Содержание
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ6
1.1. Психологопедагогические и методические основы формирования орфографических навыков у младших школьников6
1.2. Орфографическая грамотность учащихся16
1.3. Орфографический навык и условия его формирования18
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРФОГРАФИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА23
2.1. Проверка знаний, умений и навыков по русскому языку23
2.2. Методика обучения орфографии35
3. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ФОРМИРОВАНИЕМ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ58
3.1. Цели и задачи входного этапа исследования. Результаты входной диагностики58
3.3. Цели и задачи контрольного этапа исследования68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ75
Приложение А78
Выдержка из текста работы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА СРЕДСТВАМИ СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
1.1. Орфографический навык: понятие, сущность, структура……. 7
1.2. Методологические приемы формирования орфографического навыка младших школьников……………………………………………….. 16
1.3. Содержание словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе………………………………………….. 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
2.1. Диагностика уровня развития орфографической грамотности младших школьников в процессе работы с орфографическими упражнениями…………………………………………………………………………. 34
2.2. Содержание и организация работы по развитию орфографической грамотности младших школьников на уроках русского языка…………………………………………………………………………… 41
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования ……………. 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………,……………………………………….…………… 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………… 60
ВВЕДЕНИЕ
Орфографическая грамотность учащихся ? это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотности до сих пор не решена и вряд ли может быть решена окончательно.
Орфографическая грамотность предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе так называемого орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо.
Наиболее распространенной причиной низкой орфографической грамотности учащихся является отсутствие сформированности орфографических навыков и умений. На протяжении всей истории методики обучения орфографии высказывалась мысль о том, что важным при обучении грамотному письму является умение школьников замечать встречающиеся при письме трудности.
Исследователи Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков, Г.Г. Граник, П.С. Жедек, В.В. Репкин, методисты Н.Н. Алгазина, М.Т. Баранов, М.Р. Львов, Н.С. Рождественский, М.М. Разумовская, А.В. Текучев, Е.Г. Шатова и др. настойчиво подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от того, насколько у пишущего развита способность обнаруживать орфограммы. Отсутствие соответствующих навыков считают важнейшей причиной орфографических ошибок.
Внимание к слову, установка на запоминание, активность мыслительных процессов, сознательное отношение к работе, волевое напряжение ? всё это имеет большое значение в формировании орфографического навыка у младших школьников.
Большое значение для формирования орфографического навыка имеет словарно-орфографическая работа. В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок.
Несформированные орфографические навыки — факт общеизвестный. Решение данной проблемы является в настоящее время очень важным.
Актуальность исследования определяется рядом противоречий:
? потребностью общества в грамотных учащихся и недостаточным уровнем готовности учителей к развитию орфографического навыка учащихся;
? между возможностью использования словарно-орфографической работы на уроках русского языка и недостаточной подготовкой учителей к решению данной проблемы;
? необходимого использования разнообразных способов развития орфографического навыка в процессе словарно-орфографической работы учащихся и недостаточным применением эффективных средств в данной области на уроках русского языка в начальных классах.
Необходимость поиска путей разрешения вышеназванных противоречий определило проблему исследования, которая заключается в определении возможностей формирования орфографического навыка младших школьников на уроках русского языка в процессе словарно-орфографической работы.
Объект исследования — процесс обучения младших школьников русскому языку.
Предмет исследования — развитие орфографического навыка младших школьников на уроках русского языка в процессе словарно-орфографической работы.
Цель исследования — выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности формирования орфографического навыка обучающихся на уроках русского языка в процессе словарно-орфографической работы.
Гипотеза исследования — применение комплекса орфографических упражнений способствует развитию орфографических навыков младших школьников на уроках русского языка .
Для проверки данной гипотезы и достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа научно-методической литературы выявить сущность орфографии и психологические закономерности формирования орфографического навыка.
2. Охарактеризовать методические приемы формирования орфографического навыка обучающихся начальных классов, а также исследовать использование современных информационных технологий и определить их возможности в данном процессе.
3. Рассмотреть содержание словарно-орфографической работы по русскому языку.
4. Осуществить диагностику и коррекцию уровня сформированности орфографического навыка обучающихся начальной школы на примере отдельно взятого класса.
5. Разработать методическую систему упражнений, способствующих формированию орфографического навыка у младших школьников в процессе словарно-орфографической работы по русскому языку.
6. Экспериментально проверить эффективность разработанных упражнений.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
? теоретический анализ: изучение педагогической и специальной литературы по методике преподавания русского языка в начальной школе;
? эмпирические: изучение педагогического опыта по проблеме формирования орфографического навыка; составление системы использования различных видов упражнений и диктантов в начальной школе;
? педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий); качественно-количественный, анализ экспериментальных данных.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования материалов и выводов исследования на уроках русского языка в начальной школе учителями начальных классов и студентами в процессе педагогической практики.
Структура выпускной квалификационной работы — выпускная работа состоит: из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников (50), приложения (7).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА СРЕДСТВАМИ СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
1.1. Орфографический навык: понятие, сущность, структура
Русский язык ? один из самых трудных школьных предметов. Овладение орфографией — одна из важнейших задач изучения русского языка. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растёт. С другой стороны, ? это сложная школьная дисциплина, требующая большого труда.
Проблема орфографической грамотности волновала ученых в разные периоды. Впервые в период «грамматизма» — «антиграмматизма» было сформировано понятие «орфографическая грамотность».
Орфографическая грамотность — составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания [26, с.180].
По мнению М.Р. Львова, орфографическая грамотность — это способность учащихся правильно писать самостоятельно или под диктовку при условии возможности проверить написанное любым способом. Можно различить абсолютную грамотность, которая обычно бывает врожденной, и потенциальную, основой которой является орфографическое умение. Оно определяется наличием орфографического опыта (знания + интуиция) и орфографического действия. Для развития грамотности необходимо сформировать у учащегося орфографический навык [26, с.215].
В словаре С.И. Ожегова приводится следующее толкование: «грамотность — определенный уровень владения человеком навыками чтения, письма, счета; грамотность орфографическая — владение человеком комплексом знаний, умений и навыков, необходимых ему для сознательного и активного участия в экономической, природоохранной, культурной, политической и других видах общественной деятельности»; «неграмотность — неумение читать и писать; отсутствие нужных знаний в какой-либо области; низкое развитие самосознания, критического мышления, преобладание аффективного над рефлексивным» [26, с.27].
Чтобы хорошо усваивать правила русского языка и быстро и точно применять их, школьник должен овладеть целым рядом общих умений и навыков. В педагогической психологии, общей дидактике и частных методиках много внимания уделяется проблемам формирования у учащихся орфографических навыков. В связи с требованиями подготовки детей к труду, к жизни, к активному участию в ней этот вопрос в современной школе приобретает особую актуальность [4, с. 19].
Навыки — это автоматизированные компоненты деятельности, которые входят в ту или иную целенаправленную активность человека как средство достижения этой деятельности. По мере выработки навыка лишние движения и операции устраняются, отдельные операции и движения сливаются в одно сложное действие, сознание все больше направляется не на способы действия, а переносится на его результаты, операции (двигательные, интеллектуальные) начинают осуществляться быстрее, улучшается самоконтроль [20, c.48].
Термин «автоматизированный» следует отличать от термина «автоматический». В отличие от последнего он обозначает способ образования навыка как действия, вначале основывающегося на сознательном применении определенных правил и лишь затем в процессе упражнения подвергающегося автоматизации.
Особой разновидностью речевого навыка является орфографический навык. Орфографический навык ? это навык письменной речи. Когда человек пишет письмо или книгу, он задумывается над содержанием того, о чём пишет, а не над орфографией каждого слова. Актуально осознает то, что находится в светлой точке сознания, т.е. является целью деятельности [13, с. 18].
Формирование орфографических навыков — сложный и длительный процесс. Поэтому необходима строгая взаимосвязь между всеми компонентами, образующими фундамент любого навыка. Только при этом условии учащиеся могут использовать теоретические знания для обоснования написания слова, то есть действовать сознательно. Прежде, чем приступить к работе над определенным орфографическим навыком, важно точно установить, какие знания и умения составляют его фундамент, какими частными операциями должен владеть ученик, в какие взаимодействия должны вступать эти частные операции между собой.
Основу каждого орфографического навыка составляют вполне определенные знания и умения. С учетом характера орфограммы орфографические навыки можно разделить на две группы, предложенные ученым — методистом М.Р. Львовым:
? навыки, формируемые на фонетико-словообразовательной основе (правописание корней, приставок, суффиксов);
? навыки, формируемые на морфолого-синтаксической основе (правописания окончаний) [26, с.186].
Говоря о психофизиологической природе орфографического навыка, нужно иметь в виду не только зрительные и рукодвигательные ощущения и представления, но и слуховые и речедвигательные (артикуляционные) ощущения. Пишущий всегда отправляется от слышимого слова, различает в нем основные звуки (фонемы), правильно их произносит, и это в значительной мере обеспечивает правильный графический образ слова. То есть, если ученик хорошо слышит слово, то и правильно его пишет. Собственное произнесение слова учеником помогает пишущему: проясняет звукобуквенный состав слова, регулирует процесс записи, содействует самопроверке написанного.
