Содержание
Введение4
Глава 1. Состояние системы жилищно-коммунального хозяйства в России на современном этапе.11
1.1.Общая характеристика отрасли11
1.2.Система управления ЖКХ в Российской федерации15
1.3.Концепция ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ20
Глава 2. Экономические особенности ЖКХ в Ханты-Мансийском автономном округе28
2.1.Принципы устройства и управления ЖКХ в регионе28
2.2.Общая характеристика состояния жилищного фонда Ханты-Мансийского автономного округа36
2.3. Экономические показатели деятельности ЖКХ38
2.3.1.Механизм финансирования отрасли38
2.3.2.Ценообразование и тарифное регулирование47
2.4.Мероприятия по совершенствованию эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством в ХМАО56
Заключение65
Библиографический список69
Приложения73
Выдержка из текста работы
Раздел 2 Анализ особенностей формирования доходной части бюджетоврегионов (штатов, земель и т.д.) за счет налогов, сборов и других обязательныхплатежей в зарубежных странах
1) <span Times New Roman"">
2) <span Times New Roman"">
3) <span Times New Roman"">
4) <span Times New Roman"">
Глава 3 Направления разрешения проблем, связанных с формированием доходнойчасти бюджета Ханты-Мансийского автономного округа
Раздел 1 Возможные пути решения проблем на федеральномуровне
1) <span Times New Roman"">
2) <span Times New Roman"">
Раздел 2 Возможные пути решенияпроблем формирования доходной части бюджета Ханты-Мансийского автономногоокруга на региональном уровне
1) <span Times New Roman"">
2) <span Times New Roman"">
Глава 4 Природоохранные мероприятия в Ханты-Мансийском Автономном Округе
1) Экономическое регулирование природопользования
2) Практическая деятельность экологических фондов в 1996 году
Глава 5 Современное состояние условий и охраны трудав РФ
Заключение
Список литературы
Раздел 1 Цель и задачи исследования.
Цель,поставленная нами для написания данной дипломной работы, можно определить каксистематизация, закрепление и расширение теоретических знаний, практическихнавыков по экономике, углубленное изучение вопроса, касающегося выявленияпроблем по формированию доходной части бюджета Ханты-Мансийского автономногоокруга за счет налогов, сборов и других обязательных платежей.Поиск возможных путей их разрешения наоснове анализа правовой базы, статистических данных, опыта других регионов ирассмотрения бюджетно-налоговых систем зарубежных стран, и в итоге разработка предложений по ихустранению.
Основныезадачи исследования:
1. Сборотчетной, нормативной, публицистической, справочной, экономической и финансовойинформации.
2. Критический анализ собранной информации.
3. Самостоятельные выводы и поиск путей решения проблем.
4. Конкретные предложения решения проблем.
Раздел 2 Обоснование актуальности избранной темы
1)Существование проблем, связанных с формированием доходной части бюджета ХМАО.
Функционирование бюджетной системы тесносвязано с состоянием налоговой системы страны. Даже в странах с развитой рыночнойэкономикой не удается решить всех бюджетных и налоговых проблем, возникающих вследствие противоречия междуобъективизмом сущности налогов и субъективизмом бюджетно-налоговой политики. Ав нашей стране, экономика, которой еще далеко не развитая, такого рода проблемывстают наиболее остро.
Принципыпостроения и механизм функционирования нынешней бюджетной системы сложились ещев 30-е годы и полностью отвечали характеру и методам административно-комманднойсистемы управления народным хозяйством страны. Принципы единства и такназываемого “демократического”, а на самом деле жесткого централизма обусловилиследующие основные черты бюджетной системы:
— стягивание значительной доли финансовых ресурсов вцентральный бюджет;
— деление всех источников дохода на закрепленные,передаваемые в ведение среднего и низового уровней государственной власти ирегулирующие, объемом которых распоряжался вышестоящий орган власти;
— широкие масштабы перераспределения финансовыхресурсов между звеньями бюджетной системы, предопределившие постепенное возрастание доли регулирующихдоходов в территориальных бюджетах — в среднем до 70-85%;
— субъективизм при решении вопроса об объемесредств, передаваемых конкретному нижестоящему бюджету;
— ориентированная на расходы методологияформирования территориальных бюджетов, воспитавшая у нижестоящих управленческихструктур иждивенчество и твердую уверенность в том, что за все в конечном счетеотвечает государство, верховная власть;
— ежегодный пересмотр процентов отчислений отрегулирующих доходов, предоставлявший неограниченные возможности держать взависимости нижестоящий орган власти, вынуждая его выпрашивать дополнительныеотчисления от регулирующих доходов;
— множественность форм меж бюджетногоперераспределения финансовых ресурсов, позволявшая во всех случаях применятьсубъективный подход при решении вопроса о выделении финансовой помощинижестоящему бюджету.
