Содержание
Содержание
Введение3
Глава 1. Теоретический анализ особенностей дидактической игры, как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста5
1.1. Особенности дидактической игры как вида деятельности5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика развития детей дошкольного возраста13
1.3. Значение дидактических игр и упражнений для воспитания детей дошкольного возраста19
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния дидактической игры на развитие речи детей младшего дошкольного возраста 24
2.1. Игры и упражнения для развития речи и ознакомления с окружающим24
2.2. Методические рекомендации к организации и проведению занятий с целью развития детей дошкольного возраста29
Заключение34
Список литературы35
Введение
Актуальность исследования. Игра основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навы¬ками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое разви¬тие ребенка, вне игры нет воспитания личности. Вот по¬чему даже самые простые вопросы: почему дети играют? когда впервые возникла игра? Как игра влияет на разви¬тие ребенка? стали предметом серьезных научных ис¬следований в педагогике и психологии.
Развитие представлений о детской игре составляет за¬мечательную страницу в истории отечественной психоло¬гии. Поставленная Л. С. Выготским задача создания новой теории игры получило детализацию в работах виднейших отечественных психологов А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, в исследованиях их со¬трудников и учеников. Подробное и исчерпывающее изло¬жение истории создания отечественной теории игры, ее основных понятий и экспериментальных исследований со¬держится в фундаментальной монографии Д. Б. Эльконина.
Игра понимается как «особый тип деятельности ре¬бенка, воплощающий в себе его отношение к окружаю¬щей, прежде всего социальной действительности, име¬ющий свое специфическое содержание и строение собый предмет и мотивы деятельности, и особую систе¬му действий».
Одним из важ¬нейших положений отечественной теории детской игры является подход к игре как ведущей деятельности. Это означает, что «в связи с развитием игры происходят глав¬нейшие изменения в психике ребенка… развиваются пси¬хические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития».
Объект исследования — игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования — особенности дидактической игры.
Цель исследования изучить особенности дидактической игры, как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ особенностей дидактической игры;
2) рассмотреть психолого-педагогическую характеристику развития детей дошкольного возраста;
3) определить значение дидактических игр и упражнений для воспитания детей дошкольного возраста
4) провести эмпирическое исследование влияния дидактической игры на развитие речи детей младшего дошкольного возраста
Гипотеза исследования — при правильном соблюдении принципов дидактической игры можно развить речь детей младшего дошкольного возраста.
Глава 1. Теоретический анализ особенностей дидактической игры, как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста
1.1. Особенности дидактической игры как вида деятельности
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей. Воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется че¬рез игровую задачу, игровые действия, правила.
Как отмечал А.Н.Леонтьев, дидактические игры отно¬сятся к «рубежным играм», представляя собой переход¬ную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию по¬знавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидакти¬ческих игр характерно наличие задачи учебного харак¬тера — обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в заниательную для детей форму. Приведем приме¬ры обучающих задач: научить детей различать и правиль¬но называть цвета («Салют», «Цветные коврики») или геометрические фигуры («Ледоход»), уточнить представ¬ления о столовой посуде («Кукла Катя обедает») или одежде («Кукла Катя идет на прогулку»), формировать умение сравнивать предметы по внешним признакам, рас¬положению в пространстве («Что изменилось», парные картинки), развивать глазомер и координацию мелких движений («Поймай рыбку», «Летающие колпачки»). Обучающая задача воплощается создателями игры в со¬ответствующем содержании, реализуется с помощью иг¬ровых действий, которые выполняют дети [2, с. 37].
Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, кото¬рая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиг¬рать. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые дей¬ствия, добиться результата. Например, в дидактической игре «Цветные фоны» каждый играющий должен поместить на коврик определенного цвета игрушки и предметы того же цвета. Успешное выполнение игровых действий связано с тем, научился ли ребенок различать цвета, находить по этому признаку предметы в окружающей обстановке.
Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок ов¬ладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучаю¬щей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме. Такое непред¬намеренное обучение получило название автодидактизма.
