Содержание
Введение3
Глава 1. Общие положения4
1.1. Договор перевозки4
1.2. Основные законодательные акты, регулирующие перевозки5
1.3. Основные положения, регулирующие перевозку грузов, пассажиров, багажа6
Глава 2. Междунарожные перевозки пассажиров11
2.1. Международные автомобильные перевозки11
2.2. Международные железнодорожные перевозки14
2.3. Международные морские перевозки16
2.4. Международные воздушные перевозки20
2.4.1. Международные договоры Российской Федерации20
2.4.2. Воздушный кодекс Российской Федерации и вопросы международных воздушных перевозок23
Заключение26
Список использованных источников и литературы27
Приложение29
Выдержка из текста работы
Предметом исследования в моей работе выступает договор перевозки, объектом исследования является Глава 40 Гражданского кодекса РФ, регламентирующая основные нормы о перевозочных договорах. Кроме того, проблема перевозки грузов, пассажиров и багажа регламентируются следующими нормативно-правовыми актами:
* Воздушным кодексом РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ
* Транспортным уставом железных дорог Российской Федерации, принятый Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 2-ФЗ
* Уставом автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением СМ РСФСР от 8 января 1969 г. N 12
* Уставом внутреннего водного транспорта Союза ССР, утвержденный постановлением СМ СССР от 15 октября 1955 г. N 1801
* Кодексом торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ
Цель моей работы рассмотреть договор перевозки грузов, пассажиров, фрахтования.
В процессе написания работы были поставлены следующие задачи:
* Во-первых, рассмотреть общую характеристику главы 40 ГК, изучить договор перевозки груза, пассажиров, фрахтования.
* Во-вторых, изучить общие положения, регламентируемые договорами перевозки.
* В-третьих, рассмотреть ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.
Данная тема является актуальной, т.к. правовое регулирование в ГК отношений, связанных с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, в значительной мере отличается от регламентации иных видов договорных обязательств. Достаточно сказать, что положениям, регулирующим столь сложные обязательства, как перевозки, законодатель посвятил лишь 14 статей. Дело в том, что основной пласт взаимоотношений грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей традиционно регулируется транспортными уставами и кодексами. Что же касается кодифицированных гражданско-правовых актов, то они, также традиционно, всегда включали в себя лишь отдельные принципиальные положения, определяющие систему правового регулирования перевозок грузов, пассажиров и багажа, а в остальном отсылали к транспортным уставам и кодексам.
Глава I. Общая характеристика главы 40 ГК. Договор перевозки груза, пассажиров, фрахтования
В отличие от других глав ГК, содержащих достаточно полную регламентацию гражданско-правовых договоров, исключающую во многих случаях необходимость принятия по этим вопросам специальных законов, гл.40 ГК содержит лишь основные нормы о перевозочных договорах (всего 17 статей), ориентированных в основном на перевозку наземным транспортом. Подробное регулирование перевозок всеми видами транспорта согласно ст.784 осуществляется транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Положения гл.40 ГК не исключают их применение к городскому транспорту (трамвай, автобус, троллейбус, метрополитен), условия перевозок на котором определяются правилами, утвержденными органами исполнительной власти соответствующих городов. В настоящее время действуют правила, утвержденные до 1 января 1995 г. В дальнейшем гражданско-правовые нормы об условиях перевозок в таких правилах содержаться не могут, поскольку регулирование гражданско-правовых отношений находится в ведении РФ (ст.3 ГК) и должно основываться на правилах гл.40 ГК.1
В гл.40 нет упоминаний о перевозках грузов и пассажиров в сообщениях с другими государствами (международных перевозках). Такие перевозки осуществляются на основании международных договоров (транспортных конвенций), которые РФ имеет со многими государствами. Нормы таких транспортных конвенций, как международные договоры, имеют приоритет перед нормами российского законодательства (п.2 ст.7 ГК). Однако при пробелах транспортных конвенций возможно применение к международным перевозкам норм ГК и транспортных уставов и кодексов.
Перевозки грузов и пассажиров между странами СНГ подчинены особому режиму. Для железнодорожных грузовых перевозок по договоренности между странами СНГ предусмотрено распространение на эти перевозки Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС). В отношении перевозок пассажиров применяются правила внутреннего сообщения. Перевозки между странами СНГ другими видами транспорта должны признаваться международными и осуществляться по правилам соответствующих международных договоров. На практике ввиду новизны такого регулирования некоторые перевозки между странами СНГ по-прежнему осуществляются с оформлением их ранее применявшимися транспортными документами внутреннего сообщения.
-Статья 784 ГК РФ регламентирует общие положения о перевозке. Так перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Согласно п.1 ст. 784 единственным правовым основанием осуществления перевозки грузов, пассажиров и багажа является договор перевозки, который должен быть удостоверен соответствующим письменным документом. При наличии ряда общих черт договор перевозки груза и договор перевозки пассажира и багажа имеют значительные правовые особенности, и ГК устанавливает для них наряду с общими нормами также ряд специальных правил: о грузах — ст.785, 791, 794, 797, пассажирских перевозках — ст.786, 795, 800. Договор перевозки груза в свою очередь также имеет ряд разновидностей на железнодорожном и водном транспорте
П.2 ст. 784 указывает на то, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно п.2 ст. 784 на транспорте сохраняется ранее сложившаяся система законодательного регулирования: транспортные уставы и кодексы для отдельных видов транспорта, иные законы, издаваемые в соответствии с ними правила перевозок. Транспортные уставы и кодексы, определяющие общие условия перевозки, должны получить статус федеральных законов.
По договору перевозки груза, согласно п.1 ст.785 перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Для осуществления государственного регулирования рынка транспортных услуг и защиты интересов потребителей таких услуг законодательство РФ предусматривает лицензирование перевозочной деятельности. Положения о лицензировании перевозочной деятельности утверждены на морском и внутреннем водном транспорте постановлением СМ РФ от 23 августа 1993 г. N 8402; на воздушном транспорте — постановлением Правительства РФ от 24 января 1998 г. N 853. На автомобильном транспорте порядок лицензирования перевозок определяется двумя положениями, утв. постановлениями Правительства РФ: пассажирских перевозок (кроме международных) — от 14 марта 1997 г. N 2954; международных перевозок пассажиров и грузов, а также грузов в пределах РФ — от 16 марта 1997 г. N 3225.
Согласно п.2. ст. 785 заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).6
Основным транспортным документом (свидетельством о заключении договора перевозки) при перевозке грузов на железнодорожном и воздушном транспорте является накладная, на автомобильном — товарно-транспортная накладная, на морском — коносамент. Однако буксировка морским транспортом плотов, а также перевозка в Каспийском бассейне нефтеналивных грузов оформляются накладной. По накладной перевозятся грузы в прямом смешанном сообщении.
Заключение договора перевозки может подтверждаться и другими письменными документами, особенно в случаях их дефектов и утраты. Так, при железнодорожных и внутренних водных перевозках предусматривается составление дорожной ведомости, повторяющей в основном сведения накладной. Кроме того, при этих перевозках отправителю в удостоверении приема груза выдается грузовая квитанция.
В случае утраты накладной перевозчиком он обязан на основании дорожной ведомости составить копию накладной и выдать ее грузоотправителю.
Порядок оформления транспортных документов подробно определен в правилах перевозок для соответствующего вида транспорта, причем на железнодорожном, воздушном и автомобильном транспорте применяется единая для данного транспорта форма основных транспортных документов. На водном транспорте пароходства используют и собственные проформы коносаментов.7
Согласно ст. 786 . По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
При сдаче пассажиром к перевозке багажа (принадлежащие лично пассажиру вещи) содержание договора пассажирской перевозки дополняется условиями перевозки багажа, которые в транспортном праве подробно регламентируются.
Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом:
* перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;
* провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;
* сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.
В п.3 ст. 786 названы лишь основные права пассажира, круг которых согласно транспортному законодательству значительно шире. На железнодорожном транспорте пассажир вправе, в частности, делать остановки в пути следования, простить срок годности билета при болезни, изменить маршрут следования, выехать с ранее отходящим поездом, возвратить неиспользованный билет для проезда в поездах дальнего следования с получением полной или части стоимости проезда (ст.92 ТУЖД). На воздушном транспорте пассажир имеет право бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна (ст.106 ВК). Дополнительные права предоставляют пассажиру также транспортные уставы и кодексы других видов транспорта.
На воздушном транспорте термин «ручная кладь» не принят и говорится о вещах, находящихся при пассажире (ст.106 ВК).
Согласно ст. 787 по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Договор фрахтования широко применяется при водных и воздушных перевозках, порядок его заключения и основные условия определены в КТМ, где имеется система норм о чартере. В ВК чартеру посвящена ст.104.
Чартер на морском транспорте используется преимущественно в международном (заграничном) сообщении с применением в этих случаях проформ морского чартера, выработанных в рамках международных неправительственных морских организаций, условия которых могут сторонами изменяться и дополняться.
На железнодорожном и автомобильном транспорте чартер в настоящее время практически не используется.8
Глава II. Общие положения, регламентируемые в договорах перевозки
Согласно ст. 788 ГК РФ, прямое смешанное сообщение, которое иногда именуется также комбинированным, характеризуется двумя признаками: а) участие в перевозке перевозчиков разных видов транспорта; б) составление на перевозку одного (единого) транспортного документа.
В этом случае возникают дополнительные транспортно-правовые вопросы, связанные с особенностями условий таких перевозок и организацией взаимоотношений соперевозчиков различных видов транспорта.
Правила перевозок в прямом смешанном сообщении содержат перечень грузов, которые не допускаются к такой перевозке или допускаются с ограничениями; определяют порядок передачи груза с одного вида транспорта на другой; возлагают на соответствующий вид транспорта перегрузку груза, оборудование перевозочных средств; определяют сроки доставки груза; порядок взимания платы за перевозку и др.
В этот вид сообщения включаются железнодорожные станции, открытые для проведения операций по перевозкам грузов; морские и речные порты, автомобильные станции и аэропорты, предусмотренные специальными перечнями (ст.70 ТУЖД). Условия работы транспортных пунктов, участвующих в таком сообщении, определяются узловыми соглашениями (ст.79 ТУЖД).
Согласно статьи 789. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.
Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.
Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором.
Порядок взимания провозной платы оговаривается в ст. 790 ГК. Так за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.9
Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.
В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Статья 791.Регламентирует подачу транспортных средств, погрузку и выгрузку груза. Так перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.
Отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза.
Погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В статье 792 ГК РФ указываются сроки доставки груза, пассажира и багажа. Сроки исполнения договора перевозки определяются транспортными уставами и кодексами по-разному, причем в этом вопросе имеются различия в установлении сроков доставки для грузов, пассажиров и багажа.
В отношении грузов транспортные уставы и кодексы предусматривают их доставку в установленные правилами перевозок сроки (ст.39 ТУЖД, ст.109 ВК, ст.69 УАТ), а в ст.149 КТМ говорится о доставке грузов, для перевозки которых срок не установлен, в обычно принятый срок.
Сроки доставки груза и правила их исчисления на железнодорожном транспорте утверждает МПС по согласованию с Минэкономики РФ. Эти сроки разны в зависимости от скорости доставки (грузовая, большая) и существенно дифференцированы в отношении сроков доставки отдельных грузов (мелкая и повагонная отправки, скоропортящиеся грузы, живность).
