Выдержка из текста работы
В условиях преодоления последствий мирового финансового кризиса роль кредитной политики и разнообразных инструментов денежно-кредитной политики существенно возрастает.
Принципиальным требованием при этом является обеспечение системности в применении различных инструментов кредитного регулирования, их направления на достижение денежной и финансовой стабилизации. Нельзя, скажем, одновременно увеличивать предложение денег и сдерживать рост нормы процента. Это альтернативные рычаги кредитного регулирования, применение которых дает взаимоисключаемый эффект. Необходимо учитывать, что в теории разработаны и рассмотрены ограничения к применению существующих инструментов кредитной политики.
В противном случае будет иметь место ситуация, которая сложилась в экономике России.
Объемы потребления по всем рынкам значительно снизились, производство остается на очень низком уровне. В этих условиях большинство предприятий оказываются на грани убыточности своей деятельности. В период экономического подъема неэффективность производства компенсировалась высоким спросом, предприятия не научились считать деньги.
В ситуации кризиса они не могут работать в прибыль. В этих условиях государству придется поддерживать отечественного производителя и вливать деньги в экономику. Кроме того правительство, скорей всего, будет вынуждено пойти на ослабление курса рубля, которое, в свою очередь, приведёт к росту внутренних цен на ресурсы.
Учитывая динамику денежной массы (М2) и значительный лаг (около 12 месяцев) между изменением денежной массы и инфляцией, полностью избежать всплеска инфляции не получится, т.к. государству в конечном итоге придется пойти на финансирование госрасходов за счет дополнительной эмиссии. Поэтому, скорее всего, в 2010 г. рублевая инфляция может превысить 15%.
В этих условиях особенно актуальна тема данной курсовой работы.
Цель курсовой работы - рассмотреть сущность кредитной политики государства в условиях рыночной экономики; охарактеризовать инструменты кредитно-денежной политики и ее особенности применительно к современной экономической системе России.
1 Роль и сущность государственной кредитной политики в условиях рыночной экономики
Кредитная политика представляет собой набор инструментов с помощью которых правительство в лице центрального банка страны или подобного института воздействует на темпы экономического развития страны путем изменения объема денежной массы. Суть деятельности правительства в этом направлении заключается в том, что изменение величины денежной массы в экономике ведет к обратному изменению величины банковской ставки процента. Это, в свою очередь, оказывает влияние на стоимость кредита, экономическую активность фирм и совокупное предложение.
Если правительству нужно уменьшить экономическую активность, то оно проводит «политику дорогих денег». Денежная масса сокращается, что означает удорожание кредита. Когда правительству нужно увеличить экономическую активность, оно проводит «политику дешевых денег». Денежная масса расширяется, происходит удешевление кредита.
Напомним, что не всегда может быть достигнута основная цель кредитной политики — изменение ставки процента.
С одной стороны, банки не могут бесконечно понижать процентные ставки, так как именно ставка процента определяет размер их прибыли. Будучи коммерческой организацией, банк не может, да и не будет работать, не получая прибыли.
С другой стороны, ставка процента не может беспредельно повышаться в силу того, что рост производства ограничен. Кредит берется для развития и поддержания деятельности фирмы. Хотя при расширении производства поначалу наблюдается положительный эффект масштаба, со временем он становится нулевым или отрицательным вследствие либо насыщения рынка, либо роста издержек в результате эффекта уменьшающейся отдачи.
Перейдем к рассмотрению инструментов кредитной политики: изменению нормы обязательных резервов, изменению учетной ставки процента и операциям государства на отрытом рынке.
Политика обязательных резервов оказывает самое широкое воздействие на изменение совокупного предложения. Центральный банк требует от коммерческих банков перечислять на его счета часть своих пассивов, то есть привлеченных средств. Это диктуется двумя основными обстоятельствами.
Во-первых, в случае «набега вкладчиков» банкам могут понадобиться дополнительные суммы денег (банки редко хранят у себя больше 5 — 10% пассивов). Набег вкладчиков подразумевает одновременное обращение большинства вкладчиков в банк с требованием вернуть вложенные деньги.
Во-вторых, центральный банк регулирует объем денежной массы посредством изменения ставок обязательных резервов. Чем выше резервная ставка, тем меньшее количество денег обслуживают хозяйственный оборот. Чем ниже ставка, тем больше денег в обороте страны.
Следовательно, чем выше ставка обязательных резервов, тем медленнее будет происходить увеличение денежной массы, и наоборот. В таком случае, если правительство ставит перед центральным банком задачу увеличить объем денежной массы, то он должен будет уменьшить ставку обязательных резервов. Когда ставится задача уменьшить объем денежной массы, центральный банк должен будет увеличить резервную ставку.
Изменение норм обязательных резервов имеет определенные ограничения по применению из-за сильного эффекта воздействия этого инструмента на экономику. Нельзя забывать о том, что совсем небольшое изменение нормы резервирования вызывает значительные изменения в объеме кредитования экономики, а вместе с тем и в уровне занятости, и в объеме ВВП.
Учетная ставка, или ставка рефинансирования, представляет собой величину процентной ставки, по которой центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам и переучитывает векселя. В целом, изменение величины учетной ставки идентично изменению норм обязательных резервов.
