Содержание
Введение3
Глава 1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей6
1.1. Выявление причины детей, оставшихся без попечения родителей6
1.2. Порядок организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей31
1.3. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей41
Глава 2. Приемная семья как одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей58
2.1. История института приемной семьи58
2.2. Правовое регулирование института приемной семьи62
2.3. Права и обязанности приемных родителей76
Заключение83
Библиография87
Выдержка из текста работы
Иркутская область является лидером среди регионов Сибири по количеству приемных семей и детей в них. По данным на 1 октября 2010 года в Приангарье 15 тыс. 161 ребенок находились под опекой (попечительством), из них передано на воспитание в приемные семьи 3 тыс. 90 детей.
За период с 1 января по 1 октября прошлого года передано на безвозмездную форму опеки 1315 детей, в приемную семью – 1358 детей. Наибольшее количество детей, которые обрели новых родителей: в Иркутске – 138, в Тайшетском районе – 110, Усть-Кутском– 98, Слюдянском – 92. В министерстве отмечают, что рост приемных семей произошел за счет переоформления безвозмездной формы опеки на возмездную, так как в настоящее время законодательство Российской Федерации не ограничивает право граждан, взявших детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку или попечительство, обращаться в органы опеки и попечительства с просьбой о создании приемной семьи.
Следовательно, выбранная тематика исследования носит актуальный характер и требует детального изучения.
Сложившийся институт домов-интернатов показал, что их воспитанники не получают тех необходимых бытовых знаний, которым обычные дети обучаются в семье. Нередко дома-интернаты выпускают подростков, совершенно не подготовленных к жизни в обществе, семье. Многие из них в итоге оказываются на улице и представляют собой благодатную почву для влияния криминогенной среды: проблемы бесправности, обездоленности российских детей, возросшая детская беспризорность и проституция.
Целью исследования является рассмотрение социальных и правовых проблем института «Приемная семья».
Приемная семья – это платный вид опеки (попечительства). Основным отличием приемной семьи от «классической» опеки является специфическое основание возникновения – договор о создании приемной семьи. Разница между приемной семьей и опекой по действующему законодательству проявляется и в правовом статусе лица, на которое возложена обязанность заботиться о ребенке. Приемные родители делают это за плату, а кроме того, во всех случаях они имеют право на возмещение расходов, связанных с исполнением ими своих обязанностей [2, ст. 155]. В то же время в соответствии с п. 1 ст. 36 Гражданского кодекса Российской Федерации «обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом»[3].
Приемный родитель получает заработную плату, размер которой устанавливается законами субъектов РФ, но не может быть ниже уровня, установленного Правительством РФ, к примеру, в ст. 2 закона Московской области “О вознаграждении опекунам, попечителям, приемным родителям и мерах социальной поддержки приемным семьям”:
Каждому приемному родителю за воспитание ребенка, принятого в приемную семью, выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере 9200 рублей на одного ребенка.
За воспитание ребенка, принятого в приемную семью и не достигшего трёхлетнего возраста, ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида, размер вознаграждения, предусмотренный частью I настоящей статьи, увеличивается на 3450 рублей; при наличии двух и более из указанных оснований – на 4600 рублей.
Заработная плата приемных родителей зависит:
от количества принятых на воспитание детей;
от состояния здоровья детей.
Деньги переводятся на личный счет одного из приемных родителей, открытый в банке по месту их проживания. Сэкономленные в течение года бюджетные средства изъятию не подлежат и используются приемными родителями для удовлетворения потребности детей в следующем году. Приемный родитель – это профессиональная деятельность, он не может уйти в отпуск по уходу за ребенком со своего основного места работы. Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие выплаты и льготы в соответствии с законодательством, в том числе на получение жилья при достижении 18-летнего возраста. Приемная семья пользуется преимущественным правом на получение путевок для детей (в том числе бесплатных) в санатории, оздоровительные лагеря, дома отдыха. Льготы на поступление в учебные заведения тоже предусмотрены.
В соответствии со ст. 12.1. Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) в случае, если родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могутлично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняют наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей.
В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка.
Статья 12.2настоящего закона, предусматривает единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, которое выплачивается в размере 8000 рублей.
Для назначения и выплаты пособия заявителем предоставляются в орган опеки и попечительства следующие документы:
заявление о назначении пособия по утвержденной форме;
копию договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.
Материнский (семейный) капитал выплачивается только при родах или усыновлении.
Срок помещения ребёнка в такую семью определяется договором и может быть разным.
В приемной семье ребенок может находиться до совершеннолетия или до окончания им обучения, но не позже 23 лет.
Трудовой стаж. При оформлении пенсии в пенсионный фонд нужно будет предоставить договор с отметкой об исполнении и справку об уплате налогов.
Ребенок (дети) в приемной семье имеет право на поддержание личных контактов с кровными родителями, родственниками, если это не противоречит интересам ребенка (детей), его нормальному развитию, воспитанию. Контакты родителей с ребенком (детьми) допускаются с согласия приемных родителей. В спорных случаях порядок общения между ребенком (детьми), его родителями, родственниками и приемными родителями определяется органами опеки и попечительства. Но вся информация о детях, оставшихся без попечения родителей, является конфиденциальной.
Конвенция ООН «О правах ребенка» [1], ст. 54 Семейного кодекса РФ закрепляют за каждым ребенком неотъемлемое право жить и воспитываться в семье. Государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, предлагая альтернативу в выборе для него вида семейной заботы. В разд. VI Семейного кодекса РФ предусмотрены три формы семейного воспитания таких детей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья. Некоторые субъекты Российской Федерации воспользовались предоставленным им правом и предусмотрели возможность передачи таких детей в патронажные семьи.
К сожалению, не все нуждающиеся дети могут быть усыновлены (удочерены). Практика показывает, что больше шансов на усыновление (удочерение) у здоровых детей раннего возраста. Больные дети и дети, перешагнувшие порог младенческого возраста, остаются невостребованными и продолжают жить в детских домах, либо усыновляются иностранными гражданами и навсегда покидают Россию.
Приемными родителями на практике чаще всего выступают супруги, имеющие своих детей. Поэтому приемные дети с первых минут проживания в семье на примере приемных родителей и их детей учатся строить свои взаимоотношения как с взрослыми, так и с другими детьми. Они сразу же ощущают семейное тепло и уют. А для обездоленного ребенка чрезвычайно важно иметь близких, которых он может называть мамой и папой, братом и сестрой. Ребенку необходимо слышать такое обращение к себе, как «сынок» или «доченька». При проявлении знаков внимания и любви «замерзшая» от невзгод душа ребенка наполняется теплом и нежностью, что так важно для его физического и душевного здоровья, а также для всей его последующей жизни.
Следовательно, можно сделать вывод, чтосуществуют факторы, тормозящие развитие института приемной семьи. Во-первых, это недоработка федерального законодательства, ограничивающего права приемных родителей в трудовой и социальной сферах. Во-вторых, законодательные акты, принятые на федеральном уровне, не обеспечены механизмом их реализации. В-третьих, ограничены финансовые ресурсы региональных бюджетов для оплаты труда приемных родителей. В-четвертых, отсутствует необходимый жилищный фонд для предоставления жилплощади приемным семьям. В-пятых, данная форма семейного воспитания недостаточно рекламируется и пропагандируется средствами массовой информации.
Список литературы
Конвенция о правах ребенка (одобрена генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // СПС «Консультант Плюс».
Семейный кодекс Российской Федерацииот 29.12.1995. N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995, ред. от 23.12.2010) // СПС «Консультант Плюс».
Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994. № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994, ред.от 14.01.2011) // СПС «Консультант Плюс».
Крупская Н.К. К вопросу о детдомах // На путях к новой школе. 1924.№6. C. 6-9.
Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России // О положении детей в Российской Федерации: Государственный доклад. М,1995.
Фирсов М.В. История социальной работы в России:учеб.пособие для вузов. М.: ВЛАДОС, 1999. 99 с..
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://mvestnik.istu.irk.ru/