Всевышеперечисленные отрицательные стороны ныне существующей бюджетной системыпорождают ряд проблем по формированию доходной части региональных бюджетов. Ханты-МансийскийАвтономный округ не является исключением. Все существующие проблемы поформированию доходной части бюджета округа можно разделить на две основные группы :
1. Проблемы,касающиеся перераспределения налогов между бюджетами различных уровней.
2. <span Times New Roman"">
3. <span Times New Roman"">
Естественно,что жесткий централизм и администрирование в управлении бюджетными отношениямипорождали протест нижестоящих управленческих структур, заставляли их искатьвыход то в идее “территориального хозрасчета”, то в суверенизации территорий.Своеобразной формой защиты от своеволия центра явилось принятие в 1991 г.Закона “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР”, вкотором декларировался принцип “самостоятельности всех бюджетов, входящих вбюджетную систему РСФСР”. К сожалению, этот принцип, несмотря на многиеизменения несмотря на многие изменения в законодательстве России в последующиегоды, так и остался на уровне декларации, не получив реального подтверждения вмеханизме формирования, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета каждогоуровня. Бюджетная система продолжала строиться на принципе единства, которыйявно диссонировал с принципом самостоятельности каждого бюджета, поскольку всерегиональные и местные бюджеты продолжали зависеть от размера выделенных имотчислений от регулирующих доходов.Финансовая самостоятельность каждого органа власти не может быть обеспечена врамках функционирования механизма, отражавшего саму суть бюджетной системытоталитарного государства.
Чтоже касается второй группы проблем, то для их решения со стороны Правительстватоже делаются некоторые попытки. Например, вышел Указ Президента РФ от 11.10.96№ 1428 “О Временной чрезвычайнойкомиссии при Президенте РФ по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины”.Основными задачами данной Комиссииявляются следующие:
1.Контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов и других обязательныхплатежей.
2.Разработка мер по обеспечению взимания налогов и других обязательных платежей.
3.Обеспечение законности и эффективности деятельности налоговых органов и органовналоговой полиции.
4.Контроль за своевременным и целевым использованием средств федерального бюджетаи государственных внебюджетных фондов.
Дляреализации поставленных задач Комиссия:
— принимает решения о проведении проверок финансово-хозяйственной деятельностиюридических лиц, соблюдения юридическими и физическими лицами налогового,таможенного и банковского законодательства РФ;
— осуществляет проверку деятельности налоговыхи таможенных органов;
— организует проверки своевременного и целевого использования средствфедерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.
Подобнаяработа начинает вестись и на среднем, ина низшем уровнях государственной власти. Так, в АдминистрацииХанты-Мансийского Автономного округа образована Временная чрезвычайная комиссияпо укреплению налоговой и бюджетной дисциплины на региональном уровне.
Решениепроблем любого территориального бюджета зависит от проведения подлинной, а недекларируемой бюджетной реформы, цель которой — создание прочной бюджетнойсистемы, функционирующей на приемлемых для всех принципах, усиливающей влияниекаждого звена бюджетной системы на экономику и социальную сферу, развязывающуюинициативу и поднимающую ответственность всех субъектов власти за результатысвоей деятельности. Необходимо, чтобы бюджетная система и каждая из еесоставляющих способствовали улучшению социальных условий проживающих граждан насоответствующей территории.
2) Авторская новизна данной темы.
