Содержание
Введение 2
1.«Евгений Онегин» как литературное произведение 5
2.«Евгений Онегин» в музыкальной постановке П.Н.Чайковского ..8
3.Образы героев в изображении авторов ….14
4.Роль и значение произведения в отечественной и мировой культуре
Заключение …..26
Список использованной литературы 28
Выдержка из текста работы
РЕФЕРАТ Предмет Литература Тема ПРОБЛЕМА СЧАСТЬЯ И ДОЛГА В РОМАНЕ ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 0. ПРОБЛЕМАТИКА СЧАСТЬЯ И ДОЛГА ГЕРОИ РОМАНА ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН 0. Роман в стихах А.С. Пушкина Евгений Онегин 0. Проблема долга и счастья 7 ГЛАВА 0. СЧАСТЬЕ И ДОЛГ ПОСЛЕ ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА 0. Счастье 0. Долг 14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВВЕДЕНИЕ Тема реферата — Проблема счастья и долга в романе Евгений Онегин. Актуальность темы реферата обусловлена тем что проблемы счастья и долга являлись одними из самых злободневных для человечества во все времена.
Именно поэтому личностное переосмысление этих извечных человеческих ценностей является для меня интересным и актуальным. Особенно важен анализ обозначенных ценностей в произведениях классиков отечественной литературы каким безусловно является А.С. Пушкин и его роман Евгений Онегин занимающий центральное место в творчестве Пушкина т.к. это классическая школа жизни и мудрости.
Вероятно поэтому это художественное произведение оказало наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы. Роман в стихах Евгений Онегин писался Пушкиным около 0 лет. Это были годы настоящей творческой зрелости поэта. В 0000 году роман в стихах был окончен и в 0000 году вышел в свет. Он охватывает события с 0000 года по 0000 год от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов.
Это были годы развития русского общества времени правления царя Александра I. В романе переплетены история и современные поэту события. Сюжет романа прост и хорошо известен. В центре романа — любовная интрига. А главной проблемой является вечная проблема счастья и долга. Герои романа Евгений Онегин Татьяна Ларина Владимир Ленский Ольга составляют две любовные пары. Но всем им не дано судьбою стать счастливыми. Таким образом цель исследования реферата состоит в анализе проблем счастья и долга на примере романа Евгений Онегин должна заметить что это произведение Пушкина воспринимается мной как этический кодекс поскольку пушкинский текст основывался на фабуле учитывающей потребность в стабилизации жизненных ценностей.
На первом плане оставалась любовь при этом мир уютного семейного счастья оказывается недостижим и невостребован что в целом характерно для ценностной иерархии национального сознания по мысли Бердяева.
Из цели исследования вытекают задачи определения особой ценности категорий долга и ответственности. Это позволяет мне на примере Евгения Онегина судить о такой функции литературного феномена как утверждение незыблемой иерархии человеческих ценностей провести собственное осмысление указанных понятий. ГЛАВА 0.
ПРОБЛЕМАТИКА СЧАСТЬЯ И ДОЛГА ГЕРОИ РОМАНА ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН
0. Роман в стихах А.С. Пушкина Евгений Онегин
Прежде чем говорить о проблематике обозначенной в теме реферата и главных героях романа в стихах Евгений Онегин необходимо определить особенности жанра этого произведения.
Жанр Евгения Онегина — лиро-эпический. Следовательно роман строится на неразрывном взаимодействии двух сюжетов эпического главные герои которого Онегин и Татьяна и лирического где главный герой — рассказчик от чьего лица ведется повествование. Лирический сюжет не просто равноправен в романе — он доминирует ибо все события реальной жизни и романного бытия героев преподносятся читателю сквозь призму авторского восприятия авторской оценки.
Ключевая центральная в романе — проблема цели и смысла жизни ибо в переломные моменты истории каковым стала для России эпоха после декабристского восстания в сознании людей происходит кардинальная переоценка ценностей. И в такое время высший моральный долг художника указать обществу на вечные ценности дать твердые моральные ориентиры. Лучшие люди пушкинского — декабристского — поколения как бы выходят из игры они либо разочарованы в прежних идеалах либо не имеют возможности в новых условиях бороться за них воплощать их в жизнь.
Следующее же поколение — то которое Лермонтов назовет толпой угрюмою и скоро позабытой — изначально поставлено на колени. В силу особенностей жанра в романе который литературоведение справедливо толкует как своеобразный лирический дневник автора отражен сам процесс переоценки всей системы нравственных ценностей. Время в романе течет так что мы видим героев в динамике прослеживаем их духовный путь. Все основные герои на наших глазах переживают период становления мучительно ищут истину определяют свое место в мире назначение своего существования. Центральный образ романа — образ автора.
При всей автобиографичности этого персонажа его ни в коем случае нельзя идентифицировать с Пушкиным хотя бы потому что мир романа — мир идеальный вымышленный. Поэтому когда мы говорим об образе автора то имеем в виду не лично Александра Сергеевича Пушкина а лирического героя романа Евгений Онегин.
Таким образом возможно отметить перед нами лирический дневник автора откровенный разговор с читателем где исповедальные моменты перемежаются легкой болтовней. Автор то серьезен то легкомыслен иногда зло ироничен иногда просто весел иногда печален и всегда остер. И главное — всегда абсолютно искренен с читателем. Лирические отступления отражают изменения чувств автора его способность и к легкому флирту свойственному ветреной младости и к глубокому преклонению перед возлюбленной. Для автора одним из важнейших критериев духовного изменения человека становится отношение к браку к долгу.
Юность не приемлет скучного постоянства 0 т.0. 000 мы враги Гимена В домашней жизни зрим один Ряд утомительных картин Супруг воспринимается как объект для насмешек 0 т.0. 000 рогоносец величавый Всегда довольный сам собой Своим обедом и женой. Но обратим внимание на противостояние этих стихов и строк Отрывков из путешествия Онегина 0 т.0. 000 Мой идеал теперь — хозяйка Мои желания — покой Да щей горшок да сам — большой.
То что в юности казалось признаком ограниченности духовной и умственной скудости в зрелые годы оказывается единственно правильным нравственным путем. И ни в коем случае нельзя заподозрить автора в ханжестве речь идет о духовном взрослении человека о нормальной смене ценностных критериев Блажен кто смолоду был молод Блажен кто вовремя созрел. Трагедия главного героя во многом проистекает как раз из неумения Онегина вовремя созреть из преждевременной старости души. То что в жизни автора совершилось гармонично хотя и не безболезненно в судьбе его героя стало причиной трагедии.
Поиск смысла жизни проходит в разных плоскостях существования. Сюжет романа строится на любви основных героев. Поэтому проявление сути человека в выборе возлюбленного в характере чувства — важнейшая черта образа определяющая все его отношение к жизни. Любовь для автора и для его героини Татьяны — огромная напряженная духовная работа.
Для Ленского — необходимый романтический атрибут потому-то он и выбирает лишенную индивидуальности Ольгу в которой слились все типичные черты героинь сентиментальных романов Ее портрет он очень мил Я прежде сам его любил Но надоел он мне безмерно. Для Онегина любовь — наука страсти нежной. Истинное чувство познает он к концу романа когда придет опыт страданий. Евгений Онегин — произведение реалистическое а реализм в отличие от иных художественных методов не предполагает какого-либо окончательного и единственно верного решения основной проблемы.
Напротив он требует неоднозначности трактовки этой проблемы Так нас природа сотворила К противуречию склонна. Умение отразить склонность человеческой натуры к противуречию сложность и изменчивость самосознания личности в мире — отличительные черты пушкинского реализма. Двойственность образа самого автора заключается в том что он оценивает свое поколение в его целостности не переставая при этом ощущать себя представителем поколения наделенным общими с ним достоинствами и недостатками.
Пушкин подчеркивает эту двойственность самоощущения лирического героя романа 0 т.0. 000 Мы все учились понемногу Мы почитаем всех нулями Мы все глядим в Наполеоны Так люди первый каюсь я От делать нечего друзья Сознание человека систему его жизненных ценностей во многом формируют нравственные законы принятые в обществе. Влияние высшего света сам автор расценивает неоднозначно. Первая глава дает резко сатирическое изображение света и времяпрепровождения светской молодежи. Трагическая 0-ая глава где погибает юный поэт заканчивается лирическим отступлением размышления автора о возрастном рубеже который он готовится перешагнуть Ужель мне скоро тридцать лет И он призывает младое вдохновенье спасти душу поэта от гибели не дать окаменеть В мертвящем упоенье света В сем омуте где с вами я Купаюсь милые друзья.
Итак омут мертвящий душу. Но вот 0-ая глава И ныне музу я впервые На светский раут привожу.
И что же Ей нравится порядок стройный Олигархических бесед И холод гордости спокойной И эта смесь чинов и лет. Очень верно объясняет это противоречие Ю.М. Лотман Образ света получал двойное освещение с одной стороны мир бездушный и механистический он оставался объектом осуждения с другой — как сфера в которой развивается русская культура жизнь одухотворяется игрой интеллектуальных и духовных сил поэзией гордостью как мир Карамзина и декабристов Жуковского и самого автора Евгения Онегина он сохраняет безусловную ценность.
Общество неоднородно. От самого человека зависит примет ли он нравственные законы малодушного большинства или лучших представителей света. 0 00 Малодушное большинство друзья окружающие человека в мертвящем омуте света появляются в романе неслучайно. Как карикатурой на настоящую любовь стала наука страсти нежной так карикатурой на истинную дружбу — светское приятельство. От делать нечего друзья — таков приговор автора дружеским отношениям Онегина и Ленского.
Дружба без глубокой духовной общности — лишь временный пустой союз. И эта карикатурность светских дружб приводит автора в ярость от друзей спаси нас Боже На эту тему приведу сравнение — язвительные строки о клевете друзей в четвертой главе романа с проникновенными стихами о няне Но я плоды моих мечтаний И гармонических затей Читаю только старой няне Подруге юности моей Невозможна полноценная жизнь без бескорыстной самоотдачи в дружбе — поэтому так страшны автору эти светские дружбы.
Ибо в истинной дружбе предательство — грех самый страшный который ничем нельзя оправдать в светской же пародии на дружбу предательство — в порядке вещей нормально. Для автора неумение дружить — страшный признак моральной деградации современного общества. Но дружбы нет и той меж нами. Все предрассудки истребя Мы почитаем всех нулями А единицами — себя. Мы все глядим в Наполеоны Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно Нам чувство дико и смешно. Обратим внимание на эти стихи они — одни из важнейших центральных в русской литературе XIX века. Пушкинская формула ляжет в основу Преступления и наказания Войны и мира. Наполеоновская тема впервые осознана и сформулирована Пушкиным как проблема цели жизни человека.
Наполеон здесь фигурирует не как романтический образ но как символ психологического настроя согласно которому личность ради своих желаний готова подавить уничтожить любую преграду ведь окружающие люди — лишь двуногие твари Сам автор видит смысл жизни в исполнении своего предназначения.
Весь роман насыщен глубокими размышлениями об искусстве образ автора в этом смысле однозначен он прежде всего поэт жизнь его немыслима вне творчества вне напряженной духовной работы. В этом ему прямо противоположен Евгений. И вовсе не потому что он на наших глазах не пашет и не сеет. У него нет потребности в труде в поиске своего предназначения. И образование Онегина и его попытки погрузиться в чтение и его усилия писать зевая за перо взялся автор воспринимает иронически Труд упорный ему был тошен.
Это один из серьезнейших моментов для понимания романа. Хотя действие романа заканчивается до восстания на Сенатской площади в Евгении часто угадываются черты человека николаевской эпохи. Тяжким крестом для этого поколения станет невозможность обрести свое призвание разгадать предназначение. Этот мотив — центральный в творчестве Лермонтова осмысливает эту проблему и Тургенев в образе Павла Петровича Кирсанова. Рассмотрев в этой части реферата структуру романа в стихах А.С. Пушкина Евгений Онегин в следующей возможно перейти к непосредственному анализу ключевой проблемы и темы реферата проблеме счастья и долга. 0.0. Проблема долга и счастья Особенно важна в Евгении Онегине проблема долга и счастья.
По сути Татьяна Ларина — не любовная героиня это героиня совести. Появившись на страницах романа семнадцатилетней провинциальной девушкой мечтающей о счастье с возлюбленным она на наших глазах вырастает в удивительно цельную героиню для которой понятия чести и долга — превыше всего.
Ольга невеста Ленского скоро забыла погибшего юношу младой улан ее пленил. Для Татьяны смерть Ленского — катастрофа. Она проклинает себя за то что продолжает любить Онегина Она должна в нем ненавидеть Убийцу брата своего. Обостренное чувство долга — доминанта образа Татьяны. Счастье с Онегиным для нее невозможно нет счастья построенного на бесчестии на несчастье другого человека. Выбор Татьяны — глубоко нравственный выбор смысл жизни для нее — в соответствии высшим моральным критериям.
Об этом писал Ф.М. Достоевский в очерке Пушкин Татьяна — это тип твердый стоящий твердо на своей почве. Она глубже Онегина и конечно умнее его. Она уже одним благородным инстинктом своим предчувствует где и в чем правда что и выразилось в финале поэмы. Может быть Пушкин даже лучше бы сделал если бы назвал свою поэму именем Татьяны а не Онегина ибо бесспорно она главная героиня поэмы. Это положительный тип а не отрицательный это тип положительной красоты это апофеоза русской женщины и ей предназначил поэт высказать мысль поэмы в знаменитой сцене последней встречи Татьяны с Онегиным.
Можно даже сказать что такой красоты положительный тип русской женщины почти уже и не повторялся в нашей художественной литературе — кроме разве образа Лизы в Дворянском гнезде Тургенева. Но манера глядеть свысока сделала то что Онегин совсем даже не узнал Татьяну когда встретил ее в первый раз в глуши в скромном образе чистой невинной девушки так оробевшей пред ним с первого разу. Он не сумел отличить в бедной девочке законченности и совершенства и действительно может быть принял ее за нравственный эмбрион.
Это она-то эмбрион это после письма-то ее к Онегину Если есть кто нравственный эмбрион в поэме так это конечно он сам Онегин и это бесспорно. Да и совсем не мог он узнать ее разве он знает душу человеческую Это отвлеченный человек это беспокойный мечтатель во всю его жизнь. Не узнал он ее и потом в Петербурге в образе знатной дамы когда по его же словам в письме к Татьяне постигал душой все ее совершенства.
Но это только слова она прошла в его жизни мимо него не узнанная и не оцененная им в том и трагедия их романа. Кстати кто сказал что светская придворная жизнь тлетворно коснулась ее души и что именно сан светской дамы и новые светские понятия были отчасти причиной отказа ее Онегину Нет это не так было. Нет это та же Таня та же прежняя деревенская Таня Она не испорчена она напротив удручена этою пышною петербургскою жизнью надломлена и страдает она ненавидит свой сан светской дамы и кто судит о ней иначе тот совсем не понимает того что хотел сказать Пушкин.
И вот она твердо говорит Онегину 0 т.0. 000 Но я другому отдана И буду век ему верна. Высказала она это именно как русская женщина в этом ее апофеоза. Она высказывает правду поэмы. О я ни слова не скажу про ее религиозные убеждения про взгляд на таинство брака — нет этого я не коснусь. Но что же потому ли она отказалась идти за ним несмотря на то что сама же сказала ему Я вас люблю потому ли что она как русская женщина а не южная или не французская какая-нибудь не способна на смелый шаг не в силах порвать свои путы не в силах пожертвовать обаянием честей богатства светского своего значения условиями добродетели Нет русская женщина смела.
Русская женщина смело пойдет за тем во что поверит и она доказала это. Но она другому отдана и будет век ему верна. Да верна этому генералу ее мужу честному человеку ее любящему ее уважающему и ею гордящемуся.
Пусть ее молила мать но ведь она а не кто другая дала согласие она ведь она сама поклялась ему быть честною женой его. Пусть она вышла за него с отчаяния но теперь он ее муж и измена ее покроет его позором стыдом и убьет его. А разве может человек основать свое счастье на несчастье другого Счастье не в одних только наслаждениях любви а и в высшей гармонии духа. Чем успокоить дух если назади стоит нечестный безжалостный бесчеловечный поступок Ей бежать из-за того только что тут мое счастье Но какое же может быть счастье если оно основано на чужом несчастии Позвольте представьте что вы сами возводите здание судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей дать им наконец мир и покой.
И вот представьте себе тоже что для этого необходимо и неминуемо надо замучить всего только лишь одно человеческое существо мало того — пусть даже не столь достойное смешное даже на иной взгляд существо не Шекспира какого-нибудь а просто честного старика мужа молодой жены в любовь которой он верит слепо хотя сердца ее не знает вовсе уважает ее гордится ею счастлив ею и покоен.
И вот только его надо опозорить обесчестить и замучить и на слезах этого обесчещенного старика возвести ваше здание Согласитесь ли вы быть архитектором такого здания на этом условии Вот вопрос. И можете ли вы допустить хоть на минуту идею что люди для которых вы строили это здание согласились бы сами принять от вас такое счастие если в фундаменте его заложено страдание.
Скажите могла ли решить иначе Татьяна с ее высокою душой с ее сердцем столь пострадавшим Нет. Татьяна отсылает Онегина. У него никакой почвы это былинка носимая ветром. Не такова она вовсе у ней и в отчаянии и в страдальческом сознании что погибла ее жизнь все-таки есть нечто твердое и незыблемое на что опирается ее душа. Это ее воспоминания детства воспоминания родины деревенской глуши в которой началась ее смиренная чистая жизнь — это крест и тень ветвей над могилой ее бедной няни. О эти воспоминания и прежние образы ей теперь всего драгоценнее эти образы одни только и остались ей но они-то и спасают ее душу от окончательного отчаяния.
И этого немало нет тут уже многое потому что тут целое основание тут нечто незыблемое и неразрушимое. Тут соприкосновение с родиной с родным народом с его святынею. Кульминационный момент сюжета — шестая глава дуэль Онегина и Ленского. Ценность жизни проверяется смертью. Трагическую ошибку совершает Онегин. В этот момент особенно ярко противопоставление его понимания чести и долга тому смыслу который вкладывает в эти слова Татьяна.
Для Онегина понятие светской чести оказывается значительнее нравственного долга — и он платит страшную цену за допущенное смещение нравственных критериев на нем навеки кровь убитого им приятеля. Автор сопоставляет два возможных пути Ленского возвышенный для блага мира иль хоть славы был рожден и приземленный обыкновенный удел. И для него важно не то какая судьба реальнее — важно что никакой не будет Ленский убит. Для света не ведающего истинного смысла жизни сама жизнь человеческая не имеет ценности. Для автора она — ценность величайшая онтологическая.
Поэтому так отчетливо видны авторские симпатии и антипатии в романе Евгений Онегин. Отношение автора к героям романа всегда определенно и недвусмысленно. Отметим еще раз нежелание Пушкина чтобы его отождествляли с Евгением Онегиным Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной. Напомним о неоднозначности оценки автором Евгения по мере написания романа его отношение к герою меняется годы идут меняется сам автор меняется и Онегин.
Герой в начале и конце романа — два разных человека в финале Онегин — лицо трагическое. Для автора главная трагедия Онегина заключается в разрыве между его истинными человеческими возможностями и той ролью которую он играет это одна из центральных проблем онегинского поколения. Искренне любя своего героя Пушкин не может не осудить его за страх нарушить светские условности. Татьяна — любимая героиня Пушкина наиболее близкий автору образ.
Поэт назовет ее милым идеалом. Духовная близость автора и Татьяны основывается на сходстве основных жизненных принципов бескорыстного отношения к миру близости с природой национального сознания. Отношение автора к Ленскому — любовно-ироническое. Романтическое мироощущение Ленского во многом искусственно вспомним сцену Ленский на могиле Дмитрия Ларина. Трагедия Ленского для автора в том что за право сыграть роль романтического героя Владимир жертвует жизнью жертва нелепая и бессмысленная. Трагедия несостоявшейся личности — тоже знак времени.
Особый разговор — отношение автора к второстепенным и эпизодическим персонажам. Он во многом выявляет в них не индивидуальные но типические черты. Так создается отношение автора к обществу в целом. Светское общество в романе неоднородно. Это и светская чернь сделавшая главным принципом жизни погоню за модой — в убеждениях в поведении в чтении и т.д. И в то же время круг людей принятых в петербургском салоне Татьяны — истинная интеллигенция.
Провинциальное общество предстает в романе карикатурой на высший свет. Одно явление на именинах Татьяны четы Скотининых они же — герои комедии Фонвизина Недоросль показывает что за пятьдесят лет отделяющих современную Пушкину провинцию от провинции описанной Фонвизиным ничего не изменилось. Но в то же время именно в русской провинции возможно появление Татьяны. Подводя итоги этой главы следует сказать что судьбы героев романа прежде всего зависят от истинности или ложности ценностей принятых ими за основные жизненные принципы.
ГЛАВА 0.
СЧАСТЬЕ И ДОЛГ ПОСЛЕ ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА
В первой главе реферата мной был проведен анализ понятий счастья и долга в романе Пушкина Евгений Онегин. Вероятно тема счастья и долга как предполагалось мной во введении является вечной темой классических искания поэтов писателей художников музыкантов однако она волнует и нас. В этой главе реферата я хочу изложить наиболее близкую мне точку зрения счастья и долга в контексте и под впечатлениями от произведения А.С. Пушкина Евгений Онегин. 0.0. Счастье Механизм счастья постоянно побуждает человека к действию чтобы он не успокаивался надолго не замирал.
