Содержание
Введение4
Глава 1. Понятие и история правового регулирования ответственности за вред, причиненный жизни и здоровью граждан7
1.1. Становление института ответственности за вред, причиненный жизни и здоровью граждан, в российском дореволюционном праве7
1.2. Правовое регулирование ответственности за вред, причиненный жизни и здоровью граждан в современном праве14
1.3. Понятие гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный жизни и здоровью граждан19
Глава 2. Механизм гражданско-правовой ответственности за вред причиненный жизни и здоровью граждан24
2.1. Субъективный состав обязательств по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью граждан24
2.2. Основание и условия гражданско-правовой ответственности за вред причиненный жизни и здоровью граждан31
2.3. Порядок и размер возмещения вреда, причиненного здоровью граждан37
2.4 Порядок и размер возмещения вреда, причиненного жизни граждан47
Глава 3. Проблемы правового регулирования гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный жизни и здоровью граждан и пути их решения59
3.1. Проблемы правоприменительной практики по делам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан59
3.2. Проблемы законодательного регулирования гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный жизни и здоровью граждан65
Заключение73
Список нормативных актов и литературы75
Приложение. Таблица предлагаемых изменений………………….…………………..82
Выдержка из текста работы
Тема данной курсовой работы — правовое положение российских граждан за рубежом. Данный вопрос является актуальным и достаточно интересным, поскольку практически у каждого хотя бы раз в жизни возникает необходимость выезда за границу. При этом знание своих прав, инструментов их защиты является одной из основных гарантий.
Для обеспечения соблюдения законных прав и интересов граждан и соотечественников за границей применяются положения международных договоров РФ с иностранными государствами. Предоставление в договорном порядке на основе взаимности определенного режима преследует цель предотвращения какой бы то ни было дискриминации российских граждан, изменения их правового положения в одностороннем порядке.
Общим принципом, определяющим правовой статус российских граждан в иностранном государстве, является право страны места нахождения. Традиционно правила, определяющие регулирование прав и обязанностей российских граждан (и, соответственно, иностранных граждан в России), закрепляются в различного рода международных соглашениях: договорах об оказании правовой помощи, торговых договорах, договорах об избежании двойного налогообложения и других.
Учитывая, что некоторые государства имеют более развитые экономическую, социальную, правовую системы по сравнению с РФ, российским гражданам в иностранном государстве предоставляется возможность пользоваться теми имущественными правами, которые неизвестны российскому законодательству. В то же время, в иностранных государствах, так же, как и в России, могут быть установлены изъятия из принципа национального режима, ограничивающие граждан РФ в отдельных правах. Это может касаться каких-либо льгот при получении образования, социальном обеспечении, в отношении некоторых имущественных прав.
Защиту российских граждан в иностранном государстве обеспечивают представители дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации в соответствии с международными конвенциями о дипломатических сношениях 1961г. и консульских сношениях 1963г., а также Консульским Уставом СССР 1976г. Согласно ст.23 Устава, обязанность в обеспечении мер защиты российских граждан и гарантированности в осуществлении ими полного объема прав, предоставленных законодательством государства пребывания, возлагается на консула. В случае нарушения прав консул незамедлительно обязан принять меры к их восстановлению.
На практике встречаются случаи ущемления иностранными государствами прав российских граждан, большинство из которых носит политический характер. Как правило, эти случаи связаны с ограничением административных прав (невозможность безвизового въезда), трудовых прав (отказ в приеме на отдельные виды работы), реже — имущественных (ограничения в праве собственности). В подобных случаях российское государство устанавливает реторсии. Так, например, в 1989 году советским руководством была ограничена численность британских служащих в дипломатических учреждениях Москвы. Это было реторсией СССР в ответ на решение МИД Великобритании о выезде из Великобритании одиннадцати советских сотрудников.
Цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов.
Предметом курсовой работы выступает специфика правового положения российских граждан за рубежом, объектом являются права российских граждан за рубежом.
Целями курсовой работы являются исследование правового положения российских граждан за рубежом, способы защиты прав граждан Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи: выяснить особенность особенностей правового режима, применяемого к российским гражданам, обозначить основные документы, определяющие статус гражданина РФ за рубежом, выделить органы, осуществляющие представительство и защиту интересов граждан Российской Федерации за рубежом и правовые механизмы обеспечения их за рубежом, изучить государственную политику Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом.
1. Особенности правового режима, применяемого к российским гражданам за границей
Правовое положение российских граждан за рубежом определяется как российским законодательством, так и многочисленными актами законодательства страны пребывания (конституциями, законами о правах иностранцев и др.).
Российские граждане, проживающие за рубежом, находятся в двойственном положении: с одной стороны, их правовой статус определяется соответствующим иностранным законодательством, с другой — они пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, проживающими на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных международными договорами РФ и законодательством России. Лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых российское, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством России.
В одних странах правовые нормы, определяющие правовое положение иностранцев, традиционно включаются в международное частное право (например, во Франции). В большинстве государств материально-правовые нормы, определяющие правовое положение иностранцев, содержатся в различных законодательных актах в основном административно-правового характера, устанавливающих особые условия или ограничения в отношении прав, которыми могут пользоваться иностранцы. Они касаются, в частности, права собственности на земельные участки (например, в Польше, Литве, Латвии, Эстонии). В ряде стран имеются отдельные законы об иностранцах, содержащие нормы административно-правового характера (например, в ФРГ). Богуславский М.М. Международное частное право: учеб. для вузов. — 5-е изд.- М.: Юристъ, 2005. -С. 136-138.
Российские граждане, находящиеся за границей, пользуются защитой и покровительством России. Согласно ч. 2 ст. 61 Конституции РФ «Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами».
Большое значение для обеспечения соблюдения законных прав и интересов граждан и соотечественников за границей имеют положения международных договоров РФ с иностранными государствами. Предоставление в договорном порядке на основе взаимности определенного режима преследует цель предотвращения какой бы то ни было дискриминации российских граждан, изменения их правового положения в одностороннем порядке.
Было заключено большое число как многосторонних, так и двусторонних договоров, направленных на обеспечение прав и свобод человека в государствах СНГ. К ним относятся прежде всего документы многостороннего характера: Соглашение о создании СНГ 1991 г., Декларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод 1993 г., Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г., конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. и 2002 г.
К двусторонним относятся: договоры о правовой помощи, о правовом статусе российских граждан, постоянно проживающих на территории государств СНГ, и граждан этих государств — на территории РФ, консульские конвенции и др. Ряд соглашений был заключен РФ со странами Балтии (Литвой, Латвией, Эстонией), в которых проживает большое число российских граждан. В качестве примера приведем договор о правовой помощи между РФ и Латвией, заключенный 3 февраля 1993 г. и вступивший в силу 29 марта 1995 г. Согласно этому договору, граждане Латвии в России, точно так же, как и граждане России на территории Латвии, пользуются в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и собственные граждане каждого из государств. Богуславский М.М. Международное частное право: учеб. для вузов. — 5-е изд.- М.: Юристъ, 2005. -С. 136-138.
Это относится также к юридическим лицам, которые созданы в соответствии с законодательством одной из договаривающихся сторон.
1.1 Основные документы, определяющие статус гражданина РФ за рубежом
Указом Президента РФ от 21 декабря 1996 г. N 1752 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации» введены в действие паспорт гражданина РФ, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка (удостоверение личности моряка). В данном акте также отмечается, что указанные документы являются основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации. В соответствии с этим нормативным атом все перечисленные документы именуются паспортами граждан Российской Федерации Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 1996 г. N 1752 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации».
Образцы бланков паспорта гражданина Российской Федерации, дипломатического паспорта, служебного паспорта и паспорта моряка (удостоверение личности моряка) утверждены Постановлением Правительства РФ от 14 марта 1997 г. N 298.
Служебный и дипломатический паспорта выдаются сотрудникам дипломатических представительств и прочим государственным служащим, выезжающим в командировки для решения государственных задач. Паспорт моряка также действителен только в определенных ситуациях.
. Заграничный паспорт выдается:
— федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом. В системе органов внутренних дел функции оформления и выдачи паспортов осуществляет Федеральная миграционная служба России;
— федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел;
— дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации в случаях, предусмотренных комментируемым Законом. Гражданину Российской Федерации, проживающему за пределами территории Российской Федерации, паспорт оформляется и выдается дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации в государстве пребывания указанного гражданина. Кайль А.Н. Комментарий к федеральному закону от 15 августа 1996г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» с использованием правовых актов по состоянию на 1 апреля 2010 г. — Система ГАРАНТ, 2010
2. Органы, осуществляющие представительство и защиту интересов граждан Российской Федерации за рубежом
2.1 Министерство иностранных дел Российской Федерации
Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.
Основными задачами МИДа России являются:
· обеспечение дипломатических и консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами, сношений с международными организациями;
· защита дипломатическими и международно-правовыми средствами прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом;
· содействие развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом.
МИД России осуществляет свою деятельность непосредственно и через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (далее — загранучреждения), территориальные органы — представительства МИДа России на территории Российской Федерации (далее — территориальные органы).
В систему МИДа России входят:
1. центральный аппарат;
2. загранучреждения;
3. территориальные органы;
4. организации, подведомственные МИДу России, которые обеспечивают его деятельность на территории Российской Федерации (далее подведомственные организации).
МИД выдает в установленном порядке основные документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. А так же осуществляет в соответствии с нормами международного права защиту законных прав и интересов соотечественников, проживающих за рубежом. Указ Президента от 11 июля 2004 г. N 865 «Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации»
2.2 Посольство Российской Федерации
Посольство Российской Федерации (далее именуется — Посольство) является государственным органом внешних сношений Российской Федерации, осуществляющим представительство Российской Федерации в государстве пребывания.
Посольство учреждается по решению Правительства Российской Федерации в связи с установлением на основании указа Президента Российской Федерации дипломатических отношений с соответствующим иностранным государством на уровне посольств.
Посольство входит в систему Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее именуется — МИД России).
Основными задачами и функциями Посольства являются:
· представительство Российской Федерации в государстве пребывания;
· защита в государстве пребывания прав и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации с учетом законодательства государства пребывания;
· поддержание контактов с органами государственной власти государства пребывания, внешнеполитическим и другими ведомствами, общественными объединениями, деловыми, научными и культурными кругами, средствами массовой информации, представителями дипломатического корпуса в государстве пребывания;
· выполнение консульских функций, общее руководство деятельностью консульских учреждений Российской Федерации в государстве пребывания, содействие установлению и развитию связей и контактов с проживающими в нем соотечественниками;
Посольство возглавляется Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в иностранном государстве (далее именуется — Посол), являющимся высшим официальным представителем Российской Федерации, аккредитованным в государстве пребывания. Указ Президента от 28 октября 1996 г. N 1497 «Положение о Посольстве Российской Федерации»
2.3 Дипломатическое представительство
Дипломатическое представительство — зарубежный орган внешних сношений государства. Учреждается на основе взаимного соглашения между государствами. Выступает от имени учредившего его государства. В основном, служит для поддержания дипломатических отношений.
Обмен дипломатическими представительствами между государствами возможен на одном из трех уровней. Каждому уровню соответствует определенный класс главы представительства. Наиболее высокий уровень — посольство, во главе которого стоит дипломатический представитель, имеющий класс посла. Далее следуют миссия, возглавляемая посланником, и затем миссия, возглавляемая поверенным в делах.
Основным международным нормативно-правовым актом, регулирующим виды и функции дипломатических представительств, процедуры назначения главы дипломатического представительства, классы глав таких представительств, является Венская конвенция о дипломатических сношениях. «Конвенция о специальных миссиях» 1969 г. и «Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов» 1973 г. также регулирует деятельность дипломатических представительств.
Согласно международному праву, перед назначением главы дипломатического представительства правительство соответствующего государства запрашивает согласие (агреман) на принятие назначаемого лица в качестве представителя. Отказ в выдаче агремана не требует мотивировки. При отбытии к месту назначения послу или посланнику выдается верительная грамота, подписанная главой посылающего государства и адресованная главе государства пребывания. Лукашук, И.И. Международное публичное право: учеб. для вузов 3-е изд., перераб. и доп./ И.И. Лукашук — М.: Волтерс Клувер, 2005. — 432 с. Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. устанавливает, что глава дипломатического представительства считается вступившим к выполнению своих функций в государстве пребывания в зависимости от практики, существующей в этом государстве, которая должна применяться единообразно, либо с момента вручения верительных грамот, либо с момента сообщения о прибытии и представления заверенных копий верительных грамот МИДу государства пребывания. Дипломатический представитель, аккредитованный данной стране, остается в этом качестве до прекращения его официальных функций Венская конвенция о дипломатических сношениях 1969 г. .
Прекращение функций дипломатического представителя:
1. Его отозвание аккредитующим государством;
2. Объявление правительством государства пребывания дипломатического представителя персоной non grata (утратившим доверие);
3. Разрыва дипломатических сношений;
4. Войны между государствами;
5. Прекращение существования одного из этих государств в качестве субъекта международного права.
Функции дипломатического представительства:
· представительство своего государства в стране пребывания;
· защита в государстве пребывания прав и интересов аккредитующего государства и его граждан;
· ведение переговоров с правительством принимающего государства;
· поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и страной пребывания;
· осуществление консульских функций.
Выяснение всеми законными средствами событий и условий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства.
2.4 Консульские учреждения
Консульское учреждение Российской Федерации (далее именуется — Консульское учреждение) является государственным органом внешних сношений Российской Федерации, осуществляющим в пределах соответствующего консульского округа на территории государства пребывания консульские функции от имени Российской Федерации.
Консульское учреждение открывается по решению Правительства Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации с соответствующим иностранным государством.
Консульское учреждение входит в систему Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее именуется — МИД России). В государстве пребывания Консульское учреждение подчинено главе дипломатического представительства Российской Федерации.
Консульские учреждения в зависимости от класса подразделяются на генеральные консульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства.
Местонахождение Консульского учреждения, его класс и консульский округ определяются Правительством Российской Федерации по согласованию с государством пребывания.
Открытие отделения Консульского учреждения в пределах консульского округа осуществляется по решению Правительства Российской Федерации с согласия государства пребывания.
Консульские функции выполняются также дипломатическими представительствами Российской Федерации, в составе которых для этих целей могут создаваться консульские отделы. Указ Президента от 5 ноября 1998 г. N 1330 «Положение о Консульском учреждении Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 28.12.2008 N 1870)
Основными задачами и функциями Консульского учреждения являются:
1. защита в государстве пребывания прав и интересов Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц;
2. содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между Российской Федерацией и государством пребывания, дружественных отношений между ними;
3. выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, информирование о них МИДа России, дипломатического представительства Российской Федерации в государстве пребывания и внесение в установленном порядке предложений по развитию отношений Российской Федерации с государством пребывания;
4. распространение в консульском округе официальной информации о внешней и внутренней политике Российской Федерации, ее социально-экономической, культурной и духовной жизни;
5. поддержание и развитие контактов с компетентными органами в пределах консульского округа, а также с общественными объединениями, представителями деловых, научных и культурных кругов, средствами массовой информации;
6. оказание помощи и содействия гражданам Российской Федерации и российским юридическим лицам;
7. выдача в установленном порядке и в пределах своей компетенции основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, временного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации и дающего ему право на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию, а также принятие в установленном порядке и в пределах своей компетенции решений о выдаче и выдача виз иностранным гражданам и лицам без гражданства;
8. осуществление в установленном порядке и в пределах своей компетенции нотариальных действий, государственной регистрации актов гражданского состояния, функций по вопросам гражданства, установления опеки и попечительства, легализации и истребования документов, функций в отношении наследства с соблюдением законодательства государства пребывания;
9. представительство или обеспечение надлежащего представительства граждан Российской Федерации в судебных и иных учреждениях государства пребывания с соблюдением законодательства государства пребывания, если в связи с отсутствием или по другим причинам такие граждане не в состоянии своевременно осуществить защиту своих прав и интересов;
10. осуществление соответствующих функций в отношении находящихся в пределах консульского округа на территории государства пребывания морских и речных судов под Государственным флагом Российской Федерации, военных кораблей и военно-вспомогательных судов Российской Федерации, воздушных судов, зарегистрированных или учтенных в Российской Федерации, и их экипажей, оказание помощи таким судам и кораблям и их экипажам с соблюдением законодательства государства пребывания;
11. осуществление в пределах своей компетенции функций по вопросам правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам с соблюдением законодательства государства пребывания;
12. ведение в установленном порядке учета находящихся в пределах консульского округа граждан Российской Федерации;
13. принятие мер по розыску пропавших без вести в пределах консульского округа граждан Российской Федерации; Указ Президента от 5 ноября 1998 г. N 1330 «Положение о Консульском учреждении Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 28.12.2008 N 1870)
14. оказание содействия гражданам Российской Федерации, находящимся в пределах консульского округа, в реализации избирательных прав и права на участие в референдуме; и др.
Консульское учреждение в зависимости от класса возглавляется соответственно генеральным консулом, консулом, вице-консулом, консульским агентом.
Глава Консульского учреждения назначается на должность в установленном порядке МИДом России и допускается к исполнению своих обязанностей уполномоченным органом государства пребывания.
орган представительство документ соотечественник
3. Правовые механизмы обеспечения прав граждан Российской Федерации за рубежом
3.1 Общие положения
В настоящее время за рубежом постоянно проживает или временно пребывает значительное число российских граждан. Само нахождение за границей не может рассматриваться как основание для ограничения их конституционного положения. Они остаются равноправными гражданами.
Норма комментируемой статьи устанавливает обязанность представительств и консульств России обеспечивать своим гражданам, находящимся за рубежом, покровительство и защиту. Часть 1 ст. 7 дублирует положение ч. 2 ст. 61 Конституции РФ: «Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами». Государство защищает и оказывает помощь своим гражданам вне зависимости от цели или времени пребывания их на территории иностранного государства.
Формальным основанием для осуществления защиты и покровительства российскому гражданину за рубежом является документ, подтверждающий его российское гражданство: общегражданский заграничный паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка). В государстве своего проживания или пребывания гражданин становится на консульский учет в дипломатические представительства или консульские учреждения, и с этого момента должностные лица названных органов обязаны охранять его интересы и оказывать ему необходимую помощь. Леонова Н.В., Пелишенко А.А. Комментарий к федеральному закону от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» с использованием правовых актов по состоянию на 1 октября 2008 г. — Система ГАРАНТ, 2008.
Государство оказывает своим гражданам защиту в соответствии с международным правом по дипломатическим каналам в целях обеспечения или восстановления их прав и интересов, нарушенных иностранным государством. Дипломатическая защита состоит в выполнении процедуры, имеющей своей целью реализацию ответственности государства за ущерб, нанесенный иностранному гражданину, и обеспечение или восстановление его прав. Государство, оказывающее дипломатическую защиту своему гражданину, заявляет другому государству претензию или протест с требованием возмещения нанесенного ущерба, восстановления или обеспечения прав граждан. Шкатулла В.И. Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».- М.: Юстицинформ, 2006.
3.2 Защита прав граждан Российской Федерации, находящихся под арестом, заключенных в тюрьму, взятых под стражу, задержанных либо пропавших без вести
В случае получения сведений о том, что гражданин Российской Федерации, находящийся на территории государства пребывания, арестован, заключен в тюрьму, взят под стражу или задержан, консульское должностное лицо:
1) получает через компетентные органы государства пребывания информацию о гражданине (фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, место жительства, принадлежность к гражданству Российской Федерации), а также об обстоятельствах дела и регистрирует эти сведения в специальном журнале;
2) информирует о факте ареста, заключения в тюрьму, взятия под стражу или задержания гражданина Российской Федерации главу консульского учреждения, а в случае необходимости дипломатическое представительство Российской Федерации в государстве пребывания;
3) принимает меры по обеспечению надлежащей юридической помощью гражданина Российской Федерации, находящегося под арестом, заключенного в тюрьму, взятого под стражу или задержанного;
4) принимает меры для встречи с гражданином Российской Федерации, находящимся под арестом, заключенным в тюрьму, взятым под стражу или задержанным;
5) содействует в пределах, допускаемых международным правом и законодательством государства пребывания, передаче корреспонденции и посылок, адресованных гражданину Российской Федерации, находящемуся под арестом, заключенному в тюрьму, взятому под стражу или задержанному.
Консульское должностное лицо при личной встрече с гражданином Российской Федерации, находящимся под арестом, заключенным в тюрьму, взятым под стражу или задержанным, должно убедиться, что в отношении такого гражданина соблюдаются общепризнанные принципы и нормы международного права, положения международных договоров, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания, и законодательство государства пребывания. В случае, если права гражданина Российской Федерации, находящегося под арестом, заключенного в тюрьму, взятого под стражу или задержанного, нарушаются, консульское должностное лицо в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания, принимает в пределах своих полномочий меры, допускаемые законодательством государства пребывания, по их восстановлению.
Консульское должностное лицо воздерживается от принятия любых мер от имени гражданина Российской Федерации, находящегося под арестом, заключенного в тюрьму, взятого под стражу или задержанного, если указанный гражданин возражает против принятия таких мер.
