Выдержка из текста работы
В первые годы XIX в. представления о журналистике формировались преимущественно в самой прессе под влиянием суждений Н. И. Новикова, А. Н. Радищева, Н. М. Карамзина.
Приступая в 1802 г. к изданию «Вестника Европы», Карамзин изложил свое понимание назначения журналистики: «Мы издаем журнал для всей русской публики и хотим не учить, а единственно занимать ее приятным образом, не оскорбляя вкуса ни грубым невежеством, ни варварским слогом». Этому суждению о периодическом издании, удовлетворяющем разнообразные вкусы читателей, соответствовали его нововведения типологического характера.
Вводя отдел политики в состав журнала, Карамзин желал предоставить занимательное и полезное чтение широкому кругу читателей и в особенности тем, кто не имел возможности самостоятельно следить за иностранной периодикой: «Не многие получают иностранные журналы, а многие хотят знать, что и как пишут в Европе: Вестник может удовлетворять сему любопытству, и притом с некоторою пользою для языка и вкуса».
При общей установке на приятное чтение Карамзин отказывался от признания той роли критики, которую он отводил ей в пору издания «Московского журнала». Полагая, что последняя обращена, главным образом, к писателям и должна отмечать преимущественно их успехи, он не считал ее насущной потребностью современной словесности: «Хорошая критика есть роскошь литературы; она рождается от великого богатства, а мы еще не Крезы». Вместе с тем он не отрицал целесообразности критических статей в журнале: «Но если выйдет нечто изрядное, для чего не похвалить? Самая умеренная похвала бывает часто великим ободрением для юного таланта». Карамзин полагал, что предпочтительнее воспитывать писателей на примерах и одновременно доставлять удовольствие читателям, публикуя лучшие образцы словесности в журнале. В своих суждениях о «разнообразии» и «хорошем выборе» сочинений для журнала он проявлял заботу о языке и стиле, ориентируясь на разговорный язык образованного общества.
Мысли Карамзина о политике, критике и языке вызвали в периодике начала века острую полемику. Характерной чертой последней стала тесная связь рассматриваемых проблем о современной общественной жизнью и идейное размежевание журналистов. Сам Карамзин в спорах не участвовал; его заслуга заключалась в постановке вопросов, выдвинутых на передний план политическим и культурным развитием нации.
Выход в 1803 г. книги А. С. Шишкова «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка» послужил началом борьбы между «карамзинистами» и «шишковистами». Вопросы языка и стиля оказались в центре внимания русской периодики. Ориентацию Шишкова на церковнославянский язык и его неприязнь к иностранным заимствованиям некоторые журналисты расценили как реакционную общественную тенденцию. По словам издателя «Московского Меркурия» П. Макарова, Шишков «для удобнейшего восстановления старинного языка хочет возвратить нас и к обычаям, и к понятиям старинным». Макаров считал, что иностранными словами «не должно пестрить языка без крайней осторожности», и увязывал слог с «содержанием, мыслями» и общественными потребностями.
В связи с дискуссией о роли критики в периодическом издании В. А. Жуковский писал в 1808 г. в «Вестнике Европы»: «В русском журнале критика не может занимать почетного места». Он поддерживал традиционную идею о пользе и увеселении как главном назначении прессы: «Обязанность журналиста — иод маскою занимательного и приятного скрывать полезное и наставительное». При этом Жуковский высказывал, правда мимоходом, мысль о том, что журналист, удовлетворяя потребности читателя, не должен идти на поводу у него: «Имея в виду пользу, но угождая общему вкусу читателей, хотя не подчиняясь ему с рабскою робостию, предлагает он им хорошие мысли». В статье «О критике (Письмо к издателям Вестника))» он признавал полезность такой критики, которая останавливается более «на красотах, нежели на погрешностях».
В защиту боевой критики, адресованной читателю, в 1803 г. выступил П. Макаров в «Московском Меркурии»: «Наша критика не для авторов и переводчиков, а единственно в пользу тех любителей чтения, которые для выбора книг не имеют другого руководства, кроме газетных объявлений». Вслед за ним Д. В. Дашков в статье «Нечто о журналах», напечатанной в «Санкт-Петербургском вестнике» в 1812 г., отметил необходимость критики в литературном издании: «Все может входить в состав такого журнала: словесность, известия о важных
открытиях в науках и искусствах и проч., но главною целию оного должна быть — критика». Однако адресовал он ее преимущественно писателям.
Дашков не только обосновал структуру журнала с отделом критики во главе, но и определил обязанности сотрудника такого издания. Он считал, что «хороший журналист» должен иметь «основательные познания во всех частях», так как «все науки, искусства и художества принадлежат к обширному кругу его занятий». Дашков обратил внимание на нравственные качества журналиста: «Более всего журналист должен остерегаться пристрастия или гнусной зависти к великим дарованиям». В суждениях о книгах журналист помимо основательных познаний должен показать также умение говорить «с приятностию»: «Журнал не должен быть курсом какой-нибудь науки; и то, что мы с большим вниманием слушали на лекциях, не всегда нравится нам в срочном издании, где приятное часто предпочитается полезному».
Макаров и Дашков отметили общественную пользу наступательной критики. Настаивая на ее целесообразности в литературном журнале в качестве важнейшей части, они по-разному называли ее адресатов: либо писателей, либо любителей чтения. Не без влияния этой полемики критика укрепила свои позиции в литературных журналах и сама способствовала становлению журналистики.
Утверждение в частном издании отдела политики — нововведения «Вестника Европы» Карамзина — зависело от состояния общественного движения и колебаний правительственного курса между либерализмом и реакцией. Показательна в этом отношении точка зрения самого журнала, который после ухода Карамзина то открывал отдел политики, то отказывался от него. Цитируя доклад министра народного просвещения (1805 г.), новый редактор М. Каченовский одобрял политический курс правительства и его действия в области печати, которыми «нимало не стесняется свобода мыслить и писать и которые суть не что иное, как только необходимые меры, принятые против злоупотребления сей свободой». Жуковский с осторожностью определял роль политики в журнале: «Политика в такой земле, где общее мнение покорно деятельной власти правительства, не может иметь особенной привлекательности для умов беззаботных и миролюбивых; она питает одно любопытство».
Связь словесности и журналистики с общественной жизнью, отчетливо проявившаяся в полемике о критике, политике и языке, получила реальное подтверждение и продолжение в создании литератур-
ных обществ с более или менее ясно выраженными политическими позициями, для изложения и защиты которых они использовали периодические издания. Вольное общество любителей словесности, наук и художеств (1801-1812), объединявшее в основном разночинную интеллигенцию, либерально и демократически настроенную, издавало «Свиток муз» (1802-1803) и «Периодическое издание Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» (1804). Печатным органом Беседы любителей русского слова были «Ч гения в Беседе любителей русского слова» (1811-1816), где объединились «шиш-ковисты». Подчеркивая свою тесную связь с обществами, эти периодические издания публиковали речи, прочитанные и одобренные на заседаниях литературных объединений. Создание нового общества и принадлежащего ему журнала рассматривались как равнозначимые части единого плана. Члены обществ, сотрудничая в периодических изданиях, оказывали влияние на содержание и характер последних.
Из признания связи журналистики с общественной жизнью, сделанного на заседаниях литературных объединений и на страницах прессы, следовал вывод о том, что периодическая печать изменяется сообразно политическому развитию страны. В статьях и исследованиях первой четверти XIX в. мы видим пробуждение интереса к таким вопросам, как причины и закономерности развития журналистики, направление издания и его влияние на общественное мнение. Само возникновение этих вопросов и поиски путей решения обусловливались событиями политической и культурной жизни России, важнейшие среди которых — освободительная борьба народа во время Отечественной войны и общественная деятельность будущих участников заговора 14 декабря 1825 г.
В «Обозрении русской литературы 1814 года», напечатанном в 1815 г. в «Сыне Отечества», Н. И. Греч связывал развитие словесности с государственным развитием, а журналистику воспринимал как составную часть словесности. При этом прогресс в области журналистики он трактовал как непосредственный результат попечительской деятельности правительства. Подобный вывод Греч сделал и в своем научном труде «Опыт краткой истории русской литературы» (1822), перечисли» в хронологической последовательности современные издания от их возникновения до последнего времени. Описание этапов роста «благосостояния государства», предшествовавшее в его книге характеристике определенных периодов отечественной словесности и журналистики, провозглашало связь последней с жизнью общества.
Не случайно Греч в «Опыте краткой истории русской литературы»
упомянул труд В. С. Сопикова «Опыт российской библиографии» (1813), в котором наряду с книгами в алфавитном порядке были перечислены выходившие в России периодические издания, а из их числа особо выделены ведомости.
Начавшаяся работа по библиографическому описанию русской периодической печати свидетельствовала о стремлении представить последнюю как самостоятельное явление. В большей степени этой задачей руководствовался В. Г. Анастасевич в «Кратком известии о всех с 1707-го по 1823-й год выходивших в России повременных изданиях и ведомостях» (1822), где назвал 178 периодических изданий с указанием года и места основания.
Проведенная вслед за ним П. И. Кеппеном в статье «О повременных изданиях и трудах ученых сословий на 1825 год» классификация выходивших в России повременных изданий по языкам данный принцип деления соединяла с тематическим. Автор приводил минимальные сведения об изданиях: название, место выхода, периодичность, издатель, цена. Основанием для этой работы могли послужить объявления изданий о подписке. Кеппен указал на необходимость «собирания подробных сведений обо всех статьях, напечатанных по сие время в русских журналах», а также на целесообразность их систематизации: «Одни заглавия оных, будучи приведены в систематический порядок, принесли бы немалую пользу ученым всякого рода, занимающимся своими науками».
Первые классификации и библиографии Соиикова, Анастасевича, Кенпена создавали предпосылки для систематического изучения периодической печати в России. Обращение к историческому прошлому отечественной журналистики сочеталось с познанием ее сущности в проектах и программах изданий, в статьях журналистов.
В проекте журнала 1817 г. П. А. Вяземский охарактеризовал традиции отечественной прессы и деятельность ее виднейших представителей: «Мы можем считать у себя двух только журналистов: Новикова и Карамзина… Нам остается сочетать в журнале примеры двух наших журналистов и разделить издание на три разряда: Нравы, Словесность и Политика». Попытка Вяземского соединить карамзинскую и нови-ковскую тенденции на практике не осуществилась.
В рукописи «Мой сон о русском журнале», местами дословно повторявшей названный журнальный проект, он размышлял над функциями печати: «Долго спорили о том, как достичь до желаемой пользы. Наконец, согласились, что лучшее средство есть действовать на общее мнение, направлять его, образовывать язык, приохотить к нему женщин и, наконец, дать состоянию писателей законное существование,
признанное покровительством правительства и уважением общества. По большинству голосов решили, что надлежащий способ похитить сие владычество есть издавать журнал». Задачами журнала Вяземский считал просветительское воздействие на общество и влияние на правительство с целью признания им нрав писателей.
В «Известии о жизни и стихотворениях Ивана Ивановича Дмитриева» Вяземский вновь отметил журнал «Живописец» Новикова и «Вестник Европы» Карамзина, которые «пробуждали в публике охоту к чтению и разливали из столицы свет образованности и просвещения по отдаленным областям обширного государства». Признав, что ЭТИ журналы выражали общественные потребности, он высказал мысль о необходимости для издания четкого направления: «Конечно, журнал, чтобы быть журналом, должен иметь свой решительный цвет, голос, свое исповедание, свое постоянное направление и не быть, по выражению поэта, „без образа лицо»».
В «Проекте устава для Арзамасского общества безвестных людей», в составлении которого деятельное участие принимал декабрист М. Ф. Орлов, определялось назначение прессы и подчеркивалось стремление следовать ее лучшим традициям. Цель общества, совпадавшая с программой журнала, понималась как «польза отечества, состоящая в образовании общего мнения, то есть в распространении познаний изящной словесности, и вообще мнений ясных и правильных».
Вместе с типологическим развитием прессы изменялась ее жанровая палитра, становившаяся предметом осмысления прежде всего на страницах самой периодики.
В суждениях журналистов о роли и месте информационных и аналитических жанров учитывался вил периодики. Допуская на страницы «Вестника Европы» политическую информацию, Карамзин уведомлял читателей, что его журнал не соревнуется с ведомостями, а лишь дополняет их: «В политическом отделении будут как известия, так и рассуждения; постараемся, чтобы читатели русских ведомостей не находили его излишним». Он видел специфику журнала в публикации «рассуждений», но не отказывался совершенно от «известий», составлявших содержание газеты.
Различие между газетой и журналом по линии «известия — рассуждения» проводили Ф. Шредер и И. Делакруа в объявлении в 1807 г. об издании журнала «Гений времен»: «Не ведомость мы писать предпринимаем, а потому и не должно ожидать в нашем издании реляций о сражениях, победах, завоеваниях и проч., но читатели наших листов найдут в них примечания и рассуждения о тех важных происшествиях, которые решат жребий целых народов».
Из жанров литературной критики толкование в печати получили рецензия, библиографическая заметка, литературное обозрение. В примечании к статье «О рецензии», переведенной с французского и помещенной в 1804 г. в «Северном вестнике», И. Мартынов трактовал последнюю как «разбор». Через несколько номеров А. Писарев в статье «Рассмотрение всех рецензий, помещенных в ежемесячном издании под названием: „Московский журнал», изданный на 1797 и 1799 год Н. Карамзиным» значение жанра определил следующим образом: «…помощию спасительных советов рецензии, словесность наша может скорее и надежнее укрепляться при своем усовершенствовании». Он охарактеризовал обязанности рецензента: «Хотя до сих пор нет еще общих правил для рецензии (ибо вкус медленнее идет всякого дарования), однако же непростительно будет, если кто возьмется писать рецензию, как ему угодно. Большие сведения, строгая благопристойность, общий вкус служат вместо правил всякому рецензенту».
Жанр библиографической заметки Н. И. Греч определял в послесловии (1814 г.) к «Письму к издателям „Сына Отечества»» как «замечание» и указал на его отличительные особенности: «Сочинитель замечания изъявляет в нем общее мнение свое о каком-нибудь литературном произведении, не входя в его рассмотрение».
Новым жанром русской прессы стало обозрение — политическое и литературное. Разнообразные факты, системно изложенные, представляли в политическом обозрении картину современной действительности. Связывающая их авторская мысль, анализ и открытая оценка происходящего составляла его отличительные признаки. В «Систематическом обозрении литературы в России в течение пятилетия, с 1801 по 1806 год» А. Шторх и Ф. Аделунг увидели цель и задачи литературного обозрения в осмыслении развития точных и изящных наук и сопоставительном анализе этапов этого развития. Они приветствовали такие периодические издания у немцев, французов, англичан и итальянцев, которые «не токмо имеют целию объявления и суждения о нововышедших книгах, но служат также и к тому, что из оных можно обозревать состояние всей литературы вообще в течение какого-либо периода и сравнивать оное с состоянием другого периода».
Справедливо указывая на «Опыт исторического словаря о российских писателях» Новикова как на предпосылку к историческому познанию русской словесности, Шторх и Аделунг предлагали перейти от «азбучного порядка» в описании литературного процесса к «систематически расположенному обозрению литературы», к хроноло-
гически последовательному изучению ее развития. Эта идея нашла воплощение в литературных обозрениях декабристов.
Намереваясь воздействовать на общественное мнение, декабристы стремились расширить сферу распространения своих идей с помощью печати. Согласно уставу Союза благоденствия члены общества участвовали в издании «повременных сочинений, сообразных степени просвещения каждого сословия». Добродетельный гражданин, говорилось в уставе, должен всегда предпочитать приятному полезное и чужеземному отечественное.
Декабристы высказывались за разнообразие содержания периодического издания и за увеличение в нем удельного веса словесности, насыщенной современными социальными идеями. В их понимании словесность была неотделима от политики, а ее история самым непосредственным образом связана с историей народа. По словам А. А. Бестужева, «под политическою печатью словесность кружится в обществе». Журналистику он рассматривал в контексте развития словесности.
Показательно в этом отношении замечание Бестужева в «Полярной звезде» об усилении роли печати в общественно-литературном движении: «Вся наша словесность заключалась в журнальных, притом весьма немногих статьях». Отмечая, что «Вестник Европы» после редакторства Карамзина толковал о старине и измерял новое «заржавленным циркулем», он хотел не столько указать место журнала в хронологическом ряду явлений словесности, как это делал Греч, сколько выяснить общественную позицию издания и соотнести ее с запросами времени. Бестужев-обозреватель выступал против сосредоточения журнальной критики на малозначительных литературных фактах и ориентировал ее на постановку актуальных общественных проблем: «Желательно только, чтобы критика сия отвергла все личности, все частности, все расчетные виды; чтобы она не корпела над запятыми, а имела бы взор более общий, правила более стихийные. Лица и случайности проходят, но народы и стихии остаются вечно».
