Содержание
Содержание
Введение …………………………………………………………………… 3
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Краткие итоги дошкольного развития ребенка……………………….. 4
ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Формирование внутренней позиции школьника …………………. ……… 5
Интеллектуальная готовность к школьному обучению…………………… 10
Волевая готовность к школьному обучению. ……………………………. 13
Нравственная готовность к школьному обучению………………………. 15
Уровень и специфические особенности мышления дошкольника…………. 17
Процедура определения психологической готовности к школе………… 18
Варианты развития………………………………………………………….. 21
Заключение……………………………………………………………………. 26
Список литературы …………………………………………………………. 27
Выдержка из текста работы
Актуальность исследования. С поступлением ребенка в школу наступает совершенно новый этап его жизни, и к этому этапу он должен быть достаточно подготовлен. Прежде всего, ребенок должен быть готов выполнять серьезную деятельность, дающую ему не только новые права, но и налагающую нелегкие обязанности. Маленький школьник вправе рассчитывать на уважение окружающих к его учебным занятиям и сам обязан систематически выполнять все задания учителя, вести себя в соответствии со школьными правилами независимо от того, хочет он этого в данный момент. Эффективность реализации такой подготовки будет напрямую зависеть от того, насколько учтены индивидуальные возможности адаптации детей, поступающих в школу.
Проблема. В настоящее время можно выделить ряд проблем, связанных с психологической готовностью школьников к обучению. Одна из них связана с возможностью поступления в школу шестилетних детей. Большинство из них по своему уровню развития – дошкольники. Они не могут полноценно развиваться в условиях жесткой, формализованной системы школьного обучения. Включение детей этого возраста в учебную деятельность требует особых условий – «дошкольного» режима, игровых методов обучения и др. Вопрос о поступлении в первый класс ребенка 6 лет должен решаться индивидуально, исходя из его психологической готовности к школе. Ряд других проблем связан с тем, что дети с низким уровнем функциональной готовности составляют «группу риска» как с точки зрения усвоения программы, так и сточки зрения утомляемости и повышенной заболеваемости. Многие из этих детей буквально с первых дней попадают в категорию неуспевающих, другие (обычно имеющие хороший уровень интеллектуального развития или хорошо подготовленные к школе в плане овладения основными школьными навыками – чтением, счетом, письмом) могут учиться достаточно хорошо, но постоянно испытывают чрезмерное нервно-психическое напряжение, что приводит к невротизации, психосоматическим заболеваниям.
Цель: исследовать особенности психологической готовности к школе дошкольников.
Гипотеза: ребенок считается готовым к обучению в школе, если мотивация, мышление, внимание, память развиты не ниже среднего уровня.
Предмет исследования: уровень развития личностной и интеллектуальных сфер психики.
Объект исследования: 15 дошкольников в возрасте 6 лет (12 мальчиков, 3 девочки).
Задачи исследования:
1) изучить основные подходы к проблеме психологической готовности к школьному обучению,
2) выявить основные аспекты психологической готовности к школе,
3) подобрать методики для диагностики готовности дошкольников к обучению в школе,
4) провести исследования с помощью выбранных методик,
5) сделать анализ результатов исследования.
Методы исследования: анализ литературы, беседа, эксперимент.
Глава 1. Понятие о готовности к школьному обучению в психолого-педагогической науке
1.1. Основные аспекты психологической готовности к школьному обучению
Когда дети поступают в школу, они проходят собеседование, иногда – тестирование. Если в школе конкурс и есть возможность отбора, то система заданий усложняется. В этом случае ребенок имеет дело с педагогами: они проверяют знания, умения и навыки, в том числе умения считать и читать. Задача психолога совсем иная – он выявляет психологическую готовность к школьному обучению.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства…….
Заключение.
В нашей работе проведены исследования мотивации, уровня развития познавательных процессов, эмоционально-волевой готовности с целью проведения диагностик психологической готовности детей к школе. Для решения поставленных задач было проведено исследование с использованием теоретических (анализ литературы) и эмпирических (эксперимент, беседа) методов исследования.
По результатам исследований можно сделать вывод, что психологическая готовность к школе представляет собой сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной и интеллектуальных сфер.
В данной группе полученные результаты позволяют судить о среднем уровне психологической готовности дошкольников к школьному обучению. Наиболее низкие результаты относятся к мотивационной готовности. Так, большинство учащихся не может четко ответить на вопросы «Как нужно вести себя на уроках в школе?», «Что такое домашние задания?», «Зачем нужно выполнять домашние задания?».
Полученные итоги не позволяют однозначно судить о психологической готовности данной группы дошкольников к школьному обучению. Их необходимо подтвердить дальнейшими исследованиями. Особое внимание следует обратить на индивидуальное обследование тех детей, которые показали наиболее низкие результаты.
Библиография.
1. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации // Начальная школа. – № 1. – 1999.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968.
3. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, — 1995. — №8.
4. Венгер Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе. – М.: Просвещение, 1970.
5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979.
6. Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной. — М.: ВЛАДОС, 1995.
7. Гуткина Н.И. Младший школьный возраст // Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.
8. Загвязинский В.И., Атаханов Р.Н. Методология и методы психолого-педагогического исследования. — М.: Академия, 2001.
9. Истомина З.М. Развитие памяти. – М.: Педагогика, 1978.
10. Коломинский Я.Л. Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М.: Просвещение, 1988.
11. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М.: Знание, 1987.
12. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991.
13. Мухина В. Что такое готовность к учению? // Семья и школа. – 1987. — №4.
14. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: ВЛАДОС, 1999.
15. Немов Р.С. Психология. В 2 кн. Кн. 2. М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.
16. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 3. М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.
17. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1986.
18. Общая психология. Диагностика умственных способностей детей. – М.: МПСИ, 1998.
19. Овчарова Р. В. «Практическая психология в начальной школе», М.: ВЛАДОС, 1999.
20. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 1988.
21. Прихожан А.М. Основные направления работы с младшими школьниками // Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.
22. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. — М.: Апрель-Пресс, издательство Института психотерапии, 2004.
23. Рыбина Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? // Дошкольное воспитание. – 1995. – №8.
24. Свеженцова Г.М. Подготовка детей к школе// Начальная школа, 1994. — №5.
25. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991.