Выдержка из текста работы
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 22
2.1. Задачи и методы опытно-экспериментальной работы 22
2.2. Возможности игры в повышении познавательной активности старших дошкольников в процессе обучения 29
2.3. Оценка и анализ опытно-экспериментальной работы 34
Выводы по главе II 35
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Приложения 40
Введение
Дошкольный возраст является сензитивным периодом, опосредующим отношение ребенка к освоению окружающей действительности во всем многообразии свойств и проявлений (Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, Н.Н.Поддьяков и др.).
Однако, как показывает практика, в развитии познавательной активности детей недостаточно учитываются педагогический потенциал развивающей среды учреждения дошкольного образования детей, в частности наблюдается игнорирование познавательных интересов, потребностей дошкольников; у части педагогов и родителей отмечается выраженное стремление «сдержать» любознательность ребенка, «приостановить» самостоятельный поиск ответа на интересующие его вопросы, проявление творчества. Педагогические условия эффективного развития познавательной активности дошкольников остаются еще не в полной мере изученными, требуется программно-методическое обогащение инструментально-педагогического обеспечения данного процесса.
К настоящему времени в науке накоплен определенный объем теоретических и практических знаний, необходимых для постановки и решения проблемы:
— определена сущность деятельностного аспекта познания (Г.С.Батищев, С.Л.Рубинштейн); обозначены виды познавательной активности, её структура (A.M.Maтюшкин); изучены способы развития познавательной активности (Я.А.Пономарёв.); проанализировано соотношение понятий «познавательная активность» и «познавательная деятельность», обоснована взаимосвязь познавательной активности и процессов понимания (С.В.Герасимов, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина);
— выявлены анатомо-физиологические, эмоционально-волевые характеристики дошкольников, детерминирующие их познавательную и поведенческую активность (Р.Буре, Д.Б.Годовикова, Л.Р.Голубева, С.А.Козлов, М.И.Лисина, Н.Н.Поддъяков);
— изучены программы дошкольного образования, созданные разными научными школами развития личности ребенка (Л.А.Венгер, Т.И.Бабаева, О.М.Дьяченко, Е.Е.Кравцова, Г.Г.Кравцов, В.И.Логинова, С.Л.Новоселова, Н.А.Ноткина, Л.А.Парамонова, К.В.Тарасова, С.Г.Якобсон);
— исследован образовательный процесс в дошкольных учреждениях с позиций развития личности ребенка (Л.М.Денякина, О.Л.Князева, М.Д.Маханева, Р.Б.Стеркина) и возможности развивающей среды (В.А.Караковский, Н.А.Каргапольцева, В.А.Маликова, С.Л.Новоселова, В.А.Петровский, Н.А.Рыжова).
Вместе с тем, анализ научной литературы и практики позволил сделать вывод: несмотря на наличие обширной литературы по проблемам дошкольного воспитания и развития, не все его теоретические аспекты разработаны в равной степени, в частности, не в достаточной степени обоснованы педагогические условия развития познавательной активности дошкольников посредством игры в процессе учебной деятельности.
Цель работы: определить и экспериментально проверить влияние игры на повышение познавательной активности старших дошкольников в процессе учебной деятельности.
Объект исследования: процесс развития познавательной активности старших дошкольников в условиях обучения.
Предмет исследования: влияние игры на повышение познавательной активности старших дошкольников в условиях обучения.
Гипотеза исследования: повышение познавательной активности старших дошкольников в процессе обучения возможна, если содержательная основа учебной деятельности будет включать элементы игровой деятельности и если будут учтены следующие педагогические условия:
— взаимосвязь учебной и игровой деятельности;
— ориентация на познавательные возможности старших дошкольников;
— создание ситуации успеха.
Задачи работы:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. выделить условия развития познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе учебной деятельности;
3. раскрыть особенности игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте;
4. провести исследование по выявлению уровня сформированности познавательной активности старших дошкольников;
5. разработать конспекты занятий по развитию познавательной сферы старших дошкольников посредством игровой деятельности.
Теоретическую основу исследования составляют: теория построения учебной деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина); положения о закономерностях и особенностях психического, психофизического, личностного развития детей (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.А.Крутецкий, М.И.Лисина, B.C.Мерлин, Ф.Ш.Терегулов); научные положения развития познавательной активности личности дошкольника (Д.Б.Богоявленская, Л.А.Венгер, А.З.Зак, Ю.Н.Кулюткин, A.M.Матюшкин).
Основные методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, передового педагогического опыта, наблюдение за деятельностью педагогов и детей, диагностические (анкетирование, тестирование, интервьюирование, беседа), констатирующий эксперимент.
Экспериментальная база исследования — МДОУ №395 г.Челябинска.
Этапы исследования:
I этап (февраль – март 2008 г.) – подготовительно-поисковый: изучение литературы по проблеме исследования, разработка понятийного аппарата, определение рабочей гипотезы, проведение констатирующего эксперимента.
II этап (апрель 2008 г.) – опытно-экспериментальный: проведение формирующего эксперимента, проверка эффективности педагогических условий развития познавательной активности старших дошкольников в процессе игровой деятельности, анализ результатов контрольного среза;
III этап (май 2008 г.) – обобщающий: проверка и обработка результатов исследования, систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы, оформление результатов работы.
Практическая значимость исследования: разработаны педагогические условия развития познавательной активности старших дошкольников в учебной деятельности посредством игры, проведена опытно-экспериментальная работа, подтвердившая их эффективность. Результаты работы могут быть использованы в работе воспитателей, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. Разработанные игры могут быть использованы также для подготовки старших дошкольников к обучению в школе.
Структура и содержание курсовой работы.
Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, библиографии, приложений.
Во введении обозначены актуальность проблемы, степень ее разработки в психолого-педагогической литературе, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования; определена теоретическая основа исследования, методы исследования, практическая значимость и структура работы.
В первой главе представлен теоретический анализ проблемы исследования. Во второй главе дано описание этапов опытно-экспериментальной работы.
В заключении подведены итоги работы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Научно-теоретические аспекты развития познавательной активности старших дошкольников в процессе учебной деятельности
Логика нашего исследования требует соотнесения понятий «активность» и «познание», составляющих основу для определения понятия «познавательная активность».
Активность, в том числе и познавательная, выражающая в целом важную роль самого субъекта в его развитии, становится одной из основных категорий современного научного познания.
Теоретический анализ проблемы развития познавательной активности детей свидетельствует, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования в личности ребенка этого важного психологического образования, опосредующего его отношение к освоению окружающей действительности во всем многообразии свойств и проявлений. При этом исследователи указывают на то, что если в дошкольном возрасте не было обеспечено формирование познавательной активности, то развитие психики данной личности пойдет в другом направлении, будет происходить на более узкой основе, если не затормозится совсем (B.C.Мухина и др.).
В современной науке существуют различные подходы к рассмотрению понятия «активность»: обозначается как деятельность (в ее операционально-действенном выражении); противопоставляется пассивности и понимается как предпосылка деятельности, выступая либо как готовность к ней, либо как ее условие; рассматривается как свойство личности: почин, инициативность субъекта, его личностная вовлеченность в деятельность; определяется как категориальное противопоставление адаптивности в качестве исследовательского, творческого звена осуществления всякого поведения и деятельности человека [23, с.47].
Активность от латинского слова activis обозначает энергичную, усиленную деятельность, деятельное состояние, деятельное участие в чем-либо. Синонимом «активности» является «деятельность»………………………..
Заключение
Познавательная активность как вид социальной активности личности в психолого-педагогической литературе определяется как: психическое состояние, которое выражается в настроении решать интеллектуальные задачи, готовность и стремление к энергичному освоению знаниями, умственная деятельность, направленная на достижение определенного познавательного результата и как повышенная интеллектуальная ориентировочная реакция к изучаемому материалу на основе возникшей познавательной потребности.
Указанные отдельные стороны познавательной активности не противоречат друг другу, а дополняют существенные стороны понятия. Объединение этих подходов происходит на утверждении, что источником познавательной активности является потребность личности в приобретении знаний, углублении имеющихся, в постижении духовной культуры общества, потребность в самовыражении, самореализации. Потребность является началом, призывающим субъекта к активности.
Возрастная психология располагает разносторонними сведениями о состоянии и динамике познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях.
Современные психологи изучали различные аспекты проблемы познавательного развития дошкольников: формирование познавательных интересов у детей разного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, Н.Н. Поддьяков, А.И. Сорокина, Г.И. Щукина и др.), особенности проявления познавательной потребности у детей (Д.Б. Богоявленская, B.C. Юркевич), возрастную специфику проявления детской любознательности (Д.Б. Годовикова, В.Г. Иванов, Г. Лямина), процесс появления и развития детских вопросов (Н. Бабич, Л.Н. Галигузова, Л.Ф. Захаревич, Е.О. Смирнова, А.И. Сорокина, Н.Б. Шумакова).
В ряде работ раскрываются условия и направления педагогической деятельности по развитию познавательных интересов в дошкольном возрасте (В.В. Барцалкина, Л.Н. Вахрушева, Н.С. Денисенкова, Т. Куликова, М.И. Лисина, Л. Маневцова, М.В. Марусинец, Л.Ф. Островская, Н.В. Пророк, Е.О. Смирнова, Р.Д. Тригер и др.).
В работах Л.С. Выготского М. И. Лисиной, Е.И. Щербакова, Г. И. Щукиной выделены условия формирования познавательной активности детей: своевременное и адекватное соотнесение познавательных интересов с предметом, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка, отбор форм и методов работы с детьми, учет личностных особенностей ребенка.
Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные положительные чувства играющих детей.
Заключённое в программе обучения и воспитания в детском саду содержание нужно предлагать дошкольникам не на заданиях, похожих на школьные уроки, а на разных видах игр. Такая политика позволит получить прочные знания и умения, овладеть высшими мыслительными операциями и использовать этот опыт в самостоятельной деятельности.
Список использованной литературы
1. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. / Л.А. Григорович, О.С. Ермоленко, Т.Д. Марцинковская и др. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. – 128 с.
2. Божович Л.И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия /Под ред. Л.В.Куликова. – СПб.: Питер, 2000. – С.160-166.
3. Бугрименко Е.А., Венгер А.Л. Готовность детей к школе. Диагностика психологии развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. – Томск: Пеленг, 1992. – 62 с.
4. Венгер Л.А. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание. – 1995. — №8. — С. 66-74.
5. Волков Б.С., Волкова И.В. Подготовка ребенка к школе: задачи, упражнения, диагностика.- М.: Просвещение, 1994. — 218 с.
6. Выготский Л.С. Психология. — М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
7. Галанов А.С. Психодиагностика детей. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 128 с.
8. Гатанова Н., Тунина Е. Программа обучения и развития дошкольника. Тесты для детей 6 лет. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004. – 32 с.
9. Глуховеря Н. Познавательная деятельность детей, ее особенности // Дошкольное воспитание. — 1976. — №11. — С.28-33.
10. Годовикова Д.Б. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. — 1986. — №1. — С. 28-32.
11. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М., 2003. – 253 с.
12. Диагностика в детском саду. Методическое пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 198 с.
13. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. – М., Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.
14. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников. – М., 1984. – 128 с.
15. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998. – 456 с.
16. Поддьяков Н.Н. К постановке проблемы умственного воспитания в детском саду // Умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н.Поддьякова. — М., 1972. — С.5-52.
17. Познавательные процессы и способности в обучении. – М., 1990. – 215 с.
18. Попова С.А. Особенности мышления ребенка дошкольного возраста: интуитивные составляющие детской мысли // Личность и проблемы развития / Отв. Ред. Е.А.Чудина. — М., 2003. — С.56-67.
19. Путляева Л. О развитии мышления // Дошкольное воспитание. — 2006. — №5. — С.35-38.
20. Рыбинский Е.М. Актуальные проблемы современного детства. – М., 1992. – 116 с.
21. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. – М., 1983. – 93 с.
22. Тельнова Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения. – Омск, 1997. – 159 с.
23. Урунтаева Г.А Дошкольная психология. – М, 1999. – 336 с.
24. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. — М., 1976.
25. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М., 1983. – 208 с.
26. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. – М., Просвещение, 1999. – 160 с.
27. Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды. / Под ред. Давыдова В. В., Зинченко В. П. – М., 1989. – 742 с.
Приложения
Рис.1.
Рис.1. a) вводная задача 1; b). вводная задача 2
Рис. 2. Материал к заданиям 1 и 2: a) полянка 1; б) 1-е «письмо»; в) 2-е «письмо»
Рис. 3. Материал к заданиям 3 и 4: a) полянка 2; б) 1-е «письмо»; в) 2-е «письмо»
Рис. 4. Материал к заданиям 5 и 6: a) полянка 3; б) 1-е «письмо»; в) 2-е «письмо»
Рис. 5. Материал к заданиям 7 и 8: a) полянка 4; б) 1-е «письмо»; в) 2-е «письмо»
Рис. 6. Материал к заданиям 9 и 10: a) полянка 5; б) 1-е «письмо»; в) 2-е «письмо»
Рис. 7а. Задачи 1 — 6
Рис. 7б. Задачи 7 — 8
Рис. 7б. Задачи 7 – 8
Рис.1.
Рис.2.
Рис.3.