Содержание
Введение…..3
1. Общие и специальные экологические преступления..4
1.1. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ……4
1.2. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов …6
1.3. Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами …8
1.4. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов….10
1.5. Загрязнение вод…..11
1.6. Загрязнение морской среды..14
1.7. Загрязнение атмосферы….17
2. Посягательства на землю и ее недра20
2.1. Нарушение законодательства о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации…20
2.2. Порча земли…22
2.3. Нарушение правил охраны и использования недр …23
3. Преступления, посягающие на животный и растительный мир..26
3.1. Нарушение ветеринарных правил…26
3.2. Незаконная добыча водных животных и растений..27
3.3. Нарушение правил охраны рыбных запасов..30
3.4. Незаконная охота..31
3.5. Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.33
3.6. Нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений ….35
3.7. Незаконная порубка деревьев и кустарников 36
3.8. Уничтожение или повреждение лесов …39
Заключение..42
Список использованной литературы.44
Выдержка из текста работы
Актуальность данной работы состоит в том, охрана окружающей природной среды — одна из наиболее важных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.
Что касается Российской Федерации, то она относится к странам мира с
наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине национального дохода страны. Экологическая проблема номер один в РФ — загрязнение окружающей среды. Последовательно ухудшается здоровье людей. Средний возраст мужчин за последние годы составил всего 68 лет. Каждый десятый ребенок рождается умственно или физически неполноценным вследствие нарушения на генном уровне. По отдельным регионам этот показатель выше в 3-6 раз. В большинстве промышленных районов страны одна треть жителей имеет различные формы иммунологической недостаточности. Примерно 15% территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций. Только 15-20% жителей городов и поселков дышат воздухом, отвечающим установленным нормативам качества. Около 50% потребляемой населением питьевой воды не отвечает гигиеническим требованиям. Список подобных данных довольно обширен. Но и изложенное свидетельствует, что нам всем — жителям необъятной и богатой ресурсами России — пора осознать, что время нерегулируемого безлимитного пользования окружающей средой безвозвратно ушло. За все нужно платить: деньгами, введением жестких ограничений, установлением ответственности. В противном случае человек расплачивается не только своим здоровьем, но и благополучием будущих поколений, ибо негативное воздействие на природную среду есть не что иное, как уничтожение биологической основы существования человека.
В связи с этим, государство вынужденно использовать для предотвращения этих негативных последствий, один из самых строгих рычагов воздействия на неправомерное поведение человека – уголовную ответственность.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу реализации уголовной ответственности в сфере экологии.
Предметом исследования выступает российское уголовное законодательство, его применение в сфере экологии.
Для достижения поставленных в данной работе задач применялись как общенаучные так и частнонаучные методы познания, а именно – диалектический, системно-структурный, также использовался метод сравнительного правоведения.
Целью данной работы является рассмотрение наиболее важных аспектов уголовной ответственности за экологические правонарушения.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить ряд задач:
— исследовать историю уголовно-правовой борьбы с экологическими преступлениями;
— дать определение понятия уголовной ответственности за экологические преступления;
— определить принципы уголовной ответственности за экологические преступления;
— дать характеристику преступлениям против окружающей среды;
— определить уголовное наказание за экологические преступления.
Глава 1. История уголовно-правовой борьбы с экологическими преступлениями
1.1 Зарождение и развитие уголовно-правовой борьбы с экологическими преступлениями
Законодательное закрепление ответственности за экологические правонарушения встречается уже на ранних стадиях развития российской государственности.
Как и в других древних и средневековых государствах, в России охрана природных ресурсов осуществлялась прежде всего через защиту прав собственности, экономических, военных и налоговых интересов государства. Так, в "Русской правде" (1016г.) предусматривалась охрана общинной собственности, объектом которой, к примеру, был лес или собственности князя. В "Русской правде" устанавливался штраф за кражу дров. Здесь же предусматривался штраф за уничтожение или повреждение борти, т.е. дупла, наполненного сотами с медом. В соответствии с Соборным уложением 1649г. ловля рыбы в чужом пруду или садке, бобров и выдр также рассматривалась как кража имущества.
В XVIIв. в России появилась потребность в регулировании добычи объектов животного мира как мере по предотвращению их истощения. При этом регламентировались и способы добычи, и размеры добываемых видов, например рыб. Так, ловля бобров и выдр капканами грозила их полным истреблением, поэтому 28 августа 1635г. в Пермь Великую была направлена царская грамота "О воспрещении ловить капканами бобров и выдр" [1] .
В XVII же веке было введено ограничение права собственности на природные объекты и права пользования ими в интересах государства, а позже и третьих лиц. Так, Петр I запретил своими указами уничтожать леса вдоль рек, удобных для лесосплава. Некоторые особо ценные леса и деревья объявлялись заповедными, т.е. неприкосновенными, запретными[2] .
Если требования по природопользованию и охране объектов живой природы осуществлялись изначально в рамках института права собственности, то требования по охране воздуха, воды и общественных мест от загрязнения получили развитие в законодательстве, которое позже стало называться санитарным. Потребность в таких нормах возникла в России в XVII веке. Примером может служить изданное в 1845г. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, "если кто-либо построит признанные по закону вредными для чистоты воздуха или воды фабрику или завод в городе или хотя и вне города, но выше оного по течению реки или протоки, то сии заведения уничтожаются за счет виновного, и он подвергается аресту на время от семи дней до трех месяцев или денежному взысканию не свыше трехсот рублей".
