Выдержка из текста работы
Важнейшей предпосылкой обязанности государства защищать в полном объеме закрепленные в конституции права и свободы личности является гражданство. Под гражданством понимается правовая принадлежность лица к данному государству, т. е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом.
В государствах с унитарной формой правления существует единое гражданство, в то время как во многих федеративных государствах лицо считается гражданином союза и одновременно субъекта федерации.
В любом государстве проживают люди, правовое положение которых отличается от статуса большинства. Большинство жителей всегда являются гражданами данного государства, но значительные группы не имеют гражданства (апатриды) или являются иностранными гражданами. В некоторых государствах признается двойное гражданство — такие лица называются бипатридами.
Федеральным законом, регулирующим вопросы гражданства в Российской Федерации, является Закон о гражданстве.
Актуальность данной темы заключается в следующем: важнейшим условием и предпосылкой признания и соблюдения прав и свобод гражданина и соответствующих обязанностей государства по защите и обеспечению этих прав и свобод является получение гражданства данного государства. Именно гражданство во многом определяет основы правового статуса личности, объем ее прав, свобод и обязанностей и служит исходной базой ее. Целью данной работы является определение и выявление принципов гражданства. В ходе работы также необходимо ознакомиться с понятием двойное гражданство, определить правовой статус беженцев, вынужденных переселенцев, а так же иностранных граждан и лиц без гражданства.
В работе используется прежде всего общенаучный метод и метод анализа.
Основными источниками данной работы стали, прежде всего Конституция РФ и Федеральный закон «О гражданстве».
Вопросы, затронутые в работе, нашли отражение в научных трудах таких авторов как: М.В. Баглай , Д.Б. Катков ,Е.В. Корчиго , Червонюк В.И., и других.
Кроме того, в качестве источников в работе использовались Федеральные законы, подзаконные акты и материалы судебной практики.
Опираясь на круг доступных источников литературы, для достижения цели работы были определены следующие задачи:
— ознакомиться с понятием гражданство в целом
— определить порядок и основания приобретения и прекращения гражданства.
— ознакомиться с государственными органами по делам о гражданстве
— ознакомиться с понятием двойное гражданство.
Объект исследования – нормативные акты, законы и материалы практики, относящиеся к вопросам гражданства.
Предмет исследования – реализация института гражданства в РФ.
Практическая значимость заключается в возможности использования материалов работы при изучении института гражданства.
Основная часть
1 Понятие и принципы гражданства
1.1. Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации
Необходимым условием глубокого познания действующего законодательства о гражданстве является анализ его содержания в историческом аспекте. Для этого важно проследить динамику развития правового регулирования различных сторон отношений гражданства.
В царской России существовало подданство, а не гражданство. Причем законодательство о подданстве сохраняло черты средневековых, феодальных начал, не основывалось, в отличие от законодательства демократических государств того времени, на юридическом равенстве подданных.
В Российской империи подданные подразделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом:
1) природные подданные, в составе которых, в свою очередь, выделялись: а) дворяне (потомственные и личные); б) духовные лица (делились по вероисповеданиям); в) городские обыватели (разбивались на группы: почетные граждане, купцы, мещане и цеховые); г) сельские обыватели;
2) инородцы (евреи и восточные народы);
3) финляндские обыватели.
Кроме того, четыре группы природных подданных законодательство делило на лиц податного и неподатного состояния. Лица неподатного состояния (дворяне и почетные граждане) пользовались свободой передвижения и получали бессрочные паспорта для проживания на всей территории империи; лица податного состояния (мещане и крестьяне) не обладали этими правами. С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма существенные различия в правах и обязанностях.
Первым актом советской власти по вопросам гражданства был Декрет ВЦИК об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 г.
В нем провозглашалось, что все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, все гражданские чины, всякие звания (дворянина, купца, мещанина и т.д.), титулы и наименования гражданских чинов уничтожаются, и устанавливается одно общее для всего населения России наименование — граждан Российской Республики.
1 апреля 1918 г. ВЦИК принял Декрет «О приобретении прав российского гражданства». Право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих в пределах РСФСР, было предоставлено местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам регистрировал принятых в гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения.
Конституция РСФСР 1918 г. отнесла к предметам ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК издание общих постановлений о приобретении и утрате прав российского гражданства и о правах иностранцев на территории Республики. За местными Советами Конституция закр…….
Список использованных источников
1. Инструкция по рассмотрению в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений об изменении гражданства от 6 февраля 2003 г. N 82 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 46, ст.4571
2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета, № 7, 21.01.1994.
3. Положение о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации от 13 августа 1998 г. № 962.
4. Указ Президента РФ «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» от 21 июля 1997 г. № 746 // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 31, ст. 3095
5. Указ Президента РФ «О порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» от 14 ноября 2002 г. N 1325 // Российская газета. — 19 ноября 2002 г., № 219 (3087).
6. Федеральный закон «О беженцах» от 19 февраля 1993 года № 4528-1 ФЗ (В ред. от 28.06.97.) // Российская газета, N 142, 29.07.1998.
7. Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г. N 4530-I-ФЗ // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 25 марта 1993 г., N 12, ст. 427
8. Федеральный закон «О гражданстве российской Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.06.2002, N 22, ст. 2031.
9. Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 19.08.1996, N 34, ст. 4029
10. Авакьян С.А. Конституционное право России. – М.: Юристъ, 2005. – 476 с.
11. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 395 с.
12. Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право. – М.: Юристъ 2000. – 512 с.
13. Козлова Е.И. Конституционное право России. – М.: Юристъ, 2004. – 463 с.
14. Червонюк В.И. Конституционное право России. – М.: Инфра-М, 2004. – 432 с.