Создавая текст, мы начинаем сознавать орфографическую форму того или иного слова, когда затрудняемся его написать. При этом сознательно проконтролировать можно только то, что первоначально формировалось как целенаправленные способы действия с данным материалом. Возможность контролировать как раз и отличает сознательно сформированные операции от операций, возникших путём «прилаживания» действия к определённым образцам.
Следует сказать о методах совершенствования навыков правописания. Нельзя забывать о возможности становления на чувственной, интуитивной основе. В одних и тех же условиях: в одном классе, у одного учителя, при примерно одинаковом уровне развития ? дети достигают разных результатов. Одним достаточно однажды увидеть слово написанным или один раз почувствовать его в движении руки (прописать), чтобы никогда не допускать ошибок в этом слове.
Два пути овладения орфографическими навыками давно описаны в литературе сторонниками грамматического и антиграмматического направления в методике обучения правописанию. Одним из безусловных достижений педагогической науки является безоговорочное признание положения, согласно которому наилучшие условия для обучения правописанию создаются тогда, когда вначале это действие складывается как полностью осознаваемое. Особая заслуга в обосновании этого положения принадлежит психологам Л.И. Божович, Д.Н. Богоявленскому, С.А. Жуйкову, а также учёным-методистам А.М. Пешковскому, Л.Н. Гвоздеву, С.Н. Рождественскому и другим.
Под сознательным письмом понимается письмо на основе орфографических правил, в которых обобщены фонетические, лексические и другие особенности слов [17, с.73]. Было доказано, что успешность обучению правописанию зависит от того, насколько своевременно, глубоко и правильно осознают ученики особенности слова как языковой единицы.
Однако одна из заслуг К.Д. Ушинского состоит в том, что он разработал теорию орфографических навыков, согласно которой сознательность и автоматизм не противопоставляются, не исключают друг друга, а являются различными стадиями образования навыка. Заметим, что К.Д. Ушинский допускал и возможность обучения орфографии механическим путем, каким обычно усваивали правописание писари, но принципиально он был против такого пути овладения правописанием [6, с.76].
Автоматизация действия, понимаемая как отсутствие преднамеренности и сознательности при его выполнении, не означает невозможности при определённых условиях и в случае необходимости вновь сделать его сознательным. Это положение полностью относится к орфографическому навыку. Орфографические действия автоматизируются медленно. Время автоматизации зависит от сложности орфограммы. Автоматизация сознательных действий включает: во-первых, постепенное уменьшение роли осознания своих действий, во-вторых, свёртывание умственных операций за счёт обосновывающих, а затем и оперативных суждений, в-третьих, объединение и обобщение частных действий в более крупные действия, в-четвертых, усовершенствование приёмов выполнения действий, отбор более рациональных способов решения орфографических задач и, в конце концов, автоматизирование действий, при котором учащиеся пишут по правилу, не осознавая самого правила, т.е. без всяких рассуждений [2,с.101].
В исследованиях психологов Д.Н. Богоявленского, Л.М. Божович, Г.Г. Граник и др. раскрывается сам механизм формирования орфографического навыка как образования временных связей. Так, при формировании навыков правописания морфем слова эта же цепь ассоциаций имеет в своем составе несколько звеньев: 1) слухо-артикуляционное восприятие слова или предложения; 2) осмысливание смыслового и грамматических значений, морфемного состава слова; 3) зрительное представление ? реакция письма.
Решая вопрос о работе над формированием у школьников орфографических навыков, учитель должен, прежде всего, учитывать психологическую природу орфографического навыка [16, с. 26]. Как уже было сказано, навыки ? это автоматизированные компоненты сознательной деятельности. При этом нужно учитывать, что слово, «автоматизированный» означает способ образования навыка как действия, вначале основывающегося на сознательном применении определённых правил и лишь затем в процессе упражнений подвергающегося автоматизации.
Обратим внимание на следующее обстоятельство: автоматизированный навык позволяет на каждом шагу, в частности при затруднениях, вновь становиться сознательным. Навыки формируются на базе умений, т.е. умения по мере автоматизации становятся навыками. Умения в свою очередь связаны с усвоением знаний и их применением на письме [14, с. 41].
В школе формируются следующие виды орфографических навыков:
1. Нахождение в слове орфограмм.
2. Написание слов с изученными видами орфограмм, в том числе слов с
непроверяемыми написаниями.
3. Обоснование орфограмм.
4. Нахождение и исправление орфографических ошибок.
Условия, необходимые для формирования орфографических навыков и умений, таковы:
? высокий научный уровень преподавания орфографии;
? связь между формированием орфографических навыков и развитием речи;
? знание орфографических правил;
? знание схемы применения правил (схемы орфографического разбора) и умение производить орфографический разбор, способствующий применению правил;
? упражнения, отрабатывающие умения применять орфографическое правило.
Причём следует подчеркнуть, что упражнения и правильно понятая тренировка ? это не повторение одного и того же первично произведённого движения или действия, а повторное разрешение одной и той же задачи, в процессе которой первоначально движение (действие) совершенствуется и качественно видоизменяется [15, с. 37].
В психологии упражнением называют многократное выполнение определённых действий или видов деятельности, имеющее целью их основание, опирающееся на понимание и сопровождающееся сознательным контролем и корректировкой. В этом определении подчёркивается целенаправленность упражнений, которые осуществляются на основе понимания и тщательно продуманного педагогического руководства.
Стихийное, неуправляемое повторение действий может не привести к их усовершенствованию или приведёт к механической тренировке в применении действий в стандартных условиях.
Педагогическое руководство упражнениями учащихся предполагает применение определённой методики занятий и научно обоснованных пособий и руководств для учащихся. Сначала учащиеся неуверенно владеют изучаемыми действиями, при затруднении пытаются вспомнить соответствующее правило. По мере совершенствования действия по……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агаркова, Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников [Текст] / Н.Г. Агаркова // Начальная школа. — 2009. — № 4. — C. 15-17.
2. Бакурина, Т.Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне [Текст] / Т.Н. Бакурина // Начальная школа. -2012. — №2. — С. 56-57.
3. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения орфографии, [Текст] / Д.Н. Богоявленский // 2-е изд. перераб и доп. — Издательский дом «Питер». ? 2007. — С. 250.
4. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии [Текст] / Д.Н. Богоявленский // М.: Просвещение, 1966. — С. 145.
5. Булохов, В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся [Текст] / В.Я. Булохов // Начальная школа. — 2013. — №1. — С. 90-98.
6. Гафитулин, М., Попова Т. Слово о словарном слове [Текст] / М. Гафитулин., Т. Попова // Начальная школа. ? 1997. ? № 1. ? С. 32 — 33
7. Гордеев, Э.В., Дмитрюк, М.В. Виды работ над словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка [Текст] / Э.В. Гордеев., М.В. Дмитрюк // Тула, 1995. — С. 254.
8. Горецкий, В.Г. Об обучении грамоте [Текст] / В.Г. Горецкий // Начальная школа. — 2011. — №9. — С. 12-29.
9. Гурьянов, Е.В. Развитие навыка письма у школьников [Текст] / Е.В. Гурьянов // М. : Просвещение, 2000. — С. 339.
10. Ераткина, В.В. Активизация самостоятельной работы по орфографии в начальной школе [Текст] / В.В. Ераткина // Рязань: Изд-во РГПУ, 1995. — С. 184.
11. Жедек, П.С. Методика обучения орфографии [Текст] / П.С. Жедек ? Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах // Издательский дом «Питер». ? 2013. — С 136.
12. Жедек, П.С. Списывание в обучении правописанию [Текст] / П.С. Жедек // Начальная школа. — 2005. — № 8. — С. 22-24.
13. Закожурникова, М.Л., Кустарёва, В.А., Рождественский, Н.С. Русский язык: Учебник для 3 класса трёхлетней начальной школы [Текст] / М.Л. Закожурникова., В.А. Кустарёва., Н.С. Рождественский // 21-е изд. — М.: Просвещение. ? 1997. ? С. 187.
14. Костин, Н.А. Методика русского языка в начальных классах [Текст] / Н.А. Костин // «Эксмо». ? 2012. — С. 300.
15. Кохичко, А.Н. Проблема использования исторического комментария при обучении младших школьников русскому языку [Текст] / А.Н. Кохочко // М.: Просвещение. ? 1996. — С. 253.
16. Кохичко, А.Н. Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии [Текст] / А.Н. Кохичко // Начальная школа. ? 1998. ? № 1. — С. 55-60
17. Куропаткина, Т.И. Комментарий к упражнениям по русскому языку для 2 класса: Рабочая тетрадь-раскраска.1 часть [Текст] / Т.И. Куропаткина // Самара: Изд-во Сам ГПУ, 1996. — С. 341.
18. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст] / М.Р. Львов // М. : Академия, 2007. — С. 367.
19. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. [Текст] / М.Р. Львов // М.: Академия, 2008. — С. 307.
20. Львов, М.Р. Правописание в начальных классах [Текст] / М.Р Львов. — М., 2012. — С. 307.
21. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка [Текст] / М.Р. Львов // М. : Академия, 2009. — С. 268.
22. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учебное пособие для студентов пединститутов [Текст] / М.Р. Львов // М. : Просвещение, 1998. — С. 240.
23. Львов, М.Р. Хрестоматия по методике русского языка [Текст] / М.Р. Львов // М.: Просвещение, 2006. — С. 190.
24. Лёвушкина, О.Н. Словарная работа в начальных классах [Текст] / О.Н. Лёвушкина // М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003. — С. 265.
25. Лёвушкина, О.Н. Этимологический анализ на уроках в начальных классах как средство обогащения словарного запаса учащихся [Текст] / О.Н. Лёвушкина // Дис… канд. пед. наук. — Ульяновск, 2010. — С. 197.
26. Львова, С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии. — 2-е изд. [Текст] / С.И. Львова // М., 2011. — С. 142.
27. Никитина, Е.И. Изучение слов с непроверяемыми написаниями в 4 классе // Обучение орфографии в восьмилетней школе: Пособие для учителей [Текст] / Е.И. Никитина // М.: Просвещение, 1974. — С. 267.
28. Окулова, Г.Е. Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе [Текст] / Г.Е. Окулова // М.: Просвещение, 1992. — С. 190.
29. Разумовская, Л.И. Методика обучения орфографии в школе [Текст]: Книга для учителя / Л. И. Разумовская // Издательский дом «Питер», 2010. — С. 251.
30. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: Учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы [Текст] / Т.Г. Рамзаева // М.: Дрофа, 1997. — С. 204.
31. Рамзаева, Т.Г. Система обучения русскому языку и речи в 3 (1 — 3) и 4 (1 — 4) классах начальной школы [Текст] / Т.Г. Рамзаева // СПб., 1994. — С. 65.
32. Репкин, В.В., Восторгова, Е.В. и др. Русский язык: Учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы (Система Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова) ч.1.2 — 2-е изд. [Текст] / В.В. Репкин., Е.В. Восторгова // М.: Вита-Пресс, 2013. — С. 142.
33. Рождественский, Н.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания [Текст] / Н.С. Рождественский // М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — С. 172
34. Соловейчик, М.С., Кузьменко, Н.С. К тайнам нашего языка: 3 класс: Учебник русского языка для четырёхлетней начальной школы [Текст] / М.С. Соловейчик., Н.С. Кузьменко // Смоленск: Ассоциация 21 век, 2012. — С. 210.
35. Соловейчик, М.С., Кузьменко, Н.С. К тайнам нашего языка: 2 класс: Тетрадь-задачник 2 к учебнику русского языка для четырёхлетней начальной школы [Текст] / М.С. Соловейчик., Н.С. Кузьменко // Смоленск: Ассоциация 21 век, 2012. — С. 271.
36. Смолина, Т.А. Индивидуальный подход в обучении школьников графической грамотности [Текст] / Т.А. Смолина // Вестник ЧГПУ. Сер.3. Педагогика. Психология. Методика преподавания. — 2008. — № 3. — С. 85.
37. Узорова, О.В., Нефёдова, Е.А. Словарные слова: 1 — 2 классы [Текст] / О.В. Узорова., Е.А. Нефёдова // М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ», 2002. — С. 103.
38. Ушинский, К.Д. Родное слово: Книга для учащихся [Текст]: / К.Д. Ушинский // Собрание сочинений. Т.6. — М. — Л.: Изд-во АПН, 1949. — С. 281.
39. Христенко, М.А. Резервы повышения орфографической грамотности младших школьников [Текст] / М.А. Христенко // Начальная школа — 2003. — № 2. — C. 33-37.
40. Шейкина, С.А. Рабочие программы. Начальная школа. 1 класс. УМК «Школа России» [Текст] / под ред. Е.С. Галанжиной. — М.: Планета, 2012. — С. 224.
41. Щербашина, И.В. К вопросу о теоретических основах формирования орфографического навыка у младших школьников [Текст] / И.В. Щербашина // Вестник Майкопского государственного технологического университета — 2009 — № 2 — С. 159.
42. Яковлев, Н.Ф. Основы орфографии [Текст] / Н.Ф. Яковлев // Революция и письменность — 2001 — № 1. — С. 16.
43. Яковлева, С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс [Текст] / С.Г. Яковлева // М.: Просвещение, 2011. — С. 56.