Выдержка из текста работы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
Глава I. Психологическая характеристика процесса формирования умений и навыков исполнения портрета у учащихся…………………… |
6 |
1.1. Психологическая характеристика умения и навыков с точки зрения исполнения портрета ……..……………………………………… |
6 |
1.2. Психологические особенности творческой личности……………… |
9 |
1.3. Развитие умений и навыков исполнения портрета………………… |
12 |
Глава II. Методическая часть …………………………………………… |
17 |
2.1. Общая характеристика обучения…………………………………… |
17 |
2.2. Фрагменты календарно-тематического плана……………………… |
20 |
2.3. Конспекты уроков…………………………………………………… |
24 |
Глава III. Творческая часть……………………………………………… |
39 |
3.1. Выбор темы ………………………………………………………. … |
39 |
3.2. История портрета …………………………………………………….. |
40 |
3.3. Портрет как жанр изобразительного искусства …………………….. |
41 |
3.4. Особенности работы над портретом ………………………………… |
43 |
Глава IV. Практическая часть …………………………………………… |
47 |
4.1. Первичная диагностика……..………………………………………… |
49 |
4.2. Вторичная диагностика……………………………….……………… |
51 |
Заключение ………………………………………………………….. |
53 |
Литература…. ………………………………………………………….. |
57 |
ВВЕДЕНИЕ
Общеобразовательная школа различными формами и методами эстетического воспитания призвана воздействовать на ум и чувства ребенка, пробуждать в нем эстетические эмоции, приобщать к постижению гармонии и красоты во всех их проявлениях, а также развивать его творческие возможности, творческую активность, которая может быть проявлена в самых различных областях творческой деятельности.
В процессе воспитания формируются взгляды и чувства, вкусы и идеалы человека. Личность человека складывается под влиянием многих факторов, каких как искусство, природа, трудовая деятельность людей, быт, научное познание мира, раскрывающее перед человеком красоту объективных законов действительности.
Все виды и жанры изобразительного искусства непосредственно или косвенно рассказывают о человеке. Главным предметом искусства всегда был человек, его внешний облик, сложный духовный мир, характер, настроение, строй его мыслей и чувств – словом все богатство личности в различных его проявлениях.
Изобразительное искусство не только доставляет эстетическое наслаждение, но и приобщает к очень сложному и трудному искусству, которым необходимо овладеть каждому, — искусству видеть мир. Мир красок, форм волнует человека всегда, но чтобы видеть и наслаждаться его красотой, необходимо развивать свои органы чувств.
Искусство видеть мир — сложное искусство. Овладеть им может каждый, и это крайне необходимо. Но, к сожалению, в школах этому мало уделяется внимания. Зачастую уроки ведут по специальности, особенно в сельских школах. Поэтому мы выбрали данную тему, так как это важно, ведь слабо подготовленный учитель не сможет заложить основы высокой художественной культуры у своих воспитанников, научить их изобразительной грамоте.
Уроки изобразительного искусства имеют огромное значение нравственного и эстетического воспитания школьников. Изобразительное искусство является одним из любимейших занятий детей. У ребенка появляется вполне естественное желание передать в рисунках свои впечатления от увиденного и прочитанного.
В настоящее время, когда школы работают по вариативным программам, невозможно дать единые методические рекомендации проведения уроков изобразительного искусства.
В одном случае берется в основу рисование с натуры (В.С.Кузина), в другом оценки ставятся на эмоциональном развитии школьников (К.М.Неменский), в третьем – большое внимание уделяется изучению народного искусства (Т.Я.Шпикалова).
Рисунок органически входит в разнообразную профессиональную деятельность, обогащает ее до такой степени, что становится необходимым, незаменимым.
Художник видит больше других, сложнее других, быстрее других. В искусстве отклонение «на волосок» мешает изображению ценного, почему начинающие больше всего рисуют человеческую голову? Чтобы натренировать глаз и руку. Ведь в изображении лица и «отклонение на волосок» допустить нельзя.
Основываясь на вышеизложенном, мы выбрали темой дипломной работы «Обучение студентов искусству портрета».
В соответствии с этим мы выбрали следующую цель: определить методы и формы обучения учащихся при работе над портретом.
Объектом исследования является: учебно-воспитательный процесс.
Предметом исследования: уроки изобразительного искусства.
Решение задач преподавания изобразительному искусству основано на таких методических познаниях:
1. Эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства предполагает нравственное совершенствование личности, является эффективным средством умственного и общего развития личности ученика, средством формирования его духовного мира.
2. Обучение и воспитание основаны на познании и усвоении учащимися эстетической сущности и усвоении учащимися эстетической сущности изобразительного искусства, направлены на сближение художественных занятий с изобразительным искусством, с жизнью.
3. Методика преподавания живописи опирается на философию и эстетику, педагогику и психологию, теорию и практику художественного творчества. Осуществление учебно-воспитательных задач, предмета должно быть основано на возрастных, физиолого-психологических особенностях развития школьников, на данных современной общей, возрастной и педагогической психологии, на принципах дидактики.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ИСПОЛНЕНИЯ ПОРТРЕТА У УЧАЩИХСЯ
1.1. Психологическая характеристика умения и навыков с точки зрения исполнения портрета
Начальной формой знаний человека о мире служат образы ощущений и восприятий. Результатом дальнейшей переработки этих образов в сознании является образование представлений и понятий.
Представления и понятия обусловливают организацию и руководство всей практической деятельностью личности. Знания не безотносительны. Знания всегда направлены на ту или иную практическую деятельность и тесно связаны с действиями. Вместе с тем практическая деятельность постоянно требует знаний (старых, уже накопленных, и новых) и сама является неиссякаемым источником знаний.
Постоянное включение знаний в действие значительно повышает уровень действий, способствует их большей эффективности. Без знаний осознанная целенаправленная деятельность личности невозможна.
Каждая деятельность человека предполагает выполнение тех или иных действий. Успех действия находится в прямой зависимости от овладения способом его выполнения. Каждое новое действие человек вначале выполняет неточно, медленно, т.е. несовершенно. Иногда ему даже неизвестно, как надо начинать то или иное действие, человек обращается за помощью к книгам, схемам, картинам. К более опытным людям. Но при всем огромном значении анализа действия наглядного показа его выполнения для овладения действием оказывается мало. Необходимы упражнения в действии.
Упражнения представляют собой целенаправленные, специально организованные и неоднократно повторяющиеся выполнения действия.
Благодаря упражнениям способ действия совершенствуется и закрепляется. Это означает, что человек овладевает данным способом действия.
Сформированные в результате упражнений способы действия называются навыками.
Показателем наличия навыка является то, что человек, начиная выполнять действие, не обдумывает заранее, как он будет его осуществлять, не выделяет из него отдельных, частных операций.
Например, художник, выполняя наброски или длительные рисунки, не задумывается над тем, как держать карандаш в руке, с чего начинать рисунок, в каком темпе вести процесс рисования и т.д. Это объясняется тем, что данные действия выполнялись им сотни и тысячи раз и не требуют предварительного продумывания и осознания отдельных операций действия. Исходной и решающей в этом случае является сама установка – выполнить набросок или длительный рисунок. В зависимости от этого художник определенным образом держит карандаш, определенным образом начинает и ведет построение рисунка.
Если это набросок, то очень быстро определяется движение, наклон головы, причем, все это изображается одной-двумя линиями.
Длительный рисунок начинается с тщательного определения на листе бумаги общих пропорций и т.д. Таким образом, навыки характеризуются автоматизмом.
Необходимо подчеркнуть, что овладение навыком не исключает полностью контроля сознания за выполнением действия. Как только произошла где-нибудь ошибка, внимание сразу же сосредотачивается на этом участке действия. После исправления допущенной ошибки данный элемент рисунка продолжает в течение определенного времени оставаться под особым контролем сознания.
Различают четыре вида навыков: двигательные, мыслительные, сенсорные навыки и навыки поведения.
В отличие от навыков умение, являясь способом действия, не предполагает обязательного его закрепления путем предварительного упражнения.
Умения могут быть на элементарном уровне и высоком.
В начале обучения рисунку умения правильно держать карандаш и проводить им разнообразные линии (косые вертикальные, горизонтальные и т.п.) представляет собой самый элементарный уровень выполнения карандашом графических упражнений. По мере обучения в результате специальных упражнений данное умение совершенствуется, закрепляется и достигает уровня навыка. На этом этапе художник, не задумываясь, берет карандаш соответствующим образом и очень быстро и легко наносит им вертикальные линии. В итоге получается грамотный рисунок.
В дальнейшем в результате приобретения знаний, систематической работы, внимательного изучения жизни, по мере овладения мастерством навык приобретает новое качество. Это качество и характеризует навык и умение, выступающее показателем мастерства, высокого овладения рисовальной техникой.
