Содержание
ВВЕДЕНИЕ2
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА8
1.1Сущность, причины и виды сущность безработицы8
1.2Отношения на рынке труда14
1.3Меры государственного регулирования рынка труда20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ЗАО Г. МОСКВЫ30
2.1. Характеристика рынка труда ЗАО г. Москвы30
2.2. Система управления и регулирования рынка занятости ЗАО г. Москвы39
2.3. Выявление проблем в сфере занятости в ЗАО г. Москвы58
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЗАПАДНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА МОСКВЫ67
3.1Развитие самозанятости безработного населения67
3.2 Совершенствование управления занятостью на территории ЗАО74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ85
ПРИЛОЖЕНИЯ89
Выдержка из текста работы
2.2 Динамика показателей бюджета Ямальского района за период с 2001 по 2003 год……………………………………………………………………………………………………47
2.3 Доходная и расходная часть бюджета Ямальского района за 2004 год….53
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ …..….67
3.1. Современное состояние местных бюджетов России………..……………67
3.2. Реформирование межбюджетных отношений ….…….……………..……71
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ…………………………………………………………….……90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…93
ВВЕДЕНИЕ
Местными бюджетами являются бюджеты муниципальных образова-ний – административно-территориальных образований (муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений). Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) являются составной частью финансовой системы Российской федерации и обеспечивают целостность государственного бюджета. Роль этих бюджетов в социально-экономическом развитии регионов возрастает в связи с расширением прав местных органов власти в соответствии с законом РФ « О местном самоуправлении». Все это определило актуальность темы дипломной работы.
Несмотря на проделанную работу в распределении доходов от регулируемых общегосударственных налогов между вышестоящими и местными бюджетами, в разделении полномочий по расходам, а также в оказании финансовой помощи нижестоящим бюджетам, здесь существуют некоторые проблемы. Дальнейшее усовершенствование взаимоотношений между федеральным, республиканским и местными бюджетами способствует экономическому развитию территории и устранению экономического несоответствия между ними.
Основной целью дипломной работы является изучение процессов образования и расходования местных бюджетов, анализ их настоящего состояния и разработка предложений по их усовершенствованию. Исходя из цели научной работы, намечены следующие задачи:
— раскрыть содержание понятия местного бюджета и определения его места и роли в бюджетной системе Российской Федерации;
— изучение действующих принципов разделения доходов между феде-ральным, республиканским и местным бюджетами в составе государственного бюджета, а также определение направлений по усовершенствованию регулирования доходов местного бюджета;
— анализ доходной и расходной части местных бюджетов, определение направлений по их усовершенствованию;
— проведение критического анализа процесса становления и развития бюджетного федерализма, межбюджетных отношений и бюджетного регулирования в России, определение недостатков и основных направлений их дальнейшего реформирования;
— выявить проблемы межбюджетных отношений на местном уровне.
Объектом исследования является Ямальский район Ямало-Ненецкого автономного округа. Предметом исследования являются доходы и расходы местного бюджета, а также межбюджетные отношения.
Основой проведения исследования является комплекс научных методов познания, в том числе: системный, структурно-функциональный, экономико-статистический и другие методы. Использованы следующие методы научного анализа: экономическое описание, анализ и синтез, системный подход, индукция и дедукция, научная абстракция.
Теоретическую базу исследования составляют законодательные акты, монографические работы и статьи ведущих отечественных и зарубежных экономистов по вопросам построения бюджетного федерализма, бюджетной системы, бюджетного устройства и процесса, распределения и регулирования доходной и расходной частей звеньев бюджетной системы, разработки бюджетной и налоговой политики.
Информационной базой работы послужили законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа, материалы Минфина России, Госкомстата, Управления федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу, Управления финансов администрации Ямало-Ненецкого автономного округа, финансовых структур органов местного самоуправления Ямало-Ненецкого автономного округа, а также материалы, опубликованные в научной и периодической печати.
В настоящее время исследованию проблем местных бюджетов посвя-щены работы Ю.М. Артемьева, Ю.А. Беляева, Ю.А. Вавилова, Р.Д. Винокур, О.В. Врублевской, Л.А. Дробозиной, А.С. Игудина, И.К. Ларионова, О.В. Овсиенко, Л.П. Павловой, Г.Б. Поляка, В.В. Радченко, В.М. Родионовой, М.В. Романовского, Б.М. Сабанти, А.В. Смирнова, М.И. Ходоровича, Д.Г. Черника, Н.А. Ширкевич и др.