Возможность обучать маленьких детей посредством актив¬ной интересной для них деятельности — отличительная особен¬ность дидактических игр. Однако следует отметить, что зна¬ния и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный ин¬терес представляет не обучающая задача (как это бывает на занятиях), а игровые действия — для детей раннего и млад¬шего дошкольного возраста, и решение игровой задачи, вы¬игрыш — для детей саршего дошкольного возраста) [3, с. 65].
В последнее время поиски ученых (З.М.Богуславская, О. М. Дьяченко, Н.Е.Веракса, Е.О.Смирнова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного разви¬тия детского интеллекта, которые характеризуются гибкос¬тью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержа¬ние. В таких играх часто нет фиксированных правил, напро¬тив, дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют предлагаемые игры развивающими, а не традиционно — дидактическими.
В дошкольной педагогике сложилось традиционное де¬ление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные, словесные.
Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: рас¬ширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобще¬ние, классификация), совершенствовать речь (умения на¬зывать предметы, действия с ними, их качества, назначе¬ние; описывать предметы, составлять и отгадывать загад¬ки о них; правильно произносить звуки речи), воспиты¬вать произвольность поведения, памяти, внимания. Даже в одной и той же игре, но предлагаемой детям разного возраста, могут отличаться воспитательно-образователь¬ные задачи, конкретное содержание. Например, в игре «Чудесный мешочек» дети младшего возраста учатся на¬зывать предметы и их отдельные признаки, дети среднего возраста — определять предмет на ощупь, старшие дош¬кольники — составлять описательный рассказ, загадку, классифицировать предметы по заданным признакам.
Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсце¬нировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин», пекарей в игре «Пе¬карня», закройщицы и швей в игре «Ателье» и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях («Кукла Наташа заболела», «Уст¬роим кукле комнату»), о литературных произведениях («Пу¬тешествие в страну сказок»), о нормах поведения («Что та¬кое хорошо и что такое плохо», «В гостях у куклы Маши») [2, с. 39].
Для развития координации мелких движений и зритель¬ного контроля за ними организуются игры с дидактически¬ми игрушками моторного характера. Для малышей исполь¬зуются многочисленные варианты игр с прокатыванием шариков по желобку, с горки, в воротца, а также игры с вкладышами, разборными яйцами, шарами, башенками. Детям 4-6 лет предназначены игры с бирюльками, кегля¬ми, бильбоке, настольным бильярдом. Особенно велика роль таких игр на границе перехода к школьному обуче¬нию. Развитие координации движений предплечья, кисти и особенно пальцев рук, четкий зрительный контроль за эти¬ми движениями — важные предпосылки для подготовки ре¬бенка к овладению письмом. В таких играх воспитываются осторожность, терпение, настойчивость, сообразитель¬ность, развивается умение ориентироваться в пространстве.
Настольно-печатные игры разнообразны по содержа¬нию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружаю¬щем мире, систематизировать знания, развивать мысли¬тельные процессы. Среди дидактических игр для дошколь¬ников преобладают игры, в основе которых лежит пар¬ность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают игры, в которых требуется подобрать из мно¬жества картинок пары совершенно одинаковых (две вареж¬ки, два румяных яблока). Далее задача усложняется: кар¬тинки надо объединить по смыслу (найти две машины, из которых одна легковая, другая грузовая). Наконец, стар¬шим дошкольникам целесообразно предлагать отыскивать пары среди предметов, отличающихся друг от друга про¬странственным расположением, формой, особенностями окраски. В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких кар¬точках. Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Цветут цветы», «Мы считаем», «Сказки» и др. [2, с. 40].
В домино принцип парности реализуется через под¬бор карточек при очередности хода. Тематика дмино ох¬ватывает разные области действительности: «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды», «Герои мультфиль¬мов» и др.
Для детей старшего дошкольного возраста, используются игро¬вое поле, фишки, счетный кубик. Каждая игра посвящена какой-либо теме, иногда сказочной («Айболит», «Подвиги Персея», «Золотой ключик»). Дети «путешествуют» по иг¬ровому полю, бросая по очереди кубик и передвигая свои фишки. Эти игры развивают пространственную ориента¬цию, умение предвидеть результат действий.
Распространены настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют раз¬витию логического мышления, сосредоточенности, внима¬ния. Чтобы сложить картинку из отдельных частей, ребе¬нок должен догадаться, что «это длинное ушко» — от кар¬тинки с зайчиком, а кончик пушистого хвоста — от картинки с лисой, т.е. увидеть целое (зайчика, лису) раньше частей. Для дошкольников складывание целого из частей — слож¬ный процесс осмысления, работы воображения. Он облег¬чается подбором предметов и сюжетов, знакомых ребенку по личному опыту, показом целой картинки, постепенным прибавлением частей, которые надо сложить. В настоящее время популярны пазлы (от англ. puzzle — игра на выдер¬жку), где картинки разного содержания (изображения сце¬нок из мультфильмов, животных, замков) разделены на множество частей (от 32 до 250) [5, с. 98].
Выдержка из текста работы
Воспитание высокообразованных людей, является необходимым фактором развития общества, и необходимым компонентом этого воспитания несомненно должно быть овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из важнейших задач дошкольных учреждений — формирование правильной устной речи детей.
Актуальность проблемы развития речи всегда будет стоять на первом месте в воспитании личности ребенка.
В сфере общенаучного знания речь традиционно рассматривается в качестве одной из глобальных, узловых проблем. Это определяется исключительностью ее роли в фило-, социо- и онтогенезе, в становлении человеческого сознания и, в частности, в опосредовании высших психических функций, в генезисе мышления, в осуществлении трудовой и коммуникативной деятельности человека, в его нормальном развитии как личности и субъекта деятельности.
Речь — неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Она является средством воздействия на сознание, выработку мировоззрения, норм поведения. В этой функции речь используется для того, чтобы повлиять на взгляды и убеждения людей, изменить их отношение к определённым фактам и явлениям действительности, склонить их к действиям и поступкам.
Речь — средство удовлетворения личных потребностей человека в общении, в приобщении к определённой среде, в которой он находится. Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, переживаниями, сопереживать, искать понимания.
Речь человека есть зеркало, субъективно отражающее его культуру, а также дух всего человечества, проявляющийся в тесной связи между поколениями. Как образно заметил К.Д.Ушинский, «Язык — есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое» [13, с.147].
Проблемой развития речи занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученные. Среди них особое место занимает К.Д. Ушинский — основоположник методики первоначального обучения детей родному языку. Идеи К.Д.Ушинского нашли свое отражение в работах М.М. Алексеева, А.М. Бородич, Водовозовой Е.Н., Л.С. Выготского, Крупскай Н.К, Симонович, Ф.А. Сохина, А.С., Тихеевой Е.И., А.П. Усова, Флериной Е.А, Д.Б. Эльконин, В.И. Яшина, и многие другие.Детские дошкольные учреждения не ставят перед собой задачу воспитания из любого ребенка мастера слова. Однако овладение элементарным уровнем такого культуры речевого поведения не только доступно каждому, но и необходимо, чтобы быть в будущем полноправным членом общества (Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова и др.). Формирование речевых умений и навыков детей является важнейшей задачей современного общества, так как это залог успешного становления социально-активной личности. Развитие речи дошкольников, основы их речевых умений являются одним из условий гармонического развития ребёнка в целом [11, 13].
Функция общения является одной из важнейших функций речи. Начиная с раннего возраста ребенок, общаясь со взрослыми, пользуется речью как средством коммуникации [26, с.257].
Развитие самостоятельной практической деятельности побуждает развитие интеллектуальной практической функции речи (рассуждение, объяснение способов действий, констатация, обдумывание плана предстоящей деятельности и др.). Задача объяснения стимулирует ребенка к активному поиску соответсвующих речевых форм, которые бы наиболее полно передавали данное содержание [26, с. 258].
Речь — тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения со взрослыми формируется потребность в речевом развитии.
Расширение круга жизненных отношений детей дошкольного возраста, возникновение у дошкольников самостоятельной практической деятельности приводит, утверждает Д.Б. Эльконин, к дальнейшей дифференциации функций и форм его речи. В процессе общения со взрослыми и сверстниками, а также в ходе развития собственной деятельности у ребенка возникает необходимость передать свои впечатления, полученные вне непосредственного контакта с собеседником, договориться об осуществлении общего замысла деятельности, спланировать ее, распределить между товарищами обязанности, дать ответ о выполненной работе и т. п. Таким образом, у ребенка возникает потребность в том, чтобы его речь понимали вне зависимости от ситуации в разговоре.
Психолингвистика, характеризуя речь как деятельность, указывает, что у детей следует формировать речевые навыки и коммуникативно-речевые умения. Необходимо создавать условия для возникновения мотива речи, а также для планирования и реализации речевых актов в процессе обучения речи и языку.
Особо следует подчеркнуть сущность коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Он основан на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации (Г.А. Любина Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Д.Б. Эльконин, и др.) Этот подход определяет цель развития речи в дошкольном возрасте как средства общения и познания, а также практическую направленность всего процесса обучения родному языку. Определяется данным подходом и основной принцип — развитие речи как средства общения и в процессе общения в разных видах деятельности.
Таким образом, речь являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, речь служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Игра — ведущая деятельность детей дошкольного возраста. В ней происходит развитие личности ребенка, его речи, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, моторики, формируются умение управлять своим поведением. В игре накапливают и социальный опыт межличностных отношений, усваивают нормы общения между людьми, которые определяют характер общественного поведения.
Для обучения через игру созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом, тем самым развивая свою речь [3, с. 3].
Дидактические игры способствуют более глубокому познанию детьми младшего дошкольного возраста окружающей действительности — предметов, действий, отношений между людьми [3, с. 5].
Нужно отметить, что в процессе занятий по развитию речи по средствам дидактических игр дошкольники обучаются гораздо успешнее тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры — эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста».
Объект исследования — Процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста. Предмет исследования — Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста. Цель исследования — Теоретически доказать и разработать методику развития речи детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры. Задачи исследования: 1) Провести теоретический анализ особенностей дидактической игры; 2) рассмотреть психолого-педагогическую характеристику развития детей младшего дошкольного возраста; 3) определить значение дидактических игр и упражнений для воспитания детей младшего дошкольного возраста; 4) провести опытно — экспериментальную работу влияния дидактической игры на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
Эксперимент проводился на базе «Государственного учреждения образования «Санаторный ясли-сад №4 г. Рогачева» управления образования Гомельского облисполкома.
Глава 1. Теоретический анализ словарной работы с детьми младшего дошкольного возраста
1.1 Задачи и содержание по развитию словаря
В последнее время поиски ученых (З.М. Богуславская, Н.Е. Веракса, О. М. Дьяченко, Е.О. Смирнова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив, дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют предлагаемые игры развивающими, а не традиционно — дидактическими.В дошкольной педагогике игра с правилами используется как частное дидактическое средство (позволяющее развивать у детей двигательные навыки, сенсорные операции, давать им новые знания), организуется и проводится взрослым главным образом на обучающих занятиях [22, с. 5]. Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что в процессе игры дети легче усваивают знания, получают представления об окружающей жизни. В отличии от учебных занятий, в дидактической игре учебные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно — учащиеся овладевают знаниями, играя. Обучающая задача в таких играх как бы замаскирована на первом плане для играющего, мотивом ее выполнения становится естественное стремление ребенка играть,выполнять определенные игровые действия [18, с. 111].Дидактические игры, как и результативные, занимают промежуточное место между сюжетно-ролевыми играми и учебной деятельностью. Отличительная черта дидактических игр — постановка и реализация учебных задач, как формирования способов действий, умений, навыков, знаний при сохранении игрового контекста и смысла деятельности.Отчетливое различение игры как дидактического инструмента и игры как специфической деятельности дано в работе Л.А. Венгера (1978). Точка зрения Л.А. Венгера заключается в том, что специфические развивающие функции игры связаны с ее строением и самостоятельными формами игровой деятельности детей, а неспецифическое значение (усвоение определенных дидактических содержаний через игру и посредством игровых приемов) — с игрой, регламентированной взрослым. Несмотря на то, что рассуждение Л.А. Венгера относилось к сюжетной игре, можно, по-видимому, распространить его виды игровой деятельности. Тогда, по месту, которое игра занимает в педагогическом процессе детского сада, можно различать самостоятельную игровую деятельность детей и дидактическую игру, регламентированную определенными содержаниями и задачами, вносимыми педагогом. Употребление термина «дидактическая игра» по отношению к упражнениям с дидактическим материалом (даже если педагог привносит в эти упражнения игровые приемы) вряд ли целесообразно [17, с. 19]. Задачи дидактической игры детей младшего дошкольного возраста по программе Пралеска:
-содействовать включению в предметно-игровую среду дидактических игрушек и настольно-печатного материала (соответствующих возрасту детей, гигиеническим и эстетическим требованиям), возникновению и поддержанию интереса к ним и играм с ними;
-развивать сенсорику детей (ощущения, восприятие пространственного расположения предметов, их отдельных частей, удаленности, формы, цвета и др. качеств), их мелкую моторику, используя дидактические игры и настольно-печатный материал (наборы игрушек, отличающихся по цвету, величине, форме, материалу: шары — резиновые, пластмассовые, деревянные; разноцветные большие и маленькие рыбки и т.д.);
-побуждать малышей обследовать игрушки, игровой материал, сопоставлять их, формировать умение группировать однородные и соотносить разные предметы по цвету, величине, форме («Помоги кукле найти свои игрушки», «Большие и маленькие» и др.); развивать воображение, память, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, внимание, опираясь на богатые возможности дидактических игр и дидактического материала (игры с разрезными картинками, из двух-трех частей, с парными картинками и др.);
-стимулировать и поддерживать интерес детей к самостоятельным играм с дидактическими игрушками, в том числе с аутодидактическими (игрушками для самообучения) — разборными пирамидками, грибами, шарами, матрешками и т.д.;
-использовать музыкально-дидактические игры и музыкальные игрушки для развития интереса к музыке, музыкальности;
-содействовать овладению детьми движениями, их совершенствованию путем включения в дидактические игры с движениями: «Я могу идти (бегать, прыгать, лазать и т.д.) так, а ты?», «Научим куклу ходить (бегать, ползать, прыгать) по узкой (широкой, прямой, кривой) дорожке» и т. п.;
-оказывать педагогическую поддержку в овладении разными видами дидактических игр; содействовать формированию у ребенка в процессе дидактических игр самостоятельности, позитивного представления о себе. [19, с. 69-70]
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей. Воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Основные функции дидактической игры (Бондаренко А.К): 1. Дидактическая игра как игровой метод обучения. Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия или дидактические, или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приёмы, создаёт игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игр-занятий воспитатель не только передаёт определённые знания, формирует представления, но и учит детей играть.
2. Дидактическая игра как форма обучения детей. Содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети играя, учатся. Дидактическая игра, к сожалению, реже используется при обучении детей старшего дошкольного возраста. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре ( в играх-занятиях, собственно дидактических играх ) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов. Обучение и игровая деятельность как форма обучения в детском саду направлена на развитие у детей произвольного внимания, наблюдательности, запоминания, сравнения, первичных форм аналитико — синтетической деятельности, деятельности воображения, развитие любознательности и познавательных интересов. Воспитательная и развивающая ценность обучения в игровой форме заключается в содержании и направленности его на решении задач нравственного воспитания — воспитания положительного отношения детей к явлениям окружающей жизни, к труду, взаимоотношениям людей, воспитание уважения в семье, к старшим. Содержание познавательной деятельности в сочетании с игровой содействует и эстетическому воспитанию, формированию эстетического восприятия и отношение к явлениям социальной жизни и природы, к предметам быта и произведениям искусств.
3. Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность. Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если эти правила ими усвоены .Как долго может интересовать ребёнка игра, если её правила и содержание хорошо ему известны? Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Подтверждение этому могут служить народные игры, правила которых им известны: «Краски», «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем», «Наоборот». В каждой игре заложен интерес к игровым действиям. Например, в игре «Краски» нужно выбрать какой-либо цвет. Дети обычно выбирают любимые и сказочные цвета: золотой, серебряный. Выбрав цвет, ребёнок подходит к водящему и на ухо шепчет ему название краски. «Скачи по дорожке на одной ножке», — говорит водящий тому, кто назвал краску, которой нет среди играющих.
4. Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребёнка.Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, Армии, людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности. В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно-гигиенических навыков, культуры поведения. Это хорошо известные игры: «Уложим куклу спать», «Завтрак куклы», День рождения Машеньки», «Оденем куклу на прогулку». Само название игр направляет внимание воспитателя на то, чтобы дети, играя, усваивали культурно-гигиенические навыки, нормы поведения, чтобы у них развивались положительные игровые взаимоотношения.В ряде работ осуществлялись попытки детального анализа дидактической игры (А. К. Бондаренко, 1985; А.И. Сорокина, 1982, и другие). Так, А.К. Бондаренко разделяет дидактическую игру на игру с предметами, настольно-печатную, словесную. Рассматривая структуру дидактических игр, она выделяет следующие ее компоненты: 1) обучающую дидактическую задачу (которую ставит перед детьми педагог); 2) правило игры; 3) игровое действие. На наш взгляд, в таком анализе сливается сама структура игры и ее воспитательное, обучающее назначение (т. е. специфические компоненты игры и привходящие, «учебные» компоненты) [32, с. 19].
1. Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому- либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению), что очень важно для развития отвлечённого, логического мышления [2, с. 39]. Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши ещё не могут находить едва заметные различия между предметами. В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определённых дидактических задач, например, отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в колхозников, в больницу. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети отображают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удаётся вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.
2. Настольно-печатные игры. Настольно-печатные игры — интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растёт в саду?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Запоминания состава, количества и расположения картинок.
3. Словесные игры. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки и сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях.
В младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукового произношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребёнок преодолевает легко, не замечая, что его учат. Длительное время дидактические игры были основной формой обучения маленьких детей, но игровая форма обучения не могла решить тех больших задач, которые ставились и ставятся перед дошкольными учреждениями по всестороннему развитию воспитанников. Осуществляя с детьми работу по развитию речи педагоги в ДОУ широко используют дидактические игры.Игры для малышей построены таким образом, чтобы в течение 15-20 минут все дети активно действовали. Это обеспечивается также и раздаточным материалом, которого должно хватить на всех. Подготовка к игре обычно отнимает много времени, но это необходимо для вовлечения в игру всех детей. Дидактические игры предполагают необходимость сотрудничества детей с воспитателем (во время подготовки к игре, проверки исполнения задания) и друг с другом (во время исполнения игровых действий). Очень важно при объяснении и проведении игры обращать внимание детей на это: Ведь дидактическая игра — средство не только обучения, но и воспитания. Желательно использовать игровые мотивы, неожиданные повороты, самим придумывать варианты — это помогает сохранить интерес детей к игре при ее повторении[3, с. 5-6].
Дидактическую игру следует использовать как звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью. Возникая на основе организованного или стихийного обучения, дидактические игры фактически продолжают его в игровой форме. Вместе с тем в дидактической игре дети овладевают специфическими способами игровой деятельности — игровыми действиями, игровыми отношениями, игровыми ролями, позволяющими самостоятельно реализовывать свои представления об окружающем предметном мире, деятельности и отношениях людей. Игровые ситуации, которые имеются в каждой дидактической игре, служат примером создания воображаемых ситуаций самими детьми [4, с. 5].Многие дидактические игры не имеют сюжета и заключаются только в решении определенной задачи. Но и в этих играх содержание черпается из представлений детей об окружающем и связано с задачами речевого развития. Иногда и в бессюжетные игры вводится образ, например загадки, загадывает Петрушка или другой сказочный персонаж.Словарная работа на данном этапе заключается в том, что детей учат различать и называть части предметов (части тела у животных, человека; части у предметов обихода: рукава и карман у платья, крышка у чайника и т. п.); контрастные размеры предметов; некоторые цвета, формы; некоторые вкусовые качества; некоторые физические качества (холодный, гладкий) и свойства (бьется, рвется). В дидактических играх «Что изменилось», «Назови правильно», «Не ошибись» и др.ребенок совершенствует словарный запас, у ребенка формируется интерес к словарной деятельности.В задачи словарной работы входит также учить детей различать сходные предметы по существенным признакам отличия и точно обозначать их словом (у стула — спинка в отличие от табурета; у чашки —ручка в отличие от стакана и т. п.).Эти различия дети находят в играх «Что изменилось», «Назови, не ошибись»и др. Осуществляя работу по формированию и активизации словаря, педагоги ДОУ эффективно используют дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Кто увидит и назовет больше?», «Краски», «Что изменилось» и другие. Таким образом, в дошкольных учреждениях педагоги широко используют дидактические игры, как распространенный метод словарной работы и развития речи [6, c 24].
Игры детей от 3 до 4 лет.
При организации дидактических игр детей от 3до 4 лет воспитателю необходимо хорошо знать их возрастные особенности: ребенок становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, возрастает стремление утвердиться «Я сам!». Но внимание малыша пока еще неустойчиво, он быстро отвлекается. Решение же задачи в дидактических играх требует от него большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда для маленького ребенка возникают известные трудности. Преодолеть их можно через занимательность в обучении, т.е. использование дидактических игр, повышающих интерес малыша к знаниям, и, прежде всего, дидактической игрушке, которая привлекает внимание яркостью, интересным содержанием.
Важное значение имеет сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребенка. Например, катать цветные шарики в воротца такого же цвета или имитировать движение животного (в словесной игре «Заинька»).
Занимательность игры возрастает, если в нее включаются элементы загадочности. Например, воспитатель вносит коробку, на которой нарисованы овощи, рассматривает их с детьми, а затем говорит: «Догадайтесь, дети, что в этой коробке».
Для детей четвертого года жизни характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой дидактический материал (игрушки), который все дети могли обследовать и активно действовать им.
При проведении дидактической игры с детьми младшего возраста воспитатель объясняет правила по ходу игры. Например, в игре «Собери правильно пирамидку» воспитатель объясняет правило при сборке игрушки. У каждого ребенка в руках пирамидка. Воспитатель предлагает снять кольца со стержня и положить их на стол. Затем, обращаясь к детям, говорит: «Дети, давайте опять соберем пирамидку, вот такую. (Показывает) Чтобы получилась такая пирамидка, надо сначала найти самое большое кольцо и надеть его на палочку. (Дети выполняют.) А сейчас опять поищем самое большое колечко и тоже наденем на палочку» и т. д.
Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам, мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбку воспитателя: педагог широко открывает глаза от удивления, дети подражают ему; у воспитателя грустное лицо — и у всех детей на лицах появляется грусть. Это надо учитывать при чтении художественной литературы. Например, подражая волку, медведю, не говорить слишком грубым голосом, не делать страшных гримас на лице. Маленькие дети пугаются и иногда отказываются играть.
Исследования советских педагогов и психологов показали, что организованное обучение на занятиях является наиболее продуктивным. Такое обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, умений и навыков, а также развитию у них речи, мышления, внимания, памяти. Естественно, что с введением обучения в детском саду изменились роль и место дидактической игры в педагогическом процессе. Она стала одним из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях. Таким образом, особенностью дидактической игры и её завершающим концом является результат, который определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами и который воспитатель предвидит, используя ту или иную игру. Для воспитателя результат игры является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний, или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. В дидактических играх, применяемых в детских садах, результатом игры не может быть «выигрыш», полученный в результате слепой удачи, обмана, присвоения права другого. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной игровой задачи и даёт детям моральное и умственное удовлетворение.
1.2 Особенности словарной работы с детьми младшего дошкольного возраста
Процесс овладения словарем тесно связан с овладением понятиями. У Л.С. Выготского читаем: «Значение слов с психологической стороны…есть не что иное, как обобщение или понятие. …Мы вправе рассматривать значение слова как феномен мышления».