Содержание
Введение3
Глава 1. Теоретические основы негосударственного пенсионного страхования и обеспечения6
1.1. История возникновения и развитие негосударственного пенсионного обеспечения в РФ6
1.2. Сущность и основные понятия негосударственного пенсионного страхования и обеспечения13
1.3 Правовое регулирование негосударственного пенсионного страхования и обеспечения в РФ22
Глава 2. Анализ системы негосударственного пенсионного страхования и обеспечения в РФ32
2.1. Анализ развития и современное состояния негосударственного пенсионного страхования32
2.2. Развитие рынка негосударственных пенсионных фондов в РФ в системе негосударственного пенсионного обеспечения45
2.3. Особенности негосударственного пенсионного страхования в условиях кризиса55
Глава 3. Проблемы и перспективы развития негосударственного пенсионного страхования в РФ66
Заключение90
Список использованной литературы94
Выдержка из текста работы
Уровень и качество пенсионного обеспечения — важная составляющая экономического и социального положения населения страны. В большинстве развитых стран пенсионное обеспечение осуществляется из трех источников: государственными пенсионными системами (в рамках социального страхования), пенсионными фондами и, наконец, страховыми компаниями и иными финансовыми организациями. Государственные системы пенсионного обеспечения обслуживают все население страны или только государственных служащих, вооруженные силы, а иногда и персонал железных дорог. Во многих странах основными институтами, обеспечивающими пенсиями по старости, нетрудоспособности и т. д. значительную часть населения, являются пенсионные фонды персонала предприятий, фирм, профессиональных союзов и международных организаций. Такие фонды обычно называют частными или производственными. Страховые компании в качестве одного из видов своей деятельности также занимаются индивидуальным и групповым страхованием пенсий».
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 1309; НГР:Р0102146 «О совершенствовании государственного управления и области пожарной безопасности» Межведомственной комиссией по передаче Государственной противопожарной службы МВД России в ведение МЧС России (создана совместным приказом министра внутренних дел Российской Федерации и министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 ноября 2001 года N 1022/493) в период с 21 ноября по 25 декабря 2001 года проведена передача системы Государственной противопожарной службы МВД России в ведение МЧС России. Перевод ГПС в ведение МЧС и разделение источников финансирования пожарной службы привел к значительному снижению уровня жизни сотрудников пожарной охраны, вышедших на пенсию. В связи с этим проблема пенсионного обеспечения указанной категории лиц представляется актуальной проблемой.
Объект: Государственная противопожарная служба РФ
Предмет: система пенсионного обеспечения сотрудников Государственной противопожарной службы РФ.
Цель: изучение системы пенсионного обеспечения сотрудников Государственной противопожарной службы РФ и выявление проблем в данной сфере.
Задачи:
1. рассмотреть особенности формирования пенсионного страхования в РФ;
2. проанализировать экономические и социальные проблемы развития пенсионной системы РФ;
3. выявить современное состояние и основные проблемы пенсионного законодательства РФ;
4. определить перспективные направления реформирования пенсионной системы РФ;
5. проанализировать особенности пенсионного обеспечения сотрудников Государственной противопожарной службы.
Глава 1. Пенсионная система РФ
1.1 Формирование пенсионного страхования в РФ
С 1 января 2002 г. в России началась широкомасштабная реформа пенсионной системы. С 1 января 2002 г. введены две категории пенсий: трудовая пенсия и пенсия по государственному пенсионному обеспечению. Трудовая пенсия подразделяется на следующие виды:
• трудовую пенсию по старости;
• трудовую пенсию по инвалидности;
• трудовую пенсию по случаю потери кормильца. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению подразделяется, таким образом, на:
• пенсию за выслугу лет;
• пенсию по старости;
• пенсию по инвалидности;
• социальную пенсию.
Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности состоят из трех частей: базовой части; страховой части; накопительной части. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из двух частей: базовой части; страховой части.
Размер базовой части трудовой пенсии по старости установлен в размере 450 руб. в месяц. Иные ставки действуют в отношении лиц, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи (один иждивенец — 600 руб., два — 750 руб., три — 900 руб. в месяц).
Источник выплаты базовой части трудовой пенсии — единый социальный налог, поступающий в федеральный бюджет. Источник выплат страховой и накопительной частей трудовой пенсии — средства консолидированного бюджета ПФР: страховые взносы страхователей и другие поступления, которые являются федеральной собственностью.
Страховая часть трудовой пенсии по старости рассчитывается как отношение суммы расчетного пенсионного капитала (общая сумма страховых взносов и других поступлений в ПФР за застрахованное лицо) к 228 (количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии исходя из 19 лет).
Накопительная часть трудовой пенсии по старости рассчитывается как отношение суммы пенсионных накоплений застрахованного лица к количеству месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии…………………
Заключение
Формирование пенсионного страхования в России все еще продолжается. В настоящий момент современная пенсионная система предполагает структуризацию пенсий, вывод части пенсионных накоплений на рынок капиталов, устранение причин появления просроченной задолженности по пенсиям, повышение общих размеров пенсий, установление зависимости между пенсией и страховыми взносами страхователей — работодателей в ПФР, повышение заинтересованности работодателей в использовании легальных схем выплат заработной платы работникам. Планируется с 2013 года провести изменения которые коснутся порядка назначения и выплаты льготных пенсий, пенсии за выслугу лет для работников бюджетной сферы.
Осоновными проблемами пенсионного страхования в России является прежде всего несоответствие механизмов пенсионной системы развивающимся рыночным отношениям. Для устранения такого несоответствия, а также создания заинтересованности и мотиваций к полной уплате страховых взносов работающим населением необходимо теснее увязать размер назначаемой пенсии с вкладом конкретного лица в бюджет пенсионной системы, требуется законодательно определить особенности финансирования пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан.
Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.
В результате изучения проблемы пенсионного обеспечения было выявлено что нормативно-правовая база содержит 6 федеральных законов, в которых не до конца устранены противоречия и не полностью разработаны механизмы объективного содержания пенсионного обеспечения сотрудников пожарной охраны:
1. С 2001 года Государственная противопожарная служба находится в ведении МЧС России, тем не менее, до сих пор не создана соответствующая пенсионная служба и пенсионным обеспечением граждан, проходивших службу в ГПС, занимается МВД России. Учитывая то, что ГПС является наиболее многочисленным подразделением МВД России представляется одной из первоочередных проблем установленных законодательством норм пенсионного обеспечения данной категории граждан.
2. В сфере реформирования межбюджетных отношений идет разделение работников государственной противопожарной службы на федеральном и местном уровне приказом МЧС РФ от 26.04.2005 № 351 \\\»О признании утратившим силу приказов МЧС России от 20.06.2002 и от 18.12.2003 №7322, зарегистрированного в Минюсте 25.05.2005 №6647.
К первым отнесены сотрудники МЧС, ко вторым — работники противопожарной службы, условия оплаты которым определены другим приказом МЧС №140 от 14 марта 2005 года. Приказ увеличивает надбавки за ненормированный рабочий день, за тяжелые и особо вредные условия, за классность. Основная проблема применения приказа заключается, во-первых, в том, что он касается только тех, кто работает сегодня и сейчас, оставляя без внимания огромную массу пожарных пенсионеров (надбавки не распространятся на подсчет пенсии). В тоже время многие территории РФ не имеют собственных средств для пенсионного обеспечения данной категории.
3. Происходит разделение на две группы: сотрудников, которым пенсия начисляется по формуле — оклад по званию + оклад по должности + выслуга лет, и работникам, пенсия которым будет начисляться пенсионным фондом, при единственной льготе — в 50 лет и выслуге работе пожарным (25 лет).
Таким образом, для соблюдения принципов социальной справедливости и адаптации к сегодняшнему дню предлагаю:
1. законодательно регулировать структуру источников финансирования пенсионного обеспечения сотрудников ГПС;
2. четкое определить льготный период выхода на пенсию и другие вопросы социального обеспечения данной категории, обострившиеся при смене ведомственной принадлежности данной службы.
3. приведение финансирования пенсионных выплат данной категории в соответствие с их ведомственной принадлежностью.
4. повысить информированность пенсионеров данной службы об основных механизмах новой системы пенсионного страхования средствами массовой информации, разъяснительной работы сотрудников Пенсионного фонда России.
Список использованных источников и литературы
1. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изменениями от 29 мая, 31 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 29 июня, 20 июля, 2, 28 декабря 2004 г., 4 ноября 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 51 ст. 4832
2. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 14 февраля 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. N 52 (Часть I) ст. 4920
3. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (с изменениями от 31 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 5 марта 2004 г.) // Собрании законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г., N 29, ст. 3686
4. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изменениями от 25 июля 2002 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 8 мая, 22 августа 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 51 ст. 4831
5. Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (с изменениями от 25 октября 2001 г., 31 декабря 2002 г., 9 мая 2005 г.) // Собрании законодательства Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. N 14, ст. 1401
6. Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (с изменениями от 28 ноября, 27 декабря 1995 г., 19 декабря 1997 г., 21 июля 1998 г., 1 июня 1999 г., 6 декабря 2000 г., 17 апреля, 30 декабря 2001 г., 10 января, 4 марта, 29 мая, 12, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г.) // ВедомостиСъезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 4 марта 1993 г., N 9, ст. 328
7. Приказ МЧС РФ и МВД РФ от 29 декабря 2001 г. N 571/1180 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» // Пожарная безопасность, 2002 г., N 1
8. Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. N 790) // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г. N 33, ст. 3388
9. Программа пенсионной реформы в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 20 мая 1998 г. N 463) // Собрании законодательства Российской Федерации от 25 мая 1998 г., N 21, ст. 2239
10. Васецкий Н.А., Краснов Ю.К. Российское законодательство на современном этапе. Государственная Дума в формировании правового пространства России (1994-2003) — Издание Государственной Думы РФ, М., 2003
11. Вопросы финансового обеспечения МВД России в 2006 году, материального обеспечения и предоставления гарантий и компенсаций сотрудникам органов внутренних дел, военнослужащим внутренних войск МВД России и членам их семей [Электронный ресурс]: официальный сайт МВД России // mvdinform.ru/press/release/4129
12. Покладова Т.А., Секачева О.В., Чирков С.А. и др. Комментарий к Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» — ПРИНТ ИНВЕСТ, 2005 г.
13. Азарова Е., Кондратьева З. Новое в пенсионном законодательстве // Право и экономика. — 2000.- № 2 С.111; № 3 С.67
14. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов.–2-е изд., перераб. и доп.–М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
15. Ерошенко С. Мировой опыт реформирования пенсионных систем: уроки для России // Общество и экономика. 2001. №7-8. С.183
16. Захаров М.Л., Савостьянова В.Б., Тучкова Э.Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству: Постатейный комментарий к Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». — М.: ООО «ТК Велби», 2003
17. Колесник А.П. Пенсионная система России и вызовы нашего времени // Пенсия. – 2002.- №10.- С.46 – 50
18. Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях // Финансы, 2005, № 5
19. Люблин Ю.З., Роик В.Д. Российская пенсионная реформа: проблемы, противоречия, перспективы // Человек и труд. – 2000.- № 3.- С.29 — 32
20. Мачульская Е.Е., Горбачева ЖА Право социального обеспечения.–М.: Книжный мир, 2000.
21. Семенюта О. Г. Деньги, кредит, банки в РФ. Учебное пособие, — М.: Контур, 2002.