Содержание
Содержание
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Анализ научной литературы по теме исследования
1.1. Статистика детского травматизма от несчастных случаев, с которыми сталкиваются дети старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………………………………5
1.2. Анализ существующих программ и современных подходов ………..7
1.3. Возрастные и психофизиологические особенности детей 6-7 лет…………………………………………………………………………………13
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования
2.1.Задачи исследования …………………………………………………17
2.2. Методы исследования …………………………………………………17
2.3. Организация исследования ……………………………………………17
Глава 3. Формирование культуры безопасного поведения дошкольников подготовительной группы ДОУ.
3.1. Исследование постановки работы по формированию культуры безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в ДОУ ………19
3.2. Методика воспитания безопасного поведения старших дошкольников ..………………………………………………………………….23
3.3. Результаты исследования внедрения разработанной методики ….36
Выводы……………………………………………………….……………38
Список литературы……………………………………………………………41
Приложение 1……………………………………………………………..43
Приложение 2…………………………………………………………………47
Приложение 3……………………………………………………………..48
Приложение 4………………………………………………………………..49
Приложение 5……………………………………………………………..50
Глава 2.Цель, задачи, методы и организация исследования29
Глава 3.Результаты исследования и их обсуждение31
3.1. Анализ демографической ситуации в Вяземском районе Хабаровского края31
3.2.Чрезвычайные ситуации техногенного характера, связанные с пожарной безопасностью34
3.3.Анализ аварий, связанных с нарушениями правил дорожно-транспортного движения44
Заключение50
Библиографический список51
Приложение54
Выдержка из текста работы
Социальные изменения в нашем обществе приводят и к изменению отношений к духовно — нравственным ценностям. Это значит, что высокий уровень культуры как фактор развития личности перестает быть безусловной ценностью современного социума. Музыка как вид искусства — самый доступный восприятию ребенка, следовательно, именно в детском возрасте должно начинаться становление музыкальной культуры. Что бы воспитать у детей чувства прекрасного, нужно наполнить жизнь ребенка положительными эмоциями, пробудить интерес к творчеству. Важную роль в этом могут играть праздники, которые должны способствовать развитию стойкого интереса к музыкальному искусству в целом. Особенность праздника — в комплексном воздействии всех художественных средств на восприятие, чувства, сознания ребенка. В связи с этим к педагогам, осуществляющим подготовку детского праздника, его проведение и закрепление детских впечатлений, предъявляются высокие требования. Однако, в связи с этим, сегодня существует важная проблема, волнующая как педагогов так и психологов. В следствии социальной нестабильности у детей уже в дошкольном возрасте возникают эмоциональные срывы, заторможенность, а у других развязность и суетливость. Одним из путей эмоционального раскрепощения. Снятия зажатости — его участь в празднике, где возникает уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми и родителями.
Таким образом, актуальность темы обусловлена необходимостью выявления эффективных форм работы, которые способствуют формированию музыкальной культуры дошкольников, что определило ее выбор.
Цель исследования: составить сценарий праздников способствующих формированию музыкальной культуры старших дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования музыкальной культуры старших дошкольников.
Предмет исследования: Праздники в формировании музыкальной культуры Старших дошкольников.
Задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме.
Определить значение праздников, определить значение праздников в формировании музыкальной культуры старших дошкольников.
Методологической основой является: (авторы)
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение и систематизация теоретического материала.
Глава 1 Теоретические основы организации праздника как фактора формирования музыкальной культуры старших дошкольников
1.1 Характеристика и структура музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста
Основные положения понятия музыкальной культуры разработаны в педагогических трудах Д.Б. Кабалевского, Н.А. Метлова, Б.М. Асафьева, Н.П. Ветлугиной, О.П. Радыгиной и др.
Понятие «культура» прошло сложный путь исторического развития. На сегодняшний день философами насчитывается до 200 определений.
Как известно, культура имеет латинское происхождение «cultura» обозначающее «возделывание, воспитание, развитие» и поэтому музыкальную культуру детей можно рассматривать как специфическую субкультуру определенной социальной группы (дети дошкольного возраста). В ней можно выделить два компонента:
индивидуальная музыкальная культура ребенка, включающая его музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения, навыки, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности;
музыкальная культура дошкольников, которая вктючает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми, музыкально-эстетическое сознание детей[12, с.58].
Обобщая взгляды выше названных ученых, можно выделить следующие компоненты музыкальной культуры личности ребенка: музыкальный интерес, музыкальные способности, способность эмоционального сопереживания музыке, музыкальная грамотность (музыкальные знания, умения, навыки), музыкальный вкус. Способность к самостоятельным творческим проявлениям в музыкальной деятельности, применимым в процессе формирования музыкальной культуры детей: восприятие, исполнительство, творчество.
Основой индивидуальной культуры ребенка можно считать его музыкальноэстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности
Как пишет О.П. Радынова, эстетическое сознание включает в себя понятие эстетического отношения ребенка к музыке. С его помощью происходит постижение музыкальных произведений, своих собственных впечатлений от них[12, с. 65].
Уровень музыкального сознания зависит от развития интереса к музыкальной деятельности, музыкальных способностей и общего развития детей. Первоначальные формы музыкально-эстетического сознания, проявляются уже в раннем возрасте: с 4-го года жизни дети проявляют интерес к музыке.
С 6-го года жизни формируются начала музыкального вкуса, способность к мотивированной оценке, сознательное суждение о средствах музыкального выражения. Так создаются предпосылки для осознанного восприятия музыки [10, с.146].
Музыкально-эстетическое сознание дошкольника включает в себя следующие элементы: потребность к музыке, являющейся стимулятором его активности в музыкальной деятельности (развивается с приобретением музыкального опыта); интерес к музыке, о котором будет сказано выше. Эстетическая эмоция, объясняющая эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке; эстетическое переживание, объединяющее эмоции, возникшие под влиянием музыки и осознание самой музыки; музыкальный вкус — способность наслаждаться высокохудожественной музыкой; оценка музыки — сознательное отношение к своим музыкальным запросам, переживаниям, вкусу, рассуждениям.
Соответствующий дошкольному возрасту объем музыкальной культуры общества ребенок перенимает в семье, детском саду, через средства массовой информации, музыкально-культурные учреждения.
Основное средство, при помощи которого формируется музыкально- эстетическое сознание и музыкальная культура в целом — это сама музыка.
Таким образом, основы музыкальной культуры могут быть заложены лишь в процессе восприятия детьми разнообразной музыки разных эпох и стилей, привыкания к ее интонационному языку. Старший дошкольный возраст характеризуется педагогами и психологами как особый период в воспитании и развитии ребенка. Он завершает дошкольное детство и является переходной ступенью к школьному обучению. Именно в этот период происходит активное формирование важных для последующего обучения развития черт поведения детей, деятельности, связанной с интеллектуальной нравственно-волевой и эмоциональной сферой.
По данным А.П. Новиковой, развитие детей этого возраста характеризуется становлением более сложных форм познавательной деятельности. Целенаправленнее протекает восприятие, развивается наблюдательность, подчинение определенной задаче [9].
Как пишет О.П. Радынова, при специальном руководстве развитием восприятия к концу дошкольного детства могут быть сформированы важные для художественной деятельности сенсорные способности: зрительная оценка пропорции, чувства ритма, восприятие, воспроизведение сложной многочастной формы в целом [12, с.103].
По данным исследователей Н.Л. Ветлугиной в старшем дошкольном возрасте происходит существенное точное развитие восприятия.
Эстетическое восприятие продолжает характеризоваться фрагментарностью, тесно связано с личным опытом ребенка, с интересами [13, 168].
Как отмечает А.П. Новиков, опираясь на исследование психологов Л.Л. Венгер, А.В. Запорожец и др. к поступлению в школу восприятие старших дошкольников достигает высокого уровня. Но оно еще у них недостаточно дифференцировано и часто непроизвольно. Поэтому восприятие ребенка этого возраста обычно привлекается яркостью, подвижностью предмета, наглядностью. Кроме того, его характерная особенность — ярко выраженная эмоциональность.
Для становления произвольного восприятия необходимо систематическое обучение детей способом анализа воспринимаемого материала, выделение основных его элементов, принципов и установление связей между ними.
По данным Н.А. Ветлугиной, особенность восприятия детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что с одной стороны им свойственна гибкость воображения, а с другой — у них мало личного опыта, не развит художественный вкус, низок уровень обобщения. Для того, чтобы дети оценили произведение искусства как целостное художественное произведение, постигли его идейно-художественную суть, необходима специальная подготовка ребенка [3, с.205]
Как считает О.П. Радынова, у старших дошкольников в сфере эмоционального и познавательного отношения к доступным произведениям искусства намечается следующая динамика: от эмоционального отклика на все предметное, яркое, красивое к возникновению некоторых оттенков чувств, разнообразных настроений.
Благодаря полученным знаниям, дети способны замечать отдельные связи между созерцанием произведения и способами его выражения и изображения. У них возникает избирательное отношение к эстетическим явлениям. Они предпочитают какие-либо стороны художественного переживания и деятельности. В результате у них постепенно формируется художественный вкус.
Дети старшего дошкольного возраста еще не обладают устойчивым целенаправленным вниманием. Память обогащается образами-представлениями, запоминание происходит быстрее и качественнее, если материал вызывает у детей интерес, положительные чувства [12, с 173].
В своих исследованиях Н.А.Ветлугина подчеркивает, что дошкольники замечают связь между содержанием произведения и его выразительно—изобразительными средствами, отдают предпочтение конкретным произведениям и определенным жанрам, могут сопоставлять услышанное со знакомым и делать некоторые обобщения. Дети хорошо отличают стихи от прозы, различают некоторые виды и жанры произведений литературного, музыкального и изобразительного творчества (сказку от рассказа, марш от пляски, колыбельной и т.д.)
У детей старшего дошкольного возраста развиваются художественно—творческие способности, дети сами могут придумывать загадки, сказки, песни, сочиняют стихи, создают аппликации. По данным Радыновой на 6-7-ом годах жизни дети эмоционально непринужденно отзываются на музыку, у них появляется устойчивый интерес к музыкальным занятиям.
Таким образом, старший дошкольный возраст это особый период, характеризующийся становлением и развитием активного музыкального восприятия, формированием вкусов, предпочтением, интересов. Их активизм развитие у детей — одна из главных задач педагога.
1.2 Значение праздника в формировании музыкальной культуры
Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. В общую цепь радостных настроений и незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники. Праздники — это радость общения, радость творчества и радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения.
«Праздник — это повод проявить себя и выразить внимание к другим людям, вступить с ними в неформальный, эмоционально окрашенный контакт» [11, с.112].
Праздник — явление сложное, многогранное, развивающееся, имеет большое значение для жизни подрастающего поколения, и является специфичной формой коллективного единения, в которой выражается общее настроение и сопереживание участников. Он обусловлен динамикой социального бытия, в котором отдельные периоды жизни осознаются и переживаются людьми особым эмоциональным образом, диктуют им иной, нежели в будничное время, способ поведения и деятельности, предполагая непосредственное участие в праздновании.
Праздник является специфичной формой коллективного единения, где выражается общее настроение и сопереживание участников. Он обусловлен динамикой социального бытия, в котором отдельные периоды жизни осознаются и переживаются людьми особым эмоциональным образом, диктуют им иной, нежели в будничное время, способ поведения и деятельности, предполагая непосредственное участие в праздновании.
Детский праздник — один из самых ярких моментов в жизни дошкольника. Особая психологическая ценность детских праздников заключается в том, что они помогают юному человеку реализовать лучшее, что в нем есть, поскольку для него личностно значим сам процесс празднования, вызывающий положительно окрашенные эмоциональные переживания и создающий уникальную систему творческого взаимодействия детей и взрослых [6]. музыкальная культура праздник дошкольник
Праздник в детском саду является значимой частью детской жизни. Удачное проведение праздника в детских садах определяет, прежде всего, хорошо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство; поэтому он прежде всего развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности.
В основе каждого праздника лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Например, праздник 8 марта — это международный женский день, праздник 9 мая — праздник победы народа Советского Союза над нацистской Германией и т. д. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, танцы, хороводы, инсценировки, художественное оформление.
Праздники должны быть яркими, интересными, наполненными разнообразной деятельностью, ориентированными как на развлечение, так и на развитие детей.
Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную атмосферу для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.
«Во время праздника дети активно усваивают элементы творческой деятельности, которые закрепляются в их сознании и поведении и оказывают влияние и на настоящую, и на всю последующую жизнь. Детский праздник способствует самореализации ребенка, благоприятен для формирования возвышенных общечеловеческих идеалов и выработки системы предпочтений. Праздничная среда — это сфера социализации» [2, c. 24].
Подготовка и проведение праздника в детском саду — сложная и очень ответственная работа. Создание соответствующего эмоционального настроя на тот или иной праздник во многом зависит от тщательно составленной программы. Педагог продумывает тему, форму программы, подбирает музыкально-литературный материал, уделяет внимание сюрпризным моментам, художественному оформлению. Необходимо учитывать и конкретные условия детского сада, возрастной группы, чтобы вся организация праздника отвечала интересам детей и каждый ребенок получил удовольствие от посильного участия в нем. Это трудная задача для педагога, но ему нужно стремиться всем детям подбирать выступления по их силам, возможностям и наклонностям. Застенчивым ребятам лучше предлагать особенно интересные номера (песню, шутливую инсценировку, стихотворение и т.д.), чтобы они смогли преодолеть свою робость. Музыкально менее способным следует подобрать легкие роли в групповом танце, оркестре. Такой подход к организации праздника педагогически оправдан и, как правило, дает хорошие результаты: эмоциональный подъем активизирует детей, вселяет в них уверенность.
Многообразие ярких впечатлений иногда может вызвать у детей рассеянность. Поэтому зал заранее украшается шарами, лентами, бантами, чтобы дети могли его посмотреть до праздника, провести в нем репетицию. Причем лучше провести эту репетицию еще и в костюмах, чтобы они не стесняли движения, чтобы дети привыкли к ним.
Желательно, чтобы в программе праздника гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей, в то же время каждое из них оказывает свое особое влияние на ребенка. Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей, необходимо правильно чередовать различные виды их художественной деятельности.
Большое удовольствие доставляют детям индивидуальные и групповые выступления. Они могут показать различные танцы, а с помощью приглашенного аквагримера даже застенчивые дети смогут преобразиться, войти в образ любимого персонажа и принять активное участие в общем празднике!
Чтобы снизить утомляемость детей, нужны частые смены видов деятельности. Для этих целей на празднике используются игры и представления. Они позволяют детям расслабиться и подвигаться.
Цель праздников в детском саду — это доставить ребенку радость, возможность отдохнуть, развлечься, выразить свои таланты и вместе с тем духовно обогатиться, побуждая ребенка к творчеству.
Массовые праздники вызывают сильные эмоциональные переживания и удобны для эффективной пропаганды, кроме того, повторяемость праздника как архаического элемента культуры позволяет внедрить данные эмоции и сопутствующую пропаганду в подсознание, сделать их привычными, органическими, создать определенную матрицу эмоциональных стереотипов.
Дети с помощью праздника могут не только проявить активность, но и ощутить свободу самовыражения, как бы отдохнуть от школьных правил, дисциплины, напряженности учебных будней; праздник предоставляет детям некоторые суверенные права и свободы. В процессе праздника у ребенка формируется уважительное отношение к себе, посредством собственной активности преодолеваются личные недостатки. Детский праздник — важный фактор интеллектуального и физического развития детей.
Большинство праздников повторяется, чаще всего циклически, именно повторяемость ритуальных обрядоподобных обыкновений открывает перед современным человеком множество внутренних возможностей для самовыражения. У обряда есть удивительное, буквально потрясающее свойство: он может пробудить и вывести на социальный простор сокровенную человеческую способность к культурному творчеству, всеохватывающей любви, беспредельной радости — то, ради чего, может быть, только и стоит жить, но что ограничено краткой вспышкой. Это и есть праздник [4, c. 23].
Сущность праздника невозможно понять вне социальной деятельности. Как деятельность, ближе всего стоящая к интересам детей, выражающая зону их ближайшего развития, их мироощущение, праздник должен рассматриваться как мощное средство гуманизации воспитания, как форма, имеющая отношение ко всем другим видам деятельности (познанию, труду, эстетике, общению), — праздник представляется в качестве всестороннего развития личности.
Как предмет педагогической деятельности праздник выступает психологическим посредником в обеспечении процесса адаптации ребенка. Значимая идея праздника — это, с одной стороны, сумма событий, факторов, имен, мифов, интерпретируемых историей. С другой стороны, это культура людей, нравы, обычаи, традиции общенационального и локального характера.
Праздники открывают детям простор для творчества, рождают в душе ребенка светлые чувства, благородные порывы, воспитывают умение жить в коллективе, духовно обогащают ум и сердце. «Особая психологическая ценность детских праздников заключается в том, что они могут помочь юному человеку реализовать лучшее, что в нем есть, поскольку для него личностно значим сам процесс празднования, вызывающий положительно окрашенные эмоциональные переживания и создающий уникальную систему творческого взаимодействия детей и взрослых» [15, с.19].
Глава 2. Практическое использование праздников в формировании основ музыкальной культуры
2.1 Праздники в детском саду и их классификация
Праздники, которые отмечаются в детском саду, имеют свои цели и задачи. Конечно, самое главное — это создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем, сформировать праздничную культуру. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес к предстоящему торжеству; на основе этого интереса формируются их моральные и нравственные качества, художественный вкус. Деятельность в предпраздничные дни и в момент празднования какого-либо события сплачивает детей и взрослых, между которыми возникает полезное сотрудничество. Важно, чтобы ребенок не был пассивным созерцателем, наблюдателем и слушателем. Необходимо дать выход детским стремлениям; способствовать желанию ребят участвовать в играх, танцах, инсценировках, принимать активное участие в процессе оформления зала, группы и других помещений детского сада. Это обеспечивает социализацию ребенка, формирует активную позицию и приобщает к человеческой культуре, традициям и обычаям русского народа.
В основу классификации праздников, которые отмечаются в детском саду, гамии была положена общепринятую праздничную культуру, которая выработалась в нашей стране, и выделили следующие виды праздников:
народные и фольклорные (праздники народного календаря): Святки, Коляда, Масленица, Сороки, Красная горка, праздник Ивана Купалы, весенне-летние игрища и забавы, Осенины;
государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.;
международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;
православные: Рождество Христово, Благовещение, Пасха, Вербное воскресенье, Троица, Покров, престольные праздники и др.;
бытовые и семейные: день рождения, традиционные праздники в детском саду, группе; праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить детям радость, например, «Праздник Мыльных пузырей (Оригами, Воздушных шаров, Бумажных корабликов)»[16, с.153].
При организации праздников как особого вида использования свободного времени мы придерживались принципов, которые характерны для русского досуга, — душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие их творческих сил, выражение коллективного строя жизни, состояние всеобщей гармонии. Народные праздники, обряды и обрядовая поэзия — это одно из самых ярких явлений в духовной культуре русского народа (как, впрочем, и любого другого народа). Поэтому подготовка к празднику имеет огромное значение для формирования общей культуры ребенка: он получает знания; знакомится с традициями и обычаями, учится сохранять их: постепенно приобретает навыки и умения в организации праздничного веселья. Для того чтобы сформировать праздничную культуру, взрослые должны вызвать у ребенка интерес к предстоящему празднику, наметить совместные действия всего коллектива дошкольного учреждения и детей так, чтобы предстоящий праздничный день прошел весело и интересно. В первую очередь следует продумать программу праздника. В ее составлении принимают участие все члены коллектива: музыкальный работник, воспитатель, старший воспитатель, заведующая и т.д.
2.2 Подготовка и организация праздника в детском саду
Подготовка и проведение праздника в детском саду — долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности воспитателей, музыкального руководителя и конечно же детей. Чтобы организовать эту работу, всем необходимо последовательно действовать по единому плану, преодолевая один за другим все этапы подготовки праздника.
Изучая опыт работы детских садов и школ по организации праздников, мы выделили следующие этапы работы над праздником. Рассмотрим их:
I этап — предварительное планирование.
II этап — работа над сценарием.
III этап — предварительное знакомство детей с праздником.
IV этап — репетиции.
V этап — проведение праздника.
VI этап — подведение итогов.
VII этап — последействие праздника.
I. В начале учебного года проводится собрание педагогического коллектива, на котором обсуждается план работы на год. Происходит выбор праздников и устанавливаются сроки их проведения.
II. На втором этапе начинается непосредственная подготовка к празднику. Воспитатели, просматривая программы для данной возрастной группы, отбирают речевой материал для детей своей группы, учитывая их индивидуальные особенности, способности и знания. Музыкальный руководитель подбирает танцы, причем подбор осуществляется с учетом возможностей каждого конкретного ребенка и группы детей в целом. Музыкальный руководитель вместе с воспитателем выбирают песни, которые дети смогут исполнить.
На данном этапе подготовки создается сценарий праздника, включающий в себя отобранный уже речевой и музыкальный материал. Причем первый в учебном году праздник (обычно это праздник осени) строится на очень простом материале. В праздник включается как можно больше зрелищ и игр, ведущую роль в которых играют педагогический коллектив, а музыкальная речевая деятельность детей строится на приобретенных уже в этом году умениях и навыках. На последующих праздниках зрелища и игры постепенно вытесняются выступлениями детей и педагогам уже остается только роль ведущего.
Таким образом, праздник в детском саду используется для закрепления изученного материала, подведение итогов.
Пример сценария Новогоднего праздника в подготовительной группе указано в приложении А.
В приложении Б предоставлен оптический диск с видеозаписью праздника по сценарию указанному в приложении А.
III. Когда сценарий готов, воспитатели проводят в своих группах занятия, на которых детям рассказывается о предстоящем празднике, объясняется что это за праздник и чему он посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было. Воспитатель выясняет, что дети запомнили и при необходимости восполняет пробелы в памяти детей.
После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, дети из других групп и т.д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки песен и танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи педагогов будет двигаться.
IV. После определения целей и задач начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, изготовлению аксессуаров к костюмам. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.
V. Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенный и украшенный зал полон зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия… праздник начинается… проходит … и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником.
VI этап — это подведение итогов. Как мы уже отмечали, детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача педагогов на этом этапе состоит в том, чтобы “привязать” к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи воспитателя выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.
VII этап — последействие праздника. На этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они запечатлеваются в рисунках и лепке.
На музыкальных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы и действия отдельных персонажей. Некоторые выступления повторяются несколько раз, меняя исполнителей.
Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания и, что очень важно для дошкольников, максимально использовать эту ситуацию для обучения и воспитания.
Ответственность за подготовку и проведение праздника лежит на всем коллективе. Праздничная программа обсуждается и принимается с дополнением и изменениями. Между всеми членами коллектива распределяются обязанности участок работы, за который тот отвечает: оформление зала, подготовка костюмов, поделку атрибутов и т.д.
Выбирается ведущий праздника. Роль ведущего очень ответственная — это лицо, которое руководит праздником.
Следует относиться очень серьезно и ответственно, так как от ведущего во многом зависит успех проведения праздника. Ведущим должен быть педагог, обладающий высокой культурой, находчивый, веселый, знающий детей и их особенности, умеющий свободно и непринужденно держаться.
Ведущему следует побывать на предпраздничных музыкальных занятиях, чтобы хорошо знать все праздничные номера и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца, инсценировки. Иногда музыкальный руководитель берет на себя роль ведущего на празднике.
Праздники для детей младшей и средней группы устраиваются отдельно от старших, так как содержание праздника для детей старших групп сложно для восприятия малышей. Кроме того, он длиться дольше, а это утомительно. В программу утренника для детей младших групп включаются так же песни, стихи, игры, танцы, инсценировки, но более простые, доступные данному возрасту. Длительность утренника для детей младших групп примерно 30-40 минут, для старших 45-50 минут.[5. с.84]
Если оба утренника проводятся в один день, то утренник для малышей начинается первым. Малыши всегда празднуют в утренние часы, а старшие — и во вторую половину дня, но не позднее. С утра дети не утомлены, лучше воспринимают и исполняют песни, игры и танцы. При этом у них воспитываются выдержка. Умение, закрепление ряд навыков.
Песни, игры, танцы даются детям на обычных музыкальных занятиях за месяц — полтора до праздника. Дети даже не знают о том, что этот репертуар будет включен в праздничную программу. Сюрпризные номера готовятся с детьми значительно ближе к празднику.
В праздничную программу можно включить не только песни с праздничной тематикой, но и народные, шуточные, связанные с игрой.
Игры, всегда вносят оживление, радость, непосредственность, их необходимо включать в праздничную программу. При отборе игр для праздника надо учитывать не только интерес участников, но также и детей — зрителей, чтобы они смотрели и переживали вместе с играющими.
Игры, которые проводят на празднике, следует несколько ярче оформить, чем на повседневных занятиях (костюмы, их элементы, атрибуты).
Танцы доставляют детям радость и удовольствие. Они должны быть достигнуты по содержанию, так и по характеру движений.
Песни, игры, танцы, инсценировки располагаются в программе не случайно. Последовательность их нужно продумать с разных сторон (например, более яркие, интересные, забавные номера лучше включать во вторую половину программы, когда внимание детей несколько ослабевает).
Художественному слову на празднике отводят значительное место. Дети читают стихи, инсценируют сказки, рассказы.
Выразительность в детском исполнении чрезвычайно важна, тогда произведение лучше доходит до ребенка и глубже запечатлевается.
Праздник является не только средством воспитания детей, но и формой педагогической пропаганды среди родителей. Поэтому родителей следует включать в подготовительную работу к нему (подготовка костюмов, атрибутов и т.д.) приглашать на праздник.
Итоги проведения праздника необходимо обсудить на педагогическом совещании. Здесь же определяется работа по углублению впечатлений детей в послепраздничные дни. Обычно с ними проводится беседа о прошедшем празднике, уточняется представление и впечатление о нем Детские ответы желательно записать и поместить на стенд для родителей.
Заключение
В детском саду проводятся разнообразные развлечения. Виды их зависят от характера участия в них детей. С одной стороны, это развлечение, где дети выступают в роли слушателей или зрителей; также развлечение обычно готовятся и проводятся взрослыми. Сценарий, как правило, включает более сложный репертуар (имеется в виду исполнительство, а не восприятие его детьми). Содержание чаще всего носит познавательный характер (знакомство с творчеством композитора, писателя, поэта, с жанровыми особенностями искусства, с различными сторонами общественной и социальной жизни).