Проблемы, связанные снедостатками ныне существующей бюджетнойсистемы достаточно актуальны. Уженаписана масса статей в газетах ижурналах на эту тему, существует множество предложений по устранению существующих недостатков бюджетнойсистемы, в отдельных регионах Российской Федерации ведется активная работа повыявлению и использованию резервов территориального бюджета, а также совершенствованию системы сбора налогов вдоходную часть соответствующего бюджета с целью наиболее полного ее исполнения.
Чтоже касается Ханты-Мансийского автономного округа, то путей решения проблем формирования доходнойчасти окружного бюджета за счет налогов,сборов и других обязательных платежей, разработанных конкретно для данного региона, с учетом всех его особенностей, до настоящего моментане было. Поэтому, назрела необходимость выявить проблемы, связанные сформированием доходной части бюджета Ханты-Мансийского автономного округа и предложить возможные пути их разрешения, что мы и собираемся сделать вданной дипломной работе.
Раздел 3 Доходная часть бюджета ХМАО как предмет исследования.
Ханты-Мансийский автономный округ вносит большой вклад в общий объем поступлений налоговых платежейв федеральный и областной бюджеты.
Ханты-Мансийский автономный округ по своемуэкономическому потенциалу входит в первую десятку субъектов РоссийскойФедерации и бюджет данного региона является вторым после Москвы. Так запрошедший год наиболее значительными для федерального бюджета явилисьпоступления налоговых платежей от двенадцати субъектов, вклад которых в общий объем поступлений составил более 60%. Из них г. Москва (27%),Ханты-Мансийский автономный округ (9%), Московская обл. (5%), г.Санкт-Петербург (4%) .
Окружной бюджет на 1996 г. утвержден по расходам всумме 6869928 млн. руб. и по доходам в сумме 5343093 млн. руб. Предельныйразмер дефицита утвержден в сумме 1526835 млн. руб.
В окружном бюджете на 01.01.1997 г. поступлениядоходов по основным источникам распределились в следующих суммах (Таблица 1)
Поступлениядоходов по основным источникам в бюджет ХМАО на 01.01.1997 г.
Таблица 1
Вид дохода
в млн. руб.
в процентах к общей сумме доходов
Налог на прибыль
676140
12.7
Подоходный налог с физических лиц
550832
10.3
Налог на добавленную стоимость
489837
Налог на имущество предприятий
1117106
20.9
Плата за недра
1365896
25.6
Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы
1091028
20.4
Земельный налог
40757
Неналоговые доходы – всего
из них:
64881
доходы от государственной собственности
7250
доходы от продажи принадлежащего государству имущества
1850
0.03
прочие неналоговые доходы
в том числе:
55781
возврат за пользование кредитом
35000
ИТОГО ДОХОДОВ
5396477
в том числе отчисления в ГНИ и НП
53384
ВСЕГО ДОХОДОВ
5343093
Налоговые источники доходов в окружном бюджетесоставляют 99.1%
Из данных таблицы 1 видно, что наибольший удельныйвес в структуре налоговых доходов занимают отчисления на плату за недра 25.6%,налог на имущество предприятий 20.9% и отчисления на воспроизводствоминерально-сырьевой базы 20.4%. Это объясняется тем, что Ханты-Мансийскийавтономный округ специализируется на добыче и продаже углеводородного сырья.Большую долю налога на имущество предприятий можно объяснить тем, что несмотряна то, что юридический адрес предприятия, добывающего углеводородное сырье,может быть зарегистрирован на другой административной территории, например в офшорной зоне, но его имуществопо добыче нефти или газа находится вХанты-Мансийском автономном округе и налоги на него приходиться уплачивать вданный окружной бюджет.
Несколькоменьшее место долей вышеперечисленных налогов занимают доли налога на прибыль13% , подоходного налога с физическихлиц 10% и налога на добавленную стоимость 9%. Можно попытаться выявить резервыотносительно данных налогов для увеличения их доли в бюджете округа.
Оченьнезначительную долю в бюджете округа занимает земельный налог — всего 1% и впринципе существуют большие возможности по увеличению его доли.
Раздел 4 Ограничения.
