Содержание
Введение…3
Глава 1. Проблемы диагностики педагогических способностей тренеров..6
1.1. Понятие педагогических способностей, педагогическое мастерство и его диагностика.6
1.2. Состав и группы педагогических способностей.9
1.3. Педагогические способности, навыки и умения, необходимые эффективному тренеру..17
Глава 2. Цель, задачи и методы организации исследования.25
2.1. Цель и задачи исследования.25
2.2. Методы исследования..25
2.3. Организация исследования..46
Глава 3. Диагностика педагогических способностей у выпускников..48
3.1. Диагностика по методике диагностики педагогических способностей, разработанной на основе теоретического материала48
3.2.Диагностика по методике для диагностики природных предпосылок педагогических способностей.57
3.3. Диагностика по методике определения уровня сформированности проективных педагогических умений….63
Выводы…67
Практические рекомендации68
Приложение..70
Список литературы..71
Выдержка из текста работы
В преддверии Олимпиады в Сочи государство стало уделять особое внимание спорту, деятельности спортивных организаций, учебных заведений, мастерству тренеров и педагогических работников в области спорта. Успех спортсмена в соревнованиях зависит не только от его способностей и возможностей, но и от эффективной работы тренера.
Вопрос о том, что представляют собой человеческие способности, от чего зависят их формирование и развитие, волнует не только специалистов. С полным основанием можно сказать, что интерес к нему носит всеобщий характер.
Педагогические способности и мастерство тренера во многом определяются имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие его общению с учащимися, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями.
В сфере спортивной деятельности наиболее важно знать, как сформировать позитивные межличностные отношения в команде, как избежать конфликта или выйти из него, как создать такой социально-психологический климат, который способствовал бы успешному формированию мотивации спортсмена, его готовности переносить предельные нагрузки и стремлению к достижению высоких результатов.
Профессионально важные качества личности тренера, педагогические способности и мастерство, а также диагностика и пути формирования этих качеств, представляются нам особенно интересными.
Актуальность. Выбор темы исследования обусловлен важностью оптимизации профессионально – педагогической подготовки специалистов для сферы физической культуры и спорта и для их дальнейшего самосовершенствования.
От уровня сформированности педагогических способностей специалистов по физической культуре и спорту зависит их профессиональная успешность, комфортные условия развития и воспитания юных спортсменов, то есть в конечном счёте эффективность педагогического труда.
Современные педагогические концепции формирования педагогических способностей опираются на передовые методы их диагностики. Использование этих методов позволяет получить точные данные об уровне развития способностей.
Систематическая диагностика педагогических способностей является необходимы и неотъемлемым звеном подготовки специалиста высокого класса.
Научных исследований, в которых использовались бы современные методы диагностики педагогических способностей у выпускников институтов физической культуры, проведено немного.
Цель исследования — диагностика педагогических способностей у выпускников РГУФКСиТ и выявление резервов их профессионально – педагогического самосовершенствования.
Гипотеза. Мы исходили из предположения о том, что подбор, на основе современных научных концепций, эффективных методов диагностики педагогических способностей позволит не только зафиксировать уровень их сформированности, но и поможет вскрыть резервы профессионально – педагогической подготовки специалистов в вузе и профессионального самосовершенствования выпускников в процессе трудовой деятельности.
Объектом исследования является уровень сформированности педагогических способностей у студентов-выпускников РГУФКСиТ.
Предмет исследования – регистрация и оценка уровня сформированности педагогических способностей как основа профессионально — педагогического самосовершенствования выпускников.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
— впервые диагностика педагогических способностей производится на основе .. концепции;
— ……………… выпускников
-………………..резервы
— ……………….практич. направленность
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
— единый, научно обоснованный подбор методик диагностики педагогических способностей позволяет оперативно, эффективно выявить уровень педагогических способностей;
— практические рекомендации позволяют выбрать наиболее адекватный и оптимальный путь самосовершенствования педагогических способностей.
Для достижения цели исследования и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:
• определить подходы к диагностике педагогических способностей у спортивных педагогов на основе анализа современных научных концепций;
• выявить уровень сформированности педагогических способностей у выпускников РГУФКСиТ и пути их дальнейшего совершенствования;
• разработать практические рекомендации для выпускников — специалистов в области физической культуры и спорта по совершенствованию педагогических способностей.
Глава 1. Проблемы диагностики педагогических способностей тренеров
1.1. Понятие педагогических способностей, педагогическое мастерство и его диагностика
Педагогическое мастерство — комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности [32, с. 112]. К таким важным свойствам относятся: гуманистическая направленность деятельности преподавателя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическая техника.
Фундаментом развития профессионального мастерства педагога, дающим ему глубину, основательность, осмысленность действий, выступает профессиональное знание. Направленность и профессиональное знание составляют тот остов, «скелет» высокого уровня профессионализма в деятельности, который и обеспечивает целостность самоорганизующейся системы.
Педагогические способности — дрожжи мастерства, обеспечивающие скорость его совершенствования. Техника, опирающаяся на знания и способности, позволяет все средства воздействия увязать с целью, тем самым гармонизируя структуру педагогической деятельности.
Педагогическое мастерство — целостный феномен, характеризующий качество деятельности и индивидуальность педагога, который не может быть описан через простую сумму составляющих, но является интегральным показателем научности и нормативности действий и искусства поведения как внешнего плана мастерства, а также свойств индивидуальности (уникальность, универсальность, целостность) как внутреннего плана мастерства [43].
Вопросы изучения и формирования педагогических способностей в своих трудах раскрывают Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, Н. Г. Хозяинов, А. И. Щербаков и другие авторы [21, 33, 39, 41].
Почти во все учебники психологии вошло определение способностей, данное Б. М. Тепловым. Способности он определяет как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности [36, c. 117].
Н. Д. Левитов под педагогическими способностями понимал ряд качеств, имеющих отношение к различным сторонам личности учителя, являющихся условиями успешного выполнения педагогической деятельности. А именно:
1) способности к передаче детям знаний в краткой и интересной форме;
2) способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности;
3) самостоятельный и творческий склад мышления;
4) находчивость или быстрая и точная ориентировка;
5) организаторские способности, необходимые как для обеспечения системы работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива[23, c. 46].
Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.
Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности — это особенности личности, а педагогические умения — это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне [32, c. 462].
Много лет занимающаяся исследованием педагогических способностей, Н.В.Кузьмина определяет их как индивидуальные, устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам и условиям деятельности и нахождению наиболее продуктивных способов получения искомых результатов [21, c. 51]….
Выводы
Мы рассмотрели теоретические аспекты диагностики педагогических способностей выпускников РГУФКСиТ: сформулировали определение педагогических способностей, рассмотрели их состав и группы, выделили навыки и умения, необходимые эффективному тренеру.
На основе этих данных была разработана методика диагностики педагогически способностей выпускников, эффективность которой мы проверили на практике при диагностике действующих тренеров, спортсменов и выпускников РГУФКСиТ.
Результаты диагностики по разработанной нами методике показали, что уровень развития педагогических способностей тренеров равен 4,47, а выпускников — 4,0, что на 10% ниже чем у тренеров.
Диагностика по методике для диагностики природных предпосылок педагогических способностей показала, что в сравнении со средними нормами у всех опрашиваемых тренеров умеренный уровень выраженности эмоциональной стабильности, в то время как у восьми из десяти выпускников он достаточно низкий. Кандидаты, отнесенные к группе с низко выраженной эмоциональной стабильностью, характеризуются в личностном плане как подверженные состоянию пресыщения в процессе дидактической коммуникации или как неспособные сохранять эмоциональную стабильность при работе с детьми в процессе профессионального общения.
При исследовании респондентов с помощью теста для определения уровня сформированности проективных педагогических умений мы выявили, что у тренеров достаточно высокие показатели развития гностических, коммуникативных, проекционных, организаторских и самоорганизационны умений. Также мы обнаружили, что у выпускников недостаточно развиты навыки организации и самоорганизации.
Практические рекомендации
В заключение сформулируем рекомендации по применению разработанной методики диагностики педагогических способностей выпускников РГУФКСиТ:
1. Наиболее эффективного и достоверного результата можно достигнуть при комплексном исследовании мнений и оценок самих выпускников, их коллег и учеников (на практике).
2. При диагностике стоит учитывать не только среднее арифметическое набранных баллов, но и обратить внимание на отдельные баллы самооценки и средние баллы оценок коллег/учеников. Можно заметить, что баллы самооценки несколько выше, чем баллы, проставленные коллегами или учениками.
3. Во время диагностики желательно собрать анамнез об успехах выпускника в обучении, практике и т.д.
4. По результатам диагностики необходимо уточнить некоторые оценки во избежание их завышения или занижения некоторыми учениками или коллегами.
5. Кроме того стоит обратить внимание на сильную разницу в выставленных баллах, при необходимости провести повторное исследование.
6. Стоит помнить, что анкетирование может нам дать только статистические усредненные данные, которые могут использоваться при определении уровня педагогических способностей в конкретный момент, но их нельзя распространять на весь период дальнейшей деятельности будущего тренера.
7. Об эффективности работы тренера могут говорить только успехи и достижения его учеников.
По результатам проведенного исследования также считаем необходимым сформулировать рекомендации по совершенствованию педагогических способностей для выпускников-специалистов:
Работа в области эмоциональной устойчивости:
1. Развитие профессионального самосознания: осознавание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими.
2. Развитие эмпатии: осознание особенностей экспрессии, развитие мимической экспрессивности, развитие эмоциональной выразительности.
3. Культура общения: развитие навыков слушания, овладение умениями ведения спора, диалога, дискуссии, отработка техники Я-высказывания; невербальное взаимодействие.
4. Саморегуляция эмоциональных состояний: дыхательные упражнения, внешнее проявление эмоций, визуализация, релаксация. Профилактика неблагоприятных эмоциональных состояний.
Работа в области развития самоорганизации:
1. Изучение тайм-менеджмента;
2. Построение работы таким образом, чтобы она соответствовала склонностям и предпочтениям;
3. Поддержание равновесия между работой и личной жизнью;
4. Снижение нагрузки и стресса на рабочем месте, повышение эффективности работы.
Работа в области развития организаторских способностей:
1. Умение ставить цели.
2. Планирование и прогнозирование.
3. Установки на достижение успехи или на избегание неудач.
4. Искусство общения.
Приложение 1 Глоссарий
Педагогическое мастерство — целостный феномен, характеризующий качество деятельности и индивидуальность педагога, который не может быть описан через простую сумму составляющих, но является интегральным показателем научности и нормативности действий и искусства поведения как внешнего плана мастерства, а также свойств индивидуальности (уникальность, универсальность, целостность) как внутреннего плана мастерства.
Педагогические способности — это, по мнению большинства ученых, ансамбль свойств личности, отвечающий требованиям педагогической деятельности и обеспечивающий легкое овладение этой деятельностью и достижение в ней высоких результатов.
Диагностика педагогических способностей – процесс выявления свойств личности, отвечающих требованиям педагогической деятельности и обеспечивающих легкое овладение этой деятельностью и достижение в ней высоких результатов, заключающийся в целенаправленном исследовании и анализе полученных результатов.
Список литературы
1. Акимова Л.Н. Психология спорта: курс лекций. – Одесса: Студия «Негоциант», 2004 – 127 с.
2. Аминов Н.А., Болотов И.А., Воробьев А.Н. Психологический отбор на педагогические специальности. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1994 — 57 с.
3. Аминов, Н.А. Диагностика педагогических способностей/ Н.А. Аминов; под ред. М.Р.Гинзбурга. М.: НПО «МОДЭК», 2002. – 400 с.
4. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства: учебное пособие для ССУЗов/ И.П. Андриади. — М: Академия, 2001. – 160 с.
5. Батурина, Г.И. Введение в педагогическую профессию: учебное пособие/ Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина. — М.: Академия, 1998. — 176с.
6. Борисова Е.М. Психологическая диагностика способностей// В кн. Общая психодиагностика. М.: МГУ, 1987 – 236 с.
7. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В. Петровского. М.: 1981. – 752 с.
8. Вяткин Б.А., Хрусталева Т.М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя // Вопросы психологии, № 4, 1994. — С.73-81.
9. Гоноболин Ф.Н. О педагогических способностях учителя. М.: 1964 — 245 с.
10. Давыдов В.В, Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. – 312 с.
11. Деркач А.А. Педагогическое мастерство тренера: монография/ А.А. Деркач, А.А. Исаев. — М.: ФиС, 1981. -С. 51-63
12. Дикунов, А.М. Педагогическое мастерство: учебное пособие для студентов ин-тов физ. культуры/ А.М. Дикунов, Н.М. Костихина. — Омск: СибГАФК, 1994. — 124с.
13. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: 2002. — -359 с.
14. 3анина, П.В. Основы педагогического мастерства. Ростов-н/Дону: Феникс, 2003 – 288 с.
15. Ильин Е.Л. психология физического воспитания: учебник для институтов и факультетов физической культуры. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000 — 486 с.
16. Каргаполов, В.П. Концепция профессионального становления преподавателя ФК. Хабаровск, 1998. — 222с.
17. Колесников Л. Ф. Резервы эффективности педагогического труда. Новосибирск, 1985. — 263с.
18. Кретти Брайент Дж. Психология в современном спорте/ Пер. с англ. Ханина Ю.Л. – М.: Физкультура и спорт, 1978. — 224 с.
19. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972 — 255 с.
20. Крутецкий В.А., Балбасова Е.Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. М., Прометей, 1991. — 112 с.
21. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: 1967. – 183 с.
22. Ландшир Ж. Отбор учителей // Перспективы № 1-2, 1982, С.249-255
23. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: Наука, 1960.- 268 с.
24. Ливанова, Е.А. Основы педагогического мастерства: учебник для ССУЗов/ Е.А. Ливанова. — М.: Академия, 1999. — 200с.
25. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
26. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: Владос, 1994 – 289 с.
27. Основы педагогического мастерства: учебное пособие/ Под ред. И.А. Зязюна. — М.: Просвещение, 1989. — 302с.
28. Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии. М.: ФО АН СССР, 1988. — 276 с.
29. Посталюк H.IO. Педагогика сотрудничества: путь к успеху. Казань, 1992. — 204 с.
30. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Сфера, 1997. – 351 с.
31. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., Воронеж, 1996. – 253 с.
32. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М.: 1993-1999
33. Сластенин В.А. Формирование личности учителя современной школы в процессе профессиональной подготовки. — М., 1976. — 160 с.
34. Сулейманов, И.И. и др. Общее физкультурное образование: учебник для студентов. Том 1. Школьное физкультурное образование/ И.И. Сулейманов, В.И. Михалев, В.Х. Шнайдер, А.Б. Сёмина, И.П. Пуусеп. — Омск: СибГАФК, 1998 — 268с.
35. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: учебник для ССУЗов/ Н.Ф. Талызина. М.: Академия, 2001 — 288с.
36. Теплов Б.М. Избранные труды, в 2 т., т. 1, М.: Наука,1985.- 402с.
37. Тимченко, И.Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное издание/ И.Н. Тимченко. — Новосибирск, 1997 — 144с.
38. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т 2, М.: 1948. — 560 с.
39. Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя. М.: Высшая школа, 1988. — — 168 с.
40. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1995. — 184 с.
41. Щербаков А.И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования. Автореферат докт. дисс. Л.: 1968.
42. Якимов, А.М. Основы тренерского мастерства: Учебно-методическое пособие/ А.М. Якимов. — М.: Терра-спорт, 2003. – 176 с.
43. niiito.ru/edu/akme3 Сайт РГУФКСиТ