Глава консульского учреждения или глава дипломатического представительства Российской Федерации в государстве пребывания информирует федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, о мерах, принятых в отношении гражданина Российской Федерации, находящегося под арестом, заключенного в тюрьму, взятого под стражу или задержанного.
Консульское должностное лицо незамедлительно обращается в компетентные органы государства пребывания за содействием в розыске пропавших без вести граждан Российской Федерации, в отношении которых имеются сведения о том, что они могут находиться на территории соответствующего консульского округа.
В соответствии с положениями комментируемой нормы можно сделать вывод о том, что одной из важнейших задач консульского должностного лица по отношению к задержанным в иностранном государстве российским гражданам является надзор за соблюдением их прав и законных интересов.
Консульское должностное лицо в первую очередь при посещении задержанного российского гражданина в местах принудительного содержания должно убедиться, что в отношении такого гражданина соблюдаются:
— общепризнанные принципы и нормы международного права (в том числе закрепленные во Всеобщей декларации прав человека (принята Резолюцией 217 A (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.));
— положения международных договоров, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания, в данном случае имеются в виду как двусторонние, так и универсальные международные договоры;
— законодательство государства пребывания (в первую очередь процессуальное, регламентирующее порядок и условия содержания лица под стражей, а также объем предоставляемых ему прав).
Фактически консульское должностное лицо должно отслеживать, во-первых, соблюдение процессуальных норм государства пребывания в отношении статуса российского гражданина, подвергнутого заключению в местах принудительного содержания, а во-вторых, соблюдение требований, которые предъявляются непосредственно к условиям содержания в местах принудительного содержания. Новикова Н.А. Комментарий к федеральному закону от 05 июля 2010 г. № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации» с использованием правовых актов по состоянию на 15 июня 2011 г. — Система ГАРАНТ, 2011.
3.3 Защита прав несовершеннолетних граждан Российской Федерации, усыновленных (удочеренных), а также граждан Российской Федерации, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства
По просьбе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории консульского округа, иностранных граждан или лиц без гражданства, желающих усыновить (удочерить) несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, проживающего на территории Российской Федерации, консульское должностное лицо информирует их о порядке усыновления (удочерения), установленном законодательством Российской Федерации.
Консульское должностное лицо, которому стало известно о том, что несовершеннолетний гражданин Российской Федерации остался на территории консульского округа без попечения родителей, извещает об этом федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, оказывает содействие органам опеки и попечительства в установлении над таким гражданином Российской Федерации опеки или попечительства и принимает меры по защите его имущественных и личных неимущественных прав.
Консульское должностное лицо, которому стало известно об усыновлении (удочерении) несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации, в том числе об усыновлении (удочерении) в соответствии с законодательством государства пребывания без предварительного разрешения на то органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, извещает об этом федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и разъясняет соответствующим органам государства пребывания и усыновителям последствия такого усыновления (удочерения).
Консульское должностное лицо в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляет в государстве пребывания учет несовершеннолетних граждан Российской Федерации, усыновленных (удочеренных) гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территории консульского округа, иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также информирует о нарушении прав и законных интересов таких усыновленных (удочеренных) граждан и о неблагополучии в семье усыновителей федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Консульское должностное лицо по согласованию с компетентными органами государства пребывания оказывает в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом законодательства государства пребывания содействие в установлении опеки или попечительства над находящимися на территории консульского округа недееспособными или ограниченно дееспособными совершеннолетними гражданами Российской Федерации.
По просьбе находящегося на территории консульского округа совершеннолетнего дееспособного гражданина Российской Федерации, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, консульское должностное лицо оказывает содействие в установлении над ним попечительства в форме патронажа в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом законодательства государства пребывания. Новикова Н.А. Комментарий к федеральному закону от 05 июля 2010 г. № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации» с использованием правовых актов по состоянию на 15 июня 2011 г. — Система ГАРАНТ, 2011.
3.4 Защита прав граждан Российской Федерации в случае утраты документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, или в случае нахождения гражданина Российской Федерации в государстве пребывания без средств к существованию
В случае, если гражданин Российской Федерации утратил документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, и заявил об этом в консульское учреждение, консульское должностное лицо после проверки сведений о заявителе и подтверждения его принадлежности к гражданству Российской Федерации оформляет и выдает в установленном законодательством Российской Федерации порядке временный документ, удостоверяющий личность данного гражданина и дающий ему право на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию.
Помощь в возвращении в Российскую Федерацию предоставляется гражданам Российской Федерации, оказавшимся на территории иностранного государства без средств к существованию, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации (далее — загранучреждения Российской Федерации) в исключительных случаях. Указанные вопросы регулируются Положением о предоставлении помощи в возвращении в Российскую Федерацию гражданам Российской Федерации, оказавшимся на территории иностранного государства без средств к существованию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2010 № 370.
Под исключительными случаями понимаются ситуации, при которых возвращение в Российскую Федерацию граждан Российской Федерации будет способствовать устранению непосредственной угрозы их жизни.
Помощь предоставляется на безвозмездной основе за счет доходов, получаемых загранучреждениями Российской Федерации от разрешенных видов деятельности
В случае, если гражданин Российской Федерации оказался в государстве пребывания без средств к существованию и заявил об этом в консульское учреждение, консульское должностное лицо:
1) устанавливает наличие обязательств лица или организации, пригласивших данного гражданина, по возмещению расходов, связанных с его пребыванием в данном государстве, и содействует их исполнению;
2) оказывает содействие в установлении контактов данного гражданина с членами его семьи, родственниками или иными лицами;
3) оказывает иную необходимую помощь в пределах своих полномочий. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
Помощь предоставляется в форме оплаты расходов на:
а) проживание в гостинице — в размере до 50 процентов установленной Министерством финансов Российской Федерации предельной нормы возмещения расходов по найму жилого помещения при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета;
б) приобретение проездных документов по минимальному тарифу до пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, открытого для международного пассажирского сообщения;
в) приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости в размере до 50 процентов установленного Правительством Российской Федерации размера суточных при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Предоставление помощи в форме передачи гражданину Российской Федерации наличных денежных средств не допускается.
3.5 Содействие гражданам Российской Федерации в реализации их избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации
Консульское учреждение осуществляет регистрацию (учет) граждан Российской Федерации, находящихся на территории консульского округа и обладающих на день голосования на выборах в федеральные органы государственной власти активным избирательным правом, правом на участие в референдуме Российской Федерации.
Избирательный участок, участок референдума Российской Федерации для граждан Российской Федерации, находящихся на территории консульского округа, образуются главой консульского учреждения или главой дипломатического представительства Российской Федерации в государстве пребывания.
Дополнительные избирательные участки, участки референдума Российской Федерации вне помещений консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации образуются только с согласия органов власти государства пребывания.
В случае, если при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации в помещении консульского учреждения образуются избирательный участок, участок референдума Российской Федерации, консульское должностное лицо официально информирует об этом органы власти государства пребывания. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
3.6 Государственная регистрация актов гражданского состояния, а также совершение нотариальных действий в отношении граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом
Консульские должностные лица:
1) производят государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени и смерти;
2) по заявлениям граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства:
а) принимают решения о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, составленные на территории Российской Федерации;
б) вносят исправления и изменения в записи актов гражданского состояния, находящиеся у них на хранении;
в) выдают на основании находящихся у них на хранении записей актов гражданского состояния повторные свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния и иные документы, подтверждающие факт государственной регистрации актов гражданского состояния;
3) осуществляют иные полномочия, связанные с государственной регистрацией актов гражданского состояния и предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Консульское должностное лицо имеет право совершать следующие нотариальные действия:
1) удостоверять сделки (в том числе договоры, завещания, доверенности), кроме договоров об отчуждении недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, и сделок, направленных на отчуждение либо залог доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, созданного на территории Российской Федерации;
2) свидетельствовать верность копий документов и выписок из них;
3) свидетельствовать подлинность подписи на документах;
4) свидетельствовать верность перевода документов с одного языка на другой;
5) удостоверять факт нахождения гражданина в живых;
6) удостоверять факт нахождения гражданина в определенном месте;
7) удостоверять тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;
8) удостоверять время предъявления документов;
9) совершать морские протесты;
10) принимать меры по охране наследственного имущества;
11) удостоверять сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Консульское должностное лицо, совершающее нотариальные действия, обязано соблюдать тайну совершения нотариальных действий. Консульское должностное лицо, виновное в разглашении тайны совершения нотариальных действий, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нотариальные действия совершаются в день предъявления всех необходимых документов после уплаты консульских сборов и сборов в счет возмещения фактических расходов.
Совершение нотариальных действий может быть отложено в случае необходимости истребования дополнительных сведений.
Лицу, которому отказано в совершении нотариального действия, по его просьбе должны быть изложены в письменном виде причины отказа и разъяснен порядок его обжалования.
Нотариальное делопроизводство в консульском учреждении ведется на государственном языке Российской Федерации.
Консульское должностное лицо не вправе совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своего супруга, своих и его родственников (родителей, детей, внуков).
Консульское должностное лицо совершает нотариальные действия в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате.
Положении о предоставлении помощи в возвращении в РФ гражданам РФ, оказавшимся на территории иностранного государства без средств к существованию, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 31.05.2010 N 370. Постановление Правительства РФ от 31.05.2010 N 370 «Положение о предоставлении помощи в возвращении в РФ гражданам РФ, оказавшимся на территории иностранного государства без средств к существованию». Необходимость в таком документе, безусловно, есть, с этим не поспоришь, но следует выяснить, каким образом он поможет нашим гражданам, оказавшимся в безвыходном положении за рубежом.
4. Государственная политика Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом
4.1 Общие положения
Государственная политика Российской Федерации в отношении соотечественников является составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, организационных мер, мер в области информации, образования, культуры и иных мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации при участии органов местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации.
Основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников определяет Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Государственная политика Российской Федерации в отношении соотечественников основывается на принципах партнерства и сотрудничества, а также на признании:
· неотчуждаемости и принадлежности каждому от рождения основных прав и свобод человека и гражданина;
· необходимости обеспечения гражданских, политических, социальных, экономических, культурных и иных прав и свобод соотечественников, а также их законных интересов в государствах проживания в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;
· взаимодействия государств в области обеспечения прав и свобод соотечественников.
Цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов.
В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, а также с учетом законодательства иностранных государств Российская Федерация оказывает соотечественникам содействие в реализации и обеспечении прав и свобод человека и гражданина, в том числе прав:
· использовать русский язык и родные языки народов Российской Федерации для развития духовного и интеллектуального потенциала;
· устанавливать и свободно поддерживать связи между соотечественниками и связи с Российской Федерацией, а также получать информацию из Российской Федерации;
· создавать национально-культурные автономии, общественные объединения и религиозные организации соотечественников, средства массовой информации и участвовать в их деятельности;
· участвовать в работе неправительственных организаций на национальном и международном уровнях;
· участвовать в развитии взаимовыгодных отношений между государствами проживания и Российской Федерацией;
· осуществлять свободный выбор места жительства или реализовать право на возвращение в Российскую Федерацию.
4.2 Соотечественники за рубежом как субъекты миграционных отношений
В соответствии с федеральным законом от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» ст. 1 соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.
Соотечественниками за рубежом (далее — соотечественники) являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации. Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:
· лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;
· выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства. Федеральный закон от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»
Согласно федеральному закону от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» ст. 2 граждане Российской Федерации, проживающие за пределами территории Российской Федерации, являются соотечественниками в силу гражданской принадлежности. Документом, подтверждающим их принадлежность к соотечественникам, служит документ, удостоверяющий наличие гражданства Российской Федерации.
Признание своей принадлежности к соотечественникам лицами и их потомками, проживающим за пределами территории Российской Федерации и относящихся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, является актом их самоидентификации, подкрепленным общественной либо профессиональной деятельностью по сохранению русского языка, родных языков народов Российской Федерации, развитию российской культуры за рубежом, укреплению дружественных отношений государств проживания соотечественников с Российской Федерацией, поддержке общественных объединений соотечественников и защите прав соотечественников либо иными свидетельствами свободного выбора данных лиц в пользу духовной и культурной связи с Российской Федерацией.
Соотечественники вправе регистрироваться в общественных объединениях соотечественников в соответствии с уставами этих объединений и получать документы (свидетельства), подтверждающие их членство в общественных объединениях соотечественников.
Соотечественники вправе рассчитывать на поддержку Российской Федерации:
· в обеспечении своих основных свобод и гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и иных прав, предусмотренных международными пактами о правах человека;
· в своих действиях, направленных против случаев дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к соотечественникам, имущественного положения или любого другого обстоятельства;
· в обеспечении своего права на равенство перед законом.
· Поддержка соотечественников в области основных прав и свобод человека и гражданина осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации с учетом законодательства иностранных государств.
· Поддержка соотечественников в экономической и социальной областях: в отношении соотечественников органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации стимулируют сотрудничество российских лиц (физических лиц и организаций) с хозяйствующими субъектами соотечественников, содействуют созданию совместных организаций, товариществ и обществ, участию соотечественников в инвестициях в российскую экономику, поощряют связи российских лиц (физических лиц и организаций независимо от форм собственности) с иностранными предприятиями, на которых работают преимущественно соотечественники, развитие взаимовыгодной кооперации между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством иностранных государств
· Гуманитарная помощь соотечественникам, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях, может быть предоставлена на условиях и в порядке, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Для соотечественников, которые вносят заметный вклад в поддержку Российской Федерации и развитие связей с Российской Федерацией, предусматриваются меры морального поощрения. Федеральный закон от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»
Касательно вопросов гражданства в отношениях с соотечественниками в соответствии с федеральным законом от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» соотечественники имеют право на приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательными правовыми актами Российской Федерации в сфере гражданства.
Согласно федеральному закону от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» Российская Федерация содействует получению соотечественниками образования на русском языке и родных языках народов Российской Федерации, включая изучение российской истории и российского культурного наследия. С этой целью осуществляются меры по подготовке преподавателей, разработке при участии специалистов-соотечественников учебников, учебных пособий и программ с учетом особенностей организации образовательного процесса в государствах проживания соотечественников и снабжению такими учебниками, учебными пособиями и программами соотечественников.
В целях формирования образовательного пространства, в котором учитываются права и интересы соотечественников, Российская Федерация проводит линию на выработку с государствами их проживания согласованной политики в области образования, заключает международные договоры о признании и об установлении эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях. А так же, признавая роль религиозных организаций в консолидации соотечественников, содействует социально значимым инициативам религиозных организаций в оказании духовной помощи соотечественникам, сохранении их родных языков и культуры.
4.3 Государственное управление и контроль в области отношений с соотечественниками
Государственное управление и контроль в указанной сфере осуществляют:
· на федеральном уровне — Правительством Российской Федерации и специально уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти;
· в субъектах Российской Федерации — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти Российской Федерации обязаны:
1. разрабатывать и осуществлять меры по реализации государственной политики Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2. содействовать соотечественникам в реализации основных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в законодательстве государств их проживания или пребывания, международных договорах Российской Федерации, законодательстве Российской Федерации, а также принимать меры по их защите и восстановлению;
3. руководствоваться настоящим Федеральным законом при решении вопросов, касающихся соотечественников.
Высшим представительным органом, обеспечивающим взаимодействие соотечественников с органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, является Всемирный конгресс соотечественников, который проводится не реже одного раза в три года. В период между всемирными конгрессами соотечественников могут проводиться всемирные конференции соотечественников.
Делегаты Всемирного конгресса соотечественников и всемирных конференций соотечественников избираются общественными объединениями соотечественников на конференциях соотечественников в государствах их проживания.
В период между всемирными конгрессами соотечественников и всемирными конференциями соотечественников представительство интересов соотечественников в органах государственной власти Российской Федерации и органах государственной власти субъектов Российской Федерации, координацию деятельности координационных советов соотечественников в государствах их проживания обеспечивает Всемирный координационный совет российских соотечественников, который является органом Всемирного конгресса соотечественников.
Для координации деятельности общественных объединений соотечественников из числа их руководителей избираются координационные советы.
При органах государственной власти Российской Федерации и органах государственной власти субъектов Российской Федерации могут создаваться представительные общественно-консультативные органы — советы (комиссии) соотечественников. Порядок формирования, задачи и функции советов (комиссий) соотечественников устанавливаются органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с учетом законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации соответственно.
Заключение
Приведенный в работе анализ позволяет сделать вывод, что правовое положение российских граждан за рубежом определяется как российским законодательством, так и многочисленными актами законодательства страны пребывания (конституциями, законами о правах иностранцев и др.).
Российские граждане, проживающие за рубежом, находятся в двойственном положении: с одной стороны, их правовой статус определяется соответствующим иностранным законодательством, с другой — они пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, проживающими на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных международными договорами РФ и законодательством России. Лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых российское, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством России.
Государство оказывает своим гражданам защиту в соответствии с международным правом по дипломатическим каналам в целях обеспечения или восстановления их прав и интересов, нарушенных иностранным государством. Дипломатическая защита состоит в выполнении процедуры, имеющей своей целью реализацию ответственности государства за ущерб, нанесенный иностранному гражданину, и обеспечение или восстановление его прав. Государство, оказывающее дипломатическую защиту своему гражданину, заявляет другому государству претензию или протест с требованием возмещения нанесенного ущерба, восстановления или обеспечения прав граждан.
Государственная политика Российской Федерации в отношении соотечественников является составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, организационных мер, мер в области информации, образования, культуры и иных мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации при участии органов местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации.
Цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов.
Список использованных источников
1. Венская конвенция о консульских сношениях (совершена в г. Вене 24.04.1963 г) // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLV. — М., 1991. — С. 102-105.
2. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (публикуется с учетом поправок, внесенных законами Рос. Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 дек. 2008 г. №7- ФКЗ) Сборник законодательства Рос. Федерации. — 2009. №4. — ст. 446.
3. О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ: Федеральный закон (в ред. от 23.07.2010 N 179-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 22, ст. 2670; 2002, N 22, ст. 2031; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; N 31, ст. 3420; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 30, ст. 3740.
4. О гражданстве Российской Федерации от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ: Федеральный закон (в ред. Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 301-ФЗ «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации») // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 22, ст. 2031; 2003, N 46, ст. 4447; 2006, N 2, ст. 170; 2007, N 49, ст. 6057; 2008, N 40, ст. 4498.
5. Положение о Посольстве Российской Федерации: Указ Президента от 28 октября 1996 г. N 1497 // Российская газета. — 1996. №209 — 31 октября. — С. 4-10.
6. Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 21 дек. 1996г. №1752 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — №52.
7. Положение о Консульском учреждении Российской Федерации: Указ Президента от 5 ноября 1998 г. N 1330 (в ред. Указа Президента РФ от 28.12.2008 N 1870) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 45, ст. 5509; 2009, N 1, ст. 91.
8. Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 865 ( в ред. Указа Президента Российской Федерации от 7 ноября 2009 г. N 1255 «О внесении изменений в Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 865 «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации»): Указ Президента Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2880; 2005, N 43, ст. 4371; 2007, N 5, ст. 637; N 38, ст. 4511; 2008, N 37, ст. 4181; N 43, ст. 4921; 2009, N 1, ст. 91
9. Об утверждении образцов и описания бланков основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации»: Постановление Правительства РФ от 14 марта 1997 г. N 298 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.03.2008 N 220, от 01.06.2009 N 461, от 21.04.2010 N 257, от 06.10.2011 N 824, с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 628) // Собрание законодательства РФ, 1996, N 52, ст. 5914.
10. Положение о предоставлении помощи в возвращении в РФ гражданам РФ, оказавшимся на территории иностранного государства без средств к существованию от 31.05.2010 N 370: Постановление Правительства Российской Федерации // Российская газета. Федеральный выпуск — 2010. №5203- 9 июня.
11. О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета от 26 декабря 2005 г. N 812: Постановление Правительства Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 2, ст. 187.
12. Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и по исполнению государственной функции по их учету: приказ Федеральной миграционной службы от 3 февраля 2010 г. N 26 // Российская газета. Федеральный выпуск — 2010. №5125 — 5 марта. — С. 18-19.
13. Богуславский М.М. Международное частное право: учеб. для вузов. — 5-е изд.- М.: Юристъ, 2005. -С. 136-138.
14. Лукашук И.И. Международное публичное право: учеб. для вузов 3-е изд., перераб. и доп./ И.И. Лукашук — М.: Волтерс Клувер, 2005. — 432 с.
15. Комментарий к федеральному закону от 15 августа 1996г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» с использованием правовых актов по состоянию на 1 апреля 2010 г. / А.Н. Кайль — Система ГАРАНТ, 2010
16. Комментарий к федеральному закону от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» с использованием правовых актов по состоянию на 1 октября 2008 г. / Н.В. Леонова, А.А. Пелишенко — Система ГАРАНТ, 2008.
17. Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» / В.И. Шкатулла — М.: Юстицинформ, 2006. — 231 с.
18. Комментарий к федеральному закону от 05 июля 2010 г. № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации» с использованием правовых актов по состоянию на 15 июня 2011 г. / Н.А. Новикова — Система ГАРАНТ, 2011
Размещено на Allbest.ur