Содержание
Введение3
Глава 1. Понятие, сущность и содержание психологической готовности ребёнка к школе7
1.1. Психологическая готовность ребёнка к школе – общая характеристика и основные составляющие7
1.2. Значение и цели диагностики психологической готовности ребенка к школе20
Глава 2. Сравнительный анализ методов диагностики психологической готовности ребенка к школе31
2.1. Описание основных методов диагностики психологической готовности ребенка к школе31
2.2. Апробация методов диагностики психологической готовности ребенка к школе36
Заключение42
Глоссарий45
Библиографический список48
Список сокращений51
Приложения……………………………………………………………………..52
Выдержка из текста работы
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы взаимосвязи стиля детско- родительских отношений и социально-психологической готовности ребенка к школьному обучению………….……………………………….……..7
1.1. Стили детско-родительских отношений в современных научных исследованиях…………………………………………………………………….7
1.2. Специфика детско-родительских отношений в дошкольном воз-рас-те……………………………………………………………………..…………..18
1.3. Характеристика социально-психологической готовности к школьному обучению…………………………………………………………………..24
1.4. Влияние детско-родительских отношений на формирование психологической готовности ребенка к школе………………………………………34
Выводы по главе 1………………………………………………………..39
Глава II Эмпирическое исследование взаимосвязи стиля детско- роди-тельских отношений и социально-психологической готовности ребенка к школе…………………………………………………………..…..……….……41
2.1. Организация и методы исследования………………….……..……..41
2.2. Анализ результатов исследования………………………………….47
Выводы по главе 2…………………………………………….………….57
Заключение………………………………………………………………..60
Библиография………………………………………………………………63
Приложения……………………………………………………………….68
Введение
Для ребёнка семья — это мир, в котором он живёт, делает открытия, учится любить, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние.
Cемейное воспитание — специальная педагогическая деятельность ро-дителей в семье, в которой реализуется функция семьи по социализации ребенка. Исследования показывают, что большая часть семей осуществляет воспитание на низком уровне: детей воспитывают стихийно, неосознанно, безответственно, следуют моделям поведения своих родителей, перекладывают воспитание на детский сад, школу, не знают, что и как надо делать для воспитания детей в семье.
Семейное воспитание характеризуется рядом условий: общей позицией родителей, стиля воспитания, наличием обоснованных программ воспитания, использованием средств и методов общения и взаимодействия с ребенком. Общая позиция родителей состоит в ответственности за воспитание ребенка. Это означает безусловную любовь, поддержку, заботу, помощь ребенку в подготовке к школе. Общие взгляды и педагогическая позиция родителей определяют и тип, стиль воспитания: авторитарный, демократический, безразличный.
При демократическом стиле устанавливают правила и требования, но объясняют свои действия и мотивы, обсуждают их, используют разумный контроль, власть, ценят в ребенке и послушание и самостоятельность. Авторитарный стиль отличается подавлением личности, жестким контролем и пр. Безразличный стиль воспитания особенно вреден: ребенка не любят и предоставляют самому себе.
Чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми привлекает внимание многих психологов различных школ и направлений.
Значимость для ребёнка детско-родительских отношений в сложный для него период подготовке к школьному обучению подчёркивается многими авторами (Л.И. Божович, А.Я. Варга, Л.С. Выготский, Г.П. Степанова, Н.В. Нижегородцева и другие).
В настоящее время, когда наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психологических про-блем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребенка в школе во многом определяются его социально — психологической готовностью к ней. Важным фактором в подготовке выступает стиль детско-родительских отношений.
Это обусловило выбор темы исследования: «Взаимосвязь стиля детско-родительских отношений и социально-психологической готовности ребенка к школе».
Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью вопроса в аспекте проблемы социально-психологической готовности ребенка к школе, выявлению роли родителей в процессе успешного обучения детей. Эта тема по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в областях психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей.
Проблематика детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодей-ствия с окружающим миром. Этот опыт формирует определенные модели поведения, а также определяет успешность ребенка в школьном обучении.