Чем больше одинаковых по смыслу выражений в языке тем следовательно значительнее в жизни явление описываемое в этих выражениях. Например забылся от счастья потерялся от счастья поглупел от счастья совсем голову потерял от счастья голова закружилась от счастья с ума сошел от счастья сумасшедшее счастье и даже — умрешь от счастья умру от счастья чуть не умер от счастья.
Но ощущение счастья кратковременно. Если бы счастье было достижимо раз и навсегда человечество давно бы вымерло. При малейшей удаче люди выпадали бы из строя действующих. Счастье косило бы людей как пулемет наступающие цепи. Нет природа манит нас она дает нам почувствовать счастье чтобы мы насладились им испытали его и стремились к нему вновь и вновь. Слово счастье почти всегда связано в языке с указанием на время счастливый миг минуты счастья мы провели счастливый месяц это было такое счастливое лето. Счастливое время прошло счастье промелькнуло короткое счастье недолгое счастье куда ушло мое счастье счастье улетело как золотой сон А может ли оно быть долгим Можно ли быть счастливым всегда Чаще всего отвечают не задумываясь — нет Но русский язык как и другие языки допускает такую возможность. А что есть в языке то есть и в духовной жизни.
Мы говорим годы счастья счастливейшие годы моей жизни и даже можно сказать он прожил счастливую жизнь мы прожили долгую счастливую жизнь.
Больше того говорят — счастливый человек и о себе можно вполне серьезно сказать я счастливый человек. А сказать я красивый я умный без насмешки нельзя язык не позволяет. Вот оно вот это и нужно нам мне не только счастье — мгновение но и счастье — жизнь. Именно этот смысл вкладывают наши родители и учителя в слова был бы ребенок счастливый. Что же сделать чтобы мы молодое поколение были счастливы Вопрос вопросов Ничто так не объединяет людей и не разделяет их как представление о счастье жизни.
Когда люди расходятся они обычно говорят что у них разные интересы. На самом деле у них разные представления о счастье и именно поэтому им невозможно жить вместе. Так соблазнительно найти хоть в чем-нибудь замену счастью Мы постоянно занимаемся поисками подобного рода Привычка свыше нам дана — Замена счастию она. Евгений Онегин с жаром восклицает Я думал вольность и покой Замена счастью.
Боже мой Как я ошибся как наказан Замены нет. Счастье неподменно. Однако позже Пушкин вновь размышляет о том же На свете счастья нет но есть покой и воля. Слово замена исчезло замены нет но нет и счастья. Так или иначе но представление о счастливой жизни находится где-то возле слов покой и воля вольность и покой. Покой — мирная ничем не тревожимая жизнь воля — свобода независимость самостоятельность жизнь по совести. Покой и воля — любовь и совесть. Замечательно что и в языке содержится точно тот же образ счастья что и у Пушкина и притом художественный.
Мы говорим безоблачное счастье. Ничто не угрожает не тревожит. Мир покой — ни облачка на небе. Мы говорим безмятежное счастье. Ничто не смущает душу чистая совесть нет внутренних раздоров мятежа. Мир вокруг человека мир в душе человека Безоблачность и безмятежность. Отмечу что мы все так думаем это в языке закреплено тут спорить нечего. И в знаменитой строчке Блока Покой нам только снится снится все же покой а не что-нибудь другое.
Нравится нам это или не нравится совпадает ли это с принятым мнением или нет но общее представление о счастье — покой вокруг человека и покой в душе человека возможный лишь там где есть справедливость. Короткое счастье — как забытье но жизнь в забытьи не проведешь. Мир тревожен и беспокоен — как застраховаться от забот и тревог от злых забот и лени вялой И еще вопрос безоблачность и безмятежность — необходимые условия счастья но как мы видели не само счастье.
В чем же оно Где Вот пушкинские строчки в более полном виде Чужой для всех ничем не связан Я думал вольность и покой Замена счастью. Боже мой Как я ошибся как наказан Очевидно счастье в чем-то противоположном тому что думал Онегин ошибаясь. Счастье — среди людей. В любимом человеке. Другого нет в других местах оно не водится. Чужой для всех ничем не связан не может быть счастливым. Но есть лишь один способ прожить среди людей без страха без мятежа в душе о нем говорится в Борисе Годунове Ах чувствую ничто не может нас Среди мирских печалей успокоить Ничто ничто едина разве совесть.
Жизнь по совести — приближение к правде а у правды есть свойство волновать возвышать доставлять счастье. Вспомните любой случай когда вам приходилось встретиться с острой открытой правдой. Правда — счастьеобразующий элемент все в чем содержится правда близко к счастью. Ведь и любовь доставляет нам счастье лишь тогда когда она совершенно искренняя. Малейшее сомнение — и мы чувствуем себя скорее несчастными чем счастливыми.
