Содержание
Введение3
1. Теоретические аспекты правового регулирования деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий6
1.1. Понятие и признаки унитарного предприятия6
1.2. Эволюция законодательства о государственных и муниципальных унитарных предприятиях12
1.3. Виды государственных унитарных предприятий16
1.3.1. Государственное унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения16
1.3.2. Федеральное казенное предприятие18
2. Перспективы развития государственных унитарных предприятий в рыночной экономике21
Заключение28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК30
Выдержка из текста работы
ВВЕДЕНИЕ . 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 1. Сущность федерального государственного унитарного предприятия 2. Основы деятельности охранных предприятий .3. Основные проблемы и тенденции развития охранных предприятий 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОХРАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ . 1. Правовой статус государственного унитарного предприятия 24 2.2. Анализ законодательных актов, регламентирующих деятельность государственных унитарных предприятий на всех уровнях власти 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА ФГУП ОХРАНА МВД РОССИИ . 1. Краткая характеристика организации как объекта исследования . 2. Деятельность ФГУП Охрана организационные аспекты . .53 3.3. Рекомендации по совершенствованию организации деятельности ФГУП Охрана 61 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66 ПРИЛОЖЕНИЯ 70 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .84 РЕФЕРАТ Реформирование экономики и глобальная информатизация общества усиливают внимание специалистов к системе организации деятельности в целях ее совершенствования, особенно для государственных унитарных предприятий.
Федеральной унитарное предприятие Охрана входит в состав Вневедомственной охраны.
Деятельность отдела регламентируют Конституция РФ, приказы ведомств и распоряжения начальника отдела.
В ходе анализа деятельности организации ФГУП Охрана на внутреннем уровне были выявлены недостатки в планировании, организации, мотивации, контроля и координации деятельности, в результате было предложено создание инновационного отдела, призванного устранить данные недоработки, а также разрабатывать на регулярной основе мероприятия, способствующие улучшению организации деятельности ФГУП Охрана. Также был проведен социологический опрос среди клиентов предприятия, выявлены слабые места, разработаны мероприятия по улучшению организации деятельности ФГУП Охрана ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования организации деятельности отдела федерального государственного унитарного предприятия Охрана МВД России обусловлена, прежде всего тем, что в условиях рыночной экономики федеральные унитарные предприятия должны быть конкурентоспособны по отношению к частным коммерческим структурам.
Их деятельность должна быть эффективна, направлена социальных нужд населения Процессы разгосударствления и приватизации, начавшиеся в 90-е гг. ХХ века в России, сопровождались массовым созданием предприятий частной формы собственности.
Однако в отраслях оборонно-промышленного комплекса ОПК , имеющих стратегическое значение для национальной безопасности и экономического развития Российской Федерации, ведущая роль оставалась за государственной собственностью, значительная часть которой была представлена государственными унитарными предприятиями ГУПами. В их образовании нашли свое отражение трансформационные процессы, глубокие институциональные преобразования, особенно в отношениях собственности, обусловленные переходом от командно-административной системы к социально-ориентированной рыночной экономике.
Унитарные предприятия были призваны способствовать сохранению накопленного в прежних государственных предприятиях производственного, научно-технического, трудового потенциалов, эффективному их использованию и приумножению с применением рыночных методов хозяйствования в целях повышения эффективности и социальной направленности производства.
Однако в действительности более 60 ГУПов оказались неэффективными вследствие несформированности институциональной среды для их функционирования, просчетов в организации их производства и осуществлении социальной ориентации. Встал вопрос об объективной необходимости анализа причин низкой результативности их деятельности и путей преобразования. В ежегодных государственных программах приватизации федерального имущества планируется дальнейшее развитие этого процесса, в том числе в 2009 г. предполагается преобразование 368 федеральных государственных унитарных предприятий ФГУПов. В этой связи исследование дальнейшей эволюции унитарных предприятий, выяснение закономерностей их развития и определение направлений реформирования в целях повышения эффективности функционирования государственной собственности в условиях рыночной экономики приобретает особую актуальность.
