Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика договора аренды транспортных средств………………………………4
1. 1. Понятие и значение договора аренды транспортных средств…………………………………4
1.2. Основные элементы договора аренды транспортных средств…………………………………7
2. Правовое регулирование договора аренды транспортного средства………………………..18
2.1. Права и обязанности сторон по договору аренды
транспортных средств без экипажа………………………………………………………………………………………18
2. 2. Права и обязанности сторон по договору
аренды транспортных средств с экипажем………………………………………………………………………….25
2.3. Ответственность сторон по договору аренды транспортных средств……………………..29
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………………35
Список источников и литературы…………………………………………………………………………………………38
Выдержка из текста работы
Аренда транспортных средств представляет собой один из видов договора имущественного найма (аренды). Основанием для выделения этого вида аренды послужила надобность в принятии ряда специальных норм, в которых учитывалась бы специфика временного предоставления за плату во владение и пользование определенного имущества — транспортного средства.
Под транспортным средством понимается техническое устройство, способное к перемещению в пространстве и используемое для достижения целей, стоящих перед транспортом соответствующего вида. Предоставление транспортного средства может сопровождаться также оказанием услуг по управлению им и по его технической эксплуатации. В зависимости от этого аренда транспортных средств разделяется на две разновидности — аренда транспортного средства с экипажем (ст. 632-641 ГК) и аренда транспортного средства без экипажа (ст. 642-649)
С развитием рыночных отношений договор аренды транспортных средств приобретает все большую значимость и поэтому является одним из самых распространенных в сфере предпринимательской деятельности. В связи с этим, подвиды рассматриваемых договоров требуют внимания как в теории, так и на практике.
Объектом исследования данной работы являются гражданские правоотношения, возникающие при заключении и исполнении договора аренды транспортного средства.
Предметом выступает правовое регулирование гражданско-правовых отношений при исполнении договора аренды транспортных средств.
Целью работы является исследование договора аренды транспортного средства с теоретической и практической стороны.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. исследовать понятие, формы договора аренды транспортных средств и его основные элементы;
2. рассмотреть виды договора транспортных средств по гражданскому законодательству РФ;
3. проанализировать основы заключения договора аренды транспортных средств в гражданском законодательстве РФ;
4. исследовать ответственность сторон в рассматриваемых видах договора аренды транспортных средств.
При написании курсовой работы использовались следующие методы исследования: диспозитивный, метод анализа и синтеза, диалектический, логический, сравнительно-правовой, системный, структурный, исторический, формально-юридический.
Среди ученых, уделивших особое внимание различным аспектам аренды, можно назвать, в частности, Я.В. Абрамова, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, А.М. Гуляева, Р.М. Долуханяна, Б.В. Ерофеева, Ю.Г. Жарикова, Г.Г. Иванова, В.Н. Изволевского, Д. С. Левенсона, А.М. Маковского, П.Д. Самойловича, В. Т. Смирнова и др.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.?
Глава I Понятие и общая характеристика договора аренды транспортного средства
1.1 Понятие и значение договора аренды транспортных средств
Договор аренды (фрахтования на время) транспортного средства — гражданско-правовой договор, по которому арендатору предоставляется за плату транспортное средство во временное владение и пользование с оказанием услуг по управлению им и его технической эксплуатации или без оказания такого рода услуг (ст.632,642 ГК).
Общего нормативного определения «транспортного средства» в нашем законодательстве не содержится. В Таможенном кодексе РФ под ним понимают «любые средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование» (ст. 18), в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» сказано, что транспортное средство — это «устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем» (ст. 2) .
В Общероссийском классификаторе основных фондов к транспортным средствам отнесены средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов: железнодорожный подвижной состав; подвижной состав водного транспорта; подвижной состав городского транспорта; средства напольного производственного транспорта, а также транспортные средства прочих видов . К последним могут быть отнесены транспортные средства со специализированными кузовами, назначением которых является транспортировка людей и грузов (например, автоцистерны, молоко-, цементо-, муковозы)…
Заключение
Исследовав договор аренды транспортного средства: рассмотрев существующие в современной науке гражданского права подходы и взгляды на эту проблему, проанализировав действующее российское гражданское законодательство, мы пришли к выводу, что тема «договор аренды транспортных средств» в российской науке является не закрытой. Многие вопросы договора аренды транспортных средств до сих пор вызывают споры в цивилистике и в практике применения гражданского законодательства, что однозначно свидетельствует об актуальности нашего исследования.
Основной целью настоящей работы было на основе изучения юридической литературы дать общую характеристику договора аренды транспортных средств и в соответствии с действующим российским законодательством: сформулировать определение понятия договора аренды транспортных средств и его основных черт, а также разграничить договор аренды транспортных средств со смежными гражданско-правовыми договорами. На основании общей характеристики договора аренды транспортных средств рассмотреть его виды (аренду с экипажем и без экипажа).
На основании проведенного исследования, я пришел к следующим выводам.
Договором аренды транспортного средства является гражданско-правовой договор, по которому арендатору за плату предоставляется транспортное средство во временное владение и пользование с оказанием арендодателем услуг по управлению им и его технической эксплуатации или без оказания такого рода услуг.
Данный договор (не зависимо от вида) является самостоятельным, отдельным видом договора аренды, юридическая природа которого определяется в первую очередь его предметом. Предмет договора аренды включает себя либо два объекта (действия по передаче имущества и само передаваем имущество), либо — три (действия по передаче имущества, само передаваем имущество и действия сторон по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации).
