российской экономики предполагает разработку комплекса мер, направленных на улучшение инвестиционного климата, стабилизацию правовой среды, обеспечение гарантий и страхования инвестицион…
**************************************************************