Содержание
Введение ……………………………………………………………………3
1. Сущность и понятие государственного долга РФ…………………….4
2. Анализ современных тенденций управления государственным долгом РФ………………………………………………………………………………….6
2.1. История развития и современное состояние государственного долга РФ………………………………………………………………………………….6
2.2. Анализ внешнего долга России………………………………………10
2.3. Анализ внутреннего долга РФ. ………………………………………13
3. Перспективы управления государственным долгом РФ……………16
Заключение ……………………………………………………………….20
Список использованной литературы……………………………………..21
Выдержка из текста работы
1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ 6
1.1. Сущность и причины образования долга 6
1.2. Виды долга 7
1.3. Формы долга 8
2 СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО ДОЛГА 10
2.1. Внутренний долг 10
2.2. Внешний долг 13
3 УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ 16
3.1. Формы управления долгом 16
3.2. Основные цели управления долгом 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
Библиографический список 21
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день проблема государственного долга занимает особое место среди болевых проблем современной бюджетной политики. Она является одной из основных проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направления финансовой и бюджетной политики.
Сейчас России очень трудно отказаться или в одностороннем порядке отсрочить погашение долгов. Это означало бы показать перед всем миром её неплатёжеспособность, что негативно сказалось бы на импортных операциях.
Сложившаяся ситуация диктует необходимость реформирования системы управления государственным долгом и усиления работы по его погашению.
Целями данной курсовой работы являются:
- исследование сущности, основных структурных показателей и важнейших составляющих государственного долга;
- изучение влияния долга на экономику России;
- анализ современного состояния рынка государственных заимствований;
- определение методов оптимизации внешней и внутренней задолженности Российской Федерации.
Исходя из целей, можно определить следующие задачи:
- подобрать, проанализировать, обобщить и систематизировать литературу и статистические данные;
- раскрыть экономическую сущность государственного долга и его составляющих;
- изучить основные виды государственного долга и формы государственных долговых обязательств Российской Федерации;
- исследовать и проанализировать структуру государственного внешнего и внутреннего долга;
- оценить современное состояние внешнего и внутреннего долга Российской Федерации;
- систематизировать сведения по управлению государственным долгом, изучить формы управления долгом.
Работа состоит из четырёх разделов, введения, заключения и библиографического списка. В первом разделе раскрывается сущность государственного долга, его формы и виды, во втором – структура внутреннего и внешнего долга, в третьем – управление государственным долгом, его формы и задачи, четвёртый раздел отражает состояние государственного долга на сегодняшний день.
Областью изучения данной темы являются финансы и финансовая система Российской Федерации, объектом – государственный долг Российской Федерации.
1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ
1.1. Сущность и причины образования долга
В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества государство привлекает к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и населения. Главным способом их получения является государственный кредит. Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта.
Формой государственного кредита являются государственные займы, которые характеризуются тем, что временно свободные денежные средства физических (населения) и юридических лиц (организаций) привлекаются на финансирование государственных затрат. Привлечение временно свободных средств в форме государственного кредита осуществляется путём выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.
Облигации – долговые обязательства государства, органов местного самоуправления и организаций, выпускаемые обычно большими партиями. Они являются свидетельством того, что выпустивший их орган является должником и обязуется выплачивать владельцу облигаций в течение определённого времени проценты по ней, а по наступлении срока выплаты – погасить свой долг перед ним.
Задолженность по государственным займам, в которых государство является заёмщиком, включается в сумму государственного долга страны.
Статья 75 Конституции подчёркивает, что государственные займы выпускаются в порядке, определённом Федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.
В последние годы на рынке ценных бумаг основная роль отводится государственным облигациям, эмитентом которых выступает правительственный орган – Министерство финансов Российской Федерации [5, С.207].
Наиболее распространёнными среди государственных облигаций являются следующие виды:
- государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО);
- облигации Государственного сберегательного займа Российской Федерации;
- облигации лотерейного типа;
- казначейские обязательства.
Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга.
Государственный долг – это совокупность дефицитов государственного бюджета за определённый период. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе Российской Федерации дано юридическое определение государственного долга как долговых обязательств России перед юридическими и физическими лицами, иностранными организациями и иными субъектами международного права.
Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.
1.2. Виды долга
Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию долг делится на внутренний и внешний: рублёвые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные – к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга – как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга – как совокупного долга резидентам.
Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. К первому относится вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства; ко второму – расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
По срокам государственные долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства не могут превышать срок в 30 лет.
По уровню управления государственный долг делится на государственный долг России, государственный долг субъекта Федерации, муниципальный государственный долг. Российская Федерация не несёт ответственности по долговым обязательствам субъектов Федерации и муниципальных образований. Субъекты Федерации и муниципальные образования не отвечают по долгам друг друга и по долгам России, если они не были ими гарантированы [6, С.276].
Также следует различать государственный долг и общегосударственный долг, который включает задолженность не только Правительства Российской Федерации, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.
1.3. Формы долга
В соответствии с действующим законодательством (ст. 98 БК Российской Федерации) долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
- кредитных соглашений и договоров, заключённых от имени Российской Федерации как заёмщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
- государственных займов, осуществлённых путём выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
- договоров о предоставлении государственных гарантий Россией, договоров поручительства по обеспечению обязательств третьими лицами;
- переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг на основе федеральных законов;
- соглашений и договоров, в том числе международных, заключённых от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет [6, С.275].
2 СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО ДОЛГА
2.1. Внутренний долг
Внутренний государственный долг Российской Федерации – вся сумма ранее выпущенных и до настоящего времени не погашенных государственных займов вместе с процентами по ним.
Размеры и структура государственного внутреннего долга даны в Программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований. Программа входит в число документов, представляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год.
В общую сумму государственного внутреннего долга включаются:
- основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации;
- объём основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;
- объём основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;
- объём обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерации [7, С.150].
Предельные объёмы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий финансовый год (федеральным законом, законом субъекта Федерации или местного органа власти). Предельный объём может быть превышен Правительством Российской Федерации, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный объём заёмных средств, направляемых Россией, субъектами Федерации или муниципальными образованиями на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня. Для субъекта Федерации этот предел не может превышать 30% доходов бюджета на текущий финансовый год без учёта финансовой помощи из федерального бюджета и заёмных средств, привлечённых в текущем году. Для муниципальных образований он не должен превышать 15% доходов местного бюджета без учёта финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации и привлечённых в текущем году заёмных средств. Предельный размер расходов на обслуживание государственного долга субъекта Федерации или муниципального долга не должен превышать 15% объёма расходов бюджета соответствующего уровня. Если эти расходы превышают 15%, то могут быть применены следующие санкции:
- ревизия бюджета субъекта Федерации;
- передача исполнения бюджета субъекта Федерации под контроль Министерства финансов Российской Федерации, или местного бюджета под контроль органа, исполняющего бюджет субъекта Федерации;
- иные меры.
В России действует единая система учёта и регистрации государственного долга. Субъекты Федерации и муниципальные образования регистрируют свои долговые обязательства в Министерстве финансов Российской Федерации, которое ведёт Государственную долговую книгу Российской Федерации.
Динамика долговых и целевых обязательств Российской Федерации приведена в ПРИЛОЖЕНИИ 1.
Из приложения видно, что в 1997-1998 гг. резко увеличился верхний предел государственного внутреннего долга, что было связано с финансовым кризисом. В 1999-2001 гг. его величина существенно снизилась [6, С.279].
Государственный долг по целевым обязательствам представляет собой задолженность государства перед вкладчиками Сбербанка России, потерявшими свои вклады после либерализации цен в 1992 г.
Внутренние долговые обязательства можно разбить на две группы:
- рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ и др.);
- нерыночные, выпущенные в счёт финансирования образовавшейся задолженности бюджета (векселя Министерства финансов Российской Федерации, задолженность перед Банком России и др.)
Быстрый рост государственного внутреннего долга привёл к тому, что расходы по обслуживанию долга стали превышать доходы от размещения государственных ценных бумаг. Поэтому были приняты меры, которые позволили снизить эти затраты.
Во-первых, на российский рынок ценных бумаг были допущены нерезиденты.
Во-вторых, начался выпуск нерыночных займов и золотых сертификатов, а также выпуск еврооблигаций, который позволил перевести внутренний долг во внешний. Расходы по обслуживанию внешнего долга меньше, чем внутреннего: заимствования за рубежом в худшем случае обходятся в 25% годовых [6, С.276].
