Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Вопрос 1.10
Происхождение и содержание терминов «этика», «мораль», нравственность»10
1. Происхождение терминов10
2. Содержание терминов10
Вопрос 2.11
Предмет этики11
1. Мораль. Концепции ее происхождения11
2. Варианты скульптуры морали11
Вопрос 3.12
Структура этического знания. Основные категории12
1. Структура этики. Моральное сознание и практика12
2. Законы морали12
3. Категории этики12
Вопрос 4.13
Мораль и другие сферы общественной жизни13
1. Связь морали с формами общественного сознания13
(экономикой, политикой, правом, религией и др.)13
2. Мораль и общественные отношения. Функции морали13
Вопрос 5.14
Духовная и практическая стороны морали14
1. Моральное сознание14
2. Моральное практика14
3. Признаки морали14
Вопрос 6.15
Свойства морали15
1. Императивность морали15
2. Нормативность морали15
3. Оценочность морали15
Вопрос 7.16
Функции морали16
1. Воспитательная16
2. Ценностно-ориентирующая16
3. Коммуникативная16
4. Познавательная16
5. Регулятивная16
6. Гуманизирующая16
Вопрос 8.17
Моральная регуляция17
1. Компоненты системы моральной регуляции17
2. Моральная регуляция17
Вопрос 9.18
Противоречия в морали18
1. Безличность законов морали. Свобода воли и всеобщность морали.18
2. Универсальность моральных правил18
3. Незаинтересованность моральных мотивов18
4. Моральное единство людей18
5. Свободная причинность18
Вопрос 10.20
Природа человека20
1. Разумность поведения человека20
2. Целесообразность поведения человека20
3. Специфические свойства человека20
Вопрос 11.21
Происхождение морали21
1. Формирование морали в первобытном обществе21
2. Нравственные отношения в классовом обществе21
Вопрос 12.22
Моральная регуляция в половом обществе22
1. Родоплеменная община22
2. Патриархальная община22
Вопрос 13.23
Мораль в рабовладельческом обществе. Античная философия23
1. Мораль классового общества23
2. Философия античной эпохи23
Вопрос 14.24
Индивидуалистически ориентированные24
этические учения античной эпохи24
1. Софизм24
2. Абсолютизм24
3. Гедонизм24
4. Киники24
Вопрос 15.25
Субъективно-идеалистически25
ориентированные этические учения античности25
1. Софизм25
2. Абсолютизм25
3. Гедонизм25
4. Киники25
Вопрос 16.27
Этический субъективизм в эпоху античности27
1. Эпикурейство27
2. Эвдемонизм. Демокрита27
3. Стоицизм27
Вопрос 17.29
Корпоративная мораль Средневековья29
1. Христианская мораль Средневековья29
2. Сословно-корпоративный характер средневековой морали29
Вопрос 18.30
Философско-этическая мысль Средневековья30
(официальная этическая доктрина)30
1. Августин Блаженный30
2. Фома Аквинский30
3. Ансельм Кентерберийский30
Вопрос 19.32
Философско-этическая мысль Средневековья32
(субъективистские этические учения)32
1. Иоанн Скот Эриугена32
2. Пьер Абеляр32
3. Сигер Брабантский32
4. Майстер Экхарт32
Вопрос 20.33
Философско-этическая мысль эпохи Возрождения (итальянские гуманисты)33
1. Этика и философия Возрождения33
2. Лоренцо Валла33
3. Пико делла Мирандола33
4. Николо Макиавелли33
5. Джордано Бруно33
Вопрос 21.35
Мораль буржуазного общества, ее особенности35
Вопрос 22.36
Развитие этической мысли Нового времени36
1. Буржуазная этика36
2. Этические взгляды Монтеня36
Вопрос 23.37
Развитие этической мысли Нового времени37
(представители английской школы этики)37
1. Томас Гоббс37
2. Ф. Бекон, А. Смит37
Вопрос 24.38
Этическая мысль Нового времени.38
Этический рационализм Спинозы38
Вопрос 25.39
Этическая мораль Нового времени.39
Французские материалисты39
1. Клод-Адриан Гельвеций39
2. Поль-Генрих-Дитрих Гольбах39
3. Жан-Жак Руссо39
Вопрос 26.40
Развитие этической мысли Нового времени.40
Этическая система И. Канта40
1. Эмпирический мир. Мир ноуменов40
2. Классификация императивов40
