Содержание
Введение……………………………………………………………………….……..……4
Глава 1. IPO как инструмент финансирования деятельности организации…………….8
1.1. Понятие и виды публичных размещений, их место в стратегии
финансирования………………………………………………………….………….….8
1.2. Преимущества и недостатки IPO как способа финансирования
деятельности предприятия….…………………….…………………………….………17
1.3. Риски, связанные с проведением IPO…………………………….……….……26
1.4. Затраты, связанные с проведение IPO…………………………….………….…33
Глава 2. Использование IPO как инструмента финансирования на примере
ОАО «Эдиго»………………………………………………………………………..…37
2.1. Анализ возможности проведения IPO на примере ОАО «Эдиго»……….……37
2.2. Определение цены размещения на примере ОАО «Эдиго»…………………….53
Заключение………………………………………………….……………….……..……59
Список литературы………………………………………………………………………..62
Выдержка из текста работы
2.2. Анализ влияния налоговой нагрузки на результат финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации с иностранными инвестициями………………………………………………………………….…39
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ ………………………………..…… 55
3.1. Особенности налогообложения совместных предприятий
в развитых странах…………………………………………………………..…..55
3.2. Основные направления совершенствования косвенного налогообложения
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении последнего десятилетия рост прямых иностранных инвестиций значительно опережает рост мировой торговли, темпы роста валового внутреннего продукта. Многообразный мировой опыт показывает, что инвестиции являются мощной движущей силой развития экономики. Они играют ключевую роль в рыночной экономике, обеспечивая создание, обновление и расширение основных фондов, структурную перестройку экономики (путем создания новых производств и технологий), повышение конкурентоспособности производимых товаров и укрепление экспортного потенциала предприятий, удовлетворение социальных потребностей населения, улучшение экологии, укрепление обороноспособности страны и т.д.
Одним из элементов рыночной экономики является система налогообложения. Она выступает инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. Устойчивость, стабильность налоговой системы позволяет товаропроизводителям прогнозировать результаты своей финансово-хозяйственной деятельности, что, в свою очередь, создает благоприятные предпосылки для привлечения иностранных инвесторов в экономику страны.
Вместе с тем, как показали исследования, перед иностранными компаниями, работающими в Республике Беларусь, возникают наиболее серьезные проблемы в связи с применением ими тех или иных норм белорусского налогового законодательства. Поэтому представляется необходимым рассмотреть особенности налогового режима деятельности иностранных инвесторов в Республике Беларусь, максимально полно осветить реальное положение в области налогообложения иностранных инвесторов, сложившееся в настоящее время в Республике Беларусь. Всё это и обусловило актуальность выбранной темы.
Целью исследования дипломной работы является определение возможных путей создания наиболее приемлемых условий для привлечения иностранных инвестиций в экономику республики на основе совершенствования национальной налоговой системы.
В результате поставленной цели в работе были решены следующие
задачи:
• рассмотрены современные формы привлечения иностранных инвестиций в экономику страны;
• проанализирована существующая система налогообложения предприятий с иностранными инвестициями и дана оценка данной системе;
• проведен анализ налогообложения предприятий с иностранными инвестициями в условиях перехода к социально-ориентированной рыночной экономике;
• предложены пути совершенствования системы налогообложения предприятий с иностранными инвестициям.
Объектом исследования налогообложение Республики Беларусь.
Предметом исследования- система налогообложения организаций с иностранными инвестициями.
Методологической и методической основой для написания работы послужили законодательные и нормативные акты Республики Беларусь, отечественная и зарубежная литература, периодические издания, собственные исследования автора.
В работе были использованы следующие методы научного познания: метод группировок, статистический и аналитический метод и др.
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КОМЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ
1.1 Основные формы привлечения иностранных инвестиций
В настоящий момент одним из наиболее важных факторов развития экономики является зарубежное инвестирование, которое представляет собой процесс изъятия части капитала из национального оборота в данной стране и перемещение его в товарной или денежной форме в производственный процесс и обращение другой страны. Основной предпосылкой вывоза капитала является относительный избыток капитала в данной стране, его перенакопление. В целях получения предпринимательской прибыли или процента он переводится за границу. Вкладывая капитал в другой стране, инвестор осуществляет зарубежные инвестиции, которые для принимающей страны являются иностранными инвестициями. Иными словами, под иностранными инвестициями понимаются финансовые и материальные средства, вложенные иностранными юридическими и физическими лицами в различные объекты деятельности, а также права на имущественную и интеллектуальную собственность, переданные ими хозяйствующим субъектам с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта.
Иностранные инвестиции привлекаются, как правило, с целью осуществления структурной перестройки экономики и обеспечения экономического роста. При этом наряду с дополнительными финансовыми и материальными ресурсами привлекаются зарубежные передовые технологии, техника, оборудование, управленческий опыт и т.д., создаются новые рабочие места.
Сегодня белорусская экономика действительно нуждается в притоке иностранного капитала. Это вызвано практически полным прекращением финансирования из средств госбюджета, отсутствием средств у предприятий, большим износом установленного на предприятиях оборудования и рядом других причин.
Трудно поверить, что одни иностранные инвестиции помогут поднять экономику страны. Но с другой стороны, они могут послужить стимулом, катализатором развития и роста внутренних инвестиций. В особенности это относится к прямым инвестициям, так как с ними поступают не только деньги, но и многолетний опыт, накопленный компаниями-инвесторами на мировых рынках. Иностранные инвестиции могут также послужить для временного смягчения денежных затруднений правительства, хотя и путем роста внешнего долга, а значит роста зависимости страны. Наконец, рост иностранных инвестиций является непременным спутником «встраивания» Беларуси в мировой цикл движения капитала и будет способствовать интеграции страны в мировое хозяйство и нахождению оптимальной «ниши» во всемирном разделении труда.
Однако, необходимо учитывать, что осуществление инвестиций, в том числе иностранных, должно быть взаимовыгодным процессом, то есть приносить прибыль как объекту, на которого последнее направлено, так и субъекту (инвестору).
В мировой практике выделяют следующие четыре основные формы инвестирования:
прямые (реальные) инвестиции в промышленные, торговые и другие предприятия;
портфельные (финансовые) инвестиции в иностранные облигации, акции, ценные бумаги;
среднесрочные и долгосрочные международные кредиты (или займы) ссудного капитала государствам, промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям;
экономическая помощь – бесплатно и в виде льготных кредитов (беспроцентных, низкопроцентных) [20].
Под прямыми инвестициями понимаются вложения в производство, которые дают право инвестору контролировать управление на предприятиях страны, принимающей капитал. В международной практике именно такие вложения называются иностранными инвестициями. При этом не обеспечивающие контроль платежи, кредиты, займы и приобретение ценных бумаг определяются как перемещение капитала…
3.3. Основные направления совершенствования налогообложения коммерческих организаций с иностранными инвестициями
Рассматривая вопрос о налогообложении прибыли, здесь целесообразно, идти по пути снятия ограничений, не позволяющих зачесть в полном объеме все обоснованные и необходимые для ведения бизнеса расходы. Это относится прежде всего к затратам на рекламу, выплату процентов по кредитам, страхование, обучение персонала и ряд других. Данное изменение позволит предприятиям более рационально размещать и использовать имеющиеся ресурсы и в целом успешнее развивать производство.
В настоящее время чистая прибыль является для большинства предприятий одним из наиболее реальных и доступных источников инвестирования. Поэтому увеличение налоговой нагрузки на прибыль не только негативно отражается на финансовом состоянии предприятий, но и влечет вымывание собственных оборотных средств и сокращение инвестиционного потенциала.
В качестве эксперимента можно ввести регрессивные ставки налога на прибыль, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка понижается. При таком методе понижающая прогрессия ставок будет стимулировать не стремление уменьшить (скрыть) налогооблагаемую базу, а показать ее в полном объеме, так как, чем больше сумма по-лученной прибыли, тем меньше ставка налога.
Но нужно подчеркнуть, что реально процесс уменьшения доли налога на прибыль предприятий (в том числе и за счет некоторого уменьшения налоговых ставок) может идти только с одновременным компенсационным замещением выпадающих доходов иными источниками (прежде всего имущественными налогами и платежами, связанным с использованием природных ресурсов, а также подоходным налогом).
Настойчивые предложения отдельных специалистов по использованию налога на недвижимость в качестве основной и балансирующей статьи бюджета способны привести к тому, что для убыточных и низкорентабельных предприятий, имеющих значительные основные фонды, этот платеж станет непосильной ношей. В этом случае вымывание оборотных средств может получить беспрецедентные масштабы. В числе наиболее пострадавших от реализации такого подхода могут оказаться прежде всего крупные машиностроительные предприятия. И напротив, отмена налогов с оборота и увеличение налога на недвижимость приведут к существенному снижению налоговой нагрузки на те виды деятельности, где не требуется значительных основных фондов (оптовая торговля, информационные услуги, банковская и страховая деятельность и т.д.), что еще больше повысит и без того достаточно высокий уровень их доходности.
В противовес этому предложению хотелось бы привести в пример налоговую систему Эстонии, где налог на недвижимость для юридических лиц вообще отсутствует.