При овладении новым способом действий происходит влияние старых, уже сформированных навыков, что значительно облегчает задачу художника. [17. 57-65]
1.2. Психологические особенности творческой личности
Каждый человек представляет собой конкретную личность, для которой характерно то или иное отношение к окружающим людям, явлениям, предметам, определенное поведение в разных жизненных ситуациях.
Личность – это человеческая индивидуальность, выступающая как субъект познания и преобразования мира.
Психологическую структуру личности составляют ее направленность, характер, способности, темперамент, особенности протекания познавательных процессов и чувств.
Будучи наделенным от рождения соответствующими биологическими предпосылками (т.е. нормальным человеческим организмом, включая мозг, способный к дальнейшему развитию, человек становится личностью по мере усвоения социального опыта во всех его проявлениях (способов и средств производства, духовной культуры, приемов чувственного познания, абстрактного мышления и т.д.).
Становление полноценной, т.е. созидающей творческой личности – процесс длительный, сложный и противоречивый. Начинается он с момента рождения и продолжается в течение всей жизни. Остановка в психическом развитии ведет, как правило, к деградации, распаду личности.
Личность формируется под влиянием психологии того общества, той социальной группы, с членами которой она находится в равных материальных условиях. Поэтому понятно, что образ жизни личности, ее взгляды, идеалы, направленность творчества, поведение определяются жизненными условиями, в которых она находится.
Человеческая личность развивается, прежде всего, не за счет наследственно закрепленных механизмов или сугубо личного опыта, а за счет усвоения социального опыта.
Личность формируется под воздействием общества, вместе с тем личность сама активно воздействует на общество. В связи с этим большое значение имеет направленность личности.
Под направленностью личности понимаются те цели и побуждения, которыми руководствуется человек в своей деятельности, в своем отношении к окружающему миру.
Особенностью направленности личности художника является то, что деятельность художника, его творчество направлены на формирование мировоззрения членов общества, на формирование их взглядов, интересов на активное преобразование действительности.
Как говорил О.Роден, «искусство указывает человеку, для чего он живет. Оно раскрывает ему смысл бытия, освещает жизненные цели, помогает ему уяснить свое призвание». Вот эти то задачи и служат главной побудительной силой деятельности художника.
Направленность личности художника всегда с достаточной полнотой раскрывается в его произведении.
Художник, стремящийся запечатлеть самое передовое, характерное для его времени событие, явление, всегда стоит в первых рядах общества, всегда находится в центре всех событий, активно участвует в них. [17, 34-35]
Творчески одаренные личности встречаются не так уж часто.
До сих пор необнократно предпринимавшиеся попытки развивать творческое мышление у детей и взрослых людей, которые с детства не проявляли склонности к творчеству, не привели к сколько-нибудь значительным успехам.
Нередко творческий потенциал передается от поколения к поколению по наследству.
Все это говорит о том, что талант и творческие способности, а следовательно и творческое мышление человека могут быть врожденными.
Но есть и другая группа фактов, рассмотрение которых приводит нас к иному выводу.
Во-первых, творческое мышление обычно проявляется уже в зрелом возрасте. Это значит, что для полноценного проявления одаренности необходим жизненный опыт, который накапливается в результате обучения и воспитания.
Во-вторых, если человека сознательно и целенаправленно не воспитывать и не развивать, то его творческий потенциал, даже если он имеется, вряд ли проявится не только в полной мере, но и вообще.
Наконец, в-третьих, почти все исторически известные достижения творческого мышления людей связаны с цивилизациями, в которых существовала достаточно развитая система образования. Отсюда следует, что без развитой системы образования сколько-нибудь значительные достижения творческой мысли людей практически невозможно. [21, 155-157]
Таким образом, творческим развитием детей необходимо заниматься с раннего детства.
Рисование портрета является одной из ведущих ступеней этого развития, которая помогает не только творчески мыслить и воспринимать, но и развивает у детей память, самостоятельность, воображение.
1.3. Развитие умений и навыков исполнения портрета
«Чувствовать, знать и уметь – полное искусство», — говорил П.П.Чистяков. В этом высказывании очень точно отражены составные части изобразительного творчества художника – знания, эмоциональная сфера и умения. Рассмотрим более подробно такой важный компонент в изобразительной деятельности, как «уметь».
Под широко распространенным в изобразительном искусстве термином «уметь» обычно понимается изобразительная техника художника, его живописные и графические навыки, умения, степень владения мастерством.
Изобразительная техника включает умение художников пользоваться рисовальными и живописными принадлежностями, навыками работы ими, знание различных технических приемов работы карандашом, углем, кистью и т.п., приемов изображения предметов в перспективе (воздушной и линейной), передачи светотени, конструктивного строения объектов, наиболее выразительной передачи изображаемого. А также индитвидуальную изобразительную манеру художника и ряд других элементов.
Чтобы лучше понять роль изобразительной техники в художественном творчестве. Необходимо познакомиться с тем, что говорят о ней сами художники.
Так, П.АП.Чистяков писал: «Техника – этог язык художника: развивайте ее неустанно до виртуозности. Без нее вы никогда не сумеете рассказать людям свои мечтания, свои переживания, увиденную вами красоту».
Почти то же говорил и О.Роден: «Техника только средство, но художник, пренебрегающий этим средством, никогда не разрешит своей задачи, т.е. не передаст ни чувствования, ни мысли, он будет похож на наездника, позабывшего задать овса своей лошади».
Совершенство техники в изобразительном искусстве обусловливает высокие результаты в реалистическом изображении действительности. Но овладение изобразительной техникой требует систематического и длительного обучения. Придавая большое значение выработке графических и живописных навыков и умений, К.П.Брюллов говорил, что надо начинать рисовать с младенческого возраста, чтобы приучить руку передавать мысли и чувства подобно тому, как скрипач передает на скрипке то, что чувствует.
Уделяя много времени воспитанию молодых художников, известный английский живописец Д.Рейнольдс отмечал, что их первой заботой должно стать овладение «технической готовностью». Понимая под «технической готовностью» овладение различными правилами, приемами изображения. Художник пояснил: «Мы совершенно уверены, что красота формы, выражение страстей, искусство композиции, даже способность придать произведению искусства величавость в настоящее время весьма сильно зависят от соблюдения правил». [48, т.3, с.416]
Вспоминая, что «эти качества некогда считались только воздействиями гения», Рейнольдс признает это совершенно справедливым, если считать гениальность не даром, а «результатом точного наблюдения и опыта». Следовательно, понятие гениальности Рейнольдс неразрывно связывает с изобразительной техникой, т.е. с овладением рядом правил, приемов, навыков и т.п.
Все графические и живописные умения и навыки должны совершенствоваться до уровня мастерского владения ими.
Мастерство в изобразительном искусстве включает совершенство владения изобразительной техникой, а значит, и самую высокую степень владения графическими и живописными умениями и навыками, законами и правилами композиции. Только при таком условии возможно создание современного произведения искусства.
Бес мастерства нет высокого искусства. Это понятно, высокоидейное искусство обязательно предполагает совершенную форму, которую имеет только мастерство. В противном случае это обычная, «фотографическая», копия действительности, совершенно не затрагивающая чувств, мысли.
Высокое мастерство художника всегда основано на большом и упорном труде. Систематическая работа карандашом, углем, кистью, постоянное течение жизни являются главными условиями овладения мастерством.
Всем известно упорство В.А.Серова, с которым он буквально завоевывал мастерство. При этом В.А.Серов особое значение придавал освоению техники, познанию свойств различных рисовальных и живописных материалов, овладению способами работы с ними. В своих воспоминаниях Н.П.Ульянов отмечает, что В.А.Серов выделялся не только среди своих современников, но и среди большинства художников самых разных эпох тем, что он являлся неутомимым исследователем материала, который в его глазах имел не менее важное значение. Чем сюжетное содержание картины, и составлял «живую душу живописи». Н.П.Ульянов вспоминает, что В.А.Серов работал самыми различными материалами – маслом, акварелью, темперой, гуашью, пастелью, цветными карандашами, углем.
Постоянные упражнения, занятия рисованием, живописью имеют целью как закрепление. Совершенствование технических приемов, графических и живописных умений и навыков, так и постепенное овладение знаниями различных правил научных положений в области изобразительного искусства (часть которых, кстати, относится к техническим приемам). Мастерство всегда основано на овладении специальными правилами, приемами, способами, хотя вопреки этому доказанному жизненной практикой положению отдельные художники считают не обязательным систематически трудиться, овладевать различными приемами и правилами, чтобы стать мастером. Их логика проста до примитивности: не обязательно выполнять многочисленные рисунки, этюды, изучать правила перспективы, конструкции предметов, пластической анатомии – мастерство придет само собой, в силу таланта, если он есть.
Такое мнение можно услышать нередко и среди молодежи, учащейся в художественных заведениях. Однако жизнь и деятельность буквально всех более или менее известных мастеров изобразительного искусства свидетельствует о ложности такого мнения. Все лучшее в изобразительном искусстве основано на упорном труде и обязательном овладении правилами, изобразительной техникой.
Какие же графические и живописные умения и навыки являются наиболее важными и составляют сущность изобразительной техники и мастерства? Это. Прежде всего, умения и навыки обращаться с необходимыми техническими материалами, умение изготавливать некоторые из них.
Следующая категория умений и навыков в изобразительной деятельности – это умения и навыки работы различными материалами: карандашом, углем, соусом, сангиной, пастелью, акварелью, маслом, гуашью, темперой.
Очень важную роль в творчестве художника играют умения правильно, т.е. соответственно направлению действительной формы предмета, проводить линии, штрихи, мазки. По этому поводу И.И.Левитан отмечал, что мазок только тогда выразительное слово, когда он лежит по форме, а иначе это «пустословие».
Значительное место в изобразительной деятельности занимают умения пользоваться законами воздушной и линейной перспективы, закономерностями конструктивного строения предметов, светотени, цветоведения, законами композиции.
Не меньшую роль играют умения и навыки анализировать натуру, свой рисунок или живописную работу, а также сравнивать рисунок с натурой.
Также важны и навыки вести работу (длительную или кратковременную, графическую или живописную) от общего к частному или от частностей снова к общему.
Особое место в изобразительном творчестве занимает умение изобразительными средствами передавать психологическое состояние изображаемого человека, его чувства, настроения, мысли, т.е. умение раскрыть, показать психологический мир героя.
Осуществляя психологический анализ изобразительной техники и мастерства, необходимо рассмотреть условия успешности формирования графических и живописных навыков и умений. Такими условиями являются:
а) четкость поставленной заадчи, осознание конечного результата труда;
б) обязательное планирование изобразительной деятельности на каждом ее этапе;
в) постоянный контроль и самоконтроль в процессе всей изобразительной деятельности;
г) обязательная оценка изобразительной деятельности (как непосредственного процесса, так и результатов). [17, 66-77]
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Общая характеристика обучения
Специфической формой отражения объективной действительности в
искусстве, в том числе и изобразительном, является художественный образ. В отличии от материи, которая существует объективно, независимо от нашего сознания, образ существует только в сознании, только в психике. Известное определение К.Маркса: «…идеальное есть не сто иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней», — характеризует образ как динамическое отражение материальности.
Процесс формирования художественного образа совпадает с направлением развития познания, что и обуславливает внутреннее качественное своеобразие художественного образа, единство эмоциональных и рациональных начал в его становлении. Вполне очевидно, что методическое исследование особенностей его формирования на занятиях по рисунку позволит вскрыть неиспользованные резервы развития творческих способностей школьников.
Актуальность заключается в том, что с помощью уроков по рисованию портрета, приучить рисующих с натуры мыслить, анализировать, рассуждать.
Главной целью является развитие навыков, умений в изобразительной деятельности, формирование духовного мира.
Задачи:
1. Развивать изобразительные способности и художественный вкус.
2. Развивать их мыслительную и творческую активность.
3. Обучать учащихся основам реалистического рисунка, ознакомить с основными техническими приемами работы.
4. Воспитывать интерес и любовь к искусству. Приучать к самостоятельности и аккуратности.
Данные задачи будут меняться в зависимости от целей урока.
На начальном этапе обучения мы познакомили учащихся с жизнью и творчеством великих зарубежных и русских художников-портретистов (Леонардо да Винчи, Рубенс, Врубель, Репин, Серов, Брюллов и т.д.).
Были показаны репродукции известных картин и продемонстрирован видеофильм.
Затем была проведена работа по изучению анатомических особенностей построения головы человека.
Учащиеся были ознакомлены с законами перспективы, цветоведения, правилами композиции.
Обучение искусству портрета – это сложный и многогранный процесс.
Прежде всего, нужно ознакомить учащихся с правилами и законами изобразительного искусства, когда их приобщают к реалистическому искусству. Студент должен иметь представление об особенностях строения формы головы, пропорциях фигуры человека, приобрести необходимые навыки и знания в рисунке.
Для успешного построения головы необходимо знать ее костную основу, она составляет череп. Следует хорошо разбираться в расположении и назначении мимических мышц. Некоторое смещение этих мышц со своих обычных мест придает лицу то или иное выражение. Можно отметить, что медицинская анатомия дает художнику знания, а пластическая анатомия помогает ему использовать эти знания в процессе работы. Кроме мимических, на лице имеются и другие мышцы, жевательные, например, они приводят в движение челюсти.
Другие части лица (глаза, нос, губы, ушные раковины) такие тесно связаны с костной основой, с их помощью тоже передаются сложные душевные переживания и мимолетные настроения. При внимательном изучении головы мужчин и женщин разных возрастных групп и рас художник выявляет для себя разные характерные морфологические особенности. Лицо (от подбородка до корней волос) можно условно разделить на три сектора – лоб, нос и зона от нижней части носа до подбородка. Расстояние между глазами равно ширине глаз и ширине ноздри, высота уха эквивалентна длине носа и т.д.
Очень важно суметь подчеркнуть индивидуальность и характер модели. То же самое можно отнести и к другим участкам тела.
Там, где обучение изобразительному искусству поставлено на серьезную научную основу, ученик может достигнуть поразительных успехов.
2.2. Фрагменты календарно-тематического плана (18 часов)
№ пп |
К-во пар уроков |
Тема |
Цели и задачи: 1.Обучающая 2.Развивающая 3.Воспитываю-щая |
Краткая теория |
Оборудование: 1.Для учителя 2.Для студента |
Практическая работа |
Домашнее задание |
1 |
2 |
Порт-рет мас-лом |
Эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства, формирование духовного мира. 1.Приобщать к творчеству, закрепить умения и навыки при работе с цветом, закрепить умения в области цветовых тональных отношений, усвоение правил и законов в области композиции, цветоведения и построения головы человека. 2.Развить изобразительные способности, художественный вкус; развить творческое воображение учащихся, их эстетические чувства и понимание прекрасного. Развивать их мыслительную и творческую активность. 3.Воспитывать интерес и любовь к искусству. Приучать к самостоятельности и аккуратности. Воспитание внимательности при работе и усидчивости. |
Вводная лекция. Объясняю – что в десятом семестре студенты выполняют одну постановку, работа ведется в технике масляной живописи. |
1.Мел, доска, репродукции картин, конспект. 2.Тетрадь, ручка. |
— |
К следующему уроку – краски, холст. |
2 |
2 |
Порт-рет масс-лом |
Повторяю о работе с масляными красками и работой над эскизами |
1.Мел, доска, репродукции картин, конспект, схема (этапы работы над портретом). 2.Холст, краски, кисти |
Работа над эскизами (этюдами) |
Этюды человека маслом |
|
3 |
2 |
Порт-рет масс-лом |
Дальше студенты работают без теории самостоятельно (практиче-ски) |
1.Мел, доска, репродукции картин (этапы работы над портретом). 2.Холст, краски, кисти. |
Работа на большом формате (холсте). Построение. |
||
4 |
2 |
Порт-рет масс-лом |
1.Мел, доска, репродукции картин (этапы работы над портретом). 2.Холст, краски, кисти. |
Завершение построения, начало работы в цвете (подмалевок, светотеневой разбор) |
|||
5 |
2 |
Порт-рет масс-лом |
1.Мел, доска, репродукции картин (этапы работы над портретом). 2.Холст, краски, кисти. |
Продолжение работы в цвете |
Этюды человека маслом |
||
6 |
2 |
Порт-рет мас-лом |
Задача написания этого портрета – подчинение живописных средств выявлению индивидуальной характеристики натуры. Формат холста, композиционное размещение фигуры, лепка формы, передача освещения и колорита в соответствующих условиях воздушной среды – все это направлено на решение основной портретной задачи. |
1.Мел, доска, репродукции картин, конспект, схема (этапы работы над портретом). 2.Холст, краски, кисти. |
Продолжение работы, начинаем выявлять основные, характер-ные особенности (черты натуры), работа над большими плоскостя-ми |
||
7 |
2 |
Порт-рет масс-лом |
1.Мел, доска, репродукции картин конспект, схема (этапы работы над портретом). 2.Холст, краски, кисти. |
Работа над образом, начинаем работать над мелкими деталями |
|||
8 |
2 |
Порт-рет мас-лом |
1.Мел, доска, репродукции картин конспект, схема (этапы работы над портретом). 2.Холст, краски, кисти. |
Завершаем работу над деталями, исправляем оставшиеся недочеты. Добиваемся схожести |
|||
9 |
2 |
Порт-рет мас-лом |
1.Мел, доска, репродукции картин конспект, схема (этапы работы над портретом). 2.Холст, краски, кисти. |
Заканчиваем работы. Ставим «последнюю точку». Просмотр и анализ работ. |
Литература
1. Смирнов Г.Б. Живопись – М., 1975
Школа изобразительного искусства. – 2-е изд. М., 1968 – Вып. II-IV.
Конспекты уроков
по предмету
ЖИВОПИСЬ
Урок 1.
