Содержание
Содержание
Введение3
1. Теоретические основы инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении8
1.1 Понятие и необходимость инновационной деятельности в ДОУ8
1.2 Организация инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении12
1.3. Факторы формирования инновационной деятельности16
1.4. Механизм стимулирования нововведений и организационная готовность коллектива к инновациям22
2. Экспериментальное исследование инновационного потенциала ДОУ и рекомендации по его развитию27
2.3 Рекомендации по реализации инновационной деятельности в ДОУ39
2.4 Рекомендации по повышению инновационного потенциала педагогического коллектива ДОУ46
Заключение51
Список литературы54
Приложения56
Выдержка из текста работы
Глава 2. Обобщение опыта работы по организации управленческой поддержки профессиональному росту педагогического коллектива в освоении новых информационно-коммуникационных технологий
.1 Анализ, интерпретация и обобщение результатов опыта работы
.2 Рекомендации для руководителей образовательных учреждений по организации управленческой поддержки для профессионального роста педагогического коллектива в освоении новых информационно-коммуникационных технологий
Заключение
Список использованной и цитируемой литературы
Приложения
Введение
Модернизация и инновационное развитие — единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
В современном информационном обществе основой развития цивилизации выступают информационные процессы, в которых широкое применение находят информационно-коммуникационные технологии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий во все сферы деятельности человека способствовало возникновению и развитию глобального процесса информатизации. В свою очередь, этот процесс дал толчок развитию информатизации образования, которая является одним из важнейших условий реформирования и модернизации системы отечественного образования, так как именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в этой новой среде. В России, как и во многих других странах мирового сообщества, все большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая рассматривается как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации.
Национальный проект «Образование» в качестве одного из важнейших направлений выделил информатизацию образования. В рамках этого проекта большинство образовательных учреждений страны оснащены современной компьютерной техникой, мультимедийным и сетевым оборудованием, имеют доступ в Интернет.
Проект «Информатизация системы образования» тесно связан с одним из приоритетных направлений образовательной политики Российской Федерации. Проблемы информатизации образования является фундаментальной и важнейшей глобальной проблемой ХХI века в силу следующих основных причин:
üСтремительное развитие процесса информатизации общества, которое является проявлением общей закономерности развития цивилизации. Сегодня этот процесс приобрел поистине глобальный характер и уже охватывает практически все развитые страны мира, в том числе и Россию. При этом информатизация общества влечет за собой многие весьма радикальные социальные изменения. Она существенным образом изменяет практически все стороны жизни людей.
üФункциональные возможности и технические характеристики средств информатики, информационно-телекоммуникационных технологий в последние годы исключительно быстро растут, а их стоимость неуклонно снижается, что делает эти средства все более доступными для массового пользователя. Необходимо отметить, что эти возможности уже сегодня значительно опережают тот уровень подготовленности общества, который требуется для их эффективного использования, и это порождает еще одну социальную проблему — проблему развития новой информационной культуры общества, тесно связанную с проблемой развития сферы образования.
üДальнейшее стремительное развитие информационно — коммуникационных технологий и широкое внедрение ее достижений в социальную практику привели к формированию совершенно новой информационной среды общества, которую современные философы называют инфосферой. Именно инфосфера будет определять основные черты информационного общества, той новой цивилизации, которая уже сегодня формируется в развитых странах, и с исторической неизбежностью будет распространяться от них по всему миру.
Инновационные процессы, происходящие сегодня в социально-экономической жизни общества, предъявляют новые требования к уровню не только подготовки выпускника образовательного учреждения, но и профессиональной квалификации и компетентности современного педагога. В настоящее время возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога — компетентного педагога, позволяющего сочетать фундаментальность базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем.
Возросшие требования к профессиональной компетентности педагога в новых условиях обучения диктуют необходимость опытного использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Однако, современные исследования показывают, что даже регулярное прохождение курсовой подготовки через каждые 5 лет, не позволяет педагогу своевременно перестраивать свою профессиональную работу соответственно изменениям, происходящим в системе образования и, следовательно, снижает их готовность к инновационной деятельности. В связи с этим, видится проблема организации интегрированной системы повышения квалификации, позволяющая сделать процесс освоения педагогами новых информационно-коммуникационных технологий непрерывным.
Проблема исследования заключается в отсутствии определения «управленческой поддержки», ее сущности, критериев эффективности.
С учетом вышесказанного была избрана тема исследования: «Управленческая поддержка педагогического коллектива школы в освоении новых информационно-коммуникационных технологий».
Объект исследования — управленческая поддержка педагогического коллектива.
Предмет исследования — управление процессом освоения педагогическим коллективом новых информационно-коммуникационных технологий.
Цель исследования — разработка рекомендаций для руководителей образовательных учреждений по организации управленческой поддержки для профессионального роста педагогического коллектива в освоении новых информационно-коммуникационных технологий.
Гипотеза исследования управленческая поддержка педагогического коллектива школы в освоении новых информационно-коммуникационных технологий заключается в создании комплекса научно-методических, материально-технических, финансовых, нормативно-правовых, мотивационных условий повышения квалификации педагогов, который наилучшим образом будет способствовать развитию готовности педагогического коллектива к использованию новых информационно-коммуникационных технологий.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1.Рассмотреть новые информационно-коммуникационные технологии как средство повышения профессионального мастерства педагога.
2.Проанализировать методологические и теоретические основы управления профессиональным ростом педагогического коллектива.
.Определить понятие управленческой поддержки педагогического коллектива.
.Обобщить результаты исследования в разработке рекомендаций для руководителей образовательных учреждений по организации управленческой поддержки профессиональному росту педагогического коллектива в освоении новых информационно-коммуникационных технологий.
Поставленные задачи определили процедуру исследования, которое проводилось в три этапа.
На первом этапе изучались и анализировались отечественные и зарубежные литературные источники по методологии, теории и методике образования: опыт управления образовательными учреждениями, уточнялись методологические и теоретические основы исследования, уточнялась цель, объект и предмет исследования. На этом этапе определена перспективная цель, объединяющая педагогический коллектив, которая определила содержание комплексной программы профессионального развития педагогов, разработана модель управления профессиональным развитием педагогического коллектива. Полученные материалы легли в подготовку методики экспериментальной работы.
На втором этапе уточнялись педагогические условия, повышающие уровень управления педагогическим коллективом, разрабатывались рекомендации по повышению качества управленческой поддержки.
На третьем этапе проводился анализ и теоретическое обобщение данных экспериментальной работы, формулирование общих выводов и разработка методических рекомендаций.
Новизна исследования заключается в том, что рассмотрено понятие управленческой поддержки педагогического коллектива и разработаны рекомендации для руководителей образовательных учреждений по организации управленческой поддержки профессиональному росту педагогического коллектива в освоении новых информационно-коммуникационных технологий.
Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью использования рекомендаций для внутришкольного управления, направленного на развитие педагогического коллектива в освоении новых информационно-коммуникационных технологий.
Методы исследования: анкетирование, оценивание, статистическая обработка эмпирических данных, педагогический анализ и обобщение.
Экспериментальная база: в исследовании участвовали руководящие и педагогические работники Еткульского муниципального района, а также обучающиеся МБОУ Селезянская СОШ.
Таким образом, в общем, было обработано более 50 анкет, отражающих уровень управленческой поддержки педагогического коллектива школы в освоении новых информационно-коммуникационных технологий
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы управления педагогическим коллективом школы при освоении новых информационно — коммуникационных технологий
.1 Новые информационно-коммуникационные технологии как средство повышения профессионального мастерства педагога
Развитие современного мира диктует необходимость управления развитием и внедрением информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс, что влечет за собой необходимость формирования информационно-коммуникационный компетентности педагога, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства. С внедрением новых информационно — коммуникационных технологий, современный педагог получает мощный стимул для собственного профессионального, творческого развития, тем самым способствует повышению качества образования.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обладают сегодня гигантскими возможностями по использованию их в образовательном процессе. Со всеми своими ресурсами ИКТ являются одним из существенных средств реализации целей и задач процесса обучения. Активно развивающиеся цифровые технологии предложили новый способ доступа и получения информации, новые виды коммуникации — электронную почту, чаты, конференции. Компьютерные технологии вошли во все сферы современной жизни, тем самым меняя процесс обучения в лучшую сторону.
На текущий момент у современного педагога имеется в распоряжении целая гамма возможностей для применения в процессе обучения разнообразных информационно-коммуникационных технологий — многочисленные электронные учебные пособия, Интернет, форумы для общения, банки данных, словари и справочники, дидактический материал, презентации, программы, автоматизированные системы, осуществляющие контроль, и многое другое. Благодаря этому актуализируется содержание образования, возможен интенсивный обмен информацией, прежде всего с коллегами, учениками и их родителями, партнерами извне, в силу этого процесс обучения принимает динамический характер.
При этом учитель не только образовывает, воспитывает и развивает ученика, но с внедрением новых информационно-коммуникационных технологий он получает мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития. Владея информационно — коммуникационными технологиями, внедряя их в учебный процесс при подготовке будущих выпускников, которым предстоит реализоваться в новом, информационном обществе, педагог повышает качество образования, уровень подготовки будущих специалистов, умножая при этом и свое профессиональное мастерство.
В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой понятие «мастерство педагогическое» определяется, как высокий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и взаимодействие [17].
Безусловно, для педагога, профессиональное мастерство — это и есть мастерство педагогическое. Информационно-коммуникационные технологии в современном образовательном пространстве выступают как средство повышения профессионального мастерства. Для эффективного управления деятельностью учащихся в области использования информационно — коммуникационных технологий учителю необходимо обладать информационно-коммуникационной компетентностью (ИКТ — компетентностью), что является составляющей профессионального мастерства современного учителя.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в профессиональную деятельность педагогов является неизбежным в наше время. Профессионализм учителя — синтез компетенций, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие. В научной педагогической литературе множество работ посвящено уточнению понятий "компетенция" и "компетентность".
С.Е. Шишов, доктор педагогических наук, почетный работник науки и техники РФ и В.А. Кальней, доктор педагогических наук, отмечают, что понятие компетенции относится к области умений, а не знаний. Компетенция — это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам, быть компетентным — не означает быть ученым или образованным. Предполагается, что настройка человеческого поведения на бесконечное разнообразие жизненных ситуаций связана с общей способностью «мобилизовать в определенной ситуации приобретенные знания и опыт» в личной биографии, вписывающийся в общую историю. Компетенция это то, что порождает умение, действие [51].
Таким образом, компетенция — включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетентностный подход — это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Остановимся на вопросе формирования и развития ИКТ — компетентности учителей-предметников.
«ИКТ-компетентность учителя-предметника», понимается, «как его готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере» [30]. Обладая ИКТ — компетентностью, учитель должен не только стремиться к использованию информационно-коммуникационных технологий в своей работе, но и моделировать и конструировать информационно-образовательную деятельность.
Под ИКТ — компетентностью учителя-предметника мы будем понимать не только использование различных информационных инструментов, но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
Для формирования базовой ИКТ — компетентности необходимо:
·наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ;
·использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности;
·формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.
Согласно новому положению об аттестации высшая и первая квалификационные категории могут быть установлены педагогическим работникам, владеющим современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяющие их в практической профессиональной деятельности. Таким образом, если учитель не владеет компьютером, то он не может быть аттестован на первую или высшую категорию.
Для повышения уровня ИКТ — компетентности учителю необходимо:
·участвовать в семинарах различного уровня по применению информационно-коммуникационных технологий в учебной практике;
·участвовать в профессиональных конкурсах, онлайн форумах и педсоветах;
·использовать при подготовке к урокам, на факультативах, в проектной деятельности широкий спектр цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров;
·обеспечить использование коллекции цифровых образовательных ресурсов и ресурсов Интернет;
·формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ;
·разрабатывать собственные проекты по использованию ИКТ.
Целенаправленное внедрение ИКТ в образовательный процесс позволяет обеспечить переход к качественно новому уровню педагогической деятельности, значительно увеличивая ее дидактические, информационные, методические и технологические возможности, что в целом способствует повышению качества подготовки учеников, повышению профессионального мастерства педагога. Таким образом, управление развитием ИКТ — компетентности педагога рассматривается как процесс создания условий для повышения компетентности, соответствующих деятельности педагога как участника образовательного процесса.
.2 Теоретические основы управления профессиональным ростом педагогического коллектива
Процесс управления всегда имеет место там, где осуществляется общая деятельность людей для достижения определенных результатов. Поскольку школа — социальная организация, она представляет собой систему совместной деятельности людей (педагогов, учащихся, родителей), то целесообразно говорить об управлении ею.
Что такое управление? Многие ученые попытались ответить на этот вопрос, определяя понятие «управление» через понятие «деятельность», «воздействие», «взаимодействие».
В самом общем виде управление — это процесс воздействия на систему в целях перевода ее в новое состояние на основе использования присущих этой системе объективных законов. Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. А внутришкольное управление представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата. Управление — это система скоординированных мероприятий (мер), направленных на достижение значимых целей [8].
Так как сегодня на смену философии «воздействия» в управлении школой приходит философия «взаимодействия», «сотрудничества», определим понятие «управление педагогическим коллективом» через понятие взаимодействия. Итак, под управлением педагогическим коллективом мы понимаем систематическое, планомерное, сознательное и целенаправленное взаимодействие субъектов управления различного уровня в целях обеспечения эффективной деятельности образовательного учреждения.
На современном этапе строить управление образовательным учреждением необходимо так, чтобы не только не подавлять общее развитие личности, но и всячески мотивировать учителя на развитие профессиональной самодостаточности как качества, необходимого в условиях постоянно изменяющегося окружающего мира. Основой такого управления является креативное профессиональное взаимодействие между его участниками, создающее смысловое поле для профессионального роста всех его субъектов.
В настоящее время понятие менеджмента из области бизнеса все шире распространяется на различные сферы деятельности людей, в том числе и на образование. Однако понятие менеджмента более узкое, чем понятие управления, так как менеджмент в основном касается различных аспектов деятельности руководителя, тогда как понятие управления охватывает всю область человеческих взаимоотношений в системах «руководители-исполнители». Так, теория управления школой, в частности, педагогическим коллективом, существенно дополняется теорией внутришкольного менеджмента.
Теория менеджмента привлекает, прежде всего, своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера (управляющего) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха. Именно эта сторона менеджмента существенно дополняет теорию внутришкольного управления [45].
Говоря об управлении педагогическим коллективом далее, мы будем иметь в виду систему управления, то есть применять системный подход к теоретическому осмыслению управленческой деятельности.
Под системой управления мы понимаем совокупность скоординированных, взаимосвязанных между собой мероприятий, направленных на достижение значимой цели организации. К таким мероприятиям мы относим управленческие функции, реализацию принципов и применение эффективных методов управления.
Существует несколько функций управления образовательными учреждениями. Можно выделить среди них: планирование, организацию, руководство и контроль. К этим основным функциям следует добавить педагогический анализ, целеполагание и регулирование.
Функция организации в управлении школой понимается как совместная деятельность руководителей школы, учителей, родительских комитетов и органов ученического самоуправления, направленная на выполнение намеченного плана, достижения поставленной цели.
По своей природе организаторская деятельность человека — есть деятельность практическая, основанная на оперативном использовании психолого-педагогических знаний в конкретных ситуациях. Постоянное взаимодействие с коллегами, родителями и учащимися придает организаторской деятельности определенную личностно-ориентированную направленность.
Организаторская деятельность директора школы направлена также на формирование педагогического коллектива, т.е. коллектива единомышленников. В этой работе особую роль играют личностные качества руководителя, его профессионализм, общая и педагогическая культура, заинтересованность в делах школы, учителей и учащихся, умение ставить задачи и добиваться их решения.
Недостаточно только построить организационную структуру образовательного учреждения, необходимо обеспечить эффективность совместной деятельности людей. Для этого необходимо, во-первых, чтобы исполнители хорошо понимали, каких результатов и когда от них ожидают, во-вторых, чтобы они были заинтересованы в их получении, в-третьих, чтобы они испытывали удовлетворение от своей работы, в-четвертых, чтобы социально-психологический климат в коллективе был благоприятен для продуктивной работы. Совокупность действий, совершаемых субъектом управления для обеспечения всех этих условий, называют руководством.
При реализации функции руководства решаются следующие основные задачи:
üподбор, расстановка и оценка кадров, постановка задач перед исполнителями;
üанализ и регулирование социально-психологического климата в коллективе;
üстимулирование продуктивной деятельности подчиненных и их саморазвития;
üсоздание условий для профессионального роста подчиненных.
Получить высокие результаты в управлении образовательным учреждением можно только в том случае, если педагогический коллектив обладает знаниями, умениями и соответствующей мотивацией, необходимой для того, чтобы его усилия были эффективными и результативными. Когда подходящие педагоги приняты на работу, обучение становится основным фактором, обеспечивающим их профессиональный рост, развитие умений, навыков и установок, необходимых для качественного выполнения работы.
Обучение не является чем-то внешним по отношению к основной функции образовательного учреждения, наоборот, оно играет объединяющую роль в достижении образовательным учреждением основных стратегических целей. Так как практически каждая организация действует в быстро меняющихся условиях, умения и знания людей, необходимые им в их деятельности, также меняются, причем все более быстрыми темпами. Образование и обучение в наши дни должно быть непрерывными.
Обучение — это процесс непосредственной передачи новых профессиональных знаний и навыков сотрудникам организации с целью заполнения «разрыва» (отсутствия) между имеющимися знаниями, навыками сотрудника и теми, которыми он должен обладать согласно требованиям предполагаемой работы в настоящий момент, в ближайшем будущем.
Основываясь на теоретические данные, можно выделить два подхода к понятию процесса обучения.
Первый подход — это обучение, или повышение квалификации. В основе принятия решения учреждения о необходимости затрачивать средства на обучение лежит, во-первых, осознание того факта, что обучение может оказать значительный эффект на оказание услуг; во-вторых, вера в ускоренные темпы изменения условий деятельности, включая технологические.
Второй подход — саморазвитие, или непрерывное развитие педагога на основе способностей. Оно основано на анализе его нужд в контексте самооценки на фоне структуры основных способностей. Важное место в саморазвитии занимает профессиональная ориентация. Последняя выступает как общая идеология непрерывного развития педагога на основе его способностей, призванная постоянно готовить учителя к меняющимся условиям жизни и профессиональной деятельности. Приобретение минимального уровня профессиональной компетентности не приводит к прекращению саморазвития, а изменяет лишь его роль, методы.
Существует огромное количество методов развития профессиональных знаний и навыков. Если основываться на принятой в мировой практике классификации методов обучения, то все их следует разделить на:
·методы обучения, применяемые в ходе выполнения работы;
·методы обучения вне рабочего места (должностных обязанностей);
·методы, которые в равной степени подходят для любого из этих двух вариантов.
Обучение на рабочем месте характеризуется непосредственным взаимодействием с обычной работой в обычной рабочей ситуации. Такое обучение может осуществляться в различных формах. Определяющим признаком здесь является то, что обучение организовано и проводится специально для данного образовательного учреждения и только для его сотрудников. Обучение в стенах учреждения может предусматривать приглашение внешнего преподавателя для удовлетворения конкретных потребностей в обучении педагогического коллектива [9].
Обучение вне работы включает все виды обучения за пределами самой работы. Такое обучение проводится внешними учебными структурами и, как правило, вне стен образовательного учреждения.
Названные методы обучения не исключают друг друга, так как обучение в стенах образовательного учреждения может вестись с отрывом или без отрыва от работы. Кроме того, они могут дополнять друг друга, так как обучение в процессе работы часто совмещается с обучением в других организациях или учебных заведениях.
Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки. И главным критерием при выборе того или иного метода является его эффективность для достижения целей обучения каждого конкретного педагога.
Дистанционное обучение получило широкое распространение за рубежом. В последние годы оно практикуется и в России. Такое обучение реализуется для удовлетворения образовательных потребностей параллельно с основной деятельностью путем активного использования современных информационных технологий. Оно осуществляется с помощью комплекта дистанционного обучения и заключается в самостоятельном теоретическом и практическом освоении определенного объема учебного материала по предложенному курсу и программе с заданной информационной технологией.
Изучение практических ситуаций. Рассмотрение практических ситуаций (кейсов) позволяет в определенной мере устранить недостатки профессионального обучения посредством лекций. Данный метод обучения предполагает анализ и глубокое обсуждение придуманных или реальных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания. В основе рассмотрения практических ситуаций лежит дискуссия, групповое обсуждение. Причем обучающиеся играют активную роль, а инструктор направляет и контролирует процесс. Использование данного метода позволяет участникам программы обучения развить навыки решений, разработки стратегии и тактики. Для успешного использования метода практических ситуаций от обучающихся требуется определенный уровень профессионализма, знаний, которые должны быть развиты на рабочем месте или с помощью других методов.
К наиболее эффективным методам индивидуального обучения относят инструктаж на рабочем месте. Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться как сотрудником, давно выполняющим данные функции, так специально подготовленным инструктором. Инструктаж, как правило, ограничен во времени, ориентированном на освоение конкретных операций или процедур, входящих в круг профессиональных обязанностей обучающегося. Инструктаж на рабочем месте является недорогим и эффективны средством развития простых технических навыков, поэтому он столь широко используется на всех уровнях современных организаций.
Основной чертой самостоятельного обучения (самообразования) является его индивидуальный характер — обучающийся сам может определять темп обучения, число повторений, продолжительность. В тоже время индивидуальный характер лишает самостоятельное образование важнейших условий эффективности — обратной связи, обучающийся предоставлен самому себе. Развитие персональных компьютеров и их мультимедиа приложений позволяет в определенной степени преодолеть этот недостаток.
Обучение педагогического коллектива не является чем-то внешним по отношению к основной функции образовательного учреждения, наоборот, оно играет объединяющую роль в достижении образовательным учреждением основных стратегических целей. Так как практически каждая организация действует в быстро меняющихся условиях, умения и знания людей, необходимые им в их деятельности, также меняются, причем все более быстрыми темпами. Образование и обучение в наши дни должно быть непрерывными. Неудовлетворительное внимание к вопросам профессионального роста педагогического коллектива ведет к снижению качества выполняемой работы.
Работа по управлению профессиональным ростом педагогического коллектива будет неудачной, если:
·составляется обширная программа развития без четких целей по изменениям;
·программа составляется на слишком короткий срок;
·работа по развитию заключается только в проведении семинаров, без деятельности по развитию на рабочих местах;
·участники этой работы слишком зависимы от штатных или внешних специалистов.
Работа по управлению профессиональным ростом педагогического коллектива имеет хорошие шансы на успех, если:
·руководство знает о программе развития коллектива и обязуется ее выполнять;
·в программе развития коллектива подчеркивается целенаправленность и планирование;
·программа развития коллектива соотнесена с задачами развития школы в целом;
·развитию коллектива присущ долгосрочный характер;
·развитие коллектива основывается на знаниях и опыте как самого коллектива, так и его руководителя.
.3 Организация управленческой поддержки педагогического коллектива в освоении новых информационно-коммуникационных технологий
Поскольку современное образование развивается в режиме инновационного поиска, постольку в решении проблемы управления повышением квалификации персонала в области информационно-коммуникационных технологий особое значение приобретают вопросы, связанные с усилением непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования персонала как условия его активной адаптации к новой модели деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач.
Необходимость постоянного развития и обучения персонала новым информационно-коммуникационным технологиям в настоящее время продиктована также динамикой внешней среды, освоением педагогами новых видов деятельности, развитием самих образовательных учреждений.
С точки зрения современного менеджмента, развитие персонала рассматривается как главный резерв повышения эффективности производства. При этом инвестирование в развитие персонала играет часто большую роль, чем инвестиции, направляемые на модернизацию оборудования или на увеличение производственных мощностей.
Таким образом, администрация образовательного учреждения должна оказать управленческую поддержку педагогам в освоении нового вида деятельности.
Управленческая поддержка — это функция управления, направленная на установление субъект — субъектных взаимоотношений управляющей и управляемой систем.
Функциями управленческой поддержки выступают:
·создание необходимой и адекватной помощи учителю в процессе профессионального и личностного самоопределения и самореализации на основе диагностики его готовности к освоению новых информационно-коммуникативных технологий;
·создание ситуации востребованности субъектной позиции педагога;
Управленческая поддержка заключается в создании новой системы повышения профессиональной компетенции персонала, где работа строится не столько в академическом учреждении, сколько в реальных конкретных учительских коллективах, разделяя ответственность за конечный результат. Сегодня, очевидно, что повышение профессиональной компетенции будет значительно эффективнее при обучении не отдельного педагога, а большой группы (лучше всего коллектива) педагогов конкретной организации. Поэтому принципиально важно работать в команде в контексте требований процесса модернизации системы образования.
Данная система позволит решить проблему преодоления сопротивления персонала инновациям, внутренней интеграции, опираясь на инициативу педагогов и внешние привлеченные ресурсы, в связи с тем, что она опирается на групповые ресурсы. Она предполагает достижения реальных результатов (в терминах изменения качества) при условии создания консалтинго-тьюторской службы, деятельность которой акцентирована на поддержку процесса переноса приобретенных знаний в практическую деятельность. Одной из важнейших задач является оценка качества произведенного повышения квалификации, диагностирования и прогнозирования потребностей персонала. Ведущей деятельностью при этом должно быть тьюторство или коучинг. Коучинг в данном контексте определяется как «процесс взаимодействия между учителем и специалистом, помогающим учителю перенести приобретенные на курсах повышения квалификации умения в реальную ситуацию обучения в классе». Для данного направления характерны неэкспертные методы деятельности, т.е. отказ от позиции эксперта — специалиста, который знает, как надо делать.
Диагностика и прогноз вероятных затруднений практических работников должны находиться в тесной взаимосвязи с проектированием и реализацией программ обучения. Осуществление программ обучения производится институтами повышения квалификации работников образования и факультетами переподготовки, которым консалтинго-тьюторская служба как сетевой оператор процесса повышения квалификации заказывает разработку и осуществление программ обучения.
Главной концептуальной идеей управленческой поддержки педагогического коллектива школы в освоении новых информационно-коммуникационных технологий является идея построения внутриорганизационной практико-ориентированной системы повышения квалификации педагогов. Это означает, что повышение квалификации должно сопровождаться интенсивной практической направленностью и заканчиваться конкретным продуктом (результатом), разработанным педагогом в ходе внутришкольного повышения квалификации, а так же курсовой подготовки (проектом, учебной программой, нормативно-правовым документом, и т.д.).
При этом данный продукт должен оцениваться и с точки зрения освоенных педагогом знаний, сформированных компетентностей, и с точки зрения реализуемости его в конкретной деятельностной ситуации. Такой подход подразумевает сопровождение педагога в практической деятельности и отслеживание результативности реализации данного продукта в реальной педагогической деятельности.
В настоящее время у образовательных учреждений есть потенциал проводить изменения, не столько насаждая тот или иной ориентир сверху, сколько предоставляя новые возможности всем заинтересованным участникам образовательного процесса:
üвозможности каждому выбрать и гибко выстраивать свой профессиональный путь;
üвозможность влиять на содержание технологии и все элементы образования через полноценную обратную связь;
üвозможности в базовом образовании приобрести современные компетентности, адекватные задачам инновационного развития страны;
üмногообразные возможности обновления полученных квалификаций.
Современная модель образования ориентирует на постоянный рост профессиональной квалификации также в области освоения новых информационно-коммуникационных технологий педагогическим коллективом, возможность обновлять свои знания постоянно с учетом собственных интересов и интересов образовательного учреждения, используя различные подходы: внутришкольное и внешкольное повышение квалификации.
Таким образом, главной концептуальной идеей управленческой поддержки педагогического коллектива школы в освоении новых информационно — коммуникационных технологий является идея построения внутриорганизационной практико-ориентированной системы повышения квалификации педагогов.
Глава 2. Обобщение опыта работы по организации управленческой поддержки профессиональному росту педагогического коллектива в освоении новых информационно-коммуникационных технологий
.1 Анализ, интерпретация и обобщение результатов опыта работы
Изучая и анализируя отечественные и зарубежные литературные источники по методологии, теории и методике образования, были сделаны определенные выводы. Для того чтобы обеспечить эффективный профессиональный рост педагогического коллектива в целом и каждого учителя в отдельности путем освоения новых информационно — коммуникационных технологий, необходимо создать как минимум следующие условия:
üнаучно-методические;
üкадровые;
üматериально-технические;
üфинансовые;
üнормативно-правовые;
üмотивационные;
üвременные.
Как было сказано ранее, классические определения понятия «управление» представляют одну из главных его функций как создание условий. Рассмотрим на экспериментальной базе МБОУ Селезянская СОШ как были созданы и реализованы данные условия.
Научно-методические условия
Главное, что составляет суть научно-методических условий, — это идеи, необходимые для развития школы в целом. Кроме новых идей, к научно-методическим условиям относятся учебно-методические планы и программы всех видов учебы (курсы, семинары, мастер-классы и др.). То есть всё то, что руководители школы обязаны дать учителям для их профессионального развития.
В МБОУ Селезянской СОШ на высоком уровне представлена методическая работа. Каждое методическое объединение отслеживает работу каждого учителя в плане повышения квалификации, в том числе по повышению ИКТ — компетентности. Освоение базовых ИКТ — компетенций началось в Селезянской школе, еще в 90-х годах XX века. Именно тогда, еще на ЭВМ УК-НЦ педагоги проходили обучение на базе школы. В программе обучения одним из основных пунктов стояло «умение пользоваться текстовым редактором». Первыми начали обучаться руководящие работники школы. При поступлении компьютеров в 1999 году управленческим решением директора была создана инициативная группа учителей, активно внедряющих инновационные технологии, которая разработала план обучения коллектива школы по программе «Основы компьютерной грамотности». В 2006 году школьной командой была создана программа информатизации школы на 2006-2011гг. На сегодняшний день программа информатизации является одним из разделов комплексно-целевой программы развития школы. По итогам областного конкурса команда МБОУ Селезянская СОШ вошла в список лучших школьных команд Челябинской области.