Проблема взаимосвязи стиля детско- родительских отношений и социально-психологической готовности ребенка к школе все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений и готовности ребенка к школе: стили родительских отношений, взаимосвязи стиля детско-родительских отношений и социально-психологической готовности ребенка к школьному обучению, специфика детско-родительских отношений в дошкольном возрасте, характеристика социально — психологической готовности ребенка к школьному обучению, влияние особенностей детско-родительских отношений на формирование психологической готовности ребенка к школе, психологическая готовность ребенка к школе и успеваемость ребенка в школьном обучении как результат влияния родительского отношения.
Объект исследования — детско-родительские отношения.
Предмет исследования — взаимосвязь стиля детско-родительских отношений и социально-психологической готовности ребенка к школе.
Цель работы: изучение взаимосвязи стиля детско-родительских отно-шений и показателей социально-психологической готовности ребенка к школе.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психологическую литературу по теме дипломной работы.
2. На основе проделанного теоретического анализа подобрать методики для проведения эмпирического исследования, а также сформировать целевую выборку, соответствующую определенным требованиям.
3. Определить стиль детско-родительских отношений у родителей, воспитывающих детей 6–7 лет.
4. Изучить уровень социально-психологической готовности к школь-ному обучению дошкольников в зависимости от стиля детско-родительских отношений.
5. Обобщить и проанализировать результаты исследования, сформулировать выводы.
Гипотеза: существует взаимосвязь между стилем детско-родительских отношений и показателями социально-психологической готовности ребенка к школе, а именно: сформированностью внутренней позиции школьника, самооценкой, вербальным интеллектом, общей осведомленностью, способностью к общению.
Характеристика выборки. Эмпирическое исследование взаимосвязи стиля детско-родительских отношений и социально-психологической готовности ребенка к школе проводилось на базе школы будущего первоклассника ГОУ СОШ с углубленным изучением математики №1360 ВОУО ДО г. Москвы. В качестве испытуемых были привлечены дошкольники в возрасте от 5,5 до 7 лет. Группа дошкольников состояла из 25 испытуемых, из них 10 мальчиков и 15 девочек. Также были проведены исследования с родителями этих детей, для определения родительского отношения к своему ребенку.
Методологической базой исследования являются теоретические кон-цепции ведущих отечественных психологов: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности. А также исследование ряда работ авторов, которые изучали семью и семейные отношения: В.Н. Дружинин, А.В. Петровский, Р.С. Немов, Н.И Лисина, Е.Т. Соколова и другие.
Теоретическая база исследования включает в себя:
1. Учебную литературу по теме, в том числе, таких авторов, как А.Я. Варга, Е.М. Волкова, С.Н. Зинченко, В.У. Кузьменко, А.Г. Лидерс, Е.О. Смирнова и др.
2. Справочную литературу по психологии и социальной работе.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов исследования. Для достижения цели исследования, решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами был использован комплекс исследовательских методов:
1. Теоретический анализ психологической, социологической литературы по теме;
2. Эмпирические методы (тестирование, анкетирование).
3. Количественная и качественная обработка результатов.
Методики исследования:
— методика «Стратегии семейного воспитания» (автор Н.М. Рухленко) [50],
— диагностическая беседа «Мотивационная готовность» (автор А.Л. Венгер) [21],
— методика «Какой Я?» (автор Р.С. Немов) [43],
— тест «Школьной зрелости» (автор А. Керн) [21],
— ориентировочный опросник школьной зрелости (автор Я. Йерасик) [21],
— анкета для родителей «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» (автор Р.С. Немов) [43].
Достоверность и обоснованность результатов и выводов обеспечивается общим методологическим подходом к разработке теоретической концепции исследования; разнообразием методов и методик, соответствующих предмету и задачам исследования; положительными результатами экспериментальной работы, подтвержденными методами статистической обработкой полученных данных (t-критерий Стьюдента).
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами были подобраны методики по диагностике стиля детско-родительских отношений и готовности дошкольников к школьному обучению и были получены результаты, которые могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе.