Содержание
Содержание.
Введение.4
Глава 1. Теоретические основы управления человеческим капиталом компании.7
1.1. Понятие человеческого капитала и его отличие от физического. Создание и развитие теории человеческого капитала.7
1.1.1. Теория человеческого капитала.7
1.1.2. Отличия человеческого капитала от физического. Классификация.10
1.2. Измерение человеческого капитала организации.13
1.3. Инвестирование в человеческий капитал компании: субъекты, формы, стоимость и возврат инвестиций, проблемы.22
1.3.1. Субъекты инвестиций.22
1.3.2. Формы инвестиций в человеческий капитал.27
1.3.3. Проблемы, связанные с инвестированием в человеческий капитал компании.30
1.4. Необходимость внутреннего PR на предприятии.32
Глава 2. Управление человеческим капиталом в зарубежных компаниях. Особенности управления человеческим капиталом в ООО «Связьинтек».42
2.1. Технико-экономическая характеристика ОАО «Связьинтек».42
2.2. Работа с персоналом в ОАО «Связьинтек».48
2.3. Мировой опыт инвестиций в персонал.52
2.3.1. Инвестиции в человеческий капитал промышленно развитых странах.52
2.3.2. Эффективность вложений в персонал в России.56
Глава 3. Предложения по совершенствованию управлением человеческими ресурсами в ООО «Связьинтек».60
Заключение.70
Список литературы.73
Приложение 1. Свидетельство СКорДО.
Приложение 2. Организационная структура ОАО «СвязьИнтек» (2008г.)
Приложение 3. Организационная структура ОАО «СвязьИнтек» (июль 2007г.).
Приложение 4. Организационная структура ОАО «СвязьИнтек» (январь 2007г.).
Приложение 5. Правила внутреннего трудового распорядка ОАО «Связьинтек».
Приложение 6. Положение о подборе и приеме персонала в ОАО «Связьинтек».
Выдержка из текста работы
Для развития любой современной компании первостепенное значение имеют ее сотрудники, «человеческий капитал». Одной из важных особенностей «человеческого капитала» является его динамический характер: состав, структура «человеческого капитала» и ряд других параметров могут изменяться, при этом изменяется и величина «человеческого капитала». Разумеется, компания заинтересована в том, чтобы величина ее корпоративного «человеческого капитала» была как можно больше.
Успешная деятельность любого предприятия зависит не только от квалификации персонала, но и от умелого использования кадров, эффективности управления ими.
Менеджмент – вид деятельности по руководству людьми, направленный на достижение целей предприятия путем использования труда, опыта, интеллекта и мотивов поведения людей с учетом их удовлетворенности трудом.
В советский период представление об управлении персоналом сводилось к работе отделов кадров. Не всегда их сотрудники были профессионалами, их основными достоинствами были исполнительность и аккуратность. Реально даже в развитом мире усиленное внимание и значительные финансовые вложения в эту сферу стали производиться в последние годы в силу ужесточения условий конкурентной борьбы. [14]
В Западной Европе и США статус менеджера по персоналу крайне высок. В ряде случаев эти менеджеры наделены исключительными полномочиями по сравнению с остальными управленцами. Таким образом, в настоящее время все крупные западные фирмы делают ставку на развитие системы управления персоналом.
На сегодняшний день большинство конкурирующих фирм технически оснащены примерно одинаково, поэтому в конкурентной борьбе основное различие между компаниями заключается в персонале и в системе управления им. По этой причине должны быть приложены немалые усилия для того, чтобы не только сохранить, но и повысить уровень привлеченных человеческих ресурсов.
В современном мире получило распространение такое явление, как «охота за головами», цель которого – отыскать для компании наиболее «ценные экземпляры» сотрудников. Причем руководители предприятий готовы идти на большие расходы, чтобы привлечь необходимые кадры, так, например, в США на отбор одного топ-менеджера тратится в среднем около 32 000 долларов. [14]
Чтобы поддержать конкурентоспособную позицию на рынке XXI века, менеджменту придется найти методы, повышающие его информированность о людях. Самое рентабельное и долговременное решение проблемы дефицита талантов — помочь каждому человеку стать более производительным. Это обязывает менеджмент выяснить, как инвестировать в потенциал человеческой производительности.
Стоит отметить, что в настоящее время в различных организациях управление персоналом осуществляется различными службами. Так в более крупных компаниях существуют целые отделы по работе с персоналом. В некоторых организациях проблемой обучения, повышения квалификации и сплочения персонала занимается отдел маркетинга или PR-отдел. В мелких же фирмах такими вопросами занимается либо сам руководитель, который не системно и по своему усмотрению решает инвестировать или нет средства в работников, а порой такие действия не проводятся вообще.
Основной целью данной работы стало изучение проблемы инвестирования в человеческий капитал современной российской компании. На основании данной цели были поставлены следующие задачи:
• Изучить основные проблемы, связанные с управлением персоналом в российской компании.
• Изучить понятие инвестирования в человеческий капитал и его формы.
• Рассмотреть на примере отечественной компании проблему управления персоналом и инвестирования в него.
• Рассмотреть возможные изменения в инвестирование человеческого капитала в условиях сложившегося финансового кризиса страны.
Стоит отметить особую актуальность выбранной темы, которая состоит в том, что проблема персонала и инвестирования в него в условиях высокой конкурентной борьбы всегда является наиболее острой. Для достижения наибольшего конкурентного преимущества руководители компаний борются за наилучшие кадры, оставляя за собой право выбора с кем им работать, а с кем нет. Данная тема важна не только для руководства компаний, но и для специалистов, которые также должны понимать, что в настоящее время на рынке труда сохраняется высокая конкурентная борьба, в которой выживают сильнейшие наиболее перспективные работники.
Результатом данный работы должна стать программа мероприятий, направленных на улучшение качества инвестиций в персонал российской компании, с учетом факторов, обострившихся в период финансово-экономического кризиса в стране.
В качестве источников для написания работы будет использоваться научная и периодическая литература, а также источники Интернет-ресурсов и мнения специалистов-экспертов.
Глава 1. Теоретические основы управления человеческим капиталом компании.
1.1. Понятие человеческого капитала и его отличие от физического. Создание и развитие теории человеческого капитала.
1.1.1. Теория человеческого капитала.
Запас знаний, умений, навыков и прочих качеств человека, которые могут быть продуктивно использованы для создания прибыли, составляющей доход как отдельных людей, так и общества в целом. Эти способности человека к производительному труду могут формироваться или приобретаться путем сочетания врожденных свойств индивида с образованием, миграцией, охраной его здоровья и питанием.
Термин «капитал» обычно относят к тем продуктам труда, которые собираются использовать для дальнейшего производства. Процесс создания капитала называют инвестированием. Инвестирование, согласно определению, требует первоначальных затрат, которые затем, через некоторый промежуток времени, окупаются. Согласно теории человеческого капитала, люди могут увеличить свои возможности, вкладывая средства в себя, а правительство — увеличить национальный доход, направляя средства на создание человеческого капитала. Главным доводом в пользу таких инвестиций является то, что затраченные средства могут окупиться за счет увеличения производительности труда и повышения зарплаты и таким образом быть оправданными. [15]
Теория человеческого капитала накопила достаточный научный инструментарий для четкого определения сущности, содержания, видов, способов оценки и регулирования данной активной части капитала любого предприятия. Проблематика человеческого капитала широко обсуждается в научной, прикладной и учебной литературе. Человеческий капитал как экономическая категория стал одним из общеэкономических стержневых понятий, позволяющих описать и объяснить через призму человеческих интересов и действий многие экономические процессы. Состав производительных сил и капитала, образование и распределение доходов, экономический рост и национальное богатство получают адекватное отображение в экономической науке с использованием категории «человеческий капитал».
Применение понятия «человеческого капитала» позволяет понять роль социальных институтов, выяснить не только социальные параметры, но и провести экономический анализ влияния социального фактора на рыночную экономику.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ — оценка воплощенной в индивидууме потенциальной способности приносить доход. Человеческий капитал включает врожденные способности и таланты, а также образование и приобретенную квалификацию. [16]
Одним из первых концепцию человеческого капитала использовал сэр Вильям Петти в 1676 г., сравнив потерю оружия и других орудий войны с потерей человеческой жизни. Он считал, что человеческая жизнь имеет денежное выражение, указав, что потеря человеческой жизни на войне является денежной потерей для Англии. Столетие спустя, Адам Смит и другие классики экономической теории также признали концепцию человеческого капитала. Адам Смит в 1776 г. в своем известном трактате «Исследование о природе и причинах богатства народов» указал, что благосостояние народа определяется главным образом числом рабочих и качеством их навыков. Примерно веком позже Альфред Маршалл отметил долгосрочную природу инвестирования в человеческий капитал и роль в этом процессе самого человека.
В XX в. была разработана теория «человеческого капитала». Заложенные до этого методологические основы и главные направления теории «человеческого капитала» были сформулированы такими экономистами, как Г. Беккер, У. Боуэн, Э. Дженисон, Т. Шульц и др. [15]
Согласно теории человеческого капитала, разработанной в начале 1960-х гг. американскими экономистами Теодором Шульцем, Гэри Беккером и Джейкобом Минсером, вложение средств в человека осуществляется в целях повышения его способности зарабатывать в будущем. Создатели этой теории считают все затраты на такую деятельность, как образование, профессиональное обучение и миграция, вложением в благосостояние общества. Таким образом, общее богатство нации представляет собой сочетание человеческого и материального капиталов.
Суть теории «человеческого капитала» состоит в том, что «одной из главных форм богатства являются материализованные в человеке знания, общие и специальные, его способность к производительному труду» под понятием «человеческий капитал» нужно видеть:
1) приобретенный запас знаний, умений, навыков;
2) что этот запас целесообразно использовать в той или иной сфере общественной деятельности, и это способствует росту производительности труда и производства;
3) что использование данного запаса приводит к росту заработков (доходов) данного работника в будущем путём отказа от части текущего потребления;
4) что увеличение доходов способствует заинтересованности работника, и это приводит к дальнейшему инвестированию в человеческий капитал;
5) что человеческие способности, дарования, знания и т. д. являются неотъемлемой частью каждого человека;
6) и что мотивация является необходимым элементом для того, чтобы процесс воспроизводства (формирование, накопление, использование) человеческого капитала носил полностью завершенный характер.
Беккер в своей работе «Человеческий капитал» вводит понятие «специального человеческого капитала», то есть под этим понимаются только те навыки, которые представляют интерес для какой-либо одной фирмы, какого-либо одного вида деятельности.
О. Тоффлер вводит понятие «символического капитала — знания», который в отличие от традиционных форм капитала неисчерпаемо и одновременно доступно бесконечному числу пользователей без ограничений формула человеческого капитала И. В. Ильинского: [15]
ЧК = Кз + Кк + Ко,
где ЧК — человеческий капитал; Ко — капитал образования; Кз — капитал здоровья; Кк — капитал культуры.
В 1971 г. Б. Ф. Кикер, подвергнув анализу теорию человеческого капитала и рассмотрев ее истоки и развитие, выделил следующие несколько причин, обусловившие отношение к человеку как к капиталу:
1) демонстрация могущества нации;
2) определение экономического эффекта, который дают образование, здравоохранение и миграция;
3) привлечение внимания общества к проблемам сохранения здоровья и жизни;
4) определение ущерба от войны;
5) помощь судам в вынесении решений по делам, касающимся компенсации за нанесенное увечье или смерть.
В целом, на протяжении всей истории развития экономической мысли разные ученые использовали концепцию человеческого капитала для демонстрации экономической значимости запаса человеческих ресурсов и предвосхитили практику рассмотрения человеческого капитала с тех же научных позиций, что и обычного физического капитала.
1.1.2. Отличия человеческого капитала от физического. Классификация.
Для того чтобы полностью понять концепцию человеческого капитала, имеет смысл определить различия между физическим и человеческим капиталами. Хотя они в определенном смысле схожи, особенно в том, что касается вкладывания средств сегодня с целью получения прибыли в дальнейшем, человеческий капитал имеет уникальные черты. [22]
Во-первых, в отличие от физического капитала, человеческий капитал не передается, он непосредственно связан с человеком — его носителем. Владельцем человеческого капитала в свободном обществе может быть только сам человек. Эта форма капитала может также особым образом обесцениваться, если, к примеру, его владелец заболевает, и полностью пропадает при смерти владельца. Это делает инвестирование в человеческий капитал гораздо более рискованным, чем инвестирование в физический капитал.
Во-вторых, невозможность его «передать» также связана с присущей человеческому капиталу зависимостью от желаний его владельца. Исходя из своих вкусов, жизненных ценностей или предпочтений, человек может использовать капитал, заключенный в нем, с разной степенью продуктивности. Продуктивность имеющегося количества человеческого капитала (если его вообще можно измерить) будет различной в зависимости от склонности индивида его использовать. В действительности может существовать большое расхождение между тем запасом человеческого капитала, который имеется у населения, и его количеством, используемым на рынке труда.
В-третьих, размер вложений в человеческий капитал очень трудно, если вообще возможно, оценить. В отличие от физического капитала, стоимость которого можно подсчитать напрямую, человеческий капитал оценивается опосредованно — величиной будущих доходов. Каким образом оценить эти будущие доходы и, соответственно, подсчитать реальную цену инвестирования в человеческий капитал — серьезная эмпирическая проблема. Так же трудно, почти невозможно, определить точное количество человеческого капитала.
В-четвертых, в отличие от физического капитала, инвестирование в который обычно производится только в целях развития производства, средства, вкладываемые в человеческий капитал, могут частично использоваться непроизводительно. Таким образом, расходы на него не могут быть полностью отнесены к инвестициям. Например, большинство студентов, занимающихся историей, изобразительным искусством и литературой, делают это не только и не столько в целях повышения производительности своего труда. Все это затрудняет подсчет стоимости и окупаемости вложений в человеческий капитал.
Любые процессы или процедуры в организации созданы на основе знаний отдельных людей. Как замечают Дэвенпорт и Прусак: «В теории, эти внедренные знания независимы от людей, которые их развивают — и, следовательно, они относительно стабильны — отдельный специалист может исчезнуть, но это не уменьшит запаса знаний, внедренных в компании».
На Схеме 1 приведена классификация человеческого капитала. [22]
Схема 1. Классификация видов человеческого капитала по уровням и собственности.
Данная классификация видов человеческого капитал позволяет рассматривать и оценивать человеческий капитал на уровне отдельного человека (микроуровень – индивидуальный человеческий капитал), отдельного предприятия или группы предприятий (мезоуровень – человеческий капитал фирмы) и государства в целом (макроуровень – национальный человеческий капитал). В структуре индивидуального человеческого капитала можно выделить капитал здоровья, культурно-нравственный капитал, трудовой, интеллектуальный и организационно-предпринимательский капитал.
1.2. Измерение человеческого капитала организации.
Анализ основных методов оценки интеллектуальных активов показывает, что нет единой методики, позволяющей надежно оценить совокупность интеллектуальных активов компании. Кроме того, даже имеющиеся методики не являются адекватным отражением справедливой стоимости интеллектуальных активов, и, как правило, выражают стоимость оцениваемых компонентов достаточно приближенно.
Исходя из этого, целесообразно воспользоваться рекомендациями Т. Стюарта, которые сводятся к следующему: [24]
1. Не переусложнять задачу.
2. Измерять нужно только то, что имеет важное стратегическое значение для деятельности компании.
3. Измерять нужно только те виды деятельности, которые создают интеллектуальное богатство.
Очевидно, что именно человеческий капитал – является фундаментом капитала знаний компании, поскольку все остальные компоненты или являются производными деятельности человеческого капитала, или влияние человеческого фактора на остальные компоненты имеет определяющее значение.
Единой методики оценки человеческого капитала не существует. Известны различные точки зрения авторов.
Одним из наиболее распространенных методов является исчисление человеческого капитала отдельной личности и его оценки в структуре интеллектуального капитала компании. Данной теории придерживаются такие ученые как У. Фарр, Л.Дублин и др. В основу метода положена попытка оценки приведенной (дисконтированной) стоимости потока затрат, связанных с формированием человеческого капитала и будущего потока доходов, которое обеспечит получение человеческого капитала конкретной личности.
Рассмотрим подробнее некоторые методы оценки человеческого капитала. [12]
1. Качественная оценка человеческого капитала (Экспертный подход).
Суть данного подхода к оценке человеческого капитала заключается в том, что оценке подвергаются качественные показатели, характеризующие как индивидуальные особенности конкретного работника, так и свойства работников компании в совокупности.
Качественные характеристики конкретного сотрудника являются неотъемлемой частью попытки его стоимостного измерения, поскольку именно наличие таких качественных характеристик как способность неочевидно мыслить, использовать навыки и опыт в сочетании с интуицией и др. В частности, названные качественные характеристики являются неотъемлемой частью капитала знаний компании. Вклад персонала в общие результаты определяется по следующим направлениям:
• вклад в развитие новых научных направлений;
• вклад в увеличение доходов компании;
• вклад в развитие отношений с заказчиками;
• вклад в координацию деятельности подразделений;
• вклад в успешное выполнение линейных функций.
В рамках экспертного подхода оцениваются как качественные характеристики конкретного работника, так и совокупность свойств человеческого (кадрового) потенциала. При большей объективности данной методики используются весовые коэффициенты. Порядок расчета включает в себя три стадии:
1) Определение ключевых показатели, идентифицирующих вклад работника в капитал знаний компании.
2) Установление весовых долей (коэффициент значимости) для каждого показателя, исходя из того, насколько часто каждый показатель проявляется у аттестуемого.
3) Определение бальной шкалы для оценки каждого показателя.
Далее анализируются полученные результаты, и определяется средний бал по каждому работнику. Данные значения сравнивают с эталонными, полученными эмпирическим методом (путем суммирования всех баллов по всем качественным показателям). Экспертный подход включает в себя различные модификации и является необходимым составляющим оценки человеческого капитала.
2. Оценка человеческого капитала исходя из направленных инвестиций.
Одним из основных конкурентных преимуществ компании является ее инновационная политика. Любую инновационную политику разрабатывают (создают) и внедряют сотрудники, поэтому эффективность функционирования компании напрямую зависит от того, насколько грамотны и образованы эти сотрудники. Исходя из этого, очевидна необходимость постоянного и непрерывного обучения сотрудников компании. Можно рассматривать сумму затрат в образование, переподготовку, конкретного сотрудника или всех работников компании как долгосрочные инвестиции в капитал знаний данной компании. Однако инвестиции в человеческий капитал являются оправданными, когда прослеживается тенденция повышения эффективности деятельности компании и пролеживается вклад конкретного сотрудника в данной тенденции. Именно эта закономерность положена в основу оценки человеческого капитала метод инвестиций (затрат на образования).
По мнению В.В. Лукашевича, процесс инвестирования в человеческий капитал можно подразделить на восемь этапов затраты на получения образования, затраты на поиск и найм персонала, затраты на персонал в период обучения, затраты на персонал в период накопления потенциала роста, затраты на персонал в период достижения профессионализма, затраты на персонал в период обучения, повышение квалификации, затраты на персонал в период снижения и «морального старения» профессионализма.
Представляется возможным, все затраты в человеческий потенциал условно разделить по источникам финансирования:
• финансирование за счет средств федерального бюджета – это затраты на образование в учебных заведениях (школа, среднеспециальные учебные заведения, высшие учебные заведения и др.)
• финансирование за счет средств компании, сотрудником которой является конкретный человек (затраты на переподготовку, повышения квалификации, дополнительное обучение и др.)
• затраты складывающиеся за счет средств и времени конкретного человека. Самофинансирование или самообразование играет ключевую роль в формировании человеческого капитала. На каждом этапе экономическая эффективность обучения определяется соотношением затрат и результатов. Результатом инвестиций в человеческий капитал следует считать повышение производительности труда. Между этими показателями существует определенная зависимость, которую можно выразить следующей формулой:
Э = (В — Вn) * Ц : З,
где Э — эффективность инвестиций в человеческий капитал на i-м этапе; Bn- выработка работника до обучения; В — выработка работника после обучения; Ц — цена единицы продукции; З — инвестиции в человеческий капитал.
3. Оценка человеческого капитала по аналогии с физическим капиталом.
Между физическим и человеческим капиталом есть определенные сходства, которые позволяют провести оценку человеческого капитала по аналогии с физическим.
Во-первых, и человеческий и основной (материальный) капитал участвуют в процессе деятельности хозяйственной деятельности компании, формируют конечные финансовые результаты.
Во-вторых, как основному капиталу присущ процесс износа, так и человеческий капитал со временем обесценивается, так как часть знания забывается или устаревает. Несомненно, есть весьма существенные различия между данными понятиями. Человеческий капитал является частью капитала знаний, для которого характерен и закономерен мультипликативный эффект, то есть увеличение и развитие каждого компонента капитала знаний приводит не просто к простому суммированию указанных компонентов, а вызывает синегргитический эффект. Кроме того, являясь стратегическим ресурсом компании, человеческий капитал предопределяет развитие, совершенствование и управление материальным или основным капиталом.
Тем не менее, указанные сходства позволяют провести попытку оценки человеческого капитала на основе модели оценки основного (физического) капитала, для чего необходимо:
1. Определить «первоначальную стоимость» конкретного сотрудника. Для этого можно использовать различные методы тестирования и аттестации сотрудников.
2. Определить коэффициент «устаревания» (забывания) знаний, так как человеческому капиталу со временем утрачивает часть накопленных знаний, в то время как основной капитал подвергается физическому и моральному износу.
Для этих целей необходимо определить срок участия конкретного работника в деятельности компании. В …
**************************************************************