Тревожит и рост целевых бюджетных и внебюджетных фондов, выпадающих из общей концепции по сокращению уровня изъятия доходов. Основная нагрузка приходится на фонды, механизм исчисления которых предусматривает обложение либо выручки от реализации продукции, либо увеличение себестоимости. Можно предположить, что в перспективе проявится тенденция к опережающему росту местных налогов в сравнении с республиканскими. Причиной является поворот экономики развитых стран на социальную ориентацию с передачей социально ориентированных отраслей местным органам власти и управления.
Сложившаяся ситуация вызывает серьезные опасения, поскольку множественность целевых налогов даже при умеренных ставках по каждому виду в сумме приводит к значительному усилению налогового бремени. Кроме того, используемый механизм включения отчислений в целевые бюджетные фонды в цену продукции влечет увеличение стоимости продукции и, как следствие, неконкурентоспособность белорусской продукции, как на внешнем, так и на внутреннем рынке.
В условиях совершенствования системы налогообложения должна быть определена программа, предусматривающая наряду с налоговой политикой политику целевых платежей, необходимость их введения, экономическое обоснование базы обложения и величины общей нагрузки. Введение целевых фондов не должно идти в разрез с общей политикой налоговой гармонизации. Для этого следует проводить развернутую оценку влияния на экономические процессы каждого платежа, последствий их введения и применения как на территории национального налогового пространства, так и в региональном союзе в целом.
Сегодня самым актуальным вопросом является обеспечение стабильности налогового законодательства, прекращение практики непрерывных его корректировок. Недостатки существующей налоговой системы критикуют все: как иностранные инвесторы, так и отечественные. Они открыто говорят, что подсчитать и заплатить все налоги, чтобы потом никто не мог это оспорить, просто невозможно. Существует огромное количество нормативных актов, к которым не всегда гарантируется право доступа. Если указы Президента, законы, постановления правительства публикуются в печати, то ведомственные письма, инструкции, приказы с важными изменениями и дополнениями не всегда доходят до налогоплательщиков. В налоговой практике отсутствует регулярное обновление и публикация сборников, брошюр, которые раздаются бесплатно, как это широко принято за рубежом. Узким местом существующих налоговых отношений является недостаточная четкость положений нормативных документов по налогообложению, многочисленность, запутанность и противоречивость нормативной базы, отсутствие единообразной терминологии и неоднозначность толкования, сложность и неопределенность некоторых налоговых процедур, имеющие место противоречия между положениями бухгалтерского учета. Методически ис-числение налогов и налоговой базы представляет большие трудности для плательщиков.
Порой нечеткость, противоречивость отдельных статей законов, инструкций, а также случаи введении законодательных актов задним числом не дают уверенности плательщику в правильности совершаемых им действий, а налоговым органам оставляют возможность вольного их толкования в пользу бюджета. «Разбросанность» налоговых вопросов по многочисленным документам, за появлением или отменой которых трудно уследить, недостаточная ясность правовых предписаний, противоречивость их интерпретации, отсутствие нормативного закрепления применяемых понятий — пожалуй, одни из основных причин налоговых нарушений.
Имеющийся опыт общения с представителями иностранных компаний позволяет констатировать, что основную их озабоченность налоговыми условиями в Беларуси вызывает не столько само относительно невысокое по международным меркам налоговое бремя, сколько общая нестабильность налоговой системы, ее частые корректировки, а также боязнь непредсказуемых изменений налоговых условий в последующем. Серьезные претензии вызывает отсутствие ясности, наличие по одним и тем же вопросам противоречащих друг другу нормативных актов и их неоднозначное толкование налоговыми органами, неурегулированность процедурных вопросов исполнения налоговых обязательств, отсутствие нормальных механизмов обжалования, а также четкого понимания круга прав и обязанностей как налогоплательщиков, так и налоговых органов.
Однако, справедливости ради следует отметить, что национальная налоговая система Беларуси создана и функционирует совсем недавно и поэтому не гарантирована от ошибок, характерных для переходного периода, когда экономика подвергается постоянным колебаниям. В ус-ловиях коренной ломки производственных отношений неизбежны из-менения и дополнения к ранее изданным нормативным актам, что приводит к поспешности в их разработке и, как результат, — недостаткам в налогообложении. В то же время, большая часть изменений налоговой системы как ранее, так и теперь, в основном носит для налогоплательщиков улучшающий характер.