ВВОДНАЯ БЕСЕДА – ЛЕКЦИЯ
Вид: Программированное обучение (П.О.)
Тема: Творческий подход к живописному портрету.
Возможности создания художественного образа средствами
живописи.
Цель: Помочь учащимся познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность, приучать логически мыслить, осознавать виденное.
Задачи:
1. Образовательная. Приобщать к творчеству, дать понятие о художественном образе.
2. Развивающая: развивать творческое воображение учащихся, их эстетические чувства и понимание прекрасного, развивать их мыслительную и творческую активность.
3. Воспитывающая: воспитывать интерес и любовь к искусству; воспитывать внимательность и усидчивость.
Оборудование:
а) для учителя: мел, доска, репродукции картин (Вермеер Дельфтский «Женщина с письмом», П.А.Федотов «Портрет Н.П.Жданович», В.Тропинин «Кружевница» и т.д.)
б) для учеников: тетрадь, ручка.
П Л А Н
I. Организационный момент 2 мин.
II. Сообщение темы и задач 5 мин.
III. Изложение материала 20 мин.
IV. Итог урока и домашнее задание 15 мин.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент .
II. Сообщение темы и задач:
— На следующем уроке мы поговорим с вами о творческих подходах к живописному портрету и возможности создания художественного образа средствами живописи.
III. Изложение материала.
Задача художника-портретиста сложная. Воспроизводя неповторимо индивидуальные внешние черты, художник во имя главного должен жертвовать одним и подчеркивать другие качества натуры, чтобы освободить создаваемый образ от всего случайного и наносного. Выделяя и усиливая нужные качества натуры, художник раскрывает через них внутренний мир, сущность характера человека, его социально-типические черты. Тем самым он создает художественный образ, образ своего современника.
Нас не интересует передача не только внешности, но и внутреннего мира человека, его психологической характеристики, чему может способствовать образная трактовка лица, выбор позы и включение в постановку несложного натюрморта. Каждый человек может быть различно охарактеризован в зависимости от того, какие стороны его жизни и деятельности интересуют художника.
Работая над портретом, нельзя равнодушно относиться к натуре. Без увлеченности работой, невозможно добиться ни удачной характеристики, ни хорошего колористического решения портера. Надо помнить, что главное – это лицо, фигура, а элементы интерьера и натюрморта призваны только намечать выявление основного композиционного замысла.
После небольшого композиционного этюда в технике масляной живописи, в котором намечена композиция линейная, тоновая и цветовая, надо в размер основного этюда выполнить вспомогательный рисунок и перенести его на холст. В рисунке не нужна мелкая детализация, которая затрудняет свободную прописку кистью. Однако найти точные пропорции в соответствии с анатомическим строением и охарактеризовать движения необходимо. Если рисунок выполнен углем, то его нужно фиксировать. Иногда исполняют его кистью, употребляя в небольшом количестве жидко разведенную неяркую краску. Это делается для того, чтобы цвет краски не влиял на конечный результат живописи. Нельзя употреблять черный цвет, так как это поведет к загрязнению колорита. Выбор краски для рисунка зависит от общего колористического строя этюда. В лице и в кистях рук нужно особенно точно установить пропорциональность всех частей и их взаиморасположение. В одежде можно наметить наиболее крупные складки, не следует забывать правила, что те из них, которые облегают тело на торсе или на рукаве, надо окончательно нарисовать и написать одновременно за период, пока натура не меняет позы, а следовательно, и их расположения.
Большие возможности для обогащения средств передачи особенностей натуры дает использование кистей разных номеров, а также наложение красок различным по плотности слоем. Рядом с жидко прописанными тенями широкими густыми мазками наносят красочный слой на освещенные места.
Недопустимо с одинаковой степенью детализации выписывать моделировку формы на лице и мелочи в одежде, так как это будет рассеивать внимание зрителя и повредит созданию художественного образа в портрете.
Рабочее время следует распределять так, чтобы в последний сеанс не было надобности записывать фон или доканчивать детали, так как внимательное рассматривание уже законченного портрета даст возможность исправить ранее не замеченные недостатки, уточнить тональные цветовые отношения и синтезировать общий колорит. В завершающем этапе фигура может быть изображена в рост или по колено. Здесь могут быть применены самые различные приемы композиции. Произведения при всех различиях композиционных портретов и однофигурных композиций объединяет творческое отношение к замыслам, стремление найти наиболее выразительное решение.
Картина Яна Вермеера Дельфтского «Девушка с письмом» (иллюстрация 1) изображает видимую на полотне до половины, богато одетую молодую девушку, читающую письмо. На переднем плане замечательно написан натюрморт. В картине очень хорошо решены пространственные планы. Между ворсистым восточным ковром и стоящим в углу комнаты креслом ощущается воздушное пространство, что достигнуто точностью тональных отношений. На стеклах открытой створки окна заметно отражение лица женщины. Интересно сравнить часть освещенной драпировки с теми затененными, более мягко написанными ее складками, которые находятся за стеклом окна. Внимательно наблюдены и переданы складки платья, локоны прически и все другие детали картины. Большая плоскость белой стены комнаты очень разнообразна по тонким нюансам светотени. Сравнивая ее с ярко освещенным подоконником, видно, что сила света меньше вдали от источника освещения. Эта картина очень красива сопоставлением лимонно-желтых и различных оттенков красных тонов постановки со сдержанным по цвету фоном.
Портрет Н.П.Жданович, созданный П.А.Федотовым (иллюстрация 2), приведен как пример живописи фигуры с элементами интерьера. Композиционным центром является лицо, но и вся фигура, особенно руки имеют очень важное значение в общем построении. Пластично переданное движение торса композиционно подчеркнуто изгибом спинки стула. Перспективное сокращение клавиатуры и нот усиливает глубинность постановки. Тональное решение построено на контрастах светлых и темных красок. Прекрасно передан полный обаяния облик молодой девушки, ритм движений рук и складок платья, тонкие нюансы сопоставлений белой стены, нотной бумаги, светлого платья и цвета тела, гармонично решена красочная гамма. Сравнительно маленький размер этого портрета убедительно показывает, как можно углубленно решать задачи реалистической живописи на небольших холстах.
В учебной программе есть задания, включающие изображения рук, которые многое добавляют к характеристике лица. Умение передавать не только анатомическое строение, но и индивидуальные особенности рук является обязательным условием искусства портретиста.
Художников всегда привлекало изображение людей творческого труда. Примером может служить картина-портрет В.Тропинина «Кружевница» (иллюстрация 3). Это изображение образов с конкретной завязкой.
Кроме основного холста, учащиеся пишут небольшие быстрые этюды в технике акварели и масла. Время надо распределять так, чтобы добиться обобщенных решений двухфигурных постановок в условиях мастерской и на открытом воздухе.
Фигуры на этих быстрых этюдах должны быть написаны с пространственными фонами. К выполнению небольших по размерам этюдов такого плана учащиеся подготовлены практиковавшимися ранее композиционными набросками в цвете, предшествовавшими длительным этюдам с натурщиков. Теперь задания усложнены тем, что надо каждую из фигур писать не изолированно, а определяя цветовое отличие от соседней. В то же время это должны быть цельные двухфигурные постановки, объединенные не только сложным сюжетом, но и общим колористическим решением, масштабностью в рисунке, а также тональными и цветовыми отношениями. Здесь можно изобразить отдыхающих на скамье, встретившихся на улице или в коридоре знакомых, прохожих и т.д. Очень хорошо, если фигуры можно объединить тем или иным трудовым процессом.
Такого рода этюды развивают умение решать в цвете жанровые сюжеты и укрепляют профессиональное владение живописными средствами.
IV. Итог урока и домашнее задание
Мы ознакомились с тем, чем мы будем заниматься на уроке.
На следующее занятие нужно принести:
1. Натянутый на подрамник и загрунтованный холст.
2. Масляные краски.
3. Кисти.
ЛИТЕРАТУРА
1. Смирнов Г.Б. Живопись. – М., 1975.
2. Школа изобразительного искусства. – 2-е изд., М., 1968 – ВЫП. II-
Урок 2.
КОМБИНИРОВАННЫЙ УРОК
Вид: Объяснительно-иллюстративный (О.И.), ПО.
Тема:
Возможности создания художественного образа средствами
живописи.
Цель: Привить навыки и умения в изобразительном искусстве. Привить интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Задачи:
1. Образовательная. Приобщать к творчеству, закрепить умения и навыки при построении головы.
4. Развивающая: развить изобразительные способности; развивать их мыслительную и творческую активность.
5. Воспитывающая: воспитывать аккуратность и самостоятельность; воспитывать внимательность при работе.
Оборудование:
а) для учителя: мел, доска, наглядность (этапы работы над портретом), репродукции, конспект.
б) для учеников: холст, масляные краски, кисти.
