Содержание
Введение3
Глава I. Организация и правовая основа Федеральной службы судебных приставов6
1. Место Федеральной службы судебных приставов в системе органов государственной власти6
2. Полномочия Федеральной службы судебных приставов13
3. Структура Федеральной службы судебных приставов22
Глава II. Правовое положение судебных приставов26
1. Судебный пристав: понятие и виды26
2. Правовой статус судебных приставов – исполнителей28
3. Правовой статус судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов46
4. Ответственность судебных приставов, надзор и контроль за их деятельностью60
Заключение68
Библиографический список74
Выдержка из текста работы
1.1. Ретроспектива развития Федеральной службы судебных приставов и ее уголовно-процессуальных полномочий………………………………………………………….7
1.2. Компетенция Федеральной службы судебных приставов в сфере уголовного судопроизводства………………………………………………………………………21
2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛНОМОЧИЙ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ В СФЕРЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА……………………………………..37
2.1. Осуществление привода…………………………………………………………………………37
2.2. Обеспечение порядка судебного заседания……………………………………………..49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………………….60
В России институт судебных приставов имеет достаточно глубокую историю и на протяжении столетий связывался с деятельностью судебной власти как в сфере уголовного, так и гражданского судопроизводства. Фактически сами судебные приставы выступали в качестве работников судов. Во многом именно этим обусловливается этимология названия должности – «судебный пристав».
В настоящее время судебные приставы являются государственными гражданскими служащими и, соответственно, относятся к исполнительной ветви власти, что, однако, нисколько не умаляет их значения в механизмах обеспечения установленного порядка деятельности судов и принудительного исполнения судебных актов.
Существует две категории судебных приставов: судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебные приставы-исполнители. Отличие в характере и содержании их деятельности столь серьезно, что уместно говорить о двух различных по своим функциям должностях. И если институт судебных приставов-исполнителей был создан на основе действовавшей ранее системы судебных исполнителей, то судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов стали новым явлением для судебной системы.
Кроме обеспечения охраны зданий судов, безопасности судей и участников судебного процесса к их обязанностям отнесено и выполнение уголовно-процессуальных функций – осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд, обеспечение порядка судебного заседания, обеспечению безопасности при осуществлении предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам, подследственным Федеральной службе судебных приставов.
Обобщенно можно сказать, что судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов олицетворяют физическую составляющую в деятельности службы судебных приставов, без которой становится решительно невозможным стабильное и безопасное отправление в судах правосудия.
В тоже время реализация уголовно-процессуальных полномочий как Федеральной службы судебных приставов в целом, так приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов осложняется радом правовых проблем и правовых пробелов, имеющихся в уголовно-процессуальном законодательстве. Исследования, касающиеся роли судебных приставов в уголовном процессе, отсутствуют или являются редкими и фрагментарными.
Указанные обстоятельства обусловили актуальность исследования уголовно-процессуальных полномочий судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в сфере уголовного судопроизводства.
Некоторые аспекты уголовно-процессуальной деятельности Федеральной службы судебных приставов были рассмотрены Д. С. Амировым, Л. В. Белоусовым, Д. С. Валеевым, В. А. Гуреевым О. С. Зиберовой? А. Т. Мельниковым, Ю. Н. Рыжовой и др.
В то же время исследования указанных авторов были сделаны достаточно давно и не учитывают последних изменений, внесенных в уголовно-процессуальное законодательство и в законодательство, регулирующее деятельность судебных приставов. Что касается полномочий судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в уголовном процессе, то они фактически не изучены.
Цель исследования заключается в выявлении проблем реализации приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов полномочий в сфере уголовного судопроизводства и выработке рекомендаций по совершенствованию законодательства в данной сфере.
Указанная цель предопределила постановку следующих задач исследования:
1) рассмотреть ретроспективу развития Федеральной службы судебных приставов и ее уголовно-процессуальных полномочий;
2) изучить компетенцию Федеральной службы судебных приставов в сфере уголовного судопроизводства;
3) проанализировать порядок осуществления привода судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
4) изучить порядок обеспечения порядка судебного заседания судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Объектом исследования является уголовно-процессуальная деятельность Федеральной службы судебных приставов.
Предмет исследования составляют полномочия судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в уголовном судопроизводстве.
Теоретической базой исследования явились монографии, учеб¬ная литература, научные статьи и другие опубликованные материалы, в которых освещаются уголовно-процессуальные полномочия Федеральной службы судебных приставов. В ходе написания работы автор опирался на труды Б. Т. Безлепкина, А. М. Виниченко, А. В. Гуцан, К. Б. Калиновского, С. Ю. Левенко, А. Т. Мельникова, А. П. Рыжакова, А. В. Смирнова, М. И. Филлипова и др.
Эмпирическую базу исследования составляют судебная практика Магаданского городского суда и материалы практической деятельности Управления Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области.
Методологической основой исследования является всеобщий диалектический метод научного познания, а также общие и частные научные методы исследова¬ния: логико-юридический, сравнительно-правовой, формально-логический, исторический и др.
Научная новизна исследования определяется комплексным подхо¬дом к рассмотрению уголовно-процессуальных полномочий судебных приставов. Анализ законодательства и практики его применения позволи¬ли выделить ряд проблемных вопросов, и пробелов, в связи с чем были предложены пути их решения путем предложения изменений в уголовно-процессуальное законодательство и законодательство о судебных приставах.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что изложенные в работе выводы и предложения могут быть использованы в дальнейших разработках по совершенствованию законодательства; в научно-исследовательских работах, при преподавании курса уголовно-процессуального права, в деятельности судебных приставов.
Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает по два параграфа, заключения и библиографического списка.
………….
1. Нормативные правовые акты и иные источники права:
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст] : [федер. закон Рос. Федерации от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ : принят Гос. Думой 22 нояб. 2001 г. : одобр. Советом Федерации 5 дек. 2001 г. : по сост. на 01 марта 2012 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52 (ч. I). – ст. 4921.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст] : [федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ : принят Гос. Думой 24 мая 1996 г. : одобр. Советом Федерации 5 июня 1996 г. : по сост. на 01 марта 2012 г.] // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – ст. 2954.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст] : [федер. закон от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ : принят Гос. Думой 20 декабря 2001 г. : одобр. Советом Федерации 26 декабря 2001 г. : по сост. на 07 дек. 2011 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2002. –№ 1 (ч. 1). – Ст. 1.
4. О судебных приставах [Текст] : [федер. закон Рос. Федерации от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ : принят Гос. Думой 4 июня 1997 г. : одобр. Советом Федерации 3 июля 1997 г.] // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 30. – ст. 3590.
5. Об исполнительном производстве [Текст] : [федер. закон Рос. Федерации от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ : принят Гос. Думой 4 июня 1997 г. : одобр. Советом Федерации 3 июля 1997 г. : утратил силу с 01 февр. 2008 г.] // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 30. – ст. 3591.
6. Об исполнительном производстве [Текст] : [федер. закон Рос. Федерации от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ : принят Гос. Думой 14 сент. 2007 г. : одобр. Советом Федерации 19 сент. 2007 г. : по сост. на 07 марта 2012 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 41. – ст. 4849.
7. О мерах по развитию органов юстиции Российской Федерации [Текст] : [Указ Президента РФ от 2 мая 1996 г. № 642] // Собрание законодательства РФ. –1996. – № 19. – ст. 2259.
8. Вопросы Федеральной службы судебных приставов [Текст] : [Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316: по сост. на 23 сент. 2011 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 42. – ст. 4111.
9. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти [Текст] : [Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314] // Собрание законодательства РФ. – 2004. – ст. 945.
10. Об утверждении Концепции реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации [Текст] : [Постановление Правительства РФ от 07 окт/ 1996 г. № 1177] // Собрание законодательства РФ. – 1996. –№ 42. – ст. 4806.
11. Об утверждении Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности [Текст] : [приказ Минюста РФ от 03 авг. 1999 г. № 226 : по сост. на 12 янв. 2004 г.] // Рос. газ. – 1999. – 15 окт.
12. Об утверждении Инструкции о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях [Текст] : [приказ Минюста РФ от 02 мая 2006 № 139] // Рос. газ. – 2006. – 24 мая.
13. Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации установленного порядка деятельности судов [Текст] : [приказ Минюста РФ от 27 дек. 2006 г. № 384] // Рос. газ. – 2007. – 25 янв.
14. Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов [Текст] : [приказ Минюста РФ от 09 апр. 2007 г. № 69] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2007. –№ 19.
15. Об утверждении Типового положения об Отделе организации дознания и административной практики территориального органа Федеральной службы судебных приставов [Текст] : [приказ Федеральной службы судебных приставов от 16 февр. 2005 г. № 20] // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. – 20