В нашей стране с начала 90-х годов произошло кардинальное изменение системы отношений собственности и системы государственного управления. Советская экономика, основанная на монополии государственной собственности, была трансформирована в рыночную экономическую систему, основанную на многообразии форм собственности.
Существенные изменения произошли и в самой государственной собственности, которая разделилась на федеральную государственную собственность и государственную собственность субъектов Российской Федерации. В связи с проведенными реформами изменилась и система государственного управления в экономической сфере.
В условиях равенства всех форм собственности изменяются и подходы к управлению самой государственной собственностью, в частности, государственными унитарными предприятиями. За годы проведения реформ, долгое время государственная собственность и управление ею оставались без должного внимания со стороны законодателя. Вместе с тем государство после проведения приватизации продолжает оставаться крупнейшим собственником, следовательно, необходимо обеспечить эффективное управление этой собственностью.
Представление интересов государства как собственника возложено на Министерство имущественных отношений Российской Федерации, которое за последние годы подвергалось неоднократному реформированию. В сложившейся социально- экономической ситуации назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиления государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики. Сегодня как никогда ощущается объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления государственного управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за государственной собственностью.
Поскольку государственные унитарные предприятия являются одной из составных частей государственной собственности, исследование их правовой природы и проблем совершенствования их административно-правового статуса, а именно управления ими со стороны уполномоченных органов исполнительной власти, на современном этапе является наиболее актуальным.
Актуальность данной проблематики определяется также одобренной Правительством Российской Федерации Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 9810 федеральных государственных унитарных предприятий.
Функции по управлению унитарными предприятиями четко не распределены между федеральными органами исполнительной власти. Отсутствуют четкие механизмы регулирования и контроля. Нормативно правовая база также находится в стадии становления. Объект исследования — форма федерального государственного предприятия. Предмет исследования — организация деятельности ФГУП. Целью дипломной работы является рассмотрение организации деятельности ФГУП для совершенствования работы ФГУП Охрана в ГО Краснотурьинск.
При написании данной работы были поставлены следующие задачи — рассмотреть сущность федеральных государственных унитарных предприятий — проанализировать особенности функционирования охранных предприятий в системе МВД — рассмотреть тенденции развития государственных унитарных охранных предприятий -проанализировать законодательные основы функционирования охранного предприятия — рассмотреть основы организации деятельности ФГУП Охрана в ГО Краснотурьинск — выявить проблемы в организации деятельности данного предприятия и разработать пути ее совершенствования.
Степень разработанности проблемы исследования. Различным аспектам административно-правового статуса государственного предприятия уделялось немало внимания в советский период такими учеными как А.П. Алехин, В.Г. Вишняков, Ю.М. Козлов, А.В. Мицкевич, и др. Для анализа организации деятельности ФГУП Охрана были использованы информационно-аналитические анализ документов, данных статистики и правовых актов и социологические методы анкетный опрос. В исследовании приняли участие 35 клиентов отдела филиала ФГУП Охрана МВД РФ по Свердловской области г. Краснотурьинск.
Из них было отобрано I группа 10 клиентов по обслуживанию квартир, домов и гаражей, II группа 10 клиентов средние объекты, III группа 15 клиентов крупные объекты. В ходе написания дипломной работы были изучены основные нормативно-правовые акты, на основании которых строится деятельность ФГУП Охрана, а также проведен частичный анализ деятельности унитарного предприятия и рассмотрены основные направления совершенствования его работы 1.
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Сущность федерального государственного унитарного предприятия
Термин унитарное от лат. unitas — единство означает единое, объединенное, составляющее одно целое.
Государственные и муниципальные предприятия это такие производственные образования, которые создаются государством и органами местного самоуправления, наделяются ими необходимыми средствами и на коммерческих принципах действуют в соответствии с теми целями и задачами, которые для них определяют учредители.
В унитарной форме могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия. Имущество, которым наделяются такие предприятия, находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления 15, c.17 . Современная экономика России все еще в значительной степени основана на государственной и муниципальной формах собственности.
Это предопределяет существование большого количества государственных и муниципальных предприятий. Закон, который регулирует правовое положение унитарных предприятий, был принят Государственной Думой РФ 11 октября 2002 года и вступил в силу с момента его опубликования в Российской газете — с 3 декабря 2002 г. В нем содержатся ответы на многие вопросы, возникавшие в правоприменительной практике с момента вступления в силу части первой Гражданского кодекса РФ, где определены основные начала такой организационно-правовой формы, как унитарное предприятие.
По мнению многих ученых, длительное отсутствие специального закона о правовом статусе унитарных предприятий существенно ослабляло правовое регулирование этими субъектами хозяйственной деятельности. В соответствии с Гражданским кодексом РФ новый закон существенно детализировал правовое положение государственного и муниципального унитарного предприятия его права, обязанности и ответственность при создании, деятельности, реорганизации и ликвидации. Закон установил основы управления унитарным предприятием, порядок формирования и использования его имущества, а также специально урегулировал права и обязанности собственников имущества унитарных предприятий 19, c.17 . На деятельность унитарных предприятий распространяются общие правила гражданского законодательства, касающиеся юридических лиц, с особенностями, установленными ГК РФ и Законом об унитарных предприятиях.
Термин унитарное подчеркивает единство субъекта и объекта объект принадлежит только одному собственнику, имущество предприятия не делится на доли вклады, паи, а потому здесь нет субъектов учредителей, участников организации, включая работников предприятия, наделенных обязательственными правами по отношению к предприятию, что характерно для хозяйственных обществ и товариществ.
Соответственно, имущество предприятия неделимо в том смысле, что не распределяется по долям, вкладам из-за отсутствия таковых. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственниками.
Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему своего имущества.
Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс. В соответствии с гражданским законодательством в РФ создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий 1. унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ далее государственное предприятие, муниципальное предприятие 2. унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие далее казенное предприятие. Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке, а также вправе иметь полное и или сокращенное фирменное наименование на языках народов РФ и или иностранном языке.
Фирменное наименование унитарного предприятия на русском языке не может содержать иные отражающие его организационногосударственного или муниципального предприятия на русском языке должно содержать слова, федеральное государственное предприятие, государственное предприятие или муниципальное предприятие и указание на собственника его имущества Российскую Федерацию, субъект РФ или муниципальное образование.
Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения.
Печать унитарного предприятия может также содержать его фирменное наименование на языках народов РФ и или иностранном языке. Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации 5, c.34 . Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом. Унитарные предприятия могут быть участниками членами коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с Федеральным законом допускается участие юридических лиц. Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия Распоряжение вкладом долей в уставном складочным капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями осуществляется унитарным предприятием только с согласия собственника его имущества.
Унитарное предприятие по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства, сведения о которых должны содержаться в уставе унитарного предприятия.
Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Оно не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования. Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование не несут ответственности по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность банкротство такого предприятия вызвана собственником его имущества.
В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. 1.2.
Основы деятельности охранных предприятий
Всех субъектов охранной деятельности по форме собственности можно разделить на две группы государственные и негосударственные.
Среди государственных структур на рынке охранных услуг действуют вневедомственная охрана ВО МВД РФ, ведомственная охрана федеральных министерств и ведомств, государственные унитарные охранные предприятия. Негосударственные предприятия представлены частными охранными предприятиями ЧОП , службами безопасностями СБ при различных коммерческих структурах, охранными агентствами и т.д. Долгое время функционировали только государственные охранные предприятия. Появление негосударственной системы частных охранных и детективных предприятий по выполнению функций в сфере сыска и охраны представляется закономерным итогом тех социально-экономических преобразований, которые начали проводиться в России с середины 80-х годов. Такая закономерность объясняется двумя неразрывно связанными между собой причинами.
С одной стороны, перечень услуг, предоставляемых частными структурами, постоянно растет. С другой стороны, развитие предпринимательской деятельности потребовало изменения государственного регулирования многих общественных отношений, выразившегося в ослаблении того тотального контроля государства над обществом, который имел место в России на протяжении всех последних десятилетий 4, c.37 . Класс предпринимателей стал нуждаться в защите, которую с 1992 г а именно с введения в действие Закона РФ от 11 марта 1992 г. О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации, наряду с правоохранительными органами и взяли на себя частные охранные предприятия ЧОП и службы безопасности СБ , в свою очередь, являющиеся структурами частными.
В поддержку утверждения, что рассматриваемые структуры были созданы в основном для защиты именно представителей и объектов бизнеса, свидетельствует и тот факт, что существующее законодательство в сфере охраны регламентирует вопросы охраны исключительно государственных структур.
В частности, Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. О ведомственной охране под такой охраной понимает совокупность создаваемых федеральными органами исполнительной власти органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств ч. 2 ст. 1 . Говоря же о сфере действия ведомственной охраны, закон определяет, что она осуществляется только лишь в целях охраны объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Закон о государственной охране определяет понятие охраняемые объекты как здания, строения и сооружения, в которых размещены федеральные органы государственной власти прилегающие к указанным зданиям, строениям и сооружениям территории и акватории, подлежащие защите в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны а также здания, строения и сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов государственной охраны.
Кроме того, существует перечень объектов, подлежащих государственной охране.
Сохранность ценностей и безопасность объектов, не включенных в данный перечень, обеспечиваются их руководителями. Таким образом, государство отказало предприятиям негосударственного сектора в специальной охране под неспециальной охраной понимается деятельность системы правоохранительных органов, но, с другой стороны, дало легальную возможность таким предприятиям самим искать способы защиты от различных посягательств 3, c.56 . Появление частных охранных предприятий представляет собой одну из форм реализации конституционных положений.
В противном случае, закрепляя право на специальную охрану только за лицами, занимающими государственно- значимые посты и не допуская специализированной охраны в отношении иных лиц, законодатель нарушил бы конституционное положение о недопустимости ограничения прав граждан по социальному признаку. Другое дело, что государство не в состоянии предоставить специальную охрану всем гражданам это было бы невозможным и противоречило бы здравому смыслу, а потому предоставление такой охраны зависит от волеизъявления самого гражданина.
Любое лицо, которое в ней нуждается, и в первую очередь руководители коммерческих предприятий, вправе обратиться за ней в частное охранное предприятие 3, c.43 . Споры о целесообразности существования системы предприятий частной сферы, специализирующихся в области обеспечения охраны и безопасности, велись с самого момента появления частных охранников и детективов.
Таким образом, с учетом изменения общественного строя, политического режима нашего государства, становления рыночной экономики, а наряду с этим и наличия таких негативных последствий, как рост различных видов преступности, можно сделать следующий вывод. Сложившаяся в современной России ситуация предопределила становление и все большее развитие предприятий, занятых деятельностью в сфере частного сыска и охраны, поскольку они представляют собой своеобразный симбиоз частных структур, обеспечивающих безопасность своих клиентов.
По оценкам специалистов, большинство частных охранных предприятий взаимодействует только с правоохранительными органами муниципального уровня, которые не занимаются борьбой с наиболее опасными видами преступности, их деятельность в основном направлена на борьбу с мелкой уголовной преступностью, которая чаще всего не затрагивает предприятия, имеющие собственную службу безопасности. Тем не менее, вопросы взаимодействия правоохранительных органов с субъектами частной охранной и детективной деятельности практически остается достаточно актуальным.
Сам институт охранной и детективной деятельности является новым для законодательства России, и правовая база, регламентирующая такое сотрудничество, практически отсутствует. В Законе о частной детективной и охранной деятельности лишь в ст. 3 говорится о том, что предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе.
На этом законодательное регулирование данного вопроса и заканчивается. На практике фактически существует только одна форма сотрудничества между этими двумя структурами, выраженная в помощи со общественного порядка при проведении общественных мероприятий и праздников 4, c.43 . Тем не менее, представляется, что сотрудничество правоохранительных органов с ЧОП в борьбе с преступностью, крайне важно, поскольку отвечает интересам обеих сторон такого сотрудничества.
Не нужно забывать, что частные структуры обеспечивают безопасность преимущественно коммерческих организаций. В последнее время, по мнению специалистов, все устойчивее прослеживается тенденция вхождения представителей организованной преступности в руководящие звенья банков, органы государственной власти, идет сращивание ряда коммерческих структур с криминалом. В свою очередь, это ведет к появлению преступных методов конкуренции в мире бизнеса, использованию противоправных средств в достижении выгоды.
Частные охранные структуры не заинтересованы в таком положении вещей, а потому в их же целях информировать правоохранительные органы о всевозможных ставших им известными фактах совершенного или готовящегося преступления как в экономической сфере, поскольку от этого напрямую может зависеть успешное функционирование самого предприятия, так и в иных сферах. Рынок охранных услуг в последние годы очень динамично развивается, заметно опережая по темпам развития и по объему финансовых вливаний рынок технических систем безопасности.
По оценкам экспертов Ассоциации индустрии безопасности, объем рынка охранных услуг безопасности в 2008 году составил около 4 млрд тогда как объем российского рынка технических систем безопасности немногим превысил 1 млрд. Сегодня о полноценной конкуренции на российском рынке охранных услуг можно говорить весьма условно. В первую очередь потому, что значительное место на рынке около 30 занимает государственная структура МВД, которая одновременно является регулятором в ведении Министерства находится лицензионно-разрешительная система для ЧОП и активным участником этого рынка в лице ДГЗИ МВД и ФГУП Охрана. По данным УЛРР МВД РФ на 01 января 2009 года в России действовало 26000 охранно-сыскных предприятий.
Во вневедомственной охране ВО МВД задействовано около 375 тыс. сотрудников. Основная конкуренция между этими структурами разворачивается именно на рынке охранных услуг. За годы существования охранного рынка сложилась вполне устоявшаяся его структура.
Эксперты считают, что в России доля физической охраны как наиболее устойчивого, хотя и относительно невысокой рентабельности дохода достигает примерно 70 . Для сравнения, в Великобритании она не превышает 20 , что свидетельствует о большей сбалансированности рынка. По оценкам экспертов Ассоциации индустрии безопасности, объем рынка охранных услуг безопасности в 2008 году составил около 4 млрд. При этом на долю его различных сегментов приходилось ? Услуги ЧОП в Москве ? 1,4 млрд Услуги ЧОП в РФ кроме Москвы ? 1,2 млрд Услуги ДГЗИ МВД ? 1.1 млрд Ведомственная охрана ? 0,2 млрд Технические средства безопасности ? 0,8 млрд Детективные и информационно-аналитические услуги ? 0,1 млрд. С точки зрения географии развития охранный рынок практически ничем не отличается от других отраслей и лучше всего представлен в развитых регионах.
Лидирует Москва количество ЧОПов 4045 или 18,2 , затем следуют Московская область 1014 или 4,57 , Санкт-Петербург 1264 или 5,7 и Ленинградская область.
Кроме того, неплохие результаты показывают Свердловская, Самарская Новосибирская и некоторые другие области. 1.3.
Основные проблемы и тенденции развития охранных предприятий
По мере того как первое десятилетие XXI века подходит к концу, становится все более очевидно, что процессы социального и экономического развития в нашей стране и мире в целом невероятно и даже беспрецедентно сложны и масштабны по своему размаху, скорости и характеру. Не является исключением и структуры негосударственной безопасности.
Мировые тенденции передачи части правоохранительных и защитных функций в негосударственные структуры потребовали новых подходов к оценке и определению роли и места этих структур в политике государств. Если многие отрасли экономики, сегменты рынка, сформировали признанные государством и обществом институты, активно лоббирующие их интересы и представляющие на широком социально-политическом поле вопросы их развития, то негосударственные структуры безопасности представляют конгломерат разрозненных общественных организаций и обществ, раздираемых внутренними противоречиями и амбициями отдельных своих лидеров.
Нельзя не сказать о той роли, которую сыграла 7 Всероссийская конференция Индустрия безопасности России. Перспективы, тенденции, проблемы — крупнейшее совещание руководителей негосударственных структур безопасности, правоохранительных и иных государственных органов в Российской Федерации, в котором приняло участие более 1 тыс. профессионалов, непосредственно связанных с законодательной регламентацией, организацией и управлением процессами обеспечения безопасности в России.
Главный итог Конференции объединение необходимо и его надо проводить более активно. Реформа МВД не может не сказаться на состоянии и путях развития негосударственных структур безопасности, прежде всего потому, что многие милицейские руководители видят в этих структурах своих прямых конкурентов. В этой связи особый интерес представляет опубликованная на сайте Хранитель статья С. Кашурникова Негосударственные структуры безопасности Российского общества, в которой автор, на основании анализа мировых и отечественных тенденций делает вывод о том, что переход части государственных функций обеспечения правопорядка в негосударственные структуры, является объективным и закономерным 17, c.34 . Понимают эту тенденцию и руководители МВД России.
Если внимательно посмотреть Концепцию развития ФГУП Охрана до 2010 года без труда можно заметить, что главным является активная передача основных технических сил и материальных средств от милицейских структур в ФГУП и наращивание новых мощностей, там, где их не хватает. В этой связи проявляется существенная правовая проблема с одной стороны, в последние годы остро стоит проблема разработки новой концепции и обоснования основных приоритетов государственной политики безопасности, которая в качестве одного из направлений должна определить роль и место негосударственных структур охраны, сыска, технологий, выработать условия для их функционирования и развития.
В настоящее время сложилась противоречивая ситуация, которая определяется следующими параметрами. С одной стороны, сегодня не только существует негосударственная система обеспечения безопасности, но она является важнейшим субъектом обеспечения национальной безопасности и социальным партнером государства в сфере правопорядка.
С другой стороны, нет сколько-нибудь оформленной и последовательно реализуемой позиции государства в отношении негосударственной системы безопасности.
Такая позиция может и должна быть отражена в политике государства. Взаимодействие гражданского общества и государства в диалогической парадигме является ключевым условием поступательного социально-экономического и социально-политического развития, конструктивного созидания будущего нации. Соответственно, взаимодействие и сотрудничество структурных элементов негосударственной и государственной систем безопасности является главным условием обеспечения безопасности нации, государства и общества в целом.
В теории политика государства может иметь форму государственной концепции, на практике она должна выражаться в законодательных и управленческих решениях, направленных на создание условий для эффективного с точки зрения целей национальной безопасности функционирования негосударственной системы обеспечения национальной безопасности, ее дальнейшего развития. Таким образом, в числе первых трех нерешенных вопросов и трех проблем можно назвать объединение негосударственных структур безопасности в общероссийское общественное сообщество, которое характеризуется открытостью, отсутствием жесткой управленческой структуры, постоянные связи между элементами которого отсутствуют и возникают по мере необходимости. отсутствие сформированной Концепции развития отрасли, признанной государством. жесткое противостояние МВД, как лицензирующего и контролирующего органа, развитию НСБ. То, какие действия будут предприняты для решения проблем, определит ход событий 2009 года. Список всего из семи наиболее существенных задач дает представление о масштабности стоящих перед нами вопросов неснижаемая криминальная угроза жизни и собственности значительно усложнило деятельность НСБ. Гибель охранников, инкассаторов, руководителей разного уровня стала повседневной реальностью. потенциальная угроза ликвидации отрасли, исходящая из различных государственных структур.
От того, по какому пути пойдет обсуждение, и принятие внесенного Правительством Законопроекта будет зависеть будущее отрасли на достаточно продолжительное время.
В предложенном варианте реально выступает попытка вывести отрасль из единого правового пространства существования коммерческих структур и разоружить ее не правовыми методами социально-экономические последствия финансового кризиса 98 года, сказавшиеся на торможении в развитии и стагнации отрасли на протяжении 10 лет. До сих пор не преодоленной остается политика остаточного подхода к финансированию безопасности, при которой невозможно выстраивать нормальную ценовую и экономическую политики проблемы, связанные с использованием служебного и другого оружия, специальных средств, а также правовые ограничения в применении физической силы и технических устройств в условиях отражения нападения.
И как результат настоятельная потребность привлечения негосударственных структур безопасности, их потенциала, опыта персонала, к правоохранительной деятельности, деятельному участию в следственных и оперативно- розыскных действиях, исследованию различных аспектов борьбы с преступностью. недопустимо медленное внедрение современных технических средств и прогрессивных технологий для снижения влияния человеческого фактора при обеспечении безопасности бизнеса кризисное состояние рынка трудовых ресурсов, отсутствие реальных возможностей использования привлекаемых из за рубежа специалистов, наложился на кризисное состояние системы профессионального образования, отсутствие отраслевой науки и как результат снижение качества подготовки профильных специалистов, падение качества оказываемых услуг сохраняющаяся имущественная дифференциация населения и безработица, в отдельных регионах страны выделяют важнейшую социальную функцию отрасли — предоставление рабочих места бывшим военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов, иных государственных структур охраны и безопасности, чем не только минимизируют социальные последствия этих факторов, но и становятся важным субъектом предупреждения преступности Одна из особенностей вышеперечисленного заключается в том, что многие из этих проблем становятся понятны только во взаимодействии с другими.
На фоне этих противоречий и отсутствия идеологии, которая прояснила бы ситуацию и стала руководством для большинства участников рынка, активный поиск новых форм политического сотрудничества часто сопряжен с реакционным и расточительным путем.
В результате имеем дело с разрозненными попытками найти адекватные решения собственных проблем без привлечения государственных структур, институтов, идеологии, этики и политического руководства, факторов, играющих ключевую роль в разрешении общества и государства.
Таким образом, без реального объединения отрасли, поиска компромиссных решений с государственными структурами дальнейшее существование негосударственных структур безопасности проблематично.
Основными предпосылками для дальнейшего развития российского рынка охранных услуг и безопасности являются увеличение количества субъектов хозяйствования и объектов охраны рост производительности труда, развитие пультовой охраны, инвестиции в маркетинг упорядочение законодательства, дальнейшая реорганизация ВО МВД саморегулирование, создание лоббистских структур 4, c.34 . Говоря о перспективах развития рынка охранных услуг в России, можно сказать, что эффективным вариантом развития для охранных предприятий является и введение новых направлений.
Например, работа с банками по кредитным должникам в связи с большим процентом невозврата кредитов или услуги телохранителей для обеспечения безопасности детей, в том числе от киднеппинга.
Очень перспективное будущее у пультовой охраны, систем видеонаблюдения и контроля доступа.
Квалификация работников сейчас переходит на качественно новый уровень, рынок предъявляет новые условия к охранным предприятиям, которые теперь должны уметь оказывать высокотехнологичные услуги по обеспечению безопасности.
Конечно, это приведет к постепенному удорожанию охранных услуг. Опыт последних 15 лет показал, что при отсутствии реальной угрозы конкуренции со стороны иностранных компаний у наших предприятий индустрии безопасности, куда входят не только охранные предприятия, но и производители технических средств безопасности, так и не сформировались стимулы к совершенствованию своей деятельности. Однако привлекательность российского рынка для иностранных компаний очевидна. Пока нас спасает тот факт, что после событий сентября 2001 года рынок безопасности в США и Европе вырос более чем вдвое.
Международные корпорации стремятся его освоить и им пока нет дела до экспансии в другие регионы. Но наступит время, и они придут к нам завоёвывать рынок, а не просто обслуживать своих постоянных клиентов, как они это делают сейчас. У российских компаний ещё есть некоторое время, чтобы применить достижения мировой управленческой науки и построить такие системы управления, которые позволят нам сравняться с иностранцами в технологическом плане и после их массового прихода на российский рынок соревноваться с ними в искусстве менеджмента.
Использование современных управленческих технологий сегодня станет билетом в завтрашний день . 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОХРАННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 2.1.
Правовой статус государственного унитарного предприятия
Унитарное предприятие является особым видом юридических лиц. Оно не относятся к хозяйственным обществам и товариществам, хотя и представляет собой коммерческую организацию.
Согласно статье 113 Гражданского кодекса Российской Федерации далее ГК РФ , унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество 26 . Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам долям, паям, в том числе между работниками предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации.