П Л А Н
I. Организационный момент 2 мин.
II. Сообщение темы и задач 5 мин.
III. Изложение материала урока 30 мин.
IV. Практическая работа 140 мин.
V. Итог урока и домашнее задание 3 мин.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент .
II. Сообщение темы и задач:
— Тема нашего урока «Возможности создания художественного образа
средствами живописи. Наша задача – сделать предварительные эскизы-этюды с натуры.
III. Изложение материала урока.
Задумав чей-либо портрет, не стремитесь сразу писать его, а изучите
портретируемого, сделайте несколько набросков с этого человека, подыщите характерную для него позу, состояние. Наблюдайте, какие движения, повороты наиболее свойственны портретируемому. В набросках же изучите его жесты, уясните обстановку, в которой будете его изображать, определите освещение, и тогда постарайтесь сделать наибольшего размера живописный эскиз портрета, где найдете общую цветовую гамму.
В этих же набросках с натуры и эскизах постарайтесь выразить
главную идею вашего портрета. В своих эскизах портрета вы должны также выяснить для себя и представить, каким по настроению будет ваш портрет: лирическим или героическим, или задумчивым, и т.д. Одним словом, вы должны «прочесть» модель. Она должна вам подсказать и живописно-пластическое решение, и как взять натуру – или погрудно, или во весь рост, или поколенно с руками, одну голову с плечами. Затем перед вами встает вопрос: в какой обстановке, на каком фоне изображен портретируемый.
Дать какие-то определенные рецепты невозможно. Можно лишь
посоветовать, имея в виду все возможные детали обстановки комнаты, или цеха, или лаборатории, что аксессуары окружения имеют только второстепенное значение и вводить их в портрет нужно, постольку, поскольку они могут помочь раскрытию образа и той идеи портрета, которую вы в него вкладываете.
Для иллюстрации этой модели проанализируйте портрет Серова
«Девочка с персиками» (иллюстрация 4).
Вера Мамонтова сидит в спокойной позе за столом, перед ней на белой
скатерти раскиданы персики. Она сама и все предметы представлены в сложнейшей световоздушной среде. Солнечные блики ложатся на скатерть, на одежду, настенную тарелку, нож. Изображенная девочка, сидящая за столом, находится в органичном единстве со всем этим вещным миром, в гармонии с ним, полна жизненной трепетности, внутреннего движения.
Когда решение будет ясно и в вашем изображении начнет рисоваться
будущий портрет, как бы уже написанный, приступайте к работе.
Рисунок делайте так же, как вы делали в этюдах головы, — углем, слегка
определяя света и тени. В рисунке обращайте внимание на пропорции, на характеристику фигуры, на движение и повороты головы по отношению к торсу.
Старайтесь точнее и острее выявить позу, движение головы и той части
фигуры, которая входит в композицию. Если портрет задуман с руками, то уделите им больше внимания, ибо руки порой расскажут вам о человеке не меньше, чем лицо. Жесты и движения рук должны быть жизненными, характерными именно для этого человека, прочим в том состоянии, в котором он изображается.
Надо всегда помнить изумительное определение жеста величайшим
русским артистом Ф.И.Шаляпиным: «Жест есть не движение тела или части его, а движение души».
Старайтесь передать неповторимое выражение лица через это
выражение, присущее только данному человеку, покажите внутреннее, душевное его состояние.
В процессе работы над портретом максимум внимания уделяйте глазам портретируемого, пытайтесь через выражение глаз глубже проникнуть в душу человека. Ведь недаром говорится в русской поговорке, что глаза человека – это зеркало его души. Поэтому, если хотите передать душевный мир портретируемого, внимательней отнеситесь к характеру глаз, к их выражению и не стесняйтесь глаза писать во всю силу вашей кисти. Это не значит, что надо глаза делать скрупулезно, подробно, со всеми прожилками и бликами в зрачках. Но пишите внимательно и точно, так, чтобы глаза смотрели, и через этот взгляд передавалось бы душевное состояние человека.
IV. Практическая работа
Наброски в цвете. Акварель, масло.
Эти небольшие по размерам, краткосрочные этюды следует писать, решая задачу определения цветовой и тональной характеристики фигуры в интерьере. Технику акварели или масла учащиеся принимают по своему выбору. Надо помнить, что каждый краткосрочный небольшой этюд, не впадая в излишнюю детализацию, следует доводить до завершенности, то есть до полного решения поставленной задачи.
Эстетическая сторона в этюде неразрывно связана с решением композиции и определением тех гармоничных цветовых отношений, которые свойственны натурной постановке в различных условиях окружающей среды. Каждый небольшой этюд следует рассматривать как новое решение колористической задачи, направленной на развитие глаза живописца и воспитание творческого начала в художнике-педагоге.
Кто все сделал, может начинать работу над холстом.
V. Итог урока и дача домашнего задания
Сегодня мы сделали эскизы-этюды. На следующем занятии мы продолжим работу на холсте.
Дома сделать два наброска человека красками.
ЛИТЕРАТУРА
1. Смирнов Г.Б. Живопись. – М., 1975.
Урок 3. Комбинированный урок
Вид: О.И., П.О.
Тема:
Возможности создания художественного образа средствами
живописи.
Цель: Дать учащимся знания основ реалистического рисунка.
Задачи:
1. Образовательная. Приобщать к творчеству, закрепить умения и навыки при построении головы.
2. Развивающая: развить изобразительные способности; развивать их мыслительную и творческую активность.
3. Воспитывающая: воспитывать аккуратность и самостоятельность; воспитывать внимательность при работе.
Оборудование:
а) для учителя: мел, доска, наглядность (этапы работы над портретом), репродукции, конспект.
б) для учеников: холст, масляные краски, кисти.
П Л А Н
I. Организационный момент 2 мин.
II. Сообщение темы и задач 5 мин.
III. Вводная беседа 30 мин.
IV. Практическая работа 140 мин.
V. Итог урока и домашнее задание 3 мин.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент .
II. Сообщение темы и задач:
— Тема нашего урока «Возможности создания художественного образа
средствами живописи. Наша задача – сделать предварительные эскизы-этюды с натуры.
III. Вводная тема.
После того, как вы путем серьезной и вдумчивой работы над рисунком и этюдами приобрели достаточный опыт в изображении головы, можно попробовать свои силы и в работе над портретом. При этом нужно иметь в виду следующее: внешнего сходства, внешней характеристики недостаточно, необходимо передать особенности внутреннего мира портретируемого, то есть не только скопировать внешние черты, но и заглянуть в глубь его души, как говорится, «прочитать» содержание человека, показать богатое и многостороннее представление о его характере.
IV.Практическая работа
Продолжают работу на холсте.
V. Итог урока и домашнее задание
Продолжение работы над эскизами дома.
ЛИТЕРАТУРА
3. Смирнов Г.Б. Живопись. – М., 1975.
4. Школа изобразительного искусства. – 2-е изд., М., 1968 – ВЫП. II-
Урок 4. Обобщение и систематизация
Вид: Проблемное обучение (Пб.О.)
Тема:
Образ русского человека. Женский образ.
Цель: Эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства, формирование духовного мира.
Задачи:
1. Образовательная. Приобщать к творчеству, Закрепить умения и навыки при построении головы.
2. Развивающая: развить фантазию, художественный вкус, творческую активность.
3. Воспитывающая: воспитывать аккуратность и самостоятельность.
Оборудование:
а) для учителя: мел, доска, наглядность репродукции, конспект.
б) для учеников: кисти, акварель, гуашь, бумага, картон.
П Л А Н
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и задач
III.Вводная беседа
IV. Практическая работа
IV. Итог урока и домашнее задание
ХОД УРОКА
I. Организационный момент .
II. Сообщение темы и задач:
Тема нашего урока «Образ русского человека. Женский образ». Наша задача – сделать предварительные эскизы с натуры.
III. Вводная беседа
Образ деревень и городов в какой-то мере дошел до наших дней в реальных постройках. Образ русского человека тоже существует в нашем представлении, и во многом благодаря художникам, запечатлевшим его. Художники России воспели характер и красоту русской женщины. Мы до сих пор говорим «русская красавица». Это целый комплекс сложившихся веками представлений о лице, об умении держать себя и одеваться, а главное – о способности тонко чувствовать природу, глубоко переживать горе и радость (иллюстрация 5).
Показать гармонию человека и природы в портрете. Никто еще до ныне из наших художников не выразил образ простой женщины, занятой рукоделием.
Задание: изобразить образ женщины, показать ее настроение, внутренний мир.
IV. Практическая работа
V. Итог урока и домашнее задание.
Продолжите работы дома.
ЛИТЕРАТУРА
1. Смирнов Г.Б. Живопись. – М., 1975.
ГЛАВА 3. ТВОРЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1. Выбор темы
Для своей дипломной работы я выбрала тему: «Обучение студентов искусству портрета».
Выбрав данную тему, ставлю перед собой задачу сложную, но интересную. Ведь портрет – это не только изображение человека, где на первый план выступает задача внешнего сходства, а сложное исследование психологии человеческой личности, внутреннего мира портретируемого. Воспринимая портретный образ, мы постигаем не только самого человека, но и окружающий его мир через призму его чувств и мыслей.
