Содержание
Содержание
Введение3
1. Теоретические основы инвестиционной деятельности4
1.1 Общая характеристика инвестиций4
1.2 Иностранные инвестиции7
2. Иностранные инвестиции и экономика России11
2.1 Инвестиционный климат страны, основные проблемы11
2.2 Роль иностранных инвестиций в экономике России15
3. Перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику и решение поставленных проблем19
Заключение24
Список литературы27
Выдержка из текста работы
Актуальность темы «Иностранные инвестиции в экономике России» определяется чрезвычайно высокой значимостью в рыночных отношениях в социально-экономическом развитии общества, масштабностью в сочетании с реформами, в условиях переходной экономики кардинально меняющими экономические основы деятельности. Политика Правительства РФ направлена на привлечение иностранных инвестиций в экономику России. Из-за спада производства и накоплений наша страна испытывает недостаток собственных средств для финансирования капитальных вложений в основные фонды. Международное движение долгосрочных капиталов развивается в разнообразных формах с участием экономических субъектов различных стран. Интенсификация потоков капитала между странами и регионами мира вызывает рост объемов иностранных инвестиций в экономику государства.
Термин «инвестиции» в России стал широко использоваться в годы рыночных реформ. В Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ инвестициям дается следующее определение: «Инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта».[1]
Инвестиционной политике в нашем государстве до недавнего времени уделялось недостаточно внимания, однако уже сейчас государство начало понимать всю важность правильной инвестиционной политики и, что самое важное, начало предпринимать шаги в нужном направлении, и последние года наблюдаются некоторые сдвиги в изменении инвестиционной политики государства.
Степень разработанности проблемы. Общие теоретические проблемы иностранных инвестиций исследовались многими отечественными и зарубежными учеными. Исследования в области инвестиционных процессов представлены в работах Босова Д. Б., Гретченко А.А., Кондратьева В.Б., Корельского В.Ф., Леонтьева В.В., Логинова В.П., Липсица И.В., Львова Д.С., Малышева В.В., Немчинова В. и др.
Объект исследования: иностранные инвестиции.
Цель исследования: изучить иностранные инвестиции в экономике России.
Задачи:
— изучить понятие, сущность, роль иностранных инвестиций в экономике России;
— определить законодательную основу иностранных инвестиций в экономике России;
— рассмотреть динамику поступлений иностранных инвестиций в экономику России;
— проанализировать структуру иностранных инвестиций в экономику страны;
— выявить проблемы улучшения инвестиционного климата российской экономики.
Принимая во внимание постоянно изменяющееся внешнее окружение, можно говорить о том, что в этой проблеме возникают новые задачи, чем, собственно, и доказывается новизна данной проблемы.
Структура работы. В соответствии с логикой исследования курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Необходимость проведения исследования очевидна, так как тема довольно новая, еще не успевшая утратить свою актуальность и, безусловно, очень интересная для обогащения своих знаний.
1. Роль и законодательная основа иностранных инвестиций в экономике России
1.1 Понятие, сущность, роль иностранных инвестиций в экономике России
Иностранные инвестиции — это все виды вложений имущественных (денежных) и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности на территории России с целью получения последующего дохода. [9, с.3]
Инвестиции подразделяются на прямые, портфельные и прочие.
Прямые инвестиции — это инвестиции, сделанные юридическими или физическими лицами, полностью владеющими предприятием или контролирующими не менее 10% акций или акционерного (складочного) капитала предприятия.
Портфельные инвестиции — это покупка акций, паев, облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг. Она составляет менее 10% в уставном (складочном) капитале предприятия.
Инвестиции, не подпадающие под определение прямых и портфельных, указываются как прочие — торговые кредиты, кредиты правительств иностранных государств под гарантии Правительства Российской Федерации (кредиты международных финансовых организаций и т. п.), банковские вклады. [24, с.8]
В теории и государственной статистике выделяют инвестиции в основной капитал (в основные фонды) и финансовые инвестиции (инвестиции в ценные бумаги и уставный капитал).
Реальными инвестициями (капиталовложениями) считаются вложения в основной и оборотный капитал, затраты на капитальный ремонт, на приобретение земельных участков и объектов природопользования, а также вложения в нематериальные активы (патенты, лицензии, программную продукцию НИОКР и т.д.).
В перечень основных объектов иностранных инвестиций входят: недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права, денежные средства и вклады; цепные бумаги (акции, облигации, вклады, паи и др.); имущественные права; права на результаты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как права на интеллектуальную собственность; права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора. [30, с.14]
Как и другие страны, Россия рассматривает иностранные инвестиции как фактор:
1) ускорения технического и экономического прогресса;
2) обновления и модернизации производственного аппарата;
3) овладения передовыми методами организации производства;
4) подготовки кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики.
Как и любое другое сложное экономическое явление, вложения иностранных капиталов могут оказывать на экономику принимающих стран как положительные, так и отрицательные воздействия. Как показывает международная практика, к положительным последствиям привлечения иностранного капитала можно отнести:
— увеличение объема реальных капиталовложений, ускорение темпов экономического развития и улучшение состояния платежного баланса страны;
— поступление передовой иностранной технологии, организационного и управленческого опыта, результатов НИОКР, воплощаемых в новой технике, патентах, лицензиях, ноу-хау и т.д.;
— использование местных сбережений для реализации прибыльных проектов;
— привлечение местных капиталов и укрепление местного финансового рынка за счет использования его ресурсов в производительных целях;
— повышение уровня занятости, квалификации, производительности местной рабочей силы;
— расширение ассортимента выпускаемой продукции;
— развитие импортозамещающего производства и сокращение валютных расходов на оплату импорта;
— расширение экспорта поступления иностранной валюты;
— увеличение объема налоговых поступлений, позволяющее расширить государственное финансирование социальных и др. программ;
— повышение уровня жизни и покупательной способности населения;
— использование более высоких стандартов качества окружающей среды, расширение доступа к более чистой технологии, снижение общего уровня загрязнения окружающей среды;
— развитие инфраструктуры и сферы услуг;
— повышение доверия к стране, что позволит привлечь новых иностранных инвесторов;
— усиление конкуренции в национальной экономике и снижение уровня ее монополизации;
— оздоровление социально-культурной обстановки в стране, распространение международных стандартов не только в производстве, но и потреблении.
