Содержание
Введение3
1 Теоретические основы изучения самостоятельности у подростков6
1.1 Психологическая характеристика личности подростка6
1.2 Личность учащегося в педагогическом процессе12
1.3 Формирование самостоятельности личности как психолого-педагогическая проблема19
2 Практическое исследование формирования самостоятельности личности подростков26
2.1 Обзор диагностических методик, используемых в работе26
2.2 Анализ результатов диагностики31
2.3 Выводы и рекомендации51
Заключение55
Глоссарий57
Список использованных источников59
Приложение А Локус контроля63
Приложение Б Личностный дифференциал65
Приложение В Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся66
Приложение Г Методика для изучения социализированности личности учащегося67
Приложение Д Тест Кеттела68
Приложение Е Программа социально-психологического тренинга «Саморазвитие личности»76
Приложение Ж Корреляционные взаимосвязи результатов (по результатам первичной диагностики)83
Выдержка из текста работы
Актуальность. В связи с принятием нового Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ от 19 декабря 2014 г. (47) оказание комплексной помощи детям с умственной отсталостью приобретает еще большую значимость.
В отечественной психологической науке накоплен значительный теоретический и практический материал по формированию у учащихся творческой интеллектуальной активности.
Успешность развития ребенка будет зависеть от его мотивации к обучающему процессу. Смысл учения для каждого ученика определяется системой его идеалов, ценностей, которые он усваивает из своего окружения (общества в целом, семьи). В свою очередь, личность ребенка будет зависеть от наследственности, окружающей среды, где сам человек пребывает в своей деятельности, ну и от самой личности, ее стремления, интересов, увлечений, само собственное «я» и личный выбор. Для достижения наиболее лучших результатов, важно максимально эмоционально окрасить каждый урок, чтобы они были информативными, доступными и полезными для развития детей.
Главным в образовании детей с интеллектуальными нарушениями является социализация и интеграция в общество. Проблема социальной адаптации и интересов детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с интеллектуальной недостаточностью занимает основное место в специальной педагогике и психологии.
Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее. Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребенка в культуру можно, используя «обходные пути» особым образом построенного образования, выделяющего специальные
задачи, разделы содержания обучения, а также — методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
Итогом образования человека с умственной отсталостью является нормализация его жизни. Под нормализацией понимается такой образ жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего большинства людей: жить в семье, решать вопросы повседневной жизнедеятельности, выполнять полезную трудовую деятельность, определять содержание своих увлечений и интересов, иметь возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.
Цель работы: выявить эффективность использования мастер-классов в формировании направленности личности у подростков с синдромом Дауна.
Объект исследования — направленность личности у подростков с синдромом Дауна.
Предмет исследования — мастер-классы как средство формирования направленности личности у подростков с синдромом Дауна.
Задачи исследования:
.Изучить литературу по проблеме исследования.
2.Составить диагностический опросник изучения направленности личности у подростков с синдромом Дауна
.Изучить особенности направленности личности у подростков с синдромом Дауна.
.Составить методические разработки по использованию мастер- классов в формировании направленности личности у подростков с синдромом Дауна.
.Обобщить результаты экспериментального исследования.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении важности интерактивных методов обучения и влиянии их на направленность личности у подростков с синдромом Дауна. Личность является важным критерием в развитии ребенка, так как это степень развития и воспитания будет отражаться в дальнейшей жизни человека, и от нее будет зависеть самостоятельность, профориентация, социализация в обществе ребенка, что требует достаточного внимания от педагогов.
Методы исследования:
анализ литературы по проблеме исследования;
психолого-педагогический эксперимент
— составление методических рекомендаций;
интерпретация и обобщение полученных результатов экспериментальной работы.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
База исследования:
Москва, Благотворительный фонд Даунсайд АП, м. Измайловская, 3-я Парковая улица, 14А.
В экспериментальную группу были включены 5 подростков с синдромом Дауна. Возраст подростков 15 — 17 лет.
Этапы работы:
.(сентябрь — декабрь 2015 учебный год) Изучение литературы. Разработка анкеты, постановка целей и задач исследования. Написание первой главы.
2.(январь — март 2016 учебный год) Проведение констатирующего эксперимента. Анализ и обобщение полученных результатов констатирующего эксперимента.
.(апрель — май 2016 учебный год) Обобщение собственного опыта работы. Написание заключения. Оформление дипломного проекта, создание презентации.
ГЛАВА 1. ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
.1 Развитие личности обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями регламентируется и осуществляется рядом важнейших законов.
Это закреплено в 43 статье Конституции РФ, где право на образование провозглашается одним из основных прав человека (гарантируется также общедоступность и бесплатность основного общего образования, подчеркивается его обязательность), в Федеральных законах «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (51), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (50) , «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» (52) , Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (48). В Концепции повышение общедоступности качественного образования для каждого члена общества выделено как стратегическая задача государственной политики.
Основные правовые акты, определяющие особенности функционирования образовательных организаций в процессе образования детей с ограниченными возможностями здоровья — это Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС. 19 декабря 2014 года Приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Он регулирует отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (48) . Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года (49).
Безусловно, к осуществлению образования детей с интеллектуальными нарушениями Стандарт предполагает специальные требования, но речь идет вовсе не о противопоставлении их основным образовательным стандартам, а о совершенствовании и развитии образовательной деятельности в данном конкретном направлении (53) .