Портрет не случайно считается одним из самых трудных и значительных жанров изобразительного искусства. «Прогресс живописи, — утверждал Гегель, — начиная с ее совершенных опытов, заключается в том, чтобы добраться до портрета».
Обращение же к такой технике, как масляная живопись, позволяет смело экспериментировать, находить новые решения, дает возможность исправлять ошибки. Чем больше работаешь в этой технике, тем шире открывается ее разнообразные свойства: способность выразить эмоциональную напряженность, цветовую насыщенность, возможность передать цельность силуэта больших форм, не теряя при этом четкости даже самых мелких деталей.
Главная задача здесь – исследование личности человека, передача ее характернейших особенностей. Это, как правило, картины небольшого размера, где композиционным узлом является лицо человека, которому художник отводит ведущую роль.
3.2. История портрета
К этому жанру относятся произведения изобразительного искусства, в которых запечатлен внешний облик конкретного человека. Каждый портрет передает индивидуальные, присущие только портретируемому черты. Однако внешнее сходство не единственный, да и, пожалуй, не главный критерий художественного достоинства портрета.
Искусство портрета требует, чтобы наряду с внешним сходством в облике человека отражались его духовные интересы, социальное положение, эпоха, в которую он жил.
Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий. Уже в Древнем Египте скульпторы, не углубляясь во внутренний мир человека, создавали довольно точное подобие его внешнего облика. Поразительной правдивостью и одновременно жесткой определенностью психологической характеристики отличались древнегреческие скульптурные портреты.
Настоящий расцвет портретное искусство пережило в эпоху Возрождения.
В XVII в. в европейской живописи на первый план выдвигается камерный, интимный портрет в противоположность портрету парадному, официальному, направленному на возвеличивание и прославление изображаемых.
Широко и многопланово развивался советский портрет в послевоенные годы. Современный портрет не только позволяет глубже заглянуть во внутренний мир нашего современника, но и активно участвует в формировании новых духовных ценностей. В последнее десятилетие стремление к глубокой жизненной правде портрета появилось, в частности. в особом внимании к образам конкретных наших современников.
3.3. Портрет как жанр изобразительного искусства
К этому жанру относятся произведения изобразительного искусства, в которых запечатлен внешний облик конкретного человека (или группы людей). Каждый портрет придает индивидуальное, присущее только портретируемому. Само название этого жанра происходит от старого французского выражения, означающего «воспроизводить что-либо черта в черту». Однако внешнее сходство не единственный, да и пожалуй не главный критерий художественного достоинства портрета. Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий.
Уже в Древнем Египте скульпторы, не углубляясь во внутренний мир человека, создавали довольно точное подобие его внешнего облика. Идеализированные, как бы приобщенные к прекрасному миру богов и мифических героев, образы поэтов, философов, общественных деятелей были распространены в пластике Древней Греции.
Поразительной правильностью и одновременно жесткой определенностью психологической характеристики отличались древнеримские скульптурные портреты.
В эпоху средневековья, когда в европейском искусстве царили отвлеченные религиозно-мифилогические образы, некоторые мастера создавали психологически точные портретные произведения. Настоящий расцвет портретное искусство пережило в эпоху Возрождения, когда высшим началом, главной ценностью мироздания была признана героическая, действенная человеческая личность.
С начала XVIII в. портретный жанр активно развивается в русском искусстве. О русском искусстве рубежа двух веков, как и в более ранний период, портрет занимает важное место. Значительность и многообразие произведений, созданных в этом жанре, воочию продемонстрировала выставка «Портрет в русской живописи XIX — начала XX века».
Русское искусство предреволюционных деятелей, развивавшееся в сложных исторических условиях, явление неоднозначное и многоплановое. Отразившее коренные сдвиги в общественных отношениях и настроение революционного подъема в стране, оно отличалось противоречивостью и остротой художественных исканий.
Все это должно было неизбежно сказаться на портрете, прошедшем за тридцать лет, как и живопись в целом, насыщенный событиями путь. Хотя среди портретов 1910-х годов встречаются работы абстракционистского плана, портрет все же не представлял для чисто формальных экспериментов столь широких возможностей, как, например, пейзаж или натюрморт. Объяснялось это отчасти своеобразием жанра, заключавшемся в особенно тесной зависимости художника от натуры, в большей ответственности перед ней.
Именно в портрете, поэтому отчетливее, чем где-либо, прослеживается стойкость реалистических традиций, яснее вырисовывается связь с предшествующими достижениями. Произведения русских художников в особенности И.Е.Репина, покорявшие высоким гуманизмом и пристальным вниманием к человеку, стали отправной точкой для творчества ряда художников следующего поколения.
3.4. Особенности работы над портретом
Стремясь запечатлеть образ живого человека, рисующий начинает подходить к рисунку творчески, изыскивать более выразительные, более эмоциональные средства изображения. Огромное количество поз, которые может принять человеческое тело, и богатство внутреннего мира каждой личности ставят всякого художника перед необходимостью выбора позы, которую следует принять натурщику, чтобы эти черты проявились в полной мере и подчеркивали сходство портрета с оригиналом. Более того, каждому человеку присущ набор характерных движений, которые становятся выражением «сущности». С другой стороны, можно упомянуть о внешней, если можно так сказать, стороне положения тела, то есть выражаемых художником общественных условностях и социальном статусе человека, реальных или являющихся объектом его стремления. Таким образом, можно выявить два типа портретов: «формальный», где поза объекта соответствует его традиционным схемам, уходящим корнями в историю искусства, с тщательно выверенной композицией, в окружении специально подобранных декоративных элементов, порою символичных;
«неформальный», где поза натурщика произвольна, так как художник застает его врасплох или при осуществлении привычной деятельности, в обычном для него окружении. Это эффективный и современный метод создания портрета, в основе которого лежит практика «мгновенного» фото; он требует от художника большого мастерства и вкуса, К этой же категории относятся и «экспрессивные» портреты, объект которых «пойман» в движении или с естественной улыбкой.
Какой бы тип портрета вы не собирались рисовать, следует также выбрать, как будет представлен объект: можно изобразить лишь голову (или только часть лица), а можно нарисовать всю фигуру. В определенных условиях для большей выразительности может оказаться полезным нарисовать только часть тела, например, голову, плечи, грудь и руки. В этом случае, чтобы найти наилучшее положение тела, а также создать эффективную, хорошо подобранную и не «монотонную» композицию, вам придется сделать множество эскизов. Нужно избегать такого размещения объекта, при котором внимание зрителя рассеивается. Нельзя забывать, что в любом случае центральной точкой портрета должно быть лицо, и, прежде всего, глаза. Помните. что руки могут быть не менее выразительны, чем лицо: и в жесте, и по форме, и по их роли в композиции. И если, по вашему мнению, руки натурщика «характерны», не колеблясь, включайте их в композицию рисунка.
При создании женского портрета помимо поиска личностных свойств объекта, нередко наблюдается тенденция к выделению эстетического аспекта. Для молодых натурщиц лучше выбирать неофициальные, случайные позы, в то время как для зрелых женщин больше подходят более строгие и спокойные.
Мужской портрет традиционно носит скорее формальный характер, так как несет в себе «официальное» отображение не только черт лица, но и социального положения объекта. Иногда боковое освещение, создающее интересные контрасты, придает характерность чертам и объемам мужского лица. Молодые люди получаются лучше, когда они принимают случайную позу и выражение, тогда как характер более зрелых мужчин наилучшим образом проявляется скорее в принужденных и «преисполненных достоинства» позах. Следует избегать того, чтобы натурщик скрещивал руки на груди или имел слишком властный и надменный вид.
Почти все художники рисовали, изображали в красках или в скульптуре самих себя: подобная практика очень интересна для улучшения ваших способностей портретиста.
Рисовать пожилых людей довольно интересно, так как их лица, отмеченные печатью времени и обладающие характерными привычными выражениями, рассказывают «историю» жизни и накопленного опыта. Таким образом, в лицах молодых людей легче, чем в лицах пожилых, найти черты, позволяющие добиться портретного сходства. Выбирайте позы, отражающие мудрость и терпимость, которые приходят с годами. Избегать следует сильного и прямого освещения объекта: оно придает эффективность, но может привести вас к изображению «характерных голов».
Размеры лица на рисованном портрете не должны превышать реальные размеры, в противном случае возможно нарушение пропорций. Следует обратить внимание на то, что лицо не должно располагаться прямо по центру листа, его следует сместить немного в сторону или вверх.
По общим правилам, под портретом понимается рисунок, изображающий «бюст», то есть голову и плечи, однако он может также включать в себя предплечья и руки или даже всю фигуру. Если рисовать с натуры, следует учесть, что натурщик (ца) должен (должна) сидеть в естественной и удобной позе, чтобы его (ее) лицо находилось примерно на уровне вашего, и что выражение лица должно быть расслабленным и в то же время ясно отражать характер человека – это позволит вам ухватить не только физическое, но и физиологическое сходство. Следует выбрать положение, подчеркивающее соматические характеристики объекта.