Таким образом, важным направлением в разработке и реализации на-логовой политики является обеспечение стабильности налогового законодательства. Недопустимо вносить изменения каждые два-три месяца. Необходимо анализировать ситуацию, накапливать необходимые изменения и дополнения, вносить их на рассмотрение вместе с бюджетом, и ни в коем случае не задним числом. Почему? В результате нарушается главное требование, необходимое для бесперебойного функционирования налогового механизма, — устойчивость и предсказуемость налогового законодательства, касающегося налогообложения юридических и физических лиц, ибо нестабильность налогового законодательства сдерживает как отечественных, так и иностранных инвесторов, от которой, как правило, зависят возможности планирования бизнеса на перспективу [27].
Очевидный недостаток существующей налоговой системы – непомерно высокий уровень штрафных санкций за налоговые нарушения. Это в условиях достаточно запутанного и постоянно изменяющегося налогового законодательства подчас ставит неразрешимые проблемы перед налогоплательщиками, в том числе и иностранными компаниями, работающими в Беларуси, которые указывают на необходимость проведения в ближайшее время налоговой амнистии.
Налоговые администрации должны учитывать быстро меняющуюся законодательную среду, а также изменения в поведении налогоплательщиков. Ранее для того, что бы добиться соблюдения налоговой дисциплины, власти могли полагаться на бюджетный цикл, которому подчинялись государственные компании. Переход к рыночной экономике увеличивает количество налогоплательщиков. Одновременно меняется их отношение к правительству, так как у первых появляются большие стимулы для уменьшения выплачиваемых им налогов. В результате уменьшается способность налоговых властей давать свою временную интерпретацию законов. Кроме того, это затрудняет одинаковое толкование во времени и в различных налоговых учреждениях. При таких условиях налогоплательщики могут даже и не знать об особенностях выполнения закона.
Произвольное или непоследовательное выполнение законов может наложить на налогоплательщиков значительные и неожиданные расходы. Такая ситуация вызывает ощущение риска для компаний, изучающих вопросы инвестирования, а также определяет необходимость разработки и принятия правил простого и легкого применения законов.
В этом направлении механизм взимания сумм санкций следует сделать более гибким с тем, чтобы резко уменьшить (вплоть до полного освобождения от санкций) последствия несоблюдения налогового законодательства для предприятий, допустивших такие нарушения в результате непреднамеренной ошибки или непонимания в толковании тех или иных норм, или по иным независящим от них причинам. Штрафные санкции, безусловно, должны быть дифференцированы в зависимости от тяжести налогового правонарушения и существования преднамеренного умысла.
Важнейший принцип любой системы налогообложения – ее справедливость, что предполагает обеспечение нейтральности и равнонапряженности в отношении всех налогоплательщиков. Это создает равные внешние условия деятельности на рынке для всех субъектов хозяйствования, в противном случае, налоговые льготы нарушают принцип справедливости и равнозначности налогообложения по отношению к участникам экономической деятельности, не пользующихся налоговыми привилегиями, поскольку льготный режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает увеличение налоговой нагрузки для других.
Решение правительства по отмене ряда льгот по налогу на прибыль для организаций с иностранными инвестициями расценивается многими экономистами, как отрицательный момент, по сути направленный на сокращение инвестиционной активности. Они считают, что установление равных условий хозяйствования для отечественных и иностранных организаций можно было бы приветствовать, если бы оно было направлено не на ухудшение условий деятельности иностранных инвестиций, а на улучшение условий для отечественных товаропроизводителей. Государство рискует не получить и прогнозируемого уровня привлечения иностранного капитала.
Однако, как показывает пример всех успешно развивающихся экономик, инвестиционная привлекательность страны определяется отнюдь не длиной перечней случаев освобождения коммерческих организаций с иностранными инвестициями от налогов, а в первую очередь тем, насколько стабильно в стране хозяйственное законодательство и как реально оно выполняется.
Процесс инвестирования всегда связан с совокупностью рисков, обусловленных политической, экономической и правовой ситуацией в стране. Чем выше степень риска для вложения капитала, тем более высокой должна быть его прибыльность. И, наоборот, при незначительном риске вложения капитала привлекательной может оказаться и менее высокая прибыль. Следовательно, для иностранных инвесторов весьма важно наличие эффективной и действенной системы государственных гарантий.
Помимо этого, больший интерес для них предоставляет возможность прочно и стабильно обосноваться на белорусском рынке, привлечь квалифицированную рабочую силу при относительно низких на нее затратах. Поэтому для серьезных иностранных инвесторов, заинтересованных в долговременном и обоюдовыгодном сотрудничестве, важны не столько налоговые льготы, сколько правовая защищенность иностранных инвестиций, динамичность экономического развития в стране в целом, а также стабильность налогового законодательства. Налоговая практика подтверждает, что инвестиции направляются в те сферы экономики, где выше доходность и меньше сроки окупаемости, и не обязательно в те области, где больше налоговых льгот.
Анализ притока иностранных инвестиций в республику показывает, что льготы привлекают в основном мелкие инвестиции с быстрой окупаемостью, а порой и недобросовестных инвесторов, стремящихся к быстрому получению сверхприбыли, в том числе и за счет предоставленных льгот, после чего они, как правило, уходят с белорусского рынка.
За последние годы в Беларуси уже предприняты реальные шаги, направленные на устранение диспропорций в налоговом зако-нодательстве:
1. с 1 января 2004 г. вступила в силу Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь. Налоговый Кодекс Республики Беларусь является основным документом, регламентирующим сферу налоговых отношений и играющим большую роль в упорядочении налоговых отношений, унификации налогового законодательства. Принятие Налогового Кодекса Республики Беларусь позволит придать налогообложению действительно законодательный характер, сформировав в республике единую правовую базу налогообложения, гарантирующую стабильность и предсказуемость налоговой системы. Именно кодекс должен устранить правовые пробелы, устаревшие предписания, противоречия и множественность нормативных актов по вопросам налогообложения, а также качественно улучшить структуру налоговой системы с одновременным обеспечением на этой основе снижения совокупной налоговой нагрузки. В этих целях позитивные результаты от изменений налоговой системы должны быть получены не путем введения новых налогов или повышения налоговых ставок, а посредством рационализации налоговой системы, расширения налоговой базы, равномерного распределения налоговой нагрузки и улучшения налоговой дисциплины.
Однако до сих пор не принята Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь, что не позволяет создать целостную систему налогового законодательства, соответствующего современным экономическим отношениям.
2. снижена ставка основного бюджетообразующего налога – НДС – с 20% до 18%.
3. происходит постепенное уменьшение ставок оборотных налогов и налогов на заработную плату, упрощается механизм их исчисления и уплаты.
Общая нагрузка на налогоплательщика сокращается и за счет объединения и унификации облагаемой базы по ряду платежей в государственные целевые фонды как республиканского, так и местного значения (дорожного — с отчислениями в фонд поддержки сельскохозяйственной продукции и фонды, направляемые на реконструкцию и строительство жилья). Такое объединение позволяет унифицировать учет и избежать разночтения при исчислении каждого платежа [25].
Для реализации мер по совершенствованию налоговой системы необходимо достаточно продолжительное время, к тому же реализация должна осуществляться в условиях исключительной напряженности с выполнением доходной части бюджетов и снижения общей собираемости налогов. К тому же, необходимыми предпосылками для этого является коренное улучшение дел с организацией контроля за соблюдением налоговой дисциплины и общий экономический рост, который мог бы обеспечить расширение налогооблагаемой базы.
Наши соседи также не считают свои экономические модели идеальными. В России и на Украине проводятся реформы, причем в сфере инвестиционного законодательства они являются наиболее радикальными и западно-ориентированными, что не мешало бы взять на вооружение и нашей республике. Так, в России и на Украине режим инвестиций для иностранных и отечественных инвесторов стал практически одинаков уже давно, в 2000 году. Не пользуются инвесторы и какими-то особыми привилегиями. Если таковые и могут предоставляться, то лишь в индивидуальном порядке и только в случаях, когда объемы инвестиций по своим размерам способны оказать существенное влияние на какой-либо отрасли или экономике государства в целом.
Зато всем инвесторам были предоставлены очень серьезные гарантии. В том, что не будет меняться законодательство. Что он сможет свободно вывозить прибыль и осуществлять конвертацию национальных денежных единиц в доллары или евро. Что власть не допустит национализации или незаконной конфискации имущества.
Существенную роль в улучшении бизнес-климата в России и на Украине сыграли хозяйственные (арбитражные) суды. Например, на Украине после отмены для инвесторов налоговых льгот налоговые инспекции попытались придать закону обратную силу и взыскать в ряде случаев с СП и ИП суммы якобы недоплаченных ими налогов вкупе со штрафными санкциями. Хозяйственные суды, несмотря на оказанное на них в ряде случаев давление, не позволили это сделать. В результате значительно возросло доверие инвесторов к способности украинского государства защитить их законные интересы [28].
Из всего вышесказанного и вытекает необходимость каких-либо преобразований. Поэтому для совершенствования налоговой системы Республика Беларусь взяла курс на проведение налоговой реформы, которая должна способствовать дальнейшему упрощению системы налогообложения. Эта реформа рассчитана на ближайшую перспективу, так как в условиях относительной нестабильности составлять долгосрочные финансовые планы, в том числе и в области налогообложения, не является целесообразным. Поэтому уже скоро можно будет сделать вывод об эффективности взятых курсов в итогах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенные исследования позволяют сделать выводы и разработать предложения разной степени обобщения.
В Республике Беларусь иностранные инвесторы вправе создавать на ее территории юридические лица с любым объемом иностранных инвестиций и в любых организационно-правовых формах, а также их филиалы и представительства в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь.
По данным Министерства статистики и анализа в Республике Беларусь по состоянию на 1 января 2007 года в Беларуси действует 3 461 организаций с иностранными инвестициями из более чем 50 стран мира, которые за прошедший год перечислили в бюджет около 700 млрд. руб. налогов и сборов, что составляет 7,3% от общих поступлений в бюджет.
Анализ показал, что налоговая система, действующая в РБ, носит противоречивый характер. По отдельным параметрам она близка к концепциям, типичным для слаборазвитых стран. Что же касается общего уровня централизации ВВП, то он сравним с достигнутым в наиболее развитых странах. Можно заключить, что, во-первых, налоговая политика, проводимая в РБ, имеет фискальную направленность (это проявляется в высоком удельном весе косвенных налогов). Во-вторых, носит анти стимулирующий характер в связи с очень высоким уровнем налогового давления. В-третьих, обладает крайне ограниченным регулирующим потенциалом вследствие незначительных возможностей оперативной корректировки уровня налоговых изъятий.
Если судить по номенклатуре применяющихся в Республике Беларусь налогов и платежей, то можно сделать вывод, о том, что действующая система налогообложения соответствует требованиям рыночной экономики. В то же время практически не исследован вопрос о допустимом уровне централизации валового внутреннего продукта (ВВП) в условиях РБ, о критериях определения рациональной структуры налогообложения, обеспечивающей оптимальное сочетание функций налоговой системы: фискальной, регулирующей, стимулирующей.
Исследования, проведенные по СООО «Маруся» показали, что ключевыми в деятельности организации в анализируемом периоде являются следующие моменты:
— деятельность организации характеризуется активным ростом большинства показателей хозяйственной деятельности;
— показатели рентабельности имеют достаточно высокие значения (например, рентабельность реализованной продукции (основной деятельности) значительно выше среднего показателя по отрасли, так на 01.01.2006 по отрасли – 11,2%, по организации – 40,79%);
— рост валюты баланса, свидетельствует о расширении имущественной базы организации;
— рост доли собственного капитала в структуре источников финансирования.
В системе международных экономических отношений существуют три основные формы совместных предприятий, классифицируемые с налоговой точки зрения. Они являются наиболее распространенными в мировой коммерческой практике:
консорциум;
товарищество или партнерство;
соглашение о совместной деятельности;
транснациональные корпорации.
Проблемы, существующие в области налогообложения следующие:
Существует огромный опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий современной Беларуси, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства. Но это не говорит о том, что надо вообще игнорировать теоретическое наследие многих поколений ученых-экономистов. Уже сформированы важнейшие требования, которым должны отвечать налоговые системы вне зависимости от развитости в стране рыночных отношений, уровня зрелости ее производительных сил и производственных отношений. Эти требования всесторонне подтверждены практикой и, безусловно, должны учитываться и нами. Кстати они, не исключают, а напротив, предполагают отличия между разными странами по структуре, набору налогов, способам их взимания, ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговым льготам и другим важным элементам, но при этом любая налоговая система, где бы она ни применялась и какими конкретными чертами ни характеризовалась, должна отвечать определенным кардинальным требованиям, а именно:
1. это соблюдение принципа равенства и справедливости, что прежде всего, означает: тяжесть налогового бремени должна распределяться между всеми в равной (не одинаковой) мере, и каждый налогоплательщик обязан вносить свою справедливо определенную долю в казну государства.
2. это эффективность налогообложения. Реализация этого требования предполагает, что налоги, а также затраты на их взимание должны быть по возможности минимальными; налоговая система должна соответствовать структурной экономической политике, иметь четко очерченные экономические цели.
3. порядок взимания налогов должен предусматривать минимальное вмешательство в частную жизнь налогоплательщика.
4. обсуждение проектов законов о налогообложении должно носить открытый и гласный характер.
К механизму налогообложения предъявляют очень высокие требования. Он должен, с одной стороны, содействовать высокой деловой активности предпринимателей, обеспечивать заинтересованность в результатах своего труда производителей и работников, а с другой, должен побуждать предприятия эффективно использовать фонды, товарно-материальные запасы, сокращать производственные расходы. Поэтому налоговое бремя не должно быть чрезмерным, и не должно лишать предприятия источников самофинансирования.
