Содержание
Введение
Глава I Теоретическое обоснование использования дидактических игр для развития познавательного интереса у учащихся шестых классов на уроках математики
1.1.Понятие «познавательный интерес», его структура. Уровни и критерии сформированности познавательного интереса.
1.2.Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у учащихся.
1.3.Дидактическая игра как средство развития познавательного процесса у учащихся шестых классов на уроках математики
Глава II Опытно – экспериментальная работа по применению дидактических игр на уроках математики для развития познавательного интереса у учащихся шестых классов.
2.1. Организация педагогического эксперимента.
2.2.Выявление уровня развития познавательного интереса учащихся шестых классов
2.3 Содержание формирующего этапа эксперимента повышению уровня развития познавательного интереса у учащихся шестых классов на уроках математики.
2.4. Изучение динамики развития познавательного интереса у шестиклассников на уроках математики.
Заключение
Список литературы
Приложение
Выдержка из текста работы
Увеличение умственной нагрузки учащихся на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики — современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в ограниченном единстве.
Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.
Игра — творчество, игра — труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают что учатся: познают, запоминают новое, ориентируется в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.
Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают, и усиливает интерес детей к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка.
Дидактическая игра — не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.
Приложение 1
1. Самая тяжело решаемая из возможных проблем учащихся 5 класса в адаптационный период — чувство «взрослости» у детей;
2. 60% опрошенных учителей практически не используют никакую из форм взаимодействия с учителем начальной школы (бинарные уроки, и различные формы преемственности);
3. Не смотря на то, что 50% опрошенных считают, что дидактическая игра является наиболее эффективной формой организации обучения в период адаптации, активно дидактическую игру на уроках математики в 5 классе проводит лишь 7% учителей, предпочитая ей традиционный урок (45%)
4. Это связано с тем, что учителя сталкиваются с трудностями в организации нестандартного вида уроков и с восприятием психологических особенностей учащихся.
Результаты анкетирования представлены в виде диаграмм. (Приложение 2)
Цель исследования: обоснование использования и разработка дидактических игр на уроках математики для успешной адаптации учащихся 5 класса.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «дидактическая игра», ее типы и виды
2. Выявить возрастные и психологические особенности развития учащихся 5 -6 класса.
3. Проанализировать способы адаптации учащихся при переходе их из начальной школы в основную.
4. Обосновать использование дидактических игр на уроках математики в 5 классе для обеспечения адаптации учащихся
5. Разработать сценарий уроков с использованием дидактических игр.
Средний школьный возраст — переходный от детства к юности. Он характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма.
Характерная особенность подросткового возраста — половое созревание организма. У девочек оно начинается с 11 лет у мальчиков несколько позже, с 12-13 лет. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания.
В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно, чем восприятие младшего школьника.
Характерная черта внимания ученика среднего возраста — его специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков, и они могут долго сосредотачиваться на одном материале или явлении. Но легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания. Оправдывает себя такая организация учебно-воспитательного процесса, когда у подростка нет ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела.
Развитие мышления происходит в неразрывной связи с изменением речи подростка. В ней заметна тенденция к правильным определениям логическим основаниям, доказательным рассуждениям.
Воспитательная работа со школьниками среднего возраста — важнейшая и сложнейшая из нынешних задач. Педагогам нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведение современного человека. Уметь поставить себя на его место. Ученик среднего школьного возраста вполне способен понять аргументацию, убедиться в ее обоснованности, согласиться с разумными доводами.
В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности школьника, что приводит к перестройке психики, логике старых сложившихся форм взаимоотношений с людьми. В 5-ом классе школьники переходят к систематическому изучению наук. А это требует от них психической деятельности более высокого уровня: глубоких обобщений и доказательств, понимания более сложных абстрактных между объектами, формирования отвлеченных понятий. Ученик начинает играть значительно большую роль в школе, семье, ему начинают предъявлять более серьёзные требования со стороны общества и коллектива, со стороны взрослых.
Существенные изменения происходят в эмоциональной сфере подростка. Эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении. Подростки отличаются большой страстностью в их проявлении и вспыльчивостью. С этим связано неумение сдерживать себя, слабостью самоконтроля, резкость в поведении.
Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств. Если они чувствуют малейшую несправедливость к себе, они способны взорваться, хотя потом могут сожалеть об этом.
Эмоциональные переживания подростков приобретают большую устойчивость.
Нередко чувства подростка бывают противоречны. Очень важно, чтобы эти противоречия разрешались в пользу положительных, общественно значимых чувств.
Учения для подростка является главным видом деятельности. И от того, как он учится, во многом зависит его психическое развитие, становление его как гражданина. Существенные изменения происходят в эмоциональной сфере подростка. Эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении. Подростки отличаются большой страстностью. С этим связано неумение сдерживать себя, слабостью самоконтроля, резкость в поведении.
Ведущей деятельностью для младших подростков является интимно-личностное общение со сверстниками. Среди наиболее значимых потребностей учащихся данного возраста можно выделить:
· потребность в достойном положении в коллективе сверстников;
· стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
· повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе;
· стремление обзавестись верным другом
Именно через активное общение со сверстниками, ролевое экспериментирование, отстаивание собственной самостоятельности во взаимодействии с взрослыми, получение более широкого социального опыта подростки формируют и развивают свое самосознание. При этом развитие самосознания связано с достигнутыми ими уровнем рефлексии.
В связи с ведущей ролью общения со сверстниками учебная деятельность, хотя она и занимает большую часть времени подростков, отходит по значимости на второй план. Для подростков она становится важной, прежде всего как средство самоутверждения школьников в коллективе сверстников. Как субъект учебной деятельности подросток характеризуется тенденцией к утверждении своей позиции субъектной исключительности, индивидуальности, стремлением чем-то выделится. Это может усиливать познавательную мотивацию, если соотносится с самим содержанием учебной деятельности — ее предметом, средствами, способами решения задач. Стремление к исключительности входит и в мотивацию достижения, но в составляющую «награды», «успеха». Учебная мотивация как единство познавательной мотивации достижения преломляются у подростка через призму узколичностных значимых и реально действующих мотивов группового, социального бытия.
В письме Министерства Образования ясно указаны психолого-педагогические особенности переходного этапа в развитии и образовании ребенка.
4-6 класс, то есть 10-12-летний возраст, пограничный между детством и отрочеством, — вот пространство и время педагогических действий по организации постепенного, плавного перехода от начальной к основной ступени образования. Такой длинный переходный интервал выделен в связи с тем, что необходимо избежать совпадения двух кризисов, один из которых связан со спецификой переходного периода (возрастной кризис), а другой — с ошибками в организации обучения (условно-педагогический кризис). Один из них провоцирует противоречия этого этапа развития ребенка «изнутри», а другой «извне».
В связи с началом этапа полового созревания изменения происходят в познавательной сфере младшего подростка: замедляется темп их деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, не адекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях. Учитель должен знать, что все эти особенности объективны и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учебу, если педагог найдет целесообразным щадящие методы и формы взаимодействия.
В организации процесса обучения следует адаптировать учащихся при переходе к кабинетной системе обучения. В сегодняшней школе изменение форм обучения происходит «рывком»: вместо одного учителя начальной школы, который один строил с каждым ребенком и его семьей разносторонние отношения, появляется много предметников, отношения которых с учеником и его родителями становятся ситуативными и касаются в основном вопросов успешности и поведения на уроках. Вместо одного своего кабинета появляется кабинетная система, распространяется явление «беспризорности» (неприкаянности) детей в школьном здании. В школах, где безотметочное обучение в начальных классах стало нормой, происходит резкий переход на пятибалльную систему оценивания, которая остается для учащихся «закрытой».
Говоря о психологических особенностях школьника 10-12 лет, необходимо кратко остановиться на тех возрастных особенностях, которые в лучшем случае игнорируются при построении образовательной среды для 4-6 классов, а в худшем — служат почвой для возникновения конфликтов между учителями и учениками.
«Чувство взрослости», не подкрепленное еще реальной ответственностью, — особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения младших подростков с миром. «Чувство взрослости» появляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворенность этой потребности обостряет негативные черты подросткового кризиса. Если школа не предлагает ученикам средств реализации их чувства взрослости, оно все равно проявится, но самым невыгодным образом — уверенностью подростка в учительской несправедливости и необъективности.
Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел. Если учитель контролирует только качество «продуктов» учебной работы школьников и не находит места для оценки детского творчества, инициативы, самостоятельности, то процесс учения теряет для ученика свою актуальность и привлекательность.
Стремление экспериментировать, используя свои возможности, — едва ли не самая яркая характеристика младших подростков. Если школа не предоставляет ученикам культурных форм такого экспериментирования, то оно реализуется лишь в самой поверхностной и примитивной форме — в экспериментах со своей внешностью.
Протекание школьной жизни учеников 5-6 класса осложняется еще и неоправданными требованиями, которые начинают предъявлять подросткам учителя, привыкшие работать в старших классах. Это недопустимо по меньшей мере по трем причинам:
Содержание учебных курсов основной школы выстраивается системно, что предполагает хорошо развитое теоретическое мышление подростков. Однако такое мышление находится в этом возрасте лишь на начальном этапе своего развития, до сих пор ученик работал лишь с отдельными единичными понятиями, лишь с некоторыми понятийными связями. Поэтому опасна тенденция перегрузки новыми понятиями пятиклассников-шестиклассников. Новые научные термины и понятия нужно вводить постепенно, на основе имеющихся представлений и общих ориентировок школьников в ходе их разнообразной практической деятельности.
Высокая планка требований в основной школе к самостоятельности, ответственности и инициативности школьников, особенно в ситуациях свободного выбора индивидуальных учебных траекторий, порой не учитывает возрастные особенности младших школьников и угрожает эмоциональному благополучию большей части обучающихся. Поэтому так важно работать с учащимся в «зоне его ближайшего развития», что означает помощь и поддержку учителя в тех случаях, когда самостоятельно школьник еще не может решить данную учебную задачу. «Открытая» помощь постепенно переходит в косвенную, что дает ученику шанс самостоятельно выполнить задание. Это и обеспечит развивающий эффект обучения.
Сообщество взрослых ожидает от подростков способности понимать других людей и сосуществовать с ними на принципах равноправия и терпимости. Эта способность человека называется децентрацией, именно она создает условия для возможного понимания человека другой культуры, другой эпохи, другого мировоззрения. У младших школьников она только начинает формироваться — теперь, в подростковом возрасте, при умелом построении учебного диалога она может окрепнуть и стать личностным образованием. Но развитие этой способности не терпит суеты, требует осторожности и ненавязчивости. Речь идет о создании учебных ситуаций, которые учат подростков принимать разные точки зрения, прежде всего — высказанные авторами учебников и учебных хрестоматий.
Соблюдая все данные требования педагогическому коллективу необходимо:
Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе (доверительность, искренность, мягкость, оптимизм, возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить).
Важно подчеркнуть, что школа может выполнить эту работу лишь в том случае, если будут найдены новые организационные формы взаимодействия педагогов начальной и основной школы. Только тогда направления поиска новых, переходных форм и содержания самого учебного процесса могут быть заданы педагогическим коллективом школы с двух сторон: из прошлого и из будущего. Из прошлого они должны быть заданы теми задачами развития, которые решаются средствами обучения раньше, чем заканчивается начальная ступень обучения. В последние годы накопилось множество наблюдений и экспериментальных доказательств того, что на последнем году обучения в начальной школе школьники продолжают осваивать учебный материал теми же средствами и способами, что и первые два года школьной жизни. В результате происходит существенное приращение объема знаний, умений и навыков, но не происходит выраженных сдвигов в развитии детей. В частности, школьники не владеют в достаточной мере техникой чтения, грамотным письмом как общеучебными умениями, не развита их способность решать творческие задачи и др., недостаточно развиты навыки учебного сотрудничества и др.
Психологические особенности подростков
Выделяются несколько закономерностей развития учебной деятельности, связанных с возрастными особенностями учащихся.
Во-первых, чем младше ребенок, тем в большей мере он учится только на опыте собственных действий, с возрастом доля обучения путем рассказа и объяснения постепенно увеличивается
Во-вторых, если первоначально дети склонны к некритичному воспроизведению образцов, то позднее начинают избирательно и критически оценивающе относится к учебному материалу.
В -третьих, господствующие в дошкольном возрасте игровые формы учения постепенно сменяет сознательная и целенаправленная учебная деятельность.
В-четвертых, возрастающая способность самостоятельно регулировать и направлять свои действия приводит к осознанному предпочтению тех или иных учебных предметов, в результате одни знания усваиваются более активно, другие игнорируются
В-пятых, с возрастом усиливается понятийное упорядоченность знаний и интеллектуальная способность. Благодаря этому совершенствуются когнитивные предпосылки учебной деятельности, т.е. когнитивные операции и стратегии учения, решения задач преодоления трудностей, способов действия, доказавшие свою пригодность в определенных ситуациях, все более эффективно переносятся на аналогичные ситуации
в-шестых, с возрастом потенциально усиливается и настойчивость в учении. Это значит, что старшие дети способны к более длительным занятиям учебой, чем младшие, но насколько эта способность реализуется, во многом зависит от установок, планов и интересов детей.
Одним из наиболее эффективных норм, которые отвечают потребности в самоутверждении, являются проведении дискуссии и проблемные обсуждения. Именно эти формы позволяют учащимся выработать и высказать собственное суждение по обсуждаемым вопросам, проявить самостоятельность и быть услышанными.
1.2 Способы адаптации учащихся
Успешность адаптации школьника к обучению в 5-6 классах зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5 классе, необходимо:
1. учитывать психологические особенности 10-12-летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5 класс;
2. анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.
Для этого педагогическому коллективу необходимо
· иметь четкие представления о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях;
· наметить преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа обучения в начальной школе (4 класс) и первого этапа обучения в основной школе (5-6 класс);
· знать специфику форм организации обучения, возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся, учитывающего психологию общения младшего школьника.
· игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу;
· игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся;
· игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность;
· игры, включающие элементы поисковой деятельности.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:
· Игры по сенсорному воспитанию
· Словесные игры
· Игры по ознакомлению с природой
· По формированию математических представлений и др.
Иногда игры соотносятся с материалом:
· Игры с дидактическими игрушками,
· Настольно-печатные игры,
· Словесные игры,
· Псевдосюжетные игры.
Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не вскрывает в достаточной мере основы дидактической игры — особенности игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство учителя.
Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся.
· Игры-путешествия
· Игры-поручения
· Игры-предположения
· Игры-загадки
· Игры-беседы (игры-диалоги).
Рассмотрим более подробно данную классификацию, поскольку в ней учитывается организация деятельности учащихся.
Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывается через необычное, простое — через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое — через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия — усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.
Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.
Игра-путешествие — игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребности в знании.
В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки.
Игры-путешествия иногда неправильно отождествляются с экскурсиями. Существенное различие их заключается в том, что экскурсия — форма обучения и разновидность занятий. Целью экскурсии чаще всего является ознакомление с чем-то, требующим непосредственного наблюдения, сравнения с уже известным. Иногда игру-путешествие отождествляют и с прогулкой. Но прогулка чаще всего имеет оздоровительные цели. Познавательное содержание может быть и на прогулке, но оно является не основным, а сопутствующим.
Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предположении, что-то сделать: «Помоги Буратино расставить знаки в примерах», «Проверь домашнее задание у Незнайки».
Игры-предположения «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…», «Как я решил и почему?», и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка, задание, задача, проблема и т.п.
Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…?». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразно предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?».
Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.
В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание рассматриваются как вид обучающей игры.
Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться — доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе учитель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения.
Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета — темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности», его нужно найти, добыть — сделать открытие и в результате что-то узнать.
Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности.
Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.
Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в «чистом» виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.
В основе любой игровой методики, проводимой на занятиях, должны лежать следующие принципы:
· дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
· учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры;
· учебный материал используется в качестве средства игры;
· в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
· успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Наблюдения показывают, что игровые приемы, использующие программный материал, и особенности игр школьников средних классов вызывают у них активизацию умственной деятельности, способствуют возникновению внутренних мотивов учения.
Идея игры состоит в том, что учитель формирует учебную проблему или создает проблемную ситуацию, а учащиеся стараются решить эту проблему. Они понимают, что для решения проблемы им недостаточно имеющихся знаний.
Во время дидактической игры важным моментом является дисциплина. По мнению многих учителей, урок математики считается идеальным с точки зрения дисциплины, если школьники сосредоточены, внимательные, в меру активны, занимаются только индивидуальной самостоятельной работой. Они могут высказывать свое мнение или вносить предложения только при поднятии руки или разрешения учителя.
Учитель, как правило, пресекает попытки ребят с ходу исправить замеченные ошибки, общаться между собой, оказывать друг другу посильную помощь. Это и понятно: хаотичное общение, подсказки, списывание приносят огромный вред.
Если же общение учеников сделать целенаправленным, таким, чтобы они почувствовали пользу от такого общения в процессе познавательной деятельности, то можно получить положительные результаты, как в обучении, так и в формировании личности, поскольку в этом случае по-настоящему реализуется принцип воспитания в коллективе.
Эти игры могут помочь:
· активизировать учебную работу в классе, повысить активность и инициативу школьников;
· дать ощущение свободы и раскованность, особенно нервным, слабым и неуверенным в себе детям;
· улучшить взаимоотношения учителя с классом после конфликта (если таковой был);
· укрепить дружеские отношения в классе.
Проведение игры требует большого мастерства от учителя. Перед игрой необходимо доступно изложить ее сюжет, распределить роли, поставить познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование, сделать необходимые записи.
В игре, в той или иной роли, участвует каждый ученик класса. Если у доски работает небольшое число учащихся, то все остальные выполняют роли контролеров, судей, учителя. Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от ее места в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа.
Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками. На уроках закрепления материала важно применять игры на воспроизведение свойств действий.
В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью используются такие простейшие средства обратной связи, как сигнальные карточки и разрезные цифры. Сигнальные карточки служат средством активизации детей. В большинство игр полезно вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей. Чтобы не нарушать впечатление от игры, ошибки анализируются в конце игры.
Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка — не просто интересное времяпровождение, но способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием играют в любые игры.
При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, так как игра по обязанности теряет своё дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное — её эмоциональное начало. При потере интереса к игре учителю следует изменить обстановку на уроке. Этому могут служить эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих. При наличии интереса дети занимаются с большой охотой, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний.
Очень важно проводить игру выразительно. Если учитель разговаривает с детьми сухо, равнодушно, монотонно, то дети относятся к знаниям безразлично, начинают отвлекаться. В таких случаях бывает трудно поддерживать их интерес, сохранять желание слушать, смотреть участвовать в игре. Если дети от игры не получают никакой пользы, она вызывает у них только утомление. Возникает отрицательное отношение к занятиям.
Учитель сам должен в определённой степени включаться в игру, иначе руководство и влияние его будут недостаточно естественными. Умение включаться в игру — тоже один из показателей педагогического мастерства. Интересная игра, доставившая детям удовлетворение, оказывает положительное влияние и на проведение последующих игр. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на первый план.
Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала, то есть усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Дидактическая игра также позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Дидактические игры могут быть включены в любой раздел программы и служить для развития внимания.
Возникая в активной деятельности ребенка, внимание не только вызывается, но и поддерживается рационально организованной деятельностью детей, и, прежде всего, их активным умственным трудом. Организация учителем учебной деятельности детей, основанной на разных формах их мыслительной активности, в том числе и включение в процесс обучения дидактических игр, формирует особую черту личности — внимательность.
Внимательность проявляется в умении длительно сосредотачиваться на объекте деятельности, управлять своим вниманием, что составляет одну из наиболее существенных чет, характеризующих общую готовность человека к труду.
Сформулированные теоретические положения определяют перечень задач, которые следует решить учителю для успешного проведения дидактической игры:
1. определение цели игры.
2. установление количества играющих.
3. разработка методических материалов и пособий, необходимых для данной игры.
4. Установление правил игры и организация знакомства с ними (правила должны быть доступны и понятны всем играющим и изложены в корректной лаконичной форме).
5. Выбор времени и места проведения игры.
6. Осуществление контроля за игрой и играющими (игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия в зависимости от разыгрываемой ситуации).
7. Отслеживание и диагностика игры, оформление выводов (важная часть принадлежит заключительному обсуждению, в котором учащиеся анализируют ход и результаты игры).
8. Правильное оценивание действий и работы учащихся на уроке.[6]
Последняя задача является самой трудновыполнимой. Ведь объективно оценить работу учащихся на уроке достаточно не просто. Тем более урок нетрадиционного вида. Как правильно оценить работу ученика во время проведения игры? Для этого необходимо учесть множество различных аспектов и внести их в разработку и правила игры.
1. Правила должны быть простыми и четко сформулированы, а математическое содержание доступно для школьников
2. Игра должна способствовать мыслительной деятельности
3. По ходу игры должен быть обеспечен контроль над результатами
4. Необходимо следить за речевой грамотностью учащихся, отвечающих на вопросы
5. Дидактический материал должен быть ярким и наглядным
6. В игре следует проявить чувство меры
7. Завершение игры и оглашение результатов должно проводиться в запланированное время
8. В играх обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к повышению самоконтроля, к четкому соблюдению установленных правил, к активизации учащихся.
9. Обязательный элемент игры — ее эмоциональность
10. Игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной деятельности учащихся
11. Оценивание результатов игры должно основываться не только на теоретических и практических знаниях детей, но и на их психологическом поведении. [6.]
2.3 Обоснование использования дидактических игр на уроках математики в адаптационный период
Проблемы адаптационного периода
|
Возможности дидактических игр для решения проблем адаптационного периода
|
|
Падение самооценки |
Групповая форма организации деятельности |
|
Увеличение дисциплинарных проблем |
Наличие в игре правил проведения ее |
|
Негативное отношение к школе |
Укрепление дружеских отношений в классе |
|
Недостаточное развитие самосознания |
Активное общение со сверстниками |
|
Недостаточная мотивация к успеху |
Мотивация проявляется непроизвольно, т.к. желание выиграть возникает у каждого учащегося или команды |
|
Невозможность выделится в коллективе |
Соревновательные моменты, задачи (требующие проявление творчества, смекалки, настойчивости) |
|
Недостаточность или отсутствие друзей |
Групповые и парные работы |
|
Выраженная эмоциональность |
Выплеск эмоций с помощью различных видов дидактических игр |
|
Нервозность, слабость |
Игры могут дать ощущение свободы и раскованность, особенно нервным, слабым и неуверенным в себе детям; |
обыкновенные и десятичные дроби.
создание условий для обобщения и систематизации ранее изученного материала
Задачи урока:
закрепить теоретические знания и практические умения о обыкновенных и десятичных дробях
развить адаптацию учащихся в ходе проведения игры
формировать навыки анализа и обобщения
систематизация и обобщение материала
урок-игра
научности, наглядности
групповое взаимодействие, сказочность, необычность
Обобщающий урок-сказка по теме «Обыкновенные и десятичные дроби»
А если бы строя ваш дом,
Тот, в котором вы живете,
Архитектор на малую долю ошибся в расчете,
Что б случилось, ты знаешь едва ли
Дом превратился бы в груду развалин.
Ты вступаешь на мост — он надежен и прочен.
А не будь инженер в чертежах своих точен?
Три десятых — и стены возводятся косо,
Три десятых — и рухнут вагоны с откоса.
Ошибись только на три десятых аптекарь,
Станет ядом лекарство, убьет человека.
· какая дробь правильная, а какая неправильная
· какая дробь получится после сокращения
· каков разряд выделенной цифры
14,8; 3,21; 9,003; 71,083
Учитель: без знания дробей не справиться с такой задачей:
Причиной многих заболевания является неблагоприятная экологическая обстановка — загрязненность воздуха, воды и почвы. Например, загрязнение воздуха над заводом составляет 0,86%,
Над городом — 0,219%
Над селом —
Над лесом — .
Расположите числа в порядке возрастания. Где самая благоприятная экологическая обстановка?
Царица: ну что ж, с этой работой вы справились, поэтому я могу вам доверить доставку важного донесения, текст которого зашифрован: каждому полученному результату соответствует определенная буква в таблице.
Л |
Д |
Н |
Р |
С |
У |
Т |
|
13 |
5 |
4,1 |
18 |
19,3 |
55,14 |
||
А |
О |
К |
Г |
И |
Ж |
Ь |
|
1 |
4 |
10 |
8 |
0,025 |
Путь себе выбирайте сами, учитывая свои силы.
Прямо пойдешь — короткий путь изберешь.
Направо пойдешь — меньше трудностей найдешь, но к цели быстро не дойдешь.
Налево пойдешь — на легкий, но длинный путь попадешь.
Налево пойдешь:
Должно получиться слово ОКРУЖНОСТЬ
Прямо пойдешь:
4. При скорости ветра 2,75 м/с чайка летит по ветру со скоростью 18,5 м/с. С какой скоростью чайка будет лететь против ветра?
Должно получиться слово УГОЛ
Направо пойдешь:
7. Должно получиться слово УГОЛ
Числитель: а знаете ли вы, как и когда появились дроби? По мере развития представлений о натуральных числах, возникли и представления о долях единицы. Так появились дроби ,и т.д. которые теперь называются родовыми или основными дробями. Из-за частого употребления некоторые из этих дробей получили еще по одному названию: половина, треть, четверть, осьмушка.
Знаменатель: особый интерес вызывают дроби, знаменатели которых кратны 60: , и т.д. этими дробями пользовались астрономы всех народов вплоть до XVI века. Эти дроби также употреблялись в вычислительных задачах геометрии и алгебры, в теории музыки. С их помощью отсчитывали временные такты, ведь не случайно одна минута — это часть часа, а одна секунда — это часть часа.
Царица: Римляне пользовались дробями, имевшими знаменатель 12 и называли дробь — унция. Например, вместо того, чтобы говорить «Я прочитал книги», они говорили «Я прочитал пять унций книги». Дроби со знаменателем 12, вероятно, появились из-за деления года на 12 месяцев, которое было принято у римлян со времен правления царя Нумы
Числитель: и в нашей жизни без дробей не обойтись, судите сами. Вот рецепт бабушкиного печенья. Я зачитаю, а вы запишите встретившиеся дроби в тетрадь и на доске.
Взять треть чайной ложки соды, полчайной ложки соли, три четвертых пачки маргарина, полтора стакана сахара, один и три десятых килограмма муки. Замесить тесто, выложить его в форму и поставить на четверть часа в духовку.
Учитель: ну что же, ребята, домашнее задание у вас сегодня необычное: испечь печенье по бабушкиному рецепту. А получится оно у того, кто с дробями справится!
Данная дидактическая игра развивает адаптацию учащихся своими особенностями: групповое взаимодействие, сказочность, необычность, которые, в свою очередь усиливают мотивацию учащихся к изучению и работе на уроке.
Меньше или больше
создание условий для формирования навыков сравнения чисел
Задачи урока:
закрепить теоретические знания о сравнении чисел
развить адаптации учащихся в ходе проведения игры
формировать навыки анализа и обобщения
доска, мел, карточки для самостоятельной работы
изучение нового материала
урок-игра
научности, наглядности
групповое взаимодействие, соревнование, наличие правил игры, качественное оценивание.
Меньше или больше?
Людям всем дано от Бога
по одной лишь голове!
Ну, а руки что, а ноги?
Их у каждого по…
Вот так чудо! ну-ка, ну-ка
ты получше посмотри —
это вроде бы и буква
но еще и цифра….
Вот так циферка, взгляни
,у нее и фокус есть —
ты ее переверни и
получишь цифру….
Поживают в трудной книжке
хитроумные братишки
десять их, но братья эти
сосчитают все на свете
Правильно! Цифры! Их то, мы и будем сравнивать, то есть узнавать какое из них меньше, какое больше. И ответим на главную загадку!
девочке Оле 5 лет. Ее подруге Свете на 2 года больше. Сколько лет Свете и кто из них старше?
Олиному дедушке Матвею 72 года, а Светиному дедушке Степану на 4 года меньше. Сколько лети Степану и кто старше?
Меньше то число, которое при счете называют раньше, а больше то, которое при счете называют
Все верно, запишите его в тетрадь.
А сейчас мы продолжим играть. Для этого вам нужно объединиться в две команды. У нас будет соревнование. Вам необходимо выполнить задание в группах. Та группа, которая не только быстрее и правильно выполнит задания, но еще и будет внимательно следить за своим поведением, получит соответствующие оценки.
Работать в группе должен абсолютно каждый учащийся. Учащиеся работая в группах выполняют задания.
Цели урока:
Задачи:
1) обучающие
— ввести понятие доли и обыкновенной дроби, познакомить учащихся с числителем и знаменателем дроби, исторической справкой
— развивать творческие способности через использование загадок и занимательных задачек
2) развивающие
— развивать у учащихся адаптацию посредством использования наглядных пособий (живая картинка, мультфильм, презентация)
— развивать умение работать в группах
3) воспитательные
— воспитывать у учащихся умения сравнивать, выделять закономерности, обобщать (делать выводы)
— воспитывать взаимоуважения друг к другу
— воспитывать у учащихся любовь к предмету
Приложение 3
Формы, применяемые на уроке:
1. Орг. момент
В начале урока построение, приветствие ребят и учителя. Настрой учащихся на работу с помощью стихотворения:
Ну-ка, проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку пять. [2]
— Учитель: А теперь проведем устный счет — посадим цветы.
— Учитель: Я вам буду показывать карточку с примером, кто первый решит, поднимает руку.
— Учитель: Посмотрим в результате что у нас получится.
— Учитель: Спасибо вам за создание прекрасной картины, вы помогли мне её оживить
3. Мотивация. Объяснение нового материала
— Учитель: Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм, герои которого — животные. Подсчитайте сколько их в мультфильме.
Просмотр ролика мультфильма «Апельсин» (слайд 1) [10]
— Из чего он состоит? (Из долек)
— А какие дольки в апельсине? (равные)
— Значит, что такое доли? (Доли — это равные части)
— Молодцы!
— На сколько частей надо разделить апельсин, чтобы все звери получили поровну? (на восемь)
— Какую часть получит каждый? (одну восьмую)
— Вот мы и с вами подошли к теме нашего урока
— Открываем тетради, записываем число, классная работа, тему урока: Доли. Обыкновенные дроби (слайд 2)
— Учитель: Ещё раз повторим, что такое доли? (Доли — это равные части)
— Такая запись числа называется обыкновенной дробью.
— Учитель: Что такое дробь мы узнаем из исторической справки. (слайд 4)
Число 1 — числитель дроби. Число 8 — знаменатель дроби.
— Теперь подумайте, что нам показывает числитель? (сколько частей взяли)
— Что нам показывает знаменатель? (на сколько частей разделили)
— Запись в тетрадь: Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель — сколько таких долей взято (слайд 5).
— Так как же образуются доли? (Когда один предмет делится на равные части) (слайд 6)
— А сейчас мы с вами будем отгадывать загадки и поможем животным справиться с задачами.
Загадка № 1
Сидит в корзине девочка,
У мишки за спиной,
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадай загадку?
Тогда скорей ответь
Название этой сказки … (Маша и медведь) (слайд 7)
А дорога — нелегка,
А корзина — тяжела,
Сяду на пенек
Съем я пирожок.
Учитель: Самая известная из долей — это, конечно, половина. Слова с приставкой «пол» можно услышать часто. Назовите пожалуйста слова с приставкой «пол» (полчаса, полкилометра)
2) Загадка № 2
Возле леса на опушке,
Трое их живет в избушке,
Там три стула, три подушки,
Три кровати и три кружки.
Угадайте без подсказки,
Кто герой этой сказки. (Три медведя) (слайд 9)
— Загадки, задачки, реши и все в порядке!
— Задачек легких нет, еще задачка есть!
— Загадки, задачки, реши и все в порядке!
Загадка № 3
Столяр Джузеппе — сизый нос
Полено как-то в дом принес.
Он начал, что-то мастерить, Полено стало говорить.
Кто в том полене говорил?
Кого Джузеппе мастерил? (Буратино) (слайд 11)
— Загадки, задачки, реши и все в порядке!
Задача №3: Рано утром Мальвина, Перо, Буратино и Артемон завтракали.
— Скажите когда мы говорим четверть? (учебная четверть, четверть часа)
— Вернёмся к записям на доске и в тетрадях. Назовите дробь: половина, треть, четверть?
— А сейчас поучимся читать дроби и в этом нам поможет памятка (слайд 13).
— На слайде 14 чтение дробей.
— Все эти дроби обыкновенные
Одолела нас дремота,
Шевельнутся неохота
Ну-ка делайте со мною
Упражнение такое:
Раз — поднялись, потянулись.
Два — согнулись, разогнулись.
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за парту тихо сесть. [2]
6. Первичное закрепление пройденного материала
— Ребята, мне на электронный ящик, пришло письмо от Клоуна. (слайд 16)
«Дорогие друзья пятиклассники! Я запутался в нахождении части закрашенной и не закрашенной фигуры. Помогите мне их найти». Клоун (слайд 17)
-Учитель объясняет задания: Ребята ваша задача прочитать задание, просмотреть варианты ответов и показать кружок с правильным вариантом ответа.
А) Какая часть квадрата закрашена? (1/3) (слайд 18)
Г) Какая часть прямоугольника? (5/6) (слайд 19)
— Прекрасно справились с заданием!
— Объясните как вы понимаете каждую дробь?
— Какие это дроби? (обыкновенные)
— Послушайте стихотворение об обыкновенных дробях (слайд 21).
Работа учащихся с тестом
— Учитель: Ребята у вас на парте имеется тест с заданиями. Ваша задача внимательно прочитать задание, рассмотреть рисунок и поставить в кружочек точку, напротив которого находится правильный ответ.
— Учитель: Теперь поменяйтесь карточками и проверьте друг друга
Оценка «4» — за 4 правильно выполненных задания;
Оценка «3» — за 3 правильно выполненных задания. (слайд 22)
— Учитель: Поставьте оценку своему товарищу по парте.
— Учитель: Поднимите руки у кого пятерки, а теперь четверки. А у кого тройки, кто не со всем справился с заданием.
— Я зачитываю, а вы записываете в виде обыкновенной дроби: а) три шестых, б) одна треть, в) половина, г) семь десятых, д) одиннадцать сотых, е) три четверти, ж) одиннадцать сорок восьмых. (слайд 23)
— Учитель: А теперь ребята проверим. Поменяйтесь тетрадями. На слайде даны правильные ответы и критерии оценивания.
Оценка «4» — за 5-6 правильно выполненных заданий;
— Учитель: Поставьте оценку своему товарищу по парте.
— Учитель: Поднимите руки у кого пятерки, а теперь четверки. А у кого тройки, кто не со всем справился с заданием.
— Учитель: Молодцы!
Работа в тетради № 892 стр 141 [2]
— Учитель: прочитайте задание. Что нужно выполнить? (Нужно начертить квадрат со стороной 6 клеток, разделить его на 3 доли и закрасить две третьих). Сколькими способами можно разделить квадрат на три равные части? (двумя способами). Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Самопроверка по слайду 25
— Учитель: А теперь поработаем над задачей № 889 [2]
-Прочитайте задачу.
— Сколько ткани купили? (2м50см)
— Какую часть ткани израсходовали на платье?
— Как вы это понимаете?
— Где здесь целое?
— Что нужно сделать перед решением задачи?
— Запись решения на слайде 26
Выучить понятия доли, обыкновенной дроби, числителя и знаменателя дроби (слайд 27)
П о выбору решить задачи: (слайд 28)
7. Итог урока
— Что такое доля? (доля — каждая из равных частей единицы)
— Скажите, когда мы говорим дробь? (Барабанная дробь, охотничья дробь)
Урок закончим стихотворением (автор О.Севастьянова)
Дроби всякие нужны,
Дроби всякие важны.
Дробь учи, тогда сверкнет тебе удача.
Если будешь дроби знать,
Точно смысл их понимать,
Станет легкой даже трудная задача. (слайд 29)
8. Рефлексия
Слайд 30
— Учитель: Ребята у вас на столах лежит жёлтый шарик. Если урок вам понравился и вы всё поняли и можете применить свои знания на практике, то прикрепите его на нашу живую картину. Если урок не понравился, то шарик оставьте на парте.
Цели урока:
· Научить учащихся складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями
· Развитие адаптации, внимания, познавательной активности учащихся.
· Воспитание интереса к предмету.
Оборудование: ноутбук, медеопроектор, экран, набор «Доли и дроби»
I. Вступление
— Сегодня вместе с Иваном-царевичем мы совершим увлекательное путешествие в страну «Математика» и научимся складывать и вычитать числа с одинаковыми знаменателями. Итак…
— В некотором царстве, в некотором государстве жил Иван-царевич. Он очень любил путешествовать. Однажды в одном из увлекательных путешествий повстречал Иван-царевич Елену Прекрасную. Полюбили они друг друга и решили пожениться. Но злой Кощей Бессмертный узнал про это и похитил Елену Прекрасную. Унес ее в далекую страну «Математика». Решил Иван-царевич выручить Елену Прекрасную, но для этого ему понадобилось умное, сообразительное войско. Собрал он 2 отряда, назначил в каждом отряде командира.(1 ряд — Тая; 2 ряд — Сережа) И начал испытывать воинов.
II. Испытание командиров (задание на доске):
1.Расположите дроби в порядке возрастания:
1.1. 11/12; 3/12; 1/12; 5/12; 8/12
1.2. 3/14; 1/14; 11/14; 5/14; 8/14
III. Испытание воинов
1) Приведите пример обыкновенной дроби
2) Назовите числитель дроби
3) Назовите знаменатель дроби
4) Что показывает знаменатель
5) Что показывает числитель
6) Какие дроби называются правильными. Пример.
7.Какие дроби называются неправильными. Пример
8..Как сравнить обыкновенные дроби
9.Сравните:
2/5 и 4/5; ѕ и 1; 6/5 и1; 7/7 и 1; 8/11 и 9/11; 1/7 и 1/8
— Молодцы! Хорошее войско подобрал себе Иван-царевич. А теперь в путь!
Поехал Иван-царевич вместе с войском выручать Елену Прекрасную. Вышли они к бурной реке, а там — огромный камень закрыл дорогу на мост. На камне написан вычислительный пример. Если его правильно решить, то получится магическое число. Произнесет его воин — камень повернется и освободит дорогу. (Один воин — на доске, все остальные — в тетради.)
Вычислить: (2384 + 2692): (303 — 195) = 47
— Первую преграду войско одолело: камень повернулся, открыл дорогу. Дальше дорога их привела к волшебной стене. От стены дорога вела в лабиринт. Надо найти выход из лабиринта. А для этого надо нам с вами научиться складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем
Для того чтобы найти выход из этого лабиринта мы должны сформулировать правило: Как сложить две дроби с одинаковым знаменателем?
Выход из лабиринта найден. Попал Иван-царевич с войском в лес, к избушке Бабы-Яги. Она давно враждовала с Кощеем Бессмертным и решила помочь Ивану-царевичу. Дала она ему три ларца, в одном из них — смерть Кощея. Но чтобы определить ларец, надо сформулировать еще одно правило: Как вычесть дроби с одинаковым знаменателем? И показать всем, что мы научились складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем.
№ 986
1 войско (цепочкой) 1 строчка
2 войско (цепочкой) 2 строчка
— Нашел Иван-царевич нужный ларец. Открыл его, а там яйцо. Молодцы! Справились с заданием. Разбили яйцо, а в нем — иголка, переломили ее.(Слайд 13) Покончили с Кощеем Бессмертным. Освободилась Елена Прекрасная.
— Вот и сказке конец, а значит, конец нашему путешествию по сказочной стране «Математика». Спасибо воинам, которые помогли спасти Ивану-царевичу Елену Прекрасную.
И отправились воины по домам: девочки обед готовить № 980;
Мальчики делом заниматься № 982; 984
V. Оценки за урок
VI. Домашнее задание: п.26 №1015, 1020, 1023 (а)
Рефлексия
Согласно возрастным особенностям учащихся выделяются несколько закономерностей развития учебной деятельности, связанных с возрастными особенностями учащихся.
Во-первых, чем младше ребенок, тем в большей мере он учится только на опыте собственных действий, с возрастом доля обучения путем рассказа и объяснения постепенно увеличивается.
Во-вторых, если первоначально дети склонны к некритичному воспроизведению образцов, то позднее начинают избирательно и критически оценивающе относится к учебному материалу.
В-третьих, господствующие в дошкольном возрасте игровые формы учения постепенно сменяет сознательная и целенаправленная учебная деятельность.
В-четвертых, возрастающая способность самостоятельно регулировать и направлять свои действия приводит к осознанному предпочтению тех или иных учебных предметов, в результате одни знания усваиваются более активно, другие игнорируются
В-пятых, с возрастом усиливается понятийное упорядоченность знаний и интеллектуальная способность. Благодаря этому совершенствуются когнитивные предпосылки учебной деятельности, т.е. когнитивные операции и стратегии учения, решения задач преодоления трудностей, способов действия, доказавшие свою пригодность в определенных ситуациях, все более эффективно переносятся на аналогичные ситуации
И решением этих же проблем и противоречий служит использование дидактических игр на уроках математики.
· активизировать учебную работу в классе, повысить активность и инициативу школьников;
· дать ощущение свободы и раскованность, особенно нервным, слабым и неуверенным в себе детям;
· улучшить взаимоотношения учителя с классом после конфликта (если таковой был);
· повысить самооценку учащихся
· уменьшить дисциплинарные проблемы на уроках
· избавить от негативного отношения к школе
· развить самосознание учащегося и дать каждому выделиться в коллективе.
1. Алтухова Е.В. «Математика 5-11 классы Уроки учительского мастерства»
2. Вигман С.Л. «Педагогика в вопросах и ответах.
3. . Виленкин Н. Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика. 5 класс. -М. Мнемозина, 2007.
4. Краевский В.В. «Дидактика средней школы» М.-1982
5. Педагогика. Рефераты. Общая и специальная педагогика, ответы на экзаменационные вопросы» издательство «Учитель», разработка, издание; 2008.
6. Попова Л.П. Поурочные разработки по математике. 5 класс: К учебному комплекту Н.Я. Виленкина В помощь школьному учителю.-ВАКО, 2009.
7. письмо министерства образования
8. «Дидактические игры в процессе обучения математике. Методические рекомендации». (Уральский государственный педагогический университет) Екатеринбург — 2000.
9. www.modern.gow.ed.ru
10. school26.tgl.ru/…/D_5_kl_drobi_Ispolzovanie_IKT_na_urokah_matematiki.doc
11. DVD. Весёлая карусель. Апельсин
Размещено на