К середине 1820-х годов сформировался новый тип издания — литературный альманах декабристов. Политической направленностью и публицистическим звучанием литературной критики и словесности, тяготением к журнальному разнообразию материалов он существенно отличался от первых альманахов Карамзина с их чисто литературным содержанием и ориентацией на круг любителей, а больше любительниц изящной словесности.
По замыслу декабристов, периодическая печать должна была подготовить общественное мнение к переменам и тем самым обеспе-
чить их понимание и поддержку. На первый план выступала мысль о единстве слова и дела. Так, Н. И. Тургенев отмечал в своем дневнике: «Мы теряемся в мечтаниях, в фразах. Действуй, действуй но возможности! — и тогда только получишь право говорить… Словам верить нельзя и не должно. Должно верить делам». Накануне восстания А. А. Бестужев признавал в «Полярной звезде» необходимость перехода от слов к делу: «Жизнь необходимо требует движения, а развивающийся ум — дела».
Изложенные языком романтической эстетики, недоговоренные из-за опасений перед цензурой, не всегда единодушно одобренные участниками тайных обществ политические лозунги декабристов не могли глубоко проникнуть в общество. Их слово было доступно образованному, преимущественно дворянскому читателю, пропаганда среди солдат имела ограниченный характер, попытки наладить нелегальную печать не увенчались успехом.
Разработка концепций печати и осмысление ее типологического развития были неразрывно связаны со становлением специальной терминологии, которая на первых норах формировалась в текущей периодике, а затем получала закрепление в словарях. Ключевыми терминами в ЭТОТ период стали: газета, журча.!, журналист, журналистика.
По отношению к газетам, отличавшимся частой периодичностью (не реже одного раза в неделю), преобладанием информационных жанров и традиционным оформлением (формат в 4-ю долю листа, страница разделена на две колонки), употреблялись в качестве синонимов термины: газета, журнал, листки, а применительно к официальным — еще и ведомости. Термин газета словарь Н. Яновского «Новый словотолкователь, расположенный но алфавиту» толковал как равнозначный понятию «ведомости»: «Под сим словом разумеются ведомости; листы печатные, выходящие но известным дням и содержащие в себе любопытные известия, действия военные, происшествия, политические и проч. в разных областях случившиеся».
Одинаковое использование терминов .журнал и газета применительно к одному печатному органу обусловливалось характером самих изданий — сочетанием у некоторых из них в равной степени как газетных, так и журнальных признаков. Иные официальные и частные газеты выходили в виде тетрадок (от 4 до 20 страниц в 4-ю долю печатного листа) с продолжавшейся нумерацией страниц, так что через год или полгода они представляли собой сборники-комплекты. Это подчеркивали сами издатели, рассылая подписчикам в конце года или полугодия листки с общим оглавлением.
Некоторые журналы, наоборот, имели характерные газетные при-
знаки. Они издавались листками (на 4-8 полосах) раз пли два раза в неделю и содержали оперативную информацию. Внешний вид их (формат в 8-ю долю листа, отсутствие разделения текста на колонки) оставался журнальным, но частая периодичность, небольшой объем и преобладание информационных жанров существенно сближали их С газетами.
Словари в определении терминов отставали от журнальной практики. Примером может служить толкование термина журналист, данное словарем «Новый словотолкователь, расположенный по алфавиту»: «Тот, кто ведет ежедневные записи, издает журналы; издатель журналов». Однако в периодической печати журналистом именовали участника, сотрудника издания. В 1825 г. редактор журнала «Московский телеграф» Н. А. Полевой впервые употребил на страницах своего издания термин .-журналистика, понимая под этим всю совокупность периодических изданий.
В первой четверти XIX в. закрепился приоритет журнала перед другими видами периодики —газетами и альманахами, утвердился общественный и профессиональный статус журналиста. Журналистика стала выделяться из словесности как объект самостоятельного историко-теоретического осмысления.