Освещение должно быть немного рассеянным и исходить из одного источника света (окна, лампы) немного вверх и в сторону. Именно таким образом черты лица будут четко выделены.
При создании портрета в полный рост одежда имеет немалое значение: по всей композиционной и эстетической функции, по информации, которую она несет о личности, ее социальном положении, эмоциональном состоянии объекта, а также об эпохе и окружении.
Волосы (как в целом, так и в зависимости от их цвета и количества, а также стрижки) являются очень важным элементом рисунка, характеризующим лицо: художник может использовать их форму для лучшей композиции портрета, по контрасту смягчая или выделяя черты лица натурщика (цы). особое внимание следует уделять изображению нечетких и нерезких линий, обозначающих границу волос, прежде всего на лбу и висках.
С самого начала нужно продумать, на каком фоне вы будете рисовать: на светлом или на темном. В некоторых случаях фон может представлять собой место, где находится объект (рабочее место, дом, сад и т.д.), изобразить его как пейзаж или интерьер, не забывая, впрочем, о том, чтобы он не доминировал над лицом или фигурой изображаемого человека.
Известно, что изображение человека – это восприятие и передача совокупности его физических и психологических черт.
В портрете используются вспомогательные элементы техники: фотографии и эскизы. Фотография пригодится для того, чтобы фиксировать случайные и мимолетные позы объекта.
Научитесь делать множество небольших рисунков, предназначенных для изучения общих линий лица или тела человека, портрет которого вы собираетесь рисовать.
Рассматривая объект с разных сторон, выбрать наилучшую композицию, наиболее удачную игру света, самые подходящие размеры и т.д. Несмотря на то, что это будут лишь быстрые этюды, они потребуют от вас немалой наблюдательности и внимания «исследования» эстетических возможностей натурщика: именно от них может зависеть, насколько удачным окажется портрет.
Художник и модель, оба участвуют в создании портрета. Этот процесс должен отличаться тактом, требует времени и вдумчивости, а также тишины. Этюд и картину в процессе создания лучше оберегать от любопытных взглядов и поспешных суждений посторонних людей. Это уже означает выражение уважения к портретируемому.
ГЛАВА 4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Большое внимание, начиная работу над портретом, художник должен уделять выбору натуры. На этом этапе работы я исходила из следующих критериев:
а) доступность натуры;
б) натурщик или натурщица должны быть интересны для мены;
в) портретируемый должен быть из круга моих родственников или знакомых;
г) и, если можно, не оплачиваемая натура.
Размышляя над этим, я пришла к выводу, что под мои основные критерии подходят: я сама, моя мама, или подруга. Изначально, задумывалось два портрета.
Работа над портретом предполагает несколько этапов.
Первый этап – это поиск композиционного решения портрета, я делала наброски, искала определенное положение фигуры человека, наклона туловища, поворота головы, нужно было выполнить немало набросков, первоначальных замыслов, пока не будет найден наиболее ясный и выразительный. С момента определения сюжета начинается кропотливая работа над эскизами. Первые эскизы лучше всего выполнять небольшого размера, так как на маленьком формате легче установить основное композиционное построение. После этого я выполнила масляными красками в цвете, я решила его сделать в теплом колорите, учитывая психологию влияния цвета в отношении к человеку, показать личность характера.
При наличии эскизного и этюдного материала можно перейти к выполнению рисунка на картоне в размере задуманного формата, определяется местоположение и соотношение частей.
Неизбежно последуют многократные переделки. Недостаточно тщательная подготовительная работа над эскизами, этюдами, скажется на качестве картины.
Свой эскиз я перенесла на картину того же формата, что и холст.
Затем уже перерисовываю на холст и начинаю основную работу – «делаю подмалевок».
Подмалевок делается без белил, тонким слоем пасты. При этом надо взять как можно более напряженные цветовые отношения. С самого начала работы надо постараться верно определить общий световой тон натуры. Чтобы само начало работы способствовало дальнейшему правильному нахождению плановых отношений, ее лучше всего вести начиная с самого темного в натуре места, внимательно и точно определив его силу.
Как и в рисунке, не следует подробно прописывать какую-то деталь формы, если все остальные части не решены хотя бы обобщенно. Надо прорабатывать равномерно все части натуры.
Цвета предметов, которые находятся рядом с головой или фигурой, имеют большое значение для организации живописного строя всей работы, поэтому, изображая человека, обязательно надо находить цветовые отношения в связи с окружающими предметами.
Эти второстепенные предметы не должны прорабатываться также внимательно, как основной объект изображения.
Заключительная часть работы – обобщение, подчинение деталей в целом. На этой стадии необходимо видеть всю модель сразу, замечать тоновые отношения больших масс, главных планов.
На этюде нужно сохранить тональные изображения этих касаний: что-то растворить в фоне, что-то подчеркнуть.
Последним этапом работы является оформление холста в раму. Также надо подобрать цвет рамы, учитывая колорит работы.
4.1. Первичная диагностика
Все виды и жанры изобразительного искусства непосредственно или косвенно рассказывают о человеке.
Портрет – это один из самых трудных и значительных жанров изобразительного искусства.
Портрет – это не просто изображение человека, где на первый план выступает задача высшего сходства, а сложное исследование психологии человеческой личности, внутреннего мира портретируемого.
Задача художника заключается в передаче характерных черт человека и выявлении как психического, социально значимого, так и индивидуального ценного.
Нами были использованы следующие критерии оценки рисунка:
1. Как решена композиция: как организована плоскость листа.
2. Качество передачи индивидуальных черт портретируемого.
3. Количество пропорционального построения с помощью линии.
4. Передача объема: как использует ученик изобразительные средства рисунка, живописи для передачи объема, как усвоены законы светотени, как передан свет, тень, полутень, рефлекс, какова объемно пластическая выразительность изображения.
5. Владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка.
6. Общее впечатление от работы. Возможности (способности) ученика, его успехи, его вкус.
Из всех этих компонентов и складывается общая оценка работы студентов.
Все учащиеся оценивались по пятибалльной системе:
«2» — не справился с работой;
«3» — справился с работой недостаточно хорошо;
«4» — справился с работой, но есть небольшие замечания;
«5» — нет замечаний по работе.
В нашем исследовании приняли участие дети в возрасте от 10 до 14 лет, посещающие детскую художественную школу г.Куртамыша.
Испытуемые состояли из двух групп: контрольная (4 мальчика, 14 девочек) и экспериментальная (6 мальчиков, 12 девочек). Общая выборка составила 36 человек.
Первичная диагностика была проведена в октябре 2004 года. Вторичная диагностика была проведена в марте 2005 года.
С помощью разнообразных этапов рисунка мы смогли выяснить насколько ребенок мог развить свои творческие способности. Полученные данные представлены в таблице 1 и 2.
Первичная диагностика показала, что процент испытуемых, у которых оценка 5 баллов в контрольной группе составил 13,3%, в экспериментальной группе — 6,6%.
Таблица 1
Первичная диагностика
Название группы |
Процент испытуемых, у которых оценка составила |
|||
5 баллов |
4 балла |
3 балла |
2 балла |
|
Контрольная |
13,3 |
46,6 |
26,6 |
13,3 |
Экспериментальная |
6,6 |
46,6 |
33,3 |
13,3 |
Таким образом, первичная диагностика показала, что уровень развития творческих способностей в среднем у контрольной группы составил 72%; у экспериментальной – 69%.
По полученным данным можно судить, что уровень развития творческих способностей в контрольной группе выше по сравнению с экспериментальной группой.
Вторичная диагностика
При вторичной диагностике процентное соотношение составило: в контрольной группе процент испытуемых, которые получили 5 баллов – 26,6%, а в экспериментальной группе – 53,3%.
Результаты вторичной диагностики представлены в таблице 2.
Таблица 2
Вторичная диагностика
Название группы |
Процент испытуемых, у которых оценка составила |
|||
5 баллов |
4 балла |
3 балла |
2 балла |
|
Контрольная |
26,6 |
46,6 |
26,6 |
0 |
Экспериментальная |
53,3 |
33,3 |
20 |
0 |
Таким образом, вторичная диагностика показала, что развитие творческих способностей у детей в экспериментальной группе в среднем составило 88%, а в контрольной – 80%.
По результатам вторичной диагностики можно сказать, что уровень развития творческих способностей в экспериментальной группе сравнительно выше, чем в контрольной группе.
По полученным данным можно сделать вывод, что дети в экспериментальной группе по сравнению с детьми из контрольной группы лучше усвоили и овладели навыками изобразительного искусства: пропорциональность, композиционная компоновка в лице, навыки владения карандашом и т.д.
Таким образом, составленная нами методика способствует развитию творческих способностей студентов, эстетического воспитания учащихся. Студенты стали лучше разбираться в анатомическом построении головы человека.
Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась и может быть использована в практике педагога.
4.3. Сравнительный анализ первичной и контрольной диагностики
Сравнительный анализ результатов показал: в контрольной группе уровень знаний чуть повысился. В экспериментальной группе наблюдается повышение уровня знаний, т.е. динамика положительна.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главная задача портрета – создание конкретного образа человека, передача его характерных особенностей, что требует от художника, прежде всего, глубокого проникновения в личность изображаемого человека, передачи индивидуального облика, раскрытия сущности его характера. И не смотря на то, что передача индивидуально неповторимых черт модели является непременным условием портрета, задача художника состоит в обобщении, выявлении типических черт с сохранением выразительных особенностей конкретного человека.
Необходимость передачи индивидуального сходства определяется самим фактов существования портрета, портрета как самостоятельного жанра. Вместе с тем не всякое похожее изображение модели несет в себе образ, представляет эстетическую ценность. Например, многие учащиеся уже после некоторой подготовки довольно удачно могут передавать внешнее сходство человека, однако эти рисунки не представляют художественной ценности, поскольку в них нет образного обобщения, не передается эмоциональное состояние, нет выразительности. Еще Леонардо да Винчи писал: «Душевные состояния приводят в движение лицо человека разными способами, один смеется, другой плачет, иной веселится, другой печалится, один обнаруживает гнев, другой – жалость, одни удивляются, другие ужасаются, одни кажутся глупцами, другие – размышляющими и созерцающими. И такие состояния должны сопровождаться движением рук, лица и вообще всего человека».
Самый непредвзятый анализ истории развития портретного искусства говорит о том, что передача сходства с оригиналом достигает художественной выразительности и эмоциональности тогда, когда художнику удалось передать сложную гамму человеческих чувств, по-новому открыть человека, сказать о нем индивидуально и в то же время обобщенно, типично. «Лицо человека, — писал Д.Дидро, — это изменчивое полотно, которое волнуется, движется, смягчается и тускнеет, повинуясь бесчисленным сменам легких и быстрых дуновений, именуемых душой». Образ портрета, включающий в себя эмоциональное отношение художника к человеку, понимание его психологии в каждом конкретном случае, потребует поиска выразительных средств для передачи своего понимания личности портретируемого.
Большое значение для раскрытия образа в портрете имеет изображение руки. Многие художники признавались, что руки писать ничуть не проще, чем лицо. Они могут обладать собственной образностью и выразительностью, дополнять и раскрывать образ модели: они могут быть добрыми и ласковыми, как у рембрандтовских старушек, хищными, как у хальсовских «Регентш», самодовольными и сытыми, как у репинского «Протодиакона».
Важно подчеркнуть, что для успешного рисования портрета необходима большая практика. Одно дело – усвоить теоретические положения и аналитические характеристики при рисовании натюрморта или гипсовых слепков, другое дело – наряду с требованиями технико-аналитического порядка передать эмоционально-образные начала, добиться взаимодействия мысли, эмоции и специальных умений, навыков.
Импульс к формированию художественного образа дает объективная действительность, поэтому сама модель должна содержать в себе тот или иной образ.
Поэтому одной из первых проблем, которые необходимо решить при рисовании головы, — это композиция портрета.
Строгая организация всей плоскости, рациональное использование границ, в известной степени оказывают влияние на понимание логического настроения формы изображаемого, воспитывают эстетический вкус рисующих, формируют чувство гармонии.
Высшим уровнем восприятия, по мнению психологов, является сравнение. Именно сравнение служит исходной основой мышления. Эффективность сравнения зависит как от близости расположения предметов, так и от наличия противоположных свойств, сторон и т.д. Это отражается на формировании образа представления, характерной чертой которого является обобщенность.
В портрете можно выделить отдельные детали, упростив которые до плоских тел, можно успешно сравнивать их с уже познанными объектами рисования. Это голова (общая форма), глаза, нос, рот, уши, волосы, шея. Рисующий выделяет существенные признаки этих сложных форм и сравнивает их с простыми геометрическими формами, а также сопоставляет с предметами, дающими им образную характеристику. Например, голова – овал, «редька хвостом вниз»; нос – призма, баклажан или, скажем, груша; глаз в фас строится по форме ромба, а в профиль – по форме треугольника, глаза могут быть похожими на «мокрую смородину» или черные угли и т.д.
Большинство начинающих сразу же стремятся прорисовать глаза, думая, что чем раньше они будут нарисованы, тем больше удастся передать сходство. Это неверно. Необходимо, прежде всего, конструктивно определить глазничные впадины и их характерные особенности, верно взять тоновое отношение ко всей голове и только затем приступать к рисованию самих глаз. При этом необходимо помнить, что нарисовать правильно глаз – значит, решить только одну задачу, другая заключается в том, чтобы передать взгляд этого глаза (суровый, ласковый, грозный, веселый, заискивающий, глупый, умный, удивленный и т.д.).
Рисуя отдельные части лица, не следует забывать о симметричности их расположения; губы также имеют свою форму, свой объем, поэтому их нужно лепить по форме, определяя, где они четко просматриваются, где моделируют мягко, а где постепенно теряются.
Нос имеет свои грани света, полутени, тени, свои оттенки света, наконец, свой характер.
Вместе с тем, говоря об образности, необходимо подчеркнуть, что убедительное изображение детали того же носа дает существенную характеристику образа всего человека.
Для того, чтобы рисование портрета велось эффективно, нужно помнить, что при рисовании головы следует воспринимать детали внимательно и в постоянном сравнении, не увлекаться выразительностью отдельных частей натуры: ведь если они задерживают внимание рисующих в большей степени, чем другие, то теряется целостный образ головы. Воспринимая форму, как объем, отграниченный от окружающего пространства многочисленными плоскостями, каждая из которых освещается по-разному, по- разному характеризует форму, и передавая постепенный переход одной плоскости формы в другую, необходимо находить еще более мелкие их членения.
Таким образом, процесс рисования портрета можно рассматривать как несложный комплекс взаимодействия эмоционально-образных и вербально-логических начал. Логика формирования художественного образа диктует необходимость постепенного дополнения эмоциональных образов логическими операциями, знаниями, умениями, навыками. Овладение изобразительной грамотой, в свою очередь, невозможно без практического рисования с натуры, где немаловажное значение иметь умение подмечать в человеке характерное, важное, проводить разнообразные сопоставления.
Только сознательная, целенаправленная деятельность, нацеленная на образное восприятие портретируемого, на постижение соответствующей передаваемому образу техники, обеспечивает формирование художественного образа.
Передача сходства является необходимым условием существования портрета, поскольку без передачи характерных особенностей портретируемого, его характерных движений, внутреннего состояния не будет и убедительного образа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева В.В. Что такое искусство? – М., 1991
2. Алехин А.Д. Когда начинается художник. – М., 1993
3. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. – М., 1970
4. Беда Г.В. Живопись. – М., 1986
5. Беда Г.В. Цветовые отношения и колорит. Краснодарское издательство, 1967
6. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты – М., 1989
7. Вибер Ж. Живопись и ее средства. – М., изд-во Академия художеств СССР, 1961
8. Волков Н.П. Художественная студия в школе. – М., 1993
9. Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М., 1965
10. Волков Ю.А. Работа над живописными этюдами. – М., 1984
11. Гордан Л. Рисунок. Техника рисования головы человека. – М., 2000
12. Гренберг Ю.И. Технология живописи. – М., 1982
13. Живопись: учеб. Пособие для вузов / Н.П.Бесчастнов и др. – М., 1993
14. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. – М., 1961, с.10
15. Иогансов Б.В. О живописи. – М., 1960
16. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. – М., 1965, с. 125
17. Кузин В.С. Психология. Учебник, 4-е изд., М: АГАР, 1999
18. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства. – М., 1983
19. Лазарев В.Н. Портрет в искусстве XVIII в. – М.-Л., 1937
20. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. – М., 1986
21. Немов Р.С. «Общая психология» – М.; Гуманит. Изд.центр Владос, 2003
22. Паррамон Х.М. Как писать маслом. – Спб, 1992
23. Популярная художественная энциклопедия. Кн. 1, 2 / Гл. ред. В.М.Полевой – М., 1986
24. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. – М., 1976
25. Смирнов Г.Б. Живопись. – М., 1975
26. Смирнов Г.Б. Техника масляной живописи. – М., 1983
27. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике. – М., 1981
28. Унковский А.А. Цвет в живописи. – М., 1974
29. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. – М., 1980
30. Унковский А.А. Живопись фигуры. – М., Л., 1968
31. Чаварун Д. Рисунок. Художественный портрет. – М., 2002
32. Школа изобразительного искусства. – 1-е изд. М., изд-во Академия художеств СССР, 1960
33. Школа изобразительного искусства. – 2-е изд. М., 1965 – Вып. II-IV
34. Энциклопедический словарь юного художника. – М., 1983
Яшухин А.П. Живопись. – М., 1985