Ключевым для данного договора является понятие «транспортное средство», которое можно определить как техническое устройство, способное к самостоятельному движению в пространстве (самоходное) с целью перемещения (транспортировки) материальных объектов.
Законодатель абсолютно правильно поступил, не включив в Гражданский кодекс РФ определение транспортного средства, так как стремление дать единое понятие для всех транспортных средств привело бы к путанице и несоответствию признаков, содержащихся в этом определении, признакам отдельных видов транспортных средств.
В юридической литературе поставлен вопрос о соотношении договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства и других гражданско-правовых договоров.
Определенную сложность в науке гражданского права вызывает разграничении договора аренды транспортных средств и договора проката. По нашему мнению, существенным различием этих договоров является то, что в договоре проката арендодателем выступает предприниматель, специализирующийся на сдаче имущества в прокат, договор имеет публичный характер, из-за чего гарантии нанимателя в отношениях по договору проката усилены.
В юридической литературе также проводится разграничение договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства и договора перевозки и экспедиции
Современное российское законодательство и наука гражданского права выделяют два вида договоров аренды транспортных средств с экипажем и без экипажа, различия в правовом регулировании которых связаны главным образом с обязанностями сторон по их содержания, эксплуатации, а также с ответственностью за причиненный вред.
Можно выделить три специфические черты договора аренды транспортного средства с экипажем:
1) предмет договора — транспортное средство, способное к самостоятельному перемещению в пространстве и отвечающее определенным требованиям;
2) транспортное средство передается арендатору во временное владение и пользование;
3) управление и техническую эксплуатацию транспортного средства осуществляет арендодатель своими силами, т.е. при помощи экипажа, а именно работника (работников), состоящего с арендодателем в трудовых или иных отношениях, в рамках которых производится выполнение работ, например, основанных на договоре подряда.
Отличительной чертой договора аренды транспортного средства с экипажем является последний признак — управление и техническую эксплуатацию транспортного средства осуществляется силами арендодателя.
Договор аренды транспортного средства без экипажа также обладает тремя специфическими признаками. Первые два из которых полностью идентичны соответствующим признакам договора аренды транспортных средств с экипажем.
Третий отличительный признак договора аренды транспортных средств без экипажа заключается в том, что управление и техническая эксплуатация транспортного средства осуществляет арендатор самостоятельно или при помощи третьего лица (но ни в коем случае не арендодатель). На основании этого содержание договора аренды транспортного средства без экипажа изменено по сравнению с общими правилами об аренде в сторону расширения обязанностей арендатора.
Арендатору рекомендуется, заключая договор страхования арендованного транспортного средства, указывать в качестве выгодоприобретателя арендодателя как лица непосредственно несущего риск утраты и повреждения имущества. При этом отпадает необходимость закреплять в договоре те случаи ответственности арендатора перед арендодателем по сохранности арендованного транспортного средства, которые будут застрахованы им, то есть будут выступать в качестве страхового случая.
Подводя итог, хотелось бы еще раз отметить, что в отечественной науке гражданского права недостаточно изучено правовое регулирование аренды, связанной с предоставлением транспортных средств во временное владение и пользование. Однако современная практика свидетельствует об актуальности и практической значимости подобных исследований, поэтому мы надеемся, что современные российские цивилисты обратят свое внимание на эту проблему и она получит должное отражение в научных дискуссиях.
Список литературы:
Нормативные правовые акты:
1.Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (с изменениями от 17 июля 2009 г.) // СПС «Гарант», 2010.
2. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (с изменениями от 18 июля 2009 г.) // СПС «Гарант», 2010.
3. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ (с изменениями от 18 июля 2009 г.) // СПС «Гарант», 2010.
4. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (ТК РФ) (с изменениями от 25 ноября 2009 г.) // СПС «Гарант», 2010.
5. Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изменениями от 28 февраля 2009 г.) // СПС «Гарант», 2010.
6. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями от 25 ноября 2009 г.) // СПС «Гарант», 2010.
7. Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (утв. постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. № 359) (с изменениями 1/98) // СПС «Гарант», 2010.
Литература:
1. Алексеев С.С. и др. Гражданское право в вопросах и ответах. 2-е изд., перераб. и доп.: учеб. пособие (под ред. Алексеева С.С.). — «Проспект; Екатеринбург: Институт частного права», 2009.
2. Брагинский М.И. Витрянский В.В. Договорное право, кн.2:договоры о передаче имущества. М., Норма, 2006.
3. Вавилин Е.В. Аренда транспортных средств. Правовые аспекты. -М.: Издательство «Альфа-Пресс». 2005.
4. Витрянский Е.В. Договор аренды и его виды: прокат, фрахтование на время, аренда зданий, сооружений и предприятий, лизинг. М.: «Статут». 2007.
5. Гражданское право учебник, ч.2 / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого.-М.: Проспект. 2007.
6. Гражданское право: В 4 т. Т. 3: Обязательственное право (отв. ред. — Е.А. Суханов). — М.: «Волтерс Клувер», 2008.
7. Иванов Г.Г. Правовое регулирование морского судоходства в Российской Федерации. — М.: Спарк, 2008.
8. Калпин А.Г, Чартер (природа, структура отношений, сопоставление со смежными морскими договорами). М. 2001.
9. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ: В 2 т. Т. 1. (под ред. Абовой Т.Е., Кабалкина А.Ю.); — 2-е изд., — М.: Издательство Юрайт, 2009.
10. Тарасов М.А. Транспортное право. Ростов: Издательство Ростовского Университета. 2007.
11. Транспортное право. Учебное пособие. М.: «Былины», 2005.