Вданной дипломной работе мы затронули исторический аспект при рассмотренииэволюции бюджетной системы от времен коммандно-административной экономики донастоящего состояния экономики.
Нормативнаябаза, использованная в данной дипломнойработе, взята по состоянию на 1 января 1997 года.
Большеевнимание при написании данной дипломной работы уделено не всему бюджету, а лишьего доходной части, которая формируется почти что на 90% за счет налогов,сборов и других обязательных платежей.
Прирассмотрении проблем формирования доходной части бюджета ХМАО использованы итоги формирования и исполнениябюджета округа за 1996 год, для анализа прошлых ошибок и выявления позитивныхновшеств.
Дляанализа особенностей бюджетной и налоговой систем зарубежных стран, нами быливыбраны страны со сходным с Российским административно-территориальнымтрехуровневым устройством и схожими природно-климатическими условиями.
ГЛАВА 1 Теоретические аспектыформирования и использования бюджетаХанты-Мансийского автономного округа.
Раздел 1 Бюджет Ханты-Мансийского автономногоокруга один из региональных бюджетов Российской Федерации.
1) Законодательная основа региональныхбюджетов Российской Федерации.
В настоящее время вРоссийской Федерации действует ряд правовых документов, регламентирующих основыбюджетного устройства, регулирующих взаимодействие бюджетов различных уровней,освещающих вопросы исполнения федерального бюджета, а также касающиеся другихсторон формирования и использования бюджета.
Организациябюджетной системы Российской Федерации, а также деятельность органов власти различного уровня посоставлению, рассмотрению, утверждению иисполнению бюджетов приведена в ЗаконеРСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса вРСФСР» (с изменениями от 5 ноября 1994 г., 31 июля 1996 г.).
ВЗаконе РФ от 15 июля 1992 г. № 3303-1 «О субвенциях республикам в составеРоссийской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам,городам Москве и Санкт-Петербургу.» определены права территорий на получениефинансовой помощи в виде целевых дотаций — субвенций — из вышестоящих бюджетови внебюджетных фондов, общие условия предоставления и использования субвенций,ответственность за соблюдение этих условий.
ВЗаконе РФ от 15 апреля 1993 г. № 4807-1 «Об основах бюджетных прав и прав поформированию и использованию внебюджетных фондов представительных иисполнительных органов государственной власти республик в составе РоссийскойФедерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городовМосквы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» определены правапредставительных и исполнительных региональных и местных органов власти на получение доходов всоответствующие бюджеты и нарасходование средств этих бюджетов, указаны обязанности данных органов властипо отношению друг к другу в бюджетном процессе, установлены общие принципысоставления, рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов,формирования и использования внебюджетных фондов в целях финансовогообеспечения социально-экономического развития национально-государственных иадминистративно-территориальных образований.
2) Функции территориального бюджетаХанты-Мансийского автономного округа.
Бюджетные и имущественныеправа, предоставленные органам представительной и исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа,дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свойбюджет, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от нихдоходы.
Региональныйбюджет ХМАО — один из главных каналов доведения до населения округа конечныхрезультатов общественного производства на данной территории. Через негообщественные фонды потребления распределяются между отдельнымиадминистративно-территориальными единицами и социальными группами населения. Кроме того, из окружного бюджета в известной мере финансируется иразвитие отраслей производственной сферы ( в первую очередь, коммунальногохозяйства), объем продукции и услуги которых также выступают важным компонентомпрограммы повышения народного благосостояния.
Экономическаясущность регионального бюджета Ханты-Мансийского автономного округа проявляется в его назначении. Он выполняетследующие функции:
— формирование денежных фондов, служащих финансовым обеспечением деятельностиокружных органов власти;
— распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
— контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций,учреждений, подведомственным местным органам власти.
Важноезначение имеет территориальный бюджет ХМАО в осуществлении общегосударственныхэкономических и социальных задач — в первую очередь в распределениигосударственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктурыокруга.