Кадровые условия
Если говорить просто и только суть: обеспечение кадровых условий означает наличие в школе подготовленных людей, способных организовать и осуществлять методическую работу с педагогическими кадрами. Дело в том, что назначение кого бы то ни было на должность руководителей еще не означает, что они автоматически станут квалифицированными специалистами по выращиванию хороших учителей.
Для создания кадровых условий, обеспечивающий профессиональный рост учителя необходимо директору и его заместителям реализовать как минимум следующие задачи:
üна своем личном примере показывать необходимость профессионального роста;
üорганизовать работу по саморазвитию учителей;
В МБОУ Селезянской СОШ директор один из первых прошел обучение на базе ММЦ по программе «Информационно-коммуникационные технологии в деятельности учителя — предметника». С 2000-го года в школе проводятся обучающие семинары для работников школы и социума. Все учителя школы владеют базовой ИКТ — компетентностью.
Сегодня все учителя школы могут сделать поурочное планирование с использованием ИКТ, подобрать программное обеспечение для учебных целей, оценить пригодность Web-сайта для использования в учебных целях, эффективно использовать ИКТ для объяснения нового материала.
Использование педагогами школы в повседневной практике цифровых инструментов и технологий:
üТекстовый редактор — 100%;
üЭлектронные базы данных — 50%;
üЭлектронные таблицы — 95%;
üПрограммы для создания презентаций — 100%;
üПрограммы для работы с видео. Звуком и графикой — 50%;
üЭлектронные тесты — 100%;
üОбучающие программы — 100%;
üЦифровые энциклопедии и словари — 100%;
Использование педагогами школы ИКТ в формах учебной работы:
üОбъяснение нового материала — 100%;
üВыполнение упражнений для закрепления нового материала — 100%;
üКонтроль, тестирование — 100%
üПроверка домашнего задания — 100%
üЗанятия с отстающими учениками — 100%
üФакультативы и кружковая работа — 100%;
üПроектная работа — 80%.
Материально-технические условия
Материальные условия никогда не создаются сразу. Вместе с тем важно учитывать, как преобразится школа вместе с учителями, когда в ней будет необходимая материальная база для профессионального роста педагога.
В МБОУ Селезянской СОШ материальная база создавалась постепенно, постоянно добавляясь и обновляясь.
На сегодняшний день можно выделить несколько этапов конструктивного изменения материально технических условий для повышения ИКТ — компетентности педагогов школы.
Первый этап. Начался этот этап, когда были установлены 13 компьютеров УК-НЦ и матричный принтер Epson в кабинете информатики. На первом этапе не было ПК на рабочих местах администрации и учителей, общем пользовании работников школы. Учителя других предметов мало проявляли интерес к использованию ИКТ.
Компьютеры не были объединены в единую локальную сеть. Выхода в Интернет, устройств для ввода графической информации, звуковых плат в компьютерах не было.
Второй этап. Начался, когда были установлены 7 новых компьютеров на базе 486 процессора и принтер HP LaserJet 1100. Всё это использовалось для преподавания информатики и решения административных задач. Мобильных компьютеров на этом этапе не было.
В начале этапа компьютерный класс использовался для занятий по информатике (уроки и факультативы). На переменах и после уроков в него могли прийти учителя и учащиеся, желающие поработать на ПК.
Компьютеры кабинета информатики были подключены в ЛВС, это было просто необходимо, т.к. только на одном из них был установлен CD-ROM. Началось использование ЛВС для проведения уроков в кабинете информатики по некоторым предметам (история, ОБЖ, математика, биология, технология). Это заинтересовало учителей так, что они сами стремились повысить свою ИКТ-грамотность.
Вместе с компьютерами был поставлен принтер HP LaserJet 1100, которым сразу активно начали пользоваться. В ходе этапа в школу был приобретен ксерокс Mita СС-35, что заметно улучшило работу администрации и учителей.
Третий этап. Наступление третьего этапа информатизации началось с поступления в школу в 2004 году нового комплекта ПК из 11 компьютеров, принтера, сканера, мультимедийного проектора и комплекта из 24 ЦОР-ов.
Четвертый этап. В школе есть два компьютерных класса. В каждом кабинете установлен ПК. Начался этот этап именно с того, что в школе создана единая компьютерная сеть, объединяющая все кабинеты школы, с выходом в Интернет. На момент написания дипломной работы в школе имеется:
üНоутбуков 16;
üСтационарных компьютеров 29;
üПроекторов 18;
üМФУ 13;
üПринтеров лазерных черно-белых 9;
üПринтеров цветных 5 (в том числе лазерных 3);
üКонструкторов лего 8;
üИнтерактивных приставок 2;
üЦифровая видеокамера;
üЦифровой микроскоп;
üМедиотека (более 500 дисков)
Сегодня как нельзя, кстати, государством взят курс на модернизацию школ и на это стали выделяться определённые средства. В 2012 году при их распределении по школам муниципалитета одним из условий было эффективность использования имеющегося оборудования и результативность работы учреждения. Задачей руководителя школы было доказать уместность использования имеющегося оборудования и необходимость в новом. Благодаря аргументированным доказательствам администрации и индикативным показателям работы школы, мощный финансовый поток направлен на модернизацию кабинета химии, на переоборудование кабинетов биологии и истории. Дети, пришедшие в новом учебном году на урок биологии, увидели на своих партах электронные микроскопы и многое другое. Значительные средства выделены на учебно-лабораторное оборудование для начальной школы. В условиях внедрения новых ФГОС это сделано очень своевременно. Есть поступления денежных средств и на учебно-производственное оборудование — для оснащения кабинетов технологии, выделены средства на приобретение спортивного и компьютерного оборудования. Средства пошли на усовершенствование существующей в школе оргтехники, на приобретение электронных учебников для учащихся и многое другое. Пока модернизация ещё сделала свои первые шаги, но, педколлектив школы надеется, что свой полувековой юбилей школа встретит совершенно в новом обличье.
Шаг за шагом, год за годом создавались и совершенствовались материально-технические условия, обеспечивающие возможность качественной работы педагогического коллектива.
Финансовые условия
Чтобы обеспечить эффективную управленческую поддержку педагогического коллектива школы в освоении новых информационно — коммуникационных технологий, нужны деньги на:
üприобретение материально-технического оборудования;
üприобретение литературы с целью создания полноценной методической библиотеки и учителей и самой школы;
üоплату ежегодной подписки на все, связанные с образовательной тематикой периодические издания;
üкомандировки (знакомство с прогрессивным опытом, учеба, участие в конференциях и т.д.);
üстажировки;
üповышение квалификации;
üоплату проектной деятельности, инновационной деятельности, экспериментальной деятельности;
üи др.
Выделение финансовых ресурсов школам для работы с педагогическими кадрами зависит в первую очередь от законодательной и исполнительной власти в регионе и муниципалитете. Именно по отношению к ним необходима настойчивая терпеливая разъяснительная работа, серьезная аргументация с тем, чтобы деньги, с целью улучшения качества образования, выделялись. Ну, и конечно, задача руководителя школы, не смотря ни на что, искать все возможности, организовать работу по созданию внебюджетных источников развития школы, часть средств из которых расходуется на повышение квалификации учителей. Нельзя экономить на образовании учителей — это очень дорого обойдется будущему поколению и стране в целом.
Нормативно-правовые условия.
В МБОУ Селезянской СОШ разработаны важные нормативные акты, в которых указаны права и обязанности коллектива школы, предусмотрено материальное стимулирование всех учителей, активно внедряющих ИКТ в свою деятельность, организующих и осуществляющих методическую работу по обеспечению профессионального роста педагогов. К таким документам относятся:
ü«Должностные инструкции работников МБОУ Селезянской СОШ».