В то же время, в области теории и практики данного предмета изучения осталось еще достаточно либо малоисследованных аспектов, либо вопросов, требующих своего уточнения. Нередко рассмотрение названных проблем носит фрагментарный характер и необходим свежий взгляд на подходы к реализации принципов бюджетного федерализма через систему межбюджетных взаимоотношений.
Недостаточная объективность существующих подходов к построению межбюджетных отношений и отсутствие полнокровных федеративных отношений в России приводят к многочисленным конфликтам в этой сфере. До сих пор так и не сформирован окончательно эффективный механизм реализации бюджетного федерализма и межбюджетных отношений в России, усиливается тенденция нерационального перераспределения расходных и доходных полномочий между органами власти и снижения финансовой устойчивости территориальных бюджетов.
Теоретическая значимость работы заключается в развитии методологических основ бюджетного федерализма и в подведении теоретической базы под процесс реформирования межбюджетных отношений.
Практическая значимость исследования состоит в разработке конкретных рекомендаций по укреплению бюджетного федерализма в России путем рационализации действующей системы межбюджетных отношений, направленных на обеспечение финансовой устойчивости регионов, уточнение нормативной базы межбюджетных отношений, разрешения конфликтов между органами власти разных уровней по поводу разграничения доходных и расходных полномочий……….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Альвианская Н.В. Местные бюджеты в условиях бюджетной реформы// Финансы. – 1995.-№2 — С.15-16.
2. Бабун Р.В., Муллагалеева З.З. Вопросы муниципальной экономики: Учеб. пособие / Моск. обществ. науч. фонд. — М., 2001. — 143 с.
3. Артемьева С. Совершенствование системы межбюджетных отношений в современных условиях // Вопросы экономики. — 2002. — № 5. — С.137-143.
4. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. М: Финансы, 1999. – 215 с.
5. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: ЮНИТИ, 2000.- 329 с.
6. Бабун Р.В., Муллагалеева З.З. Вопросы муниципальной экономики: Учеб. пособие / Моск. обществ. науч. фонд. — М., 2001. — 143 с.
7. Бакша Н.В. Механизмы реализации региональных межбюджетных отно-шений: Автореф. дисс. … канд. экон. наук / СО РАН. Ин-т экономики и организации пром. пр-ва. — Новосибирск, 2000. — 20с.
8. Багратуни К.Ю. Регулирование межбюджетных отношений в странах с федеративным государственным устройством // Пробл. прогнозирования. — 2003. — № 1. — С.88-95.
9. Беляев Ю.А. Финансы местного самоуправления // Финансы. 1997. № 11. – С. 12-14.
10. Берг О.В. Проблемы формирования бюджетов муниципальных образований //Финансы. 1999. №12. – С. 18.
11. Бетин О.И. Механизмы государственного межбюджетного регулирова-ния: Науч.-метод. пособие / Бетин О.И., Преображенский Б.Г. — Воронеж, 2001. — 207с.
12. Богачева О.В., Амиров В.Б. Проблемы укрепления бюджетов субъектов РФ и местного самоуправления// Финансы. –1997. №5. — С.14-18.
13. Бушмин Е.В., Нестеров В.В. и др. Бюджет государства и информационные технологии: Учебник / Под. ред. Е. В. Бушмина. – М.: Перспектива, 2001.- 187 с.
14. Бюджетный кодекс Российской федерации – М.: «Издательство ЭЛИТ», 2004 г., 160 с.
15. Бюджет и бюджетная система РФ. Учебное пособие. Годин А. –М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002 г. — 340 с.
16. Бюджетная система РФ: Учебник / Под. ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. –М.: Юрайт, 2001.- 319 с.
17. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. –М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005. – 340 с.
18. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник. –М.: Маркетинг, 2003. – 312 с.
19. Вахрин П.И., Нешитой А.С Финансы, денежное обращение, кредит.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. – 342 с.
20. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муници-пальным хозяйством: Учебное пособие. М., 1998. – 218 с.
21. Галдышев А.Г. Развитие местного сообщества: теория, методология, практика. М., 1999. – 156 с.
22. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Рос-сийской Федерации. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. – 246 с.
23. Горбунова О.Н., Артемов Н.М., Жданов А.В. и др. Финансовое право: Учебник / Под. ред. проф. О.Н. Гобуновой. – М.: Юристъ, 1996. – 342 с.
24. Горский И.В. Налоговый потенциал в механизме межбюджетных отно-шений // Финансы. 1999.№2. – С. 12-14.