Требования Стандарта способствуют обеспечению вариативности и доступности образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, при определенных условиях стандарт обеспечивает возможность перехода на любом этапе обучения на образовательные программы общего образования.
Безусловно, требования Стандарта едины для всего образовательного пространства Российской Федерации и применяются ко всем детям с ограниченными возможностями здоровья независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса. При это должны приниматься во внимание индивидуальные образовательные потребности и обеспечиваться вариативность образовательных Программ и разнообразие форм их реализации.
Именно на основе данного Стандарта разработана примерная адаптированная образовательная программа для детей с интеллектуальными нарушениями. Стандарт предусматривает, в том числе, и возможность реализации основной образовательной программы общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Образовательная организация на основе Стандарта вправе разработать и особую адаптированную программу для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Адаптированные программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями учитывают их психофизическое развитие, индивидуальные возможности и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.
Стандарт регламентирует подготовку, профессиональную переподготовку, повышение квалификации и аттестацию педагогических и руководящих работников образовательных организаций, осуществляющих образование детей с ограниченными возможностями здоровья.
Группы учащихся с разной степенью интеллектуальных нарушений имеют особые образовательные потребности.
Детям с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) требуется:
особый пропедевтический период в образовании для безболезненного перехода к школьному этапу;
—введение предметов, способствующих формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира;
овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой;
психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и другими обучающимися;
психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и организации; постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы организации.
Детям с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития необходимо:
существенное изменение содержания образования вплоть до включения учебных предметов, отсутствующих при обучении обучающихся с легкой умственной отсталостью;
—использование специфических методов и средств обучения;
дифференцированное, «пошаговое» обучение;
обязательная индивидуализация обучения;
формирование элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания;
обеспечение присмотра и ухода за обучающимися;
дозированное расширение образовательного пространства внутри организации и за ее пределами;
организация обучения в разновозрастных классах (группах);
организация взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи, обеспечивающая особую организацию всей жизни обучающегося (в условиях организации и дома).
Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с интеллектуальными отклонениями разработана в двух вариантах: вариант 1 — для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и вариант 2 — для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (интеллектуальное развитие таких детей не позволяет им освоить адаптированную Программу по варианту 1 либо эти учащиеся испытывают ярко выраженные трудности в ее освоении).
Вариант 1 дает возможность педагогическим работникам разработать рабочую программу по работе с конкретным классом.
Вариант 2 предусматривает разработку специальной индивидуальной программы развития для конкретного ребенка учитывающую его индивидуальные образовательные потребности.
Структура обоих вариантов идентична: пояснительная записка, планируемые результаты освоения обучающимися Программы и система оценки достижения учащимися планируемых результатов освоения Программы.
В содержательных разделах обоих вариантов есть незначительные различия. Оба варианта включают в себя: программу формирования базовых учебных действий, программы учебных предметов, курсов коррекционно- развивающей области, программу нравственного развития, программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, программу внеурочной деятельности
Помимо этого, вариант 1 содержит Программу коррекционной работы, а вариант 2 — Программу сотрудничества с семьей обучающихся.
В основу разработки адаптированной программы для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход предполагает учет их особых образовательных потребностей, связанных с различными возможностями освоения содержания образования. Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
Особые образовательные потребности обучающихся с легкой умственной отсталостью (время начало образование, содержание образования, разработка и использование специальных методов и средств обучения, особая организация обучения, расширение границ образовательного пространства, продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе) удовлетворяются на основе реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы.
У обучающихся по 2 варианту программы умственная отсталость, как правило, в той или иной форме осложнена нарушениями опорно- двигательных функций, сенсорными, соматическими нарушениями, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы или другими нарушениями, различное сочетание которых определяет особые образовательные потребности детей.
В связи с этим человек требует значительной помощи, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом.
По той же причине дети с серьезными интеллектуальными отклонениями нуждаются в максимально возможном раннем начале комплексной коррекции нарушений. Основному общему образованию ребенка с тяжелыми нарушениями развития должен предшествовать период ранней помощи и дошкольного образования. Выделяется пропедевтический период в образовании, обеспечивающий преемственность между дошкольным и школьным этапами.
Для данной группы обучающихся существует потребность во введении специальных учебных предметов и коррекционных курсов, которых нет в содержании образования обычно развивающегося ребенка. Например, предметы: «Речь и альтернативная коммуникация», «Человек»; курсы по альтернативной коммуникации, сенсорному развитию, формированию предметных действий и др. Для них создаются специальные методы и средства обучения. Обеспечивается потребность в построении «обходных путей», в дифференцированном, «пошаговом» обучении, в отличие от обучения обычно развивающегося ребенка.
Руководствуясь принципом нормализации жизни, общее образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР по адаптированной основной общеобразовательной программе происходит в течение 13 лет. Процесс образования может происходить как в классах с 1 дополнительного по 12 (по одному году обучения в каждом), так и в близковозрастных классах (группах) по возрастающим ступеням обучения. Основанием для перевода обучающегося из класса в класс является его возраст.
Нельзя обойти стороной потребность в совместной работе специалистов разных профессий: специальных психологов и педагогов, социальных работников, специалистов здравоохранения, а также родителей ребенка с ТМНР в процессе его образования. Кроме того, при организации образования необходимо учитывать круг контактов особого ребенка, который может включать обслуживающий персонал организации, волонтеров, родственников, друзей семьи и др.