Учитель, тьютер: «…обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения… Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии…Должен иметь (как минимум) базовую ИКТ-компетентность, т.е. уметь пользоваться текстовыми и табличными редакторами, мультимедийным оборудованием, иметь навыки работы в Интернете…».
ü«Положение об оплате труда работников МБОУ Селезянской СОШ»
П.19. К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, характеризующие результаты труда работников, и выплаты, учитывающие индивидуальные характеристики работников учреждений.
П.22. Выплаты стимулирующего характера производятся по решению руководителя учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
П.23. При определении размеров стимулирующих выплат, порядка и условий их применения учитывается мнение выборного профсоюзного или иного представительного органа работников.
ü«Положение о порядке и условиях распределения стимулирующей части фонда оплаты труда МБОУ Селезянской СОШ»
П.3.1. В целях поощрения работников в школе применяются следующие виды материального стимулирования: надбавки; доплаты; премии.
П.6. Критерии и показатели стимулирования деятельности педагогов, заместителей директора: за результаты обучения, за использование инновационных программ, педагогических технологий, создание педагогических условий, за позиционирование школы…
Мотивационные условия.
Создание и поддержка этих условий необходима потому, что люди от природы разные. Педагоги — люди всегда перегруженные, и даже те, кто хотел бы серьезно озаботиться своим профессиональным ростом, не всегда могут это осуществить, поскольку все время возникают другие неотложные дела, силы сопротивляться иссякают, утрачивается интерес к работе над собой, профессиональный рост замедляется, а требования растут.
Мотивация эффективна тогда, когда она осуществляется по отношению не только к работе вообще, а целенаправленно. Создание мотивационных условий, кроме того, не должно быть разовой акцией.
В МБОУ Селезянской СОШ на ряду с развитием материально — технических условиях развивались и мотивационные.
На первом этапе в школе организовалась инициативная группа учителей, которая была заинтересована в приобретении навыков работы на компьютере, что помогало им в их педагогической деятельности. Учителя других предметов мало проявляли интерес к использованию ИКТ, а свободный доступ в компьютерный класс в то время у нас в школе не практиковался. Межпредметные связи на основе ИКТ в школе отсутствовали (кроме связи информатики и математики). ИКТ для внеклассной работы, работы с родителями, для решения административных задач не использовались, работы над общешкольными проектами не было.
На втором этапе в качестве ИКТ-консультанта для учителей школы выступал учитель информатики. Он помогал учителям и секретарю сделать первые шаги в использовании ИКТ в своей профессиональной деятельности. Поддержка требовалась буквально во всем, начиная с работы в текстовом редакторе. Администрацией было принято управленческое решение организовать курсы компьютерной грамотности для учителей школы, воспитателей ДОУ, населения села. Со временем некоторые учителя стали сами набирать необходимый для себя материал используя различные цифровые источники.
Сегодня в школе работает 24 педагога, из них 8 имеют высшую квалификационную категорию и 12 первую, 22 педагога имеют высшее образование, средний возраст коллектива 45 лет.
Данный возраст, с одной стороны, относится к возрасту опыта и зрелости, ответственности и авторитета. Это период максимальных достижений, активной профессиональной и творческой деятельности. Педагоги достаточно хорошо подготовлены, имеют большой опыт педагогической деятельности и могут осваивать новые технологии, работать в режиме экспериментирования. С другой стороны, в данном возрастном диапазоне все больше у педагогов нарастают проявления эмоционального выгорания.
Внутришкольное повышение квалификации педагогов в освоении новых информационно-коммуникационных технологий включило в себя следующие основные мероприятия: мониторинг профессиональных затруднений, формирование заказа на образовательные услуги персонала, консультирование, тьюторство, наставничество, семинары, аттестацию, обобщение и распространение педагогического опыта, мастер-классы.
Мониторинг профессиональных затруднений, осуществлялся через анкетирование педагогического коллектива (Приложение 3). По результатам мониторинга определялась потребность персонала в изучении информационно-коммуникационных технологий и формировался заказ на образовательные услуги.
При определении базы для обучения педагогического коллектива новым информационно-коммуникационным технологиям мы провели анкетирование. По результатам которого была составлена внутришкольная программа семинаров, составлен график курсовой подготовки, определились пути дистанционного обучения, были разработаны программы самообразования учителей.
Были организованы различные формы обучения в зависимости от потребностей педагогов и от уровня их профессионально-педагогических компетенций. После внутренней и внешней оценки качества преподавания, учителям, которые работали на репродуктивном и конструктивном уровне были предложены семинары по освоению новых информационно-коммуникативных технологий с участием школьных и муниципальных тьюторов; те же, кто работали на продуктивном уровне отдали предпочтение накопительным модульным курсам и стационарным курсам по предмету; педагоги, работающие на интегративном уровне, выбрали дистанционную форму повышения квалификации. Два педагога прошли очно-дистанционные курсы по программе «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе».
Внешкольное повышение квалификации включило в себя следующие мероприятия: дистанционное обучение, курсы повышения квалификации стационарные и по модульно-накопительной системе, участие в муниципальных и региональных семинарах, конкурсах профессионального мастерства. При этом у каждого педагога появилась возможность наиболее рационально выстроить свою индивидуальную траекторию повышения квалификации, используя только те формы повышения квалификации, которые, по мнению учителя, наиболее приемлемы. Такой подход позволяет персоналу эффективно распределить свое время, рационально и самостоятельно осуществить выбор из всего разнообразия тематики курсов и форм повышения квалификации. Такой подход фактически обеспечивает возможность построить обучение для педагога с учетом его собственных возможностей.
Таким образом, каждый учитель является субъектом не только формирования, но и реализации, с опорой на запланированный результат, своего индивидуального плана профессионального развития.
По результатам аттестации педагогических кадров заметен рост числа педагогов с высшей квалификационной категорией.
Рис. 1. Распределение педагогов по квалификационным категориям (чел)
Рис. 2. Уровни профессионально-педагогических компетенций (чел)
Результаты исследования уровней профессионально-педагогических компетенций показывают рост педагогов интегративного уровня, владеющих техникой педагогического общения и соответствующими качествами личности, профессионально компетентных, участвующих в коллективном процессе воспитания концептуального и социального видов интеллекта обучающихся.
Таким образом, большинство учителей школы сегодня не только преодолевают личные профессиональные затруднения, но и занимаются инновациями, внедрением новых образовательных технологий, вовлечены в продуктивную творческую деятельность. Консультационно-методическое сопровождение, обеспечиваемое школьной методической службой и муниципальным центром повышения квалификации работников образования, дает возможность педагогам при необходимости корректировать свой образовательный маршрут.
Формы повышения квалификации, применяемые в МБОУ Селезянской СОШ, наряду с организацией системы внутришкольной методической работы включают также комплекс разнообразных форм повышения квалификации, направленных на удовлетворение образовательных потребностей педагогических работников.
Рис. 3. Формы повышения квалификации в МБОУ Селезянской СОШ
Наукой управления установлено, что время является хронически дефицитным ресурсом. Оно, как известно, движется необратимо и только в одном направлении, от прошлого к будущему. То, что учителя — люди, всегда перегруженные, и у них всегда острый дефицит времени, общеизвестно. Что делать директору, как построить грамотное управление коллективом, как не красть время на ненужные порой мероприятия, которые ничего не дают для повышения качества образования детей и педагогов?
Одним из путей увеличения свободного времени педагога в МБОУ Селезянской СОШ стало применение информационно-коммуникационных и Интернет — технологий.
Применение электронного дневника — это быстрое и своевременное реагирование на успеваемость учеников как родителей, так и учителей-предметников.
Внедрение в школу электронного документооброта значительно сократило время на составление отчетов по работе учителей и администрации.
