Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
Глава 1. ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА8
1.1. Особенности развития организма дошкольника8
1.2 Критерии оценки состояния здоровья ребенка11
1.3 Составляющие правильного развития ребенка12
1.4 Физическое развитие, физическая подготовленность и физическое воспитание дошкольников21
1.5 Примерная схема физкультурно-оздоровительных мероприятий в детском саду28
1.6 Развитие движений у детей31
1.7 Формы организации физического воспитания в детском саду44
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ 5 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ67
2.1 Диагностика физического развития детей67
2.2 Коррекционная работа с дошкольниками с учетом их физического развития74
2.3 Программа физического воспитания детей старшей группы с целью формирования представлений о здоровом образе жизни77
2.4 Диагностика сформированности здорового образа жизни у дошкольников в результате проведенной программы физического воспитания80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ88
ПРИЛОЖЕНИЕ92
Выдержка из текста работы
Здоровье детей — богатство нации; этот тезис не утратит актуальности во все времена, а сегодня он не просто актуален, он самый главный, учитывая экологическую ситуацию практически в любой точке планеты, где живут люди и есть крупные промышленные предприятия.
В сложившейся ситуации лозунг «Сохраним здоровье детей» несколько устарел. Коль здоровье — богатство, то его необходимо воспроизводить, увеличивать, а не просто сохранять.
Возможности человеческого организма огромны, а реализовать их, эффективно использовать не всегда удается. Наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья является физическая культура, двигательная активность. Природа, если говорить строго научно, через специфические физиологические механизмы (в частности, утомление) сама регулирует темп движений и их количество, поэтому бояться перегрузки надо в меньшей степени, чем недогрузки. Именно гиподинамия создает условия для ненормального физического развития детей. Вместе с тем организация физической культуры в дошкольном возрасте имеет специфические, связанные с особенностями развития детского организма, особенности. Они существенно отличаются от тех подходов, которые имеют место у взрослых.
Каждый нормально выношенный и рожденный ребенок, действительно талантлив от природы и гениален от поколений. Однако, для раскрытия мозаики природных задатков, развития основы физических и нравственных качеств, культуры ума и тела, сама природа отпускает ровно 57 месяцев, включая период внутриутробного формирования. Она всеми силами старается сохранить пропорциональность потенциала развития до 6-8 лет, но к великому сожалению к 10 годам из 100% оставляет 20%, а к 20-25 годам остается в качестве базиса около 10% наследства. И это на все дальнейшее развитие, формирование и деятельность человека разумного.
В свете вышеизложенного особое значение приобретает вопрос приобщения детей дошкольного возраста к валеологической культуре, особенно тех, кто имеет существенные отклонение в состоянии здоровья.
Объект исследования: физическое воспитание.
Предметом исследования являются особенности физического воспитания детей дошкольного возраста.
Цель исследования: определить основные особенности физического воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме
2. Проанализировать составляющие здорового образа жизни дошкольника.
3. Выявить формы организации физического воспитания в ДОУ
4. Проанализировать физическое развитие детей экспериментальной группы.
5. Выявить основные направления коррекционной работы с детьми разного уровня здоровья
6. Определить контрольные упражнения для оценки физической подготовленности и умений детей 5-6 лет.
Глава 1. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Составляющие здорового образа жизни дошкольника
В педиатрической практике приняты 4 критерия оценки состояния здоровья ребенка:
— уровень физического развития, его гармоничность;
— соответствие параметров функционального состояния основных систем жизнеобеспечения биологическому возрасту;
— степень резистентности (устойчивости, сопротивляемости) организма к внешнесредовым факторам и неблагоприятным воздействиям;
— наличие или отсутствие хронических заболеваний. Важно помнить, что каждый из указанных критериев, взятый самостоятельно, не может дать полную характеристику. Только совокупность информации по всем критериям в комплексе позволяет объективно оценить состояние здоровья ребенка.
В соответствии с названными критериями детей можно условно разделить на 5 основных групп здоровья:
1. Здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций.
2. Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям.
3. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохранными функциональными возможностями организма.
4. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями.
5. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены.
Физическое воспитание дошкольника — это система мероприятий, направленных на развитие систем и функций организма ребенка, его гармонического развития. Она базируется на единстве цели, задач, средств, форм и методов работы и направлена на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей.
Система физического воспитания в дошкольных учреждениях является частью общегосударственной системы физического воспитания. Строится она с учетом возрастных, психологических особенностей детей при обязательном контакте с семьями.
Целью физического воспитания является формирование у детей здорового образа жизни…………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Здоровье детей — богатство нации; этот тезис не утратит актуальности во все времена, а сегодня он не просто актуален, он самый главный, учитывая экологическую ситуацию практически в любой точке планеты, где живут люди и есть крупные промышленные предприятия.
Под дошкольным возрастом понимается период развития ребенка от 3 до 7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. адаптационные (приспособительные) возможности как органов дыхания, так и сердечно-сосудистой системы в дошкольном возрасте намного ниже, чем у взрослых. Поэтому физические упражнения для детей должны строго дозироваться в соответствии с их возрастом. В этом возрасте определяются и развиваются черты характера, формируются моральные понятия, представления об обязанностях. Дети повторяют многие действия взрослых, поэтому взрослые должны сами строго выполнять все требования, предъявляемые ими к ребенку. Указанные данности психического развития дошкольника можно умело использовать в ходе составления и разработки занятий направленных на физическое совершенствование ребенка и становление здорового образа жизни
Движения, физические упражнения обеспечат эффективное решение задач физического воспитания, если они будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого из детей. Воспитатель разрабатывает двигательный режим для детей своей группы с учетом их возраста, здоровья.
Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду оценивается по конечным показателям здоровья, физического и двигательного развития детей.
Для развития двигательного творчества можно использовать любые физические упражнения ~ все зависит от условий, созданных для двигательной деятельности детей, и методик обучения. Основное — не допускать трафаретности движений, больше предоставлять детям возможностей для самовыражения в играх и занятиях.
Физическое воспитание дошкольников представляет собой комплекс оздоровительно-образовательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. Формы этой работы могут быть различными: 1) физкультурные занятия; 2) физкультурно-оздорови-тельная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия); 3) активный отдых (физкультурные досуга и праздники дня здоровья, каникулы); 4) самостоятельная двигательная деятельность; 5) домашние задания по физкультуре; 6) индивидуальная и дифференцированная работа (с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии); 7) секционно-кружковые занятия; 8) профилактические и реабилитационные мероприятия (по плану врача).
Каждое дошкольное учреждение имеет право на свои подходы в физическом воспитании; педагогический коллектив детского сада сам определяет, каким формам физической культуры отдать предпочтение, оценивая их эффективность по динамике здоровья и развития детей. Воспитатели групп также могут по своему усмотрению останавливать выбор на тех или иных системных и эпизодических физкультурных мероприятиях, подчинив их решению выдвинутых задач.
Утренняя гимнастика в детском саду рассматривается как важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей. Физкультминутки снимают утомление и активизируют мышление детей, повышают умственную работоспособность. Физкультурные досуги и праздники способствуют совершенствованию двигательных умений детей, формированию у них интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями, пропаганде физической культуры среди населения.
В физическом воспитании диагностика используется для оценки исходного состояния организма ребенка с тем, чтобы определить «ближайшую зону» его здоровья, создать условия для наращивания фундаментальных возможностей систем и органов, развития жизненно важных двигательных умений. На основании диагностической карты был разработан комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий в группе, определены пути коррекции. Так как в группе значительное число детей с низкой двитательной аткивностью, был усилен двигательный режим в виде проводимых 2 комплексов физических упражнений.
Проводимая программа физического воспитания призвана способствовать прежде всего значительному повышению двигательной активности дошкольников и стремлению к постоянной двигательной активности, а, значит, – формированию основных составляющих здорового образа жизни дошкольников как в настоящем, так и в будущем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васюкова В. И. Физкультурные развлечения // Педагогическая практика по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» / Под ред. А. В. Кенеман, Т. И. Осокиной. — М., 1984.
2. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. — М., 1981.
3. Логвина Т. Ю., Шебеко В. Н., Шишкина В. А. Диагностика и коррекция физического состояния детей дошкольного возраста. — Минск, 1996.
4. Гиргович И. П. Оборудование детских площадок // Жилищное строительство. — 1980. — № 3.
5. Скрипалев В. С. Стадион в квартире. — М., 1991.
6. Соловьев М. Предметная среда игровой комнаты // Народное образование. — 1988.—№ 10.
7. Буцинская П. П. Планирование основных движений на физкультурных занятиях // Педагогическая практика студентов по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». — М., 1994.
8. Ерастова А. П. Роль активного отдыха в повышении работоспособности детей на занятиях в детском саду // Роль физического воспитания в подготовке детей к школе. — М., 2001.
9. Карманова Л. В., Шебеко В. Н. Физическая культура в старшей группе детского сада. — Минск, 1997.
10. Карманова Л. Б., Шебеко В. Н. Физическая культура в старшей группе детского сада. — Минск, 1987.
11. Коровина И. М. Совершенствование двигательных навыков у детей в упражнениях и играх с использованием элементов соревнований и творческих заданий // Физическая подготовка детей 5—6 лет к занятиям в школе. — М., 1984.
12. Лайщане С. Я. Физическая культура для малышей. — М., 1987.
13. Лескова Г. П. Влияние оценки воспитателя на физкультурном занятии на усвоение движений детьми // Физическое воспитание детей дошкольного возраста. — М., 1992.
14. Лескова Г. П. Роль умственной деятельности в освоении детьми физических упражнений // Педагогическая практика студентов по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». — М., 1984.
15. Организация и проведение физкультурных праздников в детском дошкольном учреждении / Сост. Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева. — М., 1986.
16. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. — М., 1986.
17. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке // Воспитание и обучение детей пятого года жизни. — М., 1986.
18. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А. Физическая культура // Воспитание и обучение детей пятого года жизни. — М., 1986.
19. Пенулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5—6 лет. — М., 2002.
20. Перевощиков Ю. А. Домашние задания по физической культуре для учащихся 1—4 классов. — Минск, 1988.
21. Потехина Н. В. Обучение основным движениям на этапе их совершенствования // Физическая подготовка детей 5—6 лет к занятиям в школе. — М., 1990.
22. Потехина Н. В. Методика проведения физкультурных занятий в смешанных группах // Педагогическая практика студентов по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». — М., 2001.
23. Рунова М. А. Двигательная деятельность детей 5—7 лет в самостоятельной деятельности и педагогическое руководство ею на прогулке // Индивидуально-дифференцированный подход в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста. — М., 1989.
24. Станская Т. М. Какие мы используем физкультминутки // Физическое воспитание дошкольников. — Минск, 1988.
25. Степаненкова Э. Н. Воспитание творческой направленности деятельности детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх // Роль физического воспитания в подготовке детей. — М., 1990.
26. Тарасова 3. И., Шишкина В. А. Обучать эффективно с раннего возраста. — Минск, 1988.
27. Физическая культура шестилеток / Под ред. Н. Г. Лебедевой. — Минск, 1997.
28. Физическая подготовленность дошкольников. — М., 1988.
29. Фомина А. И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. — М., 1984.
30. Фролов В. Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. — М., 1980.
31. Фролов В. Г., Юрко Г. П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. — М., 1983.
32. Шебеко В. Н., Каманова Д. В. Физическая культура в средней группе детского сада. — Минск, 1990.
33. Шебеко В. Н., Ермак Н. Н., Шишкина В. А. Физическое воспитание дошкольников. — М., 1996.
34. Шишкина В. А. Азбука движений малыша. — Минск, 1988.
35. Шишкина В. А. Движение движения. — М., 1992.
36. Юрко Г. П., Фролов В. Г. и др. Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе с детьми 5—7 лет в дошкольных учреждениях. — М., 1984.