3. Формулировка категорического императива40
Вопрос 27.42
Развитие этической мысли Нового времени.42
Этическая концепция Ф. Гегеля42
Вопрос 28.43
Развитие этической мысли Нового времени.43
Моральная концепция Л. Фейербаха43
Вопрос 29.44
Развитие этической мысли Нового времени.44
Пессимистическая концепция А. Шопенгауэра44
1. «Мир как представление»44
2. «Мир как воля»44
3. Нравственность44
Впрос 30.45
1. «Мораль рабов»45
2. «Вторичное переживание»45
3. Мораль «сверхчеловека»45
4. Добро и зло, хорошее и плохое45
Вопрос 31.47
Развитие этической мысли Нового времени.47
Теория утилитаризма Д. Милля47
1. Принцип пользы47
2. Нравственные санкции. Уровни нравственности. Счастье47
Вопрос 32.49
Этика ХХ в. Марксистская этическая теория49
1. Учение К. Маркса и Ф. Энгельса49
2. Мораль социалистического общества49
Вопрос 33.50
Этическая мысль XX в. Швейцер50
1. Эгоистический и моральный периоды жизни. Подвижничество50
2. «Благоговение перед жизнью». Этика50
Вопрос 34.52
Русская этическая мысль52
XIX — XX вв. Этические взгляды Ф.М. Достоевского52
Вопрос 35.53
Русская этическая мысль XIX — XX вв. Л.Н. Толстой53
1. Смысл жизни человека53
2. Непротивление злу насилием53
Вопрос 36.54
Русская этическая мысль XIX-XX вв.54
1. Революционные демократы54
2. Идеалистическая филосовско-этическая мысль (философия «всеединства» и экзистенциальная философия)54
Вопрос 37.56
Развитие этической мысли Нового и Новейшего времени56
1. Прагматизм56
2. Неопозитивизм56
3. Экзистенциализм56
4. Психоанализ56
Вопрос 38.58
Развитие этической мысли Нового и Новейшего времени.58
Религиозные этические учения58
1. Неотомизм58
2. Неопротестантизм58
3. Христианская этика С.Л. Франка58
4. Христианская этика К.С. Льюиса58
5. Христианский модернизм58
Вопрос 39.59
Учителя человечества. Конфуций59
1. Человеколюбие59
2. Ритуал59
3. Сыновняя почтительность59
4. Исправление имен59
5. Воспитанность59
6. Благородный муж59
Вопрос 40.61
Учителя человечества. Будда61
1. Путь к просветлению61
2. «Средняя дорога», «Благородные истины»61
Вопрос 41.62
Учителя человечества. Моисей62
Декалог. Его особенности62
Вопрос 42.64
Учителя человечества. Иисус Христос64
1. Богочеловек64
2. Основные положения христианства. Заповеди Божьи64
3. Важнейшие христианские добродетели64
Вопрос 43.66
Учителя человечества. Мухаммед66
1. Возникновение ислама66
2. Устои мусульманского вероучения66
3. Особенности этики Корана66
Вопрос 44.67
Проблема нравственного прогресса67
1. «Прогрессивистский» взгляд на развитие морали67
2. Скептический взгляд на развитие морали67
Вопрос 45.69
Категории морали. Ценности69
1. Ценности. Высшее благо69
2. Различные подходы к пониманию иерархии ценностей69
Вопрос 46.70
Категории морали. Идеал70
1. Определение идеала, данные И. Кантом, В.Ф. Гегелем и др.70
2. Идеал с точки зрения современной этики70
3. Личный идеал. Функции идеала. Социальный идеал70
Вопрос 47.71
Категории этики. Идеал единства. Конфликт поколений71
1. Идеал единства71
2. Идеализм71
3. Смена идеалов. Нравственный конфликт поколений71
Вопрос 48.73
Категории этики (добро и зло). Добро73
1. Понятие добра. Доброта. Добродетель. Релятивизм73
2. Польза73
Вопрос 49.74
Категории этики (добро и зло). Зло74
1. Зло. Виды зла74
2. Религиозные теории происхождения зла74
Вопрос 50.76
Категории этики (добро и зло). Противоречия в понимании добра и зла76
1. Взаимоопределенность добра и зла76
2. Противоречия в понимании добра и зла76
Вопрос 51.77
Категории этики (добро и зло). Проблема конструктивности зла77
1. Выбор между добром и злом77
2. Конструктивность зла77
Вопрос 52.78
Категории этики. Моральный долг78
1. Императивность морали78
2. Моральный долг78
Вопрос 53.79
Категории этики. Совесть79
1. Понятие совести79
2. Формирование совести79
3. «Чистая совесть»79
Вопрос 54.80
Категории этики. Стыд. Вина80
1. Стыд80
2. Вина80
Вопрос 55.82
Категории этики. Свобода82
1. Моральная свобода и необходимость82
2. Моральные действия82
3. Свободный выбор82
4. Воля82
Вопрос 56.84
Категории этики. Моральная ответственность84
1. Понятие ответственности84
2. Условия моральной ответственности84
3. Перед кем ответствен человек?84
Вопрос 57.85
Категории этики. Добродетель и порок85
1. Понятие добродетели и пороков85
2. Учение Аристотеля о добродетелях85
3. Христианская этическая концепция. Внутренний конфликт85
4. Классификация добродетелей85
5. Учение В.С. Соловьева о добродетелях85
Вопрос 58.87
Категории этики. Счастье. Представление людей о нем87
1. Счастье. Представление людей о счастье87
2. Эвдемоническое направление этики. Характер этической категории счастья87
3. Счастье и страдание87
Вопрос 59.89
Категории этики. Счастье. Смысл жизни89
1. Условия достижения счастья89
2. Счастье и смысл жизни89
3. Система ценностей, задающих смысл жизни89
Вопрос 60.91
Нравственный опыт. Правда и ложь91
1. Понятие правды, истины91
2. Обман, хитрость, клевета, ханжество91
3. Честность, доверие91
Вопрос 61.92
Нравственный опыт (справедливость). Понятие справедливости92
1. Понятие справедливости. Справедливость распределительная и уравнивающая92
2. Развитие представлений о справедливости92
Вопрос 62.94
Нравственный опыт. Справедливость в отношениях людей94
1. Принципы справедливости, сформулированные Дж. Ролзом94
2. Справедливость в отношениях людей94
Вопрос 63.95
Нравственные принципы общения95
1. Нравственные принципы общения. Культура общения95
2. Воспитание нравственной культуры общения95
Вопрос 64.97
Нравственный опыт. Милосердие97
1. Понятие милосердия. Заповедь милосердной любви97
2. Любовь и долг97
3. Любовь, милосердие и справедливость97
4. Самосовершенствование97
Вопрос 65.98
Нравственные ценности. Личные отношения: любовь, семья, дружба98
1. Личные отношения98
2. Любовь98
3. Семья98
4. Дружба. Товарищеские и приятельские отношения98
Вопрос 66.100
Нравственный опыт. Удовольствие. Польза100
1. Понятие удовольствия. Гедонизм100
2. Польза. Успех. Эффективность. Прагматизм100
Вопрос 67.102
Нравственный опыт. Совершенствование102
1. Понятие совершенства. Перфекционистские этические взгляды102
2. Духовность. Путь совершенствования102
Вопрос 68.103
Профессиональная этика103
1. Понятие профессиональной этики.103
Содержание и предмет профессиональной этики103
2. Экономическая этика103
Вопрос 69.105
Прикладная этика. Разумный эгоизм105
1. Эгоизм. Альтруизм. Эгоцентризм105
2. Разумный эгоизм. Принцип взаимополезности105
3. Ограничения эгоизма105
Вопрос 70.106
Прикладная этика. Государство и насилие. Проблема смертной казни106
1. Насилие. Государство106
2. Смертная казнь. Этические аргументы «за» и «против»106
Выдержка из текста работы
Название: Предмет этики, ее проблематика, философские основания Учебная работа по дисциплине: Этика и эстетика РЕФЕРАТ На тему: Предмет этики, ее проблематика, философские основания Содержание 1. Происхождение и содержание терминов «этика», «мораль», «нравственность» 2. Предмет этики 3. Структура этического знания. Основные категории 4. Мораль и другие сферы общественной жизни 5. Духовная и практическая стороны морали Литература 1. Происхождение и содержание терминов «этика», «мораль», «нравственность» 1. Происхождение терминов 2. Содержание терминов 1. Термин «этика » происходит от древнегреческого слова «этос» — дом, гнездо. Позднее оно стало обозначать характер явления, его природу. Аристотель ввел термин «этический» для обозначения душевных качеств, свойств характера человека — этических добродетелей.
Этические добродетели следует отличать от: * природных аффектов — свойств тела (страх и т. п.); * дианоэтических добродетелей — свойств ума (память и т. п.). Этикой Аристотель называл: * совокупность этических добродетелей; * особую науку, область философского знания.
Латинские аналоги греческих терминов (перевод сделал Цицерон). * moralis — моральный (этический); * moralitas — мораль (этика); * моральная философия (этика как область знания). Важнейшим, условием выживания человечества является саморегуляция общества, которая заключается в: * согласовании интересов людей, их действий; * определении обязанностей людей перед другими членами общества; * соблюдении определенных норм поведения и т. д. В процессе исторического развития взаимные обязанности членов общества осмысливались людьми (развивалось моральное сознание) и получали теоретическое обоснование.
Первая систематическая работа -«Никомахова этика» — была написана Аристотелем в IV в. до н. э. Большинство этических учений античной эпохи существовало в виде практических моральных наставлений и философских дискуссий. 2. В общекультурной лексике слова «этика», «мораль, «нравственность» взаимозаменяемы. В этике как области знания за ними закреплен следующий смысл: * этика — наука, область знания; * мораль (нравственность) — предмет, изучаемый этикой.
Наиболее распространенными являются следующие толкования категорий этики: * мораль — субъективные оценки индивидами своей деятельности; нормы обыденного поведения людей; * нравственность — объективные оценки поступков людей; высокие принципы (например, библейские заповеди). Однако до сих пор не выработано устойчивых, общезначимых определений этих понятий. Несмотря на то, что этика — устойчивая система знаний, она предусматривает выбор индивидуальной позиции по той или иной проблеме.
Явления, осмысливаемые этикой, чрезвычайно сложны и многогранны, Большинство этических проблем носит дискуссионный характер. 2.
Предмет этики
Мораль. Концепции ее происхождения Варианты структуры морали 1. Этика — наука, предметом которой является мораль. Основными условиями существования и развития человеческого сообщества являются: * гармонизация структуры общества; * согласование интересов членов общества, их действий; * определение взаимных обязанностей членов общества и т. д. В ходе исторического развития общества нормы поведения людей, их взаимные обязанности приняли устойчивые формы, осмысливались людьми, становились предметом нравственного сознания, получали теоретическое обоснование.
Мораль — это: * совокупность норм, правил поведения людей (реализуется в их поступках); * универсальная форма отношений людей в обществе.
Выделяют три типа теорий происхождения морали. Идеалистические, креационистские концепции морали, которые включают представления о: * божественном происхождении морали (религиозная мораль); * «априорной сущности» морали (идеи И. Канта); * «абсолютной идеальной заданности морали» (Платон) и др. Согласно данной концепции мораль имеет трансцедентальную заданность и не зависит от психических или физических свойств людей.
Следовательно, этика не пересекается с науками, изучающими человека. Натуралистические (гуманистические) концепции утверждают: * биологическую заданность нравственных свойств людей; * эволюционное происхождение морали (в процессе развития человека). Натуралистическая этика взаимосвязана с психологией, антропологией и другими науками, изучающими человека.
Сторонниками натуралистических концепций были Л. Фейербах (XIX в.), Э. Фромм (XX в.). Социально-исторические концепции морали включают в себя различные вариации: * теорию антропосоциогенеза; * диалектико-материалистическую теорию этики; * теории, основанные на принципе историзма в развитии морали. 2. Структура морали. Существуют разные подходы к рассмотрению структуры морали: * нормативный (изучение морали как системы предписаний); * философский; * личностный (изучение морального сознания индивида); * биологический (изучение предпосылок нравственности на природном уровне), * социологический (изучение роли морали в обществе); * психологический (изучение психологических механизмов морали). Элементами структуры морали являются: * сознание (убеждения, намерения и пр.); * деятельность (поступки); * взаимоотношения между сознанием и деятельностью; * нравственные нормы (простейшая форма утверждений, например 7 библейских заповедей и т. п.); * нравственные качества человека (добродетели), которые проявляются в его поступках; * нравственные принципы, составляющие моральную ориентацию человека (эгоизм, альтруизм и т. п.); * нравственные идеалы (цель развития личности); * высшие моральные ценности (Свобода, счастье и т. п.), общечеловеческие моральные ориентиры.
Нравственные представления людей историчны (зависят от жизни общества, его культуры в данное время) и переменчивы (меняются на каждом этапе исторического развития общества). 3. Структура этического знания.
Основные категории 1. Структура этики.
Моральное сознание и практика 2. Законы морали 3. Категории этики Основные составляющие этики: * содержание этики, общая теория морали; * теоретическое обоснование развития морали, этические учения. Содержание общей теории морали (ее предмет): * сущность нравственности; * индивидуальная и общественная заданность нравственности; * развитие ценностных ориентиров. Многочисленные этические учения различают по их мировоззренческой основе и определению природы морали. Элементами структуры этического знания являются совокупность моральных качеств личности, а также моральные нормы общественной жизни.
Эти элементы выражаются в таких понятиях, как: * моральное сознание; * моральная практика; * законы нравственности; * категории этики. Моральное сознание человека социально (реализуется в системе общественных отношений) и выражается в: — теоретическом осмыслении нравственных норм и правил; * субъективном обосновании нравственности (понимание человеком моральных норм, его моральные чувства); * оценке явлений окружающей действительности; * нравственном сопереживании и т. п. Моральное сознание человека неразрывно с его моральной практикой.
Основной формой моральной практики являются моральные отношения. Моральные отношения реализуются в моральных действиях (поступках), которые составляют нравственное поведение людей. Моральные действия могут быть сознательными и интуитивно-чувственными. 2. Важным элементом структуры этического знания являются законы морали.
Они одновременно: * объективны, универсальны, общезначимы, подчиняют все процессы жизни общества; * субъективны, являются осознанным и добровольным выбором каждого человека. 3. Категории этики определяют: * цели развития человека и общества; * универсальные значения нравственности и т. п. (понятия «добро», «справедливость», «счастье» и т. д.); * содержание морального сознания индивидов (понятия «честь», «совесть» и т. д.). Другие категории фиксируют отрицательные нравственные принципы (общее понятие «зло»). Категория «добро» — системообразующее начало нравственных понятий и этического знания.
Категория нравственного долга выражает индивидуальное проявление добра и мотив нравственных поступков. Категории «честь», «совесть» и т. п. раскрывают содержание моральной заданности человека. 4.
Мораль и другие сферы общественной жизни
Связь морали с формами общественного сознания (экономикой, политикой, правом, религией и др.) Мораль и общественные отношения.
Функции морали 1. Мораль одновременно является: * характеристикой индивида; * совокупностью нравственных представлений людей; * формой общественного сознания. В отличие от других форм общественного сознания мораль; * не имеет своих институтов; * входит в состав всех областей духовной деятельности людей; * как категория не имеет четких определений, их значения толкуются субъективно; * во взаимодействии с другими формами общественного сознания мораль доминирует.
Мораль тесно связана с другими формами общественного сознания. Связь морали с экономикой: — нравственность — важное условие развития производительных сил общества (усложнение техники, новые технологии требуют ответственности работников, творческого подхода к труду и т. п.); * владельцы средств производства вынуждены учитывать интересы работников; * в производстве и, особенно в торговле, важны честность, порядочность и т. д. Мораль и политика.
Одной из форм упорядочения жизни общества является власть. Политики и идеологи оперируют такими понятиями, как гуманизм, социальная справедливость и т. п. В то же время смыслом политической деятельности является борьба за приобретение и сохранение власти. Моральная регуляция сводится к минимуму. На первый план выходят личные или корпоративные интересы, интересы партий, классов (в тоталитарных государствах). Николо Макиавелли (1469 — 1527) в трактате «Государь» утверждал политическую целесообразность несправедливости («цель оправдывает средства»). Политическое сознание членов общества (особенно в демократических обществах) ориентировано на социальную справедливость, долг перед обществом и т. п. Реакцией людей на власть также могут быть: — недоверие, политическая апатия; * конформизм; * сопротивление, диссидентство, анархия.
Связь морали с правом. Право регулирует все области жизни общества при помощи правовых норм, кодексов (уголовных, гражданских и др.). Правовые нормы в своей основе содержат понимание справедливости, но могут расходиться с представлениями простых людей о справедливости (например, незаконность, наказуемость кровной мести). Право может учитывать моральные переживания людей при оценке преступления (суд присяжных). Связь морали с религией.
В основе всех мировых религий лежат общечеловеческие нравственные нормы. Однако религиозность сама по себе не гарантирует нравственности людей (например, религиозный фанатизм, нетерпимость). Как верно и обратное — неверующий человек может быть нравственным.
Мораль и искусство пересекаются. Искусство может быть: * моральным, проповедующим высокие нравственные ценности; * аморальным, * не затрагивающим проблем нравственности. Мораль и наука (особенно гуманитарные отрасли) взаимосвязаны. Важнейшей проблемой является определение меры ответственности ученого за свое открытие (например, расщепление урана). 2. Мораль и общественные отношения. Мораль — результат исторического развития общества: усложнения его социальной структуры, роста потребностей людей, разделения и специализации труда. Мораль является универсальным способом организации и развития как общества в целом, так и отдельных людей.
Функции морали в обществе: * нравственная ориентация людей; * регуляция общественных отношений (при помощи моральных кодексов, традиций, религиозных норм и т. п.); * определение перспектив и целей исторического развития человека и общества. 5. Духовная и практическая стороны морали 1. Моральное сознание 2. Моральная практика 3. Признаки Морали 1. Мораль одновременно является и сферой общественных отношений, и способом регуляции общественных отношений.
Она включает в себя моральное сознание (духовная сторона) и моральную практику. Моральное сознание является: * способом регуляции жизни общества; * способом социальной преемственности; — духовной стороной морали (принципы, чувства, переживания и пр.); — совокупным опытом людей. Регуляция общественной жизни происходит на двух уровнях: теоретико-рациональном (этика) и эмоциональном, чувственном (моральное сознание человека). Моральное сознание человека формируется в процессе воспитания и самовоспитания и проявляется в поведении человека.
Теоретическим обоснованием морали является этика: совокупность этических знаний и принципов; субъективные моральные убеждения. Эмоционально-чувственный и рационально-теоретический уровни морального сознания: — являются субъективной стороной нравственности; — тесно взаимосвязаны (это проявляется в нормативно- оценочных свойствах морального сознания); — формируются исторически; — постоянно развиваются (иногда регрессируют). Моральная практика — деятельность людей, их поведение.
Является составной частью всех видов общественных отношений (социальных, политических и т. д.). Моральная практика состоит из моральных поступков (действие или отсутствие действия) и совокупности поступков (линии поведения). Действие считается поступком при наличии мотивов и цели действия. 3. Все составляющие морали содержат: — цель моральной деятельности; — мотивы деятельности; — ориентацию на моральные ценности; — средства достижения (нравственные нормы); — оценку результатов деятельности.
Мораль как система характеризуется следующими признаками: гуманизмом (человек — высшая ценность); наличием идеалов, высших целей деятельности; избирательностью в выборе средств достижения цели; нормативной регуляцией отношений между людьми; добровольным выбором людьми ориентации на добро.
Литература Гусейнов А.А Апресян Р.Г. Этика: Учебник.
Гардарики,2003. 472 с. Дружинин В.Ф Демина Л.А. Этика. Курс лекций. М.: Изд-во МГОУ, 2003. 176 с.