Если целью центрального банка является увеличение денежной массы, то он снижает учетную ставку. Кредиты становятся более доступными, их объем увеличивается. Когда перед центральным банком стоит цель уменьшения денежной массы, он повышает учетную ставку. Кредиты «дорожают», и их объем уменьшается.
Одной из форм кредитования, точнее финансирования, выступает переучет векселей центральным банком (их вторичный учет, или покупка). Коммерческий банк получает часть суммы, указанной в векселе. Другую часть суммы центральный банк взимает в качестве процента за проведение такой операции. Чем выше учетная ставка, тем реже коммерческие банки переучитывают векселя. С понижением учетной ставки операции переучета расширяются, вызывая увеличение денежной массы.
Данному инструменту присущи определенные ограничения.
Во-первых, если учетная ставка становится довольно высокой, то коммерческие банки могут обратиться за кредитами в банки других стран, где учетная ставка ниже и кредиты более доступны.
Во-вторых, не все банки берут кредиты в центральном банке. Еще меньше банков занимаются операциями переучета.
В-третьих, изменение учетной ставки центрального банка практически всегда запаздывает по отношению к процентным ставкам в экономике, что объясняется бюрократическими задержками (необходимо определенное время для принятия и утверждения правительственного решения об изменении учетной ставки).
Под операциями на открытом рынке подразумеваются операции центрального банка по купле-продаже ценных бумаг правительства на фондовых биржах страны. Данные ценные бумаги не являются высокодоходными по сравнению с «коммерческими», или неправительственными, бумагами. Однако, правительственные ценные бумаги обладают высокой надежностью в силу того, что правительство несет по ним ответственность золотовалютными запасами и всеми ресурсами страны, находящимися в государственной собственности. Это гарантирует постоянный сирое на них.
Когда перед центральным банком ставится цель увеличения объема денежной массы, он покупает ценные бумаги правительства. При их покупке деньги переводятся со счетов центрального банка в коммерческие банки, так как практически все подобные операции проводятся безналичным путем. В результате количество денег в банковском секторе увеличивается, и возрастают темпы их мультипликативного расширения. Если центральный банк уменьшает денежную массу, то он предлагает к продаже правительственные бумаги.
Коммерческие банки переводят денежные средства со своих счетов на счета центрального банка. Объем денежной массы в банковском секторе уменьшается, и скорость мультипликативного расширения замедляется.
Отметим, что данный способ регулирования объема денежной массы не является столь всеохватывающим, как изменение обязательных резервов. Как и в случае переучета векселей, не все банки покупают и продают ценные бумаги правительства. Даже если они совершают такие операции, то не все они будут осуществлять соответствующие сделки с центральным банком, как только центральный банк инициирует их. Тем не менее, операции на открытом рынке являются самым широко используемым средством кредитно-денежной политики. В большинстве стран, где не требуется законодательно оформленного решения на проведение операций подобного рода и где рынок ценных бумаг хорошо развит, данный инструмент используется постоянно и весьма оперативно.
Три инструмента кредитной политики — изменение обязательных резервов, учетной ставки и операции на открытом рынке — оказывают разное воздействие на отдельные коммерческие банки. Так, банки, расположенные вдали от финансовых центров и банки, располагающие небольшими пассивами, тяжелее переносят рестриктивную политику центрального банка, чем другие.
Одной из задач правительства в рыночной экономике является поддержка конкуренции, в том числе и в банковском секторе. Абсолютно одинаково воздействуя на банки, обладающие разными возможностями, правительство скорее подавляет конкуренцию.
Что касается учетной ставки, то льгота проявляется в расширении квот переучета векселей и в уменьшении ставки переучета. При операциях на открытом рынке в качестве льготы выступает первоочередное право банков на покупку или продажу правительственных ценных бумаг.
Во второй половине двадцатого века в немецкой экономической среде, в частности в работе X. Витте «Политика минимальных резервов в Федеративной Республике Германии», a затем и в «Экономике» американского экономиста Самуэльсона инструменты, или меры, монетарной политики стали подразделяться на количественные и качественные.
Под количественными мерами подразумевалось стандартное применение инструментов кредитно-денежной политики. Качественные меры проявлялись в относительно равно напряженном воздействии центрального банка на коммерческие банки путем предоставления льгот банкам исходя из их местоположения и размера.
Именно в качественных мерах регулирования объема денежной массы проявляется государственная поддержка конкуренции о банковском секторе.
2 Опыт кредитно-денежного регулирования в зарубежных странах
В странах, имеющих развитую кредитную систему, особенностью современной банковской деятельности является выполнение множества банковских операций с широкой клиентурой. Например, крупнейшие коммерческие банки (клиринговые банки) Великобритании используют в своей деятельности около 100 различных видов операций по обслуживанию клиентов, коммерческие банки США — свыше 150 видов операций, банки Японии — около 300 видов.
В настоящее время в США насчитывается более 15000 коммерческих банков, наиболее распространенные из них — бесфилиальные банки, то есть банки без отделений (филиалов). Именно поэтому США является страной с самым большим количеством коммерческих банков. Например, в Канаде все банковские услуги предоставляют не более 20 банков, имеющих широкую сеть филиалов.
