Содержание
Оглавление.
Введение .3
Глава I. Теоретические основы хореографии в эстетическом воспитании младших школьников
1.1. Эстетическое воспитание в младшем школьном возрасте…8
1.2. Истоки возникновения и развития хореографии ………11
1.3. Занятия по хореографии как средство эстетического воспитания детей младшего школьного возраста….26
Выводы по первой главе
Глава II. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников посредством занятий хореографии
2.1. Определение уровня эстетического развития учащихся младшего
школьного возраста………………..40
2.2. Реализация программы танцевального коллектива «Карамелька»………………………………………………46
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы………53
Выводы по второй главе
Заключение ……58
Список использованной литературы ….60
Приложение
Выдержка из текста работы
Изменения происходят не только в политике и экономике, но и в сознании людей. Проблемы нравственно-эстетического воспитания оказались в фокусе всеобщего внимания.
«Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, — такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 — 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим» Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30-40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. «Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов». В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
А формировать личность и эстетическую культуру, – отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), – особенно важно с раннего детства. Уже в раннем детстве ребенок знакомится с явлениями гармонии в жизни. Взаимодействуя с внешним миром – определенными людьми, вещами, звуками, красками, младенец связывает с ним пока еще неосознанные приятные чувства. Постепенно многообразное общение вызывает в ребенке чувство, существующее одновременно со стремлением к удовлетворению материальной потребности. На этой основе развивается потребность духовно-морального и эстетического порядка.
На самом раннем этапе развитие ребенка осуществляется главным образом личным освоением окружающего мира. Причем этот опыт в зависимости от социальных условий жизни ребенка может быть в будущем либо благодатной почвой для последующего освоения знаний и художественного творчества, либо барьером, противоречащим общественному опыту, затрудняющим его восприятие и творчество. Уровень представлений ребенка о красоте и гармонии целиком зависит от условий жизни и воспитания, составляющих определенную среду.
Однако эта стадия эстетического развития личности не является единственной. Вступление ребенка в более активное общение, взаимодействие с миром, особенно в детском саду и в первые годы начального обучения, знаменует собой новый этап эстетического отношения к действительности. Теперь начинается освоение общественного опыта и собственное эстетическое творчество детей в различных видах деятельности.
В дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок многое изучает самостоятельно и задает бесчисленные вопросы взрослым, но невозможность глубоко осмыслить воспринятое приводит к субъективизму в оценках. В его представлении эстетические категории целиком и полностью отождествляются с конкретными образами: красота отождествляется с добром, а безобразное — со злом. Такова особенность детского мышления.
Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.
Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника»
Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.
Причины сложившегося положения кроются во множестве проблем нравственно-эстетического воспитания в школе. Это недостатки существующих программ дисциплин художественно-гуманитарного цикла, разобщенность этих дисциплин, недостаточная разработка методик, низкий уровень подготовки учителей, слабая оснащенность учебного процесса.
Но эстетическое воспитание и раньше занимало не последнее место. На уроках учителя и прежде использовали произведения искусства, стихи, магнитофонные записи, кино- и диафильмы. Однако искусство в школе словно утратило свой потенциал, перестало быть действенным орудием воспитания личности.
Сегодня каждому учителю становится ясно, что только пробуждение творческих сил и способностей человека является важнейшим условием развития, как каждого человека, так и общества в целом.
Проблема исследования: В основу нашего исследования была положена проблема, состоящая в обоснованной сущности эстетического воспитания младшего школьника и выявлении роли искусства в его осуществлении.
Объект исследования – эстетическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования – использование средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников.
Цель – выявление возможностей искусства как средства эстетического воспитания.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.
2. Выявить основные понятия: возрастные особенности младших школьников, воспитание младших школьников, эстетическое воспитание.
3. Проанализировать особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте.
Методы исследования:
1. теоретический анализ литературы;
2. наблюдение;
3. анкетирование;
4. беседа……..
Список используемой литературы
1. Алиев Ю.Б., Основы эстетического воспитания/Ю.Б. Алиев, Г.Т. Ардаширова. – М.: Просвещение, 1986г.
2. Аринина Н.Л., Уроки прекрасного. М.: Педагогика, 1983г.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:
Психологический очерк/Л.С.Выготский. – М.: Просвещение, 1967г.
4. Гавриловец К.В., Нравственно-эстетическое воспитание школьников. – М.: Педагогика, 1987г.
5. Гансберг Э., Творчество и игра. – М.: Центр, 1991г.
6. Гончаров И.Ф., Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. – М.: Просвещение, 1978г.
7. Гончаров И.Ф., Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. – М.: Педагогика, 1986г.
8. Дубровина И.В., Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия./Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2001г.
9. Кабалевский Д., Воспитание ума и сердца: Книга для учителя./Д.Кабалевский. – М.: Прсвещение, 1981г.
10. Кушаев Н.А., Основы эстетического воспитания. – М.: Просвещение, 1986 г.
11. Ковинько Л.В., Воспитание младшего школьника. – М.: Педагогика, 2000г.
12. Кривцун О.А., Эстетика: Учебное пособие для студентов ВУЗов./О.А.Кривцун – М.: Просвещение, 2000г.
13. Лабунская Г.В., Художественное воспитание детей в семье – М.: Педагогика, 1970г.
14. Лихачев Б.Т., Педагогика: курс лекций/ Б.Т.Лихачев. – М.:Прометей, 1992г.
15. Лихачев Б.Т., Эстетика воспитания – М.: Педагогика, 1972г.
16. Мацкевич М. Войди в мир искусства: программа эстетического воспитания. // Дошкольное воспитание. – 1998 № 4 – с. 16-22
17. Мерицкая Н.В., Сопряжение – М.: Просвещение, 1989г.
18. Наши дети: Сборник./Сост. Ю.Ф.Змановский, И.В.Гребенников. – М.: Юридическая литература,1988г.
19. Печко Л.П., Эстетическая культура и воспитание человека. – М.: Просвещение, 1991г.
20. Система эстетического воспитания школьников: Учебное пособие для ВУЗов/ Под редакцией С.А. Герасимова– М.: Педагогика, 1983 г.
21. Сухомлинский В.А., Сердце отдаю детям. – М.: Политздат, 1982г.
22. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя/Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1974г.
23. Хижняк Ю.Н., Как прекрасен этот мир. – М.: Просвещение, 1986 г.
24. Чернявская И.С., Эстетическое воспитание школьников и культура слова. – М.: Просвещение, 1982г.
25. Чичина Е.А., Эстетика: Учебное пособие для студентов ВУЗов/И.А.Чичина. – Ростов-на-Дону: Феникс,1998г.
26. Шадриков В.Д., Введение в психологию: эмоции и чувства: Учебное пособие для ВУЗов/В.Д.Шадриков. – М.: Издательский центр «Академия», 2002г.
27. Эстетика: Учебное пособие для ВУЗов/Под ред. А.А.Радугина. – М.: Центр, 1998
28. Эстетическое воспитание школьников: Учебное пособие для ВУЗов/Под редакцией А.И. Бурова, Б.Т. Лихачева. – М.: Педагогика, 1974 г.
29. Якобсон П.М., Психология художественного восприятия. – М.: Просвещение, 1964г.
30. Яковлев Е.Г., Эстетика и совершенное. – М.:Просвещение, 1995г.