Выдержка из текста работы
Элемент |
Концентрация в воде (мг/л) |
ПДК (мг/л) |
Общее число анализов |
Число превышения ПДК |
|
Хром |
31,5 |
0,5 |
100 |
27 |
|
Никель |
16,5 |
0,01 |
20 |
16 |
|
Медь |
23,7 |
0,001 |
38 |
29 |
|
Цинк |
36,85 |
0,01 |
30 |
48 |
|
Кадмий |
2,23 |
0,005 |
40 |
36 |
|
Свинец |
15,8 |
0,03 |
45 |
19 |
Измерения концентраций примесей проводят как в районе действия конкретного источника загрязнения атмосферы, так и на некотором удалении от него.
Для определения максимальных значений концентраций загрязняющих веществ, которые создаются при направленных выбросах от предприятий на тот или иной район города, а также размера зоны распространения примесей от данного предприятия организуются подфакельные наблюдения.
Подфакельными наблюдениями называются измерения концентраций примесей под осью факела выбросов из труб промышленных предприятий. Местоположение точек, в которых производится отбор проб воздуха для определения концентраций вредных веществ, меняется в зависимости от направления факела. Подфакельные наблюдения проводятся в районе отдельно стоящего источника выбросов или группы источников как на территории города, так и за его пределами с помощью передвижных станций наблюдения.
Измерения концентраций проводятся по оси факела на различных расстояниях от источника выброса и в точках слева и справа от линии, перпендикулярной оси факела. Наблюдения следует проводить на расстояниях 10-40 средних высот труб от источника, где особенно велика вероятность появления максимума концентраций. Такой вид обследования позволяет проследить изменение концентрации с увеличением расстояния от источника выброса, определить вклад в локальный уровень загрязнения низких и высоких источников выбросов и др.
Схема мониторинга атмосферного воздуха включает как первичное звено санитарно-промышленные и аналитические лаборатории предприятий, которые проводят «точечный» мониторинг атмосферного воздуха (воздух рабочей зоны) на территории непосредственно предприятия-загрязнителя. Контроль за качеством воздуха проводится также внутри цехов и рабочих помещений и зачастую дополняет производственный технологический контроль.
С целью контроля качества воздуха «точечный» мониторинг источников выбросов («подфакельные» наблюдения), и околопромышленных районов проводится также органами Санэпиднадзора (СЭН) и Госкомэкологии (ГЭК) или Минприроды. Кроме того, ГЭК и СЭН проводят локальный мониторинг воздуха в жилых кварталах, на крупных автомагистралях внутри города, в основном в наименее благополучных по экологической ситуации районах.
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и ее территориальные органы осуществляют непрерывный контроль за качеством атмосферного воздуха в населенных пунктах (локальный, региональный и национальный уровни) с целью определения основных фоновых показателей загрязнения атмосферы, решения вопросов трансграничного переноса загрязняющих веществ и выявления высоких и экстремально высоких уровней загрязнения.
Обследование состояния загрязнения атмосферы в городе или крупном районе организуется для выяснения причин высоких уровней концентраций примесей, установления их неблагоприятного влияния на здоровье населения и окружающую среду и для разработки мероприятий по охране атмосферного воздуха.
В зависимости от целей различают три вида обследования:
-эпизодическое — для ориентировочной оценки состояния загрязнения воздуха в населенном пункте и при выборе мест для размещения постов наблюдений;
-комплексное — для детального изучения особенностей и причин высокого уровня загрязнения, его влияния на здоровье населения и окружающую среду в целом, а также для разработки рекомендаций по проведению атмосфероохранных мероприятий;
-оперативное — для выявления причин резкого ухудшения качества воздуха.
В зависимости от вида обследования составляется программа обследования. На основании обобщенных результатов обследования разрабатываются конкретные рекомендации по проведению атмосфероохранных мероприятий и делается вывод о необходимости организации регулярных наблюдений при их отсутствии.
Так, эпизодическое обследование проводится при отсутствии регулярных наблюдений за загрязнением атмосферы и его результаты являются основанием для определения целесообразности проведения регулярных наблюдений. При разработке атмосфероохранных мероприятий для отдельного города или крупного промышленного района необходимо детальное изучение состояния загрязнения атмосферы, которое осуществляется на основании комплексного обследования.
Целями комплексного обследования являются:
-выделение районов, подверженных влиянию определенных источников загрязнения;
-изучение распределения по территории содержания загрязняющих веществ, особенно не контролируемых систематически;
-уточнение правильности расчетов нормативов ПДВ;
-изучение особенностей переноса загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, за пределы исследуемой территории;
-изучение взаимного влияния отдельных источников загрязнения на исследуемый район.
В ходе комплексного обследования изучаются:
1) физико-географические характеристики исследуемого района с указанием рельефа местности, наличия водных объектов, растительных массивов (для определения количества точек наблюдения и расстояния между ними);
2) климатические условия распространения примесей в атмосфере (для определения метеопараметров, за которыми должны проводится наблюдения, определения сроков проведения наблюдений);
3) техногенные параметры стационарных и передвижных источников загрязнения атмосферы (для определения перечня предприятий и автомагистралей, подлежащих обследованию, определения приоритетного перечня веществ, подлежащих контролю).
В атмосферный воздух города поступает большое количество различных вредных веществ. Повсеместно выбрасываются такие вредные вещества, как пыль (взвешенные вещества), диоксид серы, диоксид и оксид азота, оксид углерода, которые принято называть основными, а также различные специфические вещества, выбрасываемые отдельными производствами, предприятиями, цехами.
Перечень веществ для измерения на стационарных, маршрутных постах и при подфакельных наблюдениях устанавливается на основе сведений о составе и характере выбросов от источников загрязнения в городе и метеорологических условий рассеивания примесей. Определяются вещества, которые выбрасываются предприятиями города, и оценивается возможность превышения ПДК этих веществ, В результате составляется список веществ, подлежащих контролю в первую очередь.
На основании установленного перечня веществ, подлежащих контролю, в каждом городе определяются вещества для организации наблюдений на постах. На опорных стационарных постах организуются наблюдения за содержанием основных загрязняющих веществ: пыли, диоксида серы, оксида углерода, оксида и диоксида азота, — и за специфическими веществами, которые характерны для промышленных выбросов многих предприятий данного города (населенного пункта).
На неопорных стационарных и маршрутных постах проводятся наблюдения за содержанием специфических примесей приоритетного списка, характерных для близлежащих источников выбросов. Наблюдения за основными примесями на этих постах проводятся по сокращенной программе или не проводятся, если среднемесячная концентрация этих веществ в течение года не превышала 0,5 среднесуточной ПДК. Одна специфическая примесь контролируется на 2—3 стационарных постах одновременно.
Кроме веществ, приоритет которых уже установлен по изложенной методике, в обязательный перечень контролируемых веществ в городе включаются:
-растворимые сульфаты — в городах с населением более 100 тыс. жителей;
-формальдегид и соединения свинца — в городах с населением более 500 тыс. жителей, поскольку эти примеси в большом количестве выбрасываются автомобилями;
-металлы — в городах с предприятиями черной и цветной металлургии;
-бенз(а)пирен — в городах с населением более 100 тыс. жителей и в населенных пунктах с крупными источниками выбросов;
-пестициды — в городах, расположенных вблизи крупных сельскохозяйственных территорий, на которых используются пестициды.
Перечень вредных веществ, подлежащих контролю, пересматривается при изменении данных инвентаризации промышленных выбросов, появлении новых источников выбросов, реконструкции предприятий, но не реже 1 раза в 3 года.
Расширение перечня контролируемых веществ осуществляется после предварительных наблюдений, направленных на ориентировочную оценку состояния загрязнения. Такие наблюдения могут проводиться на стационарных, маршрутных постах или при эпизодических обследованиях.
Элемент |
Концентрация в воде (мг/л) |
ПДК
(мг/л) |
Общее число анализов |
Число превышения ПДК |
|
Хром |
31,5 |
0,5 |
100 |
27 |
|
Никель |
16,5 |
0,01 |
20 |
16 |
|
Медь |
23,7 |
0,001 |
38 |
29 |
|
Цинк |
36,85 |
0,01 |
30 |
48 |
|
Кадмий |
2,23 |
0,005 |
40 |
36 |
|
Свинец |
15,8 |
0,03 |
45 |
19 |
ПДКi
Значение комбинаторного индекса загрязненности воды |
Класс загрязненности воды |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
Условно чистая |
Слабо
загрязненная |
Загрязненная |
Грязная |
Очень
грязная |
||
При отсутствии ЛПЗ |
1 |
1-2 |
2,1-4 |
4,1-10 |
10 |
|
1 ЛПЗ |
0,9 |
0,9-1,8 |
1,9-3,6 |
3,7-9,0 |
9,0 |
|
2 ЛПЗ |
0,8 |
0,8-1,6 |
1,7-3,2 |
3,3-8,0 |
8,0 |
|
3 ЛПЗ |
0,7 |
0,7-1,4 |
1,5-2,8 |
2,9-7,0 |
7,0 |
|
4 ЛПЗ |
0,6 |
0,6-1,2 |
1,3-2,4 |
2,5-6,0 |
6,0 |
|
5 ЛПЗ |
0,5 |
0,5-1,0 |
1,1-2,0 |
2,1-5,0 |
5,0 |
1. Афанасьев Ю.А., Фомин С.А. Мониторинг и методы контроля окружающей среды. Учеб. пособие. М.: МНЭПУ, 2008. — Ч. 1. 208 с. -ISBN отсутствует.
2. Беккер А.А. Агаев Т.В. Охрана и контроль загрязнения природной среды. Л.: Гидрометеоиздат, 1989 — 287 с. — ISBN отсутствует.
3. Голицин А.Н. Промышленная экология и мониторинг загрязнения природной среды. Учеб. пособие. М.: Издательство Оникс, 2011 — 336 с. — ISBN: 978-5-488-00994-3
4. Голицин А.Н. Экологическая экспертиза. М.: СПО, 2005
5. ГОСТ 12.1.007-76 «Классификация вредных веществ и общие требования безопасности».
6. ГОСТ 17.2.3.01—86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов».
7. Зайцев В.А. Промышленная экология. М.: РХТУ, 2009. — 175 с. — ISBN: 5-7237-0348-Х
8. Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. — Л.: Гидрометеоиздат, 2008. — 560 с. — ISBN отсутствует.
9. Приказ Минприроды России от 31 декабря 2010 г. № 579 «О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию»
10. Тарасов В.В., Тихонов И.О. и др. Мониторинг атмосферного воздуха: Учебн. пособие. М.:РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2012. — 128 с. — ISBN: 978-5-91134-189-3
11. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002
Размещено на