Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ5
1.1. Понятие образа и специфика его отражения5
1.2. Художественные средства создания образа11
1.2.1. Тропы11
1.2.2. Портрет как средство создания образа в художественной литературе21
1.3. Жанр детектива как отражение национальной ментальности25
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА ЭРКЮЛЯ ПУАРО В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АГАТЫ КРИСТИ28
2.1. Становление индивидуального стиля Агаты Кристи28
2.2. Истоки мастерства создания образов писательницы45
2.3. Анализ характерных особенностей образа Эркюля Пуаро47
2.3.1. Особенности метафоризации образа Эркюля Пуаро53
2.3.2. Стилистико-грамматические приемы создания образа Еркюля Пуаро57
2.3.3. Сравнения, символы, эпитеты при создании образа Эрколя Пуаро63
2.4. Позитивные и негативные черты образа Пуаро в романах Агаты Кристи66
2.5. Оценка детектива персонажами произведений Кристи68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ70
ЛИТЕРАТУРА75
Выдержка из текста работы
Первостепенное внимание в разработке данной темы уделяется освещению таких важных ключевых для художественного творчества проблем, как восприятие, отражение и творчество, соотношение объективного и субъективного в искусстве, воспитание творческой личности.
Необходимость данной работы обусловлена недостаточной разработанностью названых проблем, особенно в области портретной живописи. Отсюда возникла необходимость раскрыть ее творческую природу, которая играет роль катализатора в процессе.
В этой дипломной работе предоставлены конспекты уроков, где предложена поэтапная подготовка детей к созданию собственной композиции. Назначение которой помочь учащимся в вопросах формирования художественного образа, в постановке и решении изобразительно-выразительных задач.
Приобретение практических навыков в области рисунка, живописи и композиции – процесс интересный и сложный, связанный с развитием таких качеств как наблюдательность, зрительная память, чувство формы, линии, цвета. Овладение выразительными средствами требует также повышенного внимания, сосредоточенности, упорства и трудолюбия. Силу воли и стойкость характера начинающему художнику приходится проявлять на уроках, где каждое учебное задание является новым испытанием.
Преодолеть трудности возникающие на первых порах обучения основам изобразительного искусства, помогает влюбленность в свое дело, радость соприкосновения с искусством, гордость за первые успехи.
Задача –развитие этих качеств у учащихся полностью ложится на плечи преподавателя от которого зависит их заинтересованность в данном процессе.
Разработка оптимальной программы обучения является одной из приоритетных задач педагогического процесса.
« Каждый видит то, что его научили видеть»: пришел к выводу итальянский художник Джованни Ричарди.
Таким образом преподаватель должен научить видеть своих учащихся в изобразительных объектах характер, настроение создающих необходимый художественный образ.
Изобразительная деятельность школьника заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Рисование для ребенка – своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства, и потому требует углубленного изучения, прогнозирования и коррекции обучения детей.
Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.
Происходит игнорирование специфики изобразительной деятельности. Это проявляется в том, что ребенок не создает образ, а копирует изображение с заранее подготовленного преподавателем образца; в сознательном ограничении изображения в предметном рисовании; в излишней опеке ребенка; в низком уровне квалификации преподавателя.
В теории изобразительной деятельности вопрос о роли средств художественной выразительности в создании детьми образов в рисунках рассматривался прямо и косвенно, но больше внимания уделялось изучению цвета (В.С.Мухина, А.А.Мелик-Пашаев, Т.Г.Казакова), формы (Р.Мирошкина), композиции (Е.В,Шорохова, С.Д.Левин). роль эмоции в осуществлении изобразительной деятельности играет важную роль.
От того какие эмоции вызывает у ребенка изобразительный объект, зависит раскрытие их выразительного образа в композиции рисунка. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что тема нашего исследования «Создание художественного образа в порт реете как средство развития художественного мышления учащихся» актуальна и недостаточно изучена.
Цель нашей работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия эффективного развития творческого мышления учащихся.
Объектом работы является процесс обучения учащихся 3 класса школы искусств созданию живописного образного портрета на занятиях композиции.
Предметом работы: процесс развития творческого мышления учащихся школы искусств на основе создания образного портрета.
Гипотеза: развитие творческого мышления будет обеспечено, если: будет разработана методико-технологическая база обучения учащихся живописно- образному портрету, учителем будет использована подход в создании портрета.
Гипотеза решается с помощью задач:
— анализ теории и практики проблемы;
— изучение педагогической, психологической, искусствоведческой и методической литературы по проблеме работы;
— теоретическая разработка и апробация методического комплекса: планов-конспектов лекционных и практических занятий в 3 классе школы искусств по данной тематике, наглядных и дидактических средств обучения, заданий для самостоятельной творческой работы;
— осуществить анализ опытно-экспериментальной работы.
Глава 1 Психолого-педагогические аспекты
развития творческого мышления на занятиях
изобразительным искусством
Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельной личности, так и человечества в целом.
1.1 Творческое мышление как объект психолого-педагогического
исследования
Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания.
Попытки объяснить феномен творческого мышления делались еще античными философами и не прекращаются до сих пор. Несмотря на столь долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжаются.
В настоящей работе рассматриваются отличительные особенности креативной личности, а также анализируются факторы, влияющие на проявление творческих способностей.
Исторический обзор психологических исследований проблемы творчества:
С давних времен умы ученых и философов занимает вопрос: «Как возможно творческое мышление?».
Существенное влияние на исследования творческого мышления в психологии оказали идеи Аристотеля, которые легли в основу ассоциативной психологии. Ассоцианистский подход получил широкое распространение в
17 -18 веках. Отличительной чертой являлось признание ассоциации в качестве основной структурной единицы психического, ассоциация использовалась и как объяснительный принцип. Рациональное сводилось к чувственному, отсутствовал анализ субъекта, его деятельности, направленности, активности .
Раздел «психология мышления» впервые выделяется психологами, относящимися к Вюрцбургской школе. В противоположность ассоцианистам, представители этой школы (О. Кюльпе, К. Марбе, Н. Ах) рассматривали мышление как внутреннюю деятельность по решению задач. Именно в Вюрцбургской школе для исследования мышления впервые был применен метод экспериментальной интроспекции. Исследования привели к открытию феномена «безобразного мышления», а также показали, что каждая ассоциация определяется не предшествующей ассоциацией, а направляется задачей – явление, получившее название детерминирующей тенденции. Выделив мышление в самостоятельную деятельность, Вюрцбургская школа фактически противопоставила и оторвала ее от практической деятельности, мышления, языка и чувственных образов. Вместе с тем был в значительной мере предопределен круг вопросов, которые впоследствии стали основными в рамках психологии мышления: соотношение внешней и внутренней деятельности, мышления и языка, мышления и чувственных образов, детерминация мышления и его избирательность, задача и средства ее решения. Сформулированное Вюр……
Список литературы
1.Аксенова М.Н. Энциклопедия «Аванта +», М. 1999
2.Абрамова Г.С. Возрастная композиция: Уч. пособ.для студентов вузов. М., 1997
3. Азаров Ю.Л. Искусство воспитывать. М., 1985
4.Александров В.Н. История русского искусства Просвещение, Харвест 2004
5.Бабанский Ю.Н. Методы обучения в современной школе. М., 1985
6.Бойко Е.И. К постановке проблемы умений и навыков в современной психологии. //Советская педагогика. № 1, 1970.
7.Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. – М., 1994. 8.Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С.
Собр.соч. Т.2 М., 1982
9.Гершензон-Чегодаева Н.М. Нидерландский портрет 15в. Его истоки и судьба М, 1968
10.Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1995 г.
11.Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М., 1981.
12.Золотов Ю.З. Французский портрет 18в. Просвещение, М. 1968
13.Зубарева Н.М. Дети и изоискусство. –М., 1969.
14.Игнатьев Е.И. Психология изодеятельности детей. –М., 1961
15.Ильенко Л.П. интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе.// Начальная школа№1 1997
16.Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя. М., 1991
17.Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1977
18.Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. – М., 1968
19.Крушинский Л.В. Биологические основыф рассудочной деятельности.
М., 1977
20. Козырева Ю.А. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза, 1994
21.ЛазаревВ.Н. Портрет в европейском искусстве 17 в.
Просвещение, М.-Л. 1937
22.Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981
23.Лилов А.М. Природа художественного творчества. – М., 1981
24.Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов
педагогических институтов. М.: Просвещение, 1971
25.Лямина Н.В, Интегрированные уроки – одно из средств привития
интереса к учебным предметам.// Начальная школа№11 1995
26.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию.
/Под ред. Н,П, Сокулиной и Т.С. Комаровой. – М., 1981
27.Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии М, 1997
28.Новицкий А.С. Парсунное письмо в Московской Руси «Старые годы», М., 1909
29.Овчинникова Е.С. Портрет в русском искусстве 17 в. Искусство, М., 1955
30.Ольмедо С.Г. Как писать пастелью «Аврора» С.-П., 1996
31.Паррамон Х.М. Как рисовать «Аврора» С.-П., 1996
32.Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Изд. «Наука» 1976
33.Подласый И.П. Педагогика Уч. для студентов педагогических вызов М.,
Владос 1999
34.Родари Д.С. Грамматика фантазии. – М., 1978
35.Рошаль Г.Л. Тетр в жизни. Сб. «Эстетическое воспитание в семье». – М.:
Искусство, 1963
36.Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе.//
Начальная школа№11 1994
37.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей.
Популярное пособие для родителей и педагогов /Составители М.В. Душин,
В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 1997
38.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе: Учеб. Пособие – М.: Изд. «Академия», 1999
39.Шорохов Е.В. Основы композиции. – М.: Просвещение, 1979
40.Эльконин А.Б. детская психология. – М.: Просвещение, 1960
41. Якобсон П.М. Психология чувств – М., 1965