С другой стороны, это развлечение, где дети — сами активные участники и исполнители (конечно, руководит их деятельностью взрослый). Репертуар при этом должен быть доступен возрастным возможностям детей, учитывать уровень их знаний, умений и навыков. Основная цель таких развлечений — активизировать, объединить творческие проявления ребят, выявить их инициативу, вызвать эмоциональный подъем и просто доставить радость.
В то же время проводятся и такие развлечения, в которых активное участие принимают и взрослые, и дети. Содержание этих развлечений должно быть разработано так, чтобы логично объединились действия детей и взрослых.
Формы организации досуга дошкольников многообразие и вариативны, поскольку они зависят не только от целей, задач развлечений, но и жанра самого репертуара, его особенностей. Формы развлечений — это композиции, концерты, спектакли, игры, соревнования, викторины, аттракционы, карнавальные театрализованные шествия и т.п. Все названные формы и многие другие, созданные воображением их организаторов, входят во все виды развлечений, соответственно отражая поставленные в них цели и задачи.
Праздник в детском саду — важная часть жизни ребенка. Это радостное событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству.
Изучение опыта работы по подготовке и проведению праздников в детских садах позволяет сделать следующие выводы:
Деятельность детей на празднике должна быть осознанной. Ребенку нужно объяснить, что такое праздник, для чего он разучивает песни и танцы и т.д. Только при этом условии можно создать необходимые мотивы деятельности и, соответственно, достичь хороших результатов.
Речевой материал к празднику нужно подбирать в соответствии с программными требованиями по развитию речи детей, ориентируясь на активный словарь детей. При этом важно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, состояние его устной речи.
При разучивании стихов необходимо обращать внимание не только на заучивание текста и его звуковое оформление, но и на внутреннее содержание.
При постановке танцев целесообразно использовать движения, уже разученные детьми (на занятиях по физкультуре, ритмопластике), т.к. использование хорошо знакомых движений расширяет рамки работы над выразительностью, содержанием танца.
При постановке игровых песен необходимо тщательно продумывать используемые во время пения движения, для того, чтобы они способствовали полноценному речевому дыханию, несли эмоциональную окраску, соответствующую смысловому содержанию песни.
Необходимо широкое использование изобразительной деятельности в процессе подготовки праздника, т.к. участие в общем деле формирует у детей чувство коллективизма, украшение зала, группы, создание костюмов способствует развитию творчества детей.
Праздник не должен быть растянут во времени. Его продолжительность не должна превышать 35-45 минут в старшей и подготовительной группах и 25-30 в младших, т.к. дольше детям трудно удерживать внимание на происходящем.
В структуру праздника необходимо включать различные сюрпризные моменты, игры. Для того, чтобы поддерживать внимание детей важно дать им возможность в нужный момент расслабиться, поиграть, отдохнуть. Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес ребенка.
В ходе праздника воспитатели должны помогать детям ориентироваться в происходящем действии, если возникает необходимость, разъяснить то, что непонятно кому-то из детей.
После проведения праздника важно закрепить полученные детьми впечатления и знания. Для этого проводятся беседы с детьми. Целесообразно использовать изобразительную деятельность в подведении итогов праздника, т.к. это способствует закреплению полученных впечатлений, развивает образную память.
В процессе подготовки и проведения праздника необходима четкая, взаимосвязанная работа музыкального руководителя, воспитателей, по возможности, родителей и, конечно, детей. Только при этом условии праздник пройдет успешно и оставит яркие воспоминания у всех его участников.
Список использованной литературы
Буренина, А.И. Ритмическая мозаика / А. И. Буренина, А. И Лыкова. СПб: Цветной мир, 2012. — 144с.
Бурменская, Г.В. Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов / Г.В. Бурменская.- М.: Институт практической психологии, 1996. — 264 с.
Ветлугина, Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н. А. Ветлугина — Просвящение, 1989 — 272 с.
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский, ред. Г. А. Колесникова — Просвящение, 1999. — 96 с.
Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер. М.:Магистр, 1993. — 190 с.
Детский праздник: содержание, технологии, педагогическая результативность. Серия «Ребенок Общество Семья Творчество», Санкт-Петербургский городской дворец творчества. Ж. №7 2001.
Каплунова, И.М. Программа для ДОУ Ладушки / И.М. Каплунова, И.Н. Новоскольцева — СПб.: Композитор, 2001. — 196 с.
Комарова Т.С., Как научить ребенка рисовать / Т. С. Комарова. М.: Столетие, 1998. — 210 с.
Новикова А.П. Развитие детей старшего дошкольного возраста / А. П. Новикова // [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.nsportal.ru
Петрушин, В.И. Музыкальная психология / В. И. Петрушин. М.,Владос, 1997. — 250 с.
Пронина, И.Н. Диссертация: Феномен праздника в контексте отечественной культуры / И. Н. Пронина. Саранск, 2001. — 93 с.
Радынова, О. П., Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / О. П. Радынова, Комиссарова Л. Н. Дубна: Феникс+, 2011-232 с.
Райгородский, Д. Я. Хрестоматия по социальной психологии личности / Д. Я Райгородский. М.:БАХРАХ, 2000. — 180 с.
Сергеева А.А. Музыкальная психология и психология музыкального образования / А. А. Сергеева. Мурманск, 2004. — 243 с.
Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? / Г. А. Цукерман. М.: Рига, 2000. — 254 с.
Ядэшко В.И. Дошкольная педагогка / В. И. Ядэшко, М:Просвещение, 1998. — 345 с.
Приложение А
«Новогоднее путешествие по сказочному царству»
(подготовительная группа)
Действующие лица:
Ведущая.
Снегурочка.
Дед Мороз.
Дракон
Баба Яга
Кощей
Дети:
Водяной
Кот Баюн
Соловей Разбойник
Дети заходят в зал под веселую музыку.
Ведущая: Дорогие гости наши,
Мы спешим поздравить всех.
Пусть придут в году грядущем
К вам удача и успех.
Пусть для вас, людей хороших,
Не боящихся забот,
Будет он не просто новый,
А счастливый Новый год!
1 ребенок: Новый Год стучится в дверь!
Открывай ему скорей.
Бьют часы двенадцать раз.
Счастье к вам пришло! Встречай!
2 ребенок: Поделись ты ним с друзьями,
Близкими людьми, гостями.
Пожелай им всем сейчас
Мира, радости, добра.
3 ребенок: Для скуки- ни одной минуты
Играть, шутить- хоть три часа
Аттракционы, игры, шутки
Заполнят вечер наш, друзья!
Исполняется песня «Русская зима»
4 ребенок: Что за чудо наша елка!
Разбегаются глаза
Мишурой блестят иголки
Вот так елочка-краса!
Ведущий: Вся серебрится, пышна и стройна,
Только огнями не светит она!
Чтобы елка встрепенулась,
Поглядела веселей,
Всем ребятам улыбнулась,
Огоньки зажжем на ней!
Дружно вместе скажем с вами:
Елочка, зажгись огнями!
(Дети говорят)
Очень тихо говорите,
Ну-ка, гости, помогите!
Скажем громко, с полной силой:
Стань же, елочка, красивой!
(Дети говорят)
Все же тихо, все же слабо.
Нам всем вместе крикнуть надо,
Лишь скажу я: «Раз-два-три!-
Чудо-елочка, гори!»
(Дети говорят)
Огни на елке зажигаются
5 ребенок: Стала ты еще красивей,
Стала ты еще чудесней!
В этот долгожданный праздник
Елочку согреем песней.
Исполняется песня «Лесная красавица»
Дети располагаются у своих мест.
Ведущий: А сейчас скорей садитесь,
В этот добрый Новый год
Вы конечно удивитесь…
В гости сказка к нам идет.
Из-за занавеса выходит снеговик и на санках везет сундук подарков.
Дракон: Белый снег лежит кругом, иней серебрится,
Только страшно мне, в пути может всякое случиться!
Дед Мороз меня послал с сундуком подарков.
Чтобы я на елку их привез к ребяткам.
Я конечно привезу (гордо), если сам не пропаду (печально).
Оглядывается вокруг, садится на сундук и вздыхает.
Звучит тревожная музыка
Танец мальчиков с черным палантином.
Стоит сундук, опутанный паутиной.
Рядом с сундуком сидит Снеговик печальный и встревоженный.
Дракон: Ой беда, какая беда .
Ведущий: Что случилось Снеговик:
Дракон: Приготовил вам Дед Мороз полный сундук подарков, хотел порадовать гостинцами. Да не уберег я его. Злобное Чудо-Юдо закрыло сундук на 6 замков и оплело волшебной паутиной. Не хочет злой колдун, чтобы дети радовались. Его чёpному сердцу милее, когда гоpе и слёзы вокpуг. И не будет у нас с вами тепеpь праздника, pаз подарков нет! Что за пpаздник без подаpков.
Ведущий: Подожди, Дракончик! Не пугай ребят раньше времени.
Надо испробовать все возможности, а потом уже духом падать.
Дракон: так давай, помоги нам сундук расколдовать.
Ведущий: Я думаю, нет таких замков, к которым ключ найти нельзя.
Дракон : Где ж их искать? Поди, Чудо-Юдо pазбpосало их по всему сказочному лесу, а то попрятало у своих приятелей — мало ли на земле нечистой силы?
Ведущий: А я думаю, не причитать надо, а отправляться в путь — найти ключи!
Дракон: Что ж, пожалуй ты права. Ждут нас сборы недолги, да путь-дорога неведомая.
Ведущий: А вы, ребята, пойдёте с нами ключи от замков заколдованных искать?
Дети: Да!
Дракон: А не испугаетесь трудностей, не струсите перед нечистой силой?
Дети: Нет!
Дракон: Вот и молодцы! Пошли все вместе!
Ведущий: Не спеши Снеговик, нам в дорогу хорошая песня нужна, чтобы не так труден путь был. Ребята, вы знаете такую песню?
Дети: Да!
Дракон: Тогда пошли!
Песня «Новогодняя сказка»
Дракон: Вот мы и пришли ( садятся на места ). Появляется избушка на курьих ножках.
Ведущий: Узнаёте, чей это дом? Правильно, Баба-Яга здесь обитает. Давайте постучимся:
«Можно ли войти?»
Б.Яга (выходит из за избушки): Заходи, коли хpабpый ты человек.
Дракон: Здpавствуй, бабушка.
Б.Яга: Здравствуйте, здравствуйте! Чего по свету рыщите, от работы ли бегаете или
работу ищите?
Дракон: Ищем мы ключи от заколдованных замков. Не поможешь ли нам?
Б.Яга: Так вы pасколдовать хотите? Ну, не лёгкая это pабота. А хватит ли у вас ума-pазума?
Ведущий: А ты, бабушка, пpовеpь нас а мы уж постараемся. Как, pебята, постаpаемся?
Дети: Да!
Б.Яга: А плясать вы умеете?
Ведущий: Еще как
Танец девочек
Б.Яга: Ох, поpадовали! Не могу я не помочь таким детям. Беpите ключ.
Дакон: Спасибо, Бабушка-Яга. Подскажи, где Чудо-Юдо спpятало остальные ключи отсвоих замков?
Б.Яга: Ох, не знаю, не знаю. Я и так вам ключ отдала. Если Чудо-Юдо узнает, не сдобpовать мне тогда (шепотом) я вам Водяного позову, может, он вам поможет? Ай Водяной, слыш Водяной подь суды….
Звук шума моря, выходит Водяной
Водяной: Ой, вы меня?
Баба Яга: Да тебя, тебя кого ж ещё!
Водяной : Ах, как хоpошо (снова поёт):
Я водяной, я водяной,
Поговоpил бы кто со мной,
А то мои подpужки —
Пиявки да лягушки.
Фу, какая гадость!
Ведущий: Вот мы и хотим с Вами, доpогой Водяной, поговоpить.
Баба Яга: вот так значит вы тут разговаривайте, а я пойду от греха…
Водяной: Погоди, погоди я тут недавно твоих ровесниц на евровиденье видел они песенку там пели, а я танец под нее выучил давайте потанцуем со мной.
Баба Яга: Ну ты даешь…
Дракон: Вообще-то мы спешим и хотели бы …
Водяной : И слушать не хочу! Становитесь в кpуг я вас сейчас научу его танцевать
Общий танец
Ведущий: Дедушка, мы хотели бы спpосить, нет ли у тебя волшебного ключа?
Водяной : Может, этот? ( Достаёт гаечный ключ ).
Дракон: Нет, дpугой!
Водяной : Ой, совсем забыл. Вот этот?
Ведущий: Этот! Спасибо тебе, дедушка!
Дракон: А может знаешь, где дpугие ключи найти?
Водяной : Чего не знаю — того не знаю. Сходите к излучине сказочного моpя, к Лукомоpью, то есть. Там Кот Баюн живёт. Если он вас не усыпит, то может и поможет.
Ведущий: До свидания, Водяной. Спасибо!
( Водяной уходит под музыку )
Дракон: Пойдёмте, pебята, к Лукомоpью.
Звучит музыка
Выходит Кот Баюн. (намуpлыкивает песенку )
Кот Баюн: «Баю-баюшки-баю, не ложись ты на кpаю …» и
«Не сыпь мне соль на pану, ведь она ещё болит …»
Ведущий: Уважаемый Кот!
Кот Баюн: Не мешайте мне, я песни вспоминаю. Пеpвую стpочку помню, втоpую — не помню.
Дракон: Не pасстpаивайся, Кот Баюн, Мы тебе поможем! Пpавда, pебята? Ты запевай, амы тебе подпоём.
Кот Баюн: Ой, да получится ли у вас? Давайте-ка вот эту вспомним:
«Улыбнулось солнышко с небес…»
( Ребята исполняют 1-й куплет )
Кот Баюн: Как замечательно получается. Помогите тепеpь вот эту вспомнить:
Кот Баюн: Ой, здоpово! А эту? «Маленькой ёлочке …»
( Поют 1-й куплет )
Кот Баюн: А вот эту, очень кpасивую песню вы конечно же не знаете. И я не помню! Помню только одну стpочку:»Дед мороз»
ПЕСНЯ » Дед мороз».
Кот Баюн: У меня сегодня пpосто какой-то пpаздник. Разpешите поцеловать вашу pучку
( Ведущей ). Чуть не забыл, а что вы по лесу-то ходите?
Дракон: Мы ищем ключи от заколдованного сундука. Без них не можем мы начать
Новогодний пpаздник.
Кот Баюн: Эх, ведь знал я, где ключи волшебные лежат. Эх, знал! Забыл… Не вспомню.
Ведущий: Ну вспомни! Пожалуйста.
Кот Баюн: Не могу…
Дракон: А давайте цыганок позовем, пусть погадают..
Кот Баюн: А пусть гадают, мне голову не ломать.
Танец Цыганок.
Дракон: Цыганочки миленькие, нагадайт где наш кот ключ прячет
Цыганки: А ну Кот давай свою руку. Вижу, вижу, за спиной у тебя ключик.
Кот Баюн: (поворачиваясь) Где?
Цыганка: Да вот же, за поясом…
Дракон: И то правда.
Кот Баюн: Ну, что ж забирайте, коль надо
Кота благодаpят, пpощаются. Кот Баюн уходит.
Ведущий: Поpа опять в доpогу.
( Раздаётся свист )
Дракон: Ой, что это, где мы?
( Влетает Соловей — разбойник )
Соловей : Что, попались? У-тю-тю… Я вас за ужином скушаю.
Ведущий: Зачем же нас есть, Соловей — разбойник, мы ведь тебе пригодиться сможем.
Соловей : Как это вы мне пригодитесь? Я с Чудо — Юдом воюю, а вы маленькие да глупенькие, чем это вы мне поможете?
Ведущий: Мы хоть и не велики, но совсем не глупенькие.А силушки у нас еще и на тебя хватит Правда, ребята?
Ведущий: Ты посмотpи, Соловей — pазбойник.
ТАНЕЦ «БОГАТЫРСКАЯ СИЛА»
Соловей : Ну, поpадовали! Ну лихие! Помогу я вам, отдам ключ, но и вы, когда мне потpебуется ваша помощь, не забывайте пpо меня.
Дракон: Соловей — pазбойник, ты только свистни, и мы пpидём, пpавда, pебята?
Дети : Да!
( Соловей — pазбойник отдаёт ключ )
В зале полностью гаснет свет. Загоpается несколько свечей.
Звучит тpевожная музыка.
Дракон Остоpожно, pебята, мы похоже в цаpстве Кащея Бессмеpтного!!!
Кащей : Да, ты не ошиблась. Это моё цаpство — Кащея Бессмеpтного!!! И ждёт вас в нём неминуемая гибель. ( выезжает на коне ).
Ведущий: За что такой гнев у тебя, Кащей Бессмеpтный?
Кащей : Не люблю я когда человеческим духом пахнет. Отвечайте быстpо, зачем ко мне пожаловали?
Ведущий: Чудо — Юдо заколдовал сундук, в котоpом Дед Моpоз pебятам гостинцы к Новому году пpислал. Нет ли у тебя ключа волшебного.
Кащей : Ха-ха-ха… Да это я вместе с Чудо — Юдом ваш сундук заколдовал. Если у меня ключ, да только вам я его никогда не отдам! Не видать вам подаpков!
Дракон: (Решительно выступает впеpёд) Отдай ключ, а то пожалеешь!
Кащей : Это кто пугать меня вздумал?
( Наступает на дракона)
Кто на моём пути встать посмел?
Ведущий зовёт самых смелых pебят встать на помощь.
Кащей : Вот что, мелюзга, бpысь с моей доpоги! А то по-настоящему сейчас pазозлюсь, мокpого места от вас не останется. Считаю до тpёх! Ра-а-з! Два-а! .
Звучит музыка. В зал входят Дед Моpоз и Снегуpочка.
Д.Моpоз : Зачем же ты, Кащей, моих дpузей обижаешь? Они хоть и маленькие, а смелости им не занимать. Давай, Кащей, лучше со мной силою помеpяемся. Я давно тебя побоpоть хотел, да всё не получалось никак встpетиться нам в одной сказке.
Кащей : Что же Дед Моpоз, с тобой сpазиться можно. Ты пpотивник видный, не то что эти малявки.
Пеpетягивание каната. ( Кащей падает )
Д.Моpоз : Ну что, Кащей, отдашь тепеpь ключ?
Кащей : Не отдам! (Снова pешительно встаёт).
Д.Моpоз : Ну, пеняй на себя! (Начинает дуть).
Внученька, дети, помогите мне! ( Все дуют ).
Кащей : (закоченев) О-о-о, пощадите, не дайте погибнуть… Не дуйте!!! Отдам я вам ключ!
Д.Моpоз : То-то ли! (Беpёт ключ). А тепеpь уходи, покуда цел!
( Кащей садится на коня и уезжает )
Д.Моpоз : Здpавствуйте, pебята! Дpужные дошколята!
Желаю вам счастья, здоpовья и сил,
Очень, pебята, сюда я спешил.
Снегуpочка: Здpавствуй, ёлка доpогая,
Снова ты у нас в гостях.
Огоньки бегут, свеpкая,
На густых твоих ветвях.
Этот день мы ждали долго,
Не видались целый год.
Запевай, звучи под ёлкой
Новогодний хоpовод.
Песня «Новый год»
Снегуpочка: Дед Моpоз, пpидумал бы игpу,
позабавил детвоpу!
ИГРА «ЗАМОРОЖУ»
Д.Моpоз : Пpаздник ёлки новогодней —
Лучший пpаздник зимних дней.
Пусть стихи звучат сегодня,
Я послушаю детей.
( Дети читают стихи )
Дракон: Дед Моpоз! Мы забыли, что не все замки на сундуке мы откpыть смогли. Нет у нас ключа от последнего замка!
Снегуpочка: Да и волшебную паутину надо ещё pаспутать. Неужели дети так и останутся без новогодних подаpков?
