Содержание
Введение…3
Глава 1. Становление и развитие института государственной службы в России…7
1.1.Исторические аспекты развития института государственной службы в России….7
1.2.Понятие и сущность государственной службы в РФ.22
1.3.Основные принципы и виды государственной службы27
Глава 2. Правовое положение государственных служащих в Российской Федерации..35
2.1 Правовой статус государственного служащего35
2.2 Особенности прохождения государственной службы в РФ.41
2.3 Поощрения и награждения государственных служащих.48
2.4 Ответственность государственных служащих53
Глава 3. Проблемные аспекты развития государственной службы в РФ.59
3.1 Современная российская бюрократия и проблемы реформирования в РФ..59
3.2 Проблемы реформирования законодательства о государственной гражданской службе субъектов РФ..75
Заключение..89
Библиография93
Выдержка из текста работы
Актуальность исследования. Организационная структура государственного управления – это особое государственно-правовое явление, обусловленное общественно-политической природой, социально-функциональной ролью, целями и содержанием государственного управления в обществе.
Она заключает в себе определенный состав, организацию и устойчивую взаимосвязь человеческих ресурсов, технических и других средств, выделяемых и затрачиваемых обществом на формирование и реализацию государственно-управляющих воздействий и поддержание жизнеспособности самого субъекта управления. В ней концентрируются многие социальные и организационные качества государства.
Построение организационной структуры государственного управления: Линейное основание создает структуру, при которой преобладает вертикальная, однонаправленная подчиненность органов, образующая строгую иерархическую пирамиду. Характеризуется: единоначалием, единством распорядительства, т.е. власть сосредоточена в одних руках, команды передаются строго от одного лица другому.
В исследовании данной темы трудно переоценить значение научных работ известных ученых: С.А.Авакьяна, В.Е.Гулиева, Д.А.Ковачева, О.Е.Кутафина, Л.В.Лазарева, В.С.Нерсесянца, А.А.Окунькова, Т.Н.Рахманиной, В.Е.Чиркина, М.Э.Энтина и других.
Отношение к государственной службе, к её организации и регламентированию, к её прохождению чиновниками служит показателем устройства государства и его аппарата. Россия позже других стран приступила к формированию системы государственной службы.
Строгая регламентация элементов государственной службы, однако, мало помогала предотвращению и искоренению таких пороков управления, как взяточничество, волокитство, формализм, служебные подлоги.
Основу организационной структуры государственного управления составляют органы исполнительной власти. Они имеют разветвленную вертикаль: органы исполнительной власти и органы власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти. Местное самоуправление выступает в виде особой подсистемы со своими объектами управления, компетенцией, процедурами и формами организации, материально-финансовым обеспечением, технологией деятельности персонала и др. элементами.
Построение организационной структуры государственного управления: Линейное основание создает структуру, при которой преобладает вертикальная, однонаправленная подчиненность органов, образующая строгую иерархическую пирамиду. Характеризуется: единоначалием, единством распорядительства, т. е. власть сосредоточена в одних руках, команды передаются строго от одного лица другому.
Цель и задачи исследования. Цель — исследовать особенности организации государственной службы в Республике Беларусь и в России.
Задачи:
— анализ понятия и сущности государственной службы в РФ и РБ;
— рассмотрение истории государственной службы в РФ и РБ в советское и постсоветское время;
— анализ законодательной базы системы государственной службы в РФ и РБ;
— характеристика правовой системы государственной службы в РБ и РФ;
— выявление проблем интеграции государственной службы в союзном государстве.
Предмет исследования — организация государственной службы в Российской Федерации и Республике Беларусь.
Объект исследования — государственная служба РФ и РБ.
Методологической и теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых, таким как М.В. Баглай, В.А. Исакова, Л.А. Окунькова, С.К. Магомедова, И.Н. Синюкова, Ю.А. Тихомирова, В.Е. Чиркина и других.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
1.1 Понятие и сущность государственной службы в РФ и РБ
Понятие государственной службы в нашей стране формировалось и развивалось исторически. Долгие годы считалось, что в рамках гос. службы регулируются такие вопросы, как установление должностей в государственных органах, правил и способов замещения должностей, подбор работников, регулирование служебной деятельности, определение сроков службы и правил увольнения. В таком смысле гос. служба охватывала все категории работников, занятых не только в гос. аппарате, но и в учреждениях и организациях как объектах управленческого воздействия. Попыткой ограничить её содержание была трактовка гос. службы как специфического организационно-правового средства формирования и организации работы личного состава всего гос. аппарата. И почти во всех учебниках по административному праву, вплоть до самых новых, гос. служба трактуется в широком смысле как выполнение служащим своих обязанностей во всех гос. организациях, а в узком смысле — как выполнение им обязанностей только в гос. органах.
В Законе «Об основах гос. службы РФ» под гос. службой (ст. 2) понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий гос. органов. Таким образом, не является гос. службой работа в качестве служащих гос. предприятий, организаций и учреждений . Не является гос. службой работа и в самих гос. органах по договорам (контрактам), заключённым в соответствии с трудовым или гражданским законодательством. И, конечно, действие Закона не распространяется на служащих частного сектора, какие бы высокие и общественно значимые должности в этом секторе они не занимали. Все эти категории служащих полностью подпадают под режим частного права.
Однако не менее важной для уяснения предмета и пределов действия Закона является ст.1, в которой определяются должности, исполнение обязанностей по которым не относится к государственной службе. Гос. должности — это должности в федеральных, региональных и иных государственных органах, устанавливаемые Конституцией, фед. законами, Конституциями и Уставами субъектов Федерации с определённым кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного гос. органа.
Гос. должности подразделяются на:
— должности, устанавливаемые Конституцией РФ, фед. законами (гос. должности РФ), конституциями, уставами субъектов РФ (гос. должности субъектов РФ) для непосредственного исполнения полномочий гос. органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Фед. Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и др.), — гос. должности категории «А»;
— должности, учреждаемые в установленном порядке законодательством РФ для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А», — государственные должности категории «Б»;
— должности, учреждаемые гос. органами для исполнения и обеспечения их полномочий, — гос. должности категории «В» .
Перечень гос. должностей категории «А», «Б» и «В» даётся в Реестре гос. должностей РФ.
В целях технического обеспечения деятельности гос. органов в их штатное расписание могут включаться должности, не относящиеся к гос. должностям.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.2 Закона к гос. службе относится только исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими гос. должности категорий «Б» и «В». При этом гос. служба на гос. должностях категории «Б» ограничена сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие должности категории «А».
«Гос. служба основана на следующих принципах:
— верховенства Конституции РФ и федеральных законов над нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении гос. службами должностных обязанностей и обеспечении их прав;
— приоритета прав и обязанностей человека и гражданина, их непосредственного действия; обязанности гос. служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
— единства системы гос. власти, разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ;
— разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;
— равного доступа граждан к гос. службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
— обязательности для гос. служащих решений, принятыми вышестоящими гос. органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ;
— единства основных требований, предъявляемых к гос. службе;
— профессионализма и компетенции гос. служащих;
— гласности в осуществлении гос. службы;
— ответственности гос. служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
— внепартийности гос. службы; отделения религиозных объединений от государства;
— стабильности кадров гос. служащих в гос. Органах» .
Гос. служба организуется и действует исходя из равного соответствует ч.4 ст. 32 Конституции РФ, а также ст.25 п. «С» Международного пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966. Принцип равного доступа к гос. службе означает равное право граждан на занятие любой гос. должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой, без какой-либо дискриминации. Не допускается установление при приёме на гос. службу каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений по признакам пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного и имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и профессиональным союзам, а равно других обстоятельств для граждан, профессиональная подготовленность которых отвечает требованиям по соответствующей должности. Право поступления на гос. службу имеют граждане РФ не моложе 18 лет и не старше 60.
Граждане РФ с двойным гражданством, т.е. Ещё и с гражданством иностранного государства, исходя из ст. 21 Закона также имеют право поступления на гос. службу на предусмотренных Законом условиях. Что касается иностранных граждан, то они не могут быть приняты на гос. службу, за исключением случаев, если доступ к гос. службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями. Запрет на доступ к гос. службе действует и в отношении лиц без гражданства, находящихся на территории РФ.
Но и гражданин РФ не может быть принят на гос. службу в некоторых случаях, а именно: признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным; лишения его судом права занимать гос. должности в течение определённого срока; наличия в соответствии с заключением мед. учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей; наличия близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сёстры, сыновья, дочери, а также братья, сёстры, родители и дети супругов) с гос. служащим, если их служба связана с непосредственной подчинённостью или подконтрольностью одного другому, а также в случаях отказа: от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющую гос. или иную охраняемую законом тайну; от представления сведений о доходе или имуществе (ст.12).
Такая нормативная характеристика гос. службы позволяет чётко определить черты статуса гос. служащего. Это — гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленным федеральным законом, обязанности по гос. должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счёт средств федерального бюджета или или за счёт средств бюджета соответствующего субъекта РФ .
Размеры расходов на денежное содержание гос. служащих, включая расходы на компенсационные выплаты и оплату предоставляемых им социальных услуг, устанавливаются соответственно федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ.
Гос. должности гос. службы подразделяются на следующие группы: высшие гос. должности гос. службы (5 группа); главные гос. должности гос. службы 94 группа); ведущие гос. должности гос. службы (3 группа); старшие гос. должности гос. службы (2 группа); младшие гос. должности гос. службы (1 группа).
Гражданам, претендующим на гос. должность гос. службы, необходимо иметь:
— для высших и главных гос. должностей гос. службы высшее профессиональное образование по специализации гос. должностей гос. службы или образование, считающееся равноценным, с дополнительным высшим профессиональным образованием по специализации гос. должностей гос. службы;
— для ведущих и старших гос. должностей гос. службы — высшее профессиональное образование по специальности «гос. управление» либо по специализации гос. должностей гос. службы или образование, считающееся равноценным;
— для младших гос. должностей гос. службы — среднее профессиональное образование по специализации гос. должностей гос. службы или образование, считающееся равноценным.
Решение о признании образования равноценным принимается федеральным органом по вопросам гос. службы.
По результатам гос. квалификационного экзамена или аттестации гос. служащих присваиваются квалификационные разряды. Квалификационные разряды гос. служащих указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки гос. служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к госю служащим гос. службы соответствующих групп.
Гос. служащим могут быть присвоены следующие квалификационные разряды:
— действительный гос. советник РФ 1, 2 и 3 класса — гос. служащим, замещающим высшие гос. должности гос. службы;
— гос. советник РФ 1, 2 и 3 класса — гос. служащим, замещающим главные гос. должности гос. службы;
— советник РФ 1, 2 и 3 класса — гос. служащим, замещающим ведущие гос. должности гос. службы;
— советник гос. службы 1. 2 и 3 класса — гос. служащим, замещающим старшие гос. должности гос. службы;
— референт гос. службы 1, 2 и 3 класса — гос. служащим, замещающим младшие гос. должности гос. службы.
Присвоение квалификационных разрядов действительных гос. советников РФ, гос. советников РФ производится Президентом РФ.
Для отдельных видов гос. службы в соответствии с фед. законом вводятся другие виды квалификационных разрядов, воинские звания, дипломатические ранги.
Прекращение гос. службы регулируется в соответствии с основаниями, предусмотренными законодательством РФ о труде. Кроме того, в Законе (ст.25) предусмотрены и дополнительные основания прекращения гос.-служебных отношений. Первым в их числе указывается достижение предельного возраста, установленного для замещения гос. должности — 60 лет. Допускается продление нахождения на гос. службе гос. служащих, занимающих высшие, главные и ведущие гос. должности гос. службы и достигших предельного для гос. службы возраста, решением руководителя соответствующего гос. органа. Однократное продление срока нахождения на гос. службе гос. служащего допускается не более чем на год. Продление нахождения на гос. службе гос. служащего, достигшего возраста 65 лет, не допускается. После достижения указанного возраста он может продолжать работу в гос. органах на условиях срочного трудового договора.
Другими основаниями увольнения гос. служащего могут быть:
— прекращение гражданства РФ (п.2 ст.25);
— несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных для гос. служащего Фед. законом (ст.10, 11);
— разглашение сведений, составляющих гос. и иную охраняемую законом тайну (п.4 ст.25) .
При ликвидации гос. органа или сокращении его штата гос.-служебные отношения не прекращаются. В случае невозможности предоставления работы в том же гос. органе гос. служащему должна быть предложена др. гос. должность в другом гос. органе с учётом его профессии, квалификации и занимаемой ранее должности (ст.16).
Перейдем к рассмотрению гос. службы в республике Беларусь.
«Государственная служба представляет собой комплексный правовой институт, отношения в котором имеют неоднородный характер и поэтому регулируются нормами различных отраслей права. Так, отношения по организации государственной службы, содержание государственной службы, ее принципы, уровни и взаимосвязи по видам, должности, их классификация и реестры регулируются преимущественно конституционным и административным правом, а отношения, связанные с поступлением на государственную службу, ее прохождением и прекращением государственно-служебных отношений, – нормами трудового и пенсионного права» .
Эта особенность регулирования отношений государственной службы отражена в Законе. Предусмотрено, что на отношения, связанные с государственной службой, не урегулированные данным законом и иными специальными актами законодательства, распространяется действие норм трудового, пенсионного и иного законодательства (ст. 1 Закона).
В Законе четко определены государственные органы, занятие государственных должностей в которых является государственной службой. Это: Палата представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь и их секретариаты, Правительство Республики Беларусь и его Аппарат, Конституционный Суд и его Секретариат, Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд и их аппараты, общие и хозяйственные суды и их аппарат, Администрация Президента Республики Беларусь, Государственный секретариат Совета Безопасности, Управление делами Президента Республики Беларусь, иные государственные органы, непосредственно обеспечивающие деятельность Президента Республики Беларусь, органы Комитета государственного контроля, органы Прокуратуры, Национальный банк, Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов и ее аппарат, министерства, иные республиканские органы государственного управления, их территориальные подразделения, дипломатические представительства, консульские учреждения и миссии Республики Беларусь, местные Советы депутатов и их аппараты, исполнительные и распорядительные органы и их аппараты, государственные нотариальные конторы, таможенные органы, иные государственные органы и приравненные к ним государственные организации.
Специально в Законе оговорено, что «…действие Закона о государственной службе не распространяется на военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований, Комитета государственного контроля, если иное не предусмотрено законодательными актами» .
Предусмотрено также, что на отношения, связанные с поступлением, прохождением, прекращением государственной службы применительно к отдельным категориям государственных служащих, обусловленные спецификой их профессиональной деятельности, не урегулированные этим Законом, распространяются нормы специальных законодательных актов, закрепляющих их правовой статус. Это положение распространяется, в частности, на работников таможенных органов, работников дипломатических представительств и консульских учреждений и миссий Республики Беларусь, судей, прокурорских работников и тому подобное.
Законом предусмотрено также, что к государственным должностям не относятся должности, включенные в штатное расписание государственного органа в целях технического обслуживания и обеспечения деятельности этого органа в соответствии с перечнем, определяемым Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им государственным органом. Аналогичная норма содержалась и в ранее действовавшем законе. До настоящего времени действует Перечень, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 1994 г. № 46 (с изменениями и дополнениями). Представляется, что после принятия нового закона данный перечень должен быть пересмотрен и уточнен. Так, например, согласно действующему перечню, не относятся к служащим государственного аппарата секретари судебных заседаний, в то же время судебные исполнители к ним отнесены. Представляется, что должность секретаря судебного заседания, исходя из его процессуального положения в судебном заседании, должна быть отнесена к категории государственных служащих.
Новеллами Закона являются положения о создании и ведении кадровых реестров государственных должностей – системы учета государственных должностей государственных органов Республики Беларусь. Предусмотрено, что в Республике Беларусь ведутся кадровые реестры Главы государства, Правительства Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов.
В Законе «Об основах службы в государственном аппарате» вопросу о классах государственных служащих посвящена только одна статья, предусматривающая, что каждой должности служащих государственного аппарата соответствуют определенные классы, которые присваиваются служащему госаппарата с учетом его квалификации и стажа работы. В новом законе подробно урегулированы вопросы присвоения классов, порядка создании комиссии по присвоению классов и порядка присвоения классов.
В Законе содержатся положения о резерве кадров государственных служащих. Предусматривается, что в государственных органах создается резерв кадров государственных служащих для занятия вакантных государственных должностей (за исключением должностей, занятие которых осуществляется путем избрания). В резерв кадров государственных служащих включаются граждане, принявшие участие в конкурсном отборе и рекомендованные конкурсной комиссией для зачисления в кадровый резерв, а также государственные служащие, уволенные в результате ликвидации государственного органа, сокращения численности или штата. Граждане, включенные в резерв, при прочих равных условиях с другими претендентами, обладают преимущественным правом на занятие соответствующей государственной должности (ст.ст. 17–18 Закона).
Регулируя правовое положение государственных служащих (гл. 2), Закон предусматривает более широкий круг прав государственного служащего. Помимо прав, которые были закреплены в ранее действующем законе, в новом законе указаны также право на повышение квалификации и переподготовку за счет средств соответствующего бюджета или иных источников финансирования, право на участие в конкурсе на занятие вакантной государственной должности, проведение по требованию государственного служащего служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство, право на уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со стороны руководителей, иных должностных лиц и граждан, право на отказ от выполнения поручения, если оно противоречит законодательству и некоторые другие (ст. 20 Закона) .
Новый закон предусматривает также право государственного служащего на обращение в вышестоящие государственные органы и (или) суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам поступления на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность, дисциплинарной или материальной ответственности, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты, освобождения от занимаемой должности (увольнения) и в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Обязанности государственного служащего также расширены. Дополнительно к обязанностям, указанным в Законе «Об основах службы в государственном аппарате», предусмотрены обязанности: поддерживать конституционный строй Республики Беларусь; соблюдать ограничения, связанные с государственной службой; обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, не допускать действий и поступков, порочащих государственную службу и несовместимых с занятием государственной должности, и некоторые другие обязанности. Конкретные обязанности государственных служащих определяются на основе соответствующих квалификационных характеристик и закрепляются в должностных положениях и инструкциях, утверждаемых руководителями государственных органов в пределах их компетенции.
Расширен также перечень ограничений, связанных с государственной службой. Так, дополнительными по сравнению с указанными в прежнем законе являются запрещение пользоваться в личных целях бесплатными услугами физических и юридических лиц, иметь счета в иностранных банках, использовать во внеслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа и служебную тайну, принимать без согласия Президента Республики Беларусь государственные награды иностранных государств и других. Предусмотрено также, что государственный служащий, нарушивший требования об ограничениях, подлежит освобождению от занимаемой должности.
В Законе подробно регламентирован порядок приема на государственную службу (гл. 3). Установлено, что право на поступление на государственную службу имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18-летнего возраста, владеющие государственными языками Республики Беларусь и отвечающие иным требованиям, установленным этим Законом, иными законодательными актами о государственной службе. Предусмотрено, что при поступлении на государственную службу или ее прохождении не допускаются какие-либо ограничения и (или) преимущества в зависимости от пола, расы, национальности, социального происхождения, имущественного положения, отношения к религии, убеждений, а также принадлежности к политическим партиям и иным общественным объединениям.
В Законе установлен перечень документов, которые гражданин должен представить при поступлении на государственную службу. Перечень этих документов практически совпадает с перечнем, установленным Трудовым кодексом Республики Беларусь при поступлении на любую работу (ст. 26 Кодекса). При приеме на государственную службу дополнительно необходимо представить личное заявление, личный листок по учету кадров, а при поступлении на государственную службу, по роду деятельности которой необходимо иметь доступ к сведениям, составляющим государственные секреты, претендент на должность проходит в установленном порядке процедуру оформления доступа к этим секретам (ст. 25 Закона).
Определены квалификационные требования, предъявляемые при поступлении на государственную службу – соответствующее образование, необходимый стаж и опыт работы по специальности, владение государственными языками Республики Беларусь, знание Конституции Республики Беларусь, законов применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей. Актами законодательства могут быть установлены другие квалификационные требования, предъявляемые к гражданам для занятия соответствующих государственных должностей.
Поступление на государственную службу осуществляется путем назначения, утверждения или избрания, которые оформляются решением, приказом, распоряжением, иным актом соответствующего государственного органа, должностного лица с внесением в установленном порядке соответствующих записей в трудовую книжку.
Поступлению на государственную службу может предшествовать проведение конкурса на занятие государственной должности, а также устанавливаться предварительное испытание. В Законе определен порядок проведения конкурса. Предусмотрено, что конкурс на занятие государственной должности может быть открытым или закрытым. В открытом конкурсе могут принимать участие все граждане Республики Беларусь, соответствующие квалификационным требованиям, предъявляемым при поступлении на государственную службу, а закрытый конкурс проводится среди государственных служащих, состоящих в кадровом реестре. Следует отметить, что до принятия закона вопросы проведения конкурса при приеме на службу в государственный аппарат регулировались Типовым положением о конкурсе на замещение должности в государственном аппарате, утвержденным постановлением Государственного комитета по труду и социальной защите населения от 25 февраля 1994 г. № 30. Однако на практике это Положение фактически не применялось.
Регулируя вопросы установления предварительного испытания при приеме на государственную службу, Закон определяет, что предварительное испытание устанавливается для гражданина, впервые поступающего на государственную службу. Срок предварительного испытания может устанавливаться от трех до шести месяцев (по Трудовому кодексу – до трех месяцев). В период предварительного испытания на государственного служащего распространяется действие этого Закона. При неудовлетворительном результате предварительного испытания государственный служащий подлежит увольнению как не выдержавший испытание.
В Законе подробно регулируются вопросы заключения контракта с государственными служащими. В отличие от Закона «Об основах службы в государственном аппарате», в котором предусматривается заключение контракта на срок до 15 лет, в новом законе не установлен максимальный срок, на который может заключаться контракт. Минимальный срок контракта определен, как и другими нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы заключения контракта, не менее одного года.
Предусмотрено, что «…с гражданами, поступающими на государственные должности, учрежденные для непосредственного обеспечения деятельности и реализации полномочий Президента Республики Беларусь, других государственных служащих, контракт заключается на срок, не превышающий срока полномочий соответствующих лиц. Перечень должностей государственных служащих, учреждаемых для непосредственного обеспечения деятельности и реализации полномочий Президента, определяется Президентом Республики Беларусь, а других государственных служащих – Правительством» .
Предусмотрено, что с Премьер-министром, депутатами Палаты представителей, членами Совета Республики, депутатами местных Советов депутатов, осуществляющими свои полномочия на профессиональной основе, а также с судьями контракт не заключается.
В новом законе решен вопрос о порядке приема на работу на государственную должность лиц на время выполнения обязанностей отсутствующего работника. До настоящего времени на практике возникали проблемы. С государственными служащими контракт должен заключаться в обязательном порядке; срок контракта должен быть не менее года, а иногда на время отсутствия работника нужно принять на работу на срок менее года. В статье 30 Закона установлено, что с гражданами, поступающими на государственную службу на период выполнения обязанностей временно отсутствующего государственного служащего, заключается срочный трудовой договор.
В Закон включены новые нормы, предусматривающие основания отказа в приеме на государственную службу. Гражданин не может быть принят на государственную службу в случаях:
1) признания его в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;
2) лишения его судом права занимать государственную должность в течение определенного времени;
3) наличия подтвержденного медицинским заключением заболевания, входящего в перечень заболеваний, препятствующих исполнению служебных обязанностей;
4) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственные секреты;
5) несоответствия квалификационным требованиям, предъявляемым для занятия соответствующих должностей;
6) близкого родства или свойства с государственным служащим, если их служебная деятельность будет связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
7) отсутствия гражданства Республики Беларусь;
8) представления заведомо недостоверных сведений, необходимых для занятия государственной должности;
9) непредставления декларации о доходах и имуществе;
10) увольнения государственного служащего за систематическое неисполнение служебных обязанностей, появление на работе в состоянии опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время в течение двух лет со дня увольнения за такие действия.
Следует отметить, что Трудовой кодекс, предусматривая ограничение совместной службы родственников, устанавливает такие ограничения только для занятия должностей руководителя, главного бухгалтера (его заместителей) и кассира, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Ограничений для занятия других должностей не установлено. Представляется, что ограничения, предусмотренные пп. 1.10. п. 1 ст. 33 Закона, носят дискриминационный характер и не должны были включаться в закон.
Глава 4 Закона регулирует вопросы прохождения государственной службы. Новеллой Закона является положение о принесении государственным служащим присяги при вступлении на государственную должность.
Предусмотрена обязанность государственного органа по созданию условий для повышения квалификации и переподготовки, включая при необходимости получение второго высшего или иного специального образования, а также в виде стажировки и самообразования. Определено, что результаты повышения квалификации и переподготовки являются одним из оснований продвижения государственного служащего по службе.
Глава 5 регулирует вопросы прекращения государственной службы. В Законе перечисляются основания прекращения государственной службы:
1) достижение предельного возраста, установленного для пребывания на государственной службе;
2) возникновение обстоятельств, являющихся основанием для отказа в приеме на государственную службу;
3) истечение срока, досрочное прекращение полномочий в государственной должности;
4) несоблюдение ограничений, связанных с государственной службой;
5) разглашение сведений, составляющих государственные секреты;
6) отказ от принесения присяги;
7) нарушение требований законодательства при приеме на государственную службу;
8) отставка;
9) грубое нарушение должностных обязанностей, совершение проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе;
10) прекращение гражданства Республики Беларусь вследствие выхода из гражданства или его утраты;
11) неудовлетворительный результат предварительного испытания;
12) вступление в законную силу обвинительного приговора суда.
Законом устанавливается предельный возраст пребывания на государственной службе – 65 лет. Государственный служащий, достигший предельного возраста пребывания на государственной службе, освобождается от занимаемой должности по истечении того месяца, в котором он достиг указанного возраста. До настоящего времени законодательство Республики Беларусь о государственной службе не содержало предписаний о предельном возрасте пребывания на государственной службе. Только в отношении членов Конституционного Суда Конституция Республики Беларусь и Закон «О Конституционном Суде Республики Беларусь» предусматривают предельный возраст – 70 лет.
Отставка государственного служащего может иметь место при следующих условиях: наличие трудового стажа для мужчин не менее 30 лет, для женщин не менее 25 лет, в том числе стажа государственной службы не менее 20 лет; состояние здоровья, препятствующее исполнению служебных обязанностей (при наличии медицинского заключения).
Глава 6 Закона регулирует вопросы о стаже государственной службы. Стаж государственной службы учитывается при: установлении надбавок за выслугу лет; определении продолжительности дополнительного трудового отпуска; выходе в отставку; выплате выходного пособия в предусмотренных Законом случаях; назначении пенсий и ежемесячного денежного содержания; изменении правового режима занимаемого государственным служащим жилого помещения.
Стаж государственной службы для целей рассматриваемого Закона исчисляется в полных годах. Перечисляются органы, работа в которых на государственных должностях включается в стаж государственной службы. Устанавливаются также особенности зачета в стаж государственной службы предыдущей работы до поступления на государственную службу (ст. 44 Закона). Специально оговорено, что для судей в стаж государственной службы включается время работы по юридической специальности, необходимое для назначения на должность судьи в соответствии с законодательством о судоустройстве и статусе судей. В стаж работы судьи, прокурорского работника, дающий право на получение служебного жилого помещения, изменения статуса занимаемого им служебного жилого помещения, передачу жилого помещения в собственность, включается время работы в качестве судьи, государственного арбитра, стажера судьи, прокурорского работника; в других государственных органах, если перевод судей, прокурорских работников на работу в эти органы осуществлен по согласованию с Президентом Республики Беларусь или уполномоченным им органом.
Глава 7 предусматривает материальное и социальное обеспечение государственных служащих. Государственным служащим гарантируются: условия труда, обеспечивающие надлежащее исполнение служебных обязанностей; заработная плата на условиях и в размере, предусмотренных этим Законом и принятыми в соответствии с ним иными актами закон…
**************************************************************