Содержание
Содержание:
Введение2
Глава 1. Государственное управление сферы охраны окружающей среды и природопользования в РФ6
1.1. Государственная экологическая политика. Экологические программы и их реализация6
1.2. Инструменты государственного регулирования природопользования11
Глава 2. Современные тенденции развития государственного контроля сферы природопользования в России19
2.1. Цели, задачи и основные принципы государственного контроля в сфере охраны окружающей среды и природопользования19
2.2. Состояние предприятий в сфере природопользования в России22
Заключение28
Список литературы31
Введение
«Механизм государственного контроля за природопользование и сохранение окружающей природной среды» — одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема курсовой работы актуальна потому, что государственная экологическая политика самостоятельная сфера общественной жизни в области охраны окружающей среды и природных ресурсов, вершина экологической функции государства. Во времена перемен её значение возрастает.
Вступление в силу изменений федерального законодательства 1 января 2005 г. стало заметным событием общественной жизни и очередным шагом в развитии системы управления и охраны окружающей среды.
Экономика природопользования, отражающая складывающиеся хозяйственные отношения в процессе использования, воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей среды, тесно связана с экономикой государства и формирует исходную информацию о необходимости использования природных ресурсов при решении задач эффективного развития экономики. Наиболее явно данная связь проявляется в России, так как основная часть ее земельных, водных, лесных угодий находится в собственности государства. Основной задачей для России в данной сфере является обеспечение рационального природопользования.
Экология в настоящее время переросла в первоочередную глобальную проблему человечества, имеющую особые экономические аспекты. Именно государство обязано взять на себя решение данной проблемы. Если не будут приняты меры по предотвращению загрязнения окружающей среды, сохранению и восстановлению природных ресурсов, то существующий экологический кризис может перерасти во всемирную катастрофу. Решение таких глобальных задач под силу только государству.
Эколого-экономический аспект охраны природы стал формироваться недавно. Его возникновение и развитие обусловлены бурным ростом производства и научно-техническим прогрессом. Когда масштабы хозяйственной деятельности людей неизмеримо выросли, изменения природного равновесия стали отражаться на развитии народного хозяйства (вследствие недостаточного учета экологического фактора) и проблема охраны природы приобрела большое экономическое значение. При этом отдельные компании не в силах противостоять данной проблеме, как следствие необходимость государственного вмешательства.
Следовательно, для разрешения этой проблемы необходимо государственное регулирование данной сферы, выраженное в экономических, правовых, социальных и технических действиях.
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Василенко В.А., Высторобец Е. А., Дупак В. Я.,Федцов В.Г. и др.
Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений.
Обязательным элементом данного пункта курсовой работы является формулировка объекта и предмета исследования.
Объект исследования государственная политика управления сферы охраны окружающей среды и природопользования в РФ;
Предмет исследования механизм государственного контроля природопользования и сохранения окружающей природной среды.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы рассмотреть механизм государственного контроля за природопользование и сохранение окружающей природной среды.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать государственное управление сферы охраны окружающей среды и природопользования в РФ;
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о современных тенденциях развития государственного контроля сферы природопользования в России;
3.Рассмотреть сущность и специфику государственного экологического контроля в современных условиях;
4.Систематиировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
5.Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.
Успешность выполнения задач по написанию курсовой работы в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования.
В работе использовались методы как эмпирического исследования: сравнительно-сопоставительный, наблюдение, так и используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования.
Структура курсовой работы выражается в ее содержании.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав заключения, списка использованной литературы. Название глав отображает их содержание.
Глава 1. Государственное управление сферы охраны окружающей среды и природопользования в РФ
1.1. Государственная экологическая политика. Экологические программы и их реализация
Основы экологической политики России закреплены в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «Об охране окружающей среды», указах Президента Российской Федерации «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (от 1 апреля 1996 г. № 440) и «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (от 10 декабря 1997 г. № 1300 и от 10 января 2000 г. № 24), в Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002г. № 1225-р .
Стратегической целью государственной экологической политики является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышение качества жизни, обеспечение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, улучшение здоровья населения и демографической ситуации, обеспечение экологической безопасности страны.
Вопросам формирования и совершенствования государственной экологической политики на современном этапе была посвящена Всероссийская конференция «Государственная экологическая политика на новом этапе экономичских преобразований» (ноябрь 2005 г., Москва).
В конференции приняли участие представители: ряда комитетов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, министерств и ведомств, федеральных служб и агентств (Росгидромет, Ростехнадзор, Роспотребнадзор, Роскосмос), ученые Российской академии наук и ведущих вузов, представители крупнейших акционерных обществ (РАО «ЕЭС России», ОАО «Российские железные дороги»), деловых кругов.
Как отмечалось на конференции, в настоящее время трудности в решении экологических проблем страны связаны с рядом факторов, в их числе:
отсутствие целостной государственной экологической политики;
несовершенство правовых, административных и экономических механизмов, компенсирующих экологический вред от хозяйственной деятельности и стимулирующих перевод российской промышленности и транспорта на экологически чистые энерго- и ресурсосберегающие технологии и производство экологически безопасной продукции, соответствующей международным стандартам;
несоответствие федеральных и региональных экологических программ основным положениям Экологической доктрины Российской Федерации;
недостаточно интенсивное реформирование законодательных основ природопользования и охраны окружающей среды;
затянувшийся процесс реструктуризации природоохранных органов России;
отсутствие четкого разграничения полномочий федерального центра и регионов по вопросам финансирования экологических программ;
недостаток квалифицированных кадров, занятых в экологической сфере, отсутствие единой системы подготовки специалистов в области экологии;
низкий уровень экологического просвещения и образования населения .
Перед конференцией были поставлены следующие основные задачи:
обсудить состояние дел, проблемы и перспективы в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в период активизации глобальных экономических и экологических процессов на территории Российской Федерации в целях гармонизации качества жизни человека, роста экономики и сохранения благоприятной природной среды;
в комплексе рассмотреть возможности и необходимые условия перевода российских промшленных предприятий на новые, экологически чистые технологии на основе применения современных механизмов стимулирования с использованием опыта ведущих стран мира;
способствовать широкому распространению регионального передового опыта по оздоровлению экологической обстановки и комплексному решению важнейших природоохранных проблем;
активно продвигать экологические знания среди населения России, формировать в обществе бережное отношение к окружающей среде .
Для реализации государственной экологической политики на современном этапе необходимо сформулировать новую систему государственного природоохранного регулирования, в основе которой должны быть:
законодательное закрепление режимов экологической защиты территорий с установлением дифференцированных требований к природопользованию и экономической деятельности;
нормирование воздействия на окружающую среду, основанное на технологических требованиях к производству продукции и услуг в соответствии с законодательством о техническом регулировании, об охране окружающей среды;
переход от практики установления индивидуальных разрешений к декларированию соблюдения природоохранных требований и внедрению механизма экологической оценки последствий хозяйственной деятельности;
формирование эффективной системы экономических санкций за несоблюдение установленных требований, организация государственной поддержки проектам, направленным на оздоровление окружающей среды;
использование экономических механизмов снижения ресурсоемкости и повышения энергоэффективности хозяйственной деятельности;
создание условий сохранения малонарушенных природных территорий путем оптимизации размещения новых производств в регионах интенсивного экономического и промышленного развития.
Выдержка из текста работы
Введение………………………………………………………………………… 1. Государственное регулирование экономики: сущность, функции и методы…………………………………………………………………………… 1.1. Цели и функции государственного регулирования экономики. Структура государственного управления…………………………………….. 1.2. Система планирования и прогнозирования национальной экономики… 1.3. Финансовая система государственного регулирования национальной экономики……………………………………………………………………… 1.4. Социальная политика регулирования государства…………………… 2. Необходимость государственного вмешательства в национальную экономику………………………………………………………………………… 2.1.Необходимость вмешательства государства в рыночные процессы……. 2.2. Проблемы государственного регулирования экономики……………….. 2.3. Основные пункты проблем регулирования экономики исходя из итогов социально-экономического развития Республики Беларусь и их решение… Заключение………………………………………………………………………… Список использованной литературы…………………………………………… 3 4 4 6 9 11 13 13 14 18 26 27
Введение
Государство, его институты и структуры играют исключительно важную роль в экономике каждой страны. Государство определяет поведение и жизнедеятельность людей, устанавливает общественный строй на определенной территории. И с возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Более того, экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы. Об этом можно судить из долгой истории развития отношений между государством и рынком. В экономической теории и политике преобладала то концепция усиления роли государства в экономике (прежде всего кейнсианство, господствовавшее как в экономической теории, так и практике хозяйственного регулирования), то концепция неограниченных возможностей рыночных регуляторов экономического развития (монетаризм, неолиберализм и другие экономические теории). В социалистических странах государство определяло практически все социально-экономические процессы путем разработки и реализации директивных планов, использования административно-командных методов управления.
Государство в современном управлении экономикой выступает не только как регулятор, т.е. устанавливает «правила игры» на рынке и реализует механизм регулирования, но и как государство-собственник в рыночной экономике, его субъект. На современном этапе преобладает регулирующая роль государства по отношению к государственному и частному сектору экономики.
Государство прямо или косвенно определяет важнейшие параметры рынка, устанавливает ориентиры деятельности отдельных фирм и предпринимателей. Оно формирует общее экономическое пространство, устанавливает ограничения для общественно опасной деятельности.
Цель курсовой работы — выделить основные направления государственного регулирования; познакомится с формами государственного регулирования экономики; рассмотреть инструменты, объекты и цели государственного регулирования; раскрыть процессы регулирования; определить роль и экономические функции государства, необходимость государственного регулирования в экономике современной Беларуси.
1. Государственное регулирование экономики: сущность, функции и методы
1.1. Цели и функции государственного регулирования экономики. Структура государственного управления
Государственное регулирование экономики — это система мер, посредством, которых государство может воздействовать на социально-экономическое развитие общества.[5; с.49]
Конкретные для каждой страны условия, вызывающие необходимость государственного вмешательства в экономику, а также его цели определяют и формируют содержание. Есть общие для всех стран факторы, которые исторически определяют экономические функции государства. За государством, прежде всего, должны сохраняться следующие функции:
• эмиссия денег, денежно — кредитное и налогово-бюджетное регулирование;
• обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хозяйствования;
• формирование устойчивой макроэкономической ситуации, включающей эффективное функционирование финансовых учреждений;
• обеспечение минимальных социальных стандартов по предоставлению благ и услуг общего пользования (образование, здравоохранение, культура, коммуникации и другие жизнеобеспечивающие блага и услуги);
• реализация антимонопольных мер и поддержка конкурентной среды;
• развитие науки, инновационной деятельности и информационных технологий;
• проведение активной внешнеэкономической политики, развитие интеграционных связей с соседними странами;
• формирование производственной, социальной и экологической инфраструктур общегосударственного значения, обеспечивающих условия для роста экономики и улучшения жизнедеятельности населения;
• поддержка социально незащищенных групп населения;
• охрана окружающей среды, совершенствование экологических регуляторов, международное сотрудничество пр и решении экологических проблем;
• формирование рациональных территориальных пропорций воспроизводства и комплексное развитие производительных сил регионов;
• обеспечение национальной безопасности страны;
• создание правовой базы рыночных отношений и обеспечение неукоснительного соблюдения законов, развитие институциональной инфраструктуры;
• разработка и реализация стратегии социально-экономического развития.
Для регулирования социально-экономических процессов государство использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от сложившейся социально-экономической ситуации, накопленного опыта, выбранной модели и стратегических целей развития.[10; с.563]
Среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все, и вопрос лишь в том, чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границу разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам. [12; с.614]
Таким образом, выделяют методы прямого (административного) и косвенного (экономического) воздействия на экономику.
Экономические средства воздействия на хозяйственные процессы предполагают использование следующих регулирующих инструментов:
— государственного экономического прогнозирования;
— государственного экономического программирования;
— бюджетно — налоговой системы;
— денежно — кредитной политики;
— валютной политики;
— таможенной политики.[7; с.238]
Правовое регулирование — принимаемые на всех уровнях государственной власти правовые акты и нормативные документы, действие которых распространяется на предприятия всех форм собственности. Административные методы экономического регулирования реализуются посредством запретительных, разрешительных и принудительных мер для отдельных сфер экономической деятельности или категорий населения. С помощью административных мер, например, осуществляется государственный контроль над ценами монополистов и социально значимых товаров. [4; с.55]
Вся система государственного регулирования национальной экономики должна быть направлена на обеспечение экономической безопасности страны, ее устойчивого развития с учетом возможных изменений внутренних и внешних факторов.
Конституцией Республики Беларусь определено, что «государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает управление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях» (ст. 13, п. 5). В соответствии с Конституцией (ст. 107, п.4.) Правительство (Совет Министров) Республики Беларусь обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда. В состав Совета Министров Республики Беларусь входят Премьер-министр Республики Беларусь, заместители Премьер-министра Республики Беларусь, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля, Председатель Правления Национального банка, Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси, министры, председатели государственных комитетов, Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ. [6]
Постоянно действующим органом Совета Министров Республики Беларусь является его Президиум в составе Премьер-министра Республики Беларусь, его заместителей, Главы Администрации Президента Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля, Председателя Правления Национального банка, министра экономики, министра финансов, министра иностранных дел.
Важную роль в структуре государственного управления экономикой играют территориальные органы соответствующих министерств и экономические органы облисполкомов и Минского горисполкома, а также райисполкомов, горисполкомов и местных администраций. Из республиканских органов управления экономикой и социальной сферой свои территориальные органы в областях, районах и городах областного подчинения имеют министерства: по налогам и сборам, природных ресурсов и охраны окружающей среды, труда и социальной защиты, финансов, статистики и анализа. В областях и г. Минске имеют свои региональные структуры министерства архитектуры и строительства, экономики.
……..
Список использованных источников
1) Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики. Уч. пособие в 2-х ч. — Мн.: Академия упр-я при Президенте РБ, 1999.
2) Базылева, М.Н. Экономическая теория: учебн. пособие/ М.Н. Базылева, Н.И. Базылев. — Минск: Совр.шк., 2008. — 640с.
3) Балашова Т.Ф. Государственное регулирование экономики: конспект лекций, МГУ им. А.А.Кулешова, Могилёв, 2011. — 78с.
4) Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие для вузов / Т.Г. Морозова, Ю.М. Дурдыев, В.Ф. Тихонов и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 255 с.
5) Дохина Р.Р. Основные тенденции государственного регулирования на современном этапе развития рыночных отношений в Росии / Р.Р. Дохина: Академия управления «ТИСБИ»: 2009.
6) Конституция Республики Беларусь [Электронный ресурс]/Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2005. — Режим доступа : . — Дата доступа: 11.11.2013г.
7) Кушлин В.И. Государственное регулирование экономики: учебник для вузов / под ред. В.И. Кушлина — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: РАГС, 2005.
8) Матвеева, Т.Ю. введение в макроэкономику: учебное пособие / Т.Ю. Матвеева; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — 5-е изд., испр. — М.: Изд.дом ГУ ВШЭ, 2007. — 511с.
9) Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. [Электронный ресурс] / Министерство экономики Республики Беларусь. — Минск, 2013.-Режим доступа: ru/macroeconomy/nacionalnaya-strategiya. — Дата доступа: 12.11.2013г.
10)Национальная экономика Беларуси: учебник/ В.Н. Шимов [и др.]; под ред. В.Н. Шимова, — 3-е изд. — Минск: БГЭУ, 2009. — 751с.
11) Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011-2015 годы: утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 18 февр. 2011 г., № 216. — Минск, 2011.
12) Сажина М.А. Экономическая теория: учебн. для вузов/ М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2007. — 672с.: ил.
13) Снопков, Н.Г. Об итогах социально-экономического развития Республики Беларусь/ Н.Г. Снопков// Заседание Совета Министров РБ, Минск, 20 февр. 2013г/ Дом Правительства РБ: Н.Г. Снопков — Минск, 2013 — с.21
14) Шамхалов Ф. И. Государство и экономика: основы взаимодействия: учебник для вузов / под ред. Ф. И. Шамхалова — М.: Экономика, 2000.
15) Экономическая теория: пособие /Н.И. Базылев, СП. Гурко, М.Н. Базылева и др.; Под ред.Н.И. Базылева, СП. Гурко.- 4-е изд., стереотип. — Мн.: Книжный Дом; Экоперспектива, 2005.- 637с.