Содержание
Введение……………………………………..………………………….….3
Глава 1. Современные научные концепции, отражающие основы формирования лексического строя речи у дошкольников с ОНР
1.1 Понятие, сущность и виды общего недоразвития речи у дошкольников. Особенности ОНР III уровня……………………………6
1.2. ОНР в дошкольном возрасте и его влияние на формирование лексического строя речи дошкольников………………………………..15
1.3. Коррекционная работа с дошкольниками с ОНР III уровня: проблемы, перспективы, значение………………………………………25
Глава 2. Характеристика лексического строя речи у дошкольников с ОНР
2.1. Организация, цели, задачи исследования…………………………33
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования…………38
Заключение……………………………………………………………..…33
Глава 3. Логопедическая работа по формированию лексического строя речи у дошкольников с ОНР в игровой деятельности
3.1. Методы и приемы работы над лексическим строем речи детей дошкольного возраста……………………………………………………40
3.2 Методические рекомендации к проведению занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений……….42
3.3 Конспекты занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений…………………………………………48
Список литературы……………………………………………………….58
Приложения……………………………………………………………….61
Выдержка из текста работы
Одна из важнейших задач коррекционной педагогики — повышение эффективности педагогического воздействия на детей с психофизическими недостатками, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной и речевой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни и включение в социальную среду полноправными членами общества. Особенно это относится к детям с нарушениями в речевом развитии. Речевые нарушения у разных категорий детей проявляются в многообразных формах, в различной степени и по-разному поддаются педагогическому воздействию, что обусловлено различными первичными нарушениями. Адаптация таких детей к нормальной жизни, развитие и коррекция у них различных характеристик речи является первостепенной задачей коррекционной педагоги, что и определяет социальную значимость данной работы.
Изучением детей с нарушениями речи занимался целый ряд отечественных ученных (А.К.Аксенова, В.В.Воронкова, Л.С. Выготский, М.М.Кольцова, Р.Е.Левина, Е.М. Мастюкова, В.М.Мозговой, В.Г.Петрова, Е.А. Стребелева, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, С.Н. Шаховская, Б.И.Шостак, А.В. Ястребова и др.). В отечественной психологии разработано достаточно большое количество методик, направленных на коррекцию речи детей с ОНР. Однако на сегодняшний день можно констатировать недостаточность разработанности проблемы использования сюжетно-ролевых игр при коррекции нарушений речи (в том числе лексической его стороны), а также эмпирических исследований эффективности их использования при работе с дошкольниками с ОНР. Этот факт объясняет научную значимость нашего исследования.
Практическая значимость данной работы обусловлена возможностью использования результатов проводимого нами исследования в работе педагогов, воспитателей, логопедов и психологов, занимающихся с дошкольниками, у которых выявлены те или иные нарушения речи.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сформулировать проблему данного исследования.
В настоящее время существует достаточное количество общих исследований, и коррекционных приемов, направленных на изучение различных сторон личности детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. В тоже время анализ литературы, проведенный нами, показал, что изучению коррекции лексической стороны речи путем использования сюжетно-ролевых игр в процессе работы уделяется, на наш взгляд, недостаточное количество внимания.
Цель данной работы – изучение проблемы исследования сюжетно-ролевой игры как средства развития лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.
Объект исследования – особенности отклонений в развитии лексической стороны речи детей дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования – сюжетно-ролевая игра как средство развития лексической стороны речи дошкольников с ОНР.
Гипотеза исследования – применение сюжетно-ролевых игр при коррекции лексической стороны речи у детей с ОНР имеет более значимое влияние, чем программы, не содержащие игровых форм.
Задачи исследования:
1. Теоретически рассмотреть проблему сюжетно-ролевой игры как средства развития лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.
2. Эмпирически изучить особенности влияния сюжетно-ролевой игры на лексическую стороны развития речи детей с дисфункциями.
3. Разработать, исходя из полученных результатов, рекомендации к программе коррекции развития лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.
В исследовании приняли участие 60 детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет с диагнозом ОНР I и II уровня. Общая выборочная совокупность была разделена нами на две подгруппы ребят. В одной подгруппе в программе коррекции использовались методы сюжетно-ролевой игры при коррекции лексической стороны речи, а в другой – нет. Эмпирическое исследование проводилось на базе Центра коррекционного развития детей с нарушениями речи г. Москвы.
Основными методами исследования явились: индивидуальные психологические карты, тестирование, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы сюжетно-ролевой игры как средства развития лексической стороны речи у дошкольников с ОНР
1.1. Развитие лексической стороны речи у детей с ОНР
Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте [48].
Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой и др. в 50-60 годах XX века. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций…………….
Заключение
Наша дипломная работа была посвящена актуальной и с практической точки зрения, еще мало разработанной проблеме изучения сюжетно-ролевой игры как средства развития лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.
Теоретическая и экспериментальная части работы помогают нам выделить ряд выводов исследования:
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи.
Дети с ОНР характеризуются: поздним началом речи (3-4 года); резким ограничением словаря; ярко выраженными аграмматизмами (смешение падежных форм, отсутствие согласований, пропуск предлогов и т. д.); дефектом звукопроизношения (все виды); нарушение ритмико-слоговой структуры слова; затруднением в распространении простых предложений и построении сложных, нарушением в развитии лексической стороны речи (которая является однообразной и характеризуется незнанием многих слов и оборотов, не умением правильно использовать словарный запас и др.).
Сюжетно-ролевая игра – это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых, с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения. Сюжетно-ролевая игра является базовым условием составления программ коррекции и развития детей в дошкольном возрасте.
Анализ методических пособий по формированию речи детей с ОНР показал, что весь методический материал можно разделить на две группы. В первую мы включаем пособия, которые являются комплексными методами коррекции речи детей с ОНР (Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В. Нищева, Т.А. Ткаченко). Во вторую входят рекомендации и разработки, направленные на коррекцию отдельных сторон развития речи дошкольников с ОНР (формирование эмоциональной лексики И.Ю. Кондратенко, формирование связного монологического высказывания Т.Д. Барменкова, коррекция голосовых расстройств И.Б. Карелина и др.).
Анализ вышеперечисленных работ, помог сделать нам вывод, что сюжетно-ролевая игра не всегда является базовым методом работы с детьми с ОНР.
В эмпирической части данной работы нами были изучены особенности развития и коррекции лексической стороны речи у детей с ОНР.
В исследовании приняли участие 40 детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет с диагнозом ОНР I и II уровня. Общая выборочная совокупность была разделена нами на две подгруппы ребят. В одной подгруппе в программе коррекции использовались методы сюжетно-ролевой игры при коррекции лексической стороны речи, а в другой – нет. Эмпирическое исследование проводилось на базе Центра коррекционного развития детей с нарушениями речи г. Москвы.
Для определения лексической стороны развития речи нами были использованы следующие группы тестов.
1. Методика для определения фонемного анализа речи: звукопроизношение, фонематический слух, анализ звукового состава слова.
2. Методика «Назови слова»
3. Методика «Расскажи по картинке»
4. Игровая методика «Я начну, а ты закончи». Автор методики И.Ю. Кондратенко.
5. Игровая методика «Замени слово». Автор методики И.Ю. Кондратенко.
6. Для изучения фразеологической стороны лексики была использована серия тестов И.Н. Митькиной.
Первая серия заданий была направлена на определение объема фразеологического словаря дошкольников. Она включала в себя следующие методы:
Вторая серия заданий была направлена на выявление понимания детьми значений фразеологизмов. Дошкольникам предлагалось объяснить смысл предложенных фразеологических единиц, исходя из контекста, в следующих видах деятельности:
Третья серия заданий была направлена на изучение особенностей употребления фразеологической лексики родного языка детьми.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что по всем шкалам исследования большинство детей не смогли выполнить задания тестов.
По итогам констатирующего эксперимента нами была разработана программа развития лексической стороны речи. Программа была составлена нами на основе методических рекомендаций И.В. Карпухиной.
Цель программы – развитие лексической стороны речи дошкольников с ОНР, формирование речевого общения.
Для дошкольников с ОНР контрольной группы была предложена только базовая программа развития лексики, а для детей экспериментальной в эту программу были включены занятия с применением сюжетно-ролевых игр.
Повторное, контрольное тестирование, показало, что и в первой, и во второй группе была выявлена положительная динамика развития лексической стороны речи. Но если дети контрольной группы по отдельным показателям в целом набирали низкие и средние оценки, а многие из них продолжали показывать и очень низкий результат (активный словарный запас – 3 человека (30%), эмоциональная лексика – 3 детей (30%), понимание фразеологических выражений – 4 ребят (40%)), то в экспериментальной группе дошкольники с ОНР в целом набирали среднее и даже высокое количество баллов (например, эмоциональная лексика: оперирование антонимами – средние баллы у 5 человек (50%), а высокие – у 1 (10%); объем фразеологического словаря – средние оценки у 4 испытуемых (40%), а высокие – у 1 (10%) и т.д.).
Таким образом, наша гипотеза о том, что применение сюжетно-ролевых игр при коррекции лексической стороны речи у детей с ОНР имеет более значимое влияние, чем программы, не содержащие игровых форм, подтвердилась.
В заключение следует отметить, что проблема изучения сюжетно-ролевой игры как средства развития лексической стороны речи у дошкольников с ОНР, требует дальнейшего исследования.
Литература
1. Бесонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. – М.: Издательство «Аркти», 1998.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.
Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика/ Комарова Т.С. ,Баранов С.П./ Учебное пособие — М. 1997.
3. Валитова И.Е. Психология развитие ребёнка дошкольного возраста. Минск 1997.
4. Визель Т. Г. Аномалии речевого развития ребенка. — М., 1995.
5. Власенко И.Т., Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. — М., 1996.
6. Воронина А.П. Логопедическая работа по профилактике дисграфий в условии д/с для детей с нарушениями. — М. 1987.
7. Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии. Нарушение детской речи и их устремление в учебно-воспитательные процессы. — М.1997.
8. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышления и речь. – СПб., 2006.
9. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте/Сост.И.Ю. Кондратенко. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 224 с.
10. Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. — М., Издательский дом «Грааль», 2001.
11. Гриншпун Б.М. Дислалия: Логопедия. — М., 2002.
12. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. Под ред. Коломенского Я.Л., Панько Е.А. — Минск: Университетская, 1997.
13. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. – 376 с.
14. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.
15. Зернова Л. П. Использование малых фольклорных форм в обучении рассказыванию с элементами творчества детей с нарушениями речи // 5-е Царскосельские чтения научно-теоретической межвузовской конференции с международным участием. — СПб., 2001.
16. Каше Г.А., Фамичева Т.Б. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. М., 2000.
17. Корицкая Е.Г., Шимкович Т. А. Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего недоразвития речи: Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р.А.Белова-Давид. — М., 2006.
18. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. — СПб.: Издательство «Гиппократ», 1997. — 222 с.
19. Коррекция нарушений речи у дошкольников / Составители: Сековец Л.С., Разумова Л.И., Дюнина Н.Я., Ситникова Г.П. Нижний Новгород, 1999.
20. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников. – СПб., 1999.
21. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001.
22. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. — М., 1998.
23. Леонтьев А.Н. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 2005.
24. Логинова Е.А. Патология речи. История изучения, диагностика, преодоления. — СПб., 1992.
25. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
26. Логопедия: методические традиции и новаторство/ Под ред. С.Н.Шаховской, Т.В. Волосовец. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
27. Логопедические занятия с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. — М.,1996.
28. Лурия А.Д. Язык и сознание. — М.,2004.
29. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). – М.:Владос, 1997.
30. Методика развития речи детей дошкольного возраста Пособие для воспитателя детского сада (под ред. Федоренко Л.П., Фомичева Т.А.) 2-е издание — М.: Просвещение, 2006.
31. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2004.
32. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедических группах для детей с ОНР. — СПб., 2001.
33. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 2004.
34. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. — СПб., 1997.
35. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т. В. Волосовец. — М., 2002.
36. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
37. Смирнова Е. О. Психология ребенка. М., 1997.
38. Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи. — СПб., 1999.
39. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. — М., 1999.
40. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь: Формирование и развитие связной речи. — СПб., 1998.
41. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь: Формирование лексико-грамматических представлений. — СПб., 1999.
42. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 304 с.
43. Успенская Л. В., Успенский М.Б. Сборник речевого материала для логопедических занятий с дошкольниками. — М., 2003.
44. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. — Екатеринбург, 1996.
45. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. — М., 2003.
46. Филичева Т. Б., Каше Г. А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. — М., 2004.
47. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. — М., 2001.
48. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 224 с.
49. Шаховская С.Н., Худенко Е.Д. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушениями речи. — М., 1992.
50. Шашкина Г. Р. Состояние моторики дошкольников с общим недоразвитием речи подготовительной к школе группы. — Ташкент, 1995.
51. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.
52. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. — М., 2001.
53. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 2002.