Счастье — ощущение высшего ощущение предела возможного переполненность но и у правды то же свойство. Мы говорим неподдельная радость неподдельное счастье неподдельная правда. Обман мучит нас чужой или свой правда дает покой душе безмятежность. 0.0. Долг Когда человек делает все возможное для правды то есть исполняет свой долг перед нею он и чувствует себя счастливым. Долг человека не в простом исполнении должного а в напряжении всех сил для должного долг человека — выкладываться.
Оттого природа и награждает нас счастьем за исполнение долга — она премирует за старание за то что не жалели себя действовали на пределе возможного. Самый дрянной человек испытает счастье когда он выложится в работе. В зависимости от того как мы выкладывались как исполнили долг мы испытываем удовлетворение удовольствие или счастье. Счастье на перекрестке стремлений и судьбы но где эта точка если говорить о целой жизни Там где встречаются правда и долг. На пределе своих возможностей честно у пределов правды честности высекается счастье целой жизни.
А другого нет нет на свете Блаженства прочного ни знатный род Ни красота ни сила ни богатство Ничто беды не может миновать. Когда человек исполняет свой долг перед правдой он чувствует себя свободным его ничего не страшит. В тревожном и мятежном мире он все-таки можно сказать в покое — как покойны относительно друг друга два сверхзвуковых самолета летящих в одном направлении. Он следует старому девизу честных людей Делай что должно и пусть будет что будет. Не жди награды приготовься к наказанию но делай что должно.
Не хитри с жизнью И в языке есть Я счастлив что исполнил свой долг. Исполнение долга всегда приносит человеку удовлетворение а исполнение высокого трудного долга — счастье. Счастье прочно лишь на основе долга и правды. Это давно известно Достоевский внес в записную книжку что там где нет сознания правды и долга там нет и представления о счастье. Так неожиданно соединяются эти слова долг правда счастье.
Суровый поворот дела Мы привыкли представлять себе счастье как неожиданную радость в виде ребенка прыгающего в дверях Мама пришла Но лишь на правде чувства и в сознании долга друг перед другом держится семейное счастье от правды зависит счастье в творчестве от правды и старания — счастье от работы. Нет счастья в исполнении долга перед неправдой нет счастья в сознании правды но без исполнения долга перед нею. Исполнение долга перед правдой жизни — в этом и есть смысл жизни.
Для этого мы призваны в жизнь Ты понял жизни цель счастливый человек Для жизни ты живешь. Человек — для человека жизнь — для жизни. В конечном счете все сводится к тому чтобы найти свою цель жизни и честно служить ей исполняя свой долг Я счастливый человек я делаю свое дело. Почти все проблемы снимаются у человека нашедшего дело своей жизни — свое дело. К беде нашей долг и правда подобно совести и миролюбию могут расходиться. Тогда человек не чувствует себя хозяином своего дела или оно пустое ненужное или делается не лучшим образом.
Когда кругом царит распущенность неразбериха обман — в деле нет правды. Человек не может быть счастливым. Делай что должно и пусть будет что будет. Но коль скоро долг — составная счастья если нам предстоит научиться делать что должно чтобы мы достигли счастья жизни то будем поосторожнее с этим словом — долг. Как бы нам не спугнуть синюю птицу счастья Мы хотим стать человеком долга Значит нам нельзя пользоваться словами долг должен для попрека и принуждения.
Говорить Ты должен ты обязан это твой долг мало ли что тебе не хочется в жизни многое не хочется а надо делать мне может быть тоже не хочется на работу ходить — это все равно что требовать Будь счастлив сколько раз тебе повторять чтобы ты был счастливым наверное это иногда звучит как приговор. Когда нам сердито внушают ты должен ты обязан человек отталкивается от этих слов и быть может на всю жизнь. Заботясь о будущем счастье человека мы требуем от него исполнения долга а на самом деле отнимаем у него возможность счастливой жизни отлучаем от счастья.
Это старый традиционный вопрос этики — о долге морали и радости. Философы думали например что морально лишь исполнение долга а долг — то что мы делаем против желания. С этой точки зрения мораль состоит в самопринуждении. И многие люди думают что долг — это то чего не хочется делать. Да нет же нет Как огня следует бояться такого взгляда. Это самое страшное что только может произойти с нашими детьми — если в их сознании долг разойдется с радостью и счастьем если им будет казаться что работа долг — это одно а радость жизни — это другое.
Вырастут люди раздвоенные несчастные и главное неспособные понять отчего же они несчастны. Все несчастья в жизни все — оттого что человек дурно воспитан и считает долг обузой. Он обычно оправдывается тем что не нашел свое место — вот нашел бы и был бы счастлив а делать с удовольствием всякую работу принимать всякий долг перед правдой он не научен. Воспитанного человека даже смерть близкого не убивает — он принимает ее как неизбежное невоспитанный несчастен от малейшего неудобства.
Но если мы не станем применять слово долг по пустякам Убери постель Это твой долг если наши родители будут помогать нам выполнить свой долг так чтобы он никогда не был нам обузой то постепенно чувство долга само вызреет в наших душах. В хорошей семье никто не напоминает друг другу о долге никто не следит за тем как исполняет свой долг другой но каждый радостно несет свои обязанности постепенно завлекая детей радостью всякой работы.
Можно сказать что такие люди вовсе не знают долга а можно сказать что они только по долгу и живут. В таких семьях и вырастают дети о которых потом через годы будут говорить Добрые люди долга. Соединим в сознании долг и радость — и больше ничего для воспитания не нужно. Тысячи слов в книжке но все они про одно и то же таинственное и невыразимое — его нельзя объяснить и передать иначе как растратив великое множество обыкновенных и высоких слов. Что же однако я могу сказать о счастье — Я не могу дать определения счастья.
Я не могу его ощутить и потрогать У человека есть духовные стремления когда они удовлетворяются он чувствует себя счастливым. Я заканчиваю писать реферат о счастье и долге я счастлива счастье пролетает как птица потом появиться новый долг Похоже на правду.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема реферата — Проблема счастья и долга в романе Евгений Онегин. Проблемы счастья и долга являлись одними из самых актуальных для человечества во все времена.
Проблемы цели и смысла жизни ключевые центральные в романе ведь в переломные моменты истории каковым стала для России эпоха после декабрьского восстания в сознании людей происходила кардинальная переоценка ценностей необходимо отметить что современная ценность романа А.С. Пушкина заключается в том что эта же тема волнует нас и сегодня. Каждый человек для себя решает проблемы счастья и долга практически постоянно. В силу особенностей жанра в романе Евгений Онегин отражен сам процесс переоценки всех нравственных ценностей дополнительное практическое значение для меня имеет то что я наравне с героями и поэтом переоцениваю свои ценностные категории именно сейчас вероятно и я упоминала это выше это будет не последняя моя переоценка. На каждом этапе жизненного пути вспоминая Онегина я буду по новому видеть смыслообразующие ценности счастья и долга в этом суть классического статуса романа да и всего творчества А.С. Пушкина.
Так повелось что сознание человека система его жизненных ценностей как известно во многом формируют нравственные законы принятые в обществе мы совсем недавно столкнулись и переосмыслили ценности социализма переходного периода капитализации.
От самого человека зависит примет ли он нравственные законы малодушного большинства или лучших представителей общества особенно важны эти навыки нам молодому поколению. Каждый из нас хочет быть личностью каждый самоутверждается в нашей непростой жизни и лишь немногие добиваются гармонии желания и реальности.
Важно вынести урок — счастье по Онегину то что не может быть построенного на бесчестии на несчастье другого человека. Когда человек исполняет свой долг перед правдой он чувствует себя свободным его ничего не страшит он счастлив. Исполнение долга всегда приносит человеку удовлетворение а исполнение высокого трудного долга — счастье. Счастье прочно лишь на основе долга и правды. Это давно известно Достоевский внес в записную книжку что там где нет сознания правды и долга там нет и представления о счастье.
Так неожиданно соединяются эти слова долг правда счастье. Нет счастья в исполнении долга перед неправдой нет счастья в сознании правды но без исполнения долга перед нею. Исполнение долга перед правдой жизни — в этом и есть смысл жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лотман Ю.М. Роман Пушкина Евгений Онегин Комментарий. СПб 0000. 2. Монахова О.П. Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.0 М 0000. 3. Набоков В.В. Комментарий к роману А.С.Пушкина Евгений Онегин. Пер.с англ СПб. Искусство-СПб. Набоковский фонд 0000 000 с. 4. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 0 томах Евгений Онегин.
Акад.наук СССР Худож. С.Богачев — М. Воскресенье 0000 Т.0 000 с. ил.