Руководителем школы было принято управленческое решение установить веб-камеры и программу Skype во все кабинеты школы, для быстрого общения, решения различного рода вопросов (в том числе и управленческого направления), проведения конференций, связи с родителями и социумом.
Для объективного анализа внедрения информационно-коммуникационных технологий в работу коллектива школы было проведено анкетирование учителей, родителей и учащихся МБОУ Селезянской СОШ. Результаты анкетирования представлены в приложении 4.
Развитие профессиональной компетентности педагогов в освоении ИКТ подняло статус школы. Это способствовало проведению в МБОУ Селезянской СОШ ряда мероприятий на уровне муниципалитета:
ü2007 г. семинар директоров школ района по теме «Внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс»;
ü2008 г. семинары учителей химии, истории, математики, географии, языкознания по теме «АРМ учителя предметника»;
ü2009 г. семинар заместителей директоров по ВР по теме «ИКТ в работе классного руководителя»;
ü2010 г. мастер-класс по теме «Электронный документооборот»;
ü2011 г. семинары учителей начальных классов «ФГОС НОО в школу!»
Итогом проведения перечисленных мероприятий является оценка их участников. Вот только некоторые из них:
üВ Селезянскую школу всегда интересно приезжать, обязательно что-нибудь новое узнаешь.
üВ этой школе работают настоящие специалисты своего дела.
üХорошо, когда чувствуется в работе педагога поддержка администрации.
.2 Рекомендации для руководителей образовательных учреждений по организации управленческой поддержки для профессионального роста педагогического коллектива в освоении новых информационно-коммуникационных технологий
Целью работы с педагогическим коллективом образовательного учреждения сегодня стало обеспечение его профессионального развития в освоении новых информационно-коммуникационных технологий для достижения новых образовательных результатов. Применяемая при этом модель управления носит инновационный развивающий характер, ориентирована на поддержку личностного и профессионального роста учителя.
Для профессионального развития в освоении новых информационно-коммуникационных технологий педагогов необходимо выполнить следующие действия:
·создать гибкую мобильную систему повышения квалификации педагогического коллектива в освоении новых информационно-коммуникационных технологий;
·организовать повышения квалификации педагогического коллектива в освоении новых информационно-коммуникационных технологий через освоение опытными педагогами новых профессиональных ролей: преподавателей-наставников, тьюторов, тренеров для организации индивидуального обучения других учителей;
·разработать форму и способы мотивации педагогов на повышение ИКТ-компетентности;
·создать систему научно-методических, материально-технических, финансовых, нормативно-правовых условий для освоения коллективом школы новых информационно-коммуникационных технологий
·создать систему мониторинга результатов деятельности педагога по освоению новых информационно-коммуникационных технологий.
Данная работа должна проводиться в комплексе, нельзя развивать только одно условие в отдельности. Только в системе можно добиться определенного результата. В этом состоит важность управленческой работы администрации школы.
Анализ результатов деятельности школы в использовании новых информационно-коммуникационных технологий позволил разработать рекомендации для руководителей образовательных учреждений по организации управленческой поддержки педагогического коллектива в освоении новых информационно — коммуникационных технологий.
С учетом ресурсной базы образовательного учреждения разработана система, обеспечивающая эффективный профессиональный рост персонала внутри общеобразовательного учреждения, направленная на практическую реализацию идеи повышения профессионализма педагога в использовании новых информационно-коммуникационных технологий, способного генерировать собственные варианты идей, принимать решения в условиях быстро меняющегося мира. Данная система побуждает учителя работать в среде активных современных технологий, позволяющих достичь новых образовательных результатов у учащихся.
Анализ результатов позволяет сделать вывод о том, что управленческая поддержка педагогического коллектива школы в освоении новых информационно-коммуникационных технологий существенно влияет на профессиональное и личностное развитие педагогов.
Сложившаяся система позволяет мобильно реагировать на современные условия и требования, позволяет организовать интенсивный информационный обмен для решения поставленных проблем, формирует чувствительную к внешним изменениям образовательную среду, повышает интерес к нововведениям и инициирует их.
Заключение
Результаты работы позволили рекомендации для руководителей образовательных учреждений по организации управленческой поддержки профессиональному росту педагогического коллектива в освоении новых информационно-коммуникационных технологий, что на сегодняшний день является действенным средством достижения конкурентной стратегии образовательного учреждения, оптимизировать механизм ее реализации при внедрении в практику управления образовательной деятельностью персонала.
Полученные в работе результаты позволяют сделать следующие выводы: задачи исследования реализованы, цель достигнута.
Актуальным направлением управления профессиональным ростом персонала в условиях реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является достижение педагогом современных требований к профессиональной компетентности, что возможно осуществить наиболее эффективно на основе создания комплекса научно-методических, материально-технических, финансовых, нормативно-правовых, кадровых, мотивационных условий.
Таким образом, гипотеза подтверждена.
коммуникационный педагог обучение
Список использованной и цитируемой литературы
1.Алешин, Л.И. Информационные технологии: учебное пособие / Л.И. Алешин. — М.: Литера, 2008.
.Бабетов А., Калужская М. Коммуникативная среда школы: опыт организации: Сборник методических материалов к образовательной программе повышения квалификации "Управление школой на основе коммуникативных технологий". — Екатеринбург: КОРИФЕЙ, 2003.
.Белоусова С.А. Психологическое обеспечение управления педагогическим персоналом образовательной организации. Учебное пособие [Текст]. Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2007.
.Борытко Н.М. Профессионально-педагогическая компетентность педагога.
.Ворожейкин И.Е. Управление социальным развитием организации [Текст]. — М.: Инфра-М, 2001.
.Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения [Текст]. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.
.Дятлов В.А., Кибанов, А.Я. и др. Управление персоналом [Текст]. — М.: Академия, 2000.
.Евдокимова М.В. Понятие управления и педагогического менеджмента. Великий Новгород, 2003.
.Егоршин А.П. Управление персоналом [Текст]. — Нижний Новгород: «НИМБ», 2003.
.Иванова-Швец Л.Н., Карсакова А.А., Тарасова С.Л. Управление персоналом: Учебно-методический комплекс [Текст]. — М.: Изд.центр ЕАОИ. 2008. — 200с.
.Ильясов Д.Ф. Выпускная аттестационная работа: методические рекомендации для слушателейкурсов профессиональной переподготовки/ Д.Ф. Ильясов; Мин-во образования и науки Челяб. обл., Челяб. Ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. — 4-е изд., перераб. и доп. — Челябинск: изд-во ЧИППКРО, 2012.- 126с.
.Камерон К., Куини, Р. Диагностика и изменение организационной культуры [Текст]. — СПб.: Питер, 2001.
.Карпов А.В. Психология менеджмента [Текст]. — М.: Гардарики, 2004.
.Кибанов А.Я. Управление персоналом [Текст]. — М., 2006. — С.50.
15.Кириллова И.О. <#»justify»>Приложение 1
Качественная характеристика уровней профессионально-педагогической деятельности педагога
Уровни профессионально-педагогической деятельностиПримерная качественная характеристика1. Репродуктивный Педагог — стажерПедагог умеет лишь сообщать знания, т.е. рассказывать то, что знает сам.2. Конструктивный Базовый педагог Педагог, кроме «своего» предмета, обладает широкой концептуальной подготовкой в виде знаний как минимум концепций смежного и психолого-педагогического блоков, позволяющих систему знаний профессионально конструировать.3. Продуктивный Педагог-мастерПедагог дополнительно к предыдущим характеристикам обладает максимально адекватной совокупностью профессиональных, коммуникативных, личностных свойств, позволяющей достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания.4. Интегративный Педагог-технологПедагог, владеющий высшей степенью продуктивного уровня, обладая техникой педагогического общения и соответствующими качествами личности, профессионально компетентен, участвует в коллективном процессе воспитания концептуального и социального видов интеллекта (интегративного стиля мышления и нравственных убеждений) обучающихся.
Приложение 2
Формы индивидуальной методической работы учителя в системе внутриорганизационного повышения квалификации в освоении новых информационно-коммуникационных технологий
1.Прикрепление к учителю-наставнику (или работа в качестве учителя-наставника)
2.Курсы в семинары в учебно-методическом центре г. Челябинска
.Годовая тема самообразования, с обобщением опыта работы на заседаниях школьных методических объединений, педсоветах, публикациях.
.Система открытых уроков, классных часов, внеклассных мероприятий с применением новых информационно-коммуникационных технологий
.Работа во временных творческих группах под руководством методиста
.Участие в тренингах, деловых играх, организованных в школе
.Разработка новых цифровых образовательных ресурсов по предметам, систематизированных по этапам урока и особенностям учащихся
.Пополнение цифровыми образовательными ресурсами общешкольного банка цифровых образовательных ресурсов.
Приложение 3
Мониторинг по выявлению профессиональных затруднений в применении ИКТ среди педагогических работников образовательных учреждений
Каков опыт Вашей педагогической работы?
Менее 5 лет до 15 лет от 15 до 25 лет более 25 лет
Укажите, пожалуйста, к какой категории работников Вы относитесь?
Насколько Вы обеспечены ресурсами ИКТ дома? (Укажите, пожалуйста, все доступные Вам ресурсы)
У меня есть доступ к компьютеру
У меня есть доступ в Интернет
У меня есть доступ к периферийным устройствам (принтер, сканер и т.п.)
У меня есть доступ к цифровым устройствам мультимедиа (вебкамера, видео и фототехнике) У меня есть доступ к проекционному оборудованию
Насколько Вы обеспечены ресурсами ИКТ на работе?
У меня есть компьютер
У меня есть мультимедийный проектор
У меня есть интерактивная доска
У меня есть Интернет
Из нижеследующих вариантов выберите один, который оптимально описывает уровень владения Вами информационно-коммуникационными технологиями
Пользователь — эксперт: ежедневно и разнопланово использую информационно-коммуникационных технологий в преподавании
ПРОДВИНУТЫЙ пользователь: часто использую технологии в преподавании
СРЕДНИЙ пользователь: иногда использую технологии в преподавании
НОВИЧОК: изредка использую ИКТ, но не в преподавательской работе
НИКОГДА не пользуюсь
Пожалуйста, объективно оцените уровень овладения нижеследующим программным обеспечением
MS Word
Умею набирать простой текст
Умею форматировать простой текст
Умею создавать и форматировать таблицы
Умею рецензировать текст
Умею рисовать схемы
Умею производить автозамены
Умею создавать и редактировать диаграммы
Ничего не умею Excel
Умею заполнять ячейки
Умею создавать и редактировать таблицы любой сложности
Умею использовать формулы
Умею производить сортировку данных и использовать фильтры
Умею создавать и редактировать диаграммы
Умею вставлять и изменять стиль рисунка
Умею изменять формат данных
Умею использовать VBA
Умею вставлять гиперссылки
ничего не умею PowerPoint
Могу создать презентацию на основе имеющихся макетов
Умею самостоятельно вставлять слайды, изменять их порядок
Умею изменять темы
Умею вставлять гиперссылки
Умею вставлять видео в презентацию
Умею создавать демонстрационный файл
Умею создавать собственные стили, шаблоны
Умею добавлять анимацию для слайда, для каждого отдельного объекта, выбирать траектории
Умею создавать электронные учебники на основе презентации
Ничего не умею Access
Умею создавать простые базы данных
Умею создавать базы любой сложности
Ничего не умею Draw
Умею выполнять несложные рисунки
Могу создать рисунок любой сложности
Ничего не умею Photoshop
Умею выполнять несложное редактирование фотографий
Могу выполнять простые рисунки
Могу выполнять редактирование фотографий любой сложности
Могу выполнять рисунки любой сложности
Ничего не умею
Оцените, пожалуйста, уровень своих умений в использовании ИКТ
умею в совершенстве использовать в образовательном процессе
испытываю затруднения в использовании
не умею
создание сайтов
могу создать сайт в школьном конструкторе сайтов
могу создать в любом конструкторе сайтов
могу создать сайт в "Блокноте"
могу написать сайт на PHP
не умею создавать сайты
дистанционное обучение
проходил(а) обучение, но пока не применяю
проходил(а) обучение, разрабатываю пробный курс
проходил(а) обучение, успешно применяю на практике
изучил(а) самостоятельно, применяю на практике
ничего не знаю
работа в сети Интернет
владею навыками поиска информации
могу организовывать совместную работу в сети
могу организовывать массовые рассылки
могу создавать блоги
умею редактировать Вики-страницы
умею пользоваться файлообменными системами
испытываю затруднения при работе в сети Интернет
ничего из перечисленного не умею
Какие курсы, семинары по Вашему необходимо организовать, чтобы Вам стало легче использовать ИКТ в практике? __________________________________________________
Приложение 4
Анкетирование учителей (№1)
ВопросыОтветы1Как часто вы в своей работе используете ИКТЧасто -90%Редко -5%От случая к случаю -5%2Помогают ли ИКТ экономить рабочее времяДа — 80%Нет -15%Скорее нет, чем да — 5%3Заинтересована ли администрация школы в повышении вашей ИКТ-компетентностиДа — 100%Нет -%Скорее нет, чем да — 0%4Способствует ли администрация школы повышении вашей ИКТ-компетентностиДа — 95%Нет -0%Скорее да, чем нет — 5%5Рационально ли используется компьютерная техника в вашем учрежденииДа — 90%Нет -5%Скорее да, чем нет — 5%
Анкетирование учителей (№2)
1.Ваш опыт применения ИКТ на уроках.
oНе применяю 0
oМенее 1 года. 0
oОт 1 до 3 лет. 2
2.Что для вас является самым сложным при работе на компьютере?
oРаботать в текстовом редакторе. 0
oСоздавать электронные таблицы. 3
oГотовить мультимедийные презентации. 0
oНаходить информацию в Интернете. 5
3.Зачем в школе Интернет-сайт?
oЭлемент престижа. 2
oВозможность поделиться педагогическим опытом. 12
oДля рекламы школы. 10
oНе нужен. 0
4.Создавали ли Вы собственные образовательные продукты, перечисленные ниже:
oЭлектронный курс (учебник) ________ 2
oТематический Интернет-ресурс ____ 1
oАвторская обучающая программа __ 6
5.Я обучусь (обучался) на курсах дистанционного обучения по Интернет (перечислить каких)
oДа 17
oНет 5
6.Укажите трудности, которые встречаются на пути достижения целей в области использования ИКТ в школе.
oНедостаток знаний и умений учителей использовать ИКТ в преподавании. 2
oНедостаточно возможностей повышения квалификации для учителей. 0
oУчителя испытывают дискомфорт, ввиду того, что многие учащиеся больше них компетентны в области ИКТ. 6
Анкетирование учащихся
ВопросыОтветы1Как часто вы используете ИКТ при подготовки к урокамЧасто -80%Редко -0%Иногда -20%2Помогают ли ИКТ экономить времяДа — 50%Нет -19%Скорее нет, чем да — 31%3Используете ли вы ИКТ для дистанционного обученияДа — 90%Нет -10%Скорее нет, чем да — 0%4Как вы считаете, нужно ли педагогу знать ИКТДа — 100%Нет -0%Скорее да, чем нет — 0%5Какой уровень знания ИКТ у педагогов вашей школы (в среднем)Большинство имеют высокий уровень — 60% Выше среднего уровня — 12% Средний уровень владения ИКТ — 28%