Распределениеи доведение до населения Ханты-Мансийского автономного округа благ, производимыхна данной территории, осуществляется в значительной мере с помощью бюджетнойсистемы. Как известно, через бюджет формируется значительная часть общественныхфондов потребления. При этом большая доля окружных средств расходуется напромышленность, энергетику и строительство — 41.8% и прочие расходы, идущие на образованиевалютного фонда, резерва средств на индексацию цен, Северного фонда, фондапоколений и финансовую помощь другим уровням власти — 32.2% в 1996 году.Расходы из окружного бюджета ХМАО на образование в 1996 году должны составить4.8%, на здравоохранение — 4.1%, на правоохранительную деятельность — 3.6%, натранспорт, связь и информатику — 3.2%, на государственное управление,жилищно-коммунальное хозяйство, культуру и искусство — менее 3%.
Раздел 2 Доходы бюджета
1) Источники формирования доходов по видам.
Составдоходной части бюджета определен Законом РФ от 15 апреля 1993 г. № 4807-1 «Обосновах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетныхфондов представительных и исполнительных органов государственной властиреспублик в составе Российской Федерации, автономной области, автономныхокругов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местногосамоуправления».
Доходнаячасть бюджетов состоит из закрепленных и регулирующих доходов. Кроме того, вбюджеты могут поступать дотации и субвенции, а также заемные средства.
Уровеньзакрепленных доходов бюджета долженсоставлять не менее 70 процентов доходной части минимального бюджетасоответствующего национально-государственного илиадминистративно-территориального образования, а при отсутствии такойвозможности в связи с недостаточностью закрепленных и регулирующих доходов — неменее 70 процентов доходной части без учета в ней дотаций и субвенций.
Длядостижения этого уровня в процессе бюджетного регулирования вышестоящиепредставительные органы власти закрепляют за бюджетами нижестоящеготерриториального уровня полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах)на долговременной основе (не менее чем на пять лет) любые регулирующие доходы,а также могут передавать в эти бюджеты свои закрепленные доходы. При этом вслучае увеличения минимального бюджета на следующий финансовый год указаннаяфиксированная доля (в процентах) подлежит соответствующей корректировке всторону увеличения.
Вдоходы региональных бюджетов в порядке и на условиях, установленных законамиРоссийской Федерации, зачисляются:
n<span Times New Roman"">
n<span Times New Roman"">
n<span Times New Roman"">
n<span Times New Roman"">
n<span Times New Roman"">
n<span Times New Roman"">
n<span Times New Roman"">
n<span Times New Roman"">
n<span Times New Roman"">
n<span Times New Roman"">
При этом порядокраспределения платы за воду, забираемую промышленными предприятиями изводохозяйственных систем и лесного дохода между соответствующими бюджетамиопределяется представительными органами власти регионов.
2)Формирование доходной частибюджета ХМАО за счет налогов, сборов и других обязательных платежей (посостоянию на 1 января 1997 года).
Федеральнымзаконом «О федеральном бюджете на 1996 год» от 24.01.97 г. установлено, что вбюджеты субъектов Российской Федерации в 1996 году зачисляются поступления отследующих федеральных налогов:
n<span Times New Roman"">
n<span Times New Roman"">
n<span Times New Roman"">
n<span Times New Roman"">
n<span Times New Roman"">
n<span Times New Roman"">
n<span Times New Roman"">
n<span Times New Roman"">
n<span Times New Roman"">
n<span Times New Roman"">
n<span Times New Roman"">
ЗакономХанты-Мансийского автономного округа «Об окружном бюджете на 1996 год» от31.01.96 г. установлено, что в доходы окружного бюджета и бюджеты городов ирайонов в 1996 году направляются следующие отчисления от установленных ставокналогов для округа (в процентах): (таблица1.2.2.1.)
Отчисления от установленныхставок налогов
(таблица 1.2.2.1.)
Города, районы
Налог на прибыль
Подоходный налог
Налог на имущество
Горрайбюджеты
Окружной бюджет
Горрайбюджеты
Окружной бюджет
Горрайбюджеты
Окружной бюджет
Горрайбюджеты
Окружной бюджет
г. Нефтеюганск
83.25
16.75
г. Сургут
г. Ханты-Мансийск
г. Нижневартовск
г. Мегион