Новые подходы и концепции применительно к экологическому праву получают реализацию на современном этапе развития российского общества. Переход к рыночным отношениям в экономике, отказ от идеологических догм в праве, стремление российского общества к созданию в перспективе правового и светского государства, к установлению правовых норм по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности преимущественно в законах, а не в подзаконных актах — это те явления в экологическом праве, которые знаменуют начало нового этапа в его развитии.
Не обошли стороной эти явления и уголовное законодательство России, поскольку высокая опасность преступных посягательств на окружающую среды вынуждает к принятию мер по созданию жестких средств воздействия на преступное поведение лиц, заведомо или бездумно уничтожающих саму основу человеческого существования и благополучия страны. Экологическая ситуация в России угрожает национальной безопасности. Ее усугубление приводит к необратимым последствиям, не только вырождению животного и растительного мира, но и к генетическим изменениям человека.
Человек разрушил свою экологическую нишу на значительной территории суши, а так как нет никаких доказательств того, что биологические законы не распространяются на человека, то очевидно, что идет распад генома человека в результате прекращения действия механизмов, удерживающих распадность вида на определенном уровне в естественной экологической нише. О распаде генома человека свидетельствуют данные о росте генетических заболеваний в развитых странах, прежде всего психических заболеваний и врожденных нарушений. Социальные последствия этого процесса требуют пристального внимания, так как, возможно, именно с ними связаны распространение алкоголизма и наркомании, вспышки невиданно жестокости при локальных конфликтах, снижение иммунного статуса организма человека, возникновение новых болезней, расширение круга людей, затрагиваемых уже, казалось бы, искорененными болезнями (например, холерой и малярией), нарушение запретов и тормозящих процессов. Таким образом, то, что обычно называют "экологическими" заболеваниями и непосредственно связывают с загрязнением среды, оказывается верхушкой айсберга. За "очевидными" причинами лежат глубинные механизмы, ведущие к распаду генома человека, намного более опасные, но невидимые и неощутимые, подобно ионизирующему излучению.
1.2.Уголовная ответственность за экологические преступления по УК РСФСР 1960 г.
Необходимость анализа Российского уголовного законодательства, предшествовавшего принятию Уголовного кодекса РФ 1997г., в части, касающейся уголовной ответственности за экологические преступления, диктуется, прежде, тем, что к числу правовых норм, регулирующих в настоящее время уголовную ответственность за экологические преступления в РФ, кроме УК РФ, так называемого смежного и иного законодательства относятся сохраняющие свое действие предписания УК РСФСР 1960г. Это имеет место в тех случаях, когда лицо совершило экологическое преступление до 1 января 1997г. при условии, что новый УК РФ сохранил либо усилил уголовную ответственность за эти деяния.
Данное положение вытекает из действия уголовного закона во времени. Статья 10 "Обратная сила уголовного закона" УК РФ гласит:
1. Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
2. Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.
Учет этих положений ст.10 УК РФ в отношении лиц, привлеченных к уголовной ответственности за совершение преступлений до 1 января 1997г. по УК РСФСР, представляет сложную и важную задачу.
Рассмотрим поэтому коротко круг преступных посягательств на окружающую среду, ответственность за совершение которых регламентировалась УК РСФСР. В связи с тем, что при создании данного Кодекса специфика объекта посягательства — окружающей среды и наличие самостоятельной группы преступлений — экологических, не осознавались ни обществом, ни законодателем, ни специалистами в области уголовного права, во главу угла была поставлена экономическая ценность природных ресурсов, их материальная полезность для государства.
Центральное место по своему значению занимали ст.223 " Загрязнение водоемов и воздуха", а также ст.223 "Загрязнение моря веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря, либо другими отходами и материалами". Далее следовали пообъектные составы.
Так, ст.149 "Умышленное уничтожение или повреждение личного имущества граждан" и ст.150 "Неосторожное уничтожение или повреждение личного имущества граждан" предусматривали ответственность за посягательства на лесные массивы как преступления против собственности (гл.5), а ранее эти составы находились в главе второй "Преступления против социалистической собственности", соответственно в ст.ст.98, 99 УК РСФСР. Также проблеме охраны растительного мира в УК РСФСР были посвящены ст.168 "Умышленная потрава посевов и повреждение полезащитных и иных насаждений" и ст.169 "Незаконная порубка леса".
Охране памятников природы от умышленного уничтожения или повреждения посвящалась ст.230 "Умышленное уничтожение, разрушение или повреждение памятников истории и культуры".
Вместе с тем в УК РСФСР имелись так называемые смежные составы, которые становятся экологическими лишь при определенных обстоятельствах. В теории уголовного права и на практике считалось спорным отнесение их к группе экологических преступлений, хотя возможность наступления вредных для окружающей среды последствий в результате их совершения признавалась всеми. Так, ст.199 "Самовольный захват земли", нарушение законодательства о континентальном шельфе (ст.167′), ст.161 "Нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений", ст.167 "Нарушение правил разработки недр и сдачи государству золота", ст.167 2 "Самовольная добыча янтаря", ст.167 3 "Незаконное создание искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации", ст.167 4 "Незаконная разработка минеральных ресурсов или незаконный промысел живых ресурсов на континентальном шельфе Российской Федерации", ст.167 5 "Незаконное проведение буровых работ, незаконная прокладка подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе Российской Федерации", ст.167 6 "Незаконное захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе Российской Федерации", ст.167 7 "Незаконное проведение ресурсных или морских научных исследований на континентальном шельфе Российской Федерации", ст.167 8 "Нарушение правил эксплуатации и удаления искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации" [3] , могли быть названы экологическими составами при условии, если в результате совершения указанных преступных деяний причинялся вред окружающей природной среде.
Как мы видим, УК РСФСР 1960г. предусматривал 13 составов преступлений, которые в соответствии с определением экологических преступлений, содержащимся в ст.85 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" могли быть отнесены к экологическим. Они не образовывали единой главы, а были рассредоточены по трем вышеуказанным разделам.
Составы экологических преступлений отличаются от составов других видов, предусмотренных УК РСФСР, по двум основным признакам — объекту и наличию вреда природной среде. Как отмечают авторы комментариев к Закону РФ "Об охране окружающей природной среды"[4] , "объектом в составе экологического преступления является компонент природной среды, органически связанный с окружающим естественным миром". По этой причине к числу экологических нельзя отнести такие преступления, как хищение, уничтожение диких зверей и птиц, находящихся в неволе (зоопарках, вольерах и т.п.). Не является экологическим преступлением жестокое обращение с домашними животными, ибо последние не принадлежат к природе, они не состоят с нею в цепочке экологических связей и зависимостей. Вместе с тем и не всякое преступление, где фигурируют природные объекты, можно отнести к экологическому, например продажа, скупка, обмен шкурок пушных зверей ст.166′ "Продажа, скупка, обмен шкурок пушных зверей", нарушение ветеринарных правил, повлекшее распространение эпизоотии ст.160 "Нарушение ветеринарных правил".
Не подвергая сомнению справедливость и обоснованность приведенных выводов, нельзя не указать на неубедительность главной посылки авторов комментариев. При отсутствии в экологическом законодательстве требований, касающихся регулирования определенных общественных отношений по поводу того или иного природного объекта, юридическая ответственность не может применяться за их нарушение. Природа или окружающая среда, выступает в качестве предмета экологического правонарушения.
Для природных объектов в экологических составах было характерно соединение в одном "лице" трех титулов: объектов природы, объектов собственности и объектов хозяйствования. Природоохранение, в большинстве случаев, одновременно предполагало защиту права собственности, а также пользования и владения. Но такое совпадение интересов природоохранителей с интересами собственников, владельцев, пользователей и арендаторов было не всегда. В целом ряде случаев интересы собственников и хозяйствующих субъектов вступали в противоречие с экологическими требованиями, например, при использовании в сельском хозяйстве минеральных удобрений, ядохимикатов. С одной стороны — прибавка в урожае, прибыль, а с другой — вред природной среде, здоровью человека. Экологические преступления не могут быть сведены только к посягательству на какую-либо форму собственности, на природные объекты. Во всех случаях они посягают также и на экологические интересы, которые имеют для них приоритетное значение.
Другой важный признак состава экологического преступления — наличие вреда природной среде. Следовательно, те общественно опасные деяния, которые хотя и квалифицировались как преступные, но не влекли за собой непосредственно причинение вреда природе, нельзя было рассматривать как экологические преступления.
Иными словами, можно сделать вывод, что уголовно-правовыми критериями отнесения преступлений к числу экологических считались едва ли не все признаки состава преступления. Среди них ведущую роль играли объект; цель и мотив, по существу раскрывающие содержание вины; объективная сторона. Ясно также, что место уголовно-правовой нормы (статьи в УК РСФСР, в которой закреплена ее диспозиция) в той или иной главе действовавшего до 1 января 1997г. Кодекса признаком экологического преступления не выступало.
Важную роль в разъяснении и уточнении признаков и состава экологических преступлений по УК РСФСР играло толкование положение последнего судебной практикой. Так, в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 7 июля 1983г. №4 "О практике применения судами законодательства об охране природы"[5] с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 16 января 1986г. №2 и от 18 апреля 1986г. №10, а также от 30 ноября 1990г. №9, суды должны, рассматривая дела, связанные с нарушением законодательства об охране природы, принимать меры к выявлению лиц, приобретавших либо сбывавших заведомо добытое преступным путем (рыбу, мясо диких животных, птицу, древесину и т.п.), и решать вопрос о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст.208 УК РСФСР "Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем" (ст.175 УК РФ).
В этом же постановлении указывается: "Если ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, цехов, агрегатов, коммунальных и других объектов без очистных сооружений и устройств допущен в результате злоупотребления властью или служебным положением, халатности либо совершения другого должностного преступления, если при этом причинен существенный вред государственным или общественным интересам (например, когда это привело к запрещению или временному приостановлению эксплуатации объекта, повлекших срыв выпуска продукции), действия виновных должностных лиц следует квалифицировать по статьям УК (УК РСФСР. — авт. ), предусматривающим ответственность за указанные преступления, а в случаях, когда это повлекло загрязнение или засорение вод либо загрязнение атмосферного воздуха, — также и по ст.223 УК РСФСР".
Кроме того, постановлением Пленума от 30 ноября 1990г. №9 было разъяснено, что если уголовным законодательством не предусмотрена специальная ответственность за порчу или загрязнение земли (а она УК РСФСР не была предусмотрена), но в содеянном имеются признаки должностного преступления, то должностные лица, в результате действий или бездействия которых произошла порча земли, загрязнение ее производственными и иными отходами или сточными водами, отвечают за халатность либо иное должностное преступление.
В п.15 постановления Пленума указывается, что должностные лица, незаконно использовавшие в целях незаконного занятия рыбным и другими водными добывающими промыслами, незаконной охоты, незаконной порубки леса находящийся в их распоряжении государственный или общественный транспорт, в результате чего причинен существенный вред, должны нести ответственность за злоупотребление властью или служебным положением, а также по соответствующим статьям УК РСФСР за нарушение законодательства об охране природы.
Пленум Верховного Суда СССР разъяснил также, что в случаях, когда должностное лицо предприятия, учреждения, организации отдает подчиненным по службе работникам незаконное распоряжение, выполнение которого связано с нарушением законодательства об охране природы, действия такого должностного лица следует квалифицировать по соответствующим статьям УК РСФСР, предусматривающим ответственность за указанные деяния, а при наличии к тому оснований — и за должностное преступление.
И наконец, если должностные лица органов охраны природы (то есть особая категория специальных субъектов) вступают в преступные сделки с браконьерами, способствуя им в совершении преступления, или сами совершают такие преступления, как незаконное занятие рыбным или другими водными добывающими промыслами, незаконная охота, незаконная порубка леса, они должны нести ответственность за нарушение законодательства об охране природы и соответствующее должностное преступление.
Обзор статей УК РСФСР, предусматривавших уголовное наказание за экологические преступления, был бы не полным без характеристики мер наказания за них, которые, по всеобщему признанию, не отличались особой строгостью. Согласно критерию классификации преступлений (виды и сроки наказания), который был предложен принятыми Основами уголовного законодательства, большинство экологических преступлений по своим санкциям относились к числу преступлений, "не представляющих большой общественной опасности", ибо все они предусматривали в качестве меры наказания лишение свободы на срок не более двух лет или более мягкие меры. Это — загрязнение водоемов и воздуха, незаконные охота, лов рыбы, порубка леса, уничтожение, повреждение памятников природы. К группе менее тяжких преступлений, по которым наказание в виде лишения свободы было установлено на срок до пяти лет, из числа экологических составов относились лишь единицы — загрязнение водоемов и воздуха, причинившее существенный вред, незаконные охота, рыболовство, рубка леса, причинившие крупный ущерб. К категории тяжких преступлений, то есть тех, по которым наказание могло быть назначено сроком до десяти лет, относился только один экологический состав — умышленное уничтожение или существенное повреждение лесных массивов путем поджога (ст.98).
Глава 2. Понятие и принципы уголовной ответственности
за экологические преступления
2.1 Понятие экологического преступления
Название главы 26 "Экологические преступления" УК РФ несомненно означает, что все предусмотренные в ней составы преступлений являются экологическими, то есть посягающими на окружающую среду. Вместе с тем, как и в УК РСФСР, законодатель не дает определения экологического преступления, предоставляя его разработку эколого-правовой науке.
Понятие экологического преступления необходимо для уяснения трех основных вопросов:
1) только ли входящие в данную группу преступления являются экологическими или они по тем или иным причинам могут также быть регламентированы в других главах Уголовного кодекса;
2) что общего имеется у экологических преступлений, какие юридические последствия влечет признание преступлений (групп преступлений) экологическими;
3) является ли достаточно полным и последовательным уголовно-правовое регулирование поведения по отношению к объектам окружающей среды?
Вторая группа предпосылок — это установленные законом условия наступления и реализации уголовной ответственности. Экологические преступления есть только вид, группа преступлений, предусмотренных УК РФ. Поэтому описывающее их понятие отражает и учитывает специфику как социально и экологически вредного поведения, так и общие черты преступления, то есть уголовно наказуемого деяния, вырабатываемого с учетом ст.14 УК РФ "Понятие преступления" и норм специального экологического законодательства, в частности ст.81 "Виды ответственности за экологические правонарушения" Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" 1991 г. Указанная статья к экологическим правонарушениям относит виновные противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека. За их совершение должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную либо уголовную, гражданско-правовую, материальную, а предприятия, учреждения, организации — административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с настоящим Законом, иными законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов. При этом ст.85 того же Закона дает нормативное определение экологических преступлений как общественно опасных деяний, посягающих на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющих вред окружающей среде и здоровью человека.
В отечественной литературе уделялось достаточно пристальное внимание разработке понятия "экологическое преступление". В работах П.С. Дагеля, Э.Н. Жевлакова, Ю.И. Ляпунова, В.Д. Пакутина, В.В. Петрова и других авторов характеризовались различные подходы к нему, предлагались формулировки, описывались признаки[6] . Многие разработанные положения были использованы при создании проектов Уголовного кодекса, другие отвергнуты, некоторые вошли в научный оборот, но напрямую не были использованы законодателем, хотя и будут сказываться на правоприменении. В качестве рабочего обобщающего понятия, учитывающего как положения уголовно-правовой и эколого-правовой наук, так и законодательство, можно предложить следующее.
Экологическое преступление — это предусмотренное уголовным законом и запрещенное им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивают оптимальную жизнедеятельность человека, а также на экологическую безопасность населения и территорий, и состоящее в непосредственном противоправном использовании природных объектов (или в противоправном воздействии на них) как социальной ценности, приводящее к негативным изменениям состояния и качества окружающей среды.
Как видно из предлагаемого определения экологического преступления, экологическая безопасность в нем присутствует в качестве самостоятельного предмета, что на наш взгляд, более точно отражает превалирующие тенденции в развитии российского экологического законодательства.
Негативное отношение ряда авторов к такому выделению вызывает особую озабоченность в связи с тем, что его высказывают, порой, признанные авторитеты в области экологического права. Например, М.М. Бринчук делает вывод об отсутствии оснований для выделения обеспечения экологической безопасности в самостоятельное направление деятельности в сфере взаимодействия общества и природы и о некорректности выделения обеспечения экологической безопасности как предмета совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации, наряду с природопользованием и охраной окружающей среды в ст.72 Конституции РФ.[7] . В данном случае, по нашему убеждению, никакой некорректности допущено не было. Более того, мы расцениваем указанное выделение экологической безопасности в качестве предмета совместного ведения как прогрессивное явление, достойное для подражания другими государствами, в первую очередь развивающимися.
Анализ содержания понятия "экологическое преступление" основывается на характеристике таких его черт, как экологичность, противоправность и общественная опасность.
Идентифицирующими признаками экологического преступления являются: освоение объектов окружающей среды (ее компонентов, элементов, природных ресурсов) как операционного базиса деятельности, необходимого для поддержания жизни, или иной (например, культурной, духовной) социальной ценности; направленность на такое использование окружающей среды или воздействие на нее, которое прямо запрещено уголовным законом, непосредственное социально осуждаемое изменение состояния, качества или отдельных параметров окружающей среды; нарушение конституционных прав человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.
Правовая оценка этих деяний изменчива, а их фиксируемая общественная опасность не всегда воспринимается обществом, властными структурами и юристами однозначно.
Подавляющее большинство диспозиций норм, устанавливающих ответственность за экологические преступления, как отмечалось выше, являются бланкетными. Законодатель, очень широко использует при формулировании составов оборот "нарушение правил охраны окружающей среды" и аналогичные выражения. Это означает необходимость обращения к чрезвычайно обширному, сложному по структуре и используемой специальной терминологии экологического законодательства, которое в последние годы развивается интенсивно и по различным направлениям.
Качественная характеристика общественной опасности определяется характером, экологической значимостью социальных ценностей, которым противопоставляется данное противоправное поведение, расхождением его с действительными интересами и возможностями общества и человека, а также всем содержанием экологически вредного поведения (при обращении к составу преступления, то есть юридической модели поведения, — всеми его признаками).
Таким образом, общественная опасность экологических преступлений состоит в умалении экологических интересов общества, в частности в нарушении права каждого на благоприятную окружающую среду, в причинении вреда здоровью, имуществу, природе, в подрыве уважения к правовым природоохранительным и иным нормам, в снижении уровня безопасности населения, экологической дисциплины и т.п.
Количественная характеристика общественной опасности экологических преступлений выражается в ее степени и учитывается законодателем как в санкциях, так и в содержании ответственности за совершенное деяние. Критериями определения степени общественной опасности являются: размеры причиненного вреда (массовая гибель животных, существенное изменение радиоактивного фона, распространение эпидемий, эпизоотии, тяжкие последствия, существенный, значительный вред и т.д.), набор разнообразных квалифицирующих признаков и другие количественные параметры умаления социальной ценности объектов окружающей среды.
Показателями общественной опасности отдельных экологических преступлений новых для российского уголовного законодательства являются криминализация нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ, то есть при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных и иных объектов (ст.246), а также нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов (радиоактивных, бактериологических и химических) (ст.247) была вызвана распространением такого рода опасного поведения, ростом масштабов наносимого окружающей среде и здоровью людей вреда.
2.2 Принципы уголовной ответственности за экологические преступления
Что касается принципов уголовной ответственности за экологические
преступления, то Уголовным кодексом РФ предусматривается ряд принципов, которые имеют отношение к охране окружающей среды. Прежде всего, преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия могут определяться только в УК РФ. Это означает, что никакие другие законы, в том числе и об охране среды, не могут предусматривать уголовной ответственности помимо УК РФ.
Законодательством предусматриваются задачи УК РФ, и хотя их немного,
в них присутствуют экологические цели. Так, задачами УК РФ являются: охрана прав и свобод человека и гражданина (в том числе экологические), собственности (в том числе на природные ресурсы), общественного порядка и общественной безопасности (в том числе экологического правопорядка), окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества (например, путем установления уголовной ответственности за экоцид), а также предупреждение преступлений (в том числе экологических).
Для обеспечения предупреждения и пресечения экологических преступлений немаловажное значение имеют принципы справедливости привлечения к ответственности и применения наказания, означающие необходимость установления виновности лица в общественно опасных действиях (бездействии) и наступлении общественно опасных последствий. Объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается. Наказание должно быть справедливым: соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.
Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же
преступление. Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. Уголовное законодательство должно обеспечивать безопасность человека.
Глава 3. Характеристика экологических преступлений. Уголовное наказание за экологические преступления
3.1 Характеристика экологических преступлений
Составы экологических преступлений отличаются от составов других видов, предусмотренных уголовным законодательством, по двум основным признакам – объекту и наличию вреда, причиненного природной среде.
Непосредственным объектом экологического преступления является компонент природной среды, органически связанный с окружающим естественным миром. Для природных объектов в экологических преступлениях характерно то, что эти объекты соединяют в себе три титула – объектов природы, объектов собственности и объектов хозяйствования. Другой важной особенностью экологических преступлений является причинение вреда природной среде.
Поэтому деяния, которые квалифицируются как преступные, но не причиняющие непосредственно вреда природе, не могут рассматриваться как экологические преступления. Уголовный кодекс РФ предусматривает 17 составов экологических преступлений.
Все составы преступлений, сформулированные в действующем УК РФ, с точки зрения выполняемых ими функций, относящихся к природопользованию, и охране окружающей среды, можно подразделить на три категории: специальные экологические составы, смежные, дополнительные.
Специальные экологические составы (их 17) сформулированы в отдельной главе «Экологические преступления» (гл.26), которая помещается в раздел IX «Преступления против общественной безопасности». Условно данные составы можно классифицировать по нескольким группам – соответственно объекта охраны окружающей среды.
Преступления общего характера – против охраны окружающей среды. Это – нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами, нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими агентами или токсинами, нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст.246 – 248, 262).
Посягательства на общественные отношения в области рационального
использования и сбережения земли и ее недр. Это – порча земли, нарушение правил охраны и использования недр (ст.254, 255).
Охрана водных отношений. Это – загрязнение вод, загрязнение морской
среды, нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст.250, 252, 253).
Защита растительного мира (флоры). Это – незаконная порубка деревьев
и кустарников, уничтожение или повреждение лесов, нарушение установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений правил, незаконная добыча водных растений (ст.249, 256, 260, 261).
Наконец, преступления, посягающие на общественные отношения в области охраны животного мира и атмосферного воздуха. Это незаконная добыча водных животных, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконная охота, нарушение ветеринарных правил, нарушение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, загрязнение атмосферы (ст.249, 251, 256-259).
К специальным экологическим составам относится ряд составов, сформулированных в статьях, содержащихся в других главах Уголовного кодекса:
— нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст.215);
— сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст.237);
— жестокое обращение с животными (ст.245);
— экоцид (ст.358).
Родовым объектом указанных экологических преступлений является
экологическая безопасность человека, населения, государства.
«Под экологической безопасностью понимается состояние защиты жизненно важных интересов личности, населения, государства и международного сообщества в процессе взаимодействия общества и природы от угроз со стороны природных объектов, естественные свойства которых существенно изменены путем загрязнения, засорения или истощения в результате противоправной и виновной антропогенной деятельности».
«Предмет экологических преступлений — различные элементы окружающей среды (природные комплексы, то есть экологические системы, природные ресурсы)».
Эти составы по своему содержанию, несомненно, являются экологическими. С учетом объекта экологических преступлений можно выделить два вида преступлений, посягающих на:
1) экологический правопорядок в целом. Объектом таких посягательств
являются общественные отношения по поводу окружающей среды как
интегрированного объекта правового регулирования использования и
охраны. По Уголовному кодексу к данному виду преступлений относятся
составы, сформулированные в статьях 215, 237, 247-249, 259, 262, 358;
2) порядок использования и охраны отдельных природных ресурсов. Это –
преступления, предусмотренные ст.245, 250-258, 260-261 УК РФ.
Заметим, что диспозиции всех статей об ответственности за специальные
экологические преступления являются бланкетными и отсылают к различного рода законам и подзаконным нормативным актам, в которых сформулированы требования экологической безопасности.
В зависимости от последствий экологическое законодательство
предусматривает три категории преступлений: нарушение; нарушение,
повлекшее значительный ущерб, нарушение, повлекшее смерть человека. Смерть человека вследствие экологического преступления оценивается законом как неосторожность.
С точки зрения санкций, установленных за специальные экологические
преступления, их можно отнести к менее тяжким преступлениям. Только по двум составам может быть применено наказание в виде лишения свободы на срок до восьми лет: за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, повлекшее по неосторожности смерть человека или массовое заболевание людей, и за уничтожение или повреждение лесов либо насаждений, не входящих в лесной фонд, путем поджога, иным общеопасным способом или в результате загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами, отбросами (ст.247, 261 УК РФ).
Смежными составами преступлений в области природопользования и охраны окружающей среды следует считать те из них, которые выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах объективного порядка: отказ в предоставлении гражданину информации (ст.140); регистрация незаконных следок с землей (ст.170); терроризм (ст.205); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст.216); нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст.217); нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст.218); нарушение правил пожарной безопасности (ст.219); незаконное обращение с радиоактивными материалами (ст.220); хищение либо вымогательство радиоактивных материалов (ст.221); незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта (ст.234); нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст.236); нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст.269); планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст.353); производство или распространение оружия массового поражения (ст.355); применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст.356). Эти составы приобретают экологическое значение лишь тогда, когда в результате совершаемых противоправных действий нарушаются правила природопользования и причиняется вред окружающей среде.
Некоторые составы, не являясь по своей природе экологическими, при
определенных обстоятельствах также могут быть использованы в целях охраны окружающей среды. К дополнительным следует отнести ряд преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления: злоупотребление должностными полномочиями (ст.285); превышение должностных полномочий (ст.286); служебный подлог (ст.292); халатность (ст.293). Предусмотренные этими статьями преступления могут применяться напрямую к тем должностным лицам, которые своими действиями или бездействием способствовали причинению вреда окружающей среде.
При рассмотрении уголовных дел, возникших в связи с нарушением
экологического законодательства, следует иметь в виду руководящие
разъяснения, сформулированные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения». В частности, необходимо отграничивать экологические преступления от экологических проступков. В случае возникновения трудностей в разграничении уголовно наказуемых деяний от административных проступков особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба (п.13).
Преступления, предусмотренные ст.256 (незаконная добыча животных и
растений), ст.258 (незаконная охота), считаются оконченными с момента
начала добычи, выслеживания, преследования, ловли независимо от того, были ли фактически добыты водные животные и растения, рыба или иные животные.
Преступления, связанные с причинением крупного ущерба, образуют оконченный состав лишь при наличии реального ущерба (п.17 Постановления).
Следует отметить, что «в Уголовном кодексе расширяются и дифференцируются параметры уголовно-правовой ответственности за
экологические преступления, в том числе преступления, связанные с опасными для общества и окружающей среды вредными воздействиями на различные объекты экологической системы – землю, атмосферу, воды, животный и растительный мир, безопасность человека. Предусматривается (что очень важно) уголовно-правовая ответственность за нарушение правил экологической безопасности при проектировании, размещении, строительстве и вводе в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на окружающую природную среду; уголовная ответственность должностных лиц за преднамеренное сокрытие или искажение экологической информации. Закрепление в уголовной законе положения об обязанности должностных лиц соответствующих государственных органов своевременно обеспечивать граждан необходимой экологической информацией, особенно в сфере безопасности человека, является исключительно важным с точки зрения предотвращения вредных для граждан последствий, а также расширения возможности предъявлять к государственным органам требования о возмещении причиненного гражданам вреда экологическими преступлениями».
3.2 Уголовное наказание за экологические преступления
Уголовным кодексом РФ предусматриваются за совершение экологических преступлений (как в главе «Экологические преступления», так и в других главах) различные виды наказаний: от штрафа до лишения свободы.
Ответственность за экологические преступления разнообразна и использует почти всю палитру возможных видов уголовного наказания.
За совершение экологических преступлений УК РФ предусматривает
следующие виды наказаний:
— штраф, то есть «денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ, в размере, соответствующем определенному количеству минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на момент назначения наказания, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период». Наказание в виде штрафа предусмотрено почти за все экологические преступления. Его размер зависит от характера совершенного преступления. Минимальный размер штрафа – 200 минимальных размеров оплаты труда, максимальный – до 700 минимальных размеров оплаты труда.
— лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. «Данный вид наказания используется в виде основного или дополнительного в тех случаях, когда совершение преступления связано с должностным положением осужденного либо характером его профессиональной деятельности». Такое наказание предусмотрено за многие экологические преступления. Иногда установлен и срок действия данного наказания.
— обязательные работы, которые заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления.
Они устанавливаются на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше 4-х часов в день. Данный вид наказания установлен, в частности, за незаконную порубку деревьев и кустарников.
— исправительные работы. Отбываются по месту работы осужденного, при этом из его заработка производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%. Такое наказание установлено, к примеру, за нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (до 1 года); за загрязнение атмосферы (до 2 лет); за порчу земли (до 2 лет); за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (до 2 лет).
— ограничение свободы. Оно заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Такое наказание предусмотрено за порчу земли (до 3 лет); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет).
— арест. Он заключается в содержании осужденного в условиях строгой
изоляции от общества. Предусматривается за загрязнение вод (до 3 месяцев); за загрязнение морской воды (до 4 месяцев).
— лишение свободы на определенный срок. Данный вид наказания
предусматривается за многие преступления, в том числе за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (до 5 лет); за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (от 3 до 8 лет); за нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (от 2 до 5 лет); за загрязнение вод (до 5 лет); за загрязнение атмосферы (до 3 лет); за порчу земли (до 3 лет); за уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет); за уничтожение или повреждение лесов (до 8 лет). Наиболее строгая уголовная ответственность предусмотрена за экоцид, то есть массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Данное преступление наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет.
Применение уголовного наказания характеризуется особыми уголовно-процессуальными процедурами — дознание, предварительное следствие, судебное разбирательство уголовного дела. Субъектами уголовного наказания за экологические преступления могут быть только физические лица, достигшие 16- летнего возраста.
Уголовное наказание применяется только судом за совершение преступления и объявляется в тех случаях, когда другие, более мягкие меры наказания представляются недостаточными, нерезультативными, а исправление и перевоспитание нарушителей природоохранного законодательства предполагает применение более строгих уголовных санкций.
Уголовный кодекс РФ значительно усилил ответственность за преступления против окружающей среды: норм о ней стало почти в три раза больше, увеличилась и максимальная планка наказаний, что свидетельствует об изменении взглядов на степень общественной опасности вторжения человека в окружающую среду, о критической оценке современного состояния окружающей среды, когда необходима реализация всего комплекса мер, направленных на ее спасение, иначе может оказаться поздно.
Заключение.
Из ранее изложенного в данной работе можно сделать следующие выводы:
Экологическое преступление — это предусмотренное уголовным законом и запрещенное им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивают оптимальную жизнедеятельность человека, а также на экологическую безопасность населения и территорий, и состоящее в непосредственном противоправном использовании природных объектов (или в противоправном воздействии на них) как социальной ценности, приводящее к негативным изменениям состояния и качества окружающей среды.
Специальные экологические составы (их 17) сформулированы в отдельной главе «Экологические преступления» (гл.26), которая помещается в раздел IX «Преступления против общественной безопасности».
К специальным экологическим составам относится ряд составов, сформулированных в статьях, содержащихся в других главах Уголовного кодекса:
— нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст.215);
— сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст.237);
— жестокое обращение с животными (ст.245);
— экоцид (ст.358).
Уголовным кодексом РФ предусматриваются за совершение экологических преступлений (как в главе «Экологические преступления», так и в других главах) различные виды наказаний: от штрафа до лишения свободы.
Ответственность за экологические преступления разнообразна и использует почти всю палитру возможных видов уголовного наказания.
За совершение экологических преступлений УК РФ предусматривает
следующие виды наказаний: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, арест, лишение свободы на определенный срок
Применение уголовного наказания характеризуется особыми уголовно-процессуальными процедурами — дознание, предварительное следствие, судебное разбирательство уголовного дела. Субъектами уголовного наказания за экологические преступления могут быть только физические лица, достигшие 16- летнего возраста.
Уголовное наказание применяется только судом за совершение преступления и объявляется в тех случаях, когда другие, более мягкие меры наказания представляются недостаточными, нерезультативными, а исправление и перевоспитание нарушителей природоохранного законодательства предполагает применение более строгих уголовных санкций.
В заключении хотел бы отметить, что не смотря на ранее сказанное, обращают на себя внимание незначительные цифры привлечения к уголовной ответственности. Причина этого кроется не только в недостатках правоохранительных органов, но и гораздо глубже.
По мнению большинства криминологов, декриминализация некоторых
экологических преступлений может способствовать усилению борьбы с ними, так как создает условия для быстрой и неотвратимой ответственности за них.
Исправительно-трудовая практика свидетельствует, что ужесточение наказания само по себе, не поддержанное комплексом социальных мер, отнюдь не снижает преступности. Более того, необоснованное усиление наказаний, равно как и неоправданное их смягчение, может снизить их эффективность.
Экологические проблемы, тесно связанные с экономическими, трудно
решить с помощью лишь уголовной репрессии: вековой опыт показывает, что ключ к их решению лежит в плоскости концептуального, политического, воспитательного, нравственного характера, а уже потом — юридического, уголовного. Установление в законе и применение на практике уголовной ответственности способствует их предупреждению, когда иные, более мягкие меры воздействия оказываются недостаточными, нерезультативными.
Список используемых источников
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосование 12 декабря 1993. // Российская газета 1993. 25 декабря.
2. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"// "Собрание законодательства РФ", 14.01.2002, N 2, ст. 133.
3. Уголовный Кодекс Российской федерации от 13.06.1996. N 63 – ФЗ // "Российская газета", N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.
Список используемой литературы:
4. Бринчук М.М. Охранять окружающую среду или обеспечивать экологическую безопасность?/Государство и право, 1994. №8/9.
5. Дубовик О.Л., Жалинский А.Э. Причины экологических преступлений. М., 1988г.
6. Комментарий к Закону РФ "Об охране окружающей природной среды"/Под ред. С.А. Боголюбова. -М., 1996г.
7. Уголовный кодекс РСФСР 1960г.
8. Петров В.В. «Экологическое право России» М., 1995г.
9. Пименов А.А. Экологическое право Уч., С.-2007
10. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. 1997
11. Шатаева С. Конституционное право человека на благоприятную окружающую среду и механизм его реализации в РФ: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 13.
12. Шемшученко Ю.С. Человек и его право на безопасную (здоровую) окружающую среду//Государство и право. М., 1993, 120-126с.
[1] Российское законодательство X-XX веков. Т.1.
[2] Российское законодательство X-XX веков. Т.5
[3] Федеральный закон от 15 марта 1996г. (13 апреля 1996г.) №30-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР"//СЗ РФ. 1996г.
[4] Комментарий к Закону РФ "Об охране окружающей природной среды"/Под ред. С.А. Боголюбова. -М., 1996г.
[5] Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. 1997.
[6] Дубовик О.Л., Жалинский А.Э. Причины экологических преступлений. М., 1988г.
[7] Бринчук М.М. Охранять окружающую среду или обеспечивать экологическую безопасность?/Государство и право, 1994. №8/9.