Выдержка из текста работы
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ, РЕГИОНАЛЬНОЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО, ФОРМИРОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА, ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СФЕРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ СО СТРАНАМИ АТЭС.
Цель работы — разработка стратегических предложений по наращиванию потенциала торгово-экономического взаимодействия Российской Федерации с экономиками — участницами АТЭС с учетом необходимости:
·обеспечения структурной перестройки и модернизации региональной экономики Сибири и Дальнего Востока (с одной стороны),
·формирования адекватных реальных и взаимовыгодных условий, способствующих углублению инвестиционного, торгового и хозяйственного, технологического и инновационного партнерства (с другой стороны).
Объект исследования — торгово-экономический потенциал и основные направления и сферы сотрудничества РФ с экономиками АТЭС. Предмет исследования — пути эффективного наращивания потенциала торгово-экономического сотрудничества России и стран АТЭС, цель которых — реализация принципа взаимовыгодности и адекватности полученных результатов национальным экономическим интересам РФ.
В работе рассмотрены теоретические и общие аспекты современного состояния экономического сотрудничества России со странами АТЭС.
В аналитической части выполнено исследование, выявляющее перспективные сферы регионального торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации со странами АТЭС в среднесрочной и долгосрочной перспективе, определены проблемы, осложняющие экономическое взаимодействие регионов Дальневосточного Федерального округа со странами АТЭС, проанализированы основные негативные факторы экономического характера, влияющие на роль и место Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
торговый экономический сотрудничество атэс
Содержание
Аннотация
Перечень сокращений
Введение
. Современное состояние регионального торгово-экономического сотрудничества России и стран АТЭС
.1 Общая характеристика экономического взаимодействия РФ со странами АТЭС
.2 Основные направления экономического сотрудничества России со странами АТЭС
.3 Перспективы экономического сотрудничества России со странами АТЭС
.3.1 "Большой Китай"
1.3.2 Южная корея и япония
2. Российский потенциал и перспективные сферы экономического сотрудничества РФ со странами АТЭС
.1 Формирование потеннциала торгово-экономического взаимодействия дальнего востока с ведущими странами АТЭС
.2 Перспективные сферы экономического взаимодействия России со странми АТЭС
Заключение
Список использованных источников и литературы
Перечень сокращений
АСЕАН
АТЭС
ВСТО
ИДВ РАН
ИМЭМО
ИЭИ ДВО РАН
к.э.н.
РАЕН
т.д.
Транссиб
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что Азиатско — Тихоокеанский регион является крупнейшим по масштабам и одним из наиболее динамично развивающихся регионов мира. Именно здесь формируется новый передовой экономико-политический и геостратегический центр, где сталкиваются интересы ведущих мировых держав — США, Китая, Японии, России и стран АСЕАН.
На фоне интеграционных процессов, происходящих в АТР, АТЭС представляет собой крупнейшее и наиболее амбициозное экономическое объединение. На долю экономик — участниц АТЭС приходится более 53% мирового ВВП (по ППС) и 44% объема мировой торговли, при этом уровень ВВП на душу населения на 40% выше средне-мирового уровня. В настоящее время основными игроками в АТР на территории Северо-Восточной Азии являются КНР, Япония и Республика Корея. Доля внешнеторгового оборота этих стран составляет более, чем 2/3 от общего объема товарооборота стран СВА. Характерная особенность интеграционных процессов в данном регионе — многоуровневость. В данном регионе отсутствует тесная структура межгосударственной координации, как, например, в Европейском Союзе. Таким образом интеграционные процессы между вышеупомянутыми экономическими лидерами СВА происходят на трех уровнях:
·двустороннего межгосударственного сотрудничества,
·сотрудничества в рамках субрегиональных группировок типа АСЕАН,
·на уровне форума АТЭС.
Учитывая, что в многоуровневой иерархии интеграционных процессов в АТР АТЭС занимает наивысший уровень, то есть представляет собой интеграционное объединение глобального масштаба, можно говорить о постепенном превращении АТЭС в универсальную межгосударственную координирующую институциональную организацию.
Организация форума АТЭС была основана в 1989 году на совещании министров иностранных дел и финансов 12 стран Азиатско — Тихоокеанского региона. Сегодня АТЭС объединяет 21 экономику, в том числе Россию (принято употреблять именно этот термин для участников АТЭС, так как Тайвань и Гонконг не являясь независимыми странами, являются полноправными членами АТЭС). Основной целью АТЭС является обеспечение устойчивого экономического роста и процветания в АТР. Главные направления деятельности АТЭС сводятся к четырем аспектам:
·либерализация инвестиционного режима и создание открытого торгового режима,
·облегчение условий ведения бизнеса в АТР,
·экономическая и технологическая международная кооперация,
·улучшение качества людских ресурсов в этом субрегионе.
Эффективное сотрудничество и решение проблем в данных областях актуально и для Российской Федерации. Таким образом, экономическое сотрудничество России со странами АТЭС может дать импульс для решении целого ряда приоритетных задач и проблем Российской экономики, обеспечивая одновременно активизацию ее внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности в данном субрегионе. Необходимым критерием полноценного включения России в разделение труда данного субрегиона является повышение регулирующей роли государства. Регулирующие функции государства должны быть направлены на обеспечение:
·выполнения взаимных обязательств федерального центра и регионов Дальнего Востока и Крайнего Севера,
·повышения транспарентности предпринимательской деятельности,
·предсказуемости развития предпринимательской среды в стране (как для внутренних, так и для иностранных инвесторов),
·исполнения сметных нормативов ценообразования (во избежание применения коррупционных схем).
Программы финансирования из центра должны осуществляться с целью всемерного развития хозяйствующих субъектов Дальневосточного региона. Усовершенствования в таких секторах экономики Дальнего Востока, как транспорт, оборона, добыча и переработка полезных ископаемых, рыболовство и т.д. — представляются ключевыми критериями для повышения экономического потенциала России в развитии сотрудничества со странами АТЭС. Важно, чтобы привлечение иностранных инвестиций и расширение экономических связей подчинялись целям стратегии национального экономического развития страны в целом, а не были направлены исключительно на развитие отдельных ее частей.
Учитывая, что в 90-е годы Россия преимущественно ориентировалась на Запад, восточные направления внешнеэкономической деятельности были сильно ослаблены, что привело к потере позиций России в экономике Китая, Японии, КНДР, Индии, Монголии, Вьетнаме и странах АСЕАН. Как следствия довольно длительного игнорирования восточного внешнеэкономического направления, Россия пока слабо участвует в интеграционных процессах в АТР. В этих условиях Россия рассматривается рядом стран АТЭС с позиций источника ресурсного обеспечения, особенно это актуально для стран и территорий с высоким инвестиционным потенциалом и нехваткой энергоносителей (таких как Сингапур, Тайвань, Гонконг). Менее развитые страны, как, например, Вьетнам, КНДР, Монголия — экономические партнеры еще СССР — помимо ресурсной базы Дальнего Востока России заинтересованы в возможности использования разработок еще "доперестроечного" периода.
В последние десятилетия появилось немало научных работ, посвященных проблемам развития Дальнего Востока России и экономик, входящих в состав АТЭС. Однако в работах не был представлен всесторонний анализ потенциала развития основных векторов внешнеэкономического сотрудничества России и АТЭС, который учитывал бы необходимость: