Содержание
Введение3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования рыночной стратегии предприятия и ее обоснования6
1.1 Понятие и сущность рыночной стратегии, актуальность формирования стратегий в современных условиях хозяйствования6
1.2 Особенности процесса и основных этапов разработки рыночной стратегии предприятия18
1.3 Порядок экономического обоснования и оценки эффективности разработанной стратегии29
Глава 2. Анализ особенностей функционирования ЗАО «ТрансПорт» на современном этапе37
2.1 Общая характеристика предприятия ЗАО «ТрансПорт»37
2.2 Анализ финансово-экономического состояния ЗАО «ТрансПорт»44
2.3 Анализ рынка работы компании и составление стратегического баланса (SWOT-анализ)52
Глава 3. Разработка и экономическое обоснование рыночной стратегии предприятия68
3.1 Формирование рыночной стратегии работы ЗАО «ТрансПорт»68
3.2 Разработка мероприятий по внедрению рыночной стратегии77
3.3 Экономическое обоснование сформированной рыночной стратегии и оценка ее эффективности82
Заключение97
Список использованной литературы101
Приложения
Выдержка из текста работы
Одним из наиболее актуальных заданий современного развития экономики Украины является создание условий эффективного и динамичного перехода к рыночным отношениям. При этом очень важным вопросом является реорганизация чрезмерной концентрации и монополизации производства, совершенствование организационных и структурных отношений, пересмотр устарелых командных экономических связей и методов управления.
Практическое решение проблем, связанных с необходимостью обеспечения нормальной работы предприятия не только на сегодняшний день, но и в перспективе зависит от уровня освоения методологии и методов стратегического управления.
Понятие “стратегия” в отрасли управления предприятием как социально-экономической системой предполагает долгосрочный комплексный план действий руководства соответствующим коллективом, направленный на достижение миссии организации. Стратегия предприятия является основой стратегического планирования, с помощью которой на предприятии решается комплекс проблем, связанных с целенаправленной переориентацией выпуска продукции новой номенклатуры и ассортимента, применением новых технологий, развитием маркетинга, совершенствованием структуры управления, своевременной и качественной подготовкой и переподготовкой кадров.
Проблемы формирования стратегических направлений деятельности предприятий Украины связаны не столько с освоением новых рынков, сколько с общим экономическим кризисом в стране. Другими словами речь идет об антикризисном управлении в условиях спада производства и нестабильности экономики.
Условия функционирования предприятий и организаций на сегодняшний день резко изменяются на макро- и микроэкономическом уровне. Даже в условиях переходной экономики, не говоря уже о рыночной, неприемлемыми становятся жесткое администрирование, традиционно «социалистические» методы планирования на перспективу от достигнутого уровня, ориентация не на рыночные потребности, а лишь на возможности производства и т.д. Это означает, что каждому предприятию теперь необходимо самостоятельно решать проблемы, которые раньше или не возникали, или решались другим способом на другом уровне.
Деловая стратегия, которая разрабатывается на уровне бизнес-единицы предприятия или его хозяйственного подразделения, работающего на определенном товарном рынке, имеет гораздо более конкретный характер, чем корпоративная стратегия, и может быть представлена в виде конкретного плана или программы ее реализации.
В этих сложных условиях многие отечественные предприятия считают, что разработка и внедрение стратегии развития их бизнеса преждевременна. «Объективность» такого мнения крайне ошибочна, а неспособность предвидеть и отсутствие информации об имеющихся методах и приемах антикризисного управления и планировании при спадах производства и его нестабильность зачастую может привести к полному банкротству предприятия. Только успешное овладение методами и подходами современного управления с учетом постоянно изменяющихся условий рынка позволит предприятиям работать стабильно и обеспечить им перспективу роста.
Объектом дипломного проектирования, на примере которого рассмотрены вопросы формирования стратегии деятельности предприятия в современных условиях, является ОАО «Симферопольский завод пластмасс».
Раздел 1
Стратегия предприятия как основа развития его деятельности
1.1 Теоретические предпосылки выработки стратегии развития
Осмысление сути условий, в рамках которых работает отрасль, осознание задач, стоящих перед организацией, способствуют возникновению самых разнообразных проектов её развития. В условиях быстрых перемен, когда уровень предсказуемости весьма низок, мы стали остерегаться применения стратегических планов как инструментов реализации стратегии. Стратегический план часто рассматривается как препятствие на пути стратегического мышления, потому что организация превращается в «заложника» решений, принимаемых где-то наверху, вместо того, чтобы обрести интеллектуальную свободу, необходимую для развития собственной инициативы структурных единиц. Задача руководства на уровне фирмы заключается в том, чтобы обеспечить общее эффективное управление с ориентацией на рыночные связи. Для предприятия одинаково важны как разработка нацеленной на успех стратегии, так и её конкретное осуществление, выражающееся в определённых оперативных и тактических действиях. Эти два аспекта должны быть тесно увязаны между собой.
Стратегия — это обобщающая модель действий, необходимых для поставленных целей путём координации и распределения ресурсов предприятия.
Стратегический курс фирмы — продукт внешних рыночных альтернатив (или ограничений) и внутренних факторов:
— ресурсов,
— квалификации,
— управленческих преимуществ.
На выбор стратегии влияет множество факторов:
— потребительские вкусы, предпочтения,
— покупательские привычки,
— технологические изменения,
— конкурентные воздействия,
— потребности в инвестициях,
— соответствующие прибыльные ожидания,
— финансовые возможности фирмы,
— оценка квалификационных и управленческих качеств руководителя,
— персональный состав управленческого звена и его целеустремлённость,
— государственные акты регулирования,
— обязательства фирмы перед обществом, или держателями акций
— социальные, политические и культурные условия.
Наконец, стратегическое планирование — основа для принятия важных решений в ведении бизнеса. Понятие стратегии возникло и закрепилось благодаря процессу активного изменения внешней среды деятельности коммерческих структур, что привело к необходимости моделирования будущего развития бизнеса с учётом прогнозируемых социально-экономических изменений.
Осознание необходимости изменений требует организации обратных связей и прогнозируемости изменений условий предпринимательства. Поддержание организации в желаемом социально-рыночном (конкурентном) состоянии требует систематических организационных изменений. Организационные изменения предполагают прохождение трёх этапов:
— готовность к изменениям,
— переход,
— закрепление.
Для реального развития коммерческой организации важнейшее значение имеет быстрота изменений. Изменениям способствуют такие факторы, как:
— постоянное внимание высшего руководства,
— постоянная обратная связь и прогнозирование социально-рыночных условий предпринимательства,
— мотивация.