В то же время система налогообложения должна быть предельно простой, легко доступной для восприятия любым плательщиком; должна быть цельной, когда отдельные элементы налогообложения взаимосвязаны, согласованы между собой и дополняют, а не дублируют друг друга; обладать гибкостью, создавать в случае необходимости через систему льгот предпочтительные условия развития для тех направлений деятельности, в которых в данный период в наибольшей мере заинтересовано общество.
Меры по совершенствованию системы налогообложения в Республике Беларусь:
1. следует постепенно снижать налоговую нагрузку и обеспечивать тем самым стабилизацию экономической ситуации в республике, необходимо последовательно сокращать количество налогов с оборота и смещать акценты на прямое налогообложение. Представляется возможным отмена отчислений в государственные целевые фонды, включаемые в цену или себестоимость, а необходимость осуществления целевых мероприятий и программ может финансироваться за счет формирования в бюджете отдельных фондов исходя из общего объема бюджетных ресурсов.
следует установить более ранние сроки уплаты налогов, одновременно дифференцируя их в зависимости от размеров исчисленных сумм. Наряду с помесячной уплатой основной части платежей в бюджет при малых суммах налогов целесообразно установит сроки их уплаты раз в квартал или раз в год. Нормативные ставки налоговых платежей и порядок исчисления налогов должны оставаться длительное время стабильным и устойчивыми.
2. необходимо упорядочить предоставление льгот особенно в отношении налогов и сборов, которые напрямую сказываются на уровне конкурентоспособности предприятий-налогоплательщиков.
3. целесообразно осуществить некоторое упрощение налоговой отчетности предприятий: следует ввести один расчет, в котором бы нашли отражение все показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а компьютерный контроль при приемке расчетов исключил бы возможность арифметических ошибок;
4. возможность комментировать и разъяснять законодательные акты предоставить исключительно органам, их принявшим.
5. пора создать в стране систему компьютеризованного налогового учета и контроля за соблюдением налогового законодательства, т.е. сформировать условия, при которых плательщику было бы невыгодно утаивать доходы.
Продвижение налоговой реформы в указанных направлениях, несомненно, должно положительно повлиять на решение проблем, возникающих на сегодняшний день между государством и предприятием. Однако, учитывая богатую отрицательную практику, накопленную предприятиями в ходе их адаптации к действующей налоговой системе, можно предположить, что процесс отказа предприятий от применения механизмов снижения налоговых обязательств займет длительное время. При этом государству, несмотря на возможные убытки от снижения уровня налогового бремени на начальном этапе налоговой реформы, необходимо соблюдать последовательность шагов по реформированию налоговой системы. Только в этом случае можно рассчитывать на доверие со стороны предприятий и на положительный исход налоговой реформы, что позволит увеличить наполнение бюджета и обеспечить переход к цивилизованным отношениям между государством и предприятиями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 № 2875-XII (в ред. Конституции Республики Беларусь от 24.11.1996) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. – № 1.
2. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь: Принят Палатой представителей 30.05.2001, одобрен Советом Республики 08.06.2001 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 09.07.2001. № 62, 2/780; 18.08.2004. № 126, 2/1062.
3. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть): Принят Палатой представителей 15.11.2002, одобрен Советом Республики 02.12.2002 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.13.01.2003. N 4, 2/920; 04.08.2003. N 85, 2/977; 16.01.2004. N 4, 2/1009; 11.08.2004, N 123, 2/1058.
4. О совершенствовании порядка обязательной продажи иностранной валюты: Указ Президента Республики Беларусь от 02.06.1997 № 311 // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1997. № 16, ст. 579; 1997. № 32, ст. 1025; 1998. № 20, ст. 531; 1998. № 35, ст. 897; 1999. № 20, ст. 559; 1999. № 29, ст. 824; 1999. № 36, ст. 1077; 2000. № 7, ст. 163; 2000. № 15, ст. 406; 2000. № 23, ст. 655; 2000. № 29, ст. 807; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 12.03.2001. № 24, 1/2447; 08.04.2002. № 1/3612; 28.05.2003. № 58, 1/4623; 25.08.2004. № 129, 1/5773.
5. Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования: Декрет Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 № 11 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 18.03.1999. № 1/191; 17.11.2000. № 1/1779; 29.11.2000. № 109, 1/1779; 23.12.2002. № 142, 1/4230; 12.06.2003. № 65, 1/4648.
6. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 — 2005 годы: Указ Президента Республики Беларусь от 08.08.2001 № 427 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 16.08.2001. № 75, 1/2901.
7. О налогах на доходы и прибыль: Закон Республики Беларусь от 22.12.1991 № 1330-XII // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 4, ст. 77; 1992. № 12, ст. 206; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 16.03.2001 № 2/368; 16.03.2001 № 2/419; Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1994. № 11, ст. 151; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 19.03.2001 № 2/465; Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1996. № 12, ст. 158; 1996. № 35, ст. 630; 1997. № 28, ст. 484; 1997. № 36, ст. 768; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 20.03.2001 № 2/742; 20.05.1999 № 2/34; 06.12.1999 № 2/108; 09.02.2000. № 13, 2/142; 15.01.2001. № 4, 2/228; 09.08.2001. № 73, 2/794; 09.01.2002 № 2/835; 30.07.2002 № 2/883; 10.01.2003. № 3, 2/915; 10.01.2003 № 2/932; 16.01.2004. № 4, 2/1009.
8. Об изменении сроков формирования уставных фондов предприятий с иностранными инвестициями: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 03.06.1999 № 837 // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1999. № 16, ст. 465; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 22.03.2001. № 28, 5/5440.
9. Об отнесении товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь в качестве вклада иностранных участников в уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями, к основным производственным фондам: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.04.2001 № 631 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 22.05.2001. № 47, 5/5901; 14.03.2002 № 5/10103.
10. Об утверждении инструкции об особенностях исчисления и уплаты налога на прибыль коммерческими организациями с иностранными инвестициями: постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 17.09.2003 № 86 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 15.10.2003. № 113, 8/10058; 17.03.2005. № 126, 8/12280.
11. Адаменкова С.И., Еменчик О.С. Налоговая система Республики Беларусь — Мн.: Томик, 2002. – 9c.
12. Белькевич Н.Н., Ушаков С.Ф., Ушакова Е.С. Международные экономические отношения. — Мн.: НО ООО «БИП-С», 2004. – 285с.
13. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. / Под ред. Л.Е.Стровского. — М.: Юнити, 2001. – 864с.
14. Дадалко В.А. и др. Налогообложение в системе международных экономических отношений /Дадалко В.А., Румянцева Е.Е., Демчук Н.Н. – Мн.:Армита-Маркетинг, Менеджмент, 2000. – 359с.
15. Иванеев А.И. Налогообложение иностранных компаний и предприятий с участием иностранных инвестиций. — М., 1997. — 126с.
16. Кикоть И.И. Финансирование и кредитование инвестиций. – Мн.: Вышэйшая школа, 2003. — 255с.
17. Муравьева З.А. Налоги и налогообложение: Учебно-методический комплекс для студентов экономических специальностей. – Мн.: изд-во МИУ, 2003. — 156с.
18. Налоги в Республике Беларусь. / В.А.Гюрджан, Н.Э.Масинкевич, В.В.Шевцова и др.; Под ред. В.А.Гюрджан. — Мн.: ПЧПУ «Светоч», 2002. — 256с.
19. Налоговые системы зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред. В.Г.Князева, Д.Г.Черника. — М.: Юнити, 1997. — 512с.
20. Организация и финансирование инвестиций: учебное пособие / Под ред. Т.К.Савчук. – Мн.: БГЭУ, 2002. — 196с.
21. Ромаш М.В., Шевчук В.И. Финансирование и кредитование инвестиций. – Мн.: «Книжный дом «Мисанта», 2004. — 160с.
22. Финансы, налоги и кредит / Под ред. А.М.Емельянова. – М.: Юнити, 2001. – 514с.
23. Заяц Н., Киреева Е., Заяц А. Современное налогообложение и его развитие // Финансы, учет, аудит. – 2000. — № 10. – с.51-53
24. Жук А. Условно-положительные изменения. Налоговая политика пока не является стимулом для роста экономики // Белорусский рынок. – 2005. — № 2. – с.10
25. Киреева Е. Налоговая система Республики Беларусь на современном этапе // Директор. – 2005. — № 3. – с.24-26
26. Фадеев В. Несмотря на отмену ключевых льгот, экономические стимулы притока иностранного капитала сохраняются // Вестник ассоциации белорусских банков. – 2005. — № 5. – с.21-23
27. Заяц А. Налоговая система Республики Беларусь и пути ее совершенствования в условиях становления рынка: [Электронный документ]. Режим доступа >28. Власова Л. Иностранные инвестиции. Климат, которого нет: [Электронный документ]. Режим доступа projects/pub/klimat.shtml
29. Беларусь остается в числе стран с наименее благоприятными условиями для ведения бизнеса: [Электронный документ]. Режим доступа news/110904.html
30. Министерство иностранных дел Республики Беларусь >