К отрицательным последствиям иностранных инвестиций относятся следующие:
— репатриация капитала и перевод прибыли в различных формах (дивидендов, процентов, роялти и др.), что ухудшает состояние платежного баланса принимающей страны;
— увеличение импорта оборудования, материалов и комплектующих, требующее дополнительных валютных расходов;
— подавление местных производителей и ограничение конкуренции;
— усиление зависимости национальной экономики, угрожающее ее экономической и политической безопасности;
— игнорирование иностранными инвесторами местных условий и особенностей;
— возможная деформация структуры национальной экономики;
— упадок традиционных отраслей национальной экономики;
— усиление социальной напряженности и дифференциации (в частности, за счет более высокой оплаты труда на иностранных предприятиях);
— ослабление стимулов для проведения национальных НИОКР вследствие ввоза иностранной технологии, что, в конечном счете, может привести к усилению технологической зависимости;
— ухудшение состояния окружающей среды в результате перевода в страну «грязных» производств и хищнической эксплуатации местных ресурсов;
— негативное воздействие на социально-культурные условия, связанное с игнорированием национальных традиций, особенностей и т.д., с насаждением чуждых национальной культуре стандартов, ценностей и форм организации производства, потребления, образа жизни и др.
Разумеется, все перечисленные выше положительные и отрицательные последствия привлечения и проникновения иностранных капиталов в экономику принимающих стран не реализуются автоматически, а существуют лишь в потенции. Именно поэтому принимающие страны и их экономические субъекты, намеренные развивать совместное предпринимательство с иностранными партнерами, должны внимательно оценивать все «за» и «против» подобных проектов и проводить разумную политику регулирования иностранных инвестиций, которая позволяла бы в полной мере использовать их положительные эффекты и устранять или минимизировать отрицательные. [23, с.19-20]
Инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала страны. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается на деятельности предприятий, ведет к увеличению валового национального продукта, повышает активность страны на внешнем рынке.
С позиции сущности реформирования экономики проблема повышения инвестиционной активности и улучшения инвестиционного климата является одной из узловых. [31, с.72]
Итак, иностранные инвестиции это вложенный капитал, как денежный, так и реальный иностранными инвесторами. Они осуществляются в виде денежных средств, банковских вкладов, паев, акций и других ценных бумаг, вложений в движимое и недвижимое имущество, интеллектуальную собственность, имущественные права и другие ценности. Инвестиционной деятельности отводится ключевое место в процессе проведения крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста.
1.2 Законодательная основа иностранных инвестиций в экономике России
Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционный климат любой страны, является существующая система законодательства, определяющая национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирующая принципы и механизм взаимоотношений инвесторов с государственными органами, с одной стороны, а также с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования — с другой. Общеправовую основу регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации составляет система действующих законодательных и подзаконных актов, регламентирующих рассматриваемую сферу правоотношений. Эти акты могут различаться. По федеральным государственным органам и учреждениям (субъектам) правового регулирования инвестиционной деятельности, которые уполномочены на издание правовых актов, а именно: акты Федерального Собрания; акты Президента РФ; акты Правительства РФ; акты Банка России; акты Российского фонда федерального имущества; акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. [20, с.21]
Основу российского законодательства в области инвестиций составляют следующие нормативные акты:
— Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999. Настоящий Федеральный закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.
— Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999. (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 117-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 22.07.2005 N 117-ФЗ, от 03.06.2006 N 75-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 29.04.2008 N 58-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 16.11.2011 N 322-ФЗ, от 06.12.2011 N 409-ФЗ). Настоящий Федеральный закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.
Данный закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества. [22, с.42]
Многие вопросы, касающиеся иностранных инвестиций, уже разрешены более общими законами. Это, прежде всего, Гражданский кодекс РФ. Правила, установленные ГК, применяются к отношениям с участием иностранных граждан и иностранных юридических лиц, если оно не установлено федеральным законом. Характерным для Гражданского кодекса России является последовательное закрепление в нем принципов частного права. Это, в первую очередь, равенство правового режима субъектов гражданских правоотношений, неприкосновенность собственности, в том числе, и частной, недопустимость произвольного вмешательства государства в экономическую жизнь общества, обеспечение беспрепятственного осуществления права собственности и гарантии восстановления нарушенного права. ГК нацелен на то, чтобы развивать свободу предпринимательства, создавать благоприятные условия для его развития в России.
Немаловажную роль в регулировании иностранных инвестиций отводится и другим общим законам. В Земельном Кодексе должен быть полностью решен вопрос о праве собственности на землю, что крайне важно для становления рыночной экономики.
Стимулирование зарубежных капиталовложений тесно связано и с принятием Налогового Кодекса. Многие проблемы деятельности иностранных банков в РФ уже сняты новым законом «О банках и банковской деятельности».