В Германии ведущее положение занимает группа коммерческих банков, которую возглавляет «большая тройка» банков: Дойчебанк, Дрезднербанк и Коммерцбанк, которые сосредоточили у себя более 50% вкладов и 40% предоставляемых кредитов.
Коммерческие банки в Германии выполняют также функции инвестиционных банков, занимаясь размещением ценных бумаг и долгосрочным кредитованием.
В банковской практике ведущих западноевропейских стран и США на протяжении последних двух десятилетий особенно быстрыми темпами увеличивались объемы операций со ссудами под залог физическим лицам и промышленным и торговым фирмам, с ипотечными, потребительскими и другими видами кредитов. Причем на ипотечные и потребительские кредиты во второй половине 80-х годов приходилось свыше половины всей суммы задолженности коммерческим банкам.
Статистические данные показывают, что в настоящее время ссуды под залог населению относились к числу наиболее рентабельных операций крупнейших банков. Неуклонно расширялся и спектр кредитных услуг — особой популярностью пользовались ссуды для оплаты обучения, покупки в рассрочку компьютерных систем, жилья и т.д.
В мировой практике одной из распространенных форм банковского кредита под залог ценных бумаг является ломбардный кредит, то есть кредит в твердой фиксированной сумме, предоставляемый банком-кредитором заемщику под залог имущества или имущественных прав. Широко применяется ломбардный кредит под залог ценных бумаг. Необходимость в нем возникает вследствие потребности в кредитных ресурсах и нежелания заемщиком продавать находящиеся у них ценные бумаги.
Что касается ипотечной системы за рубежом, то одно из главных ее преимуществ заключается в том, что она гарантирует несомненность юридически значимых действий в отношении недвижимости. В Западной Европе и США давно сформировалась развитая и законодательно отрегулированная система ипотеки, в основу которой положены четкие методы регистрации недвижимости, а также строгое юридическое оформление возникновения и прекращения залогового права на недвижимое имущество.
Основу регистрационной системы в Германии, например, составляет земельная книга, роль и порядок ведения которой регулируются германским гражданским уложением и специальным актом «Правила ведения земельной книги».
Регулирование ипотечных отношений в США осуществляется согласно федеральному законодательству и законам штатов. В соответствии с этим кредитор обязан предоставить заемщику подробнейшую информацию о кредите, а физическое лицо не должно быть ничем ограничено в своем праве на получение кредита.
В практике западных банков проводится разграничение между деловыми (коммерческими) ссудами и персональными кредитами. Этим категориям соответствуют различные виды кредитных соглашений, определяющих условия предоставления займа, его погашения и так далее.
В сфере кредитования многие банки ввели новые формы, в том числе и для частных клиентов, такие, как:
— Bridging loan (ссуда физическому лицу на покупку нового дома до момента продажи заемщику его старого дома);
— Housing loan (ссуда на покупку дома физическим лицам, не владеющим на момент выдачи ссуды какой-либо недвижимостью);
— Home impravement loan (ссуда на улучшение (ремонт) дома) и другие.
Для клиентов юридических лиц стали применяться:
— Business start loan иbusiness development plan (для начинающего бизнеса);
— Acquisition (ссуда на покупку активов другой фирмы).
Характерным примером может служить функциональная эволюция Доверительно-сберегательного банка в Великобритании. Основной задачей этого банка являлась аккумуляция сбережений граждан в так называемые «пулы» и размещение собранных сумм во вклады в акционерных коммерческих банках под определенный процент. Начиная с 1976 года, с выходом закона «О Доверительно-сберегательном банке», банк стал намного активнее развивать услуги, предоставляемые им своим клиентам: с 1977 года — ссуды частным лицам, с 1978 года — кредитные карточки («Trastcard»), с 1979 года — ипотечный кредит. Далее банк приступил к выпуску и размещению собственных акций на фондовой бирже. Этот опыт Доверительно-сберегательного банка стал распространяться на коммерческие банки других промышленно развитых стран.
Рассмотрим наиболее распространенные методы банковского кредитования деловых фирм и индивидуальных клиентов в Великобритании.
Английские банки используют овердрафт как основную форму краткосрочного кредитования коммерческих предприятий. Овердрафт неразрывно связан с текущим счетом: при наличии соответствующего соглашения банк разрешает владельцу счета выписывать чеки на суммы, превышающие кредитовый остаток на счете, в пределах установленного лимита.
Сроки овердрафта в Великобритании — от нескольких месяцев до нескольких лет, но банк, как правило, требует полного погашения кредита раз в год и проводит ежегодное обследование дел клиента. Если возникают сомнения в платежеспособности заемщика, договор расторгается.
Процент по овердрафту начисляется ежедневно на непогашенный остаток. Эта форма кредита считается самой дешевой, так как клиент платит только за фактически использованные суммы.
Другая традиционная форма кредитования, применяемая английскими банками,- кредит по ссудному счету (credit on loan account). В отличие от овердрафта, клиенту открывается специальный ссудный счет, в дебет которого зачисляется сумма кредита. Одновременно кредитуется текущий счет клиента и последний может использовать его в обычном порядке, выписывая чеки и снимая наличные. Кредит по ссудному счету предоставляется для финансирования капитальных затрат и для осуществления различных коммерческих проектов.