25. Государственный финансовый контроль на защите финансовых прав граждан (интервью с заместителем министра финансов Российской Федерации А.Ю. Петровым) // Финансы, 2000. № 10. С.3-6.
26. Государство и местное самоуправление в России: Теоретико-правовые основы взаимодействия.– М.: Норма, 2002.– 272 с.
27. Громов Б. В. Бюджет: новые подходы и первые результаты // Финансы, 2000 . № 11.- С. 3-6.
28. Гусев С.И. Межбюджетные отношения и налоговая политика: пробле-мы их совершенствования в Российской Федерации / Гусев С.И., Кор-шунов Л.А., Маркина Т.В. — Барнаул, 2000. – 250 с.
29. Данчикова Г.И. Реформирование межбюджетных отношений в РФ: Автореф. дисс. … канд. экон. наук / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. — М., 2001. – 22 с.
30. Дашаев А.З., Черник А.Г. Финансовое система Российской Федерации: Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 1997.- 276 с.
31. Данилевский Ю.Д., Мезенцева Т.М. Финансовый контроль в отраслях народного хозяйства при различных формах собственности. М.: Финансы и статистика, 1999.- 237 с.
32. Деревянченко Т.А. Казначейство – государственный контролер исполнения федерального бюджета // Финансы, 2000. № 4. — С. 29-31.
33. Докальская В.К. «Организация планирования местного бюджета и про-блемы совершенствования межбюджетных отношений» Дис.. докт. экон. наук. 08.00.10. – защищена 13.12.200. Л.; 200. – 312 с..
34. Дорожинский О. Л. Субфедеральные займы в системе межбюджетных отношений Специальность 08.00.10 — финансы, денежное обращение и кре-дит 28 июня 2001 Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. 156 с.
35. Ермасова Н.Б. Государственные и муниципальные финансы. Ответы на экзаменационные вопросы: Учебное пособие для вузов / Н. Б. Ермасова. – М.: Издательство «экзамен», 2004. – 192 с.
36. Жадобина Н.Н. Бюджетно-правовой статус муниципального образования и проблемы реализации бюджетных полномочий органов местного самоуправления./Дисс. … к.ю.н. – Тюмень, 2001. С.16;
37. Желудков А., Новиков А. Финансовое право (конспект лекций). – М.: Приор, 2001. – 182 с.
38. Жуков Д. В. «Методика планирования и организации финансирования бюджетов муниципальных образований». Академии народного хозяйства им. Плеханова. 2002 г. – 183 с.
39. Землин А.И. Бюджетное право. Схемы и комментарии / Под. ред. Е.Ю. Грачевой. – М.: Юриспруденция, 2001. – 215 с.
40. Игнатов В.Г., Рудой В.В. Местное самоуправление в современной России: Учебное пособие. Ростов н/Д., 2001. – 387 с.
41. Игудин А.Г. Проблемы укрепления доходной базы местных бюджетов //Финансы. 2000. № 12. С.10-12.
42. Игудин А.Г. Некоторые проблемы межбюджетных отношений // Финансы. — 2003. — № 5. — С.8-11.
43. Калов З.А. Совершенствование межбюджетных отношений в Российской Федерации: вопросы теории и практики. — Нальчик, 2000. – 202 с.
44. Клисторин В.И. Совершенствование межбюджетных отношений в регионе / Клисторин В.И., Новикова Т.С., Суспицын С.А. — Новосибирск, 2000. – 164 с.
45. Колосов А.Р. Местный бюджет как источник финансирования социально-культурного комплекса: Диссертация на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.00.05. -М., 1993. -24 с.
46. Колесов А.С. , Ревайкин А.С., Сидорова Т.А. Важный инструмент регулирования межбюджетных отношений // Финансы. 2000. № 6.- С. 9-12.
47. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (введенный) / Под. ред. проф. М. В. Романовского и проф. О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2001. 312 с.
48. Комментарий к Федеральному закону Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. С приложением нормативных актов / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров.– М.: Норма, 2000.– 460 с.
49. Комягин Д.Л. О понятии бюджетных средств // Финансы. 2000. № 10. С.17.
50. Коровкин Д.И. Реализация правового статуса субъекта Российской Федерации в системе межбюджетных отношений./Дисс. … к.ю.н. – М.: РАГС, 2001. 183 с.
51. Кудряшов В.Н. Имитационная система исследования распределения бюджета региона: Диссертация на соискание ученой степени канд. экон. на-ук:08.00.13. -М., 1993. -18 с.
52. Кузнецов С.П. О некоторых проблемах местных финансов //Финансы. 2002. №8. – С. 26-28.
53. Кушнер Э.В. О бюджетной классификации российской Федерации (консультация) // Финансы. 2000. №12.- С. 24-27.
54. Лайкам К. Оптимизация распределения налогов между федеральным и региональным уровнями бюджетной системы.//Вопросы экономики. 1998. №10.- С.140.
55. Лексин В.Н, Швецов А. Н.Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ. // Вопросы экономики, 1998, № 3.- С. 47-48.
56. Лексин В. Н. Муниципальная Россия: Социально-экономическая ситуа-ция, право, статистика: В 5 т., 12 кн.– М.: Эдитоpиал УРСС, 2000.– 992 c.
57. Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях // Финансы, 1998. № 5.- С.36-38.
58. Любимцев Ю. Приоритеты совершенствования межбюджетных отношений // Экономист. 2000. № 6. –С.3.
59. Максимова Н.С. Реформирование жилищно-коммунальной сферы – важнейший резерв сокращения бюджетных расходов //Финансы. 2000. №1. – С.29-31.
60. Максимова Н.С. Реформирование межбюджетных отношений в РФ //Финансы. 2002. № 8. – С.15.
61. Максимова Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Рос-сийской Федерации // Финансы, 1998, № 6. – С.8-9.
62. Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований // Финансы, 1997, № 11.- С.23-24.
63. Максимова Н.С. Экономические основы федерализма и организация межбюджетных отношений в Российской Федерации./Дисс. … к.э.н. – М., 2002. С.28.
64. Максимов А.В. Концепция межбюджетных отношений субъекта федерации России. — Ростов н/Д, 2001. — 21с.
65. Методологические и методические положения совершенствования меж-бюджетных отношений / Поздняков А.М., Беденков А.Р., Масаков В.М., Суслов В.И. — М., 1998. — 31с.
66. Матвюк В.И. Бюджетные отношения: регионы и местное самоуправление // Финансы. 2002. № 11. С. 18-21.
67. Местное самоуправление: проблемы и пути их решения / Под ред. С.Н. Юрковой.– СПб.: Знание, 2000.– 322 с.
68. Местное самоуправление: Сборник нормативных актов. – М.: Приор, 2001.- 186 с.
69. Мирзалиев М. Составление местных бюджетов на основе социальных стандартов //Финансы. 1999. №12. – С.12-13.
70. Мокрый В.С. Проблема реформирования межбюджетных отношений как основа местного самоуправления //Финансы. 2001. №1. – С.6-8.
71. Муниципальное управление: учеб. пособие для ФППК по спец. «Государственное и муниципальное управление». – Хабаровск: ДВАГС, 1998.- 198 с.
72. Общая теория финансов: Учебник /Л.А. Дробозина, Ю.Н. Констонтинова, Л.П. Окунева и др.; Под ред Л.А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи, ЮНИТК, 1998.- 336 с.
73. Основы местного самоуправления: Учебное пособие для муниципальных служащих: В 3 ч. / Под ред. С.В. Вобленко.– Обнинск: Ин-т муниципального управления, 1997.– 101 с.
74. Незнамова Е.А. Местное самоуправление. Органы власти.– М.: Пpиоp, 2001.– 96 с.
75. Пансков В.Г. Межбюджетное распределение налоговых доходов //Финансы. 2002. №8. – С.12.
76. Пашков В.Г., Сельский Б.В. Казначейское исполнение муниципального бюджета: год спустя // Финансы. 2000. № 8. С. 13-15.
77. Подпорина И.В. Межбюджетные отношения и бюджетное регулирова-ние.//Финансы. 1999. №10. С.17.
78. Поляк Г. Б. Финансовое обеспечение социальной сферы. – М.: Финансы и статистика, 1988.- 251 с.
79. Попкова Н., Ермасова Н. Межбюджетные отношения как один из методов экономического регулирования // Вестник ПАГС. 2003. № 4. С. 46-49.
80. Постановление Правительства Российской Федерации «О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005г.» от 15 августа 2001г. N 584.// СЗ РФ. 2001. №34. Ст. 4386, 3503.
81. Проблемы федерализма, местного самоуправления и теppитоpиального развития в России: Научные исследования, прикладные проекты, библиогpафия за 1990-1999 гг. / Идея пpоекта, сост., общ. pед. В.Н. Лексина, А.Н. Швецова.– М.: УРСС, 2000.– 582 с.
82. Проблемы совершенствования межбюджетных отношений и казначей-ской системы исполнения бюджетов на современном этапе: Первая межрегион. науч.-практ. конф., 25-26 янв. 2001 г.: Сб. науч. материалов / Отв. ред. С.И.Гусев. — Барнаул, 2001. — 195с.
83. Пронина Л.И. Совершенствование межбюджетных отношений – гарантия укрепления местного самоуправления // Финансы. 2002. №5. С. 16-18.
84. Пронина Л.И. Реформирование межбюджетных отношений и интересы местного самоуправления //Финансы. 2001. №11. – С. 8.
85. Пронина Л.И. О местных финансах в проекте Бюджетного кодекса // Финансы, 1998, № 6.- С.24-25.
86. Придачук М. П. Становление и развитие бюджетного федерализма в России. Дис.. канд. экон. наук: Специальность 08.00.10 Саратовского государственного социально-экономического университета. 2001. -183 с.
87. Пыхова И.А. К решению проблем межбюджетных отношений на территории // Финансы. 1998. № 6. – С.7.
88. Родионова В.М. и др. Финансы: Учебник / Под. ред. проф. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 2002.- 286 с.
89. Романовский. М. В. и др. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под. ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. М.: Юрайт, 2003.-413 с.
90. Совершенствование системы территориальных межбюджетных отношений // Финансы, 2000. №8, С. 7-8.
91. Система государственных социальных стандартов и реформирование межбюджетных отношений в Российской Федерации / Романова Т.Ф., Ива-нова О.Б., Рукина С.Н., Богославцева Л.В. — Ростов н/Д, 2000. — 237с.
92. Тажитдинов И.А. Реформирование межбюджетных отношений в Российской Федерации: Автореф. дисс. … канд. экон. наук / Башк. гос. ун-т. — Уфа, 1998. – 24 с.
93. Татаркин А.И. Территориальные межбюджетные отношения в эконо-мике переходного периода: (Проблемы, пути решения, рекомендации) / Татаркин А.И., Пыхова И.А. — Екатеринбург, 2000. — 203с.
94. Улюкаев А. Государственные финансы и региональное развитие // Вопросы экономики. 1998. № 3. – С.12-13.
95. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления».
96. Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федера-ции» от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ.
97. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2004 год» № 186-ФЗ от 23 декабря 2003 г.
98. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Российская газета. 2000. 15 февраля. 99. Федеральный закон “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации” // Российская газета. 1997. 30 сентября.
100. Федеративные межбюджетные отношения: современные тенденции и перспективы // Вопр. экономики. — 2002. — № 5. — С. 84-102.
101. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. – 428 с.
102. Финансы: Учебное пособие / А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева и др.; Под ред. проф. А.М. Ковалевой. — М.: Финансы и статистика, 1997. – 326 с.
103. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Кол. Авторов; Под. общ. ред. засл. деятеля науки РФ, д.н.э. проф. А.Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2002. Учебник. М., 2001. – 286 с.
104. Фролова Н.К. Развитие межбюджетных отношений в Российской Федерации в переходный период: Автореф. дис. … канд. экон. наук / Акад. бюджета и казначейства. — М., 2000. – 17 с.
105. Харченко И.С., Овакимян М.А. Экономические и финансовые основы местного самоуправления Ростов-на-Дону. 2003.- 219 с.
106. Христенко В.Б., Лавров А.М. Новый этап реформы межбюджетных отношений // Финансы. 1999. №2. – С.12.
107. Хурсевич С.Н. Перспективы денежного и неденежного исполнения бюджетов в России // Финансы, 1998, № 6. – С.26.
108. Шаронов А., Ильин И. Формирование государственных минимальных социальных стандартов //Экономист. 1999. №1.- С.5.
109. Швецов А.Н. Потребности муниципальных образований в финансо-вых средствах и бюджетно-налоговые возможности их удовлетворения //Российский экономический журнал. 2001. №7. – С.27.
110. Швецов А.Н. Системные преобразования местных бюджетов //Вопросы экономики. 2001. №8. –С. 32-33.
111. Широков А.Н. Местное самоуправление: проблемы и пути их решения / Под ред. С.Н. Юрковой.– СПб.: Знание, 2000.– 312 с.
112. Шлихтер А. Местное самоуправление в системе федерализма: проблемы России и опыт США //МЭиМО. 2002. № 6. – С.8-9.
113. Ямальский район. Сборник нормативных актов и статистических данных Ямальского района Ямало-Ненецского автономного округа. 2004. – 315 с.
114. Яндиев М. И. Финансовые основы местных бюджетов. Дис…. канд. эконом. наук: 08.00.10 — финансы, денежное обращение и кредит. Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова. 1996 г.- 152 с.