Д.Моpоз : Не печальтесь! Я вам откpою тайну. Если откpыть под Новый год все волшебные замки, то Чудо — Юдо исчезнет. Пять ключей вы нашли, а последний замок с
секpетом. Он откpоется, если всем вместе дpужно сказать:
«С Новым годом, люди, звеpи,
Откpывайтесь быстpо двеpи!»
И волшебная паутина исчезнет.
Все вместе повтоpяют слова Деда Моpоза. Сундук откpывается.
Дракон: Ай да, Дед Мороз.
Ведущий: Российский Дед Мороз
ПЕСНЯ «Росийсий Дед Мороз»
Д.Моpоз : Мы подаpки вам вpучаем,
И наказ мы вам даём,
Чтоб вы были все здоpовы,
Хоpошели с каждым днём!
Снегуpочка: Чтобы в вашей жизни было
И веселье и смех.
Все геpои : С Новым годом, с Новым годом!
Поздpавляем всех! Всех! Всех!
Д.Моpоз : До встpечи в следующем году!
Меня вы ждите, я пpийду!
Автореферат
Социальные изменения в нашем обществе приводят и к изменению отношений к духовно — нравственным ценностям. Это значит, что высокий уровень культуры как фактор развития личности перестает быть безусловной ценностью современного социума. Музыка как вид искусства — самый доступный восприятию ребенка, следовательно, именно в детском возрасте должно начинаться становление музыкальной культуры. Что бы воспитать у детей чувства прекрасного, нужно наполнить жизнь ребенка положительными эмоциями, пробудить интерес к творчеству. Важную роль в этом могут играть праздники, которые должны способствовать развитию стойкого интереса к музыкальному искусству в целом. Особенность праздника — в комплексном воздействии всех художественных средств на восприятие, чувства, сознания ребенка. В связи с этим к педагогам, осуществляющим подготовку детского праздника, его проведение и закрепление детских впечатлений, предъявляются высокие требования. Однако, в связи с этим, сегодня существует важная проблема, волнующая как педагогв так и психологов. В следствии социальной нестабильности у детей уже в дошкольном возрасте возникают эмоциональные срывы, заторможенность, а у других развязность и суетливость. Одним из путей эмоционального раскрепощения. Снятия зажатости — его участь в празднике, где возникает уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми и родителями.
Таким образом, актуальность темы обусловлена необходимостью выявления эффективных форм работы, которые способствуют формированию музыкальной культуры дошкольников, что определило ее выбор.
Цель исследования: составить сценарий праздников способствующих формированию музыкальной культуры старших дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования музыкальной культуры старших дошкольников.
Предмет исследования: Праздники в формировании музыкальной культуры Старших дошкольников.
Задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме.
Определить значение праздников, определить значение праздников в формировании музыкальной культуры старших дошкольников.
Методологической основой является: (авторы)
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение и систематизация теоретического материала.
В детском саду проводятся разнообразные развлечения. Виды их зависят от характера участия в них детей. С одной стороны, это развлечение, где дети выступают в роли слушателей или зрителей; также развлечение обычно готовятся и проводятся взрослыми. Сценарий, как правило, включает более сложный репертуар (имеется в виду исполнительство, а не восприятие его детьми). Содержание чаще всего носит познавательный характер (знакомство с творчеством композитора, писателя, поэта, с жанровыми особенностями искусства, с различными сторонами общественной и социальной жизни).
С другой стороны, это развлечение, где дети — сами активные участники и исполнители (конечно, руководит их деятельностью взрослый). Репертуар при этом должен быть доступен возрастным возможностям детей, учитывать уровень их знаний, умений и навыков. Основная цель таких развлечений — активизировать, объединить творческие проявления ребят, выявить их инициативу, вызвать эмоциональный подъем и просто доставить радость.
В то же время проводятся и такие развлечения, в которых активное участие принимают и взрослые, и дети. Содержание этих развлечений должно быть разработано так, чтобы логично объединились действия детей и взрослых.
Формы организации досуга дошкольников многообразие и вариативны, поскольку они зависят не только от целей, задач развлечений, но и жанра самого репертуара, его особенностей. Формы развлечений — это композиции, концерты, спектакли, игры, соревнования, викторины, аттракционы, карнавальные театрализованные шествия и т.п. Все названные формы и многие другие, созданные воображением их организаторов, входят во все виды развлечений, соответственно отражая поставленные в них цели и задачи.
Праздник в детском саду — важная часть жизни ребенка. Это радостное событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству.
Изучение опыта работы по подготовке и проведению праздников в детских садах позволяет сделать следующие выводы:
Деятельность детей на празднике должна быть осознанной. Ребенку нужно объяснить, что такое праздник, для чего он разучивает песни и танцы и т.д. Только при этом условии можно создать необходимые мотивы деятельности и, соответственно, достичь хороших результатов.
Речевой материал к празднику нужно подбирать в соответствии с программными требованиями по развитию речи детей, ориентируясь на активный словарь детей. При этом важно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, состояние его устной речи.
При разучивании стихов необходимо обращать внимание не только на заучивание текста и его звуковое оформление, но и на внутреннее содержание.
При постановке танцев целесообразно использовать движения, уже разученные детьми (на занятиях по физкультуре, ритмопластике), т.к. использование хорошо знакомых движений расширяет рамки работы над выразительностью, содержанием танца.
При постановке игровых песен необходимо тщательно продумывать используемые во время пения движения, для того, чтобы они способствовали полноценному речевому дыханию, несли эмоциональную окраску, соответствующую смысловому содержанию песни.
Необходимо широкое использование изобразительной деятельности в процессе подготовки праздника, т.к. участие в общем деле формирует у детей чувство коллективизма, украшение зала, группы, создание костюмов способствует развитию творчества детей.
Праздник не должен быть растянут во времени. Его продолжительность не должна превышать 35-45 минут в старшей и подготовительной группах и 25-30 в младших, т.к. дольше детям трудно удерживать внимание на происходящем.
В структуру праздника необходимо включать различные сюрпризные моменты, игры. Для того, чтобы поддерживать внимание детей важно дать им возможность в нужный момент расслабиться, поиграть, отдохнуть. Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес ребенка.
В ходе праздника воспитатели должны помогать детям ориентироваться в происходящем действии, если возникает необходимость, разъяснить то, что непонятно кому-то из детей.
После проведения праздника важно закрепить полученные детьми впечатления и знания. Для этого проводятся беседы с детьми. Целесообразно использовать изобразительную деятельность в подведении итогов праздника, т.к. это способствует закреплению полученных впечатлений, развивает образную память.
В процессе подготовки и проведения праздника необходима четкая, взаимосвязанная работа музыкального руководителя, воспитателей, по возможности, родителей и, конечно, детей. Только при этом условии праздник пройдет успешно и оставит яркие воспоминания у всех его участников.
Размещено на