Выдержка из текста работы
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО РЕСУРСА………………………………………………………………………….8
1.1.Формирование языковой компетентности младших школьников…………8
1.2.Использование элетронных ресурсов в процессе обучения в начальной школе……………………………………………………………………………..12
1.3.Формирование языковой компетентности младших школьников на уроках русского языка с использованием электронных ресурсов……………………26
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА…………………35
2.1 Выявление уровня языковой компетентности у учащихся 1 класса…………………………………………………………….……………….35
2.2 Реализация педагогических условий формирования языковой компетентности первоклассников с использованием электронного ресурса…………………………………………………………………………….42
2.3. Контрольный срез, обработка и анализ опытно-экспериментальной работы…………………………………………………………………………..…44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….49
ВВЕДЕНИЕ
В ФГОС НОО раскрываются особенности освоения основной образовательной программы начального общего образования. В процессе обучения учащиеся должны овладеть различными навыками. В том числе «осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах».[1]
Повышенное внимание современного общества к совершенствованию образовательного процесса обуславливает приоритет к способностям человека приобретать и развивать компетенции, умения и навыки, необходимые в различных ситуациях. В результате этого меняются и цели образования. Если ранее главной целью образовательного процесса было усвоение теоретических и энциклопедических знаний, то теперь эти знания становятся средством. И компетенция рассматривается как «владение совокупностью знаний о языке, правилом их анализа и синтеза и способность пользоваться ими для целей коммуникации».
Сейчас формированию языковой компетентности младших школьников придается особое значение, так как она является основой успешного формирования социально активной личности. Так как она обеспечивает развитие способностей у обучающихся анализировать и оценивать различные языковые явления, умений и навыков речевого общения, овладение основными нормами русского литературного языка.
Анализ психолого- педагогической литературы по данной проблеме, а также практика учителей начальной школы показали, что остаются нерешенными противоречия, одними из которых являются несоответствие требованиям ФГОС НОО по русскому языку уровня языковой подготовки учащихся из-за недостаточности методических рекомендаций в помощь учителям для обеспечения этой подготовки.[1]
Выявленные противоречия позволили определить проблему: между эффективностью педагогических условий и формированием языковой компетентности учащихся.
Актуальность исследования состоит в том, что анализ теории и практики формирования языковой компетентности младших школьников свидетельствует о её недостатках. В числе актуальных задач модернизации российского образования — ориентация образовательного процесса на реализацию компетентностного подхода, то есть на формирование ключевых компетенций, основанных на готовности учащихся использовать усвоенные знания и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Это отражено в работах Е.Г.Афанасьевой, Е.Д. Божович и др.[6]
Компетентностный подход стал результатом новых требований, предъявляемых к качеству образования. Это подтверждается работами Г.С.Ковалёвой, Е.С.Савиновой, А.А.Максимовой, К.Г.Митрофанова и др. [14] Стандартные схемы «знания-умения-навыки» для определения соответствия выпускника школы запросам общества уже недостаточны, традиционно знания, умения, навыки уступают позиции компетенциям. Мало внимания уделяется формированию языковой компетентности младших школьников с учетом их индивидуальных показателей развития (уровень развития языковой компетентности).
Анализ методической, педагогической литературы, наблюдение за учебным процессом показали, что работа по формированию языковой компетентности на уроках русского языка не всегда проводится в достаточном объеме. Это обусловлено как объективными, так и субъективными причинами. Закрепление полученных знаний на уроке в малой степени имеют практическое применение, в связи с недостатком отведенного на тему времени. Поэтому младший школьник при выполнении самостоятельного задания допускает ошибки. Полученные знания при любой эффективной организации учебного процесса должны подкрепляться последующей индивидуальной и самостоятельной работой, которая необходима каждому ученику для полноценного и прочного усвоения материала. Существует необходимость преодолеть эти недостатки, поэтому все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной проблемы исследования.