В отношении пассажирских перевозок на всех видах транспорта применяется система расписаний, однако перевозчик вправе переносить, при наличии уважительных причин, объявленные им сроки отправления.
Сроки доставки багажа разными видами транспорта регулируются соответствующими транспортными уставами и кодексами. На железнодорожном транспорте срок доставки багажа и грузобагажа определяется временем следования поезда, которым они отправлены до станции назначения. По-иному определяется срок, если багаж (грузобагаж) подлежит перегрузке в пути следования (ст.98 ТУЖД). При перевозке багажа внутренним водным транспортом действуют те же сроки доставки, что и при перевозке грузов большой скоростью (ст.121 УВВТ). На автомобильном транспорте багаж должен быть доставлен в пункт назначения не позднее дня прибытия пассажира в этот пункт по расписанию (ст.88 УАТ).
Согласно статьи 798. Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.
Согласно статьи 799. между организациями различных видов транспорта могут заключаться договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и другие).
Порядок их разработки и заключения устанавливается правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении. К таким договорам относятся и договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов, которые заключают предприятия автомобильного транспорта с отделениями железных дорог, предприятиями водного и воздушного транспорта на завоз (вывоз) грузов со станций и портов.
Порядок заключения таких договоров определяется транспортными уставами и кодексами, другими законами и иными правовыми актами.
Предметом называемых в ст.799 договоров могут быть различные транспортные и иного рода операции. Договорами перевозки они не являются. Это — договоры подрядного типа, имеющие особенности. Их заключение, содержание и исполнение определяются, если стороны не договорились об ином, транспортными уставами и кодексами, а дополнительно — общими положениями об обязательствах (Раздел III ГК) и общими правилами о договоре подряда (_1 гл.37 ГК).10
Глава III. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора
Статья 793 указывает на ответственность за нарушение обязательств по перевозке
Согласно п.1 ст. 793 в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.
Таким образом, в силу п.2 статьи 793 не допускаются соглашения транспортных организаций с клиентурой об ограничении или устранении установленной законом ответственности, кроме случаев, когда такое послабление ответственности предусмотрено для перевозок грузов (но не пассажиров) транспортными уставами и кодексами. Примером таких норм является ст.13 ТУЖД.
Кроме того, стороны вправе в договоре устанавливать ответственность за нарушение обязательств по перевозке грузов, когда она не предусмотрена законом, а также повышать ответственность, установленную законом. 11
Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств указывается в ст. 794.
Согласно ст. 794 перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие:
* непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;
* прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;
* в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.
Статья 795. регламентирует ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира
За задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату.
Согласно ст. 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:
* в случае утраты или недостачи груза или багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;
* в случае повреждения (порчи) груза или багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа — в размере его стоимости;
* в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза или багажа.
Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.12
Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза илибагажа.
Статья 797 регламентирует претензии и иски по перевозкам грузов
Так, согласно п.1. до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. статья не предусматривает обязательного предъявления к перевозчику претензий, вытекающих из перевозки пассажира и багажа. ТУЖД (ст.136) предусматривает только возможность предъявления к железной дороге таких претензий.
Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.
Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.
В статье 800 ГК РФ оговорена ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира
Так, ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется по правилам главы 59 настоящего Кодекса, если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика.
Заключение
Таким образом, по итогам проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Договор перевозки — один из видов гражданско-правовых договоров, регламентируется гл.40 ГК, которая содержит основные нормы о перевозочных договорах, а также целым рядом нормативно правовых актов: Воздушным кодексом РФ; Транспортным уставом железных дорог Российской Федерации; Уставом автомобильного транспорта РСФСР; Уставом внутреннего водного транспорта Союза ССР; Кодексом торгового мореплавания РФ и др.
По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется доставить его и сданный им багаж в пункт назначения и выдать багаж управомоченному на его получение лицу. Пассажир, в свою очередь, обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за его провоз. Перевозчик несет имущественную ответственность за причинение смерти или повреждение здоровья пассажира, за утрату, недостачу или повреждение багажа по вине перевозчика.
