Содержание
Введение 1. Основы христианства
2. Разделение христианства на разные вероисповедания
3. Православие
4. Православие на Руси
5. Католицизм
6. Протестантство
7. Христианство в наше время
Заключение
Список литературы
Выдержка из текста работы
Христианство наряду с буддизмом и исламом относят к числу мировых религий, имея в виду как его влияние на ход истории, так и масштабы распространения. Если другие мировые религии не ставят вопроса о движущих силах и ходе истории человечества, так что она как бы выпадает из сферы их внимания, то христианство можно по праву отнести к "религиям исторического Божественного откровения". Христианство рассматривает историю как однонаправленный, неповторимый, "разовый" процесс, направляемый богом: от начала (сотворение мира) к завершению, концу (приход мессии, Страшный Суд). Содержание этого процесса составляет драма впавшего в грех человека, отошедшего от Бога, спасти которого способна только милость Божья, и эту милость он может обрести в вере в Спасителя и Церковь, которая является носительницей этой веры. Идея первородного греха, т.е. отпадения людей от Бога, идея искупления и спасения, идея богочеловека, Спасителя — таковы основные идеи христианской проповеди. Христианство учило видеть в людях не богатых и бедных, свободных и рабов, греков, египтян, иудеев и т.д., а только праведных и грешных. На протяжении многих столетий, начиная уже с III—IV вв., христианство было связано с важнейшими моментами общественного развития, определявшего исторические судьбы человечества
В центре христианства — образ Иисуса Христа. Христиане — католики, православные, протестанты — верят, что он одновременно является человеком и Богом. Они принимают его учение и пытаются следовать его примеру в своей жизни. Священная книга христиан — Библия, в которой к Ветхому Завету (священной книге последователей иудаизма) добавлен Новый Завет, повествующий о жизни и учении Христа. В Новый Завет входят четыре Евангелия (от греч. — благовестив), Деяния апостолов — первых проповедников христианства, Послания апостолов к христианским общинам и, наконец, Апокалипсис, или Откровение святого Иоанна Богослова. Произведения эти считаются "богодухновенными", т.е. написанными людьми по внушению Святого Духа. Христиане верят, что своей смертью Иисус Христос примирил род человеческий с Богом, что своим воскресением он победил смерть и зло, дал "новую жизнь" тем, кто в него уверовал
Христианство в современном понимании — собирательный термин, включающий три основных направления: католицизм, православие и протестантизм, в рамках которых существует множество различных вероисповеданий и религиозных объединений, возникших в разное время на протяжении его двухтысячелетней истории.
Истина христианства занимает среди мировых религий уникальное место в силу ряда существенных причин. Не последнюю роль среди них играет то обстоятельство, что христианство, в отличие от всех остальных религий, полностью согласуется с историческими и научными фактами. Сам Иисус — Личность историческая. Он, несомненно, родился в Вифлееме Иудейском в правление кесаря Августа и был казнен по приказу Понтия Пилата, римского прокуратора Иудеи, жившего в первом столетии нашей эры. И, что еще более важно, история Его жизни, смерти и воскресения дошла из уст очевидцев. Таким образом, христианство — вера историческая, и его претензии на истинность можно проверить, изучив исторические факты и свидетельства. Ни одна другая религия в мире не может похвастаться такой исторической основой.
Другая уникальная черта христианства — в том, что его основатель называл себя Богом. Среди всех основателей мировых религий (Будда, Конфуций, Зороастр, Моисей, Мухаммед) только Иисус называл себя Богом во плоти. И Его слова не были пустыми — Он доказал это Своим историческим воскресением из мертвых. Другие религии, буддизм и ислам, призывают чудеса в свидетельство их истинности, однако эти чудеса, в отличие от христианства, не имеют исторического подтверждения.
Еще один момент, который отличает христианство от всех остальных религий, — это то, что его убеждения всегда последовательны. Некоторые учения христианства могут лежать за пределами человеческой логики и даже выглядеть парадоксально, но, в отличие от учений других религий, они не иррациональны и не абсурдны.
И, наконец, христианство уникально, потому что оно может объяснить происхождение всего того, с чем мы сталкиваемся каждый день: законов природы, универсальных законов логики, этических норм, любви, смысла жизни и, конечно, проблемы зла. Таким образом, философски говоря, христианство соответствует сегодняшнему положению дел.
Все-таки, христианство — это религия, полностью отличная от других религий. Она не является выражением человеческих усилий найти Бога, а наоборот этот поиск Богом человека.
Как видно из слов апостола Павла, Бог хочет, чтобы «все люди спаслись и узнали истину». Чтобы спасти человека, Бог послал в мир Сына Своего Иисуса Христа. Вера в Него ведет ко спасению.
Христианство — это весть о единственной, уникальной Личности — Господе Иисусе Христе, Который, чтобы примирить всех людей с Богом, пришел в этот мир и, став участником ряда особых исторических событий, умер на кресте, а затем воскрес. Только Он Один мог сделать подобное. Именно в этом заключается, возможно, самый парадоксальный аспект христианства двадцатого столетия — его исключительность.
Другие религии могут быть достаточно содержательными и иметь способность приспосабливаться. Так, индуизм считается самой содержательной из всех религий. Буддизм гордится своей терпимостью к другим религиозным системам. Но христианство, ибо является исключением оно не предлагает спасение никаким именем, кроме имени Иисуса Христа.
2. Роль христианства в формировании культур Запада и России
Во многом особенности Римско-католической церкви объясняются ее историей, неотделимой от истории Западной Европы и от ценностей европейской цивилизации. После падения Западной Римской империи в конце V века церковь оказалась единственной организующей силой в Западной Европе, погрузившейся в междоусобную борьбу правителей небольших варварских государств. Папство качественно усилило свое экономическое и политическое могущество, выступило с претензиями на верховенство над светскими государями и рассматривало церковь как свое воинство.
Католическая церковь в XI— XIII веках вдохновила и отчасти возглавила так называемые крестовые походы на Восток с целью освобождения Святой Земли (Палестины) от мусульман. Средневековый католицизм отличался крайней нетерпимостью, жестоко преследуя всяческие ереси. Для борьбы с еретиками был учрежден специальный орган — инквизиция, запятнавший себя страшными преступлениями (в особенности свирепствовала инквизиция в Испании). В XV— XVI веках после открытия Нового Света католическая церковь выступала идейным вдохновителем европейской колониальной экспансии.
Вместе с тем западное Средневековье отличают страстный поиск истины, жажда подвига и бескорыстного служения Богу и людям. Поиск шел и в рамках богословия, ставившего глубокие философские вопросы и разрабатывавшего проблемы логики, и в деятельности возникших в XIII веке нищенствующих монашеских орденов — доминиканского и францисканского.
Огромную, если не центральную роль в формировании общеевропейского христианского наследия играла латынь, официальный язык Римско-католической церкви, язык писателей и философов, образованных людей и университетской молодежи. С этой точки зрения можно говорить о латинской традиции западного христианства, которую и представляет Римско-католическая церковь.
В России важнейшим событием явилось принятие князем Владимиром в 988 году византийского христианства (Крещение Руси) во многом определившего последующую судьбу России, развивавшейся с того времени в русле европейской христианской цивилизации и воспринявшей универсальный характер христианской религии.
Крещение Руси носило прогрессивный характер, явилось приобщением русского народа к великим традициям — к тысячелетней христианской, к библейской (ветхозаветной) и через Византию — к античной традиции. Уже в XI веке на Русь из " Болгарии проникают славянские переводы христианских книг, новые переводы появляются в самой Руси, и, что является самым важным, возникает оригинальная русская христианская словесность. Ее замечательные образцы — "Слово о законе и благодати" митрополита Иллариона, "Сказание о Борисе и Глебе", "Житие Феодосия Печерского", "Киево-Печерский патерик", сочинения Кирилла Туровского. На русской земле возводятся дивные церкви и храмы, многие из которых и по сей день являются шедеврами мировой архитектуры. Это — Софийский собор в Киеве (XI в.), Софийский собор в Новгороде (XI в.), Новгородская церковь Спаса на Нередице (XII в.), Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире (XII в.), церковь Покрова на Нерли под Владимиром (XII в.) и др.
Монголо-татарское нашествие XIII века и иго явились тяжелым ударом для Руси. Отразилось иго и на русской церкви. Процесс национального возрождения начался лишь в середине XIV столетия, когда Москва стала центром объединения разрозненных удельных русских княжеств. В деле объединения Руси православная церковь сыграла свою прогрессивную роль
Время с середины XIV до середины XV века было эпохой расцвета христианской православной культуры на Руси. Русь испытала тогда благотворное влияние византийского исихазма — православного мистико-аскетического учения о пути человека к единению с Богом.
Эта эпоха замечательна многими славными именами: Сергий Радонежский (до пострижения в монахи — Варфоломей) — великий русский святой, один из возродителей русского монашества, основатель Троицкого монастыря (позднее в его честь названного Троице-Сергиевой лаврой), вдохновитель Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем; Стефан Пермский — просветитель пермяков (коми), создатель пермяцкого алфавита; замечательные иконописцы: Феофан Грек — выходец из Византии, наследник богатейших традиций византийской иконописи и вместе с тем русский мастер; Андрей Рублев — величайший из всех русских иконописцев, автор "Троицы" — иконы, передавшей всю глубину христианской духовности; утонченный Дионисий; писатели: Епифаний Премудрый — автор Житий Сергия и Стефания, и Пахомий Серб (Логофет). С середины XV века Русская православная церковь становится практически независимой.
Несомненно, христианство принесло с собой из Византии на Русь высокий уровень культуры — нравственный опыт, философско-богословскую мысль, эстетические чувства. Церковное искусство оставило бесценные творения зодчества, иконописи, пения. Немаловажным было уже просто то, что Церковь способствовала распространению грамотности и смягчению нравов. Вместе с тем обретение новой веры было сопряжено с разрушением святынь прежней культуры. Чтобы утвердиться на Руси, христианство должно было вытеснить славянские языческие верования, "сокрушить идолов", которым прежде поклонялись. Поклонение матери-природе, земной и доступной, сменилось поклонением недостижимым и непостижимым "Небесам". Принятие христианства Киевской Русью — это пересадка на славянскую почву чужеродной культуры византийского, восточного христианства. В годы ордынского ига и смут Русская Православная Церковь мирила враждующих князей, она была хранительницей национальной культуры. Она занимала патриотические позиции в годы бедствий, вражеских нашествий. Так было ив 1812 г., и в Великую Отечественную войну 1941—1945 гг. Православие как "господствующее вероисповедание" пользовалось немалыми привилегиями. Выход из него по законам Российской империи вплоть до 1905 г. рассматривался как уголовное преступление.
3. Причины исторического кризиса христианской идеи .
В конце IV века происходит разделение единой Римской империи на Западную и Восточную. Судьбы церкви на Западе, где господствовал латинский язык, и в Восточной империи, в которой был распространен греческий язык, оказались различны. На различия в культуре, религиозных обычаях, обрядах наложились противоречия между растущими притязаниями римских пап на господство в церкви и стремление восточной церкви во главе с патриархом Константинопольским вершить дела самостоятельно. К этому прибавились разногласия по богословским вопросам (неодинаковое понимание отношения лиц Святой Троицы). В 867 году произошел разрыв между папой Римским Николаем I и патриархом Константинопольским Фотием. В начале X века наступило примирение, оказавшееся, однако, непрочным. В 1054 году патриарх Кирулларий и легат (посол) папы Льва IX Гумберт отлучили друг друга от церкви. Так произошло официальное разделение церквей. При этом за западной церковью закрепилось название римско-католическая, а за восточной — греко-кафолическая, или православная.
В XVI в., в эпоху раннебуржуазных революций в Европе, христианство претерпело еще один крупный раскол. Католицизм был идеологической опорой феодализма, и потому начавшееся антифеодальное движение оказалось направленным и против католической Церкви. Вожди Реформации в Германии и Швейцарии — Мартин Лютер, Жан Кальвин и Ульрих Цвингли — обвинили ее в искажении подлинного христианства Они призывали вернуться к истинной вере ранних христиан, ко "всеобщему священству", устранив посредников между человеком и Богом. По сути, была создана новая разновидность христианства, буржуазная по своему духу, — протестантизм. Протестантизму присущ индивидуализм в делах веры: каждый верующий вправе читать и интерпретировать откровение Божье — Библию. "Мысли и чаяния души не могут быть никому подвластны, кроме Бога, — провозглашал Мартин Лютер, — поэтому нелепо и невозможно повелениями принудить кого-либо верить так, а не иначе…" Протестантизм учил, что важны не столько обряды, сколько добросовестное выполнение каждым своих обязанностей, так что это учение о "мирском призвании", о том, что именно в добросовестном труде воплощает человек христианские заповеди. Всякий труд ценен, важен его нравственный мотив, а также прилежание и упорство. Мартин Лютер писал: "Если ты спросишь последнюю служанку, зачем она убирает дом, доит коров, моет клозет, то она может ответить: я знаю, что моя работа угодна Богу, о чем мне известно из его слов и наказа".
Реформация приняла в качестве высшего авторитета в делах веры Священное Писание, отказавшись от накопившихся за прежние века установлений — Священного Предания Церкви. Единственным посредником между людьми и богом она признала Христа, выдвинула идею всеобщего священства и оправдания только благодатной милостью, только верой, чтобы отказаться от посредничества целой армии клириков, покончить с продажей индульгенций, почитанием мощей, паломничествами и прочим. Это было новое понимание Бога и человека, Церкви, таинств, государства, свободы христианства, совести. Так к великому расколу на восточное и западное христианства XI в. прибавился в XVI в. новый — между средневековым христианством и христианством, ставшим на реформаторский путь.
С самого начала протестантизм разделился на ряд самостоятельных вероисповеданий — лютеранство, кальвинизм, англиканство. Позже возникло множество деноминаций, протестанских сект, этот процесс продолжается и в наше время, а прежние секты превратились в церкви, такие, как баптистская, методистская или адвентистская.
Для протестантизма было характерно стремление разделить сферы влияния духовной власти Церкви и светской власти государства: Богу — Богово, а кесарю — кесарево. Протестантизм переносил центр тяжести религиозной жизни с церковных форм на отдельную личность, ее совершенствование. Он упростил обрядность. В XX в. протестантизм выступил инициатором экуменического движения, т.е. движения за преодоление раскола христианства. К этому движению в 50-е гг. примкнула Русская Православная Церковь. Экуменическое движение и созданный им Всемирный Совет Церквей главное внимание уделяют ныне поиску стратегий развития современного общества, преодоления нависших над человечеством угроз.
В XVII столетии Русская церковь пережила один из самых тяжелых кризисов в своей истории. К середине века многие образованные люди ощущали необходимость церковных реформ. Однако если одни стремились сохранить исконные русские традиции, то другие полагали необходимым реформировать жизнь церкви по греческим канонам. В начале 1650-х годов патриарх Никон предпринял реформу, которая сводилась к приведению обрядов русской церкви в соответствие с греческими. Это вызвало протест ревнителей старины, усмотревших в никоновских реформах отступление от православия. При поддержке царя Алексея Михайловича ("Тишайшего") реформы эти проводились силой, что способствовало церковному расколу, отпадению от церкви сторонников старых обрядов — старообрядцев. Наиболее выдающимся борцом за старую веру был протопоп Аввакум Петров, автор знаменитого "Жития" — замечательного памятника русской литературы, в котором Аввакум описал свою жизнь и борьбу. Старообрядчество подверглось суровым гонениям. Аввакум со своими подвижниками в 1682 году был сожжен в срубе. Репрессии против старообрядцев продолжались в XVIII и XIX веках. Однако, несмотря на преследования, старообрядчество выжило и внесло значительный вклад в русскую культуру.
Уже в начале XVIII века старообрядчество распалось на ряд течений, называемых толками, или согласиями. В настоящее время старообрядцы подразделяются на два больших направления. Это — поповцы, сохранившие духовенство, и беспоповцы, которые духовенства не признают. Поповцы представлены двумя церквами — Русской православной старообрядческой церковью, возглавляемой митрополитом Московским и всея Руси, и малочисленной церковью древлеправославных христиан — старообрядцев во главе с архиепископом Новозыбковским, Московским и всея Руси (резиденция архиепископа в городе Новозыбкове Брянской области). Наиболее многочисленным направлением беспоповства является Поморское согласие.
Как ни одна другая мировая религия, христианство за два тысячелетия своего существования пережило немало трагических эпох. И ныне крещеное человечество испытывает глубокий религиозный кризис. Утрачен великий смысл искупительной жертвы Христа Спасителя.
Вся история христианства была не чем иным, как единым и великим поиском жизненно мудрого пути к Богу, укореняясь во Христе и творчески пропитывая лучами Его Света ткань человеческой жизни. Но этот путь был усеян терниями, полит кровью тех, кто поверил в Спасителя. Несмотря на то, что в Священном Писании проповедовался дух любви — к Богу, к ближнему своему, к народу своему, к власти, — заповеди Христа либо искажались, либо вовсе попирались людьми, и власть имущими в первую очередь.
Переживет ли христианская религия эпоху крушения идеалов, кризис безбожия, вступит ли она в свое третье тысячелетие обновленной, очищенной от разногласий православия, католицизма и протестантизма; от стяжательства и греховности людей, именующих себя христианами; освободится ли от гордыни и скверны, словно ракушками, облепленная ныне, — будет зависеть от многих факторов. И в первую очередь — от возрождения истинной духовности и истинной веры.
Список использованных источников
1.Религия. История и современность: Учебник для вузов / Под ред. Ш. М. Мунчаева. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.-264 с.
2.Религии мира. 10-11кл.; Пособие для общеобразоват. учеб. Заведений / Л. Г. Жукова, А. В. Журавский А. В., Пименов — М.: Дрофа; Наталис, 1997. — 272 с.
3.Гордиенко Н. С. «Крещение Руси»: факты против легенд и мифов. — Л.: Лениздат, 1984 — 287 с.
4.Свеницкая И. С. Ранее христианство: страницы истории — М.: Политиздат. 1987. — 336 с.