Сроки кредита по ссудному счету различны. Они зависят от сроков экономической жизни приобретаемого оборудования или от расчетного времени проекта. Обычно эти кредиты относятся к категории средне- и долгосрочных. Проценты начисляются ежеквартально на непогашенную часть кредита и списываются с текущего счета клиента. В некоторых случаях практикуется зачисление их в кредит ссудного счета вместе с взносами на погашение основной суммы долга.
Размер процентной ставки определяется путем «накидки» на базовую ставку банка (в случае фиксированной ставки) или изменяется периодически с изменением рыночных ставок (используются в качестве ориентира ставки по межбанковским кредитам — «ЛИБОР»).
К числу наиболее популярных форм кредитования частных лиц относятся: персональные ссуды; бюджетные счета; ссуды на покупку домов.
Кредитно-денежная политика как инструмент регулирования экономики разрабатывалась в рамках неоклассического направления М. Фридменом и А. Шварц.
Несмотря на то, что изменение объема денежной массы вызывает соответствующее изменение в величине совокупного предложения, изменения эти происходят не сразу.
Так, по оценке Фридмена, для полного проявления эффекта воздействия изменения количества денег на объем производства должно пройти не менее полугода, если экономика находится на спаде, и не менее года, если она переживает подъем. Это объясняется временем, необходимым банковскому сектору для реакции на осуществленные изменения. Поэтому монетаристы рекомендуют изменять объем денежной массы в рамках 2 — 5% в год.
Стратегической целью государственной политики в денежно-кредитной сфере традиционно считается обеспечение макроэкономической стабильности, которое предполагает регулирование ряда агрегированных показателей, таких как темп инфляции, национальный доход, сальдо платежного баланса, валютный курс. Непосредственным объектом воздействия денежно-кредитной политики становятся банковские резервы, различные параметры денежного предложения и процентные ставки, манипулирование которыми позволяет регулирующим органам реализовать долгосрочные целевые ориентиры.
Таковы цели и задачи денежно-кредитного регулирования в экономически развитых странах, обладающих эффективными «ценовыми» механизмами распределения ресурсов.
3 Особенности кредитной политики России на современном этапе
В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 подов» отражаются главные задачи, стоящие перед Банком России в указанный период в соответствии с проводимой Правительством Российской Федерации экономической политикой, и определяются меры денежно-кредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей. Временной горизонт совпадает с горизонтом планирования федерального бюджета.
Установление целевых ориентиров прироста потребительских цен в рамках трехлетнего скользящею периода, превышающего продолжительность основных лагов в действии трансмиссионного механизма денежной политики, позволяет учитывать влияния динамики денежного предложения и решений о корректировке его годовой траектории на инфляцию за пределами одного календарного года. Кроме того, объявление среднесрочной стратегии денежно-кредитной политики способствует стабилизации инфляционных ожиданий экономических агентов, в том числе в условиях непредвиденных изменений внешне- и внутри экономических факторов конъюнктурного характера.
Банк России и Правительство Российской Федерации в вариантах развитая российской экономики в 2009 году и в период 2010 и 2011 годов исходят из единых оценок внешних и внутренних условий ее функционирования. В предстоящие три года основной задачей денежно-кредитной политики является последовательное снижение инфляции до 5-6,8% в 2011 году (из расчета декабрь к декабрю).
Банк России намерен в указанный период в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. Однако в ближайшее время денежно-кредитная политика «о многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса. При этом решения по корректировке политики будут приниматься на основе учета широкого спектра экономических индикаторов. Общемировая тенденция существенного роста цен на продукты питания и энергоносители, а также опережающий рост внутреннего спроса уже в 2007 году обусловили более высокую, чем предполагалось ранее, инфляцию в России. Поэтому Банком России осуществлялись действия по возвращению инфляции на траекторию снижения.
Однако решение этой задачи было осложнено влиянием на российский финансовый рынок кризисных явлений на мировых финансовых рынках, спровоцированных проблемами в экономике США. В результате Банк России был вынужден перенести акцент с контроля над инфляцией на поддержание стабильности банковской системы.
Были усилены меры по увеличению ликвидности банков и поддержанию бесперебойности проведения расчетов.
Ускорение инфляции, а также ожидаемые в предстоящий период внешние и внутренние макроэкономические условия подтверждают необходимость осуществления более гибкой курсовой политики и активного использования процентной политики. Динамика денежных агрегатов будет оставаться важным индикатором для оценки монетарных условий и среднесрочного тренда инфляции.
Банк России продолжит движение к режиму свободно плавающего валютного курса, последовательно ослабляя жесткость привязки рубля к бивалютной корзине и допуская большую волатильность ее стоимости. Режим свободно плавающего валютного курса необходим для введения таргетирования инфляции в полном объеме. При этом одновременно с сокращением участия Банка России в курсообразовании потребуется реализация комплекса мер по превращению процентной ставки Банка России в главный инструмент денежно-кредитной политики, влияющий на инфляционные ожидания экономических агентов и формирующий монетарные условия функционирования экономики.
При разработке денежно-кредитной политики на период 2009-2011 годов Банк России принимает во внимание возможные изменения мировых цен на основные товары российского экспорта, прежде всего на энергоносители.
В случае снижения этих цен при продолжении увеличения импорта высокими темпами, поддерживаемого внутренним спросом, может произойти существенное сокращение положительного сальдо торгового баланса и даже образование его дефицита. Поскольку в этом случае ослабнет действие одного из факторов, определяющих укрепление рубля, Банк России может сократить покупки валюты на внутреннем рынке, осуществляемые в целях сдерживания темпов укрепления национальной валюты. Решения о характере и объеме интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке в основном будут обусловлены целями денежно-кредитной и бюджетной политики. Ожидаемое сокращение валютных интервенций может существенно уменьшить роль чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования как основного источника роста денежного предложения. С целью обеспечения соответствия денежного предложения спросу на деньги Банк России продолжит активно использовать операции по рефинансированию банков. Это также будет способствовать повышению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции.
Для обеспечения соответствия динамики инфляции целевой траектории Банк России будет использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитной политики. На успешность проведения денежно-кредитной политики будут влиять в определенной степени как бюджетные механизмы аккумулирований дополнительных доходов от экспорта нефти и газа при высоких ценах мирового рынка энергоносителей, так и проведение консервативной бюджетной политики.
Процентная политика Банка России будет осуществляться исходя из состояния экономики и динамики инфляции. Важной задачей процентной политики будет постепенное сужение коридора процентных ставок по собственным операциям Банка России и снижение волатильности ставок денежного рынка. При этом все большее влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будут оказывать ставки по рыночным инструментам рефинансирования банков, прежде всего по операциям прямого РЕПО.
Основным фактором риска для российского банковского сектора в условиях международного финансового кризиса является существенное ограничение доступа к ресурсам с международных рынков капитала и сокращение возможностей внешнего рефинансирования ранее привлеченных заимствований в связи со значительным подорожанием привлеченных средств для первоклассных заемщиков и фактическим исключением такой возможности для других заемщиков.
Следствием влияния указанного фактора является введение российскими банками более консервативных подходов при кредитовании и при оценке кредитного риска. В свою очередь, это ведет к снижению темпов роста кредитных вложений в экономику и снижению финансового результата (прибыли) кредитных организаций. Одновременно это обусловливает относительное увеличение в портфелях кредитных организаций доли проблемных активов, как накопленных в период кредитной экспансии, так и отражающих ухудшение экономического положения предприятий при ужесточении условий привлечения кредитов.
В этой ситуации на состояние банковского сектора будет оказывать влияние качество функционирования внутрибанковских систем оценки и управления рисками, включая кредитный риск, риск ликвидности, рыночный, операционный и репутационный риски. Наряду с вопросами поддержания ликвидности банки должны уделять внимание вопросам поддержания достаточности капитала, в том числе и за счет дополнительных инвестиций собственников и новых инвесторов.
В целях снижений негативного влияния международных финансовых потрясений на экономику и финансовые рынки России реализуется комплекс мер по частичному замещению выбывших кредитных ресурсов банков и восстановлению нормального кредитного цикла. Эти мерь; направлены на исключение системной угрозы устойчивости банковского сектора.
В рамках системы управления ликвидностью банковского сектора Банк России продолжит улучшать условия доступа кредитных организаций к инструментам рефинансирования, что должно способствовать снижению трансакционных издержек и рыночных рисков. При дальнейшем развитии внутреннего финансового рынка, его инфраструктуры это будет способствовать более эффективному перераспределению денежных средств в экономике.
Решения по использованию инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности будут приниматься в зависимости от динамики основных макроэкономических показателей и состояния финансового рынка. При необходимости Банк России может применять обязательные резервные требования в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковского сектора.
Для перехода к режиму таргетирования инфляции в полном объеме Банк России будет участвовать в работе по созданию необходимых условий институционального характера, способствовать повышению глубины и ликвидности российского финансового рынка, добиваться роста эффективности своей процентной политики, совершенствовать управление ликвидностью банковского сектора, развивать систему анализа денежно-кредитной политики, макроэкономического моделирования и прогнозирования.
Особое значение Банк России придает формированию доверия общества к осуществляемой денежно-кредитной политике, повышению ее открытости и прозрачности, разъяснению общественности своих целей, задач и принятых мер.
Ожидается, что в 2010 — 2011 годах внешние условия развития российской экономики ухудшатся по сравнению с предшествующим трехлетним периодом. Снижение темпов роста производства товаров и услуг в мире, начавшееся в 2008 году, по прогнозам, продолжится и далее.
В 2010 и 2011 годах темпы роста мировой экономики возрастут, однако по итогам периода 2009-2011 годов они окажутся ниже, чем в 2006-2008 годах (рисунок 1 и таблица 1 Приложения А). Снижение инфляции в группе стран — ведущих поставщиков товаров в Россию в 2010 и 2011 годах, по прогнозам, продолжится.
В условиях кризиса на финансовых рынках центральные банки ведущих развитых стран осуществили в 2008 году снижение процентных ставок. Соответственно, их среднегодовой уровень в 2009 году будет ниже, чем в предыдущем году. Предполагаемые соотношения между процентными ставками в России и зарубежных странах сохраняют возможность притока капитала в российскую экономику. В то же время остается высоким риск оттока капитала из России вследствие нестабильности на мировых финансовых рынках.
Цена на нефть на мировых энергетических рынках является важнейшим фактором, оказывающим влияние на развитие российской экономики. В этой связи Банк России рассмотрел четыре варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2009-2011 годах, три из которых основываются на прогнозах Правительства Российской Федерации.
В рамках первого варианта, который рассмотрен дополнительно к вариантам прогноза Правительства Российской Федерации, предполагается снижение в 2009 году среднегодовой цены на российскую нефть до 66 долларов США за баррель.
В этих условиях сальдо счета текущих операций может стать отрицательным. Реальные располагаемые денежные доходы населения могут возрасти на 8,1%, инвестиции в основной капитал — на 10%, а объем ВВП — на 5,7%.
В рамках второго варианта в 2009 году предусматривается развитие российской экономики в условиях снижения на мировом рынке цены на нефть сорта «Юралс» до 90 долларов США за баррель. В этих условиях положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса может сократиться более чем в 2 раза. Прирост валютных резервов замедлится.
По этому варианту в 2009 году реальные располагаемые денежные доходы населения могут увеличиться на 9,9%. Прирост инвестиций в основной капитал ожидается на уровне 14%. Объем ВВП в этом случае может возрасти на 6,4%.
В качестве третьего варианта рассматривается прогноз, положенный в основу проекта федерального бюджета. Предполагается, что в 2009 году цена на российскую нефть снизится до 95 долларов США за баррель.
Экспорт товаров и услуг по этому варианту будет близок к показателю 2008 года, а импорт увеличится значительно. Профицит счета текущих операций платежного баланса будет больше, чем во втором варианте. Прирост валютных резервов замедлится, но в меньшей степени, чем во втором варианте.
По этому варианту предполагается реализация мероприятий по переходу на инновационную модель развития, что будет способствовать сохранению высокой инвестиционной активности — в 2009 году темп прироста инвестиций в основной капитал может составить 14,5%. Реальные располагаемые денежные доходы населения могут возрасти примерно на 10,5%. Темпы экономического роста в этих условиях ожидаются на уровне 6,7%.
Согласно четвертому варианту прогноза предполагается, что цена на российскую нефть в 2009 году составит 115 долларов США за баррель. В этом случае положительное сальдо счета текущих операций и, прирост валютных резервов будут больше, чем в третьем варианте.
На фоне значительного улучшения внешних условий темпы роста основных экономических показателей будут выше, чем в третьем варианте. Увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения ожидается на уровне 11,1%, инвестиций в основной капитал — 15,2%. Прирост ВВП в этом случае может составить 7,1%.
В соответствии с прогнозом на среднесрочную перспективу предполагается, что цена на российскую нефть в 2011 году может составить: по первому варианту 60 долларов США за баррель; по второму — 75 долларов США за баррель; по третьему — 88 долларов США за баррель; по четвертому ~ 122 доллара США за баррель. Эти условия будут благоприятными для развития российской экономики. В зависимости от варианта ВВП может расти в 2010 и 2011 годах темпами 5,5-7,1%, что выше ожидаемых темпов роста мировой экономики.
Система инструментов денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе будет ориентирована на решение стратегической задачи — переноса центра тяжести с управления валютным курсом на усиление роли процентной политики Банка России. При этом Банк России должен иметь возможность оперативно реагировать на изменение ситуации в денежно-кредитной сфере для поддержания ее устойчивости с учетом рисков, обусловленных действием внешних и внутренних факторов.
В зависимости от складывающейся экономической ситуации Банк России будет применять инструменты предоставления или абсорбирования ликвидности, обеспечивая приоритетное использование рыночных операций на аукционной основе в сочетании с инструментами постоянного действия.
При развитии ситуации в денежно-кредитной сфере по сценарию формирования структурного избытка денежного предложения (что может быть связано со значительным притоком частного капитала в Россию и сохранением высоких мировых цен на товары российского экспорта) Банк России будет преимущественно использовать инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности, в первую очередь операции с ОБР и депозитные операции. При необходимости Банк России намерен проводить операции по продаже государственных облигаций из собственного портфеля (без обязательства обратного выкупа). Повышение нижней границы процентных ставок по своим операциям Банк России будет осуществлять с учетом риска возможного дополнительного притока иностранного капитала. В этих условиях также ожидается, что продолжится полномасштабное применение бюджетных механизмов (в первую очередь механизмов формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) для стерилизации свободных денежных средств, поэтому бюджетный канал по-прежнему будет играть ключевую роль в обеспечении сбалансированности внутреннего денежного рынка.
Однако в случае ослабления платежного баланса более вероятно развитие ситуации по сценарию перехода к устойчивому недостатку ликвидности в банковском секторе и формированию значительного и регулярного спроса кредитных организаций на инструменты Банка России по предоставлению денежных средств. При снижении роли валютных интервенций в формировании денежного предложения Банк России будет обеспечивать необходимый уровень рефинансирования кредитных организаций, используя рыночные операции предоставления ликвидности (прежде всего аукционы прямого РЕПО, ломбардные аукционы) и инструменты постоянного действия (в частности, операции РЕПО по фиксированной ставке и сделки «валютный своп», ломбардные кредиты по фиксированной процентной ставке, кредиты, обеспеченные нерыночными активами). Для обеспечения бесперебойного осуществления расчетов кредитными организациями будет продолжено предоставление на ежедневной основе внутридневных кредитов и кредитов «овернайт» Банка России.
Банком России будет продолжена политика расширения перечня активов, которые могут быть использованы в качестве обеспечения по инструментам рефинансирования Банка России. После внесения соответствующих законодательных изменений, позволяющих Банку России совершать операции на фондовых биржах с корпоративными ценными бумагами, планируется проведение операций прямого РЕПО с биржевыми облигациями и акциями наиболее надежных эмитентов.
В целях улучшения возможностей кредитных организаций по получению денежных средств с помощью инструментов рефинансирования Банком России предусматриваются создание «единого пула обеспечения», включающего в себя как рыночные, так и нерыночные активы. При этом между Банком России и кредитными организациями предполагается заключать «рамочные» соглашения, что позволит определять общие условия предоставления кредитов Банка России при использовании дифференцированного подхода к установлению процентных ставок по ним в зависимости от качества обеспечения.
Банк России продолжит участие в работе, направленной на закрепление на законодательном уровне возможности Банка России по привлечению специализированных организаций, в том числе Агентства по страхованию вкладов, к организации публичных торгов по реализации имущества, принятого в залог по кредитам Банка России, не обращающегося в России на организованном рынке.
В условиях ограниченности объема обеспечения, имеющегося в наличии у кредитных организаций, и усиления их потребности в рефинансировании Банк России при необходимости будет использовать аукционы по предоставлению кредитов без обеспечения кредитным организациям с международным рейтингом долгосрочной кредитоспособности не ниже определенного уровня. На начальном этапе проведения указанных операций минимальный рейтинг кредитоспособности устанавливается на уровне «В-» по классификации рейтинговых агентств «Fitch Ratings» или «Standard & Poor’s» либо на уровне «ВЗ» по классификации рейтингового агентства «Vhocody’s investors Service».
В качестве инструмента прямого регулирования ликвидности по-прежнему будут использоваться (обязательные резервные требования. Банк России предполагает придерживаться политики поэтапного повышения коэффициента усреднения обязательных резервов в целях расширения возможностей банковского сектора по управлению ликвидностью и адаптации кредитных организаций к новым резервным требованиям. Вместе с тем в зависимости от изменения макроэкономической ситуации Банк России может принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов. В 2009-2011 годах предполагается уточнить категории резервируемых обязательств, порядок определения величины резервируемых обязательств по выпущенным кредитной организацией долговым ценным бумагам, порядок переоформления обязательных резервов при реорганизации кредитных организаций.
В 2009-2011 годах Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с Минфином России как в области реализации денежно-кредитной политики, так и по вопросам развития национальных финансовых рынков. В частности, реализованный в 2008 году Минфином России совместно с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях будет использоваться как дополнительный канал предоставления ликвидности банковскому сектору в периоды возникновения ее дефицита. Кроме того, политика Банка России будет направлена на реализацию совместно с Минфином России ряда мер по совершенствованию рынка государственных облигаций, что будет способствовать повышению эффективности использования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения.
Стратегической целью государственной политики в денежно-кредитной сфере традиционно считается обеспечение макроэкономической стабильности, которое предполагает регулирование ряда агрегированных показателей, таких как темп инфляции, национальный доход, сальдо платежного баланса, валютный курс. Непосредственным объектом воздействия денежно-кредитной политики становятся банковские резервы, различные параметры денежного предложения и процентные ставки, манипулирование которыми позволяет регулирующим органам реализовать долгосрочные целевые ориентиры.
Кредитно-денежная, или монетарная, политика используется правительством для изменения величины совокупного предложения путем изменения объема денежной массы. Инструментами кредитно-денежной политики являются: изменение обязательных резервов; изменение учетной ставки процента; операции центрального банка на открытом рынке.
Все это в полной мере относится и к российским условиям.
В качестве инструмента прямого регулирования ликвидности используются обязательные резервные требования. Банк России предполагает придерживаться политики поэтапного повышения коэффициента усреднения обязательных резервов в целях расширения возможностей банковского сектора по управлению ликвидностью и адаптации кредитных организаций к новым резервным требованиям. Вместе с тем в зависимости от изменения макроэкономической ситуации Банк России может принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов. В 2010-2011 годах предполагается уточнить категории резервируемых обязательств, порядок определения величины резервируемых обязательств по выпущенным кредитной организацией долговым ценным бумагам, порядок переоформления обязательных резервов при реорганизации кредитных организаций.
В 2010-2011 годах Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с Минфином России как в области реализации денежно-кредитной политики, так и по вопросам развития национальных финансовых рынков. В частности, реализованный в 2008 году Минфином России совместно с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях будет использоваться как дополнительный канал предоставления ликвидности банковскому сектору в периоды возникновения ее дефицита. Кроме того, политика Банка России будет направлена на реализацию совместно с Минфином России ряда мер по совершенствованию рынка государственных облигаций, что будет способствовать повышению эффективности использования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
|
1 |
Банковская система исполнения бюджета |
исполнение бюджета путем перечисления Министерством финансов средств на счета уполномоченных банков, которые, в свою очередь, доводят их до получателей бюджетных средств на основании решений государственных органов — распорядителей ассигнований |
|
2 |
Денежная система |
взаимосвязанная совокупность, включающая следующие элементы: официальную денежную единицу; порядок эмиссии наличных денег; организацию и регулирование денежного обращения, официальная денежная единица (валюта) Российской Федерации — рубль |
|
3 |
Кредитная система |
совокупность кредитных отношений и институтов, организующих кредитные отношения. В кредитную систему промышленно развитых стран входят: 1) банки; 2) специализированные небанковские кредитно-финансовые учреждения: а) страховые компании, использующие взносы страхователей для вложений в ценные бумаги и предоставления долгосрочных ссуд; б) пенсионные фонды: в) сберегательные кассы, централизующие и превращающие в ссудный капитал сбережения различных слоев общества; г) ломбарды и др. |
|
4 |
Кредитное соглашение |
договор между кредитором и заемщиком, определяющий размер и условия предоставления кредита, права и обязанности субъектов кредитных отношений. В соглашении особо оговариваются время и метод взимания процентов за предоставление кредита |
|
5 |
Кредитные санкции |
меры экономического воздействия, применяемые банками, в случае нарушения хозяйственными органами кредитной дисциплины: перевод на особый режим кредитования, досрочное взыскание выданных ссуд, взыскание в бесспорном порядке просроченных платежей, временное прекращение кредитования |
|
6 |
Прямые хозяйственные связи |
непосредственные, устанавливаемые без посредников, без промежуточных звеньев, на основе прямых договоров производственные, научно-технические либо непроизводственные связи между предприятиями и организациями в стране или различных странах |
|
7 |
Сальдо баланса банка |
результат соотношения между остатками активной и пассивной частей баланса банка на определенную дату или за определенный период. Дебетовые остатки показываются в активе, кредитовые — в пассиве |
|
8 |
Самоконтроль |
контроль собственной деятельности, осуществляемый персоналом, подразделениями, службами, с целью оценки затрат времени на выполняемую работу, используемых приемов и технических средств |
|
9 |
Санкции |
меры принудительного воздействия, применяемые к нарушителям установленного порядка осуществления хозяйственно-финансовой деятельности и влекущие для них определенные неблагоприятные последствия. С. подразделяются на договорные, банковские, финансовые и др |
|
10 |
Санкционирование расходов бюджета |
утверждение расходов бюджета высшей инстанцией, т.е. исполнительные органы власти с учетом реальных возможностей финансирования вносят на утверждение уточненный проект бюджета |
|
11 |
Первичные финансовые инструменты |
контракт или ценные бумаги, основанные на активах, в число которых не входят ценные бумаги и контракты |
|
12 |
Политика |
деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность общественных классов, партий и других классовых организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями |
|
13 |
Политика денежно-кредитная |
совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса; служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства |
|
14 |
Экономическое программирование |
система государственного регулирования экономики на основе комплексных общехозяйственных программ |
1 Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. — М.: Юрид. Лит., 1993. — 39с.
2 Гражданский кодекс РФ [Текст]: офиц. текст. — М.: Проспект, 2005. — 116 с. — ISBN 5-89123-600-1
3 Федеральный закон от 10 июля 2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 10 января 2003 г.). - Режим доступа: http://www.garant.ru
4 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.11.2009 / Администрация Президента РФ. — Москва, 2009. — Режим доступа: www.Kremlin.ru/appears
5 Стратегия развития государства на период до 2010 г. Доклад, подготовленный рабочей группой Государственного совета РФ под руководством В.И. Ишаева [Текст]: офиц. текст. // Российский экономический журнал. - 2001. - №1. - С. 3-37.
6 Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации // http://www.gks. Ru/scripts/free/1c/ exe?XXXX19F. 2.1/ 000240R
7 Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления [Текст]: курс лекций / Г.В. Атаманчук. — М.: Омега-Л, 2008. — 584 с. — ISBN 5-365-00155-9
8 Баликоев, В. З. Общая экономическая теория [Текст]: учебник / В. З. Баликоев. - М.: Омега-Л, 2010. - 688с. - ISBN 978-5-370-01499-4
9 Видяпин, В.И. и др. Экономическая теория [Текст]: учебник / В.И. Видяпин и др. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 520с. - ISBN: 978-5-16-003507-9
10 Глазунова, Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление [Текст]: учебник / Н.И. Глазунова. — М.: Проспект, 2008. — 560 с. - ISBN 978-5-482-01924-5
11 Моисеев, С.Р. Денежно-кредитная политика: Теория и практика [Текст]: учебник / С.Р. Моисеев. - М.: Экономистъ, 2007. - 651с. - ISBN 5-98118-118-4
12 Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь [Текст]: словарь /Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева.— М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — ISBN 978-5-16-002705-0
13 Слагода, В.Г. Экономическая теория [Текст]: учебник / В.Г.Слагода. - М.: Форум, 2009. - 348с. - ISBN: 978-5-91134-213-5
14 Станковская, И.К., Стрелец, И.А. Экономическая теория [Текст]: учебник / И.К. Станковская, И.А. Стрелец.- М.: Эксмо, 2009. - ISBN: 978-5-699-32989-2
15 Хаберлер, Г. Процветание и депрессия: теоретический анализ циклических колебаний: пер. с англ. [Текст]: учебник / Г. Хаберлер. - М.: Социум, 2008. - 280с. - ISBN: 978-5-91603-004-4
Размещено на