Теоретические основы формирования языковой компетентности освещены в работах Е.Д. Божович, Ю.М. Жукова, И.А. Зимней, А.Е. Ивановой, Т.А. Ладыженской, Е.Н. Пузанковой, Н.С. Рождественского, Л.А. Петровской и др. .Учёными выявлена сущность языковой компетентности, предложены условия её формирования. Однако они не затрагивают проблемы формирования языковой компетентности в младшем школьном возрасте.[11,14,17]
Проблемой формирования языковой компетентности младших школьников в методике преподавания русского языка занимались многие учёные: Е.А. Баринова, М.А. Бочарникова, Т.М. Воителева, В.Г. Горецкий, Т.Г. Рамзаева, А.В. Текучев и др. . Повышение эффективности обучения может успешно реализовано только при условии, если урочные занятия будут высокого качества.[2]
Проблема предупреждения и устранения ошибок в выполнении заданий учащихся определила необходимость проведения специального исследования по формированию языковой компетентности.
Цель исследования: выявить эффективность использования электронного образовательного ресурса в процессе формирования языковой компетентности младших школьников на уроках русского языка.
Объект исследования: процесс формирования языковой компетентности младших школьников.
Предмет исследования: использование электронного образовательного ресурса в процессе формирования языковой компетентности младших школьников на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: Формирование языковой компетентности младших школьников будет эффективным, если на уроках русского языка использовать ЭОР, обладающий:
? Интерактивностью
? Мультимедийностью
? Производительностью
? упрощенной системой навигации, позволяющей легко осуществлять переход между разделами ресурса
? технологическими характеристиками,
? структурой совокупного контента, практическим (задания) и контрольным (промежуточный тест) содержанием)
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Выявить актуальный уровень развития языковой компетентности у учащихся первого класса.
3. Разработать серию лингвистических уроков с использованием электронного ресурса, способствующий формированию понятия «имя прилагательное».
4. Оценить эффективность произведенного педагогического взаимодействия и оформить работу.
При решении выделенных задач были использованы следующие методы:
теоретический метод сравнительного анализа педагогической, лингвистической, психологической и методической литературы по проблеме исследования;
эмпирические методы: наблюдение, тестирование, естественные педагогические эксперименты (констатирующий, и формирующий);
метод статистической обработки полученных результатов.
Исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты.
База исследования: МБОУ «Дарбанхинская СШ» с Дарбанхи Гудермесского района.
Практическая значимость состоит в том, что будут представлены наиболее эффективные средства, методы и виды работ по формированию языковой компетентности младших школьников на уроках русского языка с использованием электронного ресурса. Данные материалы предназначены для студентов педагогических колледжей, вузов и молодых учителей.
Структура дипломной работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ЭЛЕКТРОННОГО РЕСУРСА
1.1. Формирование языковой компетентности младших школьников
Потребности общества определяют цель современной школы — сфор-мированность человека, способного к систематическому самостоятельному самообучению и саморазвитию.
В зависимости от уровня своей компетентности, выполняя задания, ученик развивает и совершенствует в себе целый комплекс знаний, умений, которые позволяют формировать компетентность младшего школьника.
Понятие компетентности трактуется по-разному. Компетентность понимается как готовность и способность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направлены на её успешную интеграцию и социум.
Языковая компетентность предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.
На качество овладения языковой компетентностью влияет способность понимать и продуцировать неограниченное число правильных в языковом отношении предложений с помощью усвоенных знаков и правил их соединения. Компетенция определяет лишь универсальные свойства языка.
В начальной школе важно формировать языковую компетентность как языковую способность, т.е. как потенциальное знание языка.
Е.Д. Божович указывает, что одним из наиболее значительных условий в младшем школьном возрасте овладений знаний, умений с психологической точки зрения, является целенаправленная систематическая самостоятельная работа, которая позволяет формировать языковую компетентность как один из компонентов знаний о языке .[6]
Последующее развитие и формирование языковой компетентности младшего школьника обусловлено взаимодействием и изменением знаний о языке, приобретаемых в обучении.
Требования к языковой компетентности учащихся начальных классов сформулированы в программах начального образования. Где языковая компетентность трактуется как совокупность знаний, умений по русскому языку, имеющих практическое самостоятельное решение.
При этом сущность языковой компетентности трактуется через специфику образовательной компетенции как совокупность требований к качеству подготовки учащихся в одной или нескольких образовательных областях. Образовательная компетенция является следствием личностного обучения, поскольку относится к личности учащегося и формируется только в процессе выполнения им определенного комплекса действий.
В зависимости от содержания образования (учебных предметов и образовательных областей) в языковую компетенцию должны входить метапредметные учебные действия (знания о знаниях, приемах и способах получения и переработки информации), способы и умения учебно-познавательной деятельности. Языковая компетенция включает в себя:
1. Предметные (лингвистические) знания и умения:
— понятие о русском языке как общественном явлении и развивающая система; система лингвистических и формируемых на основе знаний о системе языка;
— систему учебно-языковых умений, навыков и способов познавательной деятельности, связанных с опознаванием языкового материала, его анализом и группировкой (классификацией).
2. Метапредметные (знания о знаниях, приемах и средствах восприятия и смысловой переработки информации) учебные действия:
— уметь соотносить эмпирические знания, накопленные учащимися в жизненной практике, и знания, усвоенные ими в школе;
— уметь ориентироваться в структуре учебного задания; выделять главное (вторичное, неизвестное);
— уметь группировать материал по разным основаниям .
В результате изучения курса русского языка учащиеся начальной школы должны:
— научиться осознавать язык как основное средство человеческого общения;
— получить возможность не только в устном общении, но и в письменном общении, удовлетворить потребность в творческом самовыражении;
— научиться использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий .
Выпускники начальной школы должны получить первоначальные представления о системе и структуре русского языка, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных учебных действий с языковыми единицами.
Таким образом, требования основного нормативного документа направлены на формирование языковой компетентности, где ребенок должен ориентироваться на предметные и метапредметные учебные действия при выполнении самостоятельной работы.
Языковая компетентность предполагает знание языка и его норм, соответствующих языковым уровням.
В программе развития языковой компетентности младших школьников существует 5 уровней.
Первый уровень овладения считается базовым.
Например, работа над пересказом (изложением), рассказом (сочинением), которая заключается в составлении плана высказывания.
Здесь наиболее эффективным будет синтезирование знаний:
а) составление плана учебного текста и его отдельных частей;
б) осуществление речи некоторых персонажей, ее цель.
Львов М.Р. считает, что каждый последующий уровень характеризуется каким-то усложнением действий, который должен выполнить учащийся в каждой работе относящейся к данной компетентности. Одной из перспективной задач речевой работы является обучение созданию высказываний . Для этого используются следующие задания творческого характера:
1. Закончи текст несколькими предложениями.
2. Запиши начало текста и его предложение.
3. Распространи предложение с помощью второстепенных членов предложения.
4. Составь текст по аналогии с прочитанным.
5. Поставь предложения в нужном порядке, чтобы получился текст.
6. Поставь в правильном порядке части рассказа.
7. Составь рассказ по его началу (концу).
8. Продолжи раскрытия сюжета.
9. Составление рассказа по серии картинок .[15]
Сочинения и рассказы являются наилучшим средством развития языковой компетентности учащихся. Они оживляют уроки, увлекают учащихся на деле, показывают им богатейшие возможности языка
и необходимость его изучения.
Дети наблюдают, накапливают материал, обобщают, сопоставляют и делают выводы. Если на первом уровне овладения компетентности учащихся должны пересказать простые по сюжету тексты, то постепенно переходят к сжатым изложениям от лица рассказчика или плана с творческими и грамматическими заданиями.
Высокохудожественные тексты, написанные выдающими мастерами слова, а затем письменно пересказанные детьми способствует развитию речевых навыков, очищают речь, повышают ее культуру, прививают художественный вкус, развивает языковое чутье. Развивать самостоятельность и творчество учащихся, сформировать умение передавать свои мысли и знания не возможно, если проводить лишь изложения. Нужны условия, чтобы выражать свои мысли самостоятельно. К. Д. Ушинский писал, что дети более всего учатся подражая, но ошибочно было бы думать, что из подражания сама собой вырастает самостоятельная деятельность .[27]
Устранение речевых ошибок в связи с усвоением грамматического материала, не требуя дополнительного времени, не только повышает культуру речи учащихся, но и помогает им глубже усвоить грамматические понятия, подводит к осознанию роли изучаемых грамматических единиц в речи, в живом общении между людьми.
Необходимо обучать детей самопроверки и простейшему редактированию. Первоначально он носит характер коллективного редактирования текста. Дети заменяют слова, устраняют повторы, изменяют порядок слов, связывают предложения с союзами иногда изменяют последовательность изложения или делают композиционные изменения. Обучение изложению является для учащихся ответственным делом. Развивается дисциплина, внимание, память, мышление и конечно, речь.
1.2. Использование электронных ресурсов в процессе обучения в начальной школе
Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, созданные средствами современных компьютерных технологий . Для их воспроизведения используются электронные устройства.
К ЭОР можно отнести во-первых, видеофильмы и звукозаписи, используемые в учебном процессе, которые воспроизводятся с помощью бытового магнитофона или CD-плеера. Во-вторых, различные эффективные для образования современные ЭОР, воспроизводимые на компьютере. Чтобы выделить второе подмножество электронных образовательных ресурсов, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), означающее то, что с помощью компьютера выполняются способы цифровой записи и цифрового воспроизведения. Но понятие ЦОР не раскрывает всей полноты использования ресурсов созданных и используемых в компьютерной информационно-образовательной среде. Поэтому, лучше использовать общий термин «электронные» и аббревиатуру ЭОР. следуя межгосударственному стандарту,
Электронные образовательные ресурсы классифицируются по следующим направлениям:
· по типу среды распространения и использования — Интернет-ресурсы, оффлайн-ресурсы, ресурсы для «электронных досок»;
· по виду содержимого контента — электронные справочники, викторины, словари, учебники, лабораторные работы;
· по реализационному принципу — мультимедиа-ресурсы, презентационные ресурсы, системы обучения;
· по составляющим входящего ресурса — лекционные ресурсы, практические ресурсы, ресурсы-имитаторы (тренажеры), контрольно-измерительные материалы;
· по форме использования — для работы на занятиях, для самостоятельной работы учащихся;
· по типу их использования в образовательном процессе: электронные средства обучения, прикладные программы и информационные ресурсы Интернета.
Использование ЭОР в начальной школе является одним из условий создания информационно-образовательной среды.
Информационно-образовательная среда школы позволяет перевести на новый технологический уровень все информационные процессы, проходящие в образовательном учреждении, для этого необходима полная интеграция ИКТ в педагогическую деятельность школы в целом. Правильно организованная ИОС учебного образовательного учреждения, в частности грамотное использование ИКТ в образовательном процессе, позволит на новом уровне осуществить дифференциацию обучения, повысить уровень формирования универсальных учебных действий. В результате появится возможность эффективного повышения мотивацию учащихся, обеспечения наглядности представления практически любого материала, а также обучения современным способам самостоятельного получения знаний, что, безусловно, явится условием достижения нового качества образования.
Построение учебного процесса в начальной школе на основе использования ЭОР предполагает изменение роли учителя и ученика.
Во-первых, происходит переосмысление позиций педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником знаний и информации.
Во-вторых, ученик занимает позицию активного участника учебного процесса, самостоятельного изучающего особенности ЭОР и использующего их для решения учебно-практической задачи урока.
Исходя из вышесказанного, представляется оптимальным способ проектирования и организации учебного процесса на основе ЭОР, при котором:
· основной акцент делается на организацию активных видов познавательной деятельности обучаемых, формирование «открытой» познавательной позиции;
· учитель выступает в роли педагога-менеджера и режиссера обучения, готового предложить учащимся необходимый комплект средств обучения, а не только передать учебную информацию;
· учебная информация используется как средство организации познавательной деятельности, а не как цель обучения;
· обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности наряду с педагогом, а его личностное развитие выступает как одна из главных образовательных целей.
Определяя специфику деятельности учителя в новых условиях можно выделить следующие особенности организации учебной деятельности младшего школьника:
1. Учитель — не единственный источник информации.
2. Учитель организует поиск учащимися информации и ее отбор, переработку в соответствии с выделенными критериями и, таким образом, является посредником между учащимся и источниками информации.
3. Учитель определяет оптимальную для каждого учащегося совокупность электронных учебных модулей (ЭУМ) в соответствии с результатами диагностики.
4. Учитель определяет форму контроля усвоения знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с выявленными индивидуальными особенностями.
5. Учитель — инициатор новых форм взаимодействия учащихся с учителем и между собой на уроке и во внеурочное время.
6. Учитель — организатор (модератор) дискуссий, обсуждений проблемных и спорных вопросов на уроке и во внеурочное время.
Роль младшего школьника при организации обучения на основе использования ЭОР отражается в следующем:
1. Ученик — не пассивный участник учебного процесса.
2. Ученик определяет цель своей деятельности и пути ее достижения.
3. Ученик — активный участник дискуссии, обсуждения, исследования.
4. Ученик выбирает способ взаимодействия с электронными учебными модулями (ЭУМ) определяет порядок усвоения учебного содержания, темп и порядок выполнения заданий.
5. Ученик отбирает необходимый для достижения цели материал.
6. Ученик осуществляет поиск необходимой информации в рекомендованных учителем ЭУМ, в ЭУМ, отобранных самостоятельно, в дополнительных материалах.
7. Ученик демонстрирует полученные в результате своей деятельности результаты, обосновывая их выбранными материалами ЭУМ.
В конечном итоге ученик становится активным участником проектирования своей индивидуальной траектории освоения учебного материала соответствующего учебного предмета и, как следствие, своего индивидуального образовательного маршрута.
ФГОС указывает на использование в начальном общем образование практико-ориентированных и активных технологий, которые создают переход от безличностного «знаниевого» подхода в образовании к деятельностному и личностноориентированному подходам, а также при создании информационно-образовательной среды формируют ИКТ-компетенции учащегося, лежащие в основе формирования информационной культуры субъектов образовательного процесса.[1]
В сравнении с традиционным обучением, где главной задачей являлась передача ученику определенной суммы знаний, формирование ряда заранее определенных умений, информационно-образовательная среда направлена на формирование у учащихся универсальных учебных действий, таких как постановка и решение познавательной проблемы; нахождение, переработка, использовании и создание различной информации средствами ИКТ; ориентировка в информационном пространстве.
В начальной школе в соответствии с ФГОС должны быть созданы условия для:
· проведения учащимися самостоятельных экспериментов с естественно-научными и математическими объектами с помощью традиционного лабораторного оборудования и цифровых (компьютерных) измерительных приборов, цифровых планов, карт, и спутниковых снимков и т.д.;
· изучения родного и иностранного языков, развития навыков чтения, устной и письменной речи (что эффективно может быть реализовано за счет использования современных средств ИКТ);
· знакомства в ходе практической деятельности с традиционными видами ремесел (работа с глиной на гончарном круге, с деревом на верстаке, ткачество на ручном ткацком станке и т.д.) и основами конструирования, проектирования и компьютерного управления (в том числе моделей с обратной связью);
· музыкального и художественного творчества (исполнение, сочинение, аранжировка музыкальных произведений с использованием традиционных инструментов и компьютерных тех……..
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
9. Источники информации
Для презентации v — шаблон слайд №1
v — картинка слайд №2
v — картинка слайд №2
v — воробей
v — собака, щенок
v — дети разговаривают слайд №8
v — дети читают слайд №8
v — Буратино
v — картинка слайд № 10
v — картинка слайд № 10