По договору перевозки груза транспортная организация (перевозчик) обязуется доставить его в пункт назначения и выдать грузополучателю, а грузоотправитель — оплатить перевозку груза.
Перевозчик отвечает за сохранность и срок доставки груза, за неподачу в срок транспортных средств, а отправитель — за непредъявление к перевозке груза.
Договоры перевозки подразделяются: по видам транспорта — на договоры железнодорожной (см. сухопутная перевозка), автомобильной, речной, морской и воздушной перевозки; по перевозочным объектам — на договоры перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты; по срокам действия — на разовые и длительные (например, годовой договор автомобильной перевозки, навигационный договор речной и морской перевозки); по территориальному признаку — на внутригосударственные и международные договоры.
Грузоотправители и грузополучатели несут перед перевозчиками имущественную ответственность за задержку перевозочных средств при осуществлении погрузочно-разгрузочных работ средствами соответственно грузоотправителя или грузополучателя.
Требования клиента к перевозчику оформляются в виде претензии, а при ее неудовлетворении в установленный законом срок в виде иска, предъявляемого в суд или арбитражный суд.
Библиография
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г.)
2. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 ноября 1999 г. N 2729/99
3. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 августа 1997 г. N 524/95
4. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 февраля 1996 г. N 5388/94
5. Гражданское право. Учебник ЧI / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. — М: «Проспект», 1998. — 784с.
6. Гражданское право В 2т. Том I: Учебник /Отв ред. Е.А.Суханов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во БЕК, 1998. -816 с.
7. Гражданское и предпринимательское право / Сост. Савранский М.Ю. — М.: ТОН.: Остожье, 1999 — 895с.
8. Комментарий к ГКРФ, части первой и второй (постатейный). Изд-е 3-е, испр и доп. / руководитель автор. Коллектива и ответственный редактор доктор юридических наук, проф. О.Н.Садиков. — М.: Юрид.фирма Контракт: Инфра-М, 1998 — 799с.
9. Советское гражданское право. Субъекты гражданского права / под редакцией Братусь С.Н./.-М. Юридическая литература, 1984
10. Советское гражданское право. т1. — М. :Высшая школа, 1985
11. Советское гражданское право. т.1. -М.: Госюриздат, 1959 / под редакцией Иоффе 0.С.
1 Комментарий к ГКРФ, части первой и второй (постатейный). Изд-е 3-е, испр и доп. / руководитель автор. Коллектива и ответственный редактор доктор юридических наук, проф. О.Н.Садиков. — М.: Юрид.фирма Контракт: Инфра-М, 1998 c.355-356
2 СЗ РФ, 1993, N 35, ст.3316
3 СЗ РФ, 1998, N 5, ст.622
4 СЗ РФ, 1997, N 12, ст.1432
5 СЗ РФ, 1997, N 13, ст.1541
6 Гражданское и предпринимательское право / Сост. Савранский М.Ю. — М.: ТОН.: Остожье, 1999 с. 289-290
7 Гражданское и предпринимательское право / Сост. Савранский М.Ю. — М.: ТОН.: Остожье, 1999 с.293-295
8 Гражданское право В 2т. Том I: Учебник /Отв ред. Е.А.Суханов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во БЕК, 1998 с.488-491
9 Гражданское право В 2т. Том I: Учебник /Отв ред. Е.А.Суханов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во БЕК, 1998 с.492-493
10 Гражданское право В 2т. Том I: Учебник /Отв ред. Е.А.Суханов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во БЕК, 1998 с.494
11 Гражданское право В 2т. Том I: Учебник /Отв ред. Е.А.Суханов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во БЕК, 1998 с.357-359
12 Гражданское право В 2т. Том I: Учебник /Отв ред. Е.А.Суханов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во БЕК, 1998 с.361