— Гражданский кодекс РФ, законодательные акты в сфере приватизации, Федеральный закон «Об акционерных обществах», система отраслевых актов налогового законодательства, Таможенный кодекс РФ и иные акты таможенного и других отраслей законодательства;
— указы Президента РФ, например Указ Президента «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации» (с изменениями от 29 августа 2001 г., 21 октября 2002 г.);
— постановления Правительства РФ (например, о порядке лицензирования отдельных видов деятельности, о ввозных таможенных тарифах), отдельные нормативные акты Банка России и федеральных органов исполнительной власти. [6, с.84]
Таким образом, данные базовые законодательные и подзаконные акты носят универсальный характер и устанавливают основные принципы и общие положения правового регулирования деятельности на территории Российской Федерации зарубежных инвесторов наряду с другими субъектами хозяйственной деятельности либо комплексно регулирующие правоотношения в отдельных сферах экономики и составляющие отдельные отрасли или подотрасли российского законодательства.
2. Структура иностранных инвестиций в экономику России
2.1 Динамика поступления иностранных инвестиций в экономику России
В 2009г. в экономику России поступило 81,9 млрд.долларов США иностранных инвестиций, что на 21,0% меньше, чем в 2008г. (в I квартале 2009г. — 12,0 млрд.долларов США (на 30,3% меньше), во II квартале — 20,2 млрд.долларов США (на 31,2% меньше), в III квартале — 22,5 млрд.долларов США (на 22,9% меньше), в IV квартале — 27,2 млрд.долларов США (на 2,8% меньше).
Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в 2009г. 76,7 млрд.долларов США, или на 12,8% больше, чем в 2008г. (в I квартале 2009г. — 12,1 млрд.долларов США (на 15,3% меньше), во II квартале — 19,7 млрд.долларов США (на 1,2% меньше), в III квартале — 18,8 млрд.долларов США (на 36,2% больше), в IV квартале — 26,1 млрд.долларов США (на 30,9% больше). [15]
Таблица 2.1 — Поступление иностранных инвестиций в экономику России по основным странам-инвесторам [14]
2008 |
2009 |
2010 |
|||||
Млн. долл. США |
В процентах к итогу |
Млн. долл. США |
В процентах к итогу |
Млн. долл. США |
В процентах к итогу |
||
Все инвестиции |
103769 |
100 |
81927 |
100 |
114746 |
100 |
|
в том числе из стран: |
|||||||
Великобритания |
14940 |
14,4 |
6421 |
7,8 |
40770 |
35,5 |
|
Нидерланды |
14542 |
14,0 |
11640 |
14,2 |
10696 |
9,3 |
|
Германия |
10715 |
10,3 |
7366 |
9,0 |
10435 |
9,1 |
|
Кипр |
19857 |
19,1 |
8286 |
10,1 |
9003 |
7,8 |
|
Китай |
402 |
0,4 |
9757 |
11,9 |
7631 |
6,7 |
|
Люксембург |
7073 |
6,8 |
11723 |
14,3 |
5374 |
4,7 |
|
Швейцария |
3062 |
3,0 |
3586 |
4,4 |
4679 |
4,1 |
|
Франция |
6157 |
5,9 |
2491 |
3,0 |
3702 |
3,2 |
|
Ирландия |
2903 |
2,8 |
748 |
0,9 |
2557 |
2,2 |
|
Виргинские о-ва (Брит.) |
3529 |
3,4 |
1792 |
2,2 |
2383 |
2,1 |
|
другие страны |
20589 |
19,9 |
18117 |
22,2 |
17516 |
15,3 |
Анализируя таблицу 2.1 можно сказать, что крупнейшими иностранными инвесторами России являются Великобритания, Нидерланды и Германия на долю которых приходится соответственно 35,5%, 9,3% и 9,1% всех накопленных инвестиций в страну.
По состоянию на конец сентября 2011 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 323,2 млрд. долларов США, что на 21,5% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе — 58,3% (на конец сентября 2010 г. — 54,6%), доля прямых инвестиций составила 39,1% (41,4%), портфельных — 2,6% (4,0%).
Таблица 2.2 — Иностранные инвестиции по видам экономической деятельности (млн. долларов США) в экономику России [14]
Иностранные инвестиции |
Январь-сентябрь 2011г. |
Накоплено на конец сентября 2011г. |
||||
поступило |
Погашено (выбыло) |
Переоценка и прочие изменения активов и обязательств |
всего |
в % к итогу |
||
Всего |
133784 |
120383 |
-2113 |
323178 |
100 |
|
в том числе: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
473 |
408 |
-130 |
2014 |
0,6 |
|
рыболовство, рыбоводство |
15 |
51 |
0,0 |
71 |
0,0 |
|
добыча полезных ископаемых |
16036 |
9678 |
80 |
56326 |
17,4 |
|
обрабатывающие производства |
27714 |
27683 |
-1878 |
110134 |
34,1 |
|
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
541 |
354 |
-210 |
6231 |
1,9 |
|
строительство |
541 |
293 |
-13 |
7336 |
2,3 |
|
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
12363 |
9117 |
34 |
55107 |
17,1 |
|
гостиницы и рестораны |
35 |
135 |
-10 |
763 |
0,2 |
|
транспорт и связь |
5494 |
2859 |
-57 |
31250 |
9,7 |
|
финансовая деятельность |
65711 |
65542 |
66 |
15125 |
4,7 |
|
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
4782 |
4204 |
95 |
36237 |
11,2 |
|
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
— |
3 |
0,2 |
1070 |
0,3 |
|
образование |
1 |
0,2 |
— |
5 |
0,0 |
|
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
12 |
3 |
0,0 |
187 |
0,1 |
|
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
66 |
53 |
-90 |
1322 |
0,4 |
В январе-сентябре 2011 г. в экономику России поступило 133,8 млрд. долларов иностранных инвестиций, что в 2,8 раза больше, чем в январе-сентябре 2010 года.
Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в январе-сентябре 2011 г. 120,4 млрд. долларов, или в 2,3 раза больше, чем в январе-сентябре 2010 года. [8, с.11]
Поступление иностранных инвестиций (по отдельным странам-инвесторам) представлено в приложении А. Из таблицы видно, что крупнейшими иностранными инвесторами России в 2011 г являются Кипр, Нидерланды, Великобритания, Германия, Швейцария, Франция.
2.2 Портфельные иностранные инвестиции в экономике России
Более легким путем привлечения средств из-за рубежа являются портфельные инвестиции. Портфельные инвестиции — это инвестиции в ценные бумаги, формируемые в виде портфеля ценных бумаг. Портфельные инвестиции представляют собой пассивное владение ценными бумагами, например акциями компаний, облигациями и пр., и не предусматривает со стороны инвестора участия в оперативном управлении предприятием, выпустившим ценные бумаги.
Цель портфельного инвестирования состоит не в потребности контролировать активы за рубежом, а в поисках исключительно высокодоходных активов. Основной сферой функционирования портфельных инвестиций является, прежде всего, рынок ценных бумаг, и осуществляются они обычно через посредников.
Инвестор может купить ценную бумагу инвестиционного фонда в своей стране, который имеет набор ценных бумаг зарубежных компаний. Полностью или часть функций по созданию эффективного инвестиционного портфеля передается другому лицу или институту в форме доверительного управления. В этом случае он будет обладать не активами конкретной компании за рубежом, а долей в портфеле инвестиционного фонда. Происходит формирование портфеля ценных бумаг не прямо инвестором, а посредством косвенного портфельного инвестирования при посредничестве финансовых институтов. [13, с.174]
Целью владельца капитала является не стремление добиться контроля над конкретной компанией, а получение дохода от курсовой стоимости ценных бумаг, находящихся в портфеле. Обычно это корпоративные долговые ценные бумаги (акции, облигации, простые и казначейские векселя, депозитные сертификаты, банковские акцепты, долговые расписки, опционы, фьючерсы, варранты, свопы и др.), приобретаемые частными лицами с целью получения высоких дивидендов и не дающие права контроля над предприятием со стороны зарубежного инвестора.
Портфельные инвестиции обладают одним весьма существенным преимуществом: более ликвидные и мобильные, чем прямые, поэтому зачастую выступают средством защиты денег от инфляции, уменьшения риска и получения спекулятивного дохода за рубежом.
Рис. 2.1 — Поступление портфельных иностранных инвестиций в экономику России (в млн. долларов США) [14]
Таблица 2.3 — Поступление портфельных иностранных инвестиций в экономику России [25]
Иностранные инвестиции |
Январь-сентябрь 2011г. |
январь-сентябрь2010г. в % к |
||||
млн. долларов США |
в % к январю-сентябрю 2010г |
в % итогу |
январю-сентябрю 2009г. |
итогу |
||
Инвестиции |
133784 |
в 2,8р. |
100 |
86,8 |
100 |
|
из них: |
||||||
Портфельные инвестиции |
535 |
61,8 |
0,4 |
85,0 |
1,8 |
|
в том числе: акции и паи |
396 |
121,4 |
0,3 |
93,8 |
0,7 |
|
долговые ценные бумаги |
139 |
27,6 |
0,1 |
75,6 |
1,1 |
Анализируя таблицу 2.3 можно отметить, что поступление портфельных иностранных инвестиций в экономику России в 2011 г увеличилось по сравнению с поступлением в 2010 г и составляет 535 млн. долларов США.
2.2 Прямые иностранные инвестиции в экономике России
Владельцы сбережений могут найти потребителей капиталов на рынке без посредников, т.е. осуществить прямые инвестиции. Происходит непосредственное перемещение сбережений от собственников к заемщикам. Средства вкладываются в реальные активы, в производство и сбыт определенной продукции. Данная форма вложений дает инвестору непосредственное право собственности на имущество за рубежом. К прямым инвестициям обычно относят предприятия, созданные или приобретенные за рубежом и контролируемые иностранной компанией-инвестором, т.е. предполагается полный контроль над ней. В состав прямых инвестиций входят вложения за рубежом частными компаниями собственного капитала, реинвестированные прибыли и внутрифирменные переводы капитала в форме кредитов и займов. Они являются наиболее типичной формой вывоза капитала. Однако привлечение прямых инвестиций очень кропотливый и трудоемкий процесс [19, с.23]
Динамика поступления прямых иностранных инвестиций в экономику России представлена на рис. 2.2. [19, с.25]
Рис. 2.2 — Поступление прямых иностранных инвестиций в экономику России (в млн. долларов США)
В первом квартале 2011 года в экономику России поступило в 3,4 раза больше иностранных инвестиций, чем в I квартале 2010 года. В первом квартале 2011 года в экономику России поступило 44,3 млрд.долларов иностранных инвестиций. Такие данные приводит Росстат.
Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в I квартале 2011 года 41,0 млрд.долларов, или в 3,1 раза больше, чем в I квартале 2010 года. [19, с.27]
По состоянию на конец марта 2011 года накопленный иностранный капитал в экономике России составил 301,1 млрд. долларов, что на 13,3% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.
Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе — 57,1% (на конец марта 2010г. — 53,8%), доля прямых инвестиций составила 39,9% (38,7%),
иностранный инвестиция климат портфельный
Таблица 2.4 — Поступление прямых иностранных инвестиций в экономику России [25]
Иностранные инвестиции |
Январь-сентябрь 2011г. |
январь-сентябрь2010г. в % к |
||||
млн. долларов США |
в % к январю-сентябрю 2010г |
в % итогу |
январю-сентябрю 2009г. |
итогу |
||
Инвестиции |
133784 |
в 2,8р. |
100 |
86,8 |
100 |
|
из них: |
||||||
прямые инвестиции |
11736 |
143,2 |
8,8 |
82,2 |
17,3 |
|
в том числе: |
||||||
взносы в капитал |
5718 |
141,2 |
4,3 |
82,3 |
8,6 |
|
из них реинвестирование |
2052 |
в 5,4р. |
1,5 |
60,2 |
0,8 |
|
лизинг |
82 |
143,2 |
0,1 |
56,6 |
0,1 |
|
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций |
4884 |
151,7 |
3,6 |
77,9 |
6,8 |
|
прочие прямые инвестиции |
1052 |
120,9 |
0,8 |
105,5 |
1,8 |
Наметившаяся тенденция в 2011 году сохранилась: в 2010 году прямые иностранные инвестиции в нашу страну были сделаны на сумму $48,5 млрд., что на 28% больше чем в 2010-м году.
Таким образом, 2011 год показал, что максимального значения инвестиции смогли достичь в первом его квартале, в то время как в период с сентября по декабрь их процент существенно отличался в меньшую сторону от той суммы, которая была в 2010 году. В том же году пик инвестиционной деятельности в России пришелся на последний квартал и составил 13,8 миллиардов долларов, в том время как в первом квартале эта сумма равнялась 6,7 миллиардов, во втором — 11,2, а в третьем — 6,1 миллиард долларов.
3. Проблемы улучшения инвестиционного климата российской экономики
3.1 Проблемы улучшения инвестиционного климата в России
Под инвестиционным климатом следует понимать степень соответствия политических, социальных, экономических, природных факторов потенциальным намерениям в данном случае иностранного инвестора вложить свой капитал в различные проекты на территории данной страны, региона, муниципального образования.
Одной из существенных и значимых проблем инвестиционного климата является мировой финансовый кризис, устойчивый финансовый кризис стран, которые входят в глобальную финансовую систему, основанную на доминировании американской финансовой системы над другими системами. Мировой финансовый кризис не должен был сильно повлиять на российскую экономику. Но случилось не так. Ни огромные резервы, доходившие до $600 млрд, ни бюджетный профицит в 6-8% ВВП, не защитили страну, не стали гарантией стабильности, а лишь амортизировали шок. Кризис сильно ударил по России. Оказалось, что ее рост «не отвязан» от мирового, а наоборот, «привязан» к нему крепко-накрепко. [3, с.78]
Притоку в инвестиционную сферу иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями. Центром и субъектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России, социальной напряженностью, разгулом преступности и бессилием властей, инфляцией, непрерывным падением курса рубля и его неконвертируемостью и др.
В последние годы наблюдалась тенденция к возникновению диспропорций на рынке капитала. [10, с.21]
Посткризисное восстановление российской экономики в 2009-2011 годах сопровождалось отставанием темпов иностранного инвестирования в реальный сектор экономики. Объемы иностранных инвестиций в основной капитал в 2009-2010 годах практически вернулись на уровень показателя докризисного 2007 года, в то время как расходы на покупку ценных бумаг снизились относительно 2008 года в 6,5 раза. Особенностью использования иностранных инвестиций в 2010 году стало резкое увеличение расходов на погашение кредитов банков и займов и выплату процентов по ним.
Инвестиционный климат в России остается неудовлетворительным, несмотря на то, что за последние два года предприняты серьезные шаги по его улучшению. Такая оценка может показаться чрезмерно критичной, но хочется не просто улучшить инвестиционный климат, а сделать его наиболее привлекательным. [10, с.27]
К отрицательным характеристикам инвестиционного климата в России следует отнести: налоговую нестабильность, незащищенность права собственности; общую нестабильность власти; слабость и неразвитость инфраструктуры инвестирования, высокие потери на этапе вхождения в рынок; низкие экономические показатели роста ВВП и продукции промышленности; недостаточный уровень среднего душевого дохода для формирования крупного платежеспособного рынка; неразработанность институциональной базы поощрения и защиты инвестиций; недостаточно эффективное распределение полномочий между различными уровнями органов власти, чиновничий произвол; слабый уровень развития рыночной инфраструктуры; неполная конвертируемость рубля; недостаточная стабильность валютного курса; отсутствие или недостаточная разработка механизмов страхования иностранных инвестиций, так же реализации механизма залога; непроработанность права собственности на землю; высокий уровень коррупции в органах государственной власти и общая криминализованность экономики.
В качестве основных причин оттока инвестиций называют кризис в Евросоюзе, неблагоприятный инвестиционный климат в России и политические процессы, связанные с выборами. По прогнозам Центробанка РФ в 2012 году отток капитала снизится и зависеть это будет от конъюнктуры на рынке сырья. [9, с.5]
Таким образом, основными ограничениями для развития иностранных инвестиций на территории России большинство иностранных инвесторов называют финансовый кризис, высокий уровень налогов и отсутствие значимых налоговых льгот, дорогую электроэнергию, неэффективное функционирование судебной системы, неразвитость транспортной инфраструктуры, сложность получения разрешительных документов, ограничение доступа к земельным ресурсам.
3.2 Основные направления стабилизации инвестиционного климата в России
Важное значение для формирования благоприятного инвестиционного климата имеет работа по устранению административных барьеров и развитие конкуренции.
Важным элементом в направлении стабилизации инвестиционного климата является налоговое стимулирование, как инвесторов, так и самих эмитентов. В этих целях государству необходимо разработать ряд мер, способных стимулировать потенциальных инвесторов.
Говоря о налоговом стимулировании инвестиционной деятельности посредством использования механизма рынка ценных бумаг, следует отметить, что российскими регионами не используется практически ни одна из форм налогового стимулирования инвесторов в ценные бумаги, положительно зарекомендовавших себя в большинстве развитых стран мира. К таким формам относятся:
— освобождение от налога на доходы физических лиц и налога на прибыль по операциям с ценными бумагами;
— зачет отрицательных курсовых разниц для различных инвесторов;
— перенос отрицательных разниц на несколько лет вперед;
— поощрение долгосрочных инвестиций налоговыми льготами, если акции держатся определенной доли бизнеса;
— налоговое поощрение вложений в акции приоритетных отраслей или акции, имеющие листинг на фондовой бирже;
— вычет процентов за кредит, взятый на покупку акций, из налогооблагаемой базы. [23, с.180]
Еще одним эффективным механизмом стабилизации инвестиционного климата в условиях финансового кризиса, в условиях недостатка собственных оборотных средств и невозможности получения дорогостоящих банковских кредитов является выпуск дополнительных акций в целях привлечения инвестиций. Однако, анализ структуры инвестиций в основной капитал по источникам финансирования показывает, что роль дополнительных эмиссий ценных бумаг в привлечении инвестиций является мизерной.
Среди наиболее существенных причин отсутствия масштабных дополнительных эмиссий можно выделить следующие:
— противодействие этому держателей значительных пакетов акций, поскольку это ведет к уменьшению доли принадлежащих им ценных бумаг в уставном капитале общества и ослабляет контроль над ними;
— незаинтересованность в раскрытии финансовой информации предприятиями и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
— достаточно высокое налогообложение дополнительных выпусков ценных бумаг;
— разочарование некоторой части инвесторов;
— слабая правовая и гарантийная защита инвестиций, отсутствие эффективной системы защиты прав собственности;
— неразвитость отдельных составляющих инфраструктуры и субъектов рынка ценных бумаг;
— неэффективность существующего механизма государственного регулирования рынка ценных бумаг;
— низкая правовая культура потенциальных инвесторов;
— не высокий уровень практики корпоративного управления, который оказывает негативное воздействие на эффективность инвестиций, а также способствует возникновению более крупных проблем системного характера на национальном и региональном уровне. [27, с.22]
Опыт показал, что проведение акционерными обществами дополнительных эмиссий сталкивается с упорным противодействием владельцев крупных пакетов акций. Они, к сожалению, предпочитают скорее оставить свои компании без притока инвестиций (путем дополнительных эмиссий), чем допустить возможность уменьшения принадлежащего им пакета акций. Такое положение связано с отсутствием эффективных собственников, призванных реализовывать и оптимально сочетать свои явно частные и общественные функции и, тем самым, прямо или косвенно обеспечивать рост благосостояния общества и большинства его социальных групп.
Одним из вариантов решения данной проблемы могло бы стать принятие специальных нормативно-правовых актов по стабилизации инвестиционного регулирования в экономике России в условиях финансового кризиса.
Конечно, отдельные льготы еще недостаточны для активизации инвестиционной деятельности. В действие должны быть приведены одновременно все элементы системы стимулирования этого процесса. [32, с.107]
Немаловажным механизмом привлечения масштабных инвестиций является соблюдение и реализация принципов корпоративного управления. Низкий уровень корпоративного управления включает в себя и слабую правовую защиту инвестиций, и неэффективность механизма государственного регулирования, и низкую правовую культуру потенциальных инвесторов, что, в конечном счете, приводит к корпоративным конфликтам, возникающим на основе передела собственности и отсутствию доверия со стороны потенциальных инвесторов, т.е. оказывает негативное воздействие на привлечение инвестиций.
В наиболее общем виде основные направления стабилизации инвестиционного климата в России может включать следующие основные элементы:
1. разработка и принятие пакета законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционный процесс в условиях финансового кризиса;
2. предоставление гарантий сохранности частного капитала;
3. предоставление налоговых и иных льгот, нефинансовых стимулов;
4. создание организационных структур по поддержке инвестиционной деятельности;
5. содействие в разработке, проведении экспертизы и сопровождении инвестиционных проектов;
6. содействие становлению институтов региональной инвестиционной инфраструктуры. [32, с.109]
Таким образом, специальным инструментом поощрения иностранных инвестиций являются государственные гарантии. Положительным в данном инструменте является то, что в условиях высокого риска государство может эффективно повысить заинтересованность инвесторов, уровень инвестиций и взимать плату, которая может стать существенным источником поступлений в бюджет, отрицательным — гарантии могут превратиться в реальные долги, а также наличием целого ряда ограничителей.
Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Иностранные инвестиции — это все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли.
Минувшее десятилетие стало для российской экономики (вплоть до кризиса 2008-2009 гг.) периодом активного инвестиционного развития, позволившего не только полностью преодолеть последствия кризисных процессов 1990-х гг., но и добиться заметного экономического роста.
В 2009 году в экономику России поступило $81,9 млрд иностранных инвестиций, что на 21% меньше, чем в 2008 году. По итогам 2011 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 323,2 млрд. долларов США, что на 21,5% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе — 58,3% (на конец сентября 2010 г. — 54,6%), доля прямых инвестиций составила 39,1% (41,4%), портфельных — 2,6% (4,0%).
Иностранные прямые и портфельные инвестиции составляют определенную величину в общем объеме инвестиций в основной капитал России, однако в условиях международной конкуренции вектор их значимости носит несколько другой характер, чем внутренних инвестиций, что связано с привлечением не просто денежных средств, но одновременно современных технологий, методов управления компаниями, менеджеров, имеющих высокую квалификацию. Процесс эффективного использования зарубежных инвестиций требует координации соответствующих направлений и приоритетов (речь в данном случае идет о прямых инвестициях), что реализуется через политику привлечения прямых иностранных инвестиций, формирования соответствующего инвестиционного климата и выработки концепций (программ) развития тех или иных сфер экономики.
Проблемной можно признать и функциональную структуру поступающих в Россию иностранных инвестиций. Более 70% поступающих инвестиций приходится на средства, привлекаемые на возвратной основе (кредиты), что не способствует их использованию в целях долгосрочного финансирования приоритетных инвестиционных проектов. Таким образом, хотя объем поступающих в страну капиталов до кризиса был значителен, однако ни количественно, ни качественно он не отвечал потребностям долговременного устойчивого развития российской экономики.
Государство регулирует инвестиционную активность посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, через субсидии, льготы, кредитование, осуществление социальных и экономических программ. Для государственного регулирования особенно важно найти оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования.
Таким образом, в современных условиях, для решения задач подъема экономики на долгосрочную перспективу и обеспечения экономического роста необходим комплексный подход к проблеме привлечения инвестиционных ресурсов и активизации инвестиционной деятельности. Одним из вариантов решения данной проблемы могло бы стать принятие специальных нормативно-правовых актов по стабилизации инвестиционного регулирования в экономике России в условиях кризиса.
Можно сделать вывод, что тема курсовой работы полностью раскрыта, цель достигнута, реализованы все поставленные задачи.
Список использованных источников
1. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ.- ред. от 06.12.2011 (с изм. и доп., вступающими в силу с 18.12.2011) // Собрание законодательства РФ
2. Андреев, В.А. Особенности инвестирования в российские инновационные компании / В.А. Андреев // Финансы. 2009. N 10. С.65-69.
3. Анискин, Ю. Инвестиционная активность и экономический рост / Ю. Анискин // Проблемы теории и практики управления. 2011. N 4. С. 77-82.
4. Апокин, А. Повышение стимулов для инвестиций в основной капитал и технологии: основные направления экономической политики / А. Апокин // Вопросы экономики. 2011. N 6. С. 33-48.
5. Бадалов, А.Л. Частно-государственное партнерство в реализации инвестиционных проектов / А.Л. Бадалов // ЭКО. 2011. N 6. С.129-141.
6. Вознесенская, Н.Н. К вопросу о правовом регулировании иностранных инвестиций в России. / Н.Н. Вознесенская // Государство и право. 2011. С. 81-88.
7. Григорьев, Л. Мировые дисбалансы сбережений и инвестиций / Л. Григорьев, А. Иващенко // Вопросы экономики. 2011. N 6. С. 3-20.
8. Гришина, И. Территориальные особенности размещения инвестиций в капитальные активы в пореформенной России / И. Гришина // Инвестиции в России. 2012. №1. С. 10-15.
9. Дубенецкий, Я.Н. Экономический рост и инвестиции: новые возможности и проблемы / Я.Н. Дубенецкий // Пробл. прогнозирования. 2011. N 5. С.3-8.
10. Замараев, Б. Возвращение российской экономики на траекторию роста: время подводить посткризисные итоги / Б. Замараев, А. Киюцевская, А. Назарова, Е. Суханов // Вопросы экономики. 2011. N 6. С.21-32.
11. Зименков, Р.И. США и Россия в мировых инвестиционных процессах // Р.И. Зименков // США-Канада: экономика, политика, культура. 2010. N 7. С.3-20.
12. Зубченко, Л.А. Иностранные инвестиции. / Л.А. Зубченко. — М.: Владос, 2012. 184 с.
13. Ивасенко, А.Г. Иностранные инвестиции / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. — М.: КноРус, 2011. 272 с.
14. Инвестиционная деятельность в России: условия, факторы, тенденции: стат. сб. / Федер. служба гос. статистики. М., 2011.
15. Инвестиционная деятельность в России: условия, факторы, тенденции: стат. сб. / Федер. служба гос. статистики. М., 2010.
16. Ищенко, Е. О тенденциях инвестиционного процесса / Е. Ищенко // Экономист. 2010. N 4. С.61-67.
17. Кондратьев, В. Особенности инвестиционной модели России / В. Кондратьев // Проблемы теории и практики управления. 2010. N 3. С.26-28
18. Кочетков, И. О государственной поддержке инвестиционной деятельности / И. Кочетков // Экономист. 2009. N 12. С.79-83.
19. Лучко, М. Прямые иностранные инвестиции: движение и значение / М. Лучко // Экономист. 2011. N 8. С.22-32.
20. Мальцев, Г.Н. Иностранные инвестиции в российскую экономику / Г.Н. Мальцев, И.Г. Мальцева // ЭКО. 2009. N 10. С.20-32.
21. Мусатова, М. Альтернативные инвестиции в России и на развивающихся рынках / М. Мусатова // Пробл. теории и практики управл. 2009. N 8. С.69-78.
22. Нарышкин, С.Е. Инвестиционная безопасность как фактор устойчивого экономического развития / С.Е. Нарышкин // Вопросы экономики. 2010. N 5. С. 42-66.
23. Нарышкин, С.Е. Основные направления привлечения и реализации иностранных инвестиций в России // Экономика и управление: сб. научных трудов. Ч. IY/ под ред. А.Е. Карлика. — СПб.: СПбГУЭФ, 2009. 219 с.
24. Нешитой, А. С. Инвестиции: Учебник. / А. С. Нешитой. М.: Дашков и К, 2008. 372 с.
25. Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов по видам, Росстат: Статистический сборник. М., 2011.
26. Орлова, Е.Р. Иностранные инвестиции в России. Учебное пособие / Е.Р. Орлова, О.М. Зарянкина — М.: Омега-Л, 2010. 203 с.
27. Сухарев, О. «Новая» макроэкономика и финансовая система (что будет с инвестициями?) / О. Сухарев // Инвестиции в России. 2011. №11. С. 19-27.
28. Сухарев, О.С. Синергетика инвестиций: учеб.-метод. пособие / О.С. Сухарев, С.В. Шманев, А.М. Курьянов. М.: Финансы и статистика: ИНФРА-М. 2009. 367c.
29. Устинкин, С. Инвестиционная политика в Российской Федерации / С. Устинкин // Власть. 2010. N 2. С.8-10.
30. Хазанович, Э.С. Иностранные инвестиции. / Э.С. Хазанович. — М.: КноРус, 2009. 320 с.
31. Шарп, У.Ф. Инвестиции: пер. с англ. / У.Ф. Шарп, Г.Дж. Александер, Дж.В. Бэйли. М.: ИНФРА-М, 2009. 1027с.
32. Яковлев, А. Кто планирует инвестиции, несмотря на кризис, и что им мешает / А. Яковлев // Вопросы экономики. 2009. N 12. С.100-110.
Приложение А
Таблица 1 — Поступление иностранных инвестиций (по отдельным странам-инвесторам) (млн. долларов США)
Поступило в январе-сентябре 2011г. |
В % к итогу по виду экономической деятельности |
В том числе |
||||
прямые |
портфельные |
прочие |
||||
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство из них: |
473 |
100 |
317 |
0,0 |
156 |
|
Кипр |
205 |
43,3 |
187 |
0,0 |
18 |
|
Ирландия |
65 |
13,8 |
— |
— |
65 |
|
Дания |
63 |
13,3 |
10 |
— |
53 |
|
Добыча полезных ископаемых из них: |
16036 |
100 |
3807 |
36 |
12193 |
|
Нидерланды |
6670 |
41,6 |
1558 |
19 |
5093 |
|
Германия |
2042 |
12,7 |
712 |
— |
1330 |
|
Соединенное Королевство (Великобритания) |
1311 |
8,2 |
28 |
9 |
1274 |
|
из итога по добыче полезных ископаемых: добыча топливно-энергетических полезных ископаемых |
12850 |
100 |
3466 |
36 |
9348 |
|
из них: Нидерланды |
4770 |
37,1 |
1511 |
19 |
3240 |
|
Германия |
2007 |
15,6 |
678 |
— |
1329 |
|
Соединенное Королевство (Великобритания) |
1288 |
10,0 |
5 |
9 |
1274 |
|
Обрабатывающие производства |
27714 |
100 |
3136 |
91 |
24487 |
|
из них: Кипр |
5396 |
19,5 |
478 |
10 |
4908 |
|
Швейцария |
4496 |
16,2 |
25 |
0,4 |
4471 |
|
Германия |
4127 |
14,9 |
400 |
0,0 |
3727 |
|
из итога по обрабатывающим производствам производство пищевых продуктов, включая напитки и табака |
1965 |
100 |
491 |
1 |
1473 |
|
из них: Нидерланды |
379 |
19,3 |
20 |
— |
359 |
|
США |
279 |
14,2 |
— |
— |
279 |
|
Франция |
231 |
11,8 |
11 |
— |
220 |
|
обработка древесины и производство изделий из дерева |
720 |
100 |
198 |
— |
522 |
|
из них: Австрия |
245 |
34,0 |
— |
— |
245 |
|
Кипр |
192 |
26,7 |
108 |
— |
84 |
|
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность |
623 |
100 |
276 |
5 |
342 |
|
из них: Австрия |
157 |
25,1 |
95 |
— |
62 |
|
Финляндия |
92 |
14,7 |
53 |
— |
39 |
|
Германия |
64 |
10,3 |
1 |
— |
63 |
|
производство кокса и нефтепродуктов |
9997 |
100 |
31 |
55 |
9911 |
|
из них: Кипр |
3967 |
39,7 |
22 |
0,0 |
3945 |
|
Соединенное Королевство (Великобритания) |
3272 |
32,7 |
— |
— |
3272 |
|
Швейцария |
1386 |
13,9 |
— |
0,0 |
1386 |
|
химическое производство |
3636 |
100 |
726 |
9 |
2901 |
|
из них: Германия |
985 |
27,1 |
0,0 |
0,0 |
985 |
|
Швейцария |
855 |
23,5 |
1 |
— |
854 |
|
Нидерланды |
615 |
16,9 |
567 |
— |
48 |
|
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий |
6118 |
100 |
233 |
3 |
5882 |
|
из них: Швейцария |
2068 |
33,8 |
2 |
0,4 |
2066 |
|
Германия |
2053 |
33,6 |
1 |
0,0 |
2052 |
|
Люксембург |
500 |
8,2 |
— |
— |
500 |
|
производство машин и оборудования |
809 |
100 |
155 |
0,0 |
654 |
|
из них: Германия |
149 |
18,4 |
75 |
— |
74 |
|
Республика Корея |
131 |
16,2 |
— |
— |
131 |
|
Казахстан |
110 |
13,6 |
— |
— |
110 |
|
производство транспортных средств и оборудования |
1845 |
100 |
395 |
0,3 |
1450 |
|
из них: Республика Корея |
417 |
22,6 |
3 |
0,3 |
414 |
|
Нидерланды |
216 |
11,7 |
210 |
— |
6 |
|
Германия |
177 |
9,6 |
79 |
— |
98 |
|
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
541 |
100 |
249 |
133 |
159 |
|
из них: Кипр |
303 |
56,0 |
240 |
63 |
0,3 |
|
Нидерланды |
111 |
20,6 |
7 |
— |
104 |
|
Строительство |
541 |
100 |
305 |
0,1 |
236 |
|
из них: Кипр |
201 |
37,1 |
110 |
0,1 |
91 |
|
Германия |
141 |
26,0 |
140 |
— |
1 |
Размещено на