Выдержка из текста работы
Понятие «семья» до сих пор не имеет единого толкования в литературе. Мы опираемся на одну из многих формулиро¬вок, которая определяет семью как общность (двух или более) людей, в которую они объединяются на основе юридически оформлен¬ного брака и разделяют между собой общее жизненное прост¬ранство и определенные обязанности, выполняя при этом разнообразные функции — генеративную, рекреативную, коммуникативную, регулятивную, экономическую, хозяйственно-бытовую и др.
Общеизвестны особая роль и место семьи в обществе. Свои специфические особенности присущи каждой семье. В лю¬бой семье они отражаются, прежде всего, в основных сферах ее жизнедеятельности, находящихся под постоянным влиянием различных факторов социума. В свою очередь, как нигде, они проявляются в отношениях между членами семьи. По-своему сказываются они и на эффективности профессиональной деятель¬ности каждого из них.
Необходимость познания закономерностей образования и функционирования психологических механизмов взаимодействия семьи, предполагает более пристальное внимание социальных психологов к проблемам семьи, обстоятельное ее социально-психологическое изучение и учет на практике.
Сегодня на фоне общего снижения «жизненного потенциала» российской семьи отмечается устойчивая тенденция падения уровня её психологического здоровья и соответственно её воспитательных возможностей. Поэтому тему моей работы «Влияние социально-психологического тренинга на улучшение взаимоотношений в молодых семьях» можно считать актуальной.
Наряду со всем вышесказанным, интерес данной темы состоит еще и в том, что семья является базисной (исходной) сферой социализации, которую социальная психология рассматривает как первичную ячейку общества, как социальный институт. Возникающие в практике социально-психологической работы в России совершен¬но новые задачи неизбежно требуют совершенствования форм и методов их реализации на научной основе [3].
Среди методов, составляющих базовую основу социально-психологической ра¬боты с семьей, важное место занимает социально-психологический тренинг. Представляя собой одну из научных основ этого специфического вида человеческой деятельности, он раскрывает перед специалистами широкие возможности социально-психологической практики по различным проблемам современной семьи.
В тоже время в имеющейся сегодня социально-психологической литературе деятельность социальных работников, социальных психологов среди семей, нуждающихся в социальной поддержке, рассматривается лишь в общем виде. В ней нередко усилия различных специалистов, решающих сугубо индивидуальные проблемы отдельных членов семьи, предоставляются тождественными работе с семьёй. Во многом такое упрощение обусловлено, с одной стороны не разработанностью социально-психологической теории работы с семьёй, а с другой – не развитостью методик и технологий оказания помощи конкретной семье. Всё это закономерно порождает расширенное толкование самого понятия «социально-психологической помощи», за которым в реальной практике не учитываются специфические социально-психологические процессы семьи и её воспитательные возможности как активной социальной системы.
Решающим фактором, определяющим подобный подход к проблеме является явная спецификация научных интересов различных групп исследователей, целенаправленно изучавших различные аспекты социально-психологической работы с семьёй: становление и укрепление семьи (А.И. Антонов, И.С. Даниленко, Л.Ц. Иорданова, С.В. Ковалёв и др.); воспитательная работа с детьми и подростками в семье (С.А. Беличева, В.А. Гурьян, Н.В. Молярова, Н.Т. Молчанова, М.М. Семаго и др.); социально-психологический климат и воспитательный потенциал семьи (И.В Гребенников, О.А. Добрынина, М.С. Мацковский и др.).
Объектом данного исследования является семья как социальный институт.
Предметом исследования является социально-педагогическая деятельность по поддержке семьи.
Цель: Проанализировать социально-педагогическую деятельность с семьей через ее формы и методы.
Исходя из цели исследования можно выделить ряд задач:
? Исследовать теоретические аспекты работы социального педагога по проблемам семьи.
? Проанализировать и обобщить практический опыт социаль¬но-педагогической работы с семьей.
? Разработать программу занятий по психокоррекции семейных отношений.
Гипотеза: Социально-педагогическая деятельность с семьей способствует созданию условий для успешной реализации внутрисемейных отношений.
Глава 1. Социально-психологические проблемы семьи и причины их возникновения
1.1. Современная российская семья и ее проблемы
Семья во все времена постоянно находилась в центре вникания передовой общественной мысли, прогрессивных полити¬ческих деятелей и ученых, начиная от древних философов и кончая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, меняется не только под воздействием социально политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Вот почему она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социально-психологической работы. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся сис¬тема власти и подчинения в семейной жизни, роли и функцио¬нальная зависимость супругов, положение детей, многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное. Это обусловлено объективными процессами изменения брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах, и особенно в Европе, в сторону автономизации семьи, что неизбежно повлекло за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей.
Социологические исследования репродуктивного поведения семей в последние 30 лет определили печальную закономер¬ность: более состоятельные классы общества испытывают гораздо меньшую потребность иметь детей, чем менее сос¬тоятельные. В 1991 г. в стране родились 1,8 млн. детей, в 1992 г, — 1,6 млн., в 1993г. — всего 1,4 млн. Если прирост населения в России будет оставаться таким, то через тысячу лет от 148 млн. россиян останется менее 150 человек [10].
Самостоятельно регулируя семейные отношения, семьи несут огромную ответственность за собственное выживание и воспитание полноценных граждан. И если на Западе этот процесс происходил постепенно, эволюционно, то в России его революционный характер привел к тому, что с 1980 по 1990 гг. количество людей, состоящих в браке, на 1000 человек населения уменьшилось на 1,7 пункта, а с 1990 по 1992 гг. — на 1,8. То есть, всего за два года сократилось больше, чем за последние 10 лет. И процесс этот стремительно набирает скорость [11; 144-151].
Наряду с традиционными функциями, связанными с рож¬дением и воспитанием ребенка, с решением повседневных проблем, семья призвана быть надежным психологическим «укрытием», помогающим человеку выживать в трудных, быст¬ро меняющихся условиях современной жизни. Семья выступает в качестве социального института в последней инстанции, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физи¬ческую безопасность, заботу о малолетних, престарелых и больных. Обеспечивает условия для социализации детей, молодежи и, что важнее всего, объединяет своих членов чувством любви, общности и даёт возможность делить с другими трудности и радости жизни.
Сегодня вопросы уровня жизни, социальной и демографи¬ческой политики явно вытесняются на второй план. Нынеш¬нее состояние социальной защиты семей с детьми показыва¬ет отношение государства к институту семьи, степень его ответственности за воспроизводство населения, готовность поддержать семьи, в которых родились и воспитываются дети. Под угрозой оказались здоровье и благополучие самого цен¬ного достояния нации — подрастающего поколения, будущего страны.
Средняя величина семьи за последние три десятилетия сократилась и составила 3,2 человека в городах и 3,3 в сельской местности. Как показали исследования , сокращение величины семьи за последние три десятилетия обусловлено следующими факторами:
1. ростом числа малодетных семей;
2. приростом числа молодых семей вследствие снижения воз¬раста вступления в брак;
3. тенденцией к отделению молодых семей от родительских — нуклеаризация;
4. увеличением доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокими матерями .
Сегодня преобладающий тип семьи — это простые нуклеарные семьи, состоящие из супругов с детьми или без них (61 % семей). Семьи этого типа делятся примерно поровну на три части:
1. без детей – это молодые семьи, еще не имевшие детей и старые, где взрослые дети живут отдельно;
2. с одним ребенком;
3. с двумя детьми.
Еще 12 % супружеских пар живут с одним из родителей суп¬ругов или с другими родственниками.
Сложных семей, включающих две супружеские пары или более, в России очень мало — всего 3,4 %, что подтверждает интен¬сивность нуклеаризации семей.
Значительную долю составляют неполные семьи — 13%, в подавляющем числе случаев это семьи одиноких матерей, разведен¬ных женщин и вдовцов. В большинстве случаев в этих семьях один, реже — два ребенка [12].
Как правило, в трудных материальных условиях находят¬ся семьи с малолетними детьми в возрасте до 3-х лет. Таких семей около 6 млн.
В особом положении находятся студенческие семьи с детьми. Фактически они являются иждивенцами родителей в большинстве случаев.
Еще одна категория семей , нуждающихся в поддержке, — это семьи безработных , имеющие несовершеннолетних детей.
Особый разряд семей составляют девиантные семьи. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др.
По данным МВД России, на учете в органах милиции находятся свыше 620 тыс. подростков — правонарушителей и 113 тыс. родителей, отрицательно влияющих на поведение детей. В 30 % неблагополучных семей систематически злоупотребляют спиртными напитками, в 40 % устраивают скандалы, ведут антиобщественный образ жизни. Выборочное криминологическое обследование показало, что 36,5 % подростков из неблагопо¬лучных семей живут в семьях, где уже есть судимые.
Спасаясь от жестокого обращения и насилия, около 50 тыс. подростков ежегодно уходят из дома, 2 тыс. кончают жизнь самоубийством. Усиливается тенденция жестокого обращения с детьми.
Мониторинговое исследование социально — экономического потенциала семей в 1994 г. показало, что общество практи¬чески перешагнуло допустимый рубеж имущественной дифференциа¬ции и стало социально дестабилизированным. В современных условиях за чертой бедности оказались не только социально-уязвимые семьи многодетные, неполные, семьи инвалидов и т.д., но и семьи, считавшиеся прежде благополучными [12].
Таким образом, наиболее острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении общества, когда на одном полюсе находится 35 % бедняков, в том числе 10 % просто нищих, а на другом — 10 % выигравших от проводимых экономических преобразований, включая слой 3 -5 % очень богатых людей, в постоянном дефиците государственного бюджета и невозможности социаль¬ной и географической мобильности; в миграции, в том числе и за пределы государства в России сегодня около 3 млн. б…
**************************************************************