Содержание
Оглавление:
Введение..3
Глава I. Рынок труда: понятие и характеристика6
1.1 Сущность и специфика рынка труда, его структура.6
1.2 Современное состояние рынка труда в России12
1.3 Особенности формирования занятости населения в современных
услови-ях.15
Глава II. Основные процессы рынка труда….23
2.1 Функционирование рынка труда и его основные элементы. 23
2.2 Формирование системы государственного регулирования занятости населения в условиях экономического рос-та31
2.3 Трансформация государственного регулирования занятости в усло-виях экономического рос-та..37
2.4 Соотношение труда и занятости. Разграничение целей политики на рынке труда и политики занято-сти.41
2.5 Место государственной службы относительно рынка труда и занято-сти…49
Глава III. Государственные службы занятости и государственные программы развития рынков труда..54
3.1 Понятие и функции государственных служб занято-сти..54
3.2 Государственные программы развития рынков труда: пути совершенство-вания…61
Глава IV. Государственная политика на рынке труда и посредничество: сравнение эффективности государственных и частных структур…65
Заключение….79
Список используемой литературы..82
Выдержка из текста работы
Актуальность данной работы подчеркивает тот факт, что к рабочей силе начинают предъявляться совершенно новые, по сравнению с прошлым, требования: участие в развитии производства практически на каждом рабочем месте; обеспечение высокого качества быстро меняющейся по своим характеристикам и технологически все более сложной продукции; удержание низкой себестоимости изделий путем постоянного совершенствования методов производства; индивидуализация всех видов и форм производственного и непроизводственного обслуживания.
Безработица — сложное экономическое, социальное и психологическое явление. Вместе безработицы — это экономическая категория, отражающая экономические отношения по вынужденной незанятости трудоспособного населения.
Цель данной работы — рассмотреть опыт зарубежных стран в области разработки и реализации государственной политики занятости и регулирования рынка труда.
В соответствии с поставленной целью предстоит решить ряд следующих задач:
рассмотреть теоретические основы управления занятостью;
проанализировать отечественный и зарубежный опыт в области государственного регулирования занятости;
выявить основные направления государственной политики РФ в области регулирования рынка труда.
Источниками информации для написания данной работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, а также справочная литература, прочие актуальные источники информации.
1. Характеристика различных моделей государственной политики занятости
С проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности связана не менее важная проблема занятости населения, под которой понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения рабочими местами. Осуществление определенной политики занятости, создание условий для рациональной занятости представляет задачу, возникающую как в рыночной, так и в нерыночной экономике.
Поднимая вопрос об оптимальных моделях государственного регулирования рынка труда и сферы занятости, следует обратиться к опыту развитых стран мира. В целом, активность государства в этой области там воспринимается позитивно. Государственное регулирование, по мнению Международной организации труда, объективно способствует большей занятости населения и стабильности рабочих мест, так как обеспечивает психологическую уверенность работника в гарантированном трудоустройстве (на Западе понятие «достойный труд» неотъемлемо от понятия «защита труда»). Бельгия, Дания, Ирландия и Швеция, к примеру, являются странами с хорошо развитой и структурированной политикой и инфраструктурой в сфере занятости, иными словами, эти страны лучше всего защищают своего работника. Такая позиция большинства западных стран объясняется необходимостью защитить работника от последствий глобализации, среди которых стоит выделить перетекание рабочих мест из одной страны в другую в связи с перемещением потоков иностранных инвестиций, а также постоянный страх увольнения вследствие растущей конкуренции.
Данные по опыту ведущих зарубежных стран в области регулирования трудовых отношений показывают, что в современных условиях важное значение приобретает уровень взаимодействия предпринимательских и властных структур с производственными советами, представляющими интересы работников предприятия. Механизм взаимодействия и соответствующий контроль трудовых отношений постоянно усложняется, поскольку не может быть и речи о его эффективном функционировании без включения в процесс таких доминирующих параметров, как самоорганизующиеся структуры наемного труда. Западная демократия определила основную форму взаимодействия в трудовых отношениях — социальное партнерство.
Будем надеяться, что российское общество сможет достичь всех этих параметров в ближайшем будущем, поскольку без этого стабилизация экономики в условиях свободного рынка нереальна.
реализация инвестиционных и инновационных проектов в высокотехнологичных сферах экономики;
формирование и развитие производственных кластеров, а также развитие энергетики, промышленности и транспортной инфраструктуры;
развитие и модернизация образования, здравоохранения, жилищной сферы и агропромышленного комплекса;
создание и совершенствование рыночных институтов, а также развитие малого предпринимательства.
Что касается принципов работы российской службы занятости, то в теории они соответствуют международным стандартам. Так, согласно закону «О занятости населения в РФ», «государство гарантирует гражданам… бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве», а «служба занятости обязана… информировать обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к гражданам, желающим приобрести ту или иную профессию; оказывать помощь гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников».
2. Реализация политики занятости в РФ
В реализации среднесрочной программы социально-экономического развития Российской Федерации на 2013-2015 годы среди основных задач в области социальной политики, которая «составляет одну из важнейших сфер деятельности любого государства и рассматривается в качестве инструмента управления социально — экономическим развитием общества», особое значение приобретают вопросы:
сокращения уровня бедности населения и связанного с этим роста платежеспособного спроса со стороны большинства категорий граждан;
безусловной приоритетности инвестиций в человека, и прежде всего в образование, которое является непременным условием конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике;
создания для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте.
Важно подчеркнуть, что успешное выполнение всех указанных задач, комплексно связано с решением одной очень важной социально-экономической задачи — созданием условий для обеспечения в нашей стране наиболее полной и эффективной занятости населения. Политика занятости как важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих созданию условий для возможно более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице.
Реализация государственной политики занятости населения должна осуществляется, на мой взгляд, по таким основным направлениям, как:
— создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости и социальной защиты безработных. Это деятельность государства распространяется не только на государственный сектор экономики, но и на частный.
— создание условий со стороны государства для самозанятости населения.
В этом плане мировой опыт показывает, что наибольший эффект приносит содействие со стороны государства развитию малого и среднего бизнеса. Для этого должна быть сформирована соответствующая законодательная база, то есть приняты законы о льготном налогообложении начинающих предпринимателей, предоставлении льготных кредитов в качестве стартового капитала для желающих открыть свое дело и др.
В целях регулирования международных потоков рабочей силы должны быть подписаны международные соглашения, регулирующие передвижение рабочей силы между государствами.
Также, я думаю, к основным направления государственной политики на рынке труда необходимо отнести:
осуществление мер по предупреждению высвобождений работников, смягчению последствий массовых высвобождений на основе проведения предувольнительных консультаций по вопросам трудоустройства, широкого информирования о потребности работодателей в кадрах, возможности профессионального обучения и переподготовки с последующим трудоустройством;
создание единой информационной системы о спросе на рабочую силу и ее предложении, расширение доступа населения к информации о вакансиях с целью сокращения времени поиска гражданами работы;
содействие незанятой молодежи в возрасте до 18 лет, не имеющей профессии, специальности и впервые вступающей на рынок труда, в направлении в учреждения профессионального образования для получения соответствующего образования до начала трудовой деятельности.
Государственным органам необходимо больше направлять бюджетных средств на мероприятия по содействию трудоустройству населения, куда входят: организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, социальная адаптация безработных граждан на рынке труда, информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите и др., а также мероприятия по профессиональному обучению безработных граждан и профессиональной ориентации граждан.
Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости населения и росте на этой основе его доходов является важнейшим аспектом государственного регулирования рыночной экономики. Главное при этом: уже на предварительных стадиях разработки различных программ и прогнозов обеспечить жесткую координацию решения экономических и социальных вопросов, встраивание проблем занятости населения в общую систему макроэкономических расчетов и обоснований как на федеральном, так и на региональном уровне.
Главная проблема, перед которой оказался рынок труда РФ, связана с увеличением спроса на квалифицированную рабочую силу. Нынешняя политика государства, наличие почти 50% убыточных предприятий привели к резкому сокращению подвижности рабочей силы.
В подобных условиях особую роль начинает играть государственное регулирование рынка труда. От того какую политику будут вести наши органы власти будет зависеть дальнейшее развитие рынка труда в России.
занятость население инновационный государственный
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема занятости и безработицы, которая тесно связана проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности, является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его, нельзя построить экономически сильную державу.
Для этого необходимо: проведение мер, способствующих созданию условий для более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице, также разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе, совершенствование системы оплаты труда, расширение возможности получения населением дополнительных доходов, развитие системы социальных пособий и льгот, подготовка и переподготовка квалифицированных кадров, регулирование международных потоков рабочей силы, создание единой информационной системы о спросе на рабочую силу и ее предложении, внедрение современных методов профилорования безработных и многие другие меры.
Государство должно способствовать развитию малого и среднего бизнеса, создать правовую базу, которая будет регулировать вопросы занятости и социальной защиты безработных. Должна быть взаимосвязь с общими направлениями социально-экономического развития общества.
Надо, чтобы государство настойчиво, твердо и планомерно проводило свою политику в сфере занятости населения, снижении уровня безработицы и как следствие укрепления экономической мощи страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1Архангельская Н. Кто беден в России? // Эксперт. — 2011, № 16, с. 88 — 94
2Бреев Б.Д. Экономические последствия безработицы: оценка потерь. // Общество и экономика. — 2010. №5.
Гайнуллин М.И., Финансовый анализ: Учебное пособие, 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Бухгалтерский учет, 2009. — 528 с.;
Денисова И.А., Савватеев А.В. Эффективность активных программ содействия занятости населения в России. / Препринт. — М.: ЭКСМО, 2008.
Курмаева Л.Ш. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. — 360 с.;
Куценко В.О., Экономика предприятия: Учебное пособие, 4-е изд. — М.: Изд-во Юнити, 2008. — 506 с.;
Логвинов С.А. Макроэкономическое стратегическое планирование: Учебное пособие. — М.: ИНФРА — М, 2010.
Логвинов С.А., Павлова Е.Г. Стратегическое планирование: Учебное пособие. Изд-во Дрофа М.: Финансовая академия, 2011.
Любушин Н.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2004.
Мартынова Т.А., Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие/ Изд-во Советская Кубань, 2009. — 161 с.;
Мифтахова Ю.С., Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник, 4-е изд., перераб. и доп., — М.: Изд-во Дело и сервис, 2011. — 368 с.;
Пелих А.С., Экономика предприятия (фирмы): Учебное пособие — М.: Издательский центр Март, 2008. — 506 с.;
Петров В.И., Анализ использования трудовых ресурсов предприятия: Учебник — М.: Изд-во Современное управление, 2011
Просвирнина А.Ю., Теория экономического анализа М.: Финансы и статистика, 2010. — 536 с.;
Пястолов С.М., Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие — М.: Изд-во Инфра-М, 2011. — 215 с.;
Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда. Москва, ЭКСМО, 2011. Гл.10.
Соколов А.Ю. Бухгалтерский учет: Учебное пособие для вузов, 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Инфра-М, 2008. — 592 с.;
Схулухия Р.Р.. Финансово- экономический анализ деятельности предприятий: Учебник.- К. Изд-во Дрофа, 2013.
Четвернина Т. Масштабы безработицы в России и способы её измерения. // Вопросы экономики. — 2012, № 11