В настоящее время рынок государственного внутреннего долга фактически способен выполнять функции аккумулирования источников бюджетного дефицита, стабилизации денежного оборота и инструмента регулирования ликвидности банковской системы. Вместе с тем он пока не стал инструментом поддержки экономического роста и инвестиционной активности.
Расширение объёмов государственных внутренних заимствований должно осуществляться с учётом мер по минимизации финансовых рисков. Это предусматривает увеличение средних сроков обращения размещаемых долговых инструментов и сокращения спекулятивной составляющей, расширение спектра применяемых долговых инструментов и круга инвесторов, а также удержанием процентных ставок на уровне, близком к показателю инфляции, в целях дальнейшего сокращения доли расходов на обслуживание государственного внутреннего долга в общих расходах федерального бюджета и объёме ВВП [7,С.152].
2.2. Внешний долг
Внешний долг – задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.
Размер и структура внешнего долга России отражены в программе внешних заимствований России и предоставляемых Россией государственных кредитов. Эта программа входит в состав документов, представляемых одновременно с проектом бюджета на следующий финансовый год. В ней даётся перечень внешних заимствований на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, объёма заимствований. Программа отражает все займы и гарантии, величина которых превышает 10 млн долл. На весь срок займа. Она утверждается Федеральным собранием Российской Федерации. Правительство РФ может осуществлять внешние займы, не включённые в программу, если это приводит к сокращению расходов по обслуживанию внешего долга. В неё включаются соглашения о займах, заключённые в предыдущие годы.
Предельный объём государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований России на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Предельный размер государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объём платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга России. Правительство Российской Федерации может превышать размер внешних заимствований, если это ведёт к сокращению расходов по обслуживанию внешнего долга [6, С.283].
В общую сумму государственного внешнего долга включаются:
- обязательств по объём государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;
- объём основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам от правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций. Необходимо отметить, что включение в состав государственного долга обязательств по соглашениям и договорам о пролонгации/реструктуризации в качестве самостоятельного элемента государственных обязательств методологически неверно ввиду того, что пролонгации и реструктуризации обязательств определяют, как правило, лишь порядок и условия замены одних долговых обязательств другими, с иными условиями обслуживания и погашения.
Главными задачами в области управления внешним долгом России являются:
- списание внешнего долга бывшего СССР;
- реструктуризация внешнего долга России.
С 1992 по 1998 гг. величина внешнего долга России быстро изменялась. Возрастание величины внешнего долга было связано не только с новыми заимствованиями, но и ростом суммы процентов по долгу, особенно по просроченному. Кризисное состояние всей российской экономики, привело к событиям августа 1998 г., когда Россия объявила о вынужденной отсрочке по выплатам в части внешних долгов и вплоть до 1999 г. итоговая динамика внешнего долга для России была крайне неблагоприятна, и только со сменой президента и финансовой политики государства, общая картина по выплате внешнего долга стала меняться в лучшую сторону.
За последние годы абсолютная величина государственного внешнего долга Российской Федерации стала снижаться (ПРИЛОЖЕНИЕ 2), и на сегодняшний день основная проблема заключается не в самой величине внешнего долга, а в непомерной тяжести его обслуживания (уплаты процентов и сумм погашения, которые по оригинальному графику платежей приходятся на данный календарный год) за счёт расходов федерального бюджета (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
Валютная структура государственного внешнего долга Российской Федерации (по состоянию на 1 января 2005 г.) представлена в ПРИЛОЖЕНИИ 4.
В сочетании с продолжающимся процессом утечки тела из финансового оборота национальной экономики выведение финансовых ресурсов из бюджетной системы резко снижает потенциал развития экономики. Расходы по обслуживанию государственного долга становятся фактором торможения реализации политики преодоления опасности техногенных катастроф, запредельного износа фондов и, в целом, обеспечения перевода экономики на уровень развития высоких технологий.
Всё это говорит о необходимости продолжения переговорного процесса по реструктуризации внешнего долга. Надо не только стремиться от избавления от внешнего долга, но главное – уметь эффективно его использовать на благо отечественной экономики. Для этого нужны глобальные и эффективные инвестиционные проекты и надёжная кредитно-банковская система.
Текущая ситуация в области государственных заимствований характеризуется проведением достаточно взвешенной политики в области внешних и внутренних заимствований, а также переходом к применению методов активного управления долгом с целью сокращения расходов на его обслуживание.
При этом акцент в политике государственного заимствования на неуклонное снижение внешнего долга (вне зависимости от реального финансового состояния и потребностей развития) снижает потенциал этого важнейшего института развития национальной экономики, особенно важного в условиях активной её интеграции в мировое экономическое сообщество [7, С.153].
3 УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ
3.1. Формы управления долгом
Управление государственным долгом – совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий выпуска новых государственных ценных бумаг. Существуют различные формы управления государственным долгом:
- изменение доходности займов; примером может служить изменение доходности ГКО;
- увеличение срока действия и изменение других условий выпуска займа (например, ОФЗ вначале выпускали на год с выплатой купона один раз в квартал, затем их стали выпускать на два года с выплатой купона один раз в полгода);
- объединение нескольких займов в один;
- обмен облигаций по регрессивному соотношению – несколько облигаций старого займа приравниваются к одной новой облигации;
- отсрочка погашения займа;
- аннулирование государственного долга – государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам; эта форма управления государственным долгом используется, когда политическая власть меняется или когда государство признаёт себя банкротом;
- реструктуризация задолженности – изменение структуры долга. Для России актуальна проблема замены коротких и дорогих долгов на длинные и дешёвые.
Эти формы управления государственным долгом относятся и к внутреннему, и к внешнему долгу. Однако управление внешним долгом имеет свою специфику: чрезмерный рост внешнего долга угрожает национальной безопасности страны, означает фактическое её банкротство. Управление внешним долгом должно осуществляться на стадии привлечения внешних займов, их использования и погашения. Управление долгом на стадии привлечения внешних кредитов в России осуществляется путём установления предельных размеров внешнего долга и государственных гарантий в Законе о бюджете на соответствующий финансовый год.
Управление использованием внешнего долга осуществляется в трёх формах:
- финансовое размещение – финансирование инвестиционных проектов и развития экономики; это самый эффективный способ размещения внешнего долга;
- бюджетное использование – финансирование текущих бюджетных расходов и дефицита государственного бюджета, в том числе обслуживания внешнего долга;
- смешанное бюджетно-финансовое размещение.
В России используется второй способ размещения – это самый неэффективный способ использования внешнего долга.
Управление погашением внешнего долга предусматривает использование различных источников погашения: золотовалютных резервов; новых заимствований; конвертации задолженности в акции предприятий.
В нашей стране в качестве источника погашения внешнего долга используются новые заимствования. Россия начинает работать на обслуживание государственного долга – внутреннего и внешнего. В области управления внешним долгом первоочередными задачами являются:
- оптимизация структуры долга (по срочности – необходимо привлекать средне- и долгосрочные кредиты; по видам долга – расширять круг используемых финансовых инструментов, например, за счёт своповых соглашений; по доходности – расширять эмиссию ценных бумаг, обеспечивающих относительную экономию для бюджета, учитывать соотношение рублёвой и валютной доходности);
- использование проектов, финансируемых за счёт связанных кредитов;
- конверсия внешнего долга – обмен долга на национальную валюту (своп в национальные активы); выкуп долга с дисконтом; обмен долга на экспорт; обмен долга на собственность; обмен долга на долг; конверсия долга в инвестиции;
- управление внешними финансовыми активами – инвентаризация российского имущества за рубежом, попытка возвратить долги России и российское золото, находящееся за рубежом. По указу Президента Российской Федерации от 29 июня 1998 г. № 733 создано федеральное государственное унитарное предприятие «Предприятие по управлению собственностью за рубежом». Доходы от использования федерального недвижимого имущества используются на содержание российских представительств, федерального государственного унитарного предприятия, содержание, эксплуатацию, капитальный и текущий ремонты недвижимого имущества и на другие цели [6, С.287].
3.2. Основные цели управления долгом
Основными целями управления государственным долгом являются:
- поддержание объёма государственного долга на экономически безопасном уровне;
- обеспечение исполнения обязательств государства в полном объёме;
- оптимизация стоимости обслуживания государственного долга Российской Федерации.
Мерами регулирования государственного долга являются контроль за его размером, установление предельных величин задолженности, рационализация его состава и структуры, форм и методов обслуживания и др. Это предполагает создание единой системы мониторинга и управления государственным долгом, включая внешние займы субъектов Федерации и органов местного самоуправления, формирование программы погашения и обслуживания государственного долга. Программа должна содержать нормативы, при нарушении которых принятие новых долговых обязательств автоматически приостанавливается. Одновременно должен быть обеспечен мониторинг внешней задолженности банков и предприятий.
Государственный долг разнороден, составляющие его элементы нуждаются в специфических механизмах регулирования с использованием различных финансовых инструментов. Многие составляющие имеют высокую степень неопределённости и нуждаются в специальном анализе для выбора наиболее эффективных методов решения.
Стратегическая программа уменьшения чрезмерного государственного долга должна быть согласована с методами управления государственным бюджетом в целом, размерами его дефицита и регулированием общей экономической ситуации в стране.
Россия может выйти из долговой ямы за счёт собственных средств. Однако нужно грамотно оценивать масштабы и возможности реструктуризации долга, целесообразность рефинансирования внешнего долга за счёт новых займов, возможности и условия привлечения внутренних займов и другие вопросы. В целях более уверенного управления государственным долгом может быть создан государственный фонд погашения долга. Основной задачей таких фондов является ответственное и упорядоченное погашение государственного долга. Вместе с тем фонды погашения могут иметь инвестиционный портфель, используемый для управления ликвидностью и максимизацией доходов по ценным бумагам. Подготовка и реализация такой программы требует системной работы квалифицированных специалистов [8, С.419].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственный долг находится в центре экономических проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным.
Государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов – как физических, так и юридических лиц. Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, так как развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют определённых вложений, в том числе государственных.
Однако государственный долг растёт и в старгнирующей экономике, в которой спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики.
В современных условиях решение проблем государственного долга связано с реализацией комплекса мер, ориентированных на увеличение доходной базы бюджета, повышение ликвидности рынка российских долгов, отказ от практики привлечения под государственные гарантии иностранных связанных кредиторов, повышение эффективности использования зарубежной собственности России, активизацию переговорного процесса по реструктуризации долгов (особенно бывшего СССР) и др. Решение этих проблем требует взвешенного подхода и должно учитывать необходимость создания предпосылок обеспечения платёжеспособности государства в будущем.
Данная система стратегически ориентированных мер должна явиться улучшением репутации Российской Федерации на международных рынках, существенным уменьшением рисков, сокращением зависимости расходов федерального бюджета по погашению и обслуживанию государственного долга от изменения рыночной конъюнктуры, обеспечением доступа России на внутренние и внешние рынки заимствований, повышению степени доверия кредиторов и инвесторов к заёмной политике Правительства Российской Федерации, также она должна позволить перевести государственный долг из категории «негативов» развития экономики в фактор обеспечения стабильности и повышения эффективности российской экономики.
Библиографический список
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст.- М.: Айрис Пресс, 2004.-64с.
2. Российская Федерация. Законы. О банках и банковской деятельности [Текст]: офиц. текст по состоянию на 21 марта 2002г.- М.: Кн. Сервис, 2003.-32с.
3. Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст]: офиц. текст по состоянию на 1 января 2008г.- М.: Юрайт, 2005.-220с.
4. Президент Российской Федерации. Указ. О создании федерального государственного унитарного предприятия «Предприятия по управлению собственностью за рубежом» [Текст]: офиц. текст от 29 июня 1998г. №733У.
5. Нешитой, А.С. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: учебник/ А.С. Нешитой.- 6-е изд., испр. и доп.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.-308с.
6. Колпакова, Г.М. Финансы, денежное обращение, кредит [Текст]: учеб. пособие/ Г.М. Колпакова.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2005.-496с.
7. Годин, А.М. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: учебник/ А.М. Годин, Н.С. Максимова, И.В. Подпорина.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.-568с.
8. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст] / В.К. Сенчагов, А.И. Архипов, Г.Н. Чубаков и др.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.-720с.
9. Финансы [Текст] / С.А. Белозёров, С.Г. Горбушина, В.В. Иванов и др.- 2-е изд., перераб. доб./ под ред. В.В. Ковалёва.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.-640с.
10. Финансы и кредит [Текст]: учебник/ под ред. М.В. Романовского, Г.Н.Белоглазовой.- М.: Юрайт-Издат, 2003.-575с.
11. Бюллетень банковской статистики [Текст]: банковский журнал/ учредитель Центральный банк Российской Федерации.-М.: ЗАО «АЭИ ПРАЙМ-ТАСС», 2005.-№2 (177).-172с.