Выдержка из текста работы
В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны.
Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием происходящих процессов на рынке труда становится безработица — в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.
Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, которые лишились работы. Поэтому, такие проблемы, как занятость населения, безработица, конкурентоспособность рабочей силы и, в целом рынок труда, актуальны для экономики страны. Рынок представляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.
Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований. Складывающаяся многоукладная экономика и ее структурная перестройка предъявляют новые требования к качеству рабочей силы, ее профессионально-квалификационному составу и уровню подготовки, обостряет конкуренцию между работниками.
Более десяти лет назад был принят Закон «О занятости населения в Российской Федерации». Этот закон заложил основы рынка труда в стране, создал достаточно продуманную схему поддержки гражданам, ищущим работу, со стороны государства. Оно взяло на себя ответственность за содействие трудоустройству и повышение профессионального уровня обратившихся в органы государственной службы занятости, а также материальную поддержку граждан в период их безработицы – прежде всего выплату пособий по безработице.
Закон носил упреждающий характер, и начавшиеся в 1992 году экономические реформы не застали государственную службу занятости врасплох: к этому времени на всей территории страны уже была создана организационная инфраструктура, необходимая для работы со стремящимися трудоустроиться гражданами.
До настоящего времени Федеральная государственная служба занятости населения остается единственной специализированной организацией реализующей государственную политику занятости населения на федеральном и региональном уровнях.
Объектом исследования являются региональный рынок труда, а предметом исследования — принимаемые меры политики занятости на местном рынке труда, направленные на противодействие безработицы.
Целью работы является формирование предложений по дальнейшему совершенствованию регулирования рынка труда, использованию программ-но-целевого планирования и управления в сфере занятости на основе оценки процессов, происходящих на местном рынке труда.
В данной дипломной работе использованы информационные и статистический материалы Минтруда России, статистические сборники Ульяновского облкомстата по экономическому положению Ульяновской области за отдельные периоды, материалы Отчетов о деятельности департамента ФГСЗН по Ульяновской области, данные и сведения из книг, журнальных статей, научных докладов, материалов научных конференций, официальные документы в виде Законов, постановлений и распоряжений………
Литература
1. Конституция Российской Федерации.-М.: ИКФ Омега Л,2002.-40 с.
2. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ.-М.: Минтруд: Верховный Совет Российской Федерации,2003.-54 с.
3. Ананьев А.Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике //Вопр.экон.-1995.-С.21-32.
4. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе.-4-е изд/Пер.с англ.-М.: “Дело Лтд”, 1994.-252 с.
5. Бреев Б.Д. Становление рыночных отношений и занятости населе-ния//Общество и экономика.-1995.-№7.-С.48-49.
6. Бреев Б.Д. Становление рыночных отношений и занятости населе-ния//Общество и экономика.-1995.-№8.-С.28-40.
7. Государственная служба занятости: Основные сведения //Вопр.экон.-1995.-№12.-С.106-126.
8. Дикарева А.А.Социология труда.-М.:Высшая школа,1989.-305 с.
9. Еремин Б.А. Рынок труда и занятость в современной России.-М.: РЭА,1993.-30 с.
10. Занятость населения в Ульяновской области за 2003 год: Информационный бюллетень/Департамент Федеральной гоударственной Службы занятости населения по Ульяновской области.-Ульяновск:1998.-20 с.
11. Заславский И. К новой парадигме рынка труда//Вопр.экон.-1998.-№2.-С.83-90.
12. Заславский И. О пользе рынка труда//Вопр.экон.-1991.-№9.-С.43-54.
13. Карташева А. Ситуация на рынке труда: направления развития /А.Карташева,Е.Кубишин// Экономист.-1992.-№5.-С.112-123.
14. Кейс Дж.М.Общая теория занятости,процента и денег.-М.: Эко-ном,1993.-232 c.
15. Концепция действий на рынке труда на 2003-2005 гг.-М.: Минтруд 2003.-20 c.
16. Котляр А.Э. Теоретические проблемы занятости остаются актуаль-ными//Человек и труд.-1996.-№4.-С.9-15.
17. Кузьмин С.А. Рыночная экономика и труд.-М.: Наука.2001.-214 с.
18. Куликов В.В. Концептуальные основы современной экономики труда//Рос.экон.журн.-2000.-№12.-С.59-65.
19. Куликов В.В. Концептуальные основы современной экономики труда//Рос.экон.журн.-2000.-№12.-С.59-65.
20. Лапин А.Е. Региональный рынок труда: Мониторинг, модели “labor ekonomiks” и государственная политика.-Ульяновск: УлГТУ, 2002.-328 с.
21. Макконелл К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2-х т./К.Р.Макконелл,С.Л.Брю.-М.: Республика,1992.-Т.2.-С.34-36.
22. Малеева Т. Российский рынок труда и политика занятости: Противоречия и перспективы реформирования//Politekonom.-2000.-№2.-С.122-128.
23. Маркс К.,Энгельс Ф. Соч.-2-е изд.-М.:Госполитиздат,1962.-Т.23.-С.323-326.
24. Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3-т.-М.: Издательская группа “прогресс”,1993.-Т.2.-С.158-163.
25. Микульский К. Формирование новой модели занятости//Экономист.-1997.-№3-С.53-59
26. Павленков А.А. Рынок труда.-М.: Социономия,2003.-192 с.
27. Павлов В.П. Служба занятости: 10 лет- история, деятельсность: Графический материал/В.П.Павлов, Е.В.Кулешова.-М.: ЗАО Издательство “Экономика”,2001.-215 с.
28. Потапов А. Российский рынок труда пока не стал состязатель-ным//Человек и труд.-2001.-№5.-С.38-42.
29. Рикардо Д. Начало политэкономии,налоговое обложение//Собр.соч. В 3 т.-М.:Госполитиздат,1955.-Т.1.-С.85-88.
30. Рикардо Д. Начало политэкономии,налоговое обложение//Собр.соч. В 3 т.-М.:Госполитиздат,1955.-Т.1.-С.196-203.
31. Руденко Г.Г. Служба занятости и её функции.-М.: РЭА,1992.-284 с.
32. Рыбаков Л. Рынком труда можно управлять//Человек и труд.-2000.-№4.-С.40-45.
33. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов.-М.: Наука,1993.-268 с.
34. Фаворе О. Внутренние и внешние рынки//Вопр.экон.-1997.-№10.-С.10-11.
35. Фёдоров Н.В. Прогнозирование социально-экономического развития регионов Российской Федерации/Н.В.Фёдоров,Л.П.Кураков.-М.: Пресссервис,1998.-295 с.
36. Чижова Л. Политика занятости в контексте макроэкономического регулирования//Человек и труд.-2000.-№8.-С.15-18.
37. Эренберг Р.Д. Современная экономика труда. Теория и государст-венная политика/Р.Д.Эренберг,Р.С.Смит; Пер. с англ.-М.: Изд-во МГУ, 1996.-240 с.
38. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учеб.для вузов.-2-е изд.-М.: ИНФРА,1997.-286 с.