От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Правовое положение государственных унитарных предприятий определяется ГК РФ и Федеральным законом от 14 ноября 2002 года 161-ФЗ О государственных и муниципальных унитарных предприятиях далее Закон об унитарных предприятиях 26 . В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В соответствии со статьей 3 Закона об унитарных предприятиях унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Статьей 9 Закона об унитарных предприятиях установлено императивное правило, согласно которому в уставе унитарного предприятия должен быть закреплен перечень видов деятельности, которыми предприятие планирует заниматься. Таким образом, унитарные предприятия не вправе осуществлять виды деятельности не предусмотренные уставом, то есть налицо специальная правоспособность. Государственное или муниципальное предприятие до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением государственного или муниципального предприятия.
Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется Федеральным законом от 8 августа 2001 года 128-ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности, унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии 26 . Унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.
Исходя из того, что унитарное предприятие не является собственником имущества, оно не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества дочернее предприятие. Однако унитарное предприятие по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства.
Филиалом унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительством унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия, представляющее интересы унитарного предприятия и осуществляющее их защиту. Согласно статье 5 Закона об унитарных предприятиях, филиал и представительство унитарного предприятия не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных унитарным предприятием положений.
Филиал и представительство наделяются имуществом создавшим их унитарным предприятием. Руководитель филиала или представительства унитарного предприятия назначается унитарным предприятием и действует на основании его доверенности. При прекращении трудового договора с руководителем филиала или представительства доверенность должна быть отменена унитарным предприятием, выдавшим ее. Филиал и представительство унитарного предприятия осуществляют свою деятельность от имени создавшего их унитарного предприятия.
Ответственность за деятельность филиала и представительства унитарного предприятия несет создавшее их унитарное предприятие. Кроме того, унитарные предприятия могут быть участниками членами коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц. Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями участниками кредитных организаций.
Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия. Распоряжение вкладом долей в уставном складочном капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями осуществляется унитарным предприятием только с согласия собственника его имущества.
Совершение сделок по распоряжению вкладом доли без согласия собственника имущества не допускается. Такие сделки должны быть признаны ничтожными. Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс. Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Унитарное предприятие вправе иметь также полное и или сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и или иностранном языке. Унитарное предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и или иностранном языке.
Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Согласно пункту 4 статьи 2 Закона об унитарных предприятиях, не допускается создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. В зависимости от объема прав на принадлежащее унитарному предприятию имущество, законодательно выделено два вида предприятий государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения и государственное унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления казенное предприятие . 2.2. Анализ законодательных актов, регламентирующих деятельность ФГУП Охрана на всех уровнях власти Деятельность федеральных государственных унитарных предприятий регламентируется как внешними законодательными актами законы, постановления и т.д так и локальными правовыми актами.
На федеральном и региональном уровнях деятельность ФГУП Охрана регламентируются следующими нормативными актами 1. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. 1026-1 О милиции . 2. Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. 2487-1 О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации . 3. Закон Российской Федерации от 15 января 1993 г. 4301-1 О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы. Указан перечень услуг, в том числе и вневедомственной охраны, от оплаты которых Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы освобождены. 4. Федеральный закон от 12 января 1996 г. 7-ФЗ О некоммерческих организациях. Определяет формы некоммерческих организаций, порядок создания, реорганизации и ликвидации, управление некоммерческими организациями. 5. Федеральный закон от 26 января 1996 г. 14-ФЗ Гражданский кодекс Российской Федерации.
Часть 2 . 6.Федеральный закон от 13 июня 1996 г. 63-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации . 7. Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. 77-ФЗ О ведомственной охране . 8. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. 177-ФЗ О применении Положения о службе в органах внутренних дел Российской федерации в связи с принятием Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР О милиции . 9. Федеральный закон от 19 июня 2000 г. 82-ФЗ О минимальном размере оплаты труда . 10. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. 195-ФЗ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. 11. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. 197-ФЗ Трудовой кодекс Российской Федерации . 12. Федеральный закон от 30 июня 2002